Описание картины Валентина Сероав «Петр Первый»
Предложение изобразить на полотне самого Петра I в свое время не просто затронуло, а по-настоящему завело и сделало Серова буквально одержимым этой идеей. До этого он уже обращался к различным историческим сюжетом, но именно этот случай стал уникальным.
Об изображении Петра I на полотне Серова попросили руководители одного издания. В 1907 году одно популярное издательство И. Кнебеля официально дало заказ Серову. Суть заказа была проста – необходимо не просто изобразить на картине царя, но и изобразить одну или несколько его заслуг по части застройки и становления Петербурга.
Историческая фигура, которая была знаменита многими своими делами, затронула Серова и не давала ему спокойно жить. Поэтому Серов, используя свойственную ему же основательность, решил запечатлеть на картине не просто образ Петра I, который был ему заказан, а нарисовать его настоящим. Другими словами, нарисовать его не припудренного и не приукрашенного.
Так как Серов решил основательно подготовиться к этой работе, он начал посещать лекции, пропадал часами и даже днями в Эрмитаже и продолжал проделывать еще много подобной или такой же подготовительной работы. Все это открыло перед талантливым художником своего времени отличную картину характера и образа личности этого императора.
И тогда Серов начал понимать, что создание флота, множество грандиозных реформ и победа над силами Шведской армии – все эти и другие события, в которых принимал участие Петр I, не должны были пройти без жертв и крови.
Поэтому мастер пера справился с поставленной задачей идеально. Картина вышла правдивой со всех сторон. Здесь был отмечен один из главных моментов его жизни – реформы, строительство и поднимание России с колен. Работу заказчики приняли, и в итоге она стала одной из самых значимых на сегодняшний день.
Детские годы
К тому же все детские годы мальчика вплоть до самой кончины его родителя проходили в окружение ведущих деятелей как российского, так и мирового искусства. Однажды вся семья, состоящая из трёх человек, отправилась в путешествие по Европе, где они несколько дней гостили у старого знакомого Александра Серова – немецкого композитора Рихарда Вагнера. И хотя маленький Валентин и не мог в силу своего юного возраста в полной мере оценить значение этого композитора, тем не менее этот эпизод из детства навсегда остался в его памяти.
Именно Вагнер выхлопотал у российского правительства пособие для семьи Серовых, благодаря которому будущий художник смог получить образование. От отца ему передался его потрясающий художественный вкус, благодаря которому он легко отличал подлинные классические произведения от созданных на потребу публике, переполненных дешёвыми художественными эффектами картин. Это уникальное чутьё помогло ему в создании таких шедевров, как «Петр 1» и «Девочка с персиками».
Валентин Александрович Серов Портрет императора Николая II (Портрет Николая II в серой тужурке): Описание произведения
В 1902 году во время работы над очередным портретом Николая II произошел инцидент, поставивший точку в отношениях между Серовым и династией Романовых. Императрица Александра Федоровна, пожелавшая взглянуть, как продвигается работа, осмелилась давать Серову советы (она и сама рисовала — брала уроки у немецкого художника фон Каульбаха).
И Серов, будучи человеком независимым и не самого легкого нрава, предложил ей окончить портрет вместо него. Государыня, покрывшись пунцовыми пятнами, выбежала из комнаты вон. Портрет остался недописанным. На все попытки императорского дома восстановить с Серовым дипломатические отношения, художник отвечал решительным отказом.
Когда Николай попробовал подобраться к Серову через Сергея Дягилева, Валентин Александрович отрезал: «В этом доме я больше не работаю», — и слово свое сдержал.Портрет Николая II в офицерской тужурке Преображенского полка стал, таким образом, последним законченным портретом императора кисти Серова.
После 1905 года неприязнь Серова к царской семье возросла многократно: художник винил императора в событиях Кровавого воскресенья. Он считал, что в своем портрете предугадал будущие невзгоды, связанные с правлением Николая. Однажды, увидев свою картину на выставке, Серов воскликнул: «А в уголках глаз-то – 1905 год!».
А друг художника – Константин Коровин – писал об этом портрете: «Серов первым из художников уловил и запечатлел на полотне мягкость, интеллигентность и вместе с тем слабость императора».
Работая над этим портретом, Серов заступился за Мамонтова (Савва Иванович находился под следствием), и император немедленно распорядился, чтобы того отпустили под домашний арест.
Серов попросил Николая материально поддержать журнал «Мир искусства», и тот снова не отказал. Серова подкупало умение царя держаться просто и в то же время с огромным достоинством, он явно пребывал во власти его обаяния.
Этим и продиктована композиция картины. Предназначенная в подарок императрице*, она начисто лишена бравурности и пафоса парадных портретов.
Николай II в повседневной военной форме, в его позе (к слову, моментально оживляющей в памяти знаменитую серовскую «Девочку с персиками») нет ни самолюбования, ни высокомерия, в глазах светится ум.
В том же году Серов сделал копию с «Портрета в тужурке». Однажды он принес ее в комнату, где собиралась редакция «Мира искусства».
«Усадив» нарисованного императора во главе стола, он умело подсветил портрет и едва не довел до коллективного сердечного приступа Льва Бакста, Александра Бенуа и других своих соратников по журналу.
Именно эта авторская копия хранится сейчас в Третьяковской галерее**.
Что касается первого портрета, который висел в рабочем кабинете императрицы Александры Фёдоровны, его постигла не столь веселая участь. В 1917 году глаза «светловзорого мечтателя» с оригинала выкололи штыками матросы, штурмовавшие Зимний дворец.
**В Эрмитаже хранится офорт, сделанный в 1913 году по оригиналу Серова.
Дворец Меншикова
Дворец Александра Дмитриевича Меншикова расположился на Васильевском острове. Он был самым первым зданием в Санкт-Петербурге, выполненным из камня. В то время это казалось диковинкой, так как все здания были построены из дерева.
Князь Меншиков впервые ввел разделения на комнаты по предназначению: кухня, столовая, спальни, токарня. Дворец был выполнен в стиле барокко.
Во дворце часто принимали высокопоставленных послов, царских особ, проводили свадьбы и пиры. Все убранства были выполнены богато и следовали моде того времени. Все иностранные гости восхищались дизайном. Стены некоторых комнат были выложены голландской плиткой. Стоила она очень дорого, и мастерам приходилось подгонять высоту стены под размер плитки.
В 1727 году князя Александра Меншикова арестовали и отправили в ссылку. По указу Анны Иоанновны дворец Меншикова был передан Первому кадетскому корпусу. С 1880 года здесь был расположен музей кадетского училища.
Во время Великой Отечественной войны дворец Меншикова изрядно был разрушен. От удара бомб крыша практически была уничтожена, впоследствии из-за влажности по стенам пошла плесень. Сразу после войны частично дворец восстановили и отдали здание военно-политическому училищу имени Энгельса.
И только лишь через 20 лет принято решение полностью восстановить здание и придать ему первозданный вид. Восстановление заняло ещё 20 лет.
Сегодня дворец князя Меншикова является одним из филиалов музея Эрмитажа, где хранятся экспонаты различных эпох.
Отец художника
Поэтому следует изучать становление дарования автора картины «Петр 1» начиная с ранних лет его жизни. Итак, герой данной статьи появился на свет в семье двух музыкантов. Его отец, Александр Серов, был сыном довольно зажиточного человека, крупного чиновника, который пророчил своему сыну карьеру крупного финансиста, но его намерения не были исполнены из-за того, что мальчик рос артистической, тонкой натурой. С детства он проявлял большой интерес к рисованию, музыке и другим видам искусства.
В течение долгих лет ему приходилось совмещать работу клерком с занятиями музыкальным сочинительством в качестве хобби. Сильнейшее влияние на формирование его творческого мировоззрения оказал друг, Владимир, или Вальдемар, (как его называли близкие друзья) Стасов. С ним Александр Серов не всегда сходился в эстетических вкусах, но данное обстоятельство даже скорее подогревало их взаимный интерес друг к другу, чем вызывало неприязнь.
Гораздо позже их дружба разладилась, но это произошло не из-за различия взглядов на искусство, а по той причине, что Стасов стал ухаживать за дальней родственницей композитора, что не очень нравилось брату. Но это произошло гораздо позже, а во времена их юности Владимир Стасов всячески поддерживал все творческие начинания своего старшего товарища.
Дети
Каротина «Дети» появилась в 1899 году. На ней изображены дети В.А. Серова, двое мальчиков, одному из которых, Саше – 7 лет, а второму, Юре – 5. Они стоят на террасе дачи.
Они очень похожи друг на друга, с темными волосами, которые вьются и падают на лоб, к тому же одинаково одеты. Старший мальчик смотрит на Финский залив, а младший – на зрителя.
Жесты и позы передают характеры детей. Старший брат сосредоточенно наблюдает, а младший мечтательно и задумчиво смотрит вперед.
Серов писал эту картину для себя. У него получилось изобразить детей в естественных позах, а также нарисовать удивительный пейзаж, передающий настроение автора: вечернее небо, водная гладь, тяжелые облака.
Адмиралтейство
По приказу Петра Первого в 1704 году на противоположном берегу Невы началась закладка здания Адмиралтейства. Руководил строительством А.Д. Меншиков и Петр I.
Адмиралтейство в первую очередь строилась как оборонительное сооружение, а потом уже стало верфью. Стройка завершилась уже через год, и почти сразу был спущен на воду первый корабль. И к середине XVIII века Россия имела самый сильный флот в Европе.
Адмиралтейство также выполняло пограничную функцию: записывались все корабли, которые проходили по Неве.
Адмиралтейский шпиль был сделан голландцем Германом ванн Балесом. Шпиль был выполнен из железа (эту идею Петр I позаимствовал в Европе). Под шпилем находился набатный колокол, который оповещал о начале работы, об ее окончании или об опасности.
До конца 18 века внешняя архитектура не менялась, а изменилось лишь улицы вокруг: появился Зимний дворец и другие значимые объекты.
В 1783 году произошел сильный пожар, и Екатерина Вторая приказала перенести производство кораблей в Кронштадт, а в оставшемся здании расположить Сенат. Но администрация Адмиралтейства всячески оттягивала этот процесс.
Взошедший на престол Павел I решился заняться внешним видов адмиралтейства: хотел сделать площадь перед Адмиралтейством местом проведения солдатских учений, но это ему не удалось.
Император Александр I также не хотел иметь рядом с резиденцией судостроительный завод и приказал закончить дело о реконструкции внешнего вида Адмиралтейства. Из-за Отечественной войны 1812-1814 перестройка затянулась на 17 лет.
Большие изменения были как во внешнем облике, так и вокруг: появилось много памятников, зданий.
В 1925 году в Адмиралтействе было открыто Высшее военно-морское инженерное училище.
Сегодня в здании Адмиралтейства находится Ведомство военно-морского флота России, и двери туда закрыты.
Поздние работы
Во время позднего периода, который начался в 1900 году, Серов был членом влиятельного общества и журнала русского искусства «Мир искусства», который вырос, в частности, из неудовлетворенности движением передвижников. В начале XX века, у Серова был стилистический переломный момент: из его работ исчезли черты импрессионизма, и развился модернистский стиль, но присущее ему истинное и реалистичное понимание характера объектов изображения осталось постоянным. В начале XX века Серов создавал героические портреты; в жанре светского портрета он сосредоточился на резком изображении значительных творчески мыслящих художников, писателей, актёров и музыкантов: портреты Максима Горького (1904), музей Горького, Москва; Ермоловой Марии (1905), Фёдора Шаляпина (уголь, 1905) — оба в Третьяковской галерее и Елены Ивановны Рерих (1909).
Валентин Серов — Портрет Елены Рерих, 1909
Демократические убеждения Серова чётко проявились во время революции 1905-1907 годов: он изобразил ряд сатирических фигур, которые разоблачали карателей. Будучи полноправным членом Санкт-Петербургской Академии художеств с 1903 года, в 1905 году Серов ушёл в отставку в знак протеста против казни бастующих рабочих и их семей 9 января, в «Кровавое воскресенье». Его позднее творчество нашло выражение в исторической живописи («Выезд Пётра II и цесаревны Елизаветы Петровны на псовую охоту», 1900, Русский музей), и глубине постижения исторической достоверности эпохи («Пётр I», темпера, 1907, Третьяковская галерея).
Последние годы жизни Серова отмечены работами на темы из классической мифологии. Рассматривая изображения с античной стороны, он придавал классическим предметам изображения личную интерпретацию.
Валентин Серов скончался в Москве 5 декабря 1911 года, похоронен на Новодевичьем кладбище.
Петр I в русской живописи 19 века
Одна из самых значимых и в тоже время одиозных фигур в российской истории – это Петр I. Причем, противники петровской политики, прежде всего, в укор императору ставят резкий поворот в сторону Запада, в ущерб русской самобытности. И подобная дискуссия идет уже довольно давно, практически с момента проведения этих самых реформ, с резким обострением в середине 19 века, которое известно как спор славянофилов и западников. Подобный интерес к личности императора, бесспорно многогранной, не мог не отразиться и в творчестве живописцев.
Безусловно, самая известная историческая картина, посвященная Петру I – это полотно Николая Гё «Петр I допрашивает царевича Алексея» (1871). Художник изображает знаковый момент в российской истории, который в итоге приводит к полувеку дворцовых переворотов. Согласно запискам современников, сначала Гё планировал показать в императоре не жестокого палача, а отца, который переступает через отеческие чувства ради пользы государства, но работа над сюжетом картины, постепенно изменила мнение художника о Петре. В итоге основной упор был сделан на психологизм персонажей. Так, царевич Алексей освещен мертвенно-бледным светом, что говорит о том, что судьба его предрешена. Хотя глаза его опущены в пол, в нем не чувствуется раскаяния, он не верит жесткосердечие отца. Лицо Петра, наоборот, эффектно вылеплено контрастной светотенью. Чувствуется, что спокойствие императора показное, внутри его кипят страсти. Картина была положительно встречена публикой и была приобретена П. Третьяковым.
На картине Василия Сурикова «Утро стрелецкой казни» (1881) хотя молодой Петр и является одной из ключевых фигур композиции, художник все же больший упор делает на судьбе народа в переломный момент отечественной истории. Царь изображен полным решимости, осознания своей правоты. Сидя на коне, он возвышается над толпой, а его прямая фигура соотносится с прямыми башнями московского кремля. Художник изобразил момент, когда твориться история, рушится старая Россия. Эта картина была также приобретена П. Третьяковым.
Важным итогом правления Петра I было основание Санкт-Петербурга. Этот эпизод также нашел свое отражение в творчестве русских художников. Одним из первых императора на невских берегах изобразил Алексей Венецианов. На его картине «Петр Великий. Основание Санкт-Петербурга» (1838) монарх в окружении советников и географических карт выбирает место для будущего города. Массивный камень на заднем фоне напоминает постамент для Медного всадника – он символизирует будущую столицу, поднявшуюся из камня. Более поэтична картина Николая Добровольского «Здесь будет заложен город» (1880). Император погружен в мечтания на пустынном песчаном пляже. Окружающий пейзаж спокоен и умиротворен, даже не вериться, что через несколько лет здесь будет кипеть городская жизнь.
История России петровских времен – это история бесконечных войн, которые император вел с переменным успехом. Поэтому образ Петра I не мог не заинтересовать батальных живописцев. Пример прекрасной батальной картины, посвященной императору – это работа Николая Зауервейда «Петр I усмиряет ожесточенных солдат своих при взятии Нарвы» (1859). Петр является смысловым центром картины – он возвышается над остальными персонажами, его фигура выхвачена лучом света среди беснующейся толпы. А художник-баталист Александр Коцебу вообще специализировался на истории Северной войны, в частности Полтавской битвы. На многих картинах художника: «Битва при Нарве», «Взятие Нарвы», «Сражение при деревне Лесной», «Полтавская победа» — присутствует Петр I.
Знакомство родителей художника
Собственно, написанием музыки Серов стал профессионально заниматься только после выхода его первой оперы «Юдифь», которая снискала огромную популярность среди российской и мировой публики, и талант композитора был высоко оценен такими знаменитостями, как Рихард Вагнер, Ференц Лист и многими другими европейскими композиторами. Свою будущую жену Серов также встретил и познакомился с ней благодаря музыке. Его дом находился по соседству с консерваторией. Окна композитора были напротив окон рекреации учебного заведения. Многие продвинутые студенты-музыканты бывали частыми гостями в доме композитора.
Он был к тому времени уже достаточно зрелым человеком и творческой личностью, отличался своими своеобразными взглядами на творчество и музыкальное образование и привлекал внимание творческой молодёжи, которая не всегда была согласна с тем принципом обучения, который проповедовался консерваторскими преподавателями. Те годы пришлись на первую волну борьбы русских женщин за свои права
Одним из результатов этой борьбы стало право представительниц прекрасного пола на получение высшего образования. Среди поприщ, чаще всего избираемых ими, стала музыка
Те годы пришлись на первую волну борьбы русских женщин за свои права. Одним из результатов этой борьбы стало право представительниц прекрасного пола на получение высшего образования. Среди поприщ, чаще всего избираемых ими, стала музыка.
В числе первых студенток консерватории была будущая жена Александра Серова Екатерина Семёновна. Она, будучи его страстной поклонницей и зная, что некоторые из её знакомых были на дружеской ноге с известным композитором, стала упрашивать их представить её ему. В конце концов это знакомство произошло. Девушка была приглашена в гости к создателю популярных в то время опер. Они сразу же нашли общий язык, которым стала музыка.
Рождение гения
Несмотря на значительную разницу в возрасте, Александр и Екатерина могли часами общаться, играя в четыре руки излюбленные музыкальные произведения, среди которых на первом месте всегда стояла музыка Иоганна Себастьяна Баха. Вскоре композитор сделал своей юной приятельнице предложение. От этого брака и родился будущий художник Серов. Картина «Петр 1» и другие полотна прославили их сына на весь мир.
Хотя, по воспоминаниям Валентина Александровича, отец его мало уделял внимания воспитанию мальчика, тем не менее он всегда вызывал интерес у него, поскольку творческая направленность его личности передалась по наследству и ребёнку. Именно отец был первым учителем рисования для будущего великого живописца Серова, создавшего впоследствии картину «Петр 1».
Исаакиевский собор
Исаакиевский собор является одним из самых крупных храмов России. Высота здания составляет 101,5 метров, что делает его заметным из любой точки Санкт-Петербурга.
А история строительства Исаакиевского собора началась так. Петр I родился в день памяти монаха Исаакия Далматского. Император всегда почитал святого, и в 1710 году началось строительство собора в честь святого Исаакия. По началу церковь была построена из дерева, но с 1717 года начался переход всех значимых зданий с деревянных на каменные. В первую очередь реконструкции подвергся Исаакиевский собор.
Под руководством троих архитекторов строительство заняло 10 лет. Но месторасположение было неудачное: стены постоянно подмывало Невой, и постоянный ремонт требовал больших вложений из казны. Было принято решение о закладке нового Исаакиевского собора. Само строительство началось лишь в 1768 году уже при правлении Екатерины II.
Исаакиевский собор претерпел несколько перестроек и изменений. И лишь в 1858 году прошло освящение храма.
Сегодня Исаакиевский собор является одним из главных достопримечательностей Санкт-Петербурга, который обязательно стоит посетить!
Серов В.А. «Петр I». Описание картины.. Художники-передвижники
1907 г. Картон, темпера. 68 x 88 смГосударственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Описание картины Серова В.А. «Петр I»
Одна из самых вдохновенных картин Серова, полная динамики и жизни, была в свое время так же мало оценена по достоинству, как и другие его работы, признанные сегодня лучшими. Она была заказана Серову для издательства Кнебеля, выпускавшего серию исторических картин-пособий для школьников. Он писал его в течение осени и зимы 1907 года. Но постепенно темперный набросок развернулся в настоящее монументальное полотно, производящее впечатление гигантской фрески с фигурами в натуральную величину.
В центре композиции изображена фигура «престрашного царя» Петра Великого. С дубинкой в руке Петр шагает по отмели, направляясь к месту стройки своего детища – «Санкт-Питербурха». Голова с развевающимися по ветру волосами и горящие глаза передают то страшное и властное выражение, которое подчеркивалось современниками.
Фигура царя – единственная, прописанная четко и отточено. Следом за царем изображены в общих силуэтных формах несколько людей, одетых в иностранные платья, — «знатные мастера всех художеств», которые были «выписаны из-за моря» для строительства новой столицы. Сгущено цветистая гамма позволяет воспринимать их как единую толпу и противопоставлять одинокой и самодостаточной фигуре царя.
Большую монументальность картине придает необычный ракурс композиции: зритель словно смотрит на изображенных людей снизу вверх. Этому способствует низкая линия горизонта и приглушенные цвета. На заднем плане вдали полным ходом идет стройка. На переднем плане – вода. Первоначально на ней была изображена большая лодка с гребцами – измученными мужиками в рваных рубахах, которые должны были напоминать зрителю, какой ценой построен великий город. Но общее впечатление от картины портилось: лодка вносила что-то от дешевой иллюстрации, а художник стремился к монументальности.
Подготовка к изображению царя настолько увлекла Серова, что личность Петра I стала предметом еще ряда этюдов и рисунков, написанных позже («Петр I в Монплезире», «Петр I верхом», «Спуск корабля Петром Великим», т.н. «Кубок большого орла» и др.).
Лучшие картины Серова В.А.
Самые дорогие картины Валентина Серова
Картины Серова высоко ценятся на международных аукционах и нередко уходят с них в частные коллекции по высоким ценам. За последние двадцать лет в период с 2000 года оборот продаж работ художника составил 25 млн долларов суммарно за 83 картины. Посмотрим несколько примеров наиболее дорогих уходов.
Рекорд принадлежит картине «Портрет Марии Цетлиной», которая наделала много шума на аукционе Christie’s. Появление здесь в 2014 году полотна такого большого значения стало полной неожиданностью. Обычно такие холсты висят в музеях и крайне редко оказываются на торгах. И именно из музея портрет попал на аукцион вот по какой причине. Картина украшала один из музеев города Рамат-Ган (Израиль), куда она попала после смерти наследников Цетлиной. Так как музеи города пришли в упадок, городские власти решили выставить некоторые работы на аукцион, чтобы на вырученные средства поправить положение. Местным жителям такой подход совсем не понравился, и они устроили забастовку. Однако эта мера не помешала холсту попасть на торги, причем ушел он с молотка за баснословные 14,5 млн долларов. Так как эта сумма оказалась в 4 раза больше ожидаемой прибыли, власти пообещали построить в городе новый музей русского искусства.
В. Серов. Портрет Марии Цетлиной. 1910 г.
Не меньшей неожиданностью для аукциона стал и портрет Оскара и Розы Грузенберг. На нем запечатлен знаменитый юрист, которого называли защитником угнетенных, Оскар Грузенберг и его супруга Роза. Репродукция этой картины неоднократно появлялась в монографиях о художнике. При этом копия была черно-белой, так как местонахождение оригинала никто не знал. Как выяснилось на аукционе, портрет все это время оставался в семье Грузенберг и был выставлен на торги правнучкой пары с портрета. Картину продавали в 2012 году на аукционе Fine Art Auctions в Майами.
Эксперты были весьма удивлены, что такая масштабная работа предлагалась на малоизвестном аукционе всего за 150-200 тысяч долларов. Однако покупатели по достоинству оценили это произведение и бились до тех пор, пока цена не взлетела в десятки раз и не достигла планки 4,67 млн долларов.
В. Серов. Портрет Оскара и Розы Грузенберг. 1910 г.
Третьей работой стал портрет Прасковьи Мамонтовой, выполненный художником в те же годы, что и знаменитая картина «Девочка с персиками». На портрете изображена Прасковья — двоюродная сестра Веры Мамонтовой (той самой Веры, что позировала Серову в усадьбе Мамонтовых для «Девочки с персиками»). Этой картине не суждено было стать столь известной: то ли выражение лица девочки не способствовало этому, то ли мрачные тона, из-за чего в картине не ощущалось легкости момента, как в работе «Девочка с персиками». Однако это произведение имеет высокую ценность по другим причинам: оно не только демонстрирует известную семью Мамонтовых, но и является отличным образцом ранней живописи Серова, который уже в свои двадцать с небольшим лет создавал картины высокого уровня. Картина была выставлена на международных торгах Sotheby’s в 2012 году и ушла за 1,9 млн долларов.
В. Серов. Портрет Прасковьи Мамонтовой. 1889 г.
Мы рассмотрели только тройку наиболее крупных уходов, остальные продажи можно посмотреть в каталогах аукционных домов, в частности найти их на Sotheby’s и Christie’s. Заметим, что картины Серова появляются на аукционах достаточно редко. Как мы писали выше, за последние двадцать лет на аукционах было продано только 83 картины, а выставлено — 130.
Прекрасные работы талантливого живописца Валентина Серова можно перечислять и описывать еще долго. Хотя мастер ушел из жизни в самом расцвете лет, его наследие очень велико и сегодня восхищает зрителей не меньше, чем в годы работы художника.
Похищение Европы
Картина «Похищение Европы» была создана в 1910 году. Ее сюжет был взят из мифологии.
Зевс полюбил дочь царя Агенора Европу. Он явился к ней и к ее подругам в образе красивого быка. Девушки играли с ним. А когда Европа села на спину быка, он поплыл с ней на Крит. Там она стала женой Зевса.
Идея написать эту картину появилась у художника после посещения Крита в 1907 году, где он изучал остатки Кносского дворца.
У него получилось монументальное панно. Его бык – рыжий, а не белый, как до этого было принято его рисовать. Цвет выбран не случайно. На фоне сине-фиолетового моря ярко-оранжевое пятно смотрится особенно выразительно.