Картина федотова сватовство майора. 1848 г

«Cватовство майора» Картина. Описание, 1848г.

Кратко описание картины

В 1848 году, Федотов написал «Сватовство майора«. Сватовство майора разыгрывается перед зрителем как завязка комедии. Совершенно отчетливо дана классовая характеристика дома: это жилье купца, толстосума и скопидома. По случаю сватовства дочери хозяин вошел в расходы. Приготовлена обильная закуска с винами. Хозяева празднично разряжены. Особенно богат наряд невесты, на обнаженной шее и руках которой сверкают драгоценности. Бальное сильно декольтированное платье не соответствует скучной обстановке комнаты, темной окраске стен, строгой симметрии в развеске картин, как бы запечатлевшей твердую волю хозяина. Картины висят в полутени, однако сюжеты их ясно различимы; ими хозяин свидетельствует свою полную благонадежность. В центре — большой образ митрополита, дальше вид монастыря и портретные образы генералов. На другой стороне изображение бородатого купца. Все находящиеся в комнате лица в сильном движении. Невеста готова упорхнуть — мать ухватила ее за подол

Хозяин, торопливо застегиваясь, старается сохранить важность

Сваха угодливо рекомендует жениха, который молодцевато расправляет усы, чтобы в следующую минуту с полным блеском вступить в гостиную. В картине дана характеристика купеческой семьи, бездушной, бесчеловечной атмосферы дома, обширная картина купеческого быта. Художник дал разоблачающие характеристики действующих лиц. Безобидная и смешная, на первый взгляд, сцена раскрывается как бесповоротное осуждение общественного уклада, оказывается подлинной сатирой, вызывающей острое чувство протеста, зовущей к переустройству глубоких социальных основ жизни. Здесь к пониманию этих основ ведет разоблачающая комедия брака.

Вариант-повторение картины Федотова «Сватовство майора», над которым художник работал в 1850—1852 г.г., хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (холст, масло, 56х76 см, инв. Ж-4521). Хотя сюжет и композиция в целом сохранены, вариант из Русского музея имеет ряд существенных отличий от картины из Третьяковской галереи.

Искуствовед Н.МАШКОВЦЕВ

Использование материалов допускается с условием размещения ссылки на страницу: Также бесплатно скачивайте ««Cватовство майора» на странице сайта!

Павел Федотов «Сватовство майора», 1848 год

На этой картине мы видим богато обставленную комнату купеческого дома, в центре которой находится девушка в красивом пышном платье. Она явно чем-то недовольна и хочет выбежать из комнаты, но мама удерживает её за юбку, не давая улизнуть. Что же здесь происходит?

Павел Федотов «Сватовство майора», 1848 год

Картина называется «Сватовство майора», она написана художником Павлом Федотовым в 1848 год. В то время были очень популярны браки по расчёту. В частности, активно практиковались союзы между обедневшими офицерами-дворянами и богатыми дочками купцов.

Такие сюжеты любили использовать в своих произведениях не только художники, но и писатели. Из повести Николая Гоголя «Невский проспект»:

Такие браки были очень выгодны как для родни невесты, так и для обедневшего дворянина, который с помощью приданного мог поправить своё материальное положение. Купцы же имели возможность породниться с дворянством. Но саму невесту при этом, конечно же, никто не спрашивал.

На картине Федотова «Сватовство майора» мы видим именно такой сюжет. Немолодой офицер пришёл свататься к юной купчихе. Она явно недовольна этой ситуацией и хочет выбежать из комнаты. Но родители, скорее всего, уже давно всё решили за неё. Девушке остаётся только приниматься ситуацию такой, как есть.

«Сватовство майора», фрагмент

Картина построена так, что мы словно подглядываем за купеческой семьёй в окошко. Перед нами разворачивается живая сцена сватовства. В доме переполох, так как все ожидают прихода гостя. Сам же он уже стоит в дверях и поглаживает усы.

Картина «Сватовство майора» настолько реалистична, что кажется — она вот-вот оживёт. Девушка вырвется и убежит к себе в комнату, мама последует за ней, кухарка продолжит накрывать на стол, а кошка будет также неторопливо умываться. Не остаётся сомнений, что это брак всё же состоится.

Любопытно, что Федотов долго искал натурщиков для своей картины. Он обошёл весь Петербург, вглядываясь в лица местных жителей. Как-то у Аничкова моста художник увидел купца с окладистой бородой, добродушным лицом и брюшком. Мастер сразу же стал уговаривать мужчину позировать для картины «Сватовство майора», о чём потом вспоминал:

В картине «Сватовство майора» Федотов изобразил настолько типичную для того времени ситуацию, что после представления работы на выставке проснулся знаменитым. Есть даже история об отставном майоре, который однажды приехал к Федотову и благодарил его за то, как тот правдиво передал его собственную жизненную историю. При этом офицер был счастлив в браке и иронии картины не понял.

Федотов очень любил писать разоблачительные сюжеты. Его кисти принадлежат такие шедевры как «Разборчивая невеста» и «Завтрак аристократа»

Однако такие картины быстро привлекли пристальное внимание цензуры, после чего несколько изданий с иллюстрациями Федотова были запрещены к печати

Положение художника всё ухудшалось, его психика не выдержала такого давления. В итоге он тронулся умом и попал в психиатрическую лечебницу, где скончался.

История

Стихотворные описания П. А. Федотова
  • Рацея (Объяснение картины «Сватовство майора»)
  • Поправка обстоятельств, или женитьба майора

В конце 1843 года Павел Федотов, прослуживший перед этим около десяти лет в лейб-гвардии Финляндском полку, подал в отставку, поселился на 16-й линии Васильевского острова в Санкт-Петербурге и полностью посвятил себя художественной деятельности. Имея изначальное намерение стать баталистом, вскоре он понял, что ему больше по душе бытовой жанр, в рамках которого в 1844—1846 годах им была создана серия многофигурных сепий. В 1846 году Федотов написал свою первую картину — «Свежий кавалер», а в 1847 году — ещё одно полотно, «Разборчивая невеста». В 1848 году Павел Федотов начал работать над картиной «Сватовство майора» (также известной под названием «Женитьба майора»), которая была окончена в том же году. Для окончания работы над картиной по ходатайству Карла Брюллова Федотов получил от Императорской Академии художеств 700 рублей ассигнациями, которые, в частности, можно было использовать на натурщиков, костюмы и прочие материалы. По словам скульптора Николая Рамазанова, дружившего с художником, во время работы над «Сватовством майора» Федотов «не позволял себе делать ничего без натуры» — платье невесты было специально для этого случая заказано; многие другие вещи, «до малейшей безделицы», были им куплены или взяты напрокат.

Сватовство майора (авторский вариант-повторение, холст, масло, 56 × 76 см, 1850—1852, ГРМ)

В октябре 1849 года полотно, под названием «Поправка обстоятельств, или Сватовство», демонстрировалось на выставке Академии художеств. На той же выставке экспонировались две другие картины Федотова — «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста». По словам художника и критика Александра Бенуа, представленные на академической выставке картины Федотова «имели колоссальный успех, небывалый со времён „Помпеи“», заслужив «восторженное одобрение не только публики, но и, очевидно, по недоразумению, академических профессоров, в том числе самого Карла Брюллова». За полотно «Сватовство майора» Академия художеств присвоила художнику звание академика.

Федотов сочинил для своей картины стихотворное описание — так называемую рацею, которую он сам читал посетителям выставки 1849 года. По другим данным, сначала Федотов сочинил краткое стихотворное описание, а более длинная рацея с подробным описанием картины была создана им к двум персональных выставкам 1850 года в Москве, на которых демонстрировалась картина «Сватовство майора», — в галерее А. Ф. Ростопчина и в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.

Впоследствии Федотов продал картины «Сватовство майора» и «Свежий кавалер» Фёдору Прянишникову, но получил за них значительно меньшую сумму, чем та, на которую рассчитывал: изначально предложив за «Сватовство» две тысячи рублей, при окончательном совершении сделки Прянишников объявил художнику, что сможет заплатить только половину; испытывавший материальные затруднения Федотов был вынужден согласиться. С тех пор полотно «Сватовство майора» находилось в собрании Прянишникова в Санкт-Петербурге; в описании его коллекции, изданном в 1853 году, картина фигурировала под названием «Приезд жениха». После смерти Прянишникова, последовавшей в 1867 году, картина была передана в Московский Румянцевский музей, в каталоге которого, опубликованном в 1915 году, она имела двойное название — «Приезд жениха (Сватовство майора)». В 1925 году, после расформирования Румянцевского музея, полотно поступило в Государственную Третьяковскую галерею.

В 1850—1852 годах Федотов написал вариант-повторение картины «Сватовство майора» (альтернативное название — «Смотрины в купеческом доме»), который ныне хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (холст, масло, 56 × 76 см; ранее в каталоге в качестве даты создания картины указывалось «около 1851 года», датировка «1850—1852» была предложена в каталоге, выпущенном к выставке 1993 года). Этот вариант-повторение до 1870 года находился в собрании московского мецената Василия Кокорева, а затем — в Царскосельском Александровском дворце, откуда в 1897 году был передан в создаваемый в то время Русский музей императора Александра III (ныне — Государственный Русский музей). Согласно надписи, сделанной на обратной стороне полотна реставратором А. Сидоровым, в 1886 году масляный слой с изображением был перенесён со старого холста на новый. Хотя сюжет и расположение персонажей в целом сохранены, вариант из Русского музея имеет ряд существенных отличий от картины из Третьяковской галереи.

Сюжет картины

Сюжет полотен, конечно, один. Это история о предстоящем неравном браке. Майор – дворянин. Но из обедневшего рода. А иначе никак не объяснить его желание жениться на девушке из более низкого сословия. На купеческой дочке.

А кто были купцы тогда? Во втором, может, в третьем поколении купцы. А изначально – крестьяне. И это Федотов подчёркивает.

На девушку надели… бальное платье с глубоким декольте, увешали её украшениями. Аристократка такое бы никогда не надела на встречу с женихом. Только на бал!

Мать-купчиха и вовсе надела на голову платок, как крестьянка. В общем-то, что подвернулось под руку.

Неловко себя чувствует и отец семейства. Купец запутался в пуговицах. Ведь он привык к запаху, а не вот к этому всему сложному.

Спокоен только майор. Ус накручивает. Видимо, в предвкушении богатого приданого.

Девица очень смущена. Ещё бы! Такое декольте – стыдоба! Пытается сбежать в свою спальню. Но нет. Мать держит. Всё ведь уже обговорено со свахой (она тоже в дверях, сообщает о прибытии майора).

А теперь давайте сравним детали двух вариантов картины.

Майор

Майор выглядит так, как типичный Казанова. У него горделивая осанка, напыщенный вид. Он задумчиво глядит куда-то, автоматически покручивая свой ус. По всему его облику видно, что майор уже подсчитывает в уме все выгоды, которые он заполучит в результате столь удачной женитьбы. Разумеется, ни о каких светлых и возвышенных чувствах, тем более о любви, речь не идет. Для всех участников происходящие события – всего лишь негласный договор, выгодная сделка.

Майор получит полагающиеся ему деньги, а семья невесты – звание и положение в обществе. Такая процедура была обычным явлением в народной жизни того времени

Она-то и была столь успешно высмеяна Федотовым и показана как нечто надуманно важное и неразумное

Купец

Рядом с купчихой скромно стоит ее муж. Он занял позицию несколько позади своей жены, в тени, так как пытается застегнуть чересчур нарядное, и, видимо, не совсем удобное одеяние.

Выглядит он старше купчихи и является обладателем вполне добродушного и миролюбивого выражения лица. У него седые волосы и довольно внушительная борода такого же цвета. Купец явно подготовился к встрече будущего зятя.

Рядом с купцом стоит сваха. Это пожилая, но ухоженная женщина, одетая в красивое и нарядное платье красного цвета. Она выглядит весьма активной женщиной и указывает рукой на дверь, где стоит майор – будущий жених.

Сюжет

В купеческий дом, где есть девица на выданье, сваха привела майора. Невеста жеманничает, изображая нежелание знакомиться с женихом. Однако то, как разряжены и она, и её мать, говорит о серьёзной подготовке к этой встрече. Майор же удалецки поправляет усы, всем своим видом показывая деловой настрой на «сделку». Кошка намывает гостей. Прислуга сплетничает, обсуждая жениха.

Купеческая семья, желающая породниться с дворянином, очевидно, имеет претензию на вкус, однако выходит нескладно: сюртук на хозяине дома сидит мешком, на голове купчихи — крестьянский платок, девица манерам не обучена, да и бальное платье, сшитое из кисеи, скорее подошло бы для званого ужина, чем для сватовства. К тому же, это наряд вечерний, а действие, судя по потушенным лампам, происходит днём.


«Сватовство майора». (Wikimedia Commons)

Сцена разыгрывается в передней, что не соответствует этикету. Скатерть не годится для приёма пищи — она уместнее смотрелась бы в кабинете или будуаре. Накрытый стол слишком мал для такого количества закусок, да ещё и постных. Шампанское изящно подать не умеют — бутылка и бокалы стоят на стуле.

Федотов скрупулёзно выписывал детали. А для стола даже собрал «моделей», несмотря на стеснённость в средствах. Однажды друг застал Федотова за столом с бокалом шампанского в руке.

— Что за роскошество! — удивился он, зная, как беден художник.
— Уничтожаю натурщиков, — объяснил Федотов.

Интересно, что и сам жених не особенно знаком с этикетом. Например, он явился без букетов для невесты и будущей тёщи. По всей видимости, дворянство он получил вместе с эполетами по выслуге лет, а потому уровень его культуры близок к купеческому.

Комментарий В.М.Букатова к картине Федотова «Разборчивая невеста

Картина была написана П.А. Федотовым в знак почтения памяти И.А.Крылова, скончавшегося три года назад. Баснописец сыграл большую роль в том, чтобы гвардейский офицер художник-самоучка, подал в отставку и стать известным, но нищим художником-жанристом. Который в своё время за три месяца смог создать большую акварельную картину “Встреча великого князя”. За которую князь пожаловал художнику бриллиантовый перстень.Федотов Павел Андреевич. «Разборчивая невеста», 1847, Москва, Государственная Третьяковская галерея Главной и даже трагической проблемой в творчестве художника-самоучки оказалась его стремление к внешней красивости. Взяв в основу сюжета известную басню «Разборчивая невеста», художник тщательно отбирает вещи. Ни одна из них не кажется лишней: и цилиндр с положенными в него перчатками, опрокинутый Женихом, когда он резво бросился к ногам Невесты, и предметы обстановки.

Только вот если у Крылова невеста почти уж отцвела, то у Федотова она только начинает отцветать. Поэтому острая сатира Крыловской концовки – и рада уж была, что вышла за калеку – оказывается трансформированной в милый светский юмор.

Считается, что талантливый художник-самоучка, пытаясь бороться со своей выучкой подавать сюжет через призму акварельной красивости. Он покрывал свои готовые работы грязновато мутным слоем лака, который быстро начинал давать трещины. В результате картины Федотова в галереи выделяются как своим небольшим (кабинетным) размером, так и мощным кракелюром. Как если бы условия хранения их были бы чересчур ужасными.

Сочинения по картинам 5-9 класс

  • Иллюстрация к «Сказке о Золотом петушке» Билибина
    (683)

    Картина известного русского художника Ивана Билибина, который один из первых рассмотрел проблему иллюстраций детской литературы. На сегодняшний день сложно представить себе книжку без картинок. Самые лучшие иллюстрации были нарисованы еще во времена развития детской литературы, но до сих пор пользуется популярностью.Эта картина является частью…

  • Иллюстрация к былине «Вольга» Ивана Билибина
    (564)

    Билибин постоянно тяготел к иллюстрированию разного рода былин и сказаний. «Иллюстрация к былине Вольга» выполнена в орнаментальном графическо-декоративном исполнении, которая полностью основана на мотивах былин и преданий русского народа.Иллюстрация выполнена тушью подцвеченного акварелью, при этом стоит отметить, что Билибин смог выработать…

  • Иллюстрация к сказке «Белая уточка» работы Ивана Билибина
    (698)

    Иллюстрирование «Белой уточки», ровно как и еще шести сказок, знаменательно тем, что Билибин смог разработать и активно внедрить в свое творчество особую технику рисунка – тушь, подцвеченную акварелью.Билибин был приверженцем использования русского орнамента в оформлении своих произведений. В связи с этим он часто посещал российские глубинки,…

  • Иллюстрация к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» работы Ивана Билибина
    (644)

    Каждый из нас помнит чудесные русские сказки, которые он читал в детстве. Со временем они совершенно изменялись. Люди рассказывали их друг другу, добавляя что-то свое и этим существенно обогащая общее содержание. Сказки сначала не публиковались. Лишь в 17 веке, во второй его половине стали появляться книжки, которые именовались лубком.В них…

  • Описание иллюстрации Ивана Билибина к сказке «Иван-Царевич и жар птица»
    (1112)

    Перед нами иллюстрация к знаменитой сказке. Билибин – настоящий мастер, сумевший передать особую красоту этого удивительного жанра. Сказки позволяют нам погрузиться в мир полный чудес. В нем травы. Звери и птицы умеют разговаривать. Человек их прекрасно понимает.Жар-птица – истинное волшебство. С такой героиней не сравниться ни одна птица. Ее…

  • Описание картины И. Грабаря Февральская лазурь
    (589)

    И.Грабарь один из русских художников-живописцев 19-20 веков, его учителями были такие известные личности как И.Репин и П.Чистяков. Больше всего мастер любил изображать на своих полотнах несравненную красоту родных русских земель.Художник очень трепетно относился к истинно русскому дереву — березе, и именно ее очень часто можно встретить на…

  • Описание картины Сальвадора Дали «Мадонна Порт-Льигата»
    (538)

    Будучи некогда неверующим, психика Гения кардинально изменилась, и он обратился в веру. Эти изменения сразу же выразились в его творчестве – странные образы объединились с христианскими мотивами в купе с мистицизмом.Он сотворил две версии полотна «Мадонна Порт-Льигата». В лике Богоматери прослеживаются черты его любимой супруги Галы, которую он…

  • Сочинение И. К. Айвазовский “Радуга”
    (676)

    Иван Константинович Айвазовский – знаменитый русский живописец-маринист. В картине “Радуга” нашли отражение романтическое мировосприятие мастера, его восхищение необъятной, вечно изменчивой стихией моря. В центре внимания художника – тема кораблекрушения. Зрительно полотно можно разделить на две части. Задний план более мрачен, преобладают…

  • Сочинение по картине «Май 1945» А. и С. Ткачёвых
    (899)

    Художники братья Ткачёвы, Сергей Петрович (1922) и Алексей Петрович (1925) приобрели значи­тельную известность ещё в середине прошлого века.

    Художники имеют многочисленные награды и звания. Ещё с 1948 г. они начали писать картины вместе, в две кисти — такое бывает не так часто, особенно соавторство на столь продолжительный период.
    Военная тема занимает…

  • Сочинение по картине 3. Е. Серебряковой «За туалетом. Автопортрет»
    (588)

    Судьба талантливой художницы Зинаиды Васи­льевны Серебряковой сложилась счастливо и одно­временно трагически. Родившись в семье Лансере-Бенуа, в которой было несколько поколений талантли­вых архитекторов, скульпторов, художников, Зинаида Васильевна не могла избрать иного занятия, не свя­занного с искусством. Счастливое детство, юность,…

Вариант-повторение из Русского музея

В 1850 году, через два года после написания первой версии картины «Сватовство майора», Павел Федотов начал работу над её вторым вариантом. Этот вариант-повторение, оконченный в 1852 году, ныне хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (холст, масло, 56 × 76 см, инв. Ж-4521). Сюжет и расположение персонажей в целом сохранены — как и в первой версии, во втором варианте присутствуют те же восемь действующих лиц и кошка. Тем не менее вариант из Русского музея имеет ряд существенных отличий от картины из Третьяковской галереи — по словам искусствоведа Галины Леонтьевой, в новой версии «Федотов вносит настолько серьёзные изменения в решение замысла, что имеются основания видеть здесь начало нового этапа в развитии творческого метода художника». Эти изменения затрагивают и композицию картины, и изображённых на ней персонажей, и детали обстановки.

Фрагменты варианта-повторения картины «Сватовство майора»

Приживалка, кухарка и сиделец

Купеческая дочь и купчиха

Купец

Сваха и майор

По сравнению с первой версией картины, в варианте-повторении Федотов более строг в отборе деталей. В частности, во втором варианте отсутствует люстра, которая играла существенную роль в композиции

По-видимому, художник посчитал, что «она своим размером отвлекала внимание, а положением точно в середине холста разбивала картину пополам, мешая цельности восприятия всей сцены». Кроме этого, во второй версии убраны фигурные кронштейны в месте соединения стены комнаты с потолком, а также затейливые росписи на потолке с изображением цветов

Отсутствуют и другие делали: исчез замысловатый узор на скатерти, менее подробно выписаны висящие на стене картины, и т. д. Федотов пытается снять перегружающие рассказ второстепенные подробности, чтобы сосредоточить внимание зрителей на главном и придать бо́льшую остроту́ представленной на картине ситуации.

Сильно изменился внешний образ майора: по сравнению с первым вариантом, где он выглядел относительно подтянутым, бравым и не лишённым некоторой привлекательности, во второй версии его поза переходит в претенциозную, фигура становится смешной — с брюшком и на тонких ногах, изменилось и его лицо — лоб стал более узким, появились мешки под глазами. Образ купеческой дочери (невесты) также претерпел значительные изменения. В первом варианте художник изобразил её шаржированно — глупой, капризной и неуклюжей, вызывающей насмешку. Во второй версии «в ней появляется мягкая женственность, даже некоторое изящество», так что «вместо несколько карикатурного олицетворения пошлого мещанства, глупости — перед нами возникает живой человек», вызывающий у зрителя не презрение, а даже некоторое сочувствие. Фигура купца, которая в первом варианте была расположена на фоне круглой печки, во второй версии находится на более светлом фоне прямоугольной печки и воспринимается чуть более приближенной к переднему плану. Лицо сидельца, в первом варианте частично скрытое головой кухарки, во второй версии полностью открыто.

Благодаря изменённым акцентам в образах майора и невесты меняется и восприятие изображённой художником ситуации. В первом варианте картины оба персонажа — и майор, и невеста — вызывали у зрителя ироническое отношение, а во второй версии, где майор выглядит более отрицательным персонажем, появляется сочувствие к купеческой дочери, беспокойство за её судьбу. В результате «сцена из чисто карикатурной превратилась в исполненную драматического сарказма».

Описание по картине

Знаменитое полотно П.А.Федотова «Сватовство майора» впервые было выставлено в одном из залов Санкт – Петербурга в 1848 году. Картина принесла художнику огромную известность и к тому же звание академика.

Федотов изобразил на картине комнату в доме купеческой семьи. По обстановке в помещении можно сделать вывод, что совсем недавно здесь велись спешные приготовления к встрече долгожданного жениха.

Художник запечатлел на картине именно тот волнующий эпизод, когда все участники этой немой сцены не могут скрыть каждый свои настоящие переживания и мысли.

Явно смущенная, убегающая невеста. Такое чувство, что она пребывает в панике. Девушка нарядно одета, на ней шикарное платье и жемчужное ожерелье. Все это, плюс уложенные красиво и тщательно волосы свидетельствуют о том, что невеста прекрасно знала о визите предполагаемого жениха.

Торопливо пытаясь убежать, девушка показывает не только свое очевидное волнение и это неудивительно, а также своим поступком она желает показать свою стеснительность и робость.

Матушка, настоящая купчиха, наряженная в шёлковое золотистое платье, вовремя догадывается о желании дочери сбежать и удерживает ее за роскошную дорогую юбку, так как сваха уже начинает заходить в комнату. Она объявляет всем находящимся в доме о прибытии жениха. На её лице играет ехидная улыбка.

Купец на заднем плане от радостного волнения никак не может справиться с пуговицами сюртука. Руки отца семейства дрожат, он очень торопится, не желая предстать перед гостем в неприглядном виде.

Лишь один жених чувствует себя уверенно и бесстрашно. Он разглаживает свои усы, в предвкушении предстоящего сватовства, а затем и женитьбы. Эта выгодная партия принесет ему хороший куш.

Майор, скорее всего, прокрутил все свои средства, а теперь нашел выход, чтобы поправить свое финансовое положение. Женитьба на купеческой дочери ему очень выгодна. Отец невесты тоже не в проигрыше – этот брак принесет им родство с человеком благородного происхождения.

П.А.Федотов запечатлел всех участников этой немой сцены очень реалистичными для купеческой среды в те времена. Здесь же изображена старушка – приживалка с беззубым ртом. Из-за своего слабого слуха она не совсем понимает, что происходит: почему в доме такой переполох и все так волнуются. Её разбирает любопытство и посредством человека, сидящего на лавке, она пытается узнать, в чем дело. Тот же, нетерпеливо двигаясь с бутылками в сторону стола, кивает ей на помещение, где томится в ожидании новоявленный жених.

Художник очень точно выразил на картине типичный домашний обиход купцов в то время. Традиционная роспись на потолке, там же красуется громоздкая люстра. По стенам, как заведено, развешаны портреты и картины. Блестят на столе фужеры, а возле просфоры бутылки. Рядом расположено Святое писание. Уют в доме передает кошка на переднем плане, которая беспечно умывается и совершенно не обращает внимания на творящееся в комнате.

Картина дарит зрителю хорошее настроение и даже заставляет улыбнуться.

Федотов — Сватовство майора
Сейчас читают:

  • Сочинение Владимир — мой город

    Когда я вижу, как поднимается над Клязьмой, над верхушками деревьев, над крышами домов утреннее солнце, совершенное и золотое, приходит абсолютное восхищение этой мощью природы. Её постоянством,

  • Сочинение по картине Нестерова Видение отроку Варфоломею 8 класс

    Картина Михаила Нестерова «Видение отроку Варфоломею», посвященная жизни преподобного Сергия Радонежского, рассказывает нам о чудесном явлении молодому мальчику таинственного старца, подарившего ему разум к учению. Все это происходит, в руках художника,

  • Сочинение на тему Летняя ночь 4 класс

    Лето – это отличное время года. Летом очень тепло, нет необходимости надевать теплую одежду, и хочется очень много времени проводить на улице. В последнее время лето очень жаркое.

  • Сочинение Маленький человек с большим сердцем по повести Станционный смотритель Пушкина 7 класс

    В произведении А. С. Пушкина «Станционный смотритель» повествуется об участи станционных смотрителей, чиновников 14-ого класса. На таких людей каждый проезжий мечтает выплеснуть все свои негативные эмоции

  • Характеристика героев пьесы Вишневый сад сочинение

    В своей пьесе «Вишневый сад» А.П. Чехов дает яркие характеристики всем героям, разделив их, условно, на людей настоящего, прошлого и будущего. Эти персонажи не только своими делами, а главное словами говорят о себе. Так, одна из главных героинь действа,

  • Сочинение на тему Самый лучший день лета

    Лето всегда было моим любимым временем года, наполненным не только теплом воздуха, но и теплотой улыбок, яркими цветами девичьих платьев, загорелыми телами и немного выцвевшими от яркого солнечного света волосами.

Невеста

В центре полотна – молодая девушка в пышном, невесомом платье белого цвета, которая пытается убежать из комнаты. Очевидно, это и есть невеста, которую засватал майор. Убежать девушке так и не удается, так как мать останавливает ее и вынуждает остаться.

Автор растолковывал намерение невесты скрыться перед приходом суженого ее наигранной скромностью, потому что по ее внешнему виду видно, что она долго готовилась к этой встрече и желает быть увиденной и осыпанной комплиментами.

Понятно, что девушку воспитывали, учили и наряжали таким образом, чтобы вступить в будущем в брак, который принесет выгоду семье. Будет ли счастлива сама невеста в этом случае? Вопрос спорный. С одной стороны, она выступает как вещь в данной сделке, с другой, сложившаяся ситуация открывает ей большие перспективы в жизни.

Судьба художника

Сын военного, Федотов и сам начинал на том же поприще. И не он был первый, кого Петербург довёл до богемной жизни. Павел начал посещать занятия живописью, рисовать полковых коней, портреты великого князя Михаила Павловича, батальные сценки.

Несколько его рисунков показали великому князю, а тот, в свою очередь, — своему августейшему брату. В результате появилось повеление «предоставить рисующему офицеру добровольное право оставить службу и посвятить себя живописи с содержанием по 100 руб. ассигнациями в месяц». Федотов решил воспользоваться шансом и вышел в отставку. Началась суровая жизнь свободного художника. Денег не хватало, приходилось Павлу Андреевичу и его семье туго.


Павел Федотов. (Wikimedia Commons)

Однажды баснописец Иван Крылов увидел комические бытовые зарисовки Федотова. Он так развеселился, что начал решительно отговаривать Павла Андреевича от батализма и склонять работать в жанре критического реализма. Так появились картины «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста»

На них обратил внимание всемогущий в то время Карл Брюллов. Он подсказал начинающему живописцу сюжет «Сватовства майора»

На какое-то время Федотов забыл о денежных трудностях. Но не надолго.

На новоявленного обличителя обратила пристальное внимание цензура. Несколько изданий с иллюстрациями Федотова было запрещено к печати

Положение художника становилось патовым. От перенапряжения физических и духовных сил он сошёл с ума. В клинике, куда Федотова поместили друзья, врачи не смогли ему помочь, и вскоре художник скончался.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: