Пряхи, или миф об арахне. пряхи картина

Творчество Веласкеса

Смелый, испанский живописец, которого от всех отличало то, что как никто другой он мог проникнуть в характер модели, обладая при этом обостренным чувством гармонии, тонкостью и насыщенностью колорита. По утверждению ранних биографов, он схватывал все буквально на лету, очень рано научился читать и уже в детстве начал собирать библиотеку, которая к концу жизни художника выросла в собрание, поражавшее современников своей величиной и универсальностью. Судя по составу этой библиотеки, Веласкес серьезно интересовался литературой, архитектурой, астрономией, историей, математикой и философией. Но сильнее всего его манила живопись…

Один из друзей Диего Веласкеса писал: «каждый мазок — сама правда», настолько художник обладал мастерством колорита, яркой передачей характеров людей, передачей светотеней и это все поражало современников.

Еще будучи юношей Диего Веласкес написал в 1617 г. картину «Завтрак» и в 1620 г. картины «Продавец воды», «Старая кухарка», эти картины написаны еще в темной манере, с резкими контурами света и тени, художник обратился к жанровой живописи, с любовью изображая простых людей, исполненных спокойного достоинства.

В мифологической картине «Вакх» (вакх — древнегреческий бог вина), которая была написана в 1628 — 1629 г. и хранится в мадридском музее Прадо, Веласкес изобразил гулянье крестьян под открытым небом. В этой картине еще остались некоторые детали от ранней темной манеры художника.

В исторической картине «Сдача Бреды», Веласкес запечатлил победу, которую одержали над голландцами испанские войска. Т

Веласкес будучи придворным художником постоянно писал портреты короля, королевы, принцев и принцесс. Но Веласкес не хотел изменять своему реалистическому искусству, он умел в каждом человеке, кем бы он ни был, найти основные черты характера и передать их ярко и красиво. Так, например, в портрете, написанном в 1644 г., короля Филиппа IV, одетого в роскошную красновато-розовую одежду, Веласкес изобразил безвольным, вялым, болезненным человеком. Графа Оливареса — суровым всесильным министром.

Веласкес писал портреты не только знати, но и придворных шутов, которые были призваны забавлять королевский двор. Он сумел подчеркнуть характеры этих шутов: скромную сдержанность умного карлика Эль Примо, трагическую напряженность калеки Моро. Портреты всех этих шутов были написаны художником в 1640 — х г. и хранятся они в музее Прадо.

«Портрет папы Иннокентия X», написанный в 1650 г. в Риме, считается вершиной мастерства портретного искусства Веласкеса. В этом портрете он сумел правдиво и ярко изобразить характер, показав за внешней грубостью папы — жестокость, злобу, железную волю и упрямость. С большим мастерством Веласкес передал все оттенки багрового лица папы, блеск малинового шелка одежды, пены белых кружев. Еще никто и никогда из художников не осмеливался так правдиво показать характер главы католической церкви.

1652 г. художник был назначен королевским обер-гофмаршалом. Новая должность Веласкеса (в его обязанности входила подготовка и организация празднеств при дворе) отнимала много сил и времени. После большого праздника на границе с Францией, посвященного бракосочетанию инфанты Марии-Терезии с французским королём Людовиком XIV, художник тяжело заболел, и вскоре после возвращения в Мадрид, 6 августа 1660 года скончался.

Диего Веласкес Пряхи, или Миф об Арахне: Описание произведения

С первого взгляда не сразу и сообразишь, что именно перед нами происходит: никто из женщин не смотрит на зрителя, не посылает ему объяснительных сигналов. Позы прях на переднем плане настолько же реалистичны, насколько необычны. Обычно Веласкес писал королевских или придворных особ – они располагались лицом к зрителю и изображались в традиционной торжественной статике (1, 2, 3, 4). А здесь мы видим героинь в ритмичном волнообразном движении. Некоторых – со спины. Других – наклонившимися, развернувшимися, присевшими – словом, полностью поглощенными работой.

Помещение, где женщины заняты пряжей, темновато. Это заставляет вспомнить о ранних бодегонах Веласкеса – бытовых сценках, исполненных в манере Караваджо (1, 2). А впереди, в смежной комнате, отделённой от нашей двумя массивными ступенями, потоком струится солнечный свет. Ортега-и-Гассет, кстати, полагал, что этот поток света, падающего слева, и есть протагонист (главный герой) картины.

Свет щедро проливается на другую группу женщин в парадных пышных платьях. Рядом с ними располагаются музыкальные инструменты, а вся стена затянута гигантским дорогим гобеленом, изображение которого, при желании, тоже поддаётся расшифровке. Но прежде возникает вопрос: а что общего между этими двумя группками женщин? Чем они связаны? Почему эти два разнородных пространства Веласкес объединил? Причем не просто объединил, а подчинил принципу зеркальности. Композиционно эти группы аналогичны: по две героини справа и слева, а одна – впереди и несколько в глубине.

Но уподоблены группы героинь на первом и втором планах только для того, чтобы тут же их противопоставить. «Здесь работают – там играют, здесь необработанная шерсть – там готовый гобелен, здесь отдёргивают портьеру, чтобы впустить свет, – там все залито светом, здесь крутится колесо прялки – там стоит виолончель, на которой никто не играет. Здесь пространство работы, ремесла, действия, там – созерцания, чистого искусства, — сравнивает искусствовед Марина Торопыгина, — две эти темы – ремесло и искусство – сопоставляются и в то же время как будто отражаются одна в другой».

Однако оказывается, что связь между этими двумя группами персонажей, двумя разнородными мирами – гораздо глубже. Она не просто композиционная, но и смысловая

Дело в том, что, гобелен, который с таким вниманием рассматривают знатные дамы, рассказывает нам о… пряхах. Сравнительно недавно удалось установить, что изображение гобелена написано по мотивам картины Тициана «Похищение Европы»

А это сразу же заставляет вспомнить о мифической пряхе Арахне. Согласно античной легенде, Арахна так возгордилась своим умением, что вызвала на поединок саму Афину – не просто богиню мудрости, но еще и изобретательницу веретена. Дерзость Арахны простиралась и дальше: она выткала на полотне эпизод из многочисленных любовных приключений отца Афины Зевса, а именно тот, где он похищает дочку сидонского царя Европу. Афина в назидание превратила Арахну в паука, чтобы ей вечно плести свою паутину (боязнь пауков так и называется – «арахнофобия»).

Так искусствоведы пришли к выводу, что «Пряхи» Веласкеса не что иное, как иллюстрация к мифу об Арахне, изложенному Овидием, хотя и выполненная «на современном материале». Но самые пытливые из исследователей двинулись дальше. Они осмелились предположить, что в пожилой женщине за прялкой Веласкес изобразил свою жену Хуану Миранду, на которой женился 19-летним и с которой прожил всю жизнь, а в молодой пряхе, развернутой спиной зрителю, «зашифровал» тайную возлюбленную – итальянскую художницу Фламинию Трива (Flaminia Triva, её же обнажённую спину, предположительно, можно видеть в единственной эротической картине Веласкеса «Венера с зеркалом»). Возможно, он намекал, что пряхи на картине – античные мойры, плетущие нить его личной судьбы.

Описание картины Диего Веласкеса «Пряхи» Картины художников

Эта картина увидела мир в 1657 году в Мадриде. Полотно можно поделить на две части, на первом плане свою тихую работу ведут ткачи, а на втором плане изображен результат их деятельности – большой ковёр на стене с изображением сцены на религиозную тему.

В центре картины кипит работа, не переставая ни на секунду. Картина насыщена динамикой – каждая ткачиха занята своим делом. Одна собирает упавшие нитки на пол, другая, та, которая с закатанными рукавами, прядёт новое произведение искусства. Скорей всего закатанными рукавами художник хотел показать увлечённость процессом работы.

Напротив женщины с закатанными рукавами сидит, очевидно, пожилая ткачиха, лениво ведущая беседу с молодой подсобницей. Возле старой женщины, словно чувствуя жизненный опыт и идущее от неё добро, расположилась у её

ног домашняя кошка.

Веласкес изобразил обычное рабочее место без прикрас и пафоса. Никаких театральных движений, только точные и уверенные движения ткачих. По количеству света в комнате можно предположить, что работницы задержались до позднего вечера. Об их уставшем виде также говорит отвлечённость от работы пожилой женщины и подсобницы, позволивших в конце дня немного поболтать.

Несколько слов нужно сказать о гобелене на заднем фоне: художник изобразил момент гнева Господнего, когда он превратил в ползучего гада Арахну. Некоторые историки считают, что этим моментом Веласкес хотел раскрыть политическую игру Испании (существуют и другие догадки, например, триумф божественной воительницы), которая всецело повелевает людьми.

Таким образом, картина относится к лучшим произведениям искусства того времени. Она отражает не только тяжёлую работу ткачих, но и всю несправедливость политического устройства монархии или праведность Божьего Суда, кто знает.

Перов Василий

Прислал: Суханова Анна . 2017-10-08 22:00:07

Известные картины художника

Религиозные, исторические и мифологические сюжеты

«Поклонение волхвов» (1619, Прадо, Мадрид)..
«Христос в доме Марфы и Марии» (1620, Национальная галерея, Лондон).
«Изгнание мавров» (1627, Прадо, Мадрид).
«Триумф Вакха, или Пьяницы» (1628, Прадо, Мадрид).
«Кузница Вулкана» (1630, Прадо, Мадрид).
«Окровавленный плащ Иосифа приносят Иакову» (1630, монастырь Сан — Лоренсо, Эскориал)
«Распятый Христос» (1632, Прадо, Мадрид).
«Сдача Бреды (Лес Копий)» (1634—1635, Прадо, Мадрид).
«Бог войны Марс» (около 1640, Прадо, Мадрид)


«Эзоп» (около 1640, Прадо, Мадрид)
«Коронование Марии» (1645, Прадо, Мадрид)
«Меркурий и Аргус» (около 1659, Прадо, Мадрид)

Портреты

«Портрет молодого испанца» (1630—1631, Старая Пинакотека, Мюнхен)
«Портрет графа Оливареса» (ок.1638, Эрмитаж, Санкт-Петербург).


«Конный портрет короля Филиппа IV» (1635, Прадо, Мадрид).
«Автопортрет» (1640, Музей изящных искусств, Валенсия)
«Дама с веером» (1640—1642, Собрание Уоллеса, Лондон)
«Портрет Филиппа IV в военном костюме, называемый Ла Фрага» (1644, Нью-Йорк, Галерея Фрик)
«Портрет Филиппа IV» (1656, Прадо, Мадрид).
(Всего было написано около полутора десятков портретов короля в течение 37 лет).
«Портрет папы Иннокентия X» (1650, Рим).
«Портрет инфанты Марии Терезы» (1651, собрание Леман, Нью-Йорк).
«Портрет инфанты Маргариты» (1660, Прадо, Мадрид).
«Менины (Фрейлины)» (1657, Прадо, Мадрид).

Последние годы жизни: картина «Менины»

Давайте в подробностях разберем самую знаменитую картину, которую Веласкес создал уже в поздний период творчества — «Менины».

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве
с крупнейшими российскими экспертами.

Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории
и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus

посмотреть все уроки


Автор урока
Ольга Хлопонина
Кандидат культурологии, преподаватель Московского Гуманитарного университета

Диего Веласкес


1. Портрет королевы Марианны Австрийской, 1650
2. Портрет инфанты Марии Терезии с часами, 1652
3. Портрет Филиппа IV, 1656
4. Портрет принца Фелипе Просперо, 1659

В этой части обсудим последний период творчества Веласкеса после его возвращения из Италии в Мадрид.

Что художник делал в последние годы своей жизни

Продолжал много работать. Писал портреты придворных, членов королевской семьи, самый известный из которых — «Менины».

Получил посвящение в Орден Сантьяго, то есть рыцарское звание — самую ценную и значимую награду. Это произошло за год до смерти.

В 1659 году поехал на остров Файзамес руководить подготовкой к династическому браку между дочерью Филиппа IV Марии Терезии и королем Франции Людовиком XIV. Напряженная работа подорвала здоровье Веласкеса: в какой-то момент художник почувствовал себя плохо, его спешно привезли в Мадрид.

Художник умер в 1660 году в возрасте 61 года. У смертного одра Веласкеса присутствовал Филипп IV. На надгробии написали «Живописцу истины» — за удивительный талант писать правду, не издеваясь, не приукрашивая и не выпячивая недостатки.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Диего Веласкес. Менины, 1656

Мы добрались до самой известной картины Веласкеса — «Менины». Художник не только показал удивительное мастерство живописца, но и наполнил картину личным отношением к семье монарха.

Изображение очень реалистично. Поэт Теофиль Готье, подойдя к «Менинам», воскликнул: «А где же картина?!»

В центре картины — инфанта Маргарита и две фрейлины-менины. Одна из них подает принцессе бокал с водой, другая застыла в легком реверансе. Поднесение питья принцессе было регламентировано строгим дворцовым этикетом.

Рядом находятся карлик и карлица. Немка Мария Барбола стоит неподвижно и смотрит на зрителя. Мальчик Николосито Пертусато играет с собакой. Его детская непосредственность противопоставлена сдержанным аристократическим манерам Маргариты. Веласкес будто намеренно сравнивает двух детей из разных слоев общества.

Сам Веласкес тоже вписан в картину. Это единственный достоверный автопортрет художника.

Зритель смотрит на происходящее глазами короля и королевы, участвующих в сцене, но не включенных в картину. Их отражения видны в зеркале на дальней стене.

Сюжет картины можно истолковать по-разному. Возможно, художник пишет портрет Маргариты, работа над которым прервана неожиданным появлением короля и королевы. Или маленькая инфанта с фрейлинами вошла в тот момент, когда королевская чета позировала художнику? Веласкес снова загадывает загадку без ответа.

О придворных карликах и шутах

Диего Веласкес

1. Дон Себастьян де Морра, 1645
2. Портрет придворного шута Эль Примо с книгой в руках, 1645

Диего Веласкес. Пряхи, или Миф об Ариадне, 1657

Теперь рассмотрим картину Веласкеса «Пряхи, или Миф об Арахне».

Легенда рассказывает о лидийской девушке Арахне, которая славилась своим искусством рукоделия. Возгордившись, она вызвала Афину, покровительницу прядильщиков и ткачей, на состязание. Сотканный Арахной платок с изображением любовных утех божественных обитателей Олимпа разгневал Афину, и богиня превратила девушку в паука.

Веласкес снова использует прием «картина в картине». На переднем плане мастерская, в которой работают пряхи. На заднем плане нарядные дамы рассматривают гобелен с изображенной сценой похищения Европы — похожая работа Тициана находилась в королевском хранилище искусства. Считается, что слева Афина приняла облик старой ткачихи, а Арахна справа повернулась к нам спиной.

Олимп перемещен в земную реальность, хотя и не смешивается с ней. Разница подчеркивается контрастом света и полумрака, дорогой одежды и простых нарядов ткачих. Обычная бытовая сценка приобретает характер священного ритуала.

Биография Диего Веласкеса

Веласкес родился в Севилье в 1599 г, в небогатой дворянской семье выходцев из Португалии. Точная дата его рождения неизвестна, но зафиксирован день крестин — 6 июня (а в те времена младенцев старались крестить сразу после рождения).

Вскоре отцу Веласкеса стали очевидны способности сына к искусству, и он отвел десятилетнего Диего в мастерскую известного испанского художника Ф. Эрреры. Сам факт выбора подобной профессии был вызовом для испанской аристократии, ибо профессия художника считалась недопустимым занятием для дворянина.

У Эрреры Диего проучился недолго, они не сошлись характерами.

Через год он работал уже в мастерской другого художника, Франсиско Пачеко, у которого оставался до 1617 года, когда получил звание мастера. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует. По свидетельству самого Пачеко, еще юношей Веласкес «оплачивал крестьянского мальчика, служившего ему моделью. Он изображал его в разных видах и позах то плачущим, то смеющимся, не останавливаясь ни перед какими трудностями».

По совету учителя Диего оттачивает владение рисунком, позволяющее точно воспроизводить натуру, в живописи на бытовые темы, по-испански — бодегонес.

В 1622 году он впервые посетил испанскую столицу. В практическом смысле эта поездка оказалась не слишком удачной — достойного места Веласкес себе не нашел. Он надеялся встретиться с молодым королем Филиппом IV, но эта встреча не состоялась.

Впрочем, кое-какие важные шаги он сделал. Слухи о молодом художнике достигли двора, и уже в следующем, 1623-м, году первый министр герцог де Оливарес (тоже выходец из Севильи) пригласил Веласкеса в Мадрид писать портрет короля. Эта не дошедшая до нас работа произвела столь приятное впечатление на короля, что тот немедленно предложил Веласкесу должность придворного художника. Тот без раздумий принял это предложение.

Так же немалую пользу в жизни художника принесла встреча с Рубенсом, в качестве дипломата в 1628 году прибывшим в Мадрид. На протяжении девяти месяцев великие живописцы интенсивно общались. Видимо, именно Рубенс посоветовал Веласкесу посетить Италию. Вскоре после отъезда Рубенса Веласкес упросил короля дать ему разрешение на эту поездку, длившуюся с августа 1629 года по январь 1631 года. Вернувшись, домой, он продолжил свои государственные и художественные труды.

Диего Веласкес «Пряхи или миф об Арахне», 1657 год

На картине мы видим женщин, которые прядут полотно. В процессе работы женщины мило беседуют, а между ними спокойно дремлет кот.

Традиционно считается, что это пряхи, которые обслуживали королевский двор. Они работали в монастыре Санта-Исабель в Мадриде.

Диего Веласкес «Пряхи или миф об Арахне», 1657 год

По другой версии пряхи на картине — это Мойры. В их распоряжении находятся рождение и смерть человека, а также продолжительность его жизни.

Одна из Мойр прядёт нить жизни, другая сматывает её в уникальный клубок судьбы, а третья — перерезает нить.

Однако основная композиция скрывается на заднем плане картины. Работа Веласкеса создана по принципу «картина в картине».

Миф об Арахне

На заднем плане мы видим сцену из мифа об Арахне из поэмы «Метаморфозы» древнегреческого поэта Овидия.

Согласно мифу, Арахна была превосходной ткачихой. Её ткани были лёгкие как пух и прозрачные как воздух. В ткачестве Арахне не было равных и со временем она возгордилась своим мастерством.

Гордыня ткачихи была настолько сильной, что она бросила вызов самой богине Афине, чтобы посостязаться с ней в мастерстве ткачества.

«Пусть приходит сама Афина-Паллада состязаться со мной! Не победить ей меня, не боюсь я этого», — крикнула Арахна.

Диего Веласкес «Пряхи или миф об Арахне», фрагмент

Услышав это, Афина явилась к ткачихе в образе старой женщины и предупредила, что не стоит вызывать на себя гнев богов, бросая им вызов. Состязаться в мастерстве нужно только со смертными. Но Арахна не стала слушать старуху и нагрубила ей.

Тогда Афина приняла свой настоящий облик и согласилась на состязание.

Афина выткала величественный афинский Акрополь, а на нём изобразила свой спор с Посейдоном за власть над Аттикой. По углам Афина выткала богов, карающих людей за непокорность, а вокруг венок из листьев оливы. Арахна же выткала на своём покрывале много сцен из жизни богов, в которых они являются слабыми, одержимыми человеческими страстями. По качеству работа Арахны была совершенной, она не уступала работе Афины, но в изображениях видно было неуважение и даже презрение к богам.

Увидев это, разгневанная Афина порвала работу Арахны и превратила ткачиху в паука, наказав её таким образом за гордыню.

По всей видимости, Веласкес через сюжет картины хотел донести до зрителя, что даже если человек и талантлив, он не должен ставить себя выше Бога.

Действие мифа об Арахне происходит на фоне гобелена, на котором изображена картина Тициана «Похищение Европы». На картине показано, как бог Зевс опустился до животного состояния, превратившись в быка и похитил дочку феникийского царя Агенора Европу. Это был один из сюжетов, который, согласно мифу, выткала Арахна во время состязания.

Сцена на гобелене ещё больше усилила эффект «картины в картине».

Изменения в картине

В 18 веке картина пострадала от пожара, после чего её реставрировали. Во время реставрации полотно было увеличено на 37 см в высоту и на 50 см в ширину. Это можно легко заметить по отличающемуся цвету шторы в левом верхнем углу.

В настоящее время картина находится в музее Прадо в Мадриде. Она экспонируется в оригинальном размере, а добавленные позже части закрыты специальной рамкой.

Библиография

  • C. Justi, «Diego Velazquez und sein Jahrhundert» (Бонн, 1888, 2 т.);
  • W. Stirling Maxwell, «Velazquez und seine Werke» (перев. с английского, Берлин, 1856)
  • Paul Lefort, «Velazquez» (общедоступный труд, входящий в состав серии книжек: «Les Artistes célébres»).
  • Camon Aznar J. Velazquez. T. 1-2. Madrid, 1964.
  • Знамеровская Т. П. «Прядильщицы» как итог развития бытового жанра в творчестве Веласкеса (ко 300-летию со дня смерти) // Научные доклады высшей школы. Серия исторических наук. № 2, 1961
  • Знамеровская Т. П. Веласкес, М., 1978.
  • Каптерева Т. П. Веласкес и испанский портрет XVII века. М., 1956.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: vis-ua-arts, , 

Диего Веласкес: картины художника


Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

3.2/5 — (4 голоса)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: