Творчество Эль Греко
С 1585 г. мастер, чтобы поддержать привычный уровень жизни, арендовал одно крыло дворца у маркиза де Вильены. Покупателям он называл огромную сумму, в которую оценивал свои произведения. Это несколько раз заканчивалось судебными процессами между мастером и заказчиками.
Случались и другие неприятности. Служители церкви неоднократно высказывали претензии к картинам мастера. Они настаивали, чтобы произведения, исполненные по заказу церкви, соответствовали традиционным ортодоксальным принципам изображений.
Но слава мастера росла с каждым днем. Он продолжал получать большие заказы от богатых клиентов. В это время Толедо был известен далеко за пределами Испании. Хороших живописцев здесь было мало.
Художник пытался привлечь к себе внимание не только горожан, но и сеньоров со всей Испании. Особенно он мечтал обратить внимание на свои творения могущественного Филиппа II, слывшего ценителем живописи
Король подыскивал мастеров для росписи интерьеров дворца, который был возведен вблизи Мадрида. Закладка фундамента прошла в 1563 г. Приезд мастера связан с его стремлением поучаствовать в оформлении интерьеров. Сюда прибыло много мастеров, в т.ч. и великий Тициан.
«Мученичество святого Маврикия». 1580-1582, Монастырь де Эль Эскориал, Мадрид
Главную сцену сюжета Эль Греко «удалил» вглубь полотна. На переднем плане написал св. Маврикия с друзьями, когда они единодушно решают отдать жизнь за истинную веру. Получилось, что традиционное толкование сюжета художник принес в жертву своему стилю.
«Кающаяся Магдалина» 1594, Национальный музей изобразительных искусств, Будапешт
Последние годы жизни
Эль Греко возвратился в Толедо навсегда. Он активно работал в 1597 — 1607 г.г., когда началась массовая перестройка храмов. И это открыло для него огромное поле деятельности. Слава мастера пересекла границы Испании и ему стали поступать заказы из соседних европейских стран.
В 1603 г. он принял заказ на создание алтарного образа для госпиталя в окрестностях Толедо. Вновь последовало разбирательство об оплате, которое мастер проиграл.
В конце жизни для живописца наступила черная полоса. Возникли проблемы со здоровьем, мучили финансовые проблемы. Его осаждали многочисленные кредиторы, он не мог оплатить аренду жилья.
Эль Греко скончался в 1614 г. и был похоронен в храме Санто-Доминго. Но церковные дрязги продолжились. Сын вынужден был перевезти прах отца в монастырь Сан-Торквато. Этот монастырь подвергся разрушению в XIX в. Могила художника не была найдена, но память об этом величайшем живописце пережила века.
«Эсполио», или «Снятие одежд с Христа» (1577-1579)
Композиция произведения
Хотя избранный мастером сюжет подсказывал ему решение сцены, в ней очень мало внешнего действия. Мотив срывания одежд только обозначен жестом одного из солдат, касающегося хитона Христа. Выделенная в центре композиции светом и цветом крупная фигура Христа со всех сторон окружена плотным кольцом остальных действующих лиц, тесно заполняющих полотно.
В телесности форм, в некоторых особенностях колорита угадывается венецианская традиция. Но еще более очевиден происходящий в творчестве Эль Греко процесс преодоления норм классического стиля. Он применяет, например, столь высокий горизонт, приближая его почти к уровню верхней рамы, что земля поднимается отвесно, и изображенные на ней фигуры «соскальзывают» вниз. В известной мере Эль Греко проявляет себя здесь как восточный художник, который воспринимает пространство не в глубину, а сверху вниз и стремится увидеть не столько далекое и близкое, сколько низкое и высокое. Благодаря подобному приему толпа, которая находится сзади Христа, оказывается над ним. Так, мастер произвольно нарушает установленный традицией порядок расположения земной и божественной сфер в классической алтарной картине. Не случайно это нарушение вызвало нарекания капитула толедского собора.
Толпа, заполняющая почти всю верхнюю часть композиции, представляет собой своего рода низменный психологический пласт. Эта выступающая из сумрака толпа с беспорядочным движением копий, отблесками металлических шлемов и пятнами алых и белых плюмажей на фоне узкого просвета сине-стального неба взволнованна, тревожна. Здесь много отлично написанных характерных голов: одни активные, грубые, уродливые, другие более нейтральные. Разномасштабность изображения этих голов, из-за чего некоторые расположенные сзади оказываются крупнее передних, обусловлена указанным выше восприятием пространства без сокращения в глубину. Среди толпы, сжатые стеной человеческих тел, помещены два разбойника. Их образы обладают полной мерой реальной характерности. Вместе с тем редко в мировой живописи до Эль Греко встречались лица, в которых всепоглощающее чувство ужаса перед смертью было бы воплощено с такой экспрессией. Но в выражении этого чувства нет ничего подчеркнутого, активного, как бы выявленного до конца. В их странных полубезумных лицах передано состояние душевной невменяемости. Сильное внутреннее потрясение, во власти которого находятся оба разбойника, варьируется и видоизменяется в разнообразных переживаниях других персонажей картины, словно угасая в некоторых из них, полных затаенности или неясности своих чувств.
Оттенок происходящей драмы, в земном и человечном преломлении, звучит в нижней зоне картины. В левом нижнем углу помещены три Марии, справа им противостоит сильная фигура солдата, который приготавливает крест для распятия. Внешне наиболее активный среди остальных солдат своим полным безразличием к происходящему оттеняет то состояние подавленности, в котором находятся женщины. Изображение сбившихся в тесную группу трех Марий, возможно, было вызвано воспоминаниями о фресках Микеланджело в ватиканской капелле Паолина, где в «Распятии Апостола Петра» неизгладимое впечатление производят образы оцепеневших от ужаса и горя женщин — свидетельниц казни. Во всяком случае, Эль Греко, хотя и очень сдержанно, но стремился подчеркнуть то чувство, которое объединяет трех Марий. Не видя того, что с Христа должны сорвать одежды, не слыша гула беспокойной приближающейся толпы, они не могут оторвать глаз от орудия казни. Как завороженная, смотрит прекрасная белокурая Мария Магдалина на методическую работу солдата, слегка отстраняя богоматерь от вида этого страшного зрелища. Все чувства и мысли женщин обращены к будущему, которое через несколько мгновений станет трагическим настоящим — мученической смертью Христа.
Эль Греко Доменико, испанский живописец
Эль Греко Доменико (El Greco; собственно Теотокопули, Theotocopuli) (1541-1614), испанский живописец. Грек по происхождению. Первоначально учился, по-видимому, на острове Крит у иконописцев, что во многом предопределило своеобразие его творчества. После 1560 уехал в Венецию, где, возможно, учился у Тициана. С 1570 работал в Риме. Испытал воздействие маньеризма, Микеланджело, а также венецианских мастеров Позднего Возрождения (Я. Бассано, Якопо Тинторетто). Расцвет таланта Эль Греко наступил в Испании, куда он переехал около 1577 (не получив признания при королевском дворе в Мадриде, он поселился в Толедо). В зрелом творчестве Эль Греко, родственном религиозной поэзии испанских мистиков XVI в. (Хуан де ла Крус и др.), в иллюзорно-беспредельном живописном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают подчёркнуто духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция «Погребение графа Оргаса», с многочисленными, ярко выразительными портретами, 1586-88, церковь Санто-Томе, Толедо; «Святое семейство», около 1590-95, Музей искусства, Кливленд); резкие ракурсы и неестественно вытянутые пропорции порой создают эффект стремительного изменения масштабов фигур и предметов, то внезапно вырастающих, то исчезающих в глубине («Мученичество св. Маврикия», 1580-82, Эскориал). Ведущее значение в этих произведениях получает колорит, основанный на обилии холодных рефлексов, беспокойной игре контрастных цветов, то ярко вспыхивающих, то приглушённых. Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, порой отмеченных психологической и социальной проница- тельностью («Главный инквизитор Ниньо де Гевара», 1600-01, Метрополитен-музей) или глубокой проникновенностью и драматизмом («Портрет неизвестного рыцаря», 1578-80, Прадо; предполагаемый автопортрет художника, около 1595-1600, Метрополитен-музей), Черты ирреальности нарастают в поздних произведениях Эль Греко («Снятие пятой печати», Метрополитен-музей; «Лаокоон», Национальная галерея искусства, Вашингтон, — оба 1610-14). Острым поэтическим восприятием жизни природы, трагизмом мироощущения овеян «Вид Толедо» (1610-14, Метрополитен-музей). Проникнутое художественным субъективизмом и вместе с тем напряженным стремлением к выражению возвышенно-драматических порывов человеческого духа творчество Эль Греко в XVII-XIX вв. было забыто и заново открыто лишь в начале XX в.
Лит.: А. Валлантен, Эль Греко. (Доменико Теотокопули), пер. с франц., М., 1962; Т. П. Каптерева, Эль Греко, М., 1965; Wethey H. E., El Greco and his school, v. 1-2, Princeton, 1962; Cossio M. B., El Greco, Barcelona, 1972; Waterhouse E., El Greco, N. Y., 1978; Marias F., Bustamante Garcia A., Las ideas artisticas de El Greco, Madrid, 1981.
Эль Греко: биография
Доменико Теотокопули появился на свет в 1541 г. на о. Крит. Долгое время он жил в Испании, где стал представляться как Эль Греко. Но подпись на своих произведениях пишет по-гречески, указывая настоящее имя.
До 25 лет о его биографии практически ничего не известно. Отец — сборщик налогов, мог дать сыну хорошее образование. Позже Эль Греко подружился с известными учеными. В его домашней библиотеке было более 130 рукописей по разным сферам науки на пяти языках. Факт, который может сказать о многом.
В архивах 1566 г. обнаружены документы, где его величают «мастер Доменико Теотокопули». Сохранились работы того периода, где его произведения в традициях икон Византии. Хотя это, конечно, выглядит достаточно странно, потому что семья мастера посещала римскую католическую церковь.
В 1568 г. мастер на пару лет перебрался в Венецию. Некоторые архивные документы указывают на то, что он обучался у великого Тициана.
Эль Греко провел в Риме 5-6 лет. Он познакомился с живописцем Дж. Кловио, по просьбе которого кардинал Фарнезе поселил его в своем дворце.
В 1572 г. художник был принят членом гильдии св. Луки и периодически наведывался в Венецию. Там он познакомился с видными религиозными деятелями. Служащий кардинала Орсини, купил у мастера семь больших картин. Но больше выгодных заказов не поступало. Это стало главной причиной отъезда в Толедо.
Толедо
Здесь дела быстро наладились. В 1577 г. он завершил «Успение Богородицы». Затем приступил к созданию образа «Снятие одежд с Христа». Это полотно, представленное на суд зрителя в 1579 г., стало популярно. Мастер долгое время писал с него копии, которые быстро раскупались.
«Совлечение одежд с Христа». 1577–1579 . Толедский собор, Толедо, Испания
В Толедо мастер женился на Иерониме де лас Куэвас. Брак не был зарегистрирован в мэрии. По этой причине в городе ходили всевозможные догадки и невероятные слухи.
Одни говорили, что иностранец не получил нужные для заключения брака документы. Другие шепотом рассказывали, что он женат, но оставил семью на произвол судьбы. Однако личная жизнь мастера остается тайной.
Имя живописца встречается во многих архивах по поводу его договоров на исполнение заказов. Но в архивах не удалось найти ни одного письма самого мастера.
“Вид Толедо перед грозой” 1610-1614. Метрополитен-музей Нью-Йорк
Эль Греко был умным человеком, но часто гордился тем, что создает величественные произведения искусства. Иногда это было похоже на высокомерность.
Стиль
Деталь
После своего первоначального обучения византийским иконописцем на своей родине, Крите, Эль Греко учился в Венеции и Риме, где экспериментировал с венецианскими «колорито» и композиционными техниками эпохи Возрождения. Однако Эль Греко переехал в Испанию в 1576 году, а в 1577 году поселился в Толедо в качестве церковного художника. В Толедо Эль Греко отточил свой эклектичный стиль, став ведущим художником в движении маньеристов и положив начало испанскому художественному ренессансу. Оба эти стиля очевидны в Лаокооне , единственном изображении мифологического сюжета Эль Греко. Классический по своей тематике, Лаокоон отражает политические, религиозные и художественные преобразования пост-ренессансного общества.
Хотя намерения и послание Эль Греко обсуждаются, Лаокоон отражает явное маньеристское влияние. Маньеризм, зародившийся в Италии в 1520-х годах, отразил религиозные потрясения протестантской Реформации. Хаос и духовная неопределенность эпохи заставили художников-маньеристов отвергнуть баланс и пропорциональность художников Высокого Возрождения, таких как Микеланджело, и вместо этого изображать удлиненные фигуры. Маньеризм достиг своего апогея с Эль Греко, что видно по искаженным, искаженным фигурам Лаокоона и его сыновей и гипер-элегантности богов справа.
Наполнение ярких религиозных тем, характерных для работ Эль Греко во время его испанского периода, можно увидеть в Лаокооне . Хотя картина может быть намеком на местные традиции или комментарием к Реформации, Лаокоон содержит бесспорную духовную атмосферу. Мучительные фигуры на ужасающем фоне передают сильную эмоциональную атмосферу. Сочетание глубоких религиозных тем с чертами маньеризма стало определяющей частью искусства испанского Возрождения.
Биография Эль Греко
Грек по происхождению. Сведения о жизни, особенно о молодых годах, скупы и предположительны. Первоначально работал в поздневизантийской живописной манере в Кандии. В 1567-1570 жил в Венеции, возможно, был учеником или последователем Тициана, испытал влияние Тинторетто, Я. Бассано, посетил Парму, где высоко оценил Корреджо. В 1570 переехал в Рим, приобрел известность в римской Академии св. Луки. Пребывание в Риме чрезвычайно расширило кругозор молодого художника, связанного с гуманистической средой кардинала Алессандро Фарнезе и пережившего сильное влияние Микеланджело и поздних маньеристов. С 1577 жил и работал в Испании.