Орест кипренский. как бастард стал первым русским художником, прославившимся в европе?

Портрет швальбе. кипренский, орест адамович. все картины

Портрет лейб-гусарского полковника Евграфа Васильевича Давыдова

«Портрет полковника Е.В.Давыдова» – картина раннего Кипренского, один из ярчайших образцов романтического направления в русской живописи. Проблема атрибуции: кого из братьев Давыдовых писал Кипренский?

Более ста лет было принято считать, что изображён на портрете Денис Давыдов, поэт пушкинской плеяды, прославившийся своей партизанской деятельностью во время наполеоновских войн. Так произошло из-за того, что после кончины Кипренского в Италии его полотна были морем привезены в Россию, и в сопровождающей их весьма поверхностной описи картина значилась просто как «Портрет Давыдова в гусарском мундире». Инерция общественного восприятия сразу привязала изображение к самому знаменитому из рода Давыдовых – Денису.

В 1948-м году искусствовед Эсфирь Ацаркина обратила внимание, что в авторском «Реестре» картин фамилия сопровождается инициалами: «Е.В.Давыдов». Появилось предположение, что на портрете мы видим Евдокима Васильевича, младшего брата Дениса Давыдова

Но и эта атрибуция, несмотря на полное совпадение инициалов, не нашла подтверждения: Евдоким служил кавалергардом и по этой причине вряд ли мог быть изображен в гусарском мундире.

Между тем, у родных братьев Давыдовых был еще и кузен – Евграф Владимирович Давыдов, который к 1809-му году, времени написания картины Кипренского, уже имел чин полковника гусарского полка. С 1962-го именно эта атрибуция считается бесспорной, несмотря на предпринимающиеся время от времени попытки доказать, что герой Кипренского – всё-таки Денис Давыдов.

Художественное своеобразие «Портрета Е.В.Давыдова»

Большой, почти в человеческий рост, парадный портрет бравого гусара отражает потребность российского общества периода противостояния Наполеону в личности сильной и героической, настоящем защитнике Отечества. Гусарский полковник, написанный на фоне типично романтического предгрозового пейзажа, исполнен мужественной грации. Уверенна и небрежна его поза: правая рука на поясе, левая – на эфесе сабли; торжественен и эффектен цветовой ряд с активными контрастами белого, красного и чёрного и золотым блеском металла.

Настроение полотна в целом – приподнятое и мажорное, однако Кипренский не стремится к внешней «бранной» патетике, свойственной его современнику Теодору Жерико (ср., например, с «Раненым кирасиром» или «Офицером конных егерей императорской гвардии»)

Для Кипренского более важно раскрытие характера героя, подчеркивание не столько его отваги и воинской чести, как бы само собою разумеющихся, но и его живого ума, богатой внутренней жизни, читающейся на лице полковника

Успех во Франции

Вернувшись на родину, Кипренский недолго пробыл в Петербурге и вскоре уехал в Париж, где его работы произвели фурор на весенней выставке 1822 года. Тогда у всех на слуху был русский художникКипренский. Картины, описание которых во всех подробностях было напечатано в специальных справочниках, перевозились из одного французского города в другой, и повсюду они имели ошеломительный успех.

Несмотря на очевидный успех своей портретной живописи, художник продолжает попытки создать историческое полотно, но результатом этих попыток становятся картины, напоминающие пейзаж с Везувием или непроработанный сюжет какой-либо батальной сцены из прошлого. В конце концов к Кипренскому пришла усталость, и он на какое-то время ушел в себя и забросил работу

Ситуация усугубилась тем, что появился талантливый Карл Брюллов, и внимание публики переключилось на него

«Портрет Е. В. Давыдова»

Кратко описание картины

Давыдов изображен Кипренским во весь рост, на фоне пейзажа. Он стоит облокотившись на выступ каменной ограды, левой рукой придерживая саблю и уперев правую в бедро; голова и торс представлены в контрастном движении — лицо Давыдова прямо обращено на зрителя, а плечи повернуты почти в профиль. Но, несмотря на внешнюю эффектность и даже торжественность этой позы, она не производит впечатления нарочитой или манерной. В позе Давыдова есть та романтическая приподнятость и взволнованная патетика, которая служит характеристикой образа. Кипренский не ищет здесь декоративных эффектов, а лишь стремится передать напряженную внутреннюю жизнь изображаемого человека. В намеренном контрасте с воинственной и небрежной позой, как бы подчеркивая многогранность образа, изображено лицо Давыдова с широко раскрытыми задумчивыми и мечтательными глазами. Он кажется одушевленным какой-то глубокой и страстной мыслью — недаром этот портрет так долго считался изображением поэта. Не будет преувеличением сказать, что в образе Давыдова художник воплотил возвышенный идеал человека своей эпохи — воина и мыслителя.
Значительную роль в решении образа играет пейзаж. Человек представлен здесь не на фоне природы, а как бы в ней самой, и напряженная страстность его чувств находит живой отклик в тревожном ритме теней и в почерневшем грозовом небе, по которому бегут облака.
Той же задаче воплощения внутреннего мира изображенного человека подчинен и колористический строй портрета с его смелыми контрастами света и тени и напряженным горением цвета.
В колорите портрета Давыдова еще чувствуются отзвуки больших традиций портретного искусства XVIII века. Подобно своим великим предшественникам — Рокотову, Левицкому и Боровиковскому, — Кипренский с непогрешимым совершенством и острым живописным чутьем передает материальность и цвет одежды Давыдова, его красный с золотом ментик, белые чакчиры и глубокий черный тон ботиков. Но декоративные качества подчинены эмоциональному содержанию; цвет становится носителем характеристики чувства.
Историческое значение портрета Давыдова становится понятным лишь в свете общих проблем, связанных со становлением романтизма в русской живописи.

Замечательные полотна. Л., 1966. С.83

Х

Использование материалов допускается с условием размещения ссылки на страницу:
«Портрет Давыдова» КипренскийТакже бесплатно скачивайте «Портрет Е. В. Давыдова» на странице сайта!

Если Вам понравилась публикация-поделитесь в соцсетях

Кипренский О.А.

Кипренский Орест Адамович (1782, Мыза Нежинская Оренбургского уезда Санкт-Петербургской губ. – 1836, Рим)
Живописец-портретист, рисовальщик.
Академик Императорской Академии художеств (с 1812). Профессор (с 1831).
Родился в усадьбе Нежинская Петербургской губернии. Сын дворового человека Адама Швальбе (по другой версии отцом художника был помещик А.С.Дьяконов) и крепостной крестьянки Анны Гавриловой. С 1788 учился в Академии художеств у Г.И. Угрюмова и Г.-Ф. Дуайена (1788–1803). Работал как портретист в Москве, Твери и Петербурге, преподавал. В 1816–1823 совершенствовался в Италии и Франции. С 1828 до конца жизни жил и работал в различных городах Италии: в Риме, Неаполе, Флоренции, Милане.
Крупнейший мастер романтического портрета, автор целой галереи графических и живописных портретов современников.

«Портрет Е. В. Давыдова», Кипренский

Год написания: 1809Размер: 1620 × 1160 смМестонахождение: Русский музей, Санкт-Петербург

Вариант 1 — Кратко

10 предложений/ 100 слов

На картине Ореста Кипренского «Портрет Е. В. Давыдова» изображён Евдоким Давыдов. Он стоит перед зрителем в полный рост, уверенно опираясь рукой о выступ каменной ограды.

Мужчина облачён в гусарскую форму. На столе слева лежит его кивер. В левой руке Давыдов держит саблю. Голова героя повёрнута вправо, туда же устремлён и взгляд задумчивых карих глаз. Лицо военного украшают роскошные усы, а над головой поднимается густая копна тёмных волос.

Евдоким изображён на фоне несколько тревожного романтического пейзажа. Грозное затянутое тучами ночное небо, срывающий с деревьев листья ветер — всё это невольно наводит на мысли о мятежной душе внешне спокойного и одухотворённого героя.

Вариант 2 — Подробно

20 предложений/ 254 слова

«Портрет Е. В. Давыдова» стал одной из самых загадочных работ Ореста Кипренского. Искусствоведы долгое время спорили, кто же на самом деле изображён на этом полотне, изначально носившем название «Портрет Давыдова в гусарском мундире». Долгое время считалось, что это поэт и герой Отечественной войны 1812 года Денис Давыдов, поэтому картину переименовали соответствующим образом. Но в дальнейшем критики сошлись на том, что художник всё же запечатлел на холсте кузена Дениса — Евдокима Давыдова.

Мужчина изображён стоящим в полный рост, что лишь придаёт его статной фигуре значимости. Герой выставил вперёд одну ногу, а левой рукой оперся о выступ каменной ограды. Правая рука гусара изящно лежит на поясе. Таким образом, вся поза Давыдова источает уверенность.

О суровом боевом нраве этого мужчины сообщает его военный наряд — красный гусарский мундир, украшенный золотой вышивкой, белые штаны — чакчиры и грубые чёрные сапоги. Спереди на столе лежит кивер героя. В левой руке Евдоким держит саблю, не желая расставаться с любимым оружием, даже находясь в мирной обстановке.

Выражение лица мужчины также говорит о внутреннем спокойствии и силе духа героя. Слегка повернув голову вправо, гусар смотрит вдаль. Взгляд его карих глаз задумчив и даже несколько печален. Лицо Давыдова украшают благородные усы. Над головой возвышается густая шапка из тёмных кудрявых волос.

Кипренский изобразил своего героя на фоне романтического пейзажа, в котором слышны тревожные нотки. Так, за спиной Давыдова можно заметить грозное, затянутое тучами ночное небо и дерево, роняющее листья на ветру. Это придаёт портрету глубину и многоплановость, позволяя зрителю увидеть в событиях окружающего мира отражение мятежной души внешне спокойного и уверенного в себе Евдокима.

см. также:Все сочинения-описания картин

Признание

В конце концов Кипренский, картины которого уже обсуждались тайно и явно в Москве, решился на демонстрацию полотен и «Портрет отца Адама Швальбе». Немного позже художник получает большую за полотно «Князь Донской после Куликовской битвы». После этого Орест Кипренский, картины которого были признаны и получили высокую оценку, стал участвовать в оформлении Казанского собора Однако этот вид творчества не стал для художника возможностью полной реализации своего таланта, и он решил обратиться к

Орест Адамович Кипренский быстро выдвинулся на передний план как всесторонне одаренный живописец. Портреты, написанные им, поражали новизной и точностью изображения. Художнику каким-то непостижимым образом удавалось ухватить самую суть и уже не упускать ее до конца работы. Одной из самых значительных работ Кипренского является портрет, на котором изображен Александр Сергеевич Пушкин. Картина Кипренского, посвященная светочу русской поэзии, была написана в 1827 году. До создания этого шедевра Орест Адамович успел написать еще 59 портретов, на двух из которых изображены во весь рост полковник Е.В. Давыдов и граф Д.Н. Шереметев. Остальные писались в полроста.

Орест Кипренский, картины которого уверенно завоевывали Петербург и Москву, в одночасье становится выдающимся художником своего времени. За несколько портретов, написанных в 1811-1813 годах, живописец получил звание академика живописи.

Портрет лейб-гусарского полковника Е. В. Давыдова

Пост. в 1897 из ИАХ

Своеобразным манифестом, эталоном образа героя Отечественной войны 1812 года стал персонаж исполненного за три года до Бородина «Портрета гусарского полковника Евграфа Владимировича Давыдова» кисти Ореста Кипренского (1809). Не случайно, вопреки документально установленной истине, в нем долгие годы видели изображение прославленного подвигами и молвой героя-партизана Дениса Давыдова

Однако же давно и точно отмечено, что «не столь важно, кто запечатлен на этом полотне», важно, что в этом персонаже сконцентрированы черты, «…типичные для целого поколения той эпохи». Созданный Кипренским образ послужил своеобразным модулем для портретной живописи первой половины XIX века

Григорий Голдовский, Юрий Епатко. «Недаром помнит вся Россия…» // 1812 год в произведениях искусства из собрания Русского музея. СПб, 2012. С. 7.

С портретом связана целая эпопея поисков. Около 130 лет считалось, что на портрете изображен известный герой-партизан Денис Давыдов, «поэт, рубака, весельчак». Однако тогда он был в чине ротмистра. Некоторые исследователи утверждали, что Кипренскому позировал младший брат Дениса — Евдоким, красивый, мужественный офицер, участник многих битв, в том числе и под Бородино, имевший семь ранений. Вскоре после войны он получил чин генерал-майора. Но Евдоким был кавалергард, а не гусар. В настоящее время считают, что изображен двоюродный брат Дениса — Евграф Владимирович Давыдов.

Давыдов Евграф Владимирович (1775–1823) — двоюродный брат поэта и партизана Отечественной войны 1812 Дениса Васильевича Давыдова. С 1797 — корнет лейб-гвардии Гусарского полка. Участник войн с Наполеоном, в 1805 сражался под Аустерлицем, в 1812 был ранен под Островном. В 1807 получил чин полковника, в 1813 за отличие произведен в генерал-майоры. В 1813 в «битве народов» под Лейпцигом лишился левой ноги и правой руки. Был награжден золотой шпагой, орденами Св. Георгия 3-й степени, австрийским орденом Леопольда и прусским Красного Орла. Друг П. А. Вяземского и Н. И. Тургенева. Изображен в форме полковника лейб-гвардии Гусарского полка. 1812 год в произведениях искусства из собрания Русского музея. СПб, 2012. С. 5.

Давыдов изображен стоящим в небрежно-свободной позе, гордо подбоченясь, с рукой положенной на эфес сабли. Одухотворенность мужественного и одновременно мечтательного воина усилена романтической атмосферой полумрака, пронизанного скользящими пятнами света. Яркие и нарядные цветовые сочетания придают портрету парадность. Все это вместе создает образ, полный энергии и внутреннего достоинства.

За этот и другие портреты в 1812 году Кипренский получил звание академика.

Кипренский Орест Адамович

Живописец-портретист, рисовальщик.

Реноме

Однако в судьбе художника не все было так гладко и безмятежно, его одолевали амбиции. Портреты Орест Адамович писал в основном для заработка, а своим призванием он считал и постоянно порывался создать какое-либо монументальное полотно, отражающее великие события из прошлого русского народа.

Тем не менее художник продолжал творить в доступном ему жанре и стал первым русским живописцем, который получил заказ на создание автопортрета для известной своим собранием изображений лучших художников с мировым именем. Будучи столь известным, художник Кипренский, картины которого по мере появления становились предметом вожделения для многих коллекционеров мира, вдруг оказался в опале.

Первые шаги

В возрасте шести лет рано проявивший свои способности Орест был отдан в обучение в училище при Академии художеств Петербурга. В дальнейшем всему он был обязан своему природному дарованию. Академию Кипренский окончил в 1803 году и продолжил изучать искусство живописи под руководством известного русского художника Г.И. Угрюмова.

Последующие несколько лет Орест Адамович Кипренский провел в тяжелых условиях, жил фактически в казарме, подвергался унижениям, его муштровали, ограничивали свободу. Но как ни странно, лишения и бытовая неустроенность не отняли у художника желания заниматься искусством, наоборот, нелегкая судьба стала стимулом для дальнейшего творческого развития. Друзья прозвали молодого Кипренского «сумасбродным Орестом». Художник постоянно носил с собой альбом с рисунками, которые он создавал буквально на ходу.

Portrait of Life Guard Colonel Yevgraf Davydov

Oil on canvas. 162 x 116

The portrait is Orest Kiprensky’s most famous canvas and a specific manifesto of the art of the Romantic era in Russia. It was one of the works for which Kiprensky was made an academician in 1812.

Yevgraf Davydov (1775–1823): Sergeant major of the Life Guards Cavalry Regiment (1791), cornet of the Life Guards Hussar Regiment (1799), colonel (1807). Fought in the Napoleonic Wars at the Battle of Austerlitz (1805) and the Battle of Ostrovnoye near Vitebsk (1812). Lost his left leg and right arm beneath the elbow at the Battle of Leipzig (August 1813), awarded the Order of St George (3rd class), the Order of Leopold of Austria, the Order of the Red Eagle of Prussia (2nd class) and promoted to the rank of major-general.

Kiprensky Orest Adamovich

Portraitist, history painter, draughtsman.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: