Появление версии об убийстве
Создателем мифа об убийстве считается папский легат, высокопоставленный иезуит Антоний Поссевин, который ставил своей целью подчинить Русскую православную церковь Римскому Папе. Иван Грозный начал хитрую дипломатическую войну, чтобы избежать этого. Ему удалось использовать папского легата в своих целях: закончить неудачную войну с Польшей и минимально удовлетворить требования поляков – отдать им только Полоцк (хотели они намного больше). Когда же Антоний завел разговор об объединении церквей, Иван Грозный ему отказал: мол, я не обещал этого!
«Папские послы у Ивана Грозного». Картина М. В. Нестерова, 1884 год
Антоний был вынужден вернуться в Рим с невыполненным поручением и ненавистью к хитрому царю, который сумел его провести! Именно с легкой руки Антония Поссевина стал гулять но Европе миф об убиении царевича собственным отцом. Очень жаль, что эту версию позже повторил Карамзин в «Истории государства Российского».
Версия историка Кармазина
Версия об убийстве Иваном Грозным родного сына была предложена историком Николаем Карамзиным. Историк основывался на трудах князя Курбского, писавшего о «подвигах» царя немало страшилок, где смешались правда и вымысел. Кроме того, он опирался на свидетельства иезуита Антонио Поссевино. А по его словам, царь повздорил с сыном из-за «неблагочестивого поведения» жены царевича Елены Шереметьевой и в приступе гнева посохом ударил его в висок. Но сам Поссевино не являлся очевидцем событий. Он прибыл в Москву уже после похорон царевича. Об убийстве ему рассказал переводчик-итальянец, который якобы слышал при дворе такую версию событий. Естественно, подобный источник нельзя назвать достоверным и надежным.
Однако Николаю Карамзину удалось довольно красочно описать муки царя после смерти сына: «…тосковал ужасно; не знал мирного сна: ночью, как бы устрашаемый привидениями, вскакивал, падал с ложа, валялся среди комнаты, стенал, вопил; утихал только от изнурения сил; забывался в минутной дремоте на полу, где клали для него тюфяк в изголовье; ждал и боялся утреннего света, боясь видеть людей и явить им в лице своем муку сыноубийцы…».
Ивану Грозному накануне смерти являлся призрак сына — «… лежа на одре в беспамятстве, Иоанн громко звал к себе убитого сына, видел его в воображении, говорил с ним ласково,» — пишет историк.
Трудно судить об исторических событиях по прошествии стольких лет. Вполне понятно желание многих докопаться до истины и воссоздать историческую правду. Однако в пылу споров часто забывают — в Третьяковской галерее хранится не исторический документ, а произведение искусства. Его автор имеет право и на собственную трактовку событий, и на художественный вымысел.
Что скажет Крамской…
Илья Репин закончил полотно к 300-летию смерти Ивана Грозного (в 1884 году), а впервые картина была показана в 1885 году друзьям художника, среди которых были Иван Крамской, Иван Шишкин, Николай Ярошенко, Карл Брюллов и другие. По воспоминаниям Репина, гости были ошеломлены и долго молчали, ожидая, что скажет Крамской…
И Крамской сказал то, что думали все присутствующие: «Нас охватило чувство совершенного удовлетворения за Репина».
Несколько позже в письме к журналисту Суворину он взволнованно напишет: «Вот она, вещь, в уровень таланту… Выражено и выпукло выдвинуто на первый план — нечаянность убийства!.. И как написано, боже, как написано! В самом деле, вообразите, крови тьма, а вы о ней и не думаете, и она на вас не действует, потому что в картине есть страшное, шумно выраженное отцовское горе, и его громкий крик, а в руках у него сын, сын, которого он убил, а он… вот уже не может повелевать зрачком, тяжело дышит, чувствуя горе отца, его ужас, крик и плач, он, как ребёнок, хочет ему улыбнуться: «Ничего, дескать, папа, не бойся!» Ах, боже мой!» .
Описание по картине Репина Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 г.
Данная картина является частью культурно-исторического наследия России. Ее значимость подтверждается тем, что и поныне она вызывает споры и толки. В основном, картина не нравится поклонникам, если так можно выразиться, царя Ивана Грозного. Их мнение обоснованно, впрочем, обо всем по порядку.
Историческая составляющая
Картина затрагивает такой эпизод русской истории, как смерь царевича Ивана. Это старший сын Ивана Грозного. Нужно заметить, что не существует стопроцентной уверенности в том, что погубила царевича именно рука правителя, а не некая болезнь. Летописи не указывают точную причину смерти, но дают косвенное основание полагать, что молодой человек скончался все-таки от болезни. Однако учитывая авторитарность правления Ивана Грозного, что стоит предположить мысль об искусственной правке летописей или иных источников, подтверждающих насильственную гибель мужчины.
Еще один вопрос. А был ли смысл скрывать Грозному убийство сына? Уровень деспотизма был настолько высок, что ему это легко бы сошло с рук. Другой российский царь, Петр Великий, не стал вот скрывать личное участие в казни сына.
В общем, противников картины понять можно, поскольку точно неизвестно, насколько она достоверна. Так или иначе, она бросает тень на тогдашнего властителя на Руси.
Предыстория написания
Репин отмечал, что творческий замысел возник после анализа современных на тот момент событий культурной и общественной жизни.
- Убийство царя Александра 1 марта 1881 года.
- Симфония композитора Римского-Корсакова «Антар»
- Бои быков в Испании
- Подавление революционных движений и жестокая расправа над ними
Во всех случаях авто впечатлялся атмосферой насилия и решил перенести ее на холст.
Личное впечатление от увиденного
Немного расстроило, что Иван изображен неким безумцем, к которому вернулся разум только после совершенного убийства. Все-таки, хотелось бы видеть этакого грозного, но мудрого правителя.
Художник стоит, судя по всему, на той позиции, что Грозный был отъявленным сумасшедшим, который и родного сына убить не прочь.
Традиционно Репин хорош в передаче атмосферы времени и места. Превалируют темные тона, но фигура царевича выполнена в светлом тоне. Наверное, художник хотел показать, что у царевича не было зла на душе, когда он умирал. Да и человеком он был добродетельным, приближенным к Богу.
Эти ручейки крови, сочащиеся из виска и лужи крови на ковре пугают. Это олицетворение слепой ярости, бездумного насилия. Сквозь глаза царя видны, одновременно, страдания по утрате и полоумность.
Картина Репина понравилась: она вызывает много противоречивых эмоций
Вдобавок, она привлекает внимание к истории нашей страны, что очень хорошо
Репин — Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 г.
Сейчас читают:
-
Образ Пьера Безухова в романе Война и мир сочинение
Одним из героев, которого с таким блеском и любовью описывает автор в своем произведении – эпопеи, является Пьер Безухов. Вначале романа перед читателями предстает недоросль-увалень. Большой, неуклюжий парень, он плохо видит и носит очки,
-
Сочинение по картине Кипренского Портрет мальчика Челищева 8 класс
Орест Кипренский известный художник портретист. За свою жизнь он нарисовал десятки картин и занимает особое положение в разделе романтики. Одним из его работ по портретам можно отметить юного мальчика лет 12. Этот мальчик А. Челищев,
-
Характеристика и образ Милона в комедии Недоросль Фонвизена сочинение
Фонвизин Д.И. родился в 18 веке(1745 году) в Москве, прожил недолгую, но яркую жизнь, умер в Санкт-Петербурге в возрасте 47 лет. Он является: литераторам, драматургом, переводчиком, публицистом и создателям комедий в Екатерининскую эпоху.
-
Сочинение Йошкар-Ола — мой город
Я живу в городе с интересным названием Йошкар-ла. Это столица республики Марий Эл. В городе проживает 260 тыс. человек. Через наш город протекает река Малая Кокшага, которая делит город почти на две равные части и через нее построено 8 мост.
-
Сочинение по картине Остроухова Первая зелень
Зная некоторые факты из биографии талантливого художника И. С. Остроухова, становится понятно, почему в его картинах воплощены привычные всем детали, связанные с природой родного края. Его искренность, любовь к природе и наблюдательность,
-
Сочинение Что заставляет нас выбирать ту или иную дорогу? (аргумент) ЕГЭ
Жизненный путь каждый выбирает самостоятельно. Его формирование начинается с самого раннего детства и продолжается на протяжении всей жизни. Человек может стать жизнерадостным и счастливым,
Эпоха Репина
Знаменитый русский певец Федор Иванович Шаляпин, рассказывая о том, как он увидел репинскую картину в Третьяковской галерее и как она его поразила, закончит почти гаршинскими словами: «Считаю себя счастливцем жить вместе в одно время с дорогим Ильей Ефимовичем и горжусь принадлежать к его эпохе».
Чуть позже писатель Лев Николаевич Толстой напишет Репину: «Третьего дня был на выставке и хотел тотчас же писать Вам, да не успел. Написать хотелось вот что — так, как оно казалось мне: молодец Репин, именно молодец. Тут что-то бодрое, сильное, смелое и попавшее в цель. На словах многое бы сказал Вам, но в письме не хочется был умствовать. У нас была геморроидальная, полоумная приживалка-старуха, и еще есть Карамазов-отец. Иоанн Ваш для меня соединение этой приживалки и Карамазова. Он самый плюгавый и жалкий убийца, какими они должны быть, — и красивая смертная красота сына. Хорошо, очень хорошо… Сказал вполне ясно. Кроме того, так мастерски, что не видать мастерства. Ну, прощайте, помогай Вам бог. Забирайте всё глубже и глубже».
Восхищался картиной и непосредственный участник создания картины Гаршин. Он имел возможность наблюдать весь процесс создания картины. «Да, — писал он, — такой картины у нас ещё не было, ни у Репина, ни у кого другого, — и я желал бы осмотреть все европейские галереи для того только, чтобы сказать то же про Европу. Представь себе Грозного, с которого соскочил царь, владыка, — ничего этого нет: перед тобой выбитый из седла зверь, который под влиянием страшного удара на минуту стал человеком». И заканчивает своё высказывание о репинской картине словами: «Я рад, что живу в то время, когда живет Илья Ефимович Репин. У меня нет похвалы для этой картины, которая была бы её достойна»».
Место «преступления»
Александровская слобода — особое место в истории нашей страны. Эта древнерусская крепость в 16 веке была превращена в загородную резиденцию русских царей. Сначала сюда приезжал отдыхать из Москвы Василий III, потом Иван Грозный сделал Александровскую слободу центром опричнины, и — фактически — новой столицей страны. Позже Петр Первый проводил здесь учения с «потешными войсками».
Покровская церковь территории Александровской Слободы.
Здесь Иван Грозный принимал заграничных послов, здесь функционировала Дума и принимала важные решения, именно сюда стекались рекою деньги… На короткое время Александровская слобода стала первым из городов России. Именно здесь жил Иван Васильевич со всем своим двором. Здесь умер царевич Иоанн Иоаннович, который должен был сменить Ивана Грозного на троне и встать у руля государства.
Историк Кармазин ошибся
Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн первым опроверг клевету на царя в своей книге «Самодержавие Духа»». Там он доказал, что царевич Иоанн умер от тяжелой болезни и что в дошедших до нас исторических документах нет и намека на сыноубийство.
Уже в советское время, в 1963 году в Архангельском соборе Московского Кремля были вскрыты четыре гробницы: Иоанна Грозного, царевича Иоанна, царя Феодора Иоанновича и полководца Скопина-Шуйского. При исследовании останков была проверена версия об отравлении царя Иоанна Грозного.
Ученые установили, что в костях царя Иоанна и царевича Иоанна было обнаружено наличие ртути, намного превышающее допустимую норму.
Некоторые историки пытались утверждать, что это вовсе не отравление, а последствие лечения сифилиса ртутными мазями. Однако исследования показали, что сифилитических изменений в останках царя и царевича не обнаружено. После того как в 1990-х годах провели исследование захоронений московских великих княгинь и цариц, был выявлен факт отравления матери Иоанна Васильевича, Елены Васильевны Глинской (умерла в 1538 году), и его первой жены Анастасии Романовой (умерла в 1560 году).
Это свидетельствует о том, что царская семья на протяжении нескольких десятилетий являлась жертвой отравителей.
Данные этих исследований позволили утверждать, что царевич Иоанн был отравлен. Таким образом, советская историческая наука опровергает версию об убийстве царем Иоанном Васильевичем своего сына. Так что историк Карамзин ошибся и на века оклеветал царя Ивана Грозного.
Но картина Репина от этого не потеряла своей ценности. Более того, она по-прежнему заставляет остановиться и задуматься над тем, как странно устроена наша жизнь. Всё в ней в руках случая. Сегодня ты — всемогущий правитель, а завтра в глазах потомков станешь убийцей и только потому, что кто-то захочет тебя опорочить в глазах общества…
И всё же мнения были разные
Но всё же мнения о картине были разные. Обер-прокурор Святейшего Синода и выдающийся русский мыслитель Константин Петрович Победоносцев был крайне возмущен её сюжетом, в котором вымысел выдавался за факт, и написал императору Александру III: «Нельзя назвать картину исторической, так как этот момент… чисто фантастический».
Профессор анатомии Императорской Академии художеств Фёдор Ландцерт и вовсе скажет: «Художник впал в шарж и непозволительное безвкусие, — говорил он открыто (уже тогда для этого требовалось известное мужество) учащимся Академии, — представив, вместо Царского облика, какую-то обезьяноподобную физиономию. В сознании каждого из нас, на основании впечатлений, вынесенных из чтения исторических повествований, из художественных пластических или сценических воспроизведений личности Иоанна Грозного, составился известный образный тип этого Царя, который не имеет ничего общего с представленным на картине г. Репина.»
Трагедия главных героев
Илье Ефимовичу не пришлось долго искать главных героев. На роль Ивана Грозного он определил художника и приятеля по передвижным выставкам Григория Мясоедова, который, по мнению художника, походил на царя не только внешне, но и характером. Позировать в качестве раненого сына согласился писатель Всеволод Гаршин. Многие помнят его сказку «Лягушка-путешественница». У Всеволода Михайловича были очень выразительные глаза…
Григория Мясоедов
Участие в создании известной картины закончилось трагически для обоих. Мясоедов едва не убил собственного сына и был вынужден отправить его в семью другого художника на воспитание, чтобы не допустить беды. А Гаршин, отличающийся нервным характером, вскоре покончил с собой – бросился в пролет лестницы.
Всеволод Гаршин
Картине тоже не повезло. Александр Третий издал указ о запрете выставлять картину на выставках и не допускать её популяризации в публике. В итоге её приобрел известный меценат и коллекционер Павел Третьяков. Поместил картину в отдельную комнату, которая всегда была заперта. Домашние и слуги крестились, проходя мимо этой запертой двери. Только в начале прошлого века картину было разрешено выставлять.На живописное полотно дважды совершались покушения: в январе 1913 года и спустя более столетия — в мае 2018 года. А это значит, что сюжет картины, её герои и исторические события волнуют и нынешнее поколение.
НравитсяНе нравится
Картина «Иван Грозный убивает своего сына»
В основу сюжета этой картины художник положил историю Ивана Грозного
Его жизнь особенно привлекала внимание общественности конца XIX века. В частности — события, связанные с войной Ивана Грозного с польскими интервентами и осадой ими города Пскова
В это же время невоздержанный царь в приступе злости убил своего сына и наследника — Ивана.
Исследователи считают, что импульс к началу работы дала симфоническая сюита «Антар» Н. А. Римского-Корсакова. Художник много лет думал над эскизом картины, музыка помогла создать композицию. И. Репин много времени провёл, изучая историческую обстановку.
Для воссоздания предметов интерьера много времени посвятил изучению дворцовых палат в Москве и Санкт-Петербурге. Именно отсюда взяты оригиналы, послужившие чести быть изображёнными на картине. Недаром они выглядят очень осязаемыми.
Таким же образом создавались и герои картины. Они писались с разных людей, у которых заимствовались какие-либо черты лица
Живописцу было очень важно показать психологический момент. На картине изображена сцена, когда грозный царь осознал, что он совершил
В основе картины существенную роль играют все оттенки красного цвета. Их усиливают синие тона и создают драматический ужас свершившегося убийства. Краски очень живо передают обстановку и заставляют людей воспринимать полотно как реалию.
Картина была впервые вынесена на суд зрителей 10 февраля 1885 года в доме князей Юсуповых в Петербурге. Перед нею многие застывали под впечатлением от изображения реального ужаса отца, убившего сына, его горя и страдания. Некоторые плакали или бились в истерике.
Павел Третьяков
О работе:
На картине «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» представлен легендарный эпизод из жизни Ивана Грозного, когда он в припадке гнева нанёс смертельный удар своему сыну царевичу Ивану. Репин выбрал наиболее драматический момент и создал эмоциональное полотно, полное сильной и деструктивной энергии. Сегодня горячо спорят о достоверности исторических событий, отображённых Репиным, совершенно забывая за этими спорами о грандиозности и великолепии самой картины, о мастерстве исполнения, о силе психологического раскрытия характеров людей, о гармонии красок и отделки деталей. Бесспорно «Иван Грозный и сын его Иван…» — одно из лучших полотен Ильи Ефимовича.
Картина показывает муку раскаяния от содеянного на лице Грозного и кротость умирающего царевича, со слезами на глазах прощающего обезумевшего от горя отца. Фигуры мёртвого сына и живого отца противопоставлены друг другу. Сначала взгляд приковывает умирающий царевич, ещё секунду назад полный сил, энергии и жизни. Но затем мы видим безумные глаза отца-убийцы. Костлявые руки, трупная желтизна лица грозного царя говорят о мёртвой духовной сути. Они словно поменялись местами: мёртвый Иван-сын и пока живой Иван-отец.
Репин закончил полотно к 300-летию смерти Ивана Грозного и представил публике на 13-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок в 1885 году. Картина не понравилась Александру III и его окружению, в результате чего была запрещена к показу. Это первая в истории Российской империи картина, подвергшаяся цензуре. Запрет был снят спустя три месяца по ходатайству художника А.П. Боголюбова, близкого ко двору.
Картина постепенно обросла мрачными легендами: судьбы людей, позировавших Репину для неё, сложились несчастливо, и пошли разговоры о проклятии шедевра. Говорили, будто художник потревожил злобный призрак царя-душегубца. У самого Репина полотно на кровавый сюжет тоже вызывало сильные эмоции ещё в процессе работы. Из воспоминаний самого художника: «Писал — залпами, мучился, переживал, вновь и вновь исправлял уже написанное, упрятывал с болезненным разочарованием в своих силах, вновь извлекал и вновь шёл в атаку. Мне минутами становилось страшно. Я отворачивался от этой картины, прятал её. На моих друзей она производила то же впечатление. Но что-то гнало меня к этой картине, и я опять работал над ней.»
Психологический эффект от восприятия этого шедевра сокрушителен. «Иван Грозный и сын его Иван…» — единственная в истории русской живописи картина, которую дважды атаковали вандалы. 16 января 1913 года картина пострадала от трёх ударов ножом, после чего лица изображённых пришлось воссоздавать фактически заново. 25 мая 2018 года в результате нападения мужчины холст был порван в трёх местах на фигуре царевича, лица и руки изображённых не пострадали. Сегодня картина находится на реставрации.
Автор вынашивает замысел
Репин всегда был остро чувствующим человеком и живо реагирующим на действительность гражданином своей страны. Современность всё больше пугала – набирало силы революционное движение. По воспоминаниям художника, впервые тяжёлое, гнетущее настроение и мысль о потребности излить его в кровавом полотне возникли после убийства народовольцем императора Александра II в марте 1881 года. В том же году тоскливое состояние души со стремлением написать вещь необычайно сильную по эмоциям и даже страшную охватило живописца после концерта Римского-Корсакова. Вторую часть сюиты «Антар» композитор посвятил кровавой мести Антара – на художника музыка подействовала подавляюще. Он был душевно растерзан и вдруг подумал: Иван Грозный и сын его – вот идеальные персонажи для возможной картины. Пугающую современность лучше было не трогать.
Уверенность в том, что он действительно созрел для такой картины, укрепилась в художнике в поездке по Европе в 1883 году. Репин стал очевидцем боя быков. Самым поразительным для него самого был интерес, азарт, как собственный, так и ревущей толпы – убийства воочию и кровь не пугали, а сводили с ума от влечения их созерцать.
По возвращении в Россию мастер тут же приступил к осуществлению идеи.
Интересные факты
Как бы там ни было, скандалы и трагедии постоянно сопровождают эту картину. 16 января 1913 года полотно пострадало от трёх ударов ножом, которые нанёс двадцатидевятилетний иконописец, старообрядец, сын крупного мебельного фабриканта Абрам Балашов. Лица изображённых художнику пришлось воссоздавать фактически заново. Хранитель Третьяковской галереи Георгий Хруслов, узнав о порче картины, бросился под поезд.
В октябре 2013 года группа историков и православных активистов, вдохновленных давним апологетом царя Ивана и сторонником его канонизации Василием Бойко-Великим, обратилась к министру культуры РФ Владимиру Мединскому с просьбой убрать картину из Третьяковской галереи, заявив, что данное произведение оскорбляет патриотические чувства русских людей. Директор Третьяковской галереи Ирина Лебедева заявила, что картина не будет убрана из постоянной экспозиции.
После этого арт-группа «Митьки» в насмешку над этой петицией объявила о том, что начала работу над картиной «Митьки дарят Ивану Грозному нового сына», которой при необходимости можно будет заменить полотно Ильи Репина.
Но мы ни о чём подобном не думаем, когда смотрим на картину в Третьяковке. Нам она кажется окном в историю, которую великий художник сумел приоткрыть благодаря своему таланту.
Наталья Швец
Фото: репродукция картины И. Репина «Иван Грозный»
Публикация по теме: «Портрет императора Николая II написан удивительно лёгкой кистью«
Вариант №2
Школьное сочинение на тему: « Картина Репина «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года».
Илья Репин один из выдающихся русских художников, вошедших на пьедестал всемирного исскуства. Творчество этого художника известно не только в России, но и далеко за ее пределами. Репин обладал необыкновенным даром. Замечательно рисуя, он оживлял картины, вдыхая в них жизнь лишь одним взмахом кисти. Много произведений написаны Репиным. Одним из самых известных произведений этого художника принято считать картину Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года».
О написании этой картины Илья Репин задумался еще в 1882 году, когда с упоением слушал концерт Римского-Корсакова. Слушая красивую величественную музыку, художник живо представлял себе эпоху царствования Великого князя всея Руси, сравнивая ее с существующей действительностью. Он живо представлял и переживал все происходящие трагические события современности, среди которых ужасное покушение на императора Александра II, а также многочисленные репрессии, которые последовали вслед за покушением; и так же живо представлял эпоху дворцовых заговоров и всевластия.
Сюжет картины великого русского художника-это исторический факт. Эпоха Ивана Грозного вошла в историю Российского государства как эпоха смуты и затем становления нового государства и новой царской династии. Иван Грозный был последним царем из династии Рюриковичей. Убив своего сына, он сам прерывает эту ветвь и в стране начинается смута — период, когда в стране хозяйничают польские князья и Россия оказывается в опасности. Пройдет немало времени, чтобы Россия собрала все силы и снова стала Великой.
Репин пишет о том, как когда-то давно, в порыве гнева, великий царь Иоанн Васильевич нечаянно убил своего наследника. Это изображено на картине: царь, потерявший рассудок, ударил по челу своего наследника тяжелым жезлом. Попав в висок, царь убивает своего родного сына, который умирает у него на руках. Нелепость….случай…Но из-за этого становится страшнее…Иван Грозный понимает, что убил своего сына и не может его спасти, от этого его душа разрывается на части, он страдает и сожалеет о содеянном.
В процессе написания картины, художник хотел как можно реалистичнее изобразить боль утраты и горечь потери близкого человека. Автор выбрал для лица царевича внешность писателя Гаршина. В его лице видна жертвенность и некая обреченность. Именно таким должен был выглядеть погибающий царевич. Он должен вызывать чувство жалости, сожаления. Царевич жертва, а его убийца просто немощный старик, который так же вызывает чувство жалости и скорби. Убитый горем отец обнимает тело убитого им сына. Глаза старика безумны, волосы растрепаны. Глядя пристально на картину можно сойти с ума от происходящего преступления.
Кроме художественного смысла автор вложил в свое произведение и психологический смысл. Усиливают драматизм беспорядок в комнате, перевернутое кресло, жезл со следами крови, скомканный ковер, оттенки красного и коричневого цветов на картине.
Произведение Репина необыкновенно красиво. Оно поражает мощью образов, изображенных на картине. Великий царь и его царевич изображены просто людьми со своими чувствами. В разные времена сюжет картины трактовался по-разному. Современники Репина воспринимали картину как историю царской семьи прошлой эпохи. В эпоху революций картина стала символом борьбы с самодержавием. Сейчас эта картина воспринимается зрителем как страшная печальная трагедия убийства сына собственным отцом. Картина тяжела для восприятия, но именно в этом ее величие и ценность. Сколько бы не прошло времени, сколько бы поколений не смотрели на это произведение, картина всегда будет напоминанием человеческой любви, ненависти и боли.
Другие работы художника
Крестный ход в Курской губернии
Это полотно завершает ряд жанровых сцен, написанных Репиным в конце 1870-х и начале 1880-х годов. Курская губерния славилась пышными крестными ходами, и Репин специально побывал в этих краях, чтобы своими глазами увидеть это. Современники называли эту картину энциклопедией русской жизни, восхищаясь мастерством художника, сумевшего виртуозно изобразить различную фактуру, тонкие оттенки цвета и десятки человеческих фигур в точно подмеченных позах.
Не ждали
В этой работе Репин изобразил момент неожиданного возвращения домой ссыльного революционера. Кажется, что сцена выхвачена прямо из жизни, но на самом деле композиция продумана до мелочей. Репин написал её так, что мы словно находимся внутри этой комнаты, расположившись прямо за потрясённо застывшей матерью. Это позволяет нам стать участниками сцены и попытаться точнее прочувствовать то, что разворачивается перед нашими глазами.
Запорожцы пишут письмо турецкому султану
Репин ни одно полотно не писал так долго, как это, на протяжении более чем десяти лет внося изменения в композицию и уточняя исторические детали. Сюжетом для неё послужило реальное историческое событие. Другой источник этой работы — гоголевская повесть «Тарас Бульба», герои которой ожили на полотне. Репин был очарован этой темой. «Чертовский народ! — писал он В. Стасову. — Никто на свете не чувствовал так глубоко «свободы, равенства и братства».
Портрет М.П. Мусоргского
Модест Петрович Мусоргский (1939-1881) — великий русский композитор, член «Могучей кучки», автор опер «Борис Годунов», «Хованщина» и других шедевров. Страдал от нервной болезни и алкоголизма. В феврале 1881 года друзья поместили композитора в больницу. Здесь всего за 4 дня Репин создал этот гениальный портрет. С потрясающей точностью и реализмом переданы физическое и душевное состояние Мусоргского, его безмерные страдания и удивительная сила духа.
Иконописец порезал картину Репина
Через 30 лет, в январе 1913 года, картина подверглась варварскому нападению. Иконописец-старообрядец А. Балашов во время входа в Третьяковскую галерею спрятал за голенище сапога нож. Он спокойно стоял возле картины В. Сурикова «Боярыня Морозова», а затем со словами: «Довольно крови», кинулся на репинское полотно и нанёс три удара по лицам Ивана Грозного и его сына.
Восстанавливать картину приехал сам автор. Но к этому времени изменилась манера его письма. Живописец просто написал новую голову Ивана Грозного. Она заметно отличалась от общего строя картины. И. Грабарь, ученик И. Репина, заметил это ещё до того, как высохли краски, и поспешил «заправить» выпавшие места акварельными красками, а затем покрыть их лаком. Столь дерзкий поступок не заметил даже автор, посетивший выставку через некоторое время.
25 мая 2018 года картина вторично подверглась нападению. Безработный из Воронежа И. Подпорин незадолго до закрытия музей набросился на картину, вырвав металлическую стойку ограждения. Ему удалось разбить раму и повредить часть фигуры царевича Ивана в центре. Он пояснил свой поступок тем, что полотно противно отношению верующих и противоречит историческим событиям.
Описание картины
В центре огромного полотна (размер усиливает впечатление) две мужские фигуры. Это царь Иван Грозный и царевич, его сын. Но здесь они не монаршие особы, а несчастные люди. Первые минуты после взрыва гнева Иоанна, когда в споре, не сдержавшись, он ударил сына тяжёлым жезлом и по несчастью пробил тому голову. Сколько ужаса и отчаяния теперь в глазах отца, он судорожно зажимает рану ладонью, но кровь не остановить, она струится сквозь пальцы неумолимым ручьём, с каждой секундой всё больше унося из тела сына жизнь.
На заднем плане темно, основной свет сосредоточен на одежде убитого наследника, на лицах, на красном ковре под ними, который становится ещё ярче и зловещей, пропитываясь кровью молодого царевича. На переднем плане злополучный металлический жезл – несдержанным и гневливым нельзя брать в руки тяжёлые и опасные предметы. Не убей царь своего наследника, в истории России были бы иные страницы…
Меры по спасению и состояние картины сегодня
Мощные реставрационные силы брошены на спасение полотна. Специалисты говорят, что картина «хронически больна»: осыпается краска в местах повреждений от последнего нападения, отслаивается красочный слой по всей площади холста.
Плохая связь основы с красками отмечалась специалистами ещё в 1934 году, поэтому контроль за состоянием картины особый. Из-за хрупкости она не участвует в выездных выставках и покидала стены Третьяковки лишь во время эвакуации. Но и тогда, в 1941-м, холст не наматывали на специальный вал, а помещали между двумя щитами.
После первого покушения, в 1913-м, картину приклеили на второй холст и усилили фанерным щитом – эта мера должна была укрепить полотно. В 2018 году этот щит принял на себя главный удар. Сегодня дублировочный холст удалён, ведутся работы. Главное – не торопиться и не навредить. Администрация Третьяковской галереи обещает по окончании реставрации вернувшуюся в экспозицию картину накрыть специальным стеклом, способным обеспечить защиту от любых нападений.