Приезд гувернантки в купеческий дом. перов. описание

Василий Григорьевич Перов. (1833-1882)

Родился: в 1833 году в Тобольске, окончил уездное училище в Арзамасе и художественную школу А. В. Ступина там же. В 1853 году поступил в московское Училище живописи, ваяния и зодчества, где его учителями были М. Скоти, А. Мокрицкий и С. Зарянко. В 1860 году был направлен в Академию художеств для работы над картиной на золотую медаль. В ранних работах примыкает к традиции социальных сатир Федотова («Первый чин. Сын дьячка, произведенный в коллежские регистраторы», «Приезд станового на следствие»). Творчество Перова формируется в непосредственной связи с основными принципами русских революционных демократов. Ранние картины Перова Василия Григорьевича «Проповедь на селе», за которую он был удостоен большей золотой медали, «Сельский крестный ход на пасхе», «Чаепитие в Мытищах»- острая злободневная сатира, полная обличительного пафоса. В 1862 году художник был направлен Академией художеств пенсионером в Париж. Он посетил также художественные центры Германии, но вернулся ранее срока, так как стремился к изучению и изображению русской жизни. 1860-1870-е годы XIX века — период творческого расцвета художника. Повышается его живописное мастерство. В это время созданы произведения, выдвинувшие Перова в число известнейших жанристов не только России, но и Европы.

Перов Василий Григорьевич пишет картины «Монастырская трапеза», «Приезд гувернантки в купеческий дом», «Птицелов» и другие. Им созданы проникнутые лирической грустью, созвучные гражданской лирике Н. А. Некрасова произведения, среди которых картины: «Проводы покойника», «Утопленница», «Последний кабак у заставы». Василий Григорьевич Перов создал блестящую галерею портретов современников (А. Н. Островского, Ф. М. Достоевского, А. Ф. Писемского, А. Г. Рубинштейна и других). Талантливый художник Перов был замечательным педагогом. С 1871 года он преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где вос-пикал целую плеяду художников.
В последние годы жизни Перов Василий Григорьевич пишет ряд произведений на религиозные чсюжеты и сюжеты из русской истории («Плач Ярославны», «Никита Пустосвят. Спор о вере»), которые по своим художественным качествам и идейной направленности уступают его произведениям поры расцвета. Напряженная творческая деятельность, лишения привели живописца к тяжелой болезни. Умер Перов Василий Григорьевич в 1882 году.
К портретному жанру относятся произведения изобразительного искусства, в которых запечатлен внешний облик конкретного человека (или группы людей).

Каждый портреный образ передает индивидуальные, присущие только портретируемому (или, как говорят художники, модели) черты. Но передачей внешнего сходства вовсе не ограничивается замысел живописца.
К тому же автор произведения, как правило, не бесстрастный регистратор внешних и внутренних особенностей портретируемого: личное отношение художника к модели, его собственное мировоззрение, его творческая манера накладывают на произведение зримый отпечаток. Портретное искусство насчитывает несколько тысячелетий.
В живописи имеется ряд портретов, где художник едва наметил лицо, и все-таки человека можно узнать. Художник Перов Василий Григорьевич — крупнейший русский художник-демократ 60-х годов ХХ века, один из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок.

Каталог картин: название, год написания, где находится, автор, размер, техника.

Использование материалов допускается с условием размещения ссылки на страницу:
НатюрмортыТакже можно бесплатно скачать файлы натюрмортов на страницах с картинами.

Если Вам понравилась публикация-поделитесь в соцсетях

Описание картины «Приезд гувернантки в купеческий дом»

Василий Григорьевич Перов — русский живописец, рисовальщик, мастер бытовой живописи, портретист, исторический живописец. Родился художник в г. Тобольске. Он был внебрачным сыном барона Григория Карловича Криденера, занимавшего должность губернского прокурора, поэтому первые годы жизни он носил фамилию своего крестного отца Васильева, а позднее, за свое пристрастие к чистописанию, получил фамилию Перов. Спустя год после рождения сына семья Кридинеров переехала в Архангельск, а позднее обосновалась в Арзамасском уезде. Художественное образование Перов получил в Арзамасской школе А. В. Ступина и в Московском училище живописи и ваяния, где учился у А. Н. Мокрицкого и С. К. Зарянко.

Уже первые жанровые картины Перова продемонстрировали его причастность к «идеям гуманности и улучшения человеческой жизни». Ранние произведения Перова были проникнуты анекдотически «обличительным» настроением, представляя собой живописные карикатуры, в том числе на духовенство («Сельский крестный ход на Пасхе», «Проповедь в селе», «Чаепитие в Мытищах»). Мастер тщательно выписывал характеры и обстановку, стремясь к нравоучительному эффекту. Любовь к анекдоту сохранилась у него и в более поздних работах («Приезд гувернантки в купеческий дом»). Сатирическое настроение, однако же, с годами ослабло, сменилось драматической экспрессией либо добродушным юмором. Перов внёс также большой вклад в искусство портрета. Он создал образы ряда известных деятелей культуры («А. Н. Островский», «В. И. Даль», «М. П. Погодин»). Его портрет Ф. М. Достоевского считается лучшим живописным изображением писателя.

«Приезд гувернантки в купеческий дом»

Картина «Приезд гувернантки в купеческий дом» рисует тяжелое положение людей, вынужденных путём наёмной работы становиться в унизительное положение. В 1860-е годы Россия превращалась в капиталистическую страну, и новый хозяин жизни — купец, фабрикант, разбогатевший крестьянин — становился рядом с прежним хозяином помещиком, стремясь захватить свою долю власти над угнетённым народом.

В 1865 году в поисках натуры для задуманного произведения художник отправился на ярмарку, куда ежегодно съезжались купцы со всех городов. Здесь В. Перов пристально всматривался в облик новых властителей жизни. И через год на выставке в Академии художеств появилась его картина «Приезд гувернантки в купеческий дом», за которую он получил звание академика.

Всё в этой картине выглядит необычно: чистая, светлая комната с кружевными портьерами, золотые звездочки на обоях, гирлянды зелени, полированная мебель, портрет одного из представителей рода. Но у зрителя сразу же возникает ощущение, что это всего лишь декорация, а истинная жизнь дома напоминает о себе тёмными проёмами дверей и сгрудившимися в них людьми. В центре общего внимания — молодая девушка, одетая скромно, но со вкусом. В руках у неё ридикюль, и она вынимает из него аттестат на звание домашней учительницы. Её стройная, чуть склонённая фигура, обрисованный тонкой линией изящный профиль нежного лица — всё находится в разительном контрасте с очертаниями приземистых фигур купеческого семейства, на лицах которых отразились и любопытство, и удивление, и подозрительная недоброжелательность, и цинично-самодовольная усмешка. Вся купеческая семья высыпала навстречу бедной гувернантке. «Сам» так торопился встретиться с будущей воспитательницей своих чад, что даже не потрудился одеться по приличнее: как был в домашнем малиновом халате, так и вышел в переднюю. Широко расставив ноги, тучный хозяин нагло рассматривает девушку — как товар, добротность которого он желает определить. Что за тип купеческий сынок, нетрудно догадаться по его развязной позе и наглому выражению лица. Цинично разглядывает воспитательницу этот будущий «трактирный кутила». За спиной купца столпились его жена и дочери.

Тучная купчиха высокомерно и враждебно смотрит на юную гувернантку, а купеческие дочки посматривают на молодую девушку с каким-то бессмысленным испугом. Тяжело придётся в этом семействе интеллигентной, образованной девушке, и немного нужно прозорливости зрителю, чтобы догадаться: промаявшись какое-то время с купеческими чадами, сбежит она от них, куда глаза глядят.

Унижение человеческого достоинства, столкновение душевной тонкости и сытого мещанства, попытка купца «склонить гордость» раскрываются у В. Перова с такой полнотой сочувствия и презрения, что и сегодня, спустя много лет, мы принимаем всё близко к сердцу, как и первые зрители картины.

«Чаепитие в Мытищах» (1862)

Путники, следующие на поклонение в Троице-Сергиеву лавру, обычно останавливались в Мытищах, известных источниками чистой питьевой воды. На своем холсте художник изобразил сцену в придорожной «чайной». За столом с самоваром полулежа пьет чай, утомившийся с дороги тучный священнослужитель. Одет он в красивую рясу. Рядом с ним лежит дорогой саквояж.

К этому же столу подошли нищие прохожие. Маленький босой мальчик в лохмотьях робко держит свою шапку для подаяния. Инвалид войны с наградами на рваном сюртуке протягивает свою жилистую руку в надежде на милость со стороны самодовольного церковника.  Сытый голодного не разумеет. Ни один мускул не дрогнул на самодовольном заплывшем жиром лице пастыря. Он демонстративно и брезгливо повернул голову в другую сторону.

А. Бенуа пишет:

Купец

Купца Перов изобразил зажиточным, упитанным взрослым мужчиной лет 50. Во время приезда девушки герой находится в домашней одежде (бархатный малиновый халат, который он не удосужился сменить на более приличный наряд и поэтому его приходится прикрывать рукой). Купец пригласил ее к себе в дом, чтобы та обучила его детей грамоте и манерам. Есть ли манеры у самого купца? Сомневаюсь

Обратим внимание на его взгляд. Высокомерный, сверху вниз

Очень оценивающий взгляд, словно на товар, добротность которого он желает определить. Хотя на что смотреть? Ведь широту знаний человека не выдаст его внешность.

Гувернантка и купец

Гувернантка

Девушка – невероятная скромница, которая при входе в чужой дом склонила голову, а руки сложила в молитвенный жест. Девушка кланяется торговцу, который смотрит на нее с подозрением — кто это? Откуда она пришла? Ее наряд скромный, как и ее нрав: строгое темно-коричневое платье с прикрывающим плечи платком. Невинность и молодость ее лет выдает небесно-голубая лента в волосах (это одно из ярких элементов в однотонной палитре картины). В платке, как мне видится, кроется намного больше смысла. Это не только и не столько символ молодости лет, сколько символ чистоты ее души и бескорыстности. Девушка пришла в этот дом с благими и чистыми намерениями – обучить детей купца грамоте и манерам, поделиться своими знаниями. Сами хозяева дома вряд ли отличаются высокими аристократическими манерами. Иначе стали бы они столь непристойно и надменно смотреть на бедное дитя? Да еще и открытыми ртами. В этой семье отсутствуют понятия благородства, понимания, гостеприимства и хоть какое-либо приличие

Оба родителя не видят в девочке особой важности, они стремятся к тому, чтобы у них было «все как у людей». Иметь гувернантку – означало в ту эпоху быть хоть немного ближе к высокому кругу людей

Фрагмент

Творческий путь художника

Стало привычно воспринимать Перова убежденным сторонником искусства критического реализма. Между тем на весь его сложный творческий путь оказывали большое влияние жизненные кризисы и творческие изломы.

Творчество художника во многом отвечало на запросы времени и формировало общественные настроения.

Его можно условно разделить на три периода: «поэзия скорби», поиски «отрадного» и уход в «монументальные» жанры.

К «Поэзии скорби» относятся работы, написанные до 1870 года. На полотнах появляются представители социальных низов, искаженные голодом и непосильным трудом. Эти образы вопиют о неправильном общественном устройстве, призывают к судилищу, превращая зрителя в защитника слабых и обвинителя сильных. Без преувеличения Перова называют художником «детства». На многих его работах представлены несчастные дети, столкнувшиеся с сиротством, бездомностью, нищетой.

К поискам «отрадного» живописец обращается благодаря запросу общества, которое устало от несбывшихся социальных надежд. Его полотна стали отличаться мягким юмором, лирикой, фельетонностью. При всем этом художник не смог преодолеть свою внутреннюю неудовлетворенность. В то самое время в русской живописи предстали перед публикой молодые художники, опередившие Перова. В художественном кругу на первое место вышел Репин. Перов же не привык числиться на вторых ролях.

Уход в «монументальные» жанры произошел на закате жизни мастера. Начались бесконечные эксперименты. Перов бросает камерные жанры и сосредоточивается на религиозной и исторической живописи, на «переосмысленном» фольклоре, модернизирует манеру письма… В конце жизни обостряется интерес художника к истории, и он задумывает написать триптих о Пугачевском бунте. Из трех запланированных картин («Помещики и крестьяне», «Восстание», «Суд Пугачева») написан был лишь «Суд Пугачева» (1879).

Картины этого периода носят монументальный характер и близки к витающим в воздухе настроениям эпохи. Например, историческое полотно «Никита Пустосвят. Спор о вере» (1881), рассказывающее о столкновении староверов и никониан у трона царевны Софьи. Так совпало, что в это время над все той же темой борьбы «старого и нового» работает Суриков («Утро стрелецкой казни»).

Многое из начатого Перов не завершил. Ему не хватило жизни реализовать свои замыслы.

Искусство Перова как художника заключается в том, что он постоянно искал неизведанные пути, овладевал новыми приемами и имел собственные стилистические особенности. На протяжении десятилетия мастер оставался лидером русской живописи. В конце творческого пути ощутил непонимание бывших единомышленников и охлаждение публики. Перов прожил жизнь, наполненную потерями, сомнениями и разочарованиями, поэтому в работах художника отражен его внутренний мир.

М. Нестеров дал верную оценку всему творчеству художника:

Уважаемый читатель! Как вы считаете, нужно ли знакомить детей с «поэзией скорби» Перова?

Картина Приезд гувернантки в купеческий дом Василий Перов. 1866 г. Описание картины

Тематика картины соответствует критическому и высмеивающему стилю работ Василия Перова, который одним из первых заострил внимание на бесправности простых людей его времени. Художник смело отражал правду в своих живописных полотнах, высмеивая подобные, безнравственные сцены, и тому подтверждение, очередная картина Приезд гувернантки в купеческий дом, написанная художником в 1866 году

Художник часто наблюдал, когда людей покупают и продают, как товар или даже банально проигрывают в карты. На картине представлена купеческая семья, самодовольно разглядывая девушку гувернантку пришедшую на службу, соответственно не по своей воле и как бывало в совершенно чужую семью, где отсутствует благородство и понимание и какое либо приличие.

Упитанный купец, он же глава семейства одетый всего лишь в домашнем халате, широко расставив ноги, надменно оценивает скромно наклонившую голову гувернантки держащую в руках свой необходимый скарб.

За спиной хозяина дома с недоверием выглядывает строптивая упитанная жена с желанием высказать различные каверзные вопросы, с непонятным и неожиданным испугом смотрят на вновь прибывшую избалованные купеческие дочки.

Купеческий сын обхватившись руками за спиной до не приличия с ухмылкой поглядывает на девушку, ожидая суровый и приказной разговор отца, то есть главы семейства с прибывшей в их дом гувернанткой.

Дальнейшую непростую судьбу новоиспеченной гувернантки, как видно предвидят и понимают нанятые в прислугу людишки, с заискивающим интересом они выглядывают из за двери в ожидании привычных шаблонных фраз и указаний.

Картина Приезд гувернантки в купеческий дом, отражает непростые нравы и уклад жизни того времени, где присутствует невежество и не красящая людей малообразованность. Разговор семьи купца с новой гувернанткой, как мы видим по изображенным типажам героев картины, довольно таки понятен и предположительно будет короток, строг и соответственно унизителен, с обязательным исполнением всех прихотей главы семейства и его семьи. Молодая и бесправная девушка в безвыходном положении, она понимает, что здесь ей будет нелегко, и ей придется терпеть разные не справедливые выходки этих не благородных личностей.

Сюжет до безобразия тосклив и печален, но это правда того времени и похожие сцены 60 — х годов 19 века можно было видеть во многих семьях подобного типа. Картина очень близка духу известного писателя Гоголя, сюжеты которых часто описывал в своих рассказах.

Сегодня картина Приезд гувернантки в купеческий дом находится в Москве в Третьяковской галерее, ее размер 44 на 53 см, написана она на деревянной основе.

Слуги торговца

Слева в темной стороне дома выглядывают слуги торговца. Их интерес к новой персоне не меньше других, но в их глазах нет высокомерия. Вскоре к ним присоединится молодая дама с хорошими манерами. Там же, в темной углу, все еще лежит чемоданчик и шляпница гувернантки.

Какое будущее ждет молодую и бесправную девушку в этом доме? Она не глупа. Она понимает безвыходность своего положения, и, безусловно, осознает, что здесь ей будет нелегко. Девушке придется терпеть разные унизительные выходки благородных персон, приказной тон и безусловное повиновение всем распоряжением главы семейства. Эта картина бесценна своим разнообразием затронутых социальных тем. Это и социальное неравенство (высокомерный взгляд купца), и невежество (поведение детей), отсутствием элементарного воспитания и гостеприимства (ведь девушку даже не удосужились пригласить в дом и помочь раздеться)

Василий Перов, один из важнейших живописцев XIX века, одним из первых заострил внимание на бесправности эпохи и тяжелом положении людей, вынужденных путем наемной работы сплошь и рядом становиться в унизительное положение. Сегодня картина «Приезд гувернантки в купеческий дом» находится в Москве в Третьяковской галерее

Василий Перов «Приезд гувернантки в купеческий дом», 1866 год

На этой картине мы видим молодую девушку, которая стоит перед семьёй купцов, склоня голову. Те настороженно встречают её и как-будто бы не очень ей рады. Купец высокомерно оглядывает гостью, члены его семьи также полны любопытства и надменности. Зачем же незнакомка пришла сюда?

Василий Перов «Приезд гувернантки в купеческий дом», 1866 год

Картина называется «Приезд гувернантки в купеческий дом» , её автор — Василий Перов. Он изобразил на своём полотне юную особу, которая приехала наниматься гувернанткой в купеческий дом. Такая ситуация была самой обычной в то время.

Купцы сами не были учёными, но желали лучшего своим детям, поэтому старались нанимать гувернанток. Для бедных образованных девушек такая работа была порой единственным способом честно заработать на жизнь.

При этом гувернантка имела в семье непонятное положение. С одной стороны — она была образованной и свободной девушкой , поэтому не считалась прислугой. Но и ровней хозяевам воспитательница не была, поскольку на них работала.

Все персонажи на картине очень колоритны. Особо отличается купец, который является ключевой фигурой произведения.

Василий Перов «Приезд гувернантки в купеческий дом», фрагмент

Он стоит в домашнем халате, широко расставив ноги и свысока разглядывает скромную девушку. Мужчина явно чувствует себя хозяином жизни и нынешнего положения.

Сын купца с фривольной ухмылкой поглядывает на девушку. У него явно закрылись разнообразные мысли на счёт неё. Сам Перов назвал это взгляд «бессовестным любопытством».

Василий Перов «Приезд гувернантки в купеческий дом», фрагмент

За спиной купца столпились его дочери и жена. Они также не отличаются воспитанностью — увидев гостью они выпучили глаза и раскрыли рты. Купчиха уже готова задавать различные каверзные вопросы.

Из-за двери выглядывают слуги. Они оценивают как саму гостью, так и прием, оказанный ей купцами. Их лица относительно доброжелательны, но, возможно, это просто насмешливое любопытство. Может все они прошли через такой же приём в своё время? Однако нередко слуги недолюбливали гувернанток за то, что те получают более высокое жалованье и «мнят себя леди».

Василий Перов «Приезд гувернантки в купеческий дом», фрагмент

Возможно, рада приезду новой гостьи только девочка в розовой юбке. Скорее всего, именно для неё и наняли гувернантку.

Девушка, наклонив голову, достаёт рекомендательное письмо. В её движениях чувствуется неуверенность, а во взгляде — обречённость. Критик Стасов так высказывался о её приезде:

Картина «Приезд гувернантки в купеческий дом» олицетворяет сложные нравы того времени, где присутствует невежество и необразованность. По типажам героев можно понять, что разговор гувернантки с хозяином дома будет короток, строг и может даже унизителен. Обязательным условием будет исполнение всех прихотей купца и других членов семьи.

Молодая девушка находится в бесправном и безвыходном положении. Она понимает, что здесь ей будет тяжело, но делать нечего — придётся терпеть разные несправедливые выходки этих людей.

Сюжет картины тосклив и печален, но это правда того времени. На полотне нет лишних персонажей. Все они находятся на своих местах и играют роль реализации общей художественной идеи.

Купец

Купца Перов изобразил зажиточным, упитанным взрослым мужчиной лет 50. Во время приезда девушки герой находится в домашней одежде (бархатный малиновый халат, который он не удосужился сменить на более приличный наряд и поэтому его приходится прикрывать рукой). Купец пригласил ее к себе в дом, чтобы та обучила его детей грамоте и манерам. Есть ли манеры у самого купца? Сомневаюсь

Обратим внимание на его взгляд. Высокомерный, сверху вниз

Очень оценивающий взгляд, словно на товар, добротность которого он желает определить. Хотя на что смотреть? Ведь широту знаний человека не выдаст его внешность.

Гувернантка и купец

«Охотники на привале» (1871)

Перов серьезно увлекался охотой, и эта страсть не могла не отразиться в его творчестве. В начале 1870-х годов появилась большая «охотничья серия» картин, в которую вошли многие известные работы «Птицелов», «Рыболов», «Ботаник», «Голубятник» и др. В этом ряду самую яркую охотничью сцену представляет картина «Охотники на привале». Она была показана на Первой передвижной выставке и вызвала противоречивые отклики.

М. Салтыков-Щедрин увидел в перовской работе неестественную театрализацию:

Достоевский охарактеризовал полотно так:

Описание картины

В этой работе Перов как «ценитель поэзии охоты» пытается показать радостную сторону жизни, представив яркие психологические характеристики персонажей. Его герои списаны с конкретных лиц. Моделью рассказчика «страшной» истории послужил врач Дмитрий Павлович Кувшинников.

В русской литературе, в частности в рассказе Чехова «Попрыгунья» он является прототипом доктора Дымова. В молодом охотнике, одетом с иголочки искусствоведы узнают члена московской городской управы Николая Михайловича Нагорнова. Иронично ухмыляющийся персонаж в одежде простолюдина идентифицирован как врач, художник-любитель, писатель Василий Владимирович Бессонов.

Три охотника, увлеченные беседой, не замечают уток, летящих над их привалом. Эта неправдоподобная для записных охотников деталь подчеркивает «страстность» истории рассказчика.

Молодой простодушный человек восторженно слушает бывалого охотника, запоминая каждое слово, чтобы пересказать байки своим приятелям. Новая одежда выдает в нем новичка охотничьего дела. Эта охота является для него характерным знаком наступившей «взрослости».

Между рассказчиком и слушателем изображен скептик с необыкновенно выразительными чертами лица. Он сомневается и нисколько не верит новоявленному барону Мюнхгаузену, но увлеченно поддерживает разговор, подсмеиваясь над умением врать первого приятеля и наивностью второго.

В творчестве художника важную роль играют руки человека. В этой работе действие во многом задается руками героев, ими определяются их психологические особенности. Растопыренные пальцы «враля» добавляют больше страсть рассказу. Простолюдин, почесывающий свою голову как бы не очень доверяет услышанному и считает это явным «враньем». Сжатая в кулак рука молодого человека передает его волнение и напряжение.

Мрачный осенний пейзаж выбран автором преднамеренно. Краски поздней осени как бы созвучны страшной истории «бывалого» охотника.

На переднем плане представлен натюрморт с подстреленной дичью и охотничьими принадлежностями, без которого картина была бы неполной.

Мастер знал толк в охоте. В. Стасов сравнивал «Охотники на привале» с лучшими охотничьими рассказами И. С. Тургенева.

Слуги торговца

Слева в темной стороне дома выглядывают слуги торговца. Их интерес к новой персоне не меньше других, но в их глазах нет высокомерия. Вскоре к ним присоединится молодая дама с хорошими манерами. Там же, в темной углу, все еще лежит чемоданчик и шляпница гувернантки.

Какое будущее ждет молодую и бесправную девушку в этом доме? Она не глупа. Она понимает безвыходность своего положения, и, безусловно, осознает, что здесь ей будет нелегко. Девушке придется терпеть разные унизительные выходки благородных персон, приказной тон и безусловное повиновение всем распоряжением главы семейства. Эта картина бесценна своим разнообразием затронутых социальных тем. Это и социальное неравенство (высокомерный взгляд купца), и невежество (поведение детей), отсутствием элементарного воспитания и гостеприимства (ведь девушку даже не удосужились пригласить в дом и помочь раздеться)

Василий Перов, один из важнейших живописцев XIX века, одним из первых заострил внимание на бесправности эпохи и тяжелом положении людей, вынужденных путем наемной работы сплошь и рядом становиться в унизительное положение. Сегодня картина «Приезд гувернантки в купеческий дом» находится в Москве в Третьяковской галерее

Автор книги: Екатерина Алленова

Заключение

Позднее творчество Перова обычно характеризуется как период поисков, в которых художник, как правило, терпит неудачу. Между тем сейчас, когда прочерчен весь путь развития живописи во второй половине XIX века, становится очевидным, что Перов обладал удивительной интуицией или просто умом человека, умеющего предугадать, вычислить или, как сейчас принято говорить, смоделировать на уровне сюжетной программы наиболее перспективные, интересные в художественном отношении, не повторяющие «пройденного» творческие задачи. Его «неудачи» отчетливо обозначают вехи на пути, по которому действительно двигалась живопись 1870 – 1890-х годов. Так, Христос в Гефсиманском саду – предвосхищение поздних картин Ге, Плач Ярославны и эскизы Снегурочки – композиций Виктора Васнецова.

В 1871 году состоялась первая выставка Товарищества передвижников. Перов был одним из его членов-учредителей и, вплоть до выхода из Товарищества – казначеем московского отделения. На первой передвижной выставке были представлены Охотники на привале, Рыболов и Портрет Островского. Если портреты Перова неизменно получали высокую оценку, то его «отрадные» жанры вызывали недоумение: как это вдруг прежний «певец скорби», мастер обличительных сюжетов превратился в заурядного бытописателя, изображающего обывателей, предающихся на пленэре праздному времяпрепровождению.

Но Перов по-прежнему остро ощущал «злобу дня», в том числе и живописную, и хорошо понимал, что время «остросюжетных» композиций ушло безвозвратно. «Искусство совершенно лишнее украшение для Матушки-России, а может быть, и не пришло то время, когда… любовь к нему будет законнее», – замечал он в одном из писем к Стасову. Кстати, союзником его здесь выступает не кто иной, как Чернышевский, в 1850-е годы ратовавший за «приговор явлениям жизни». В 1874 году он писал: «Переделать по нашим убеждениям жизнь русского общества… В молодости натурально думать о всяких химерах. В мои лета было бы стыдно сохранять наивность. Я давно стал совершеннолетним. Я давно увидел, в каком обществе я живу, какой страны, какой нации сын я. Хлопотать над применением моих убеждений к ее жизни значило бы трудиться над внушением волу моих понятий о ярме. Работать для людей, которые не понимают тех, кто работает для них, – это очень неудобно для работающих и невыгодно для успеха работы».

Купец

Купца Перов изобразил зажиточным, упитанным взрослым мужчиной лет 50. Во время приезда девушки герой находится в домашней одежде (бархатный малиновый халат, который он не удосужился сменить на более приличный наряд и поэтому его приходится прикрывать рукой). Купец пригласил ее к себе в дом, чтобы та обучила его детей грамоте и манерам. Есть ли манеры у самого купца? Сомневаюсь

Обратим внимание на его взгляд. Высокомерный, сверху вниз

Очень оценивающий взгляд, словно на товар, добротность которого он желает определить. Хотя на что смотреть? Ведь широту знаний человека не выдаст его внешность.

Гувернантка и купец

Картина Приезд гувернантки в купеческий дом Василий Перов. 1866 г.

В. Перов

Тематика картины соответствует критическому и высмеивающему стилю работ Василия Перова, который одним из первых заострил внимание на бесправности простых людей его времени. Художник смело отражал правду в своих живописных полотнах, высмеивая подобные, безнравственные сцены, и тому подтверждение, очередная картина Приезд гувернантки в купеческий дом, написанная художником в 1866 году

Художник часто наблюдал, когда людей покупают и продают, как товар или даже банально проигрывают в карты. На картине представлена купеческая семья, самодовольно разглядывая девушку гувернантку пришедшую на службу, соответственно не по своей воле и как бывало в совершенно чужую семью, где отсутствует благородство и понимание и какое либо приличие.

Упитанный купец, он же глава семейства одетый всего лишь в домашнем халате, широко расставив ноги, надменно оценивает скромно наклонившую голову гувернантки держащую в руках свой необходимый скарб.

За спиной хозяина дома с недоверием выглядывает строптивая упитанная жена с желанием высказать различные каверзные вопросы, с непонятным и неожиданным испугом смотрят на вновь прибывшую избалованные купеческие дочки.

Купеческий сын обхватившись руками за спиной до не приличия с ухмылкой поглядывает на девушку, ожидая суровый и приказной разговор отца, то есть главы семейства с прибывшей в их дом гувернанткой.

Дальнейшую непростую судьбу новоиспеченной гувернантки, как видно предвидят и понимают нанятые в прислугу людишки, с заискивающим интересом они выглядывают из за двери в ожидании привычных шаблонных фраз и указаний.

Картина Приезд гувернантки в купеческий дом, отражает непростые нравы и уклад жизни того времени, где присутствует невежество и не красящая людей малообразованность. Разговор семьи купца с новой гувернанткой, как мы видим по изображенным типажам героев картины, довольно таки понятен и предположительно будет короток, строг и соответственно унизителен, с обязательным исполнением всех прихотей главы семейства и его семьи. Молодая и бесправная девушка в безвыходном положении, она понимает, что здесь ей будет нелегко, и ей придется терпеть разные не справедливые выходки этих не благородных личностей.

Сюжет до безобразия тосклив и печален, но это правда того времени и похожие сцены 60 — х годов 19 века можно было видеть во многих семьях подобного типа. Картина очень близка духу известного писателя Гоголя, сюжеты которых часто описывал в своих рассказах.

Сегодня картина Приезд гувернантки в купеческий дом находится в Москве в Третьяковской галерее, ее размер 44 на 53 см, написана она на деревянной основе.

«Тройка» (1866)

Свой замысел картины Перов объяснял в письме к Д. Григоровичу:

В процессе работы автора над полотном постоянно менялась композиционная идея. Написав «пристяжных» детей, Перов долго выбирал модель для центрального персонажа. Об этой истории с поиском Перов пишет в рассказе «Тетушка Марья». Ребенка, подходившего для картины, художник встретил случайно на улице. Этот мальчик вместе с матерью шел молиться в храм.   Поначалу женщина, испугавшись сглаза, ответила на просьбу художника отказом, но затем согласилась. Спустя четыре года после создания картины она сообщила живописцу о смерти сына Васи и попросила показать ей эту работу. Художник повел ее в галерею П. М. Третьякова. Увидев своего мальчика, мать сказала: «Вот он – как живой! Вот и зубик его сломанный!»

В. Г. Перов и П. М. Третьяков на какое-то время оставили женщину одну у холста. Вернувшись, они увидели ее стоящей на коленях перед картиной. Известно, что впоследствии Перов написал для несчастной матери портрет ее сына.

Описание картины «Тройка»

Действие происходит в Москве. На место действия указывает силуэт Рождественского монастыря на заднем плане картины. На фоне глухой монастырской стены изображены мастеровые, везущие в санях чан с водой.  Дети являются центром всей композиции. Их лица озарены теплым светом.

Все вокруг них тонет в морозной дымке большого города: отдаляющиеся человеческие фигуры, заиндевевшие деревья и заблудившаяся в тумане небольшая стая птиц.  Сердобольный прохожий подталкивает сани сзади.  Автор намерено не изображает его лица, словно он не присутствует на картине и является всего лишь частью мрачного пейзажа.

Дети, запряжённые в повозку, безропотно смирились со своей нелегкой участью. Путь у них был долгим. Безжалостный ветер распахивает полы верхней ветхой одежды. Заметенная снегом дорога и непосильный груз за плечами замедляет ход. Выплескивающаяся из кадки вода нарастает льдом на стенах бочек и полозьях саней. Рогожа, прикрывающая чан, взвилась от ветра вверх и вот-вот спадет вниз.

Центральной фигурой «тройки» является самый старший из детей. Мальчик рвется вперед, но веревки, перетянувшие грудь, мешают ему дышать, возвращая назад.  Осознавая безвыходность положения и превозмогая боль, он впрягается в узду обеими руками, взяв на себя большую тяжесть груза. Его щеки обморожены. Глаза полны отчаяния. Роль лидера ему досталась по старшинству, и он ее упорно выполняет.

Мальчик с левого края «Троицы» тащит воз из последних сил. Безвольно висящая правая рука отяжелела и ослабла. Его взгляд отрешен. Мышцы на вытянутой тонкой шее напряжены. Он падает от усталости, но не сдается.

В одной упряжке с мальчиками изображена маленькая девочка. Из-под распахнутого старого тулупа видна тонкая юбка. С головы спадает легкий платок. Волосы треплет ветер. Она не смотрит вперед, в ее полузакрытых глазах скрывается горькая обреченность. Замерзшие руки будто пристыли к веревке, перекинутой через плечо. На ногах большие тяжелые ботинки.

Впереди повозки бежит оскаливший зубы дворовый пес.   Он как бы ведет детей до мастерской, разделяя вместе с ними их страдания.

Эта драматическая картина стала своего рода протестом против узаконенного детского труда, типичного для России того времени.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: