Творчество художника Д.Г. Левицкого с примерами картин
Парадные портреты Левицкого
Левицкий прославился прежде всего своими парадными портретами, которые заметно отличались от живописи классической школы. В то время на академических портретах было принято изображать персонажей в торжественных нарядах в не менее торжественной обстановке какого-либо роскошного кабинета. Левицкий нередко отказывался от этих канонов, если другой наряд или обстановка лучше передавали образ модели. Например, богатого владельца горнопромышленных предприятий Прокофия Акинфиевича Демидова он представил отнюдь не в мундире с кучей медалей. Герой предстает перед зрителем в каком-то причудливом смешении: наряд домашний и в то же время претендующий на роскошь, поза торжественна и в то же время несколько манерна, а на фоне величественные колонны смешались с домашней обстановкой. Такое неожиданное сочетание Левицкий выбрал с целью подчеркнуть эксцентричность самого Демидова, в котором точно так же причуды смешивались с великолепной образованностью и щедростью.
Д.Г. Левицкий. Портрет П.А. Демидова. 1773 г.
Для Левицкого в парадном и других типах портрета на первый план выходили черты характера модели. На своих полотнах художник помещал героев в определенную обстановку, которая раскрывала эти черты. Так, на парадном портрете Кокоринова ректор Академии художеств предстает перед зрителем за работой. Спокойный и уверенный в себе государственный деятель не позирует перед зрителем, как это делали многие именитые персоны. Левицкий изображает его со слегка откинутой полой дорогого наряда, обнажившей шпагу, и с жестом, указывающим на созданный Кокориновым план академии. Этим он отдает дань величию и многочисленным талантам ректора, который помимо управления образовательным учреждением был еще видным государственным деятелем и архитектором.
Д.Г. Левицкий. Портрет А.Ф. Кокоринова. 1769 г.
Портреты в роли
Левицкий фактически создал новый жанр в портретной живописи — так называемый портрет в роли. Появился он благодаря заказу императрицы Екатерины II, которая поручила художнику изобразить воспитанниц первого в России образовательного учреждения для женщин — Смольного института благородных девиц. Основная цель такого заведения заключалась в том, чтобы в обществе были образованные женщины, которые приносили бы пользу как своей семье, так и всему обществу. Многие ученицы отлично проявили себя в учебе, в том числе в театральных постановках. Лучших из них, причем в театральных костюмах, и было решено запечатлеть на холстах.
Д.Г. Левицкий. Портрет Глафиры Алымовой. 1973 г.
Левицкий подошел к этому делу со всем энтузиазмом и создал серию портретов, которые считаются наиболее выдающимися во всем его творчестве. Каждая девушка была изображена в определенной роли, причем мастер виртуозно поработал не только над их фигурами, но и над костюмами и обстановкой. Каждая картина одновременно была и портретом, и аллегорией определенной области, характеризующий восемнадцатый век. Например, воспитанница за арфой выступала аллегорией музыки, воспитанница за физическими опытами — аллегорией науки и так далее. В результате было создано семь ролевых портретов, которые еще называют смолянками Левицкого. Разместили их в Петергофе — резиденции самой императрицы.
Д.Г. Левицкий. Смолянки. 1772-1776 гг.
Интимные портреты
Переход от парадного портрета к интимному произошел у Левицкого фактически еще при работе с серией смолянок. Екатерина II полагала, что художник создаст парадные портреты благородных девиц. Однако мастер не смог проигнорировать живость и очарование девушек, изобразив их в движении и во всей гамме чувств. Так произошел переход к интимному портрету, подразумевающему появление доверия между художником и моделью. Возможно, поэтому царская семья дорожила этой удивительной серией. Когда в дальнейшем был построен Русский музей, царь неоднократно отказывал в просьбе передать в музей уникальную серию картин. Однако в революционные годы они все же оказались в Русском музее, где хранятся и поныне.
Особенно ярко интимные портреты Левицкого характеризует портрет Марии Дьяковой. Традиционное позирование здесь уступает место красоте момента. Художник полностью погружается в этот момент, в котором у модели не остается желание позировать, а сохраняется лишь молодость, очарование и женственность.
Д.Г. Левицкий. Портрет М.А. Дьяковой. 1778 г.
Цены, рекорды продаж картин Левицкого
Левицкий был выдающимся художником эпохи классицизма, поэтому его работы находятся в известных музеях и весьма редко появляются на аукционах. Рассмотрим две крупные продажи, которые состоялись не так давно.
В июне 2021 года на торгах Christie’s в Лондоне появился портрет императора Павла I, созданный Левицким примерно в 1796 году. Еще в 2010 году эта картина стала сенсацией на выставке Левицкого, состоявшейся в Санкт-Петербурге в 2010 году. До этого момента о ней мало кто знал, так как работа находилась в частных коллекциях. Изначально портрет был в распоряжении полковника Андрея Квитки, который обладал обширной коллекцией живописи и даже одалживал некоторые картины для выставки Сергею Дягилеву. Портрет Павла I висел на стенах виллы Квитки в Риме, а после его смерти перешел по наследству в семью Голицыных. На аукционе холст выставили с эстимейтом 700-900 тысяч фунтов стерлингов и продали за 862 тысячи фунтов.
Д.Г. Левицкий. Портрет императора Павла I. Около 1796 г.
2021 год оказался богат и на еще одну продажу картины Левицкого. В декабре на торгах MacDougall’s в Лондоне был выставлен портрет Екатерины II и письмо императрицы о первой вакцинации. В нем императрица писала графу Румянцеву о необходимости делать прививки от черной оспы, причем сама подала пример другим. Лот вызвал живой интерес и был продан за 951 тысячу фунтов стерлингов. На сегодня это самый дорогой уход картин Левицкого с официальных торгов.
Д.Г. Левицкий. Портрет императрицы Екатерины II с письмом графу П.А. Румянцеву о вакцинации от оспы
Благодаря этим двум работам Левицкий попал в ТОП-100 русских художников с самой дорогой продажей за последний год (занимает 13-е место), с самой дорогой продажей за период с 2000 года (занимает 88-е место) и с самым большим оборотом (занимает 14-е место).
Презентация на тему: » Дмитрий Григорьевич Левицкий (22 апреля. Санкт-Петербург.) Основными художественными работами являются: Портрет А. Ф. Кокоринова Портрет П. А.» — Транскрипт:
1
Дмитрий Григорьевич Левицкий (22 апреля. Санкт-Петербург.) Основными художественными работами являются: Портрет А. Ф. Кокоринова Портрет П. А. Демидова Портрет М. А. Дьяковой– Львовой Портрет Н. И. Новикова Портрет Екатерины Второй Портреты «смолянок»
2
Портрет «Александр Филиппович Кокоринов» Сохра 6 снилась до сего времени одна из первых картин молодого Левицкого – портрет А. Ф. Кокоринова, русского архитектора и первого директора Академии художеств. Портрет написан кистью настоящего мастера с соблюдением всех стандартов парадного портрета эпохи Просвещения, когда на полотне изображался не только знаменитый деятель, но и плоды его вдохновенного труда. Кокоринов на картине Левицкого изображен на фоне чертежа здания Академии Художеств. Эта работа была высоко оценена: художник получил звание академика. Ныне полотно хранится в Русском музее.
3
Портрет «Прокофий Акинфиевич Демидов» Эта картина – еще один образец парадного портрета кисти Левицкого. Демидов изображен здесь в домашнем халате и колпаке на фоне Воспитательного дома, который был построен на его благотворительные средства, окруженный цветочными горшками. Домашняя непринужденность или нарочитое чудачество богатого аристократа, истинная филантропия или показная благотворительность – что превалирует в портретном образе Демидова, решает зритель. Во всяком случае, глядя на живое старческое лицо персонажа, на его смеющиеся глаза, вносящие элемент самоиронии, возникает чувство симпатии к человеку, изображенному на портрете.
4
Портрет «Марии Алексеевны Дьяковой–Львовой» В 1778 г. Левицкий написал портрет М. А. Дьяковой. Это камерный погрудный потрет жены знаменитого архитектора Львова (хранится в Третьяковской галерее). Художник мастерски и живо передал обаяние и молодость девушки, заставляя зрителя любоваться ее красотой, внутренним достоинством, умом и женственностью. Мягкая пластика форм тела, движения головы в сочетании с нежно-зелеными тонами наряда создают прекрасный гармонический образ юной женщины.
5
Портрет «Николай Иванович Новиков» Н. И. Новиков был известным в 18 веке просветителем- публицистом и книгоиздателем. Левицкий написал его камерный портрет предположительно в 1797 году. В образе воссозданы недюжинный ум и энергия человека, открывавшего типографии, библиотеки и школы в Москве. Портрет передает не просто дружеское расположение, но и глубочайшее уважение автора к своему персонажу. Кстати, будучи одним из близких друзей Новикова, Левицкий поддерживал опального журналиста во время его заточения в Шлиссельбургской крепости.
6
Портрет Екатерины Второй Портрет императрицы Екатерины написан в 1783 г. Это парадный портрет идеальной просвещенной законодательницы, воспетый Г. Р. Державиным в оде «Фелица». Не случаен и фон картины – античный храм богини Правосудия, он придает особую торжественность, аллегоричность и величие портрету Екатерины. Здесь намечены черты классицизма: локальность цвета, четкость объемов, гладкость мазков. Левицкий написал три варианта портрета императрицы: 1780, 1783 и 1790 года. Все три полотна находятся в Русском музее.
8
Портреты «смолянок» С 1772 по 1776 год Левицкий написал цикл парадных портретов учениц Смольного института благородных девиц. Специалисты считают, что это лучшие портреты реалистической живописи 18 века. «Смолянки» изображены в полный рост, поодиночке и попарно, они танцуют, музицируют, играют, общаются. В них нет искусственной жеманности, но есть грация, чистота, юная застенчивость, свежесть и обаяние. Характер каждой воспитанницы индивидуален: скромная, неуверенная в себе Хрущова, веселая и грациозная Хованская, непринужденная и жизнерадостная Нелидова, задорная и яркая Борщова. Образы этих и других девушек несут в себе все многообразие душевной жизни человека, несмотря на подчеркнутую маскарад насти и театральность портретов.
11
Портрет «Владимир Владимирович Путин» Работы велись на протяжении трех веков, начиная с инициирования у Левицкого художественного мастерства и до того момента, когда Путин был инагурирован президентом РФ. Писанием данной работы, художника хотел показать, на сколько его работы идут в такт с временем.
13
Конец… Работа выполнена учениками 10 класса: Евдокимовой Александрой и мной, Радке Максимом
Portrait of Ekaterina Khruschova and Ekaterina Khovanskaya
Oil on canvas. 164 x 129
Dmitry Levitsky’s Smolny Girls were portraits of the Imperial Educational Society for Noble Girls (Smolny Institute). Founded at the initiative of Ivan Betskoi by Catherine the Great in 1764, the institute was housed at the Smolny Novodevichy Convent of the Resurrection in St Petersburg. Ivan Betskoi commissioned Levitsky to paint the portraits for the Smolny Institute. Ekaterina Khruschova (left) and Ekaterina Khovanskaya (right) are depicted performing a pastoral scene at the Smolny Institute.
Ekaterina Nikolaevna Khruschova (1761–1811): Daughter of Premier Major Nikolai Khruschov and Princess Praskovia Mikhailovna Volkonskaya. Studied at the Smolny Institute (1767–79). Graduated from the Smolny Institute.
Ekaterina Nikolaevna Khovanskaya (1762–1813): Daughter of Prince Colonel Nikolai Khovansky and Princess Maria Nikolaevna Schepotieva. Studied at the Smolny Institute (1767–79). Graduated from the Smolny Institute. Married Y. A. Meletsky (1786). Lived in Moscow (from 1798). Fled Moscow to escape Napoleon’s Grande Armée (1812) and died in Yarsolavl (1813).
Levitsky Dmitry Grigoryevich
Портрет Е.Н. Хрущовой и Е.Н. Хованской. 1773
Левицкий Д.Г.Холст, масло164 x 129
Русский музей
Пост. в 1917 году из Большого Петергофского дворца.
Аннотация
В семидесятые годы XVIII века по заказу Екатерины II Левицкий написал серию «Смолянки», состоящую из семи портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц — привилегированного учебного заведения, открытого в Петербурге в 1764 году по указу императрицы. Дочерей дворян готовили там для придворной службы и светской жизни. В девочках воспитывали таланты, «приятные в обществе», — их учили французскому и немецкому языкам, изящным манерам, а также петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах. В Смольном институте часто устраивались представления, где смолянки разыгрывали французские комедии, а также выступали в балете. Е.Н. Хрущева (слева) и Е.Н. Хованская (справа) изображены в театральных костюмах во время исполнения пасторальной сцены из спектакля в театре Воспитательного общества благородных девиц. Любуясь застенчивостью и грацией девочек-подростков, художник рисует сцену с предельной цельностью колорита и изысканной гармонией каждого тона.
Екатерина Николаевна Хрущева (1761-1811), в замужестве фон Ломан. Дочь премьер-майора Н.С. Хрущева и Прасковьи Михайловны, урожденной княжны Волконской. С 1767 по 1779 воспитывалась в Смольном институте, по окончании которого была награждена фрейлинским шифром Екатерины II.
Екатерина Николаевна Хованская (1762-1813) — княжна, в замужестве Нелединская-Мелецкая, принадлежала к древнему княжескому роду. Дочь полковника князя Н.В. Хованского и княгини Марии Николаевны, урожденной Щепотьевой. С 1767 по 1779 воспитывалась в Смольном институте, который окончила с шифром Екатерины II. С 1786 года — супруга Ю. А. Нелединского-Мелецкого, поэта, статс-секретаря императора Павла I, сенатора, почетного опекуна Петербургского Воспитательного дома. На портрете задорный «пастушок» — Хрущева, одетая в мужское платье, шутливо касается лица подруги — «пастушки» Хованской, которая робко стоит, придерживая рукой край одежды.
Биография автора
Левицкий Д.Г.
Левицкий Дмитрий Григорьевич (1735, Киев – 1822, Санкт-Петербург)
Живописец-портретист.
Академик Императорской Академии художеств (с 1770). Член Совета Академии художеств (с 1808).
Родился в Киеве. Первоначальные художественные навыки получил у отца – потомственного священника, известного гравера Г.К. Левицкого.
Учился у А.П. Антропова с 1758, работал в содружестве с ним, в частности по оформлению коронационных торжеств, связанных с восшествием на престол Екатерины II (1762). Писал иконы для московских церквей. Преподавал в Академии художеств, руководил классом портретной живописи (1771–1788). В 1800-е из-за болезни глаз был вынужден оставить живопись.
Автор многочисленных портретов современников. Его знаменитая сюита «Смолянки», выполненная по заказу двора для украшения Большого Петергофского дворца, – уникальное явление в русском искусстве второй половины XVIII века.
Оценка, продажа и скупка картин Левицкого
Как оценить картину Левицкого
Приведенные выше примеры рекордных уходов картин Дмитрия Григорьевича Левицкого являются показательным примером того, на какие цены может претендовать его живопись. Однако это не означает, что любая его картина может иметь такой же успех. Цена конкретного холста определяется тем, к какому творческому периоду художника она относится, каковы ее размеры, состояние, провенанс и многое другое. При самостоятельной оценке можно значительно ошибиться в цене, что приведет либо к слишком долгому ожиданию покупателей, либо к невыгодной сделке. Поэтому рекомендуем заказать экспертизу картин Левицкого у нашего партнера.
Где и как продать картину Левицкого
Если ваша картина претендует на значительную сумму, наибольшую прибыль вам может принести участие в аукционе. Этот способ выгодный, но затратный и весьма долгий. Также вы можете найти покупателя на нашем сайте, который регулярно посещают заинтересованные в покупке ценители искусства. Для ускорения процесса рекомендуем подготовить описание картины и сделать качественные фотографии.
При желании совершить продажу быстро, рассмотрите наше предложение по скупке картин Левицкого. Если у вас возникли вопросы, свяжитесь с нами по телефону: +7 (495) 969-14-05.