“Девушка с жемчужной серёжкой”. Ян Вермеер, 1665
Одна из самых знаменитых картин художника. Ею восхищаются миллионы – простая, ничем не примечательная девушка, что очаровывает вот уже 5 веков своей свежестью, невинностью и молодостью. Она – яркий представитель Золотого века голландского искусства.
Некоторые искусствоведы называют её “Нидерландской Моной Лизой” или же “Моной Лизой Севера” и, как и сама Джоконда она скрывает в себе загадки. Из подтверждённого можно лишь сказать, что картина была написана на заказ. Все остальное – догадки. Так, например, доподлинно неизвестно, кто же изображён на этой картине – существуют варианты, что это дочь самого автора Мария, или же дочь его покровителя. Одной из самых “пикантных” версий же является то, что это любовница художника – молодая служанка, в которую был влюблён Вермеер. На эту тему было написано немало книг и статей, снято фильмов и разработано гипотез.
Яркой иллюстрацией последней версии является одноимённый фильм 2003 года режиссёра Питера Веббера. В нем в деталях описывается процесс создания этого полотна и прекрасно показан внутренний мир самого художника.
Сочинение по картине Крамского Неизвестная 7 класс
Давайте посмотрим на картину Крамского «Неизвестная». И обсудим ее внешность. На картине изображена молодая девушка, сидящая в открытой карете. У девушки темные волосы слегка кучерявые, собраны они в косу. Брови густые и черные. Глаза карие, слегка приспущены веки.
Наша незнакомка сидит гордо и смотрит так сказать свысока. Девушка одета как для восьмидесятых годов восемнадцатого века очень красиво и модно.
На голове у девушки красивая шляпка, сделанная из черного бархата, так же в качестве украшения на головном уборе пушистые перья и белоснежным жемчугом. Пальто изготовлено на известной фабрике Скобелева. Выполнено оно с дополнениями меха из соболя.
Можно подумать, что девушка является представительницей высшего общества, но это не так, если почитать историю моды восемнадцатого века, то мы можем узнать, что в те времена было принято не надевать на себя все и сразу.
Тогда девушки пытались надевать некоторые вещи модные и некоторые вышли из моды.
Если мы опять посмотрим на нашу незнакомку, то мы можем увидеть, что на ней надето все самое модное, а это может означать что девушка не из высшего света.
Но глядя на ее осанку, на ее сильный взгляд, который прячется под пушистыми ресницами, мы можем увидеть ее загадочную и сильную личность.
Хочу так же обсудить вид с кареты, скорее всего, в тот момент ее рисовали на Аничковым мосту, который находится в северной столице. Среди розовую дымку можно рассмотреть Аничков дворец, архитектура на фон которой рисовали даму потрясающая и заслуживает упоминания.
В глазах неизвестной можно прочитать взгляд с неким презрением, вероятнее что смотрит она так на мужчин которые похотливо смотрят на нее.
Интересны факт, картине чуть меньше двух столетий, а интерес к ней не пропадает, многим она нравится. Ее копии используют в качестве украшения интерьера.
Эта картина хорошо подойдет как и под светлый так и под темный интерьер. Вот и плавно мы подошли к выводу. Эта картина о девушке имя которой неизвестны и по сей день. Мы конечно же можем сделать и свои выводы.
7 класс
Другие:
Неизвестная
Сейчас читают:
- Сочинение по рассказу Тургенева Бирюк 7, 6 класс
Недавно мной был прочитан рассказ «Бирюк» Ивана Сергеевича Тургенева, русского писателя XIX века. - Жанр Грозы Островского сочинение
Самый распространенный вопрос о различных жанрах безусловно практически всегда был достаточно резонансным и спорным в кругу специалистов литературного общества и критиков, которые связывают свою жизнь с этой тематикой. К слову сказать, - Сочинение на тему День защитников отечества ЕГЭ 3, 4 класс
Каждый год в нашей стране отмечается праздник-это День защитников отечества. С давних времён в этот самый праздник мы поздравляем и благодарим всех наших ветеранов за победу. Дарим им цветы, поощряем как можем, нечего не жалея, устраиваем праздники. - Сочинение по картине Кипренского Портрет А.С. Пушкина 9 класс
Так отозвался на свой портрет великий поэт А. С. Пушкин созданный О. А. Кипренский. В 19 веке именно его считали лучшим портретистом современности так как он умел с необъяснимой точностью передать не только внешние сходства, - Сочинение по картине Шишкина Корабельная роща 5 класс
Этому выдающемуся русскому художнику, который известен широко за пределами России, удалось создать огромное количество художественных работ, которые занесены в золотой фонд русского искусства, так как подобных мастеров просто нет. - Говорящие фамилии в комедии Горе от ума сочинение
Как говорил барон Врунгель в известном детском мультфильме: « Как назовёшь корабль, так он и поплывёт». Грибоедов в своей комедии не случайно многим героям дал фамилии, которые кратко, но метко характеризуют героев
“Поцелуй в звёздном небе”. Густав Климт, 1905-1907
Последнее произведение автора в его “золотом периоде”. И “золотой” он не только потому, что в его работах преобладают жёлтые и золотистые света – нет, в его работах он действительно использовал сусальное золото.
Эта картина была написана на заказ, но по Климт не выполнил его – заказчик хотел пару, слившуюся в поцелуе, а получил лишь “подготовку” к нему. Однако, художник смог объяснить, почему не исполнил пожеланий покупателя. По его мнению то, что “перед поцелуем”, гораздо важнее его самого.
Существует много версий, кто же изображён на картине Густава – он и его возлюбленная Эмилия, или другая пара.
Стоит отметить, что некоторое время про картину будто подзабыли, но в сейчас в современном искусстве, дизайне и живописи очень активно используют мотивы Климта и его стилистку.
Конец второй части. Продолжение следует.
Сочинение по картине Крамского «Неизвестная»
Картина Крамского «Неизвестная» является по праву одной из самых известнейших его произведений. Картина была написана художником в 1883 году.
Как только полотно появилось на выставке передвижников, то сразу же привлекло внимание общественности не только своим мастерством, но и некоторой загадочностью. До сих пор с этим портретом связано много тайн, поскольку ни в письмах, ни в заметках автора нет никаких упоминаний о том, кто был личностью прототипа «Неизвестной»
На холсте мы видим изображение молодой женщины, которая проезжает в открытой карете по заснеженному Петербургу. Она одета по последней моде 1880-х годов, с гордым, таинственным и слегка надменным взглядом.
Сзади виднеются крыши домов, укрытые снегом. На картине преобладают в основном коричнево-желтые тона. Дальний план почти полностью скрыт дымкой
Автор специально хотел сосредоточить внимание зрителя именно на человеке и он, ничуть не приукрашивая, четко передал красоту неизвестной красавицы, сохранил ее молодость и очарование
Изображение женщины отнюдь не погружено в атмосферу унылого зимнего пейзажа, а как будто возвышается над ним. С большой уверенностью художник описывает все детали дамского гардероба – возникает ощущение вызова, словно вся эта красота выставлена напоказ.
Чувственные очертания женщины, ее темные глаза, смуглая кожа, бархатные ресницы и грациозная осанка, будто бы дразнят зрителя. Но не взирая на это, в глазах женщины угадывается видимая грусть, какая-то драматичность – возможно, художник хочет показать чувство ее незащищенности перед фальшью того бездушного, расчетливого общества, в котором она живет.
«Неизвестную» невозможно отнести к салонным портретам – это слишком сложное и многоплановое произведение. Вглядываясь в лик красавицы, мы как будто поднимаем извечный вопрос: как соотносятся нравственность и красота? Так в своей картине художник прикасается к самым сложным загадкам человека.
Вариант 2.
На картине художник изобразил молодую женщину, сидящую в открытой карете. У нее темные, слегка кудрявые волосы, аккуратно собранные в косу; карие глаза, густые и черные брови, слегка приспущены веки. Она смотрит на нас как бы свысока.
У нее маленькие, пухлые губы, на щеках здоровый румянец. Одета дама в черное пальто, обшитое мехом. На голове — кокетливая шляпа с белым пером. Ее одежда элегантная, дорогая и подобрана со вкусом. На руках — темные шелковые перчатки.
Кожаная спинка сиденья, на которую небрежно облокотилась дама, так же подчеркивает роскошь и красоту этой женщины. По ее нарядам и гордой осанке видно, что она из высшего общества.
Лицо женщины выписано с особой четкостью и реалистичностью, но задний план почти скрыт дымкой. Видны только крыши домов, укрытые снегом
По видимому, автор хотел сосредоточить внимание зрителя именно на персонаже
Крамской не наделяет эту женщину ни обаянием, ни красотой: она чопорна и надменна, ее губы презрительно сжаты, а глаза высокомерно прищурены. Возможно, в картине мог возникнуть совсем другой образ, если бы дама изменила поворот головы. Это придало бы ей изящество, грациозность и сдержанную чопорность.
Тогда изменилось бы выражение ее блестящих глаз и плотно примкнутых губ. Эстетическое наслаждение доставляет грамотная передача изящной женской руки, затянутой в шелковую перчатку, красивой фигуры, скрытой под бархатной шубкой и белого пера, колышущегося на ветру.
Художник тонко чувствует роскошь этих аксессуаров, но они не отвлекают его внимания от внутреннего содержания образа. Эта красивая женщина холодна и предвзята. Она сдержана, замкнута, но нетрудно разгадать ее властный характер по бесстрастному взгляду и по манере держаться.
Внешняя благородная красота не скрыла ее человеческой холодности. Автор, ничуть не приукрашивая, показал красоту неизвестной женщины, сохранив для нас ее молодость и очарование. В этом портрете художник воплотил ту женщину, в которой красота, лишенная душевности, составляет главную черту характера.
(8 votes, average: 3.75
“Звёздная ночь”. Винсент Ван Гог, 1889
Ван Гог всегда отличался от других импрессионистов и постимпрессионистов – его стиль, своеобразный взгляд на вещи, восприятие мира – все это отображается в картинах художника.
Несмотря на то, что Ван Гог при жизни был не признанным мастером, в его картинах преобладают все же положительные темы и образы. Он смотрел на мир глазами человека, полного желания познать что-то новое и интересное.
“Звёздная ночь” исключение. После всем известного случая с ухом, Ван Гог добровольно приходит в психиатрическую клинику на лечение. Там у него, можно сказать, случается озарение – он написал около 180 картин и многие из них стали знаменитыми шедеврами. “Звёздная ночь” одна из них.
У многих эта картина первой придёт на ум при упоминании имени автора. Забавно, но сам Ван Гог считал эту картину провальной – “слишком большие звезды” – говорил он. Мировые искусствоведы так не считают. Собственно, как и простые обыватели, знакомые с этим шедевром.
Также, стоит отметить, что писал он эту картину по памяти – в психиатрической больнице не было возможности лицезреть подобный пейзаж.
Ссылки на эту картину очень часто можно увидеть в массовой культуре – её часто используют в фильмах и сериалах, вдохновляются в дизайне и архитектуре.
Париж он знал и любил
Но его работы понимали не все. Это несколько угнетало уточненного эстета. А уж когда грянула революция, Сомов и вовсе почувствовал себя чужим на родине. В 1923 году он, отправившись в США на выставку, остаётся там. Америка ему не понравилась. В Россию возвращаться не желал. Там ему всё было чуждо.
В 1925 году переезжает в Париж, который знал и всегда любил. Именно там он может свободно творить. По всей видимости, особо по родине не скучает, хотя и пишет своей сестре письма каждые три дня. У Сомова много дел. Он открывает секреты старых мастеров и рисует великолепные натрюрморты…
Жизнь художника оборвалась внезапно в 1939 году в Париже. Последнее время он жил в каком-то тревожном напряжении, беспомощности от прогрессирующей болезни ног и ожидания войны. При всем ощущении одиночества рядом с Сомовым были друзья по «Миру искусства» и, прежде всего, Александр Бенуа. А потом Константина Сомова надолго забыли.
Его заново открыли в конце XX столетия.
Учителем художника был Илья Репин
Константин Сомов родился в Санкт-Петербурге в семье хранителя Эрмитажа, Ивана Андреевича и Надежды Константиновны Сомовых. Его матушка была образованным человеком и прекрасным музыкантом. Кроме него, в семье подрастало ещё два сына Владимир и Константин и дочь Анна. Гимназию Константин не окончил, так как ему никак не давались естественные предметы. Однако художник и историк искусства Александр Бенуа, с которым познакомился во время учебы, его всячески поддержал и помог поверить в себя.
Затем была учёба в Академии художеств, где будущий русский живописец познавал основы рисунка и цвета. Среди педагогов Сомова был сам Илья Репин. Именно он назвал своего ученика «способным юношей».
Однако, Константина Сомова не удовлетворяли изображения передвижников. Он не видел в них ничего нового: все те же демократизм и социальное просветительство. Действительность отталкивала его. Поэтому начинающий художник погрузился в атмосферу рококо XVIII века, музыку Глюка и Моцарта, поэзию и прозу того времени. Источниками вдохновения для него стали старые альбомы. Но вместе с тем он не собирался стать копиистом…
Все хотят понять особу на портрете
Сомов не внял просьбам Мартыновой. Он бедствовал и банально нуждался в деньгах. Картина была продана Третьяковской галерее. А вскоре Елизавета Мартынова умерла. Ей было неполных 36 лет. Случайное совпадение привело к тому, что картина начала обрастать домыслами. Картина приобрела если не дурную, то далеко не однозначную, а зачастую и просто мистическую славу.
Многие ценители живописи стали обходить её стороной… Молодые женщины и вовсе старались не задерживаться возле «Дамы в голубом». Говорят, что многие из них потихоньку крестились, разглядывая грустное лицо модели.
И всё-таки большинство любителей портретной живописи смотрят на «Даму…» с интересом и хотят понять эту утончённую особу. Но пока это никому не удалось. Тайные мысли Елизаветы Мартыновой, воплотившей в своем образе целую эпоху, художник спрятал очень далеко…
Усталая порочность не всерьёз
Тему арлекинских пасторалей сменяет эротическая тема. В 1907 году в Германии выходит антология эротических сочинений авторов XVIII века «Книга Маркизы. Сборник поэзии и прозы», иллюстрированная эротическими рисунками Сомова. Историки считают, что Сомов ввёл в русскую графику эротику как иронический жанр, которая выглядела, как выражались критики, «усталой порочностью не всерьёз».
Российский и советский искусствовед и художник Степан Яремич говорил, что «Сомов по своей природе мощный реалист, родственный Вермеру-ван-Дельфту или Питер-де-Гоху, и драматизм его положения заключается в раздвоении, в которое попадает каждый выдающийся русский живописец… Едва ли есть другой художник, настолько одаренный способностью самого острого и проникновенного наблюдения, как наш Сомов, который бы уделял так много места в своем творчестве чисто декоративным задачам и прошлому».
Совет Третьяковки высказался против приобретения картины
Работа длилась около трёх лет с перерывами из-за поездки Сомова в Париж и лечения Мартыновой в Тироле. Её портреты писали художники Иосиф Браз, Лев Бакст, Филипп Малявин. Однако появившаяся на выставке «Мира искусства» в 1900 г. «Дама в голубом» тут же стала считаться одной из лучших
На портрет обратили на себя внимание члены Совета Третьяковской галереи. Художник Валентин Серов, который в нём состоял, рекомендовал приобрести эту картину для галереи
Надо сказать, что в то время собрание Третьяковки состояло преимущественно из работ художников-передвижников. Так что картина Сомова казалась на их фоне слишком декадентской. По этой причине многие члены Совета Третьяковки стали высказываться против её приобретения и отклонили из опасений нарушить цельность собрания. С большим трудом Серову удалось их переубедить, и «Дама в голубом» пополнила знаменитую коллекцию.
“Чёрный квадрат”. Казимир Малевич, 1915
Визитная карточка супрематизма. Одна из самый знаменитых, спорных и обсуждаемых картин в искусстве.
Когда автор писал эту картину, многие любители искусства сочли это издевательством, некоторые попытались понять и лишь немногие, те, кто принял супрематизм как одну из вех искусства, считали, что это картина полностью отображающая “супрематическое” настроение.
Картина является частью триптиха – “Чёрный квадрат”, “Чёрный круг”, “Чёрный крест”.
Существует 4 разных варианта квадратов – все они разнятся по фактуре, оттенку чёрного и рисунку. Также, существуют “Косный квадрат” и “Белый квадрат”. Все они являются вехами этого направления и вехами в искусстве автора.
“Ночной дозор”. Рембрандт, 1642
Ещё одна исторически правдивая картина. Оригинальное, полное название этой картины – “Выступление стрелковой роты капитана Франца Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рейтенбюрга “.
Написана она была на заказ Стрелецкого общества (гражданского ополчения в Нидерландах) и стоила всего 1600 флоринов (с учётом того, что сейчас картина бесценна).
Она должна была украшать одну из стен – статичное представление главных действующих лиц и подчёркнутая доблесть и смелость военных. Однако, Рембрандт написал её в более “живом ключе” – в тот самый момент, когда капитан отдаёт приказ о наступлении.
Существует также, несколько загадок в этой картине. Самая распространённая – это “девушка в золотом платье”. Кто она? Что она делает на картине?
У этой картины тяжёлая история – она трижды подвергалась порче, её обрезали (размеры превышали 363х437), чтобы она помещалась в других залах, и из-за этого были утрачены некоторые части этого полотна.
Однако, сейчас, её можно лицезреть в государственном музее Амстердама.
“Девушка на шаре”. Пабло Пикассо 1905
Одна из самый популярных картин Пабло. Входит в ранний “розовый” период творчества и, как и многие другие ранние работы, наполнена символизмом и метафорами.
Так, например, хрупкая девушка часто в искусствоведении отождествляется со слабостью, в то время как атлет позиционируется как образ силы – как физической так и моральной. Или же ещё гипотеза – девушка ассоциируется с Фортуной (чистой воды везение – потеряет ли равновесие гимнастка или же сможет устоять). Атлету же приписывают черты Доблести (сила, монументальность, стойкость).
Сейчас находится в Государственном музее изобразительного искусства им. А.С. Пушкина в Москве.
Мартынова была против продажи картины
Сама Елизавета Мартынова была категорически против продажи картины. Сохранилось её письмо, в котором она умоляла и требовала не продавать работу в Третьяковскую галерею: «Может быть, Вы будете удивлены, Константин Андреевич, получив это письмо, и тотчас приедете ко мне, станете меня с улыбкой и некоторой иронией убеждать смотреть на вещи иначе, но это мне все равно… Сегодня ночью я проснулась и не спала от одной назойливой и мучительной мысли: Вы не должны и не имеете права продать мой портрет. Я позировала Вам для Вас, для чистого искусства, а не для того, чтобы Вы получили за мою грусть в глазах, за мою душу и страдания деньги… Я не хочу этого! Оставьте портрет у себя, сожгите его, если Вам так жаль отдать его мне, подарите его даром в галерею…».
Описание картины Ивана Крамского «Портрет неизвестной» (Незкакомка)
Крамской очень знаменитый художник, у которого известные и необычные произведения искусства. К примеру, одним из самых знаменитых его шедевров является картина под названием « Портрет неизвестной». Это произведение полно таинственности и загадочности, в этом его особенность.
Портрет таит в себе некую интригу. До наших времен сохранилась таинственность этого полотна, и никто не может разгадать до конца идею портрета неизвестной. Очень часто можно услышать, как эту картину Крамского называют — Картина Незнакомка.
Все же нельзя считать такое название верным и правильным. Потому что, именно художник может устанавливать правила, связанные со своим произведением. А Крамской назвал эту работу – Портрет Неизвестной.
Хоть слова неизвестная и незнакомка довольно близки по своему значению, тем не менее, есть определенная разница.
Во все времена были художники, писавшие портреты женщин, о которых они не хотели открывать всю правду общественности. Героинь произведений они старались скрыть. Но все таки, через время правда становилась явной. Долго не получалось удержать все это в тайне. А вот, что касается портрета Крамского, здесь все иначе. Крамской так и не открыл имя своей героини никому, за всю свою жизнь.
Видимо, он поставил себе такую цель, породить множество вопросов у своих современников.
Какими же были догадки, построенные людьми того времени? Некоторые предполагали, что девушка, которую изобразил художник, была не привлекательной внешне, и поэтому Крамской ее скрывал.
Кто – то думал, что героиня была дамой из высших чинов, и ожидала от Крамского молчания. А другие узнавали в натуре, знаменитую актрису того времени из богемы театра. Но это только догадки, которые не являются фактами.
Кого бы ни изобразил художник, портрет был так великолепен, что Крамского понесли на руках, от восторга, когда увидели это его произведение. Работа была просто обворожительной и необычайной красоты. Когда Крамского стали засыпать вопросами, он не ответил ни на один из них. Кто эта дама, с натуры ли он ее писал, может быть, героиня выдумана? Нет, писатель не посчитал необходимостью отвечать.
Портрет неизвестной художник сотворил в 1883 году. Изобразил он героиню в открытом экипаже, и на фоне красивого города, Петербурга. Незнакомка имела вид властной, неприступной дамы.
Она очаровывает собой всех ценителей прекрасного и великого.
Описание картины Ивана Крамского «Портрет неизвестной» (Незкакомка) | источник
Сочинение: Иван Николаевич Крамской
КРАМСКОЙ ИВАН НИКОЛАЕВИЧ
1837-1887
Русский художник жанровой, исторической и портретной живописи. Вдохновитель организатор “передвижников”.
С 1856 г. Учился в Петербургской Академии художеств. Увлекался революционно-демократическими идеями Н.Чернышевского, Д.Писарева и Н.Добролюбова.
Без Ивана Николаевича Крамского невозможно представить демократическую художественную культуру второй половины Х1Х века. Крамской играл определяющую роль на всех этапах развития передовой русской живописи 1860-1870-х годов. Он по праву был идейным лидером, совестью и мозгом передвижничества.
Сила интеллекта, редкий организаторский талант и темперамент прирожденного общественного деятеля, которым был наделен Крамской, дали основание утверждать, что Крамской сделал более для искусства, чем в искусстве, что он был художественным деятелем по преимуществу.
Крамской безбоязненно всматривался в человека, раскрывал глубокие драмы человеческого сердца, что по убеждению художника, “ и есть действительное искусство в его настоящем значении и высший его род”. Через всю жизнь Крамского прошла работа над портретом. Своим стремительным взлетом в 1870-е годы Крамской — портретист во многом обязан П.М.
Третьякову, с которым его связывала в ту пору духовная близость, общность эстетических и жизненных взглядов. Свидетельством того остался камерный, не предполагавшийся для публичного показа портрет основателя Третьяковской галереи, в котором за внешней замкнутостью, строгостью облика живет сердечное тепло и подлинная одухотворенность.
Лучшие портреты Крамского 1870-х годов созданы в осуществление давнего масштабного замысла Третьякова, над которым в начале 1870-х годов работал В.Г.Перов, а в 1880-е годы — И.Е.Репин: создание портретной галереи выдающихся деятелей русской культуры, прежде всего писателей.
На 2-ой Передвижной выставке в 1873 году появилась картина Крамского “Христос в пустыне”, которая вызвала долго не утихав- шую полемику. Крамского неоднократно просили пояснить его произведение. В письме-ответе В.М.
Гаршину Крамской пишет о том, что хотел запечатлеть драматическую ситуацию нравственного выбора, тот неизбежный момент в жизни каждого человека, когда приходится решать — “пойти ли направо или налево, взять ли за господа бога рубль или не уступать ни шагу злу”. Эти слова невозможно понимать прямолинейно.
Для Христа, изображенного Крамским, колебаний и выбора не существует. Для него нет альтернативы, нет возможности отступления от своего трагического пути. Крамской пишет не столько момент сомнений, сколько собирание внутренних сил.
Эта картина о нравственной предопределенности человеческого существования, о том, чего стоит человеку жить по совести при абсолютной невозможности для него поступать иначе.
В трех главных картинах Крамского 1880-х годов — «Лунная ночь”, “Неизвестная” и “Неутешное горе” — выражение общечеловеческого оказывается связано с воплощением женских образов.
Неясность сюжета “Неизвестной” (1883) повела к взаимоисключающим толкованиям картины. Быть может, ни в одной его картине человек не присутствует на холсте с такой дразнящей несомненностью и в то же время не остается столь внутренне загадочен и закрыт для зрителя. “Неизвестная” как бы воплощает реальность присутствия идеала в жизни и одновременно его недостижимость.
“Неутешное горе”(1884) — последняя по времени создания большая картина Крамского, навеянная тяжелыми личными переживаниями, смертью двух младших сыновей. Крамской пишет “тишину высказывания” материнского горя. Картина “Неутешное горе” — о том, как много сил требуется человеку, чтобы продолжать жить.
Крамской неизменно видел задачу искусства в том, чтобы оно приходило на помощь человеку в моменты душевных испытаний, даровало ему “успокоение и крепость для продолжения того, что называется жизнью. Этим и определяется сдержанное достоинство искусства Крамского.
Из Мадонны художник сотворил Еву-соблазнительницу
Во время учёбы в Париже, а было это в 1897-98 годах, Константин Сомов увлёкся искусством Ватто, Ларжильера, Фрагонара и современных прерафаэлитов. Вместе с Александром Бенуа разыскивал у букинистов старинные картинки, на которых изображались нелепости и курьёзы…
В итоге в Петербург Сомов возвращается уже сформировавшимся художником и заканчивает портрет Мартыновой. Затем тему женственности можно будет проследить в его работах: «Эхо прошедшего времени», «Дама в розовом платье», «Спящая женщина в синем платье», «Волшебница», «Коломбина». Современники считают, что художник Сомов из Мадонны сотворил Еву-соблазнительницу.
А один из исследователей его творчества и вовсе написал: «И горе той, которая попадёт ему на зубок! Мало-помалу, он снимает с неё все уборы — лоскуток за лоскутком, до тех пор, пока не останется бездушный манекен, которым он вертит как игрушкой».
Художник создал возвышенный образ
Сомов не был увлекающейся натурой. Более того, скажем мягко — женщин он не особо любил. Однако его и Елизавету Мартынову связывала многолетняя дружба и ей он искренне симпатизировал. Они оба обучались в Академии художеств. На тот момент Мартынов была одной из первых женщин, допущенных к обучению на живописном отделении. Она поступила туда в 1890 году. Но вскоре вынуждена была прервать учебу из-за болезни. Мартынова мечтала стать настоящей художницей, но планам так и не суждено было осуществиться. Девушка заболела туберкулезом, и врачи рекомендовали лечение за границей…
Ещё в студенческие годы, в своих пробных этюдах Сомов воплощал личные ощущения от того, что на профессиональном языке художников называют живой натурой. В 1897 году он начинает трудиться над совершенно новым серьёзным портретом Мартыновой.
В результате художнику удалось создать возвышенный, если не сказать, трагический образ. К слову, на самом деле Мартынова была очень жизнерадостным человеком и буквально бурлила энергией. Однако на портрете этого не чувствуется.
Описание картины Крамского «Неизвестная»
- Картина Ивана Николаевича Крамского «Неизвестная» написана в 1883 году.
- Это поясной портрет молодой женщины, сидящей в коляске.
- Дама одета по последнему слову моды 1880-х годов: бархатный берет, в то время такие береты называли «Франциск», напоминающий головной убор на картине аристократов 16 века — та же форма, то же страусовое перо прикрепляется золотым аграфом с жемчугом.
Тяжелый узел тёмных волос на шее. Пальто, по ассоциации с генеральской шинелью, называется «Скобелев», явно дорого сукна,
отделано собольим мехом и шелковыми тёмно- синими лентами.
Так же отделана муфта, что тогда было модно, соболем и тёмно- синими шелковыми лентами. На руках в тон общему одеянию – тёмно-синие лайковые «шведские» перчатки и на левой руке массивный золотой браслет.
При анализе этой работы критики часто приписывают женщине свойства «Дамы с камелиями», утверждая, что здесь изображена некая дама полусвета, дорогая содержанка или может быть актриса, пользующаяся покровительством. Мотивируется это тем, что дама вызывающе модно и дорого одета.
- В то время дворянство, переживая экономический кризис, не имело возможности так одеваться, и вообще точное следование моде было свойством «нуворишей», людей пришедших в высший свет благодаря деньгам, а не происхождению.
- Композиция
Первое, что видит зритель — тёмное пятно силуэта женщины в коляске. Композиция такова, что напоминает кинокадр крупным планом. Очень необычно для того времени.
Второе — лёгкий прозрачный фон — контуры Аничкова Дворца.
Предположительно, что коляска стоит на Аничковом мосту.
Смещение масштабов создаёт совершенно неожиданный эффект — главным в картине становится лицо. Первое, что мы видим — это глаза! Отстранённый, грустный, слегка высокомерный взгляд.
Источник света, направление теней, теплота и сгущённость тона говорят о том, что фигура писалась в ателье, а ландшафт на натуре. Совершенно виртуозно передана атмосфера зимнего Петербурга.
История создания
История это работы — Крамской называл её не «портретом», а «картиной»- противоречива. Автор не оставил комментариев, писем, записей в дневнике, счетов или дарственных имеющих отношение к этой картине.
Найден недавно в частном собрании доктора Душана Фридриха в Чехословакии в городе Прага этюд, написанный к картине.
Известно, что позировала для такого же этюда не профессиональная натурщица, а чья-то знакомая, которая по случаю оказалась в мастерской Крамского и послужила моделью ему и нескольким его коллегам для натурной штудии.
Об этом эпизоде пишет в своих воспоминаниях один из участников, коллега по ТПВХ. Похоже, что эта модель и изображена на эскизе к картине.
Эскиз написан в том же колорите и в том же ракурсе, но черты лица не такие правильные, другая причёска, другое, более жесткое, выражение лица.
Есть несколько разных версий создания этой работы. Одна из них — это портрет глубоко любимой дочери Крамского — Софьи, тоже художницы с трагической судьбой.
Так же предполагают, что это заказной портрет Екатерины Долгоруковой — морганатической супруги императора Александра II, который после гибели императора так и остался у художника.
Есть версия гласящая о том, что это портрет Матрёны Саввишны, которая будучи горничной в поместье Бестужевых, очаровала своей необычной красотой молодого графа Бестужева — он на ней женился и привёз её в Санкт-Петербург, где художник с ней и познакомился.
Одна из привлекательных и довольно вероятных теорий — что на картине изображена Варвара Туркестанова — грузинская княжна. Иван Николаевич увидел её портрет- камею, узнал о её трагической судьбе, и это вдохновило его на создание картины.
Резонанс
Картина была впервые показана на 11- ой выставке Товарищества Передвижных Художественных Выставок, где произвела эффект разорвавшейся бомбы. Композиция, сюжет и настроение этой вещи совершенно не соответствовал ни концепции Товарищества, ни представлениям того времени о дозволенном.
Третьяков поначалу отказал в приобретении, но в итоге купил работу с тем, хотя много лет не выставлял её.
При Советской власти и в период демократизации общества эта работа представлена в Третьяковской галерее, как одно из популярнейших произведений И.Н.Крамского, символизирующего русскую культуру.
Посмотреть еще картины Крамского И.Н.
Автор И. Шмитц
“Боярыня Морозова”. В.Суриков, 1884-1887
Если предыдущие картины были по большей мере портретами, пейзажами, абстракцией или же экспрессионизмом, то сейчас перед нами картина отображающие реальные исторические события.
Феодосия Морозова – боярыня и деятель русского старообрядчества и главная героиня данного, надо отметить огромного (размер 304х587,5см) полотна.
По сути эта картина отображает церковный раскол в ХVII веке (когда исповедовать старые обряды стало “не правильно”).
Центральная часть картины – яркая иллюстрация фанатичной преданности вере в лице Морозовой. Вокруг нее огромное количество лиц и деталей, мастерски прописанных автором.
Забавно, но прототипом главной героини этой картины является тётка самого художника – Авдотья Торгошина (интереснейшая личность надо полагать), прототипом смеющегося купца – бывший дьяк, а странника с посохом Суриков и вовсе списал со встреченного по дороге переселенца.
Многоликий Сомов
Следует сказать, что Сомов многолик. Его пейзажи резко отличаются от им же написанных условно-маскарадных и кукольных героев. Именно в пейзажах художник сумел перенести на полотно призрачный свет белых ночей, блики солнца на нежной траве.
В 1919 году он создает шедевр «Радуга», наполненный покоем и лучезарным светом. После грозы солнце выглянуло из-за туч, все залило своими лучами, и появилась радуга. Ею любуются женщины под зонтиками. С берёз при малейшем дуновении ветра еще льются капли дождя. Белизна стволов, ажурная вязь листвы и листьев, яркая свежая зелень молодой травы, промытой дождем, приволье и мелкие кустики очаровывают зрителя.
Его театрализованное полотно «Арлекин и дама» смотрится совершенно иначе. Там художник в работе использует гуашь и акварель. Дама и кавалер прогуливаются в глубине аллеи, но на первый план выходят их двойники, картонные куклы – Арлекин и Коломбина. Героев окружает изысканная театральная декорация: свисающие ветки создают арку, в ночи сверкают фантастические огни фейерверков…
Непростая судьба картины «Дама в голубом» Константина Сомова
Константин Сомов черпал вдохновление в мире галантных дам и мужчин, старинных парках и усадьбах. Потому-то и поместил Елизавету Мартынову в мир XVIII века и одел в широкое блестящее платье, нисподающее струящимися голубыми волнами.
Картину «Дама в голубом» современники художника называли его лучшей работой. Как только её не называли искусствоведы — «Джоконда современности», «образец декаданса в живописи», «проклятая», символ эпохи Серебряного века… Но вместе с тем были единодушны — работа выполнена гениально!
На портрете Сомова героиня подобна хрупкому цветку, выросшему в каком-то призрачном саду. Критики говорили, что в русской живописи того периода присутствует совсем немного портретов, представляющих собой в высшей степени знамение эпохи. Этим своим творением Сомов заявил о новом понимании женственности, создании идеала, своего образа «прекрасной Дамы».