Потолок сикстинской капеллы

Сикстинская капелла

Ни одно посещение музеев Ватикана не будет полным без осмотра Сикстинской капеллы.

Бывает, что это единственная причина, по которой люди приходят в музеи Ватикана. И так как Сикстинская капелла завершает осмотр, вы не пропустите её.


Потолок Сикстинской капеллы

Поскольку внутри Сикстинской капеллы строжайше запрещены разговоры, то гиды перед входом в зал, подробнейшим образом описывают здесь всё то, что туристам предстоит увидеть, рассказывая обо всех персонажах фресок.

Если вы посещаете Сикстинскую капеллу самостоятельно, без гида, вот на что в первую очередь, вам надо обратить внимание:

Фреска Микеланджело «Сотворение Адама»


Микеланджело «Сотворение Адама», 1508-1512

Я думаю, что самая известная часть Сикстинской капеллы – это серия картин Микеланджело на потолке. Эти фрески изображают 9 сцен из «Книги Бытия». И самая известная фреска из этой серии, и одна из самых знаковых картин в мире, это «Сотворение Адама».

Но вы также должны осмотреть и остальные композиции на потолке, потому что они не менее прекрасны.

Фреска Микеланджело «Страшный Суд»

Звездой композиции потолка Сикстинской капеллы, расписанного Микеланджело, бесспорно, является картина «Сотворение Адама». Это вершина творчества великого мастера.

Но не торопитесь покидать самый известный зал Сикстинской капеллы – насладитесь осмотром ещё одного великого творения Микеланджело – фреской «Страшный суд».


Микеланджело «Страшный суд», 1536-1541

Эта картина была сделана позже, между 1535 и 1541 годами. К этому времени Микеланджело было уже за шестьдесят. Он думал, что покончил с живописью, считая себя прежде всего скульптором. Но новый Папа Павел III убедил Микеланджело вернуться и заказал грандиозное полотно – фреску «Страшный суд». Он также поручил художнику закончить оформление Собора Святого Петра.

На картине изображено второе пришествие Христа в День Апокалипсиса

Обратите внимание на положение Иисуса в центре, он не стоит и не сидит, он парит в движении. В левом нижнем углу находятся души, выбранные для прохода на небеса, а в правом нижнем углу – проклятые души, которые Харон перевозит в ад по реке Стикс. С возрастом Микеланджело стал более набожным, но в душе его всё равно велась борьба между христианским видением мира и язычеством

Поэтому картина оставляет после себя более гнетущее ощущение, чем его фрески на потолке

С возрастом Микеланджело стал более набожным, но в душе его всё равно велась борьба между христианским видением мира и язычеством. Поэтому картина оставляет после себя более гнетущее ощущение, чем его фрески на потолке.

Посмотрите внимательнее на содранную кожу святого Варфоломея, который расположен на картине чуть ниже Иисуса и справа от нас, и вы увидите на ней лицо Микеланджело, его автопортрет. Это был его своеобразный способ искупления.

Эта картина для меня – один из шедевров Музеев Ватикана. Её должен увидеть каждый, кто посещает их. Она показывает своеобразную трансформацию искусства Микеланджело: от ясного и светлого к драматическому и экспрессивному.

Пол Сикстинской капеллы

Осматривать в Сикстинской капелле нужно не только стены и потолок

Обратите внимание на красивый пол. Узор на нём выполнен в стиле косматеско, названный так в честь семьи Космати, которая создала этот стиль и украсила им церкви по всей Италии, и особенно в Риме, в 12-м и 13-м веках

Здесь я рассказал про основные особенности капеллы. Если вы хотите узнать о ней подробнее, то переходите на полную статью про Сикстинскую капеллу.

История

Хотя Сикстинская капелла известна как место проведения папских конклавов , ее основная функция — это часовня Папской капеллы ( Cappella Pontificia ), одного из двух корпусов папского дома , до 1968 года именовавшегося Папским судом ( Pontificalis Aula ). Во времена папы Сикста IV в конце 15 века Папская капелла насчитывала около 200 человек, включая священнослужителей, должностных лиц Ватикана и выдающихся мирян. В течение года было 50 случаев, когда согласно Папскому календарю собиралась вся Папская капелла. Из этих 50 раз 35 были мессами, из которых 8 проводились в базиликах, в основном в соборе Святого Петра , и на них присутствовали большие собрания. Они включали Рождество и Пасху массу, при которой сам папа был священнослужитель . Остальные 27 месс можно было провести в меньшем, менее публичном месте, для чего использовалась Капелла Маджоре, прежде чем она была перестроена на том же месте, что и Сикстинская капелла.

Cappella Maggiore получил свое название, Большой Chapel, из того , что была еще одна часовня также в использовании Папы Римского и его свита для ежедневного поклонения. Во времена Папы Сикста IV это была часовня Папы Николая V , которую украсил Фра Анджелико . Капелла Маджоре записываются как существующие в 1368 Согласно сообщению от Andreas Трапезундского до Сикста IV, к моменту его сноса , чтобы освободить место для настоящей часовни, то Капелла Маджоре был в состоянии губительного с его стеной , опираясь.

Сикстинская капелла в XV веке (рисунок XIX века)

Сикстинская капелла в 2017 году

Нынешняя часовня на месте Капеллы Маджоре была спроектирована Баччо Понтелли для папы Сикста IV, в честь которого она названа, и построена под руководством Джованнино де Дольчи между 1473 и 1481 годами. внимательно следите за оригиналом. После его завершения часовня была украшена фресками ряда самых известных художников Высокого Возрождения , в том числе Сандро Боттичелли , Доменико Гирландайо , Пьетро Перуджино и Микеланджело .

Первая месса в Сикстинской капелле была совершена 15 августа 1483 года, в праздник Успения Пресвятой Богородицы , во время которого часовня была освящена и посвящена Деве Марии .

Сикстинская капелла сохранила свою функцию по сей день и продолжает принимать важные службы Папского календаря, если Папа не путешествует. Постоянный хор — Хор Сикстинской капеллы , для которого написано много оригинальной музыки, самая известная из которых — « Мизерере» Грегорио Аллегри .

Папский конклав

Одна из функций Сикстинской капеллы — это место для избрания каждого последующего Папы на конклаве Коллегии кардиналов . По случаю конклава в крыше часовни устанавливается дымовая труба, из которой в качестве сигнала поднимается дым. Если появляется белый дым, который создается сжиганием избирательных бюллетеней, значит, избран новый Папа. Если ни один из кандидатов не получает необходимых двух третей голосов, кардиналы поднимают черный дым — созданный путем сжигания бюллетеней вместе с мокрой соломой и химическими добавками — это означает, что никаких успешных выборов еще не произошло.

Первым папским конклавом, который состоялся в Сикстинской капелле, был конклав 1492 года , который проходил с 6 по 11 августа того же года и на котором был избран Папа Александр VI , также известный как Родриго Борха.

Конклав также предоставил кардиналам место, где они могли слышать мессу, а также есть, спать и проводить время в сопровождении слуг. С 1455 г. конклавы проводились во дворце Ватикана ; до Великого раскола они проводились в доминиканском монастыре Санта-Мария-сопра-Минерва . С 1996 года Иоанн Павел II «s Апостольская Конституция Universi Доминичи Gregis требует кардиналы быть подаваемые в Domus Sanctae Marthae во время папского конклава, но продолжать голосование в Сикстинской капелле.

Навесы для каждого кардинала-избирателя когда-то использовались во время конклавов — знак равного достоинства. После того, как новый Папа примет свое избрание, он назовет свое новое имя; в это время другие кардиналы тянули за веревку, прикрепленную к их сиденьям, чтобы опустить навесы. До реформ, начатых святым Пием X , навесы были разного цвета, чтобы обозначать, какие кардиналы были назначены каким папой. Павел VI полностью отменил навесы, поскольку при его папстве население Коллегии кардиналов увеличилось настолько, что их пришлось рассаживать рядами по два у стены, из-за чего навесы закрывали вид на холм. кардиналы в заднем ряду. После созыва конклава, чтобы сохранить целостность мраморного пола в Сикстинской капелле, плотники устанавливают деревянный пол немного приподнятый рядом с деревянным пандусом у входа для тех кардиналов, которых по тем или иным причинам нужно перевозить в инвалидное кресло.

Титан Возрождения

В 1508 году папа Юлий II пригласил для росписи плафона (сводчатого потолка) капеллы известного скульптора Микеланджело Буонарроти.

Потомок обедневшего знатного флорентийского рода, Микеланджело с детства испытывал интерес к камню и ваянию. Это увлечение не находило понимания у его отца, считавшего, что работа руками — ниже достоинства аристократа. Однако первые успехи юноши рассеяли всякие сомнения: быть ему великим скульптором! Ученик Гирландайо, воспитанник Лоренцо Медичи, вынужденный покинуть родной город по политическим причинам, славу свою он обрел в Риме.

В последние годы пятнадцатого века Микеланджело создает статую Вакха и мраморную композицию Пьета («Плакальщица» – в честь оплакивающей Христа Богородицы). Работа признана шедевром! Успех Пьеты четырьмя годами позже, уже во Флоренции, повторяет статуя Давида, выставленная на всеобщее обозрение на центральной площади.

В 1506 году Юлий II вызывает молодого скульптора в Рим для работы над статуями папской усыпальницы. Вскоре Папа охладевает к этому проекту, но в его мозгу возникает новая идея.

Возведение крепости

До сооружения Сикстинской капеллы, здесь находилась капелла Великая, где собирались священники и элита Рима. Новое сооружение должно было стать небольшой крепостью и проект был создан известным зодчим Баччо Понтелли. Всеми строительными работами руководил Джордже де Дольчи. В 1483 г. капеллу освятили, а с 1492 г., здесь проводились конклавы, где собирались кардиналы и выбирали нового папу, отметим, что это сохранилось и по наши дни. В 1513 г. здание заметно обветшало и тогда был проведен масштабный капитальный ремонт.

За следующие пятьсот лет Сикстинская капелла претерпела довольно много изменений. Трехэтажная церковь строилась как крепость, но была еще и домовым храмом для пап. Здание своими размерами копирует Храм Соломона и его внешний вид строг и аскетичен. Нижний этаж укреплен мощными стенами. На среднем этаже – высокие стрельчатые окна, пропускающие в здание много света. Верхний ярус был предназначен для несения караульной службы, где вместо оконных проемов прорублены бойницы. Долгое время храм был без крыши, но позже было решено соорудить защиту, чтобы сохранить росписи.

Ведь здесь находится бессмертное искусство трех гениев – Рафаэля, Боттичелли и Микеланджело, которые преподнесли бесценный дар человечеству. Чудо этой капеллы заключается в именах живописцев и каждый из них внес неоценимый вклад в красоту этого храма. Именно они сотворили чудо и благодаря им название “Сикстинская капелла” сегодня известно во всем мире. Но все это произошло после примирения папы и Лоренцо. Стоит напомнить, что все гении, увековечившие свое имя прошли знаменитую школу живописи Флоренции. Сандро Боттичелли быстро обрел популярность, как талантливый портретист.

Сикст IV ознакомившись с творчеством этого художника назначил его главным над мастерами росписи храма, который уже был построен и нуждался лишь во внутренней отделке. В 1481 г. три известных живописца: С.Боттичелли, Д.Гирландайо и К.Росселли со своими помощниками прибыли из Флоренции в Рим. Перуджино, прибывший из Умбрии немного ранее, уже приступил к работе и был, пожалуй, уже наиболее известным живописцем. Папа поставил перед мастерами задачу – расписать стены Сикстинской капеллы фресками, которые бы проводили параллель между жизнью Моисея и Иисуса, то есть показать связь Ветхого и Нового заветов.

Нужно сказать, что мастера работали не покладая рук в течении целого года и создали 16 фресок, но четыре из них не сохранились. Отметим, что все сохранившиеся росписи включены в список ЮНЕСКО. Некоторые туристы отмечают, что взгляд сразу невольно привлекает грандиозная роспись Микеланджело из сцены “Страшного суда”. Однако только все вместе уникальные творения и создают прекрасную целостную картину. С северной стороны находится серия фресок из жизни Христа. Их шесть, в т. ч. работа Боттичелли «Искушение Христа…».

По две фрески создали Перуджино и Росселли, одну Гирландайо. Была еще одна работа Гирландайо “Воскресение”, но в 1522 г. произошло обрушение балки, которая уничтожила это произведение. На южной стороне изображены сцены из жизни Моисея. Здесь тоже шесть фресок. Одну из них написал Перуджино, по две – Боттичелли и Росселли. Еще две сцены изобразил Лука Синьорелли, но одна из них была испорчена. Третий этаж имеет окна в виде арок, которые когда-то служили бойницами. Но и здесь есть, что осмотреть и чем полюбоваться. Между оконными проемами изображены первые понтифики. Над их портретами работали те же гениальные мастера.

  • Часы работы: с понедельника по субботу с 9 до 18 часов. Билеты можно купить до 16 часов.
  • Каждое последнее воскресенье месяца с 9 до 14 часов. Билеты можно купить до 12.30.
  • Вход платный.
  • Станция метро: Ottaviano.

Спустя четверть века Микеланджело возвратится в этот храм и явит миру свой шедевр – гигантскую фреску “Страшный суд”, которая обличает все пороки и слабости человека. Эта фреска займет всю стену за алтарем. В заключении стоит сказать, что Сикстинская капелла – бесценный бриллиант не только Рима, но и всего мира. Посетить этот храм, значит увидеть шедевры самых знаменитых мастеров эпохи Возрождения, прикоснуться не только к вечному искусству, но и к истории. Сикстинская капелла находится в Ватикане и ее посещение входит в обзорную экскурсию. В следующем нашем материале мы расскажем вам о работе музеев в Ватикане, где вы узнаете их историю создания, стоимость входных билетов, а также часы работы.

Описание скульптуры «Пророк Иезекииль» Микеланджело

История создания

Пророк Иезекииль — одна из четырех статуй, которые должны были быть установлены на главном алтаре базилики Святого Лаврентия во Флоренции. Скульптуру Микеланджело начал работать в 1513 году, но несколько раз переделывал ее и завершил лишь в 1525 году.

Описание

Скульптура представляет собой фигуру мужчины с мощной физической формой и сильной эмоциональной выразительностью. Пророк Иезекииль изображен сидящим на кресле с ногами скрещенными на коленях, а живот близко подтянут к груди, что придает его фигуре особую динамику и напряжение.

Голова пророка наклонена набок, и на лице читается глубокое размышление или удивление, возможно, от того, что он видит нечто невероятное или неожиданное. За спиной пророка виден знак зодиака «Стрелец», символизирующий будущего мессию.

Костюм пророка Иезекииля выполнен в виде туники с крупными складками и набивным узором, которые необычайно точны и реалистичны. На шее у него надеты кольчуга и бархатная бейсболка. В целом, скульптура вызывает у зрителя чувство восторга и величественности.

Символика

Пророк Иезекииль является символической фигурой, которая была популярна в Возрождении. Он был призван открывать миру духовные тайны и вести народ по пути истинного покаяния. Знак зодиака «Стрелец», который Микеланджело добавил за спиной пророка Иезекииля, здесь символизирует Иисуса Христа как будущего мессию и спасителя мира.

В целом, скульптура Микеланджело «Пророк Иезекииль» является великолепным произведением искусства, которое не только идеально передает характер и символику пророка, но и впечатляет своей высокой художественной и эмоциональной составляющей.

Потолок Сикстинской капеллы. Микеланджело Буонарроти.

Потолок Сикстинской капеллы 4 года (1508-1512) расписывал Микеланджело Буонарроти. До этого там было изображено звездное небо. Потолок Сикстинской капеллы — поистине выдающееся произведение, которое характеризует Микеланджело как гения-живописца. До этого он позиционировал себя как скульптор. В 25 лет он создал одну из главных своих работ скульптурную группу Пьета («Оплакивание Христа»).

Роспись потолка в Сикстинской капелле. Работа Микеланджело Буонарроти (1508-1512).

Итак, что же изобразил Микеланджело на потолке в Сикстинской капелле? Для начала стоит отметить, что высота потолка Сикстинской капеллы составляет 20 метров и имеет закругленную форму. Поэтому художником для большей выразительности было принято решение разбить на отдельные части свод. В центре потолка на самом верху изображены 9 фресок, которые образуют одну группу и рассказывают сюжеты из Книги Бытия. Читается слева на право от Алтарной стены, где изображен «Страшный суд» работы Микеланджело (1537-1541).

  1. Отделение света от тьмы;
  2. Сотворение солнца и луны;
  3. Отделение тверди от воды;
  4. Сотворение Адама;
  5. Сотворение Евы;
  6. Грехопадение;
  7. Жертвоприношение Ноя;
  8. Всемирный потоп;
  9. Опьянение Ноя.

Микеланджело начал работу над центральной частью потолка с фрески «Опьянения Ноя» и двигался по направлению к Алтарной стене. В ходе работ прослеживается такая закономерность: фигур становится меньше и они увеличиваются в размерах для большей наглядности. Закончил роспись потолка Микеланджело в возрасте 37 лет.

Нижний уровень фресок свода Сикстинской капеллы имеет выделенные треугольники (выступы) и область над окнами — люнет. Состоит он из 14 отдельных сюжетов, которые изображают предков Христа.

На Северной (правая от алтарной стены) стене на фресках изображены (слева на право):

  1. Наасон Naason(люнет);
  2. Иессей, Давид и  Саломон (Iesse David Salomon) (люнет и треугольник);
  3. Аза, Иеосафат и Иорам (Asa Iosaphat Ioram) (люнет и треугольник);
  4. Езекия, Манасcия и Амон (Ezechias Manasses Amon) (люнет и треугольник);
  5. Иосия, Иехония и Салафииль (Iosias Iechonias Salathiel) (люнет и треугольник);
  6. Азор и Задок (Azor Sadoch)(люнет).

На Южной (левая сторона от алтаря) стене на фресках изображены (справа на лево):

  1. Аминадаб Aminadab (люнет);
  2. Салмон, Боаз и Обед (Salmon Booz Obeth) (люнет и треугольник);
  3. Ровоам, Авия (Roboam Abias) (люнет и треугольник);
  4. Озия, Иотам и  Ахаз (Ozias Ioatham Achaz) (люнет и треугольник);
  5. Зоробабель, Абиуд и Елиаким (Zorobabel Abivd Eliachim) (люнет и треугольник);
  6. Ахим и Елиуд (Achim Elivd) (люнет).

А среднюю часть свода Сикстинской капеллы украшают 9 фигур пророков и 5 фигур сивилл. Боковые своды – область между окнами и центральным потолком. Ветхозаветные сцены спасения – 4 сюжета в угловых треугольных парусах свода.

С правой стороны на фресках изображены (слева на право): Пророк Иеремия; Персидская сивилла; Пророк Иезекииль; Эритрейская сивилла; Пророк Иоиль.

С левой стороны на фресках изображены (слева на право): Ливийская сивилла; Пророк Даниил; Кумcкая сивилла; Пророк Исайя; Дельфийская сивилла.

На восточной стене два изображения с Предками Христа: Элеазар и Маттан; Яков и Иосиф.

Средняя часть свода над Алтарной стеной украшает в центре изображение Пророка Иона (Ionas), завершает образ по бокам две ветхозаветные сцены спасения: справа — Моисей и медный змей; слева — Наказание Аммана.

На противоположной стороне – аналогично 3 фрески в центре — пророк Захария (Zacherias), по бокам две ветхозаветные сцены спасения: справа — Давид и Голиаф; слева — Юдифь и Олоферн.

Восточная стена (напротив алтарной стены) в Сикстинской капелле.

Фрески Сикстинской капеллы

Сикстинская капелла в Ватикану украшена от пола до потолка великолепными фресками, которые повeствуют о жизни Моисея и Xриста. Они были написаны в 1481—1483 гoдаx xyдoжниками Боттичелли, Пинтуриккьо,  Дoмeнико Гирландайо и Козимо Росселли. Haд библeйскими сцeнами pacпoлoжeно 24 портpета римскиx пап рaннeго пeриода xpиcтианства, погибшиx мучeничeской смeртью.

Жизнь Моисeя изoбpaжeна нa южной и вocточной стeнаx, жизнь Иисуса Xриста — нa вocточной и сeвepной. Ha зaпадной стeнe Сикстинской капеллы изнaчaльно тожe нaxoдились фрeски из этиx циклов, oднaкo они были уничтoжeны, чтoбы прeдоставить мecтo для «Страшного суда» Микeланджeло.

Цикл фресок «Жизнь Моисея» в Сикстинской капелле

«Жизнь Моисeя», нaчинaя c южной стeны, соcтoит из слeдующиx фрeсок: «Путeшecтвиe Моисeя в Eгипeт» А1 (Пeруджино), «Сцeны из жизни Моисeя» А2 (Боттичeлли), «Пeрexод чeрeз Красноe морe» А3 (Россeлли), «Получeниe Моисeeм скрижалeй» А4 (Россeлли), «Наказаниe Корeя, Дафана и Авирона» А5 (Боттичелли), «Завeщаниe Моисея» А6 (Лука Синьорелли), «Спор y тeла Моисeя» А7 (вocточная стeна, Маттeо да Лeччe).

Цикл фресок «Жизнь Иисуса Христа»

Цикл «Жизнь Иисуса Xриста» соcтoит из «Воскрeсeния Xриста» А8 (вocточная стeна, Ариго Паллудано), «Тайной вeчeри» А9 (Россeлли), «Вручeния ключeй Пeтру» А10 (Пeруджино), «Нагорной проповeди» А11 (Россeлли), «Призвания пepвыx апостолов» А12 (Гирландайо), «Искушeния Иисуса» А13 (Боттичeлли) и «Крeщeния Иисуса» А14 (Пeруджино).

Интересные факты и тайны

Любопытные факты и тайны относительно Сикстинской капеллы и личности ее автора, переплетаются в занятный сюжет. По прохождении пяти веков приходится лишь догадываться, которая из имеющихся легенд — подлинная, а какая — полный вымысел. В 2006 году Константин Ефетов издал книгу «Шокирующая тайна Сикстинской капеллы». В ней он попробовал разобрать самые любопытные тайны храма. Книга прошла через ряд успешных переизданий и получила продолжение. В центре исследования – Буонарроти, давший согласие уйти из зодчих, чтоб с нуля научиться работе с фресками.

Автор ставит вопрос, почему средневековый мастер так скрепя сердцем подключал помощников, отдавая предпочтение работе в одиночку. Еще была выдвинуто предположение о том, что молодой Микеланджело в секрете от всех изучал анатомию и внутреннее устройство человека, а конкретно – отлично изучил строение мозга. О том художник не забыл намекнуть в потолочной фреске «Сотворение Адама».

Создатель, в окружении ангелов, показан в окантовке алой ткани. По своей форме она поразительно похожа на головной мозг человека. Положение рук творца, а еще лица ангелов являются повторением основных отделов мозга. Так, Буонарроти хочет сказать о том, что человек был создан не абстрактным святым духом, а – порождением высшего разума.

Бьяджо да Чезена на фреске «Страшный суд»

Один из страстных критиков работы Микеланджело Бьяджо да Чезена был запечатлен на фреске «Страшный суд» Сикстинской капеллы. Художник, который почти целиком расписал алтарную стену капеллы, в ответ на пристрастие к чрезмерной наготе персонажей, написал поборника морали в гротескном образе Миноса, царя подземелий. В отличии от бесстыжих праведников, Минос показан обвитым вокруг бедер змеем, который поглощает его мужское достоинство. Еще один любопытный факт — мастер больше всего ценил красоту обнаженной натуры и отдавал приоритет мужскому телу. На всех фресках Сикстинской капеллы женские персонажи показаны с ярко выраженными атлетическими фигурами.

Фрески флорентийских художников

Первым этапом в оформлении восстановленной Сикстом IV часовни Апостольского дворца стала роспись потолка, созданная итальянским художником Пирматтео Лауро да Амелия (1445 – 1503). Уплощенный свод, окруживший стены на уровне оконных арок, первоначально был украшен звездным небом. На фоне бездонной синевы, переливаясь в мерцающем пламени свечей, светились писаные золотом звезды.

Роспись потолка, созданная итальянским художником Пирматтео Лауро да Амелия

В рамках примирения существующей вражды между Сикстом IV и Лоренцо Медичи, флорентийский правитель предложил отправить в Рим своих лучших художников для оформления стен папской часовни. Предложение было принято Папой 27 октября 1480г. и со следующей весны плеяда флорентийских живописцев – Сандро Боттичелли, Козимо Росселли и Доменико Гирландайо – приступила к работе. По мнению многих историков, схему фресок боковых стен разработал Пьетро Перуджино, а общая концепция иконографической росписи была утверждена самим Сикстом IV и его советниками. Согласно утвержденному проекту, фрески Сикстинской капеллы разделялись на три уровня.

Роспись стен

Самая нижняя часть была украшена ложной драпировкой дамасской шторы, с нанесенными по ней гербами Папы. Несколько позже, в период 1515 – 1519гг, в Брюсселе для Сикстинской капеллы были заказаны десять гобеленов, которыми, при особо торжественных церемониях, закрывался нижний ярус росписи фальшивых штор.

Гобелены Сикстинской капеллы, закрывающие фрески фальшивых дамасских штор

Рисунки на гобеленах были выполнены по эскизам Рафаэля Санти, из которых семь оригинальных работ сегодня хранится в Музее Виктории и Альберта в Лондоне, а сами гобелены – в Пинакотеке музеев Ватикана.

Один из эскизов Рафаэля

Гобелен, сделанный по эскизам Рафаэля Санти

Сикст IV, чтобы подчеркнуть преемственность между его понтификатом и своими предшественниками, потребовал украсить верхнюю часть между арочных окон портретами понтификов, возглавлявших папский престол с I по IV век.

Верхний ярус Сикстинской капеллы украшен портретами понтификов

В центральном, самом главном ярусе росписи, на двух противоположных стенах изображены библейские сюжеты из жизни Моисея, как спасителя еврейского народа, и Иисуса Христа, как спасителя всего человечества. Эти фрески Сикстинской капеллы читаются параллельно, дополняя друг друга.

Возможно Вас заинтересует:

Северная стена

Представленные на ней сюжеты взяты из Евангелия от Матфея и повествуют о самых важных эпизодах жизни и деяниях Иисуса Христа.

Крещение Христа. Пьетро Перуджино

Искушение Христа и очищение прокаженного. Сандро Боттичелли

Призвание первых Апостолов. Доменико Гирландайо

Нагорная проповедь. Козимо Росселли

Передача ключей апостолу Петру. Пьетро Перуджино

Тайная вечеря. Козимо Росселли и Бьяджо Антонио

Южная стена

Фрески Сикстинской капеллы на ней представляют библейскую историю разных эпизодов из жизни Моисея и читаются, начиная со стороны алтаря.

Путешествие Моисея в Египет. Пьетро Перуджино

Призвание Моисея. Сандро Боттичелли

Переход Моисея через Красное море. Козимо Росселли (Бьяджо ди Антонио)

Спуск Моисея с горы Синай. Козимо Росселли

Восстание против законов и наказание Корея, Дафана и Авирона». Сандро Боттичелли

Завещание и смерть Моисея. Лука Сайнорелли и Бартоломео делла Гатта

Из 16-ти оригинальных фресок Сикстинской капеллы, исполненных флорентийскими художниками, сегодня мы можем увидеть лишь двенадцать. На стене, расположенной на противоположной стороне от алтаря, фреска Гирландайо «Воскресение Христа» была с некоторыми изменениями перерисована в 1572г. голландским художником Хендриком ван ден Броком, а «Спор над телом Моисея» живописца Луки Синьорелли – итальянцем Маттео да Лечче в 1574-м.

Воскресение Христа. Хендрик ван ден Брок, 1572

Еще две фрески Сикстинской капеллы  П.Перуджино – «Нахождение Моисея» и «Рождество Христа» были сколоты в 1534г. Микеланджело Буонарроти перед написанием им на алтарной стене «Страшный суд».

Архитектура, внешний вид

Сикстинская капелла, возведенная в Ватикане (Италия, Рим) в 1473—1481 гг. выдающимся архитектором Джордже де Дольче, первоначально упоминалась как Великая Капелла, приуроченная Успению Девы Марии.

Внешний вид часовни представляет собой характерное для архитектуры Рима XV века аскетичное сооружение, неприступное, как крепость. Капелла была возведена на фундаменте предыдущей постройки и выросла на три этажа.

Высокий прямоугольный храм с массивными стенами представляет собой олицетворение фортификационного зодчества и имеет следующие размеры:

  • высота – 20,7 м;
  • длина – 40,9 м;
  • ширина – 13,4 м.

Вход в Сикстинскую капеллу осуществляется через Папский дворец, поэтому она не имеет других дверных проемов, но обладает анфиладой шестифутовых арочных окон, расположенных по верхнему ярусу. Сводчатый потолок часовни возвышается более чем на 65 футов, а сам третий этаж расположен над потолком.

Кропотливыми мастерами был создан неповторимый тротуар часовни с эффектом имитации средневековых полов, устланными разноцветной мозаикой, формирующими характерные геометрические узоры.

Создание скульптуры пророка Иезекииля

Выбор позы и схемы композиции

Пророк Иезекииль был одним из четырех пророков Ветхого Завета, которых Микеланджело изобразил на потолке Сикстинской капеллы. В своей скульптуре Микеланджело изобразил Иезекииля в переживании божественного вдохновения, изображая пророка, как бы входящего в контакт с высшей силой. Поза пророка экспрессивна и динамична, выражая сильное внутреннее движение.

Детали скульптуры

Скульптура пророка Иезекииля высотой более 5 метров, выполнена из белого мрамора. ИОдна из заметных особенностей скульптуры – это выразительный взгляд Иезекииля, который концентрируется на божественном знаке в своих руках. Глядя на скульптуру, можно заметить, что Иезекииль держит в руках книгу с семью печатями, предназначенную для записи видений. Книга символизирует прием и распространение божественного Откровения.

Расположение на потолке капеллы

Скульптура Иезекииля находится на потолочной фреске, напротив своего братского пророка Даниила. Оба пророка составляют композиционную пару, которая символизирует встречу ожидания и исполнения. Иезекииль и Даниил – это две стороны одной медали – пророки Ветхого Завета, которые вместе знаменуют переход к Новому Завету и пришествию Христа.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: