Творчество и биография рафаэля санти

Интересные факты о рафаэле санти

Рафаэль (введение)

Хронологически неправильно рассматривать Рафаэля Санти (1483–1520) после Микеланджело, ибо, когда Микеланджело создавал свои последние произведения, Рафаэля уже сорок лет, как не было в живых. Творчество Микеланджело служит связующим звеном между Ренессансом и эпохой барокко, тогда как в творчестве Рафаэля слышится еще чистая речь классицизма.

Однако деятельность Микеланджело служила одной из предпосылок для деятельности Рафаэля. Многие из своих произведений Рафаэль не создал бы, если бы не имел перед глазами великих созданий Буонарроти.

В нем воплотилось все, что мы считаем красивым. Все до него жившие художники были только «прерафаэлитами».

Он не был пионером, не был искателем новых путей, одним из тех загадочных явлений, силы которых бьют, точно из неведомых источников. Нет, он исходил из уже известного и наличного. Он перенимает, подделывается, синтезирует, присваивает себе плоды целого поколения.

Автопортрет

Когда вы посмотрите на автопортрет Рафаэля, то вы, несомненно, почувствуете индивидуальность его стиля. Этот юноша с интеллигентным, симпатичным лицом, с обнаженной шеей и длинными волосами артиста, с чистыми, кроткими, девичьими глазами, напоминающими Мадонн Перуджино, вполне соответствует портрету Рафаэля, нарисованному Вазари: «Когда он представал перед товарищами, исчезало в последних нерасположение духа, испарялись низкие мысли. Это случалось оттого, что его ласковость, его красивая душа побеждали их». Подобно тому как он никогда не пережил ничего печального, так исполнено и его искусство солнечной радостности. Даже в тех случаях, когда ему приходилось изображать ужасы, насилие, резкие драматические моменты, он был кротким и мягким, привлекательным и ласковым. Подобно тому как его портрет производит скорее типичное, чем индивидуальное, впечатление, так устраняет он в своем творчестве все индивидуальное, возводя его в степень типичного. Подобно тому как он никогда не ссорился ни со своими заказчиками, ни со своими помощниками, а, приноравливаясь, исполнял и давал приказы, так и в его искусстве нет никаких диссонансов.

В творчестве Рафаэля преобладает способность воспринимать чужие мысли. Этим объясняется огромное число произведений, созданных им за его короткую жизнь. Его стиль меняется почти с каждым годом. Самый восприимчивый из всех когда-либо существовавших художников, Рафаэль соединяет в своих руках все нити, претворяет ценности, созданные другими гениями, в новое единство стиля. Этот эклектизм носит у него характер гениальности.

Юношеские картины Рафаэля проникнуты сентиментальностью умбрийской школы его учителя Перуджино. Их начинаешь любить не только потому, что они отличаются добросовестной отделкой, но и потому, что они — исповедь красивой души, вкладывающей в заимствованное много нежности. Особенно пейзаж на фоне часто прелестен, например, на «Мадонне Конестабиле», где по лугу тихо струится ручеек, а на горах блестит последний весенний снег.

Рафаэль и появление гравюры

Рафаэль не был гравером, но он работал с одним из первых граверов Маркантонио Раймонди. Художник создал рисунки, а затем они были выгравированы и напечатаны Раймонди. Вместе они создали многие из самых известных гравюр итальянского Возрождения. Художник был одним из первых, кто сделал гравюры со своих работ, и он сыграл важную роль в становлении репродуктивного искусства или гравюр. У него были отпечатки некоторых из его самых важных работ, таких как «Расправа над невинными»

Рафаэль был новатором и, возможно, первым великим художником, осознавшим важность гравюр в эпоху Возрождения

ВЕЛИКИЙ МАСТЕР СИНТЕЗА

В работах Рафаэля, созданных им в зрелом возрасте, просматривается удивительная способность художника синтезировать в своём творчестве все лучшие достижения как старых, так и современных ему мастеров, и, в первую очередь, Леонардо да Винчи и Микеланджело.

Рафаэль был одним из трёх величайших художников эпохи Возрождения наряду с Леонардо да Винчи и Микеланджело. Это было замечательное время, когда – по оценкам современников и исследователей последующих поколений – итальянское искусство достигло в своём развитии вершины величия и гармонии. Леонардо и Микеланджело традиционно считаются великими художниками-новаторами того времени, в то время как Рафаэль воспринимается чаще всего как мастер синтеза, художник, способный с необычайным изяществом соединять и совершенствовать чужие идеи. Джошуа Рейнольдс, один из наиболее выдающихся художников XVIII века, подытожил мнение о Рафаэле, когда написал: «Он использовал в своём творчестве столько образцов, что, в конце концов, сам сделался образцом для процветающих художников: всегда имитирующих и всегда оригинальных».

Сбалансированность манеры Рафаэля отражает основные черты его характера, столь резко отличавшегося от характеров двух его выдающихся современников. Если Леонардо и Микеланджело предпочитали писать в одиночестве, с головой уходя в работу, то Рафаэль никогда не уклонялся от общества, и в одном письме, датированным 1504 годом, его называют «отзывчивым и хорошо воспитанным». Работы Рафаэля не поражают интеллектуальной сложностью, как картины Леонардо, не удивляют мощью, как творения Микеланджело, но зато они полны здоровым, спокойным чувством собственного достоинства.

Джорджо Вазари, великий хроникёр искусства эпохи Ренессанса, отмечал это отсутствие крайностей в творчестве Рафаэля и полагал, что в силу этого его работы окажутся менее долговечными, чем творения Леонардо и Микеланджело. Он писал, что, «хотя многие считают, что он (Рафаэль) превзошёл Леонардо в свежести и лёгкости письма, ему никогда не достичь его возвышенности и величия» и что Рафаэль сам «в невозможности сравняться с Микеланджело в его умении изображать обнажённую натуру». Впрочем, многие критики последующих веков были склонны видеть в отсутствии крайностей сильную сторону творчества Рафаэля: некоторые художники могли превосходить его в определённых областях, — например, Тициан считался лучшим колористом, однако ни он, ни кто-либо другой не смогли выработать такой сбалансированной манеры письма, как у Рафаэля.

«Немая» vs «Мона Лиза»

Что интересно, картина подчеркивает некоторые Леонардовские влияния, хотя и нет сомнений, что Рафаэль видел «Джоконду». По приезде во Флоренцию художник в первую очередь изучил творчество своих коллег-предшественников, среди которых наиболее влиятелен, конечно, Леонардо да Винчи. Воодушевившись знаменитой «Моной Лизой», Рафаэль создает свою собственную версию загадочной женщины — портрет «Немая».

Какие же сходства с «Джокондой» есть у «Немой»? Самое главное — это идентичная поза в 34 со скрещенными руками и загадочное выражение лица (при взгляде справа налево). Как и в «Моне Лизе» Леонардо да Винчи, перекрывающая рука в «Немой» также представляет атрибут добродетельной женщины. Наличие носового платка — еще один хорошо известный символ благочестия со времен средневековья. Волосы разделены прямом серединным пробором — еще одно сходство с портретом Леонардо.

Отличие от «Моны Лизы» — высочайший уровень написания деталей украшений и одежды

Если на картине Леонардо за спиной «Моны Лизы» изображен природный пейзаж, то фоном «Немой» служит мрак, акцентирующий внимание зрителя прежде всего на героине картины. Темный фон на полотнах Рафаэля можно сравнить с рамкой дорогой картины или футляром драгоценного камня: так и «Немая» не нуждается в дополнительных украшениях, на картине она — главный объект и главная загадка.Возможная причина названия картины в том, что написанная женщина, как и многие герои портретов Рафаэля, молчит, но сама картина таит в себе загадки и «говорит» со зрителями, рассказывая свою историю

Даже напряженные губы «Немой» указывают на то, что героиня дала обет молчания и хранит тайну какой-то тёмной истории.

Биография Рафаэля Санти

Родился 26 или 28 марта 1483 г. в Урбино в семье художника Джованни Санти.

В 1500 г. переехал в Перуджу и поступил для обучения живописи в мастерскую Перуджино. Тогда же Рафаэль выполнил первые самостоятельные произведения: сказались навыки и умения, перенятые от отца. Наиболее удачные из его ранних работ — «Мадонна Конестабиле» (1502— 1503 гг.), «Сон рыцаря», «Святой Георгий» (обе 1504 г.)

Почувствовав себя состоявшимся художником, Рафаэль в 1504 г. покинул учителя и переехал во Флоренцию. Здесь он упорно работал над созданием образа Мадонны, которой посвятил не менее десяти произведений («Мадонна со щеглёнком», 1506—1507 гг.; «Положение во гроб», 1507 г., и др.).

В конце 1508 г. Папа Римский Юлий II пригласил Рафаэля переехать в Рим, где художник провёл заключительный период своей короткой жизни. При дворе Папы он получил должность «художника апостольского Престола». Главное место в его творчестве теперь заняли росписи парадных покоев (станц) Ватиканского дворца.

В 1515 г. его назначили комиссаром по древностям, что подразумевало изучение и охрану античных памятников и контроль за раскопками.

В Риме было написано и самое известное из произведений Рафаэля — «Сикстинская Мадонна» (1515—1519 гг.). В последние годы жизни популярный художник был настолько загружен заказами, что ему приходилось перепоручать их выполнение ученикам, ограничиваясь составлением эскизов и общим контролем за работами.
Умер 6 апреля 1520 г. в Риме.

Однако творчество Рафаэля оказало огромное влияние на развитие мировой живописи.

Рафаэль. Мадонна Ансидеи (Мадонна с Младенцем, алтарь Ансидеи), ок. 1505

Подробнее – см. в отдельной статье Рафаэль «Мадонна Ансидеи»

Дерево, масло. 209,6 х 148,6 см. Национальная галерея, Лондон

Освободившись во время от влияния своего первого учителя, Перуджино, Рафаэль создал замечательные работы в новом стиле. К их числу принадлежит и Мадонна Ансидеи («Мадонна на троне со святыми Иоанном Крестителем и Николаем из Бари»).

Алтарь Ансидеи принадлежит к типу так называемого «святого собеседования», где сидящая на троне Мадонна с младенцем и находящиеся рядом святые, как кажется, общаются друг с другом. Рафаэль исполнил этот алтарь по заказу Бернардино Ансидеи для его фамильной часовни в одной из церквей Перуджи.

На картине Рафаэля у ног святого Николая из Бари (Николая Чудотворца) лежат его атрибуты – три золотых шара. Они символизируют мешки с золотом, которые Николай пожертвовал в приданое трем бедным девушкам. Иоанн Креститель на картине «Мадонна Ансидеи» вместо своего обычного тростникового креста держит прозрачный кристаллический крест. С навеса свисают бусы алого цвета – цвета крови Христа. Позади трона Мадонны Рафаэль изобразил сводчатую нишу, выходящую на ясный пейзаж деревенской Умбрии – благодаря этому композиция составляет непрерывное единство с архитектурными особенностями часовни.

Рафаэль. Мадонна Ансидеи (Мадонна на троне с Младенцем, Иоанном Крестителем и Николаем Угодником). Ок. 1505

Светлый пейзажный фон и высокий балдахин «Мадонны Ансидеи» отдалённо напоминают искусство Пьеро делла Франческа, но типы фигур психологически более сложны и структурно более объемны. Картина порождает чувства монументальности и гармонической пропорции, постоянные в позднейшем искусстве Рафаэля.

Алтарь Ансидеи имел и пределлу с тремя панелями. На них были изображены проповедь Иоанна Крестителя, сцена бракосочетания Богородицы и иллюстрация к легенде о спасении святым Николаем Чудотворцем жизней моряков.

Интересные факты о художнике

  • Рафаэль Санти родился в семье придворного поэта и художника, и сам был любимым живописцем власть имущих, легко и уютно чувствуя себя в светском обществе. Тем не менее происхождения он был невысокого. Он остался сиротой с 11 лет, а его опекун годами судился с его мачехой за семейное имущество.
  • «Сикстинскую мадонну» знаменитый живописец написал по заказу «черных монахов» – бенедиктинцев. Он создавал свой шедевр на огромном холсте, один, без участия учеников или помощников.
  • Историк живописи Вазари, а за ним и другие биографы Рафаэля говорят, что в чертах  многих «мадонн» воплощена дочь булочника Маргарита Лути, известная как Форнарина. Одни полагают ее расчетливой развратницей, другие – честной возлюбленной, из-за которой художник даже отказался жениться на женщине знатного происхождения. Но многие искусствоведы считают, что все это – романтический миф о любви, а истинные отношения Рафаэля с женщинами не известны никому.
  • Картина художника, под названием «Форнарина», изображающая натурщицу в полуобнаженном виде, стала объектом страстных обсуждений медиков. Голубоватое пятно на груди модели послужило поводом предположений, что у модели был рак.
  • Тот же Вазари доносит сплетни о том, что, будучи папским живописцем, художник на самом деле не верил ни в Бога, ни в черта. Это маловероятно, хотя довольно известно высказывание одного из пап того времени: «Сколько прибыли принесла нам эта сказка о Христе!»

Рим и Ватикан. Станцы Рафаэля

Мадонна с щеглом

В 1508 году художник уже в Риме, здесь он будет жить до самой смерти. Известный архитектор Донато Браманте, служивший при дворе папы Юлия II, представил своему покровителю Рафаэля как невероятно талантливого юношу. Папа Юлий II дал задание молодому художнику – расписать одну стену в Папском дворце. Увидев готовую фреску, Юлий II тут же распорядился очистить все помещения от старых картин для работ нового мастера.

Эти произведения так и войдут в историю, как станцы Рафаэля (от итал. станца – комната), их он будет расписывать до последнего дня своей жизни. Комплекс фресок располагается в четырёх залах площадью 6 х 9 м. В каждом из этих залов Ватиканского дворца по четыре картины (на каждой стене). Для столь объёмной работы господин художник папского двора Санти будет привлекать помощников – молодой, но уже прославленный мастер набрал учеников. Именно они закончат последнюю фреску по эскизам мастера после его смерти.

Рафаэль. Алтарь Одди, 1502-1503

Заказ от Маддалены Одди на картину «Коронование Богоматери», первоначально предназначавшуюся для церкви святого Франциска на Горе в Перудже, сначала получил Перуджино. Но он передал его своему ученику, Рафаэлю.

Рафаэль. Коронование Богоматери. Алтарь Одди, 1502-1503

Алтарь сочетает в себе две сцены, распространенные в иконографии кватроченто: коронацию Богоматери (занимающую верхнюю часть картины) и Дарование Пояса Богородицы святому Фоме (нижняя часть) – эпизод, традиционно связываемый с Успением. По преданию, при Успении Богоматери, среди апостолов, собравшихся в Иерусалим на Её погребение, не было Фомы. Он горько сожалел, что не удостоился быть при последних минутах земной жизни Пречистой Девы и не получил Её благословения. На третий день после Успения Богородица явилась Фоме и в утешение передала ему Свой Пояс. Он был отдан двум благочестивым иерусалимским вдовам и из поколения в поколение хранился в Палестине.

Рафаэль. Коронование Богоматери. Алтарь Одди. Верхняя часть композиции. 1502-1503

Сцены Коронования и Дарования Пояса Фоме остаются на картине Рафаэля разделенными – возможно, из-за неуверенности юного Рафаэля в своей способности создать большую цельную композицию. Тем не менее, живописные формы Рафаэля здесь предстают уже весьма зрелыми, и некоторые новшества перспективы – например, диагональное представление могилы Богоматери – идут вразрез с традиционными композиционными приёмами кватроченто.

Рафаэль. Коронование Богоматери. Алтарь Одди. Нижняя часть композиции. 1502-1503

Композиция алтаря Одди делится горизонтально на небесную и земную сферы. В верхней части изображён Христос, коронующий свою мать, которую Рафаэль поместил над ее пустым саркофагом. Контраст между её исчезновением и появлением вместо тела Богоматери чудесных цветов, поражает апостолов, собравшихся вокруг массивного каменного гроба внизу панели.

Рафаэль. Благовещение. Алтарь Одди. Пределла. 1502-1503

Дошедшие до нас эскизы демонстрируют огромную работу, проделанную Рафаэлем во время создания этой панели. Некоторые детали, в частности, высоко индивидуализированные лица апостолов и безмятежный пейзаж на заднем плане, выписаны с большим мастерством.

Рафаэль. Поклонение волхвов. Алтарь Одди. Пределла. 1502-1503

Но наиболее значимы сцены пределлы, состоящей из трех картин размером 27 × 50 см.: широкое пространство, раскрывающегося под колоннадами Благовещения (левая часть пределлы); глубоко прочувствованное Поклонение волхвов (центр); свободная передача оттенков атмосферы в сцене Введения во храм (правая часть). Всё это предвещает необычайную пространственную интуицию будущих ватиканских композиций Рафаэля.

Рафаэль. Введение во храм. Алтарь Одди. Пределла. 1502-1503

Автор книги: Марина Гордеева

М. ГордееваРафаэль Санти 1483-1520

Рафаэль Санти является одним из ярчайших представителей эпохи Возрождения. В своих произведениях он воплотил представление о самых светлых и возвышенных идеалах гуманизма. Младший современник Леонардо да Винчи и Микеланджело, проживший короткую, но чрезвычайно насыщенную жизнь, он впитал в себя и синтезировал все достижения великих предшественников, создав свой идеал прекрасного, гармонично развитого человека в окружении величавой архитектуры или пейзажа. «Божественный Санцио» – именно так называли художника современники. Талант Рафаэля и его гениальные произведения с XVI века и по сей день восхищают ценителей искусства.

Разносторонне одаренный художник снискал себе славу в различных областях искусства. Рафаэль был известен как мастер портрета и декора, архитектор, монументалист и поэт, но до сих пор его почитают как создателя прекрасных «Мадонн».

Мадонна Грандука. 1504

Становление гения

Установить точную дату рождения великого живописца не удалось. По одним данным, он родился 26 или 28 марта 1483, по другим, – 6 апреля того же года в Урбино – маленьком горном городке области Марки, принадлежавшем герцогам Ментефельтро (Центральная Италия). Его отец Джованни Санти (около 1435–1494) был придворным художником и поэтом с весьма скромными художественными и поэтическими дарованиями. Благодаря положению отца, еще совсем юный Рафаэль получил свои первые художественные впечатления, часто посещая залы герцогского дворца, стены которого украшали выдающиеся произведения итальянских живописцев. Так формировался не только безупречный вкус будущего художника, но и его умение держать себя в кругах высшего общества, что некоторое время спустя во многом определило его материальное благополучие.

Первые уроки живописи Рафаэль получил у Джованни Санти. Сведения относительно этого факта нам сообщает Джорджо Вазари в жизнеописании гения: «А когда мальчик подрос, отец стал упражнять его в живописи, обнаружив в нем большую склонность к этому искусству и прекраснейшее дарование. Не прошло и много лет, как Рафаэль, будучи еще совсем юнцом, оказался отличным помощником во многих работах, которые Джованни выполнял для государства Урбинского»1
  Вазари Дж. Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. М. 2001, Т. З. С.131.. Однако документы, подтверждающие слова биографа, не сохранились, поэтому приходится лишь предполагать об участии мальчика в работах своего отца.

Самые знаменитые картины Рафаэля

Самая краткая биография Рафаэля Санти – это небольшой перечень городов и огромное количество работ.

Среди самых значительных выделяются шедевры под названиями:

  • «Автопортрет» (1504-1506) в Галерее Уффици во Флоренции;
  • Фреска «Диспут» (1509-1510) в Апостольском дворце в Ватикане;
  • Фрески «Афинская школа», «Парнас» (1511) там же;
  • «Портрет папы Юлия II» (1511-1512) в Национальной галерее в Лондоне;
  • «Сикстинская Мадонна» (1512-1514) в Галерее старых мастеров в Дрездене (долгие годы эта величественная картина была самой известной в мире);
  • Фреска «Триумф Галатеи» (1512-1514) на вилле Фарнезе в Риме;
  • «Портрет молодого человека» (1513) считается утраченным в годы Второй мировой войны (с конца XVIII века, купленный князем Чарторыйским, находился в Польше, попал в музей Гитлера в Линце, затем в Краков, где следы картины теряются);
  • «Видение Иезекииля» (1518) в Галерее Палатина во Флоренции;
  • «Преображение Господне» (1516-1520) в Ватиканской пинакотеке.

Достояние человечества в виде творческого наследия прославленного Рафаэля, к счастью, почитается потомками. Работы мастера в музеях и храмах содержатся в достойных условиях, изучаются специалистами, вовремя реставрируются, что вселяет надежду на то, что ещё не одно поколение сможет прикоснуться к светлому и необыкновенно привлекательному в своём естественном изяществе творчеству великого Рафаэля.

«Три грации» Рафаэля Санти– лиричное трио кисти художника и поэта

«Сикстинская Мадонна» – с миром и любовью

Краткая биография Тициана

Рафаэль. Христос благословляющий. 1505-1506

Панель, масло. 32 х 25 см. Пинакотека Тосио Мартиненго, Брешиа

В картине Рафаэля «Христос Благословляющий» очень сильно чувствуется влияние Леонардо да Винчи. Христос изображён здесь восстающим из гроба. В отличие от панелей XIV и XV века той же тематики, главным на этой картине является не чувство сострадания, а торжество Христа Воскресшего. Он до сих пор носит символы Страстей: Терновый венец и отметины гвоздей, которыми его руки и ноги были прибиты к кресту.

Рафаэль. Христос благословляющий. 1505-1506

Влияние на Рафаэля Перуджино уже почти сходит на нет. Фигура Христа являет собой гладкость поверхностей и мягкую светотеневую моделировку, в которых Рафаэль явно превосходит своего учителя.

Рафаэль. Сикстинская Мадонна. 1513-1514.

Холст, масло. 270 х 201 см. Галерея старых мастеров, Дрезден

На полотне с Девой Марией, Младенцем, святым Сикстом и святой Варварой, обычно называемом «Сикстинской мадонной», персонажи расположены в воображаемом пространстве, которое они сами же и создают. Фигуры стоят на ложе из облаков, обрамленном тяжелыми занавесями, которые открыты в обе стороны. Мадонна как бы выходит из неба через плоскость картины в действительный мир, к зрителю. Жест святого Сикста и взгляд святой Варвары направлены на верующих, которых Рафаэль предполагает расположенными за балюстрадой в нижней части картины. Папская тиара, лежащая наверху этой балюстрады, играет роль моста между реальным и живописным пространствами.

Рафаэль. Сикстинская мадонна, 1513-1514

«Сикстинская мадонна», вероятно, предназначалась для украшения гробницы папы Юлия II. Святой Сикст был покровителем фамилии этого папы (делла Ровере), а святая Варвара и два крылатых «гения» в нижней части картины символизировали похоронную церемонию. Это полотно Рафаэля хранилось в монастыре Святого Сикста в Пьяченце, а затем было подарено его монахами королю саксонскому, Августу III. После капитуляции Германии во Второй мировой войне «Сикстинская мадонна» была перевезена в Москву, но позже возвращена в Дрезден.

Рафаэль. Путти с Сикстинской мадонны

Два крылатых путти с «Сикстинской Мадонны» Рафаэля, вероятно, являются самыми известными живописными ангелами. Им уже полтысячелетия. Их непрерывный успех, не ослабевший по сей день, объясняется, видимо, тем, что в этих фигурках Рафаэль соединил истинное христианское религиозное чувство с языческими и светскими мотивами, детское озорство с высоким искусством.

Рафаэль. Ангелочек с Сикстинской мадонны

Ангелочки с «Сикстинской мадонны» многократно воспроизводились в разных вариациях на других живописных полотнах, в книгах, газетах и журналах.

на нашем сайте можно ознакомиться с красочными, богато иллюстрированными статьями Леонардо да Винчи – биография, Андреа Мантенья – краткая биография, Сандро Боттичелли – краткая биография, Микеланджело Буонарроти – краткая биография, Джорджоне – краткая биография, Тициан – краткая биография, 80 портретов Тициана

Мадонна с вуалью (1508)

Мадонна для Рафаэля была символом рано ушедшей матери. Нехватка материнской любви с ранних лет превращалась под его кистью в прекрасные женские образы, которые до сих пор освещают своей божественной красотой своды храмов Ватикана и Италии.

«Мадонна с вуалью» была создана для церкви Санта-Мария по заказу папы римского Юлия II, который так восхитился этим шедевром, что заказал Рафаэлю расписать алтарь монастыря св. Сикста. В XVI веке полотно попало к Боргезе, став жемчужиной его коллекции. Затем оно попало в монастырь в Лоретто, а в 18 веке затерялась. В начале 20 века случилось чудо, когда из Нижнего Тагила доставили на реставрацию И. Грабарю изуродованную и изъеденную червями картину, написанную на дереве. Это была «Мадонна с вуалью» Рафаэля! Три года велись работы по её реставрации и после её отождествления, картина была предоставлена Музею им. Пушкина. С 1970 года шедевр вернулся в Нижний Тагил.

Картина представляет собой изображённое на деревянной доске Святое семейство. Мария нежно приоткрывает вуаль, которой был накрыт Младенец и любуется ним. Сзади справа стоит Иосиф, фигура которого была дописана Рафаэлем несколько позже на месте окна. Свет исходит только от Младенца Христа, лежащего на белых пеленах. Красная ткань платья Мадонны является символом радости и вечной жизни. Иосиф, предчувствуя муки Христа и будущее отчаянье Марии, скорбно сжимает руки. А пока мать счастлива и радуется своему ребёнку.

2

Другие работы художника

Галатея

Эту фреску Рафаэль создавал как часть общего убранства римской виллы, принадлежавшей Агостино Киджи, одному из богатейших людей своего времени. Многие работы по проектам Рафаэля выполнялись его учениками, однако «Галатею» он написал собственноручно. Эта фреска была частью серии мифологических сцен, которые Рафаэль предполагал использовать для украшения лоджии и которые так никогда и не были написаны.

Освобождение Святого Петра

Станца д’Элиодоро была второй из комнат в папских покоях Ватиканского дворца, которую оформлял Рафаэль. Он приступил к работе в 1512 году и, по всей видимости, завершил её спустя два года. Основные темы росписи связаны с историческими или легендарными событиями, имевшими отношение к папе Юлию II. Очень подходящим для Юлия был и сюжет об освобождении апостола Петра из темницы.

Обручение Девы Марии

Это самая ранняя из точно датированных и хорошо сохранившихся до наших дней работ Рафаэля. Картина была заказана художнику одним из богатейших семейств в Чита-ди-Кастелло — Альбиццина — для их капеллы в церкви Сан-Франческо. Тема картины взята из средневековой легенды, согласно которой на руку Девы Марии претендовали несколько женихов. Присутствовавший среди них Иосиф был избран благодаря волшебному знамению: его жезл зацвёл прямо у него в руках.

Сикстинская мадонна

Это наиболее известная из картин Рафаэля, посвящённых теме Мадонны с младенцем. Одно время эта работа считалась самой знаменитой картиной в мире. От названия церкви произошло и новое, известное теперь во всём мире, название картины — «Сикстинская мадонна», а прежде она называлась«Мадонна с младенцем, со Святым Сикстом и Святой Варварой». Папа Юлий II подарил эту картину церкви в благодарность за тот вклад, который внесла Пьяченца во время войны с Францией.

Рафаэль Санти картины — «Преображение» | Великие художники

Октябрь 05, 2012

„Здесь покоится тот самый Рафаэль, при жизни которого мать-природа, прародительница всего сущего, опасалась быть превзойденной, а после его смерти — едва не умерла от печали” Эпитафия на надгробии Рафаэля в Пантеоне

Преображение

Картину на сюжет Преображения Господня заказал Рафаэлю в 1517 году кардинал Джулио Медичи для кафедрального собора в Нарбонне, где он был епископом. Закончить работу Рафаэлю помешала скоропостижная смерть.

Одни исследователи считают картину так и не завершенной, другие предполагают, что ее дописывали ученики мастера, однако все отмечают, что даже в таком виде она представляет собой бесспорный шедевр.

В 1797 году Наполеон перевез «Преображение» во Францию, и в Ватикан картина вернулась лишь после свержения императора в 1815 году. В результате транспортировки она была сильно повреждена, а первая реставрация только ухудшила ее состояние. Следующая реставрация, проведенная уже в семидесятых годах XX века, максимально приблизила вид картины к тому, который она имела четыре столетия назад.

Традиционно художники изображали Христа, стоящим на горе (чаще — просто на холме) между Моисеем и Илией, в то время как апостолы полулежат у Его ног, прикрывая глаза от яркого света. Рафаэль выбирает другой композиционный ход для своей картины.

На ней Спаситель изображен парящим в воздухе, как при Вознесении. Окутывающее его фигуру сияние — то самое «облако светлое» — озаряет остальных персонажей. Нижняя часть картины, согласно иконописной традиции, представляет эпизод, который непосредственно следовал за сошествием Христа с горы: Рафаэль изображает чудо исцеления больного эпилепсией мальчика.

Испуг, смятение, удивление, суета в этой части картины контрастируют с величественным спокойствием, исходящим от фигуры Христа. Многообразие поз и жестов выражает различные чувства персонажей и подчеркивает индивидуальность каждого из них. Экспрессивность фигур подчеркивается светом, падающим слева. Возможно это прием, ранее не встречающийся в его живописи, Рафаэль изобрел во время работы над театральными декорациями. Позже этот особенный способ освещения у Рафаэля позаимствует Караваджо (1573-1610).

Техническое замечание

В результате изучения «Преображения» при помощи современной рентген-аппаратуры ученые установили, что сначала Рафаэль изобразил Христа, двоих пророков и святого Иоанна обнаженными и лишь потом «одел».

Фигуры подвергались бесконечным авторским правкам, многократно изменялось и расположение фигур в пространстве, а чрезмерная экспрессивность рисунка сглаживалась ретушью.

Достигнув необходимой ему гармонии и выразительности рисунка, Рафаэль брался за кисти. В выборе колорита для этой картины художник придерживался так называемой венецианской палитры, то есть подбирал цвета с точки зрения их светоносности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: