Два портрета
Он начал работу над сидячей версией, изображая объект в цветочном платье. Работа над комиссией продвигалась медленно. Первоначально на картине должна была быть изображена дочь Муассье, Катерина; Энгр, посчитав маленькую Катерину «невозможной», исключил ее из композиции примерно в 1847 году. Работа над картиной была приостановлена в 1849 году, когда смерть в июне жены Энгра лишила его возможности работать на несколько месяцев, а мадам Муассье отвлеклась. из-за ее второй беременности и смерти отца. В июне 1851 года, когда женщина, которую он называл «la belle et bonne» («красивая и хорошая») напомнила, что ее портрет еще не завершен, Энгр начал заново, нарисовав ее стоящий портрет в темном платье. который он закончил в декабре 1851 года. Затем он вернулся к сидящему портрету, который завершил в 1856 году, через двенадцать лет после того, как начал его.
Характерно, что Энгр черпал вдохновение в искусстве прошлого, когда писал мадам Муассье . Поза с рукой, касающейся щеки, была взята из фрески Геркулеса и Телефона из Геркуланума, которую он, возможно, видел в Неаполе в 1814 году и которая была ему знакома по гравюрам . По данным Национальной галереи, картина Тициана « Скьявона» , также находящаяся в галерее, возможно, вдохновила на создание второго профиля в зеркале. На ней платье из модного и дорогого лионского шелка с цветочным рисунком, перекликающимся с цветами и листьями позолоченной рамы. Похожая рамка была использована для портрета принцессы де Бройля Энгра 1853 года .
Существуют многочисленные этюды для обоих портретов. Эскиз сидящего портрета на холсте, на котором фигура была нарисована Энгром, а фон нарисован ассистентом, находится в Музее Энгра в Монтобане .
Предмет
Стоящий портрет 1851 года ( Национальная художественная галерея , Вашингтон, округ Колумбия )
Мария-Клотильда-Инес де Фуко (1821–1897) была дочерью французского государственного служащего в департаменте лесов и водных путей. В 1842 году она вышла замуж за вдовца вдвое старше ее, богатого банкира и торговца кружевом Сигизберта Муатессье, став таким образом мадам Муатессье. В 1844 году к Энграу обратился его давний друг и бывший живописец Шарль Маркотт , который был одним из коллег Сигизберта Муатессье, с идеей написать портрет мадам Муатессье.
Не желая на этом этапе своей карьеры принимать заказы на портреты — он считал портретную живопись более низшей формой искусства, чем историческая живопись, — он сначала отклонил просьбу Маркотта. Однако, когда Энгр встретил мадам Муатессье, он был поражен ее красотой и согласился создать портрет. Искусствовед Теофиль Готье , наблюдавший за некоторыми сеансами рисования, согласился с Энгром, описав ее красоту как самую царственную, великолепную, величественную и юнонскую, которую он когда-либо видел.