Ученые разгадали секрет иисуса христа

Моисей. Исход 17 глава: старейшины

Там, 40 лет назад, были лишь старейшины. Тогда как здесь нужно было произвести действие перед всем собранием. Почему теперь нет старейшин? Потому что сейчас, после того, как Иисус был поражен за нас, вышла вся церковь. Все собрание. Вся конгрегация. И евреи и язычники все вместе. Тогда у Красного моря Аарон тоже присутствовал. Но тогда он еще не был первосвященником. Но теперь, по прошествии 40 лет Он первосвященник. И мы имеем первосвященника. Наступило время благодати. И Господь говорит Моисею: возьми жезл. О котором идет речь здесь — это не его жезл.

Числа 20:9: … и взял Моисей жезл от лица Господа.

У Моисея был свой жезл, с которым он ходил. Но здесь он берет другой жезл — жезл первосвященника.

Историческая справка

Художники XVI века, особенно из числа тех, кто принадлежал к венецианской школе живописи, часто изображали библейскую сцену Тайной вечери не выстраивая ось композиции по горизонтали, как это было сделано в творении Леонардо да Винчи. Герои представали более живыми и очеловеченными, они наделялись чертами современного для того времени представителя рабочего класса, нередко с босыми ногами. Бассано одним из первых стал следовать этой иконографии.

В документальных источниках, сохранившихся до наших дней, говорится о знатном венецианце Баттиста Эриццо, который в 1546 году поручил Якопо Бассано написать картину, и выплатил художнику часть гонорара в начале 1548 года. Искусствоведы предполагают, что речь шла именно о произведении «Тайная вечеря».

Некоторые эксперты выдвигали также версию о том, Якопо Бассано писал свою картину «Тайная вечеря» с одноименной работы, выполненной Тинторетто в августе 1547 года. Она предназначалась для украшения внутреннего убранства церкви Сан-Маркуола в Венеции. Однако, документальные источники, подтверждающие дату написания картины и выплаты гонорара художнику, говорят об обратном. Скорее всего произведение Якопо Бассана появилось раньше, и Тинторетто был настолько вдохновлен увиденным, что создал очень схожую по композиции и стилистике работу.

Особенности стиля

Маньеризм является мостом между стилем искусства эпохи Возрождения, характеризующимся идеализацией образов, и барокко – пышным, величественным, драматичным стилем. Картины характеризуются большей искусственностью, отказом от натуралистичности по сравнению с живописью Возрождения.

Для изображений характерно:

  • Эмоциональность в передаче образов;
  • Изящные, удлиненные человеческие фигуры;
  • Динамичность и напряженность поз;
  • Необычная передача перспективы и освещения;
  • Яркие краски.

Итальянский маньеризм постепенно утратил позиции в 1590 году. В это время появилось новое поколение художников, которое возглавил Караваджо. За границами Италии маньеризм сохранился как форма рыцарского искусства 17 века.

В Великобритании он закрепился во времена Елизаветы, во Франции маньеризм развивался при дворе в Фонтенбло при Франциске I и Генрихе IV. При французском дворе развивалась школа Фонтенбло. Династия Габсбургов активно покровительствовала маньеризму при дворе в Праге.

Живописцы течения маньеризм развивали идеи, который разрабатывали мастера Средневековья: Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рафаэль. Маньеристы ставили новые цели, пытались опровергнуть идеалы и догмы старых живописных школ, выступали против художественного канона, принятого ранее, поскольку он не мог соответствовать потребностям времени.

Художники выделяли индивидуальный стиль и черты живописи, для них важным было видение и понимание сути вещей. Они работали над способами передачи скрытого смысла, выразительностью, символическим содержанием картин. Живописцы противостояли равновесию и гармонии. Композиции с симметричным, круговым или пирамидальным построением, свойственные эпохе Возрождения, уступили место ассиметрии, несбалансированности. Художники отказались от центральной структурной модели, которая обеспечивала гармонию и баланс. Например, изображение, основанное на центральной перспективе, заменяется динамизированным пространством, в котором нет определенной глубины и структуры.

Достопримечательности

Осмотр достопримечательностей, когда вокруг ни души — такое забытое и невероятное чувство — будто всё происходящее записано на киноплёнку, скорость которой специально замедлили. Колорит окружающей природы кажется слегка приглушённым — отсюда ещё и ощущение, что эта плёнка состарена. Беснующиеся воды реки — единственное динамичное явление в этом кино.

В такой момент возникает лёгкое дежавю, что не удивительно. Ведь все эти пейзажи можно увидеть на полотнах многочисленных представителей семьи Бассано. Глава этой династии живописцев и, пожалуй, самый талантливый из всех — художник Якопо Бассано. Он родился, работал и умер в Бассано-дель-Граппа, взяв фамилию по месту своего происхождения. Помимо него и его двоих сыновей под именем Бассано работали многочисленные родственники, родиной которых был всё тот же провинциальный городок. Сам Якопо (1510 — 1592 гг) прожил долгую и плодотворную жизнь, выпавшую на лучшие годы Венецианской республики. Благодаря таланту, он вышел в первые художники Венеции XVI века и вместе с сыновьями был приглашён для украшения Дворца Дожей. Однако, художник не оставил и своего родного города, посвятив ему множество полотен. Сегодня его творения экспонируются в величайших музеях мира — в парижском Лувре, в зале Большого Совета в венецианском Дворце Дожей, а также в художественном музее Бассано-дель-Граппа.

Семмьи художников Бассано, город гордится выдающимся скульптором эпохи классицизма — Антонио Канова. Самые крупные собрания его работ находятся в парижском Лувре и в петербургском Эрмитаже. А родился он неподалёку от Бассано, в местечке под смешным для русского уха названием — Поссаньо.

Прогуливаясь по небольшим площадям и узким улочкам исторического центра, уставленным средневековыми башнями, церквями и часовнями, есть смысл заглянуть в Museo della Ceramica, находящийся на восточной стороне от Понте Веккьо. С незапамятных времён Бассано славился керамическими лавками, где продают посуду и декоративные интерьерные украшения. Главный холл здания музея украшен фресками работы Джорджио Анселми. Внутри собраны как экспонаты периода средневековья, так и современные шедевры.

Здание городской башни было построено в 1405 году. Часовой механизм, разработанный в середине XVIII века, всё ещё функционирует.

Разглядывая местную архитектуру, даже невооружённым глазом можно увидеть, что здесь не обошлось без подражания роскошной и блистательной Венеции. Ещё одна особенность заключается в том, что весь этот городок буквально стекается к реке. Куда бы ты ни шёл — всё равно выйдешь к берегам Бренты, с грохотом катящей свои воды с альпийских вершин. Вдали дымятся горы, бушует река, а исторический центр живёт ритмами ушедших столетий.

Дух и атмосфера старины — вот что особенно симпатично в этом небольшом городке на севере Италии. Неспешно попивая граппу прямо у музейного перегоночного куба позапрошлого века, хочется остаться здесь навсегда, ну или, по крайней мере, до тех пор, пока не начнёшь ностальгировать по стрессу родного мегаполиса.

Что ели Иисус и апостолы на Тайной вечери?

За последние годы многие классические приемы пищи были изображены в искусстве и кино.

Но «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, конечно, просто самая известная.

Многие продолжают исследовать религиозную символику этой картины и ее ценность в искусстве.

Но мне вот интересно: что они там ели, Иисус и его апостолы?Ведь это же в конце концов ТРАПЕЗА. Выражаясь по-современному, это был Последний ужин Христа.

Существует ряд теорий относительно обстоятельств, связанных с Тайной Вечерей.Это торжественное событие для христиан. Его сейчас отмечают как Великий четверг в апреле.

Но есть несколько моментов, с которыми все могут согласиться.Участники Тайной Вечери пили вино и ели постный хлеб.

Но, конечно, Тайная вечеря не была традиционный пасхальный ужин.

Есть другие детали, которые немного мрачны.

Работает [ править ]

Путь на Голгофу

Ранний период править

Способность Бассано экспериментировать и впитывать стилистические качества других современных художников проявляется в четырех различных периодах его творческого наследия. Каждый период показывает работу художника в гармонии его собственной эстетики со стилями его сверстников.

Ранние произведения, 1530-е годы и позже. Бонифацио де Питати дал своему юному ученику непреходящую оценку творчества Тициана, влияние которого ясно видно в его ранних произведениях. Самые ранние картины Бассано демонстрируют его пожизненную одержимость яркими красками, которые он видел в начальных работах Тициана, особенно в « Ужине в Эммаусе» Бассано.(1538). В этом задании для местной церкви Бассано наполняет холст яркими яркими красками, которые помогают людям отличать фигуры от окружающей их среды. Он отходит от обычаев своих современников, помещая фигуру Христа позади сцены и позволяя мирянам, окружающим его, играть более значительную роль в композиции пьесы. Они также уникальны в своей одежде. Вместо того, чтобы одевать свои фигуры в драпированные бесформенные ткани, многие художники эпохи Возрождения приравнивали к классической римской моде, Бассано предпочитал изображать фигуры в одежде 16-го века. Детали этого произведения — наиболее часто обсуждаемый аспект. Для многих искусствоведов его включение разнообразной еды на столах, лежащей собаки и крадущейся кошки вокруг стульев,а также многочисленные второстепенные персонажи — это свидетельство того, что Бассано рисовал с натуры вместо того, чтобы полагаться на стилистические условности того времени.

Маньеризм править

Произведение Бассано « Тайная вечеря» (1542 г.) показывает его новый интерес к маньеризму в итальянском искусстве. В своей работе он выразил влияние, связанное с современными гравюрами Дюрера и картинами Рафаэля . Это особенно выражается в сильно заряженных эмоциях испытуемых и в динамичной и стилизованной позе фигур. Озабоченность маньеристов высокоразвитыми элементами дизайна очевидна в тщательном размещении Бассано и «характере» фигур для создания активной композиции, которая направляет взгляд зрителя вокруг каждой детали холста. По сравнению с более ранними цифрами, которые были более ровными, фигуры Бассано в «Тайной вечере» кажутся живыми, их кожа напоминает мускулы и сухожилия, а не деревянные усталые позы его ранних работ.

Бассано начал экспериментировать со светом и своими объектами примерно в 1550–1570-х годах. Именно в этот период он был одним из первых художников, написавших «ноктюрн» или картину ночного пейзажа с искусственным освещением. Этот вид живописи был чрезвычайно популярен среди местной публики и сделал картины Бассано очень ценными. В его работах также стали появляться пасторальные элементы, которые были нарисованы его отцом и частью его окружения. Вместо того, чтобы помещать религиозные сцены в классические римские декорации (как это делали его коллеги из эпохи Возрождения), он поместил фигуры в более естественный ландшафт, где деревья и цветы были так же тщательно обработаны, как и его фигуры.

  • Картины
  • Благовещение пастухам (1533 г.), замок Бельвуар

  • Путь на Голгофу (1535-1538), Фонд Бемберг

  • Ужин в Эммаусе (1538 г.), Художественный музей Кимбелла

  • Шествие на Голгофу (1540 г.), Национальная галерея

  • Тайная вечеря , 1542, Галерея Боргезе, Рим

  • Голгофа

  • Портрет кардинала

  • Портрет джентльмена

  • Поклонение королей , начало 1540-х годов

  • Алтарь, написанный для церкви в Томо, пинакотеки в Мюнхене

  • Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем (1570 г.), Галерея Уффици

  • Крещение Христа , 1592 г., частное собрание

  • Якопо Бассано и мастерская — Очищение храма

  • Поклонение волхвов

  • Животные в Ноевом ковчеге

  • Чудесный улов рыб

  • Очищение храма , Национальная галерея

биография

Он родился и умер в Бассано-дель-Граппа , деревне недалеко от Венеции , от которой он получил свое название. Его отец Франческо Бассано Старший называл себя «крестьянским художником». В его картинах досконально описаны одуванчики и сорняки. Якопо перенял элементы своего стиля, которые он использовал для создания новаторских религиозных картин, включая, например, животных, фермы и пейзажи.

Начав работать в студии Бонифачо де Питати в Венеции, он также учился самостоятельно с другими художниками своего времени в других итальянских городах. Его отношения с ними были неоднозначными: таким образом, Якопо Бассано изобразил Тициана биржевым маклером в своей книге «Очищение храма» . Его интересовал «современный образ» новых художников, прибывающих в Венецию, и особенно гравюры из Рима. Однако он сохранил свой вкус к хроматическому натурализму и ярко выраженное чувство объема и формы, характерное для картин этого периода.

Когда он возвращается в Бассано, он живет недалеко от моста и зовется Якопо дал Понте. Его известность принесла ему имя своего города — где он работал со своими четырьмя сыновьями: Франческо Бассано Младший (1549-1592), Джероламо (1566-1621), Джованни Баттиста (1553-1613) и Леандро (1557-1622)) . Бассано разработал удивительную систему двойной подписи: на копиях или вариантах, сделанных его сыновьями, Якопо ставит свои инициалы, как знак качества. Таким образом, все они имеют много стилистических сходств, а некоторые работы трудно приписать.

Между серединой 1540-х и концом 1550-х он создал личную версию маньеризма, которая была популярна в Венеции. Вытянутые тела и великолепный эффект сбалансированной композиции, однако, не заставляют его отказываться от одежды своих могущественных животных. В конце его карьеры пасторальный жанр, сделавший его знаменитым, был заказан ему венецианскими коллекционерами. Он сочиняет их в сумеречном пейзаже, подчеркнутом почти театральными эффектами светотени. В одном из самых последних полотен, «Депозиция из Лиссабонского музея» (внизу) В. Р. Реарик «думает, что Якопо, вероятно, отправил ее в Венецию, чтобы она служила моделью в студии своего сына Франческо, где проходили большинство известных версий картины. тема вышла (в том числе и Луврская версия) » .

Введение повседневной жизни в религиозной живописи, встретили благосклонность спонсоров и имел большой успех в в XVII — м  веке, в том числе суда Людовик XIV , с Ришелье

В XIX — м  , когда мы начинаем обратить внимание на внутреннее качество каждой работы, появляются века неравенство их счета. Бассано в большом количестве пополняют запасы музея и немного забыты.

Якопо появляется в группе музыкантов Свадьба в Кане из Веронезе .

Щелкните миниатюру, чтобы увеличить ее.

Ускользающая красота: сколько Леонардо осталось в «Тайной вечере»?

Несмотря на все старания и эксперименты с составом краски, да Винчи все-таки не удалось произвести революцию в написании фресок. Обычно подразумевалось, что они делаются для того, чтобы радовать глаз многие века, а разрушение красочного слоя «Тайной вечери» началось еще при жизни живописца. И уже в середине XVI века Вазари упоминал, что «не видно ничего, кроме путаницы пятен» .

Многочисленные реставрации и попытки спасти роспись авторства легендарного итальянца только усугубляли потери. Британский искусствовед Кеннет Кларк в 30-х годах прошлого века исследовал подготовительные эскизы и ранние копии «Тайной вечери», выполненные художниками, принимавшими участив ее создании. Он сравнил их с тем, что осталось от фрески, и его выводы были неутешительны: «Преувеличенно гримасничающие лица, словно сошедшие со «Страшного суда» Микеланджело», принадлежали кисти немощного маньериста XVI века» .

Последняя и наиболее масштабная реставрация была окончена в 1999 году. Она заняла около двух десятков лет и потребовала вложения более 20 миллиардов лир. И немудрено: реставраторам предстояла работа тоньше ювелирной: требовалось удалить все слои ранних реставраций, при этом не повредив те крохи, что остались от первоначальной росписи. Руководитель реставрационных работ вспоминал, что с фреской обходились так, «словно она была настоящим инвалидом» .

Несмотря на голоса критиков о том, что в результате «Тайная вечеря» утратила «дух оригинала», сегодня она все-таки ближе к тому, что видели перед собой монахи монастыря Санта-Мария-делле-Грацие во время трапезы. Главный парадокс заключается в том, что одно из самых знаменитых и узнаваемых произведений искусства в мире содержит всего лишь не более чем 20 процентов от оригинала.

По сути, сейчас это воплощение коллективной интерпретации замысла Леонардо да Винчи, полученной путем кропотливых исследований и анализа всей доступной информации. Но, как это часто и густо бывает в художественном мире, тяжелая судьба экспоната только добавляет ему очков и ценности (вспомним историю с похищением и обретением давинчиевской же Джоконды, выведшую ее в абсолютный топ масскульта).

  • Круглый стол марии шукшиной 7 сентября 2021 года
      
  • Летний стол на юбилей
      
  • Складной стол ширина 45 см
      
  • Кухня со столешницей 800 глубиной
      
  • Столик для ноутбука из профильной трубы

Описание

Наибольший вклад Мартоса Мартос Иван Петрович Крупнейший русский скульптор XIX столетия, наиболее видный представитель русского классицизма в скульптуре. Наиболее значительное произведение Мартоса — памятник в Москве…. в развитие синтеза искусств скульптуры и архитектуры сделав им при сооружении Казанского собора.

В числе работ, исполненных Мартосом Мартос Иван Петрович Крупнейший русский скульптор XIX столетия, наиболее видный представитель русского классицизма в скульптуре. Наиболее значительное произведение Мартоса — памятник в Москве…. для Казанского собораКазанский собор. 1801—1811, прежде всего следует отметить монументальный горельеф «Источение Моисеем воды в пустыне».

Как и парный к нему горельеф Прокофьева («Медный змий»), рельеф Мартоса Мартос Иван Петрович Крупнейший русский скульптор XIX столетия, наиболее видный представитель русского классицизма в скульптуре. Наиболее значительное произведение Мартоса — памятник в Москве…. посвящен библейской теме. Скульптор изобразил страдания людей, гибнущих в пустыне от мучительной жажды и находящих живительную влагу, источенную Моисеем из камня. Оба горельефа выполняют в ансамбле очень ответственную роль. Помимо тематического, смыслового значения эти рельефы должны способствовать более ясному ощущению зрителем плоскости стен, обращенных в сторону улицы — Невского проспекта. Это достигается, в основном, большой протяженностью многофигурной композиции рельефов, а также мерным ритмом повторяющихся движений фигур, которые как бы улавливают движение идущих мимо собора людей. Каждый из барельефов Мартоса Мартос Иван Петрович Крупнейший русский скульптор XIX столетия, наиболее видный представитель русского классицизма в скульптуре. Наиболее значительное произведение Мартоса — памятник в Москве…. и Прокофьева насчитывает до полусотни фигур — мужских, женских, детских.

Композиционно-архитектонические задачи, выполняемые рельефами Казанского собора, не ведут к снижению их выразительности. Рассматривая рельеф Мартоса Мартос Иван Петрович Крупнейший русский скульптор XIX столетия, наиболее видный представитель русского классицизма в скульптуре. Наиболее значительное произведение Мартоса — памятник в Москве…., мы верим, что именно так должны тянуться к источнику руки измученных жаждой людей, именно так, рядом, друг возле друга, должны они припасть к воде и именно таким образом, наконец, должны располагаться группы обессиленных, умирающих людей по краям рельефа. Как большой, опытный мастер, Мартос отнюдь не стремится к педантически точной акцентировке центра композиции: вертикальная ось рельефа проходит здесь не через стоящие фигуры и Моисея, а через дерево и камень, касаясь группы припавших к воде людей. Это не нарушает равновесия композиции и вместе с тем позволяет избежать той геометрической суховатости, которая могла бы получиться при помещении строго в центре двух стоящих фигур.

Работает в коллекциях


Христос открывается паломникам Эммауса . Кафедральный собор Цитадели, недалеко от Бассано. v. 1538. Холст / масло, 235 × 250  см .


Тайная вечеря , c. 1546. Холст / масло, 168 × 270  см . Галерея Боргезе


Восхождение на Голгофу , около 1550-51 гг. Масло / холст, 94 × 114  см . Будапештский музей изобразительных искусств

Голгофа , c. 1575. Сланец, масло. 49 × 29  см . Национальный художественный музей Каталонии .

  • Снятие с креста (1532 г.), церковь Сан-Лука-ди-Кросара, недалеко от Бассано
  • Благовещение пастухам (ок. 1533) холст, масло, 116 × 94  см , Замок Бельвуар  (ин) , Лестершир, Англия
  • Восхождение на Голгофу , 1535-1538 гг. Масло / холст, 96; 5 × 122  см . Фонд Бемберга Тулузы .
  • Христос открывается паломникам Эммауса (1536-1537), собор Читтаделла близ Бассано
  • Святое бдение во славе со святыми Иеронимом и Иоанном Крестителем (1537 г.), Церковь Сан-Виджилио, Пове-дель-Граппа . (Рука его брата Джамбаттисты?)
  • Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем (1537 г.), Церковь Санта-Мария, Борсо-дель-Граппа
  • Восхождение на Голгофу (1538 г.), Фонд Бемберга , Тулуза
  • Богородица, Младенец и Маленький Святой Иоанн (1545), холст, масло, 79 × 60  см , Павильон Меридианы, Дворец Питти , Флоренция . Аналогичная картина, выполненная ранее и хранящаяся в Бергамо.
  • Поклонение пастырей (1545-1547), холст, 95 × 140  см , Gallerie dell’Accademia de Venise
  • Noli me tangere (1546), церковь Сан-Бьяджо, Онара-ди-Томболо
  • Две охотничьи собаки, привязанные к пню (ок. 1548 г.), холст, 61 × 80  см , Лувр , Париж
  • Портрет бородатого мужчины (1550), холст, масло, Музей Дж. Пола Гетти , Лос-Анджелес
  • Сошествие Святого Духа (1551), холст, Церковь Сан-Джакомо, Лузиана
  • Две собаки (1555), холст, масло, 85 × 126  см , Галерея Уффици , Флоренция
  • Поклонение волхвов (~ 1560) с Франческо, Государственный Эрмитаж , Санкт-Петербург
  • Святая Юстина на троне между святым Рохом, святым Себастьяном и аббатом святого Антония (ок. 1560 г.), церковь Санта-Джустина, Энего
  • Святой Иероним в медитации или Святой Иероним в пустыне (ок. 1560), холст, 119 × 154  см , Galleria dell’Accademia во Флоренции
  • Добрый самаритянин (1562-1563), Национальная галерея , Лондон
  • Поклонение пастырей , ок. 1562-1563, холст, масло, 72 × 112  см , Alana Collection (приобретение 2014 г.), Ньюарк (Делавэр) , США
  • Поклонение волхвов (1565) холст, 92 × 117  см , Художественно-исторический музей , Вена . Этот холст использовался для иллюстрации марки 2006 года в размере 0,60 евро в Италии.
  • Святые Фабиан, Святые Себастьян и Святые Рох (1565-1568), Эрмитаж , Санкт-Петербург
  • Иисус изгоняет торговцев из храма (1570), цветные рисунки мелом, Музей Дж. Пола Гетти , Лос-Анджелес
  • Святой Марк во славе между Святым Иоанном и Святым Варфоломеем (1573 г.), Церковь Сан-Марко, Кассола
  • Проповедь святого Павла (1574 г.) при участии его сына Франческо, церковь Сан-Антонио, Маростика .
  • Возвращение Иакова в семью или Путешествие Иакова (1580), холст, масло, 150 × 205  см , Дворец дожей , Венеция . Происходит из дворца Контарини в Сан-Самуэле.
  • Крестная композиция (1582-1584 гг.), Эрмитаж , Санкт-Петербург
  • Рождество Христово (1590-1591), холст, 421 × 219  см , Базилика Сан-Джорджо Маджоре в Венеции
Без даты
  • Объявление пастухам , Музей изящных искусств Шамбери
  • Несколько картин в Музее изящных искусств Нима
  • Строительство Ноева ковчега , Марсельский музей изобразительных искусств.
  • Мадонна с младенцем , Детройтский институт искусств
  • Станции Креста , Святой Иероним в пустыне и подготовительный рисунок в Музее Фицуильяма , Кембриджский университет
  • Бичевание , этюды, Метрополитен-музей , Нью-Йорк
  • Иисус изгоняет торговцев из храма , музей Прадо , Мадрид
  • Тайная вечеря , Рождество , Галерея Боргезе , Рим
  • Отдых на пути в Египет , Библиотека Амброзиана , Милан
  • Возвращение блудного сына , холст, масло, 100 × 122,6  см , Музей изящных искусств , Либурн
  • Стрижка овец , холст, масло, 79 × 123,5  см , Музей изящных искусств , Руан
  • Вход животных в арку , масло на дереве, 141 × 106  см , Лувр , Париж
  • Отъезд в Ханаан , масло, дерево, 132 × 85  см , Национальная галерея , Лондон
  • Поклонение пастухов , Национальная галерея античного искусства , Палаццо Корсини, Рим
  • Мученичество Святого Себастьяна , Музей изящных искусств Дижона
  • Бегство в Египет , холст, масло, 119 × 198  см , Музей Нортона Саймона
  • Христос в безобразии , холст, масло, 122 × 182  см , Брестский музей изобразительных искусств

Копии

  • Благовещение пастухам , XVII — го  века, холст, масло, 86 × 115  см . Музей Эвре
  • Коммерческие птицеводческие и охотники (частичное копирование), XVII — го  века, холст , масло, 25,9 х 34,5  см , Музей эвринского

Лиха беда начало: кто заказал Леонардо «Тайную вечерю»

В 1494 году герцогом Милана стал одиозный и честолюбивый Лодовико Сфорца. Несмотря на все амбиции и слабости, в той или иной мере присущие, надо сказать, почти всякому выдающемуся государственному деятелю, Лодовико немало послужил на благо своей вотчины и достиг значительных дипломатических успехов, добившись мирных отношений с Флоренцией, Венецией и Римом.

Немало внимания уделял он и развитию сельского хозяйства, промышленности, науки и культуры. Из живописцев он особо благоволил Леонардо да Винчи. Его кисти принадлежит портрет любовницы Лодовико и матери его сына Чечилии (Цецилии) Галлерани, более известный как «Дама с горностаем». Предположительно, живописец увековечил и законную супругу герцога Беатриче д`Эсте, а также вторую его фаворитку и мать еще одного незаконнорожденного сына Лукрецию Кривелли.

Домовой церковью Лодовико была капелла при доминиканском монастыре Санта-Мария-делле-Грацие, а его настоятель был близким другом герцога. Правитель Милана стал спонсором масштабной реконструкции церкви, которую видел будущим мавзолеем и памятником династии Сфорца. Тщеславные планы усугубились внезапной кончиной жены Беатриче и дочери Бьянки в 1497 году, спустя два года после того, как Леонардо начал работу над «Тайной вечерей».

В 1495 году, когда живописец получил заказ расписать одну из стен трапезной капеллы девятиметровой фреской с популярным евангельским сюжетом, повествующим о последней встрече Христа с апостолами, где он впервые явил своим ученикам таинство евхаристии, никто даже подозревать не мог, какая долгая и непростая судьба ее ждет.

Исторические предпосылки

Идеалистические представления, которые развивались в эпоху Высокого Возрождения, выражали идеалы человека, натуралистичность. Крушение этих идей стало одним из последствий начала периода Реформации. Католицизм оказался под ударами осуждения. В первую очередь, за продажу индульгенций. Религиозные войны велись по всей Европе более 100 лет. Авторитет церкви был под ударом.

Развитию общественных идей способствовали научные открытия. Было установлено, что Солнце – центр вселенной, а не Земля. Кругосветное путешествие Ф. Магеллана и открытия Х. Колумбом Америки подтвердили теорию о том, что планета круглая. Таким образом, Европа перестала быть центром мира.

Художники также отказались от уверенности в упорядоченности мира и гармонии, в которые верили до Реформации. Они высказали мнение о том, что рациональные законы искусства, основанные на равновесии, больше не могут существовать. Искусство маньеризма – это последствие радикальных перемен в философии, социуме, науке. Стиль показал неопределенность, в которой пребывали деятели искусства.

Литература[ | ]

  • Alberton Vinco Da Sesso, Livia. Jacopo Bassano, i Dal Ponte: una dinastia di pittori : . — Bassano del Grappa : Ghedina & Tassotti, 1992. — 125 p. — ISBN 978-8-87-691101-9.
  • Sennato, Marina. Dizionario Larousse della pittura italiana: dalle origini ai nostri giorni : . — Roma : Gremese Editore, 1998. — P. 41 – 44. — 554 p.
  • Nuova enciclopedia popolare : . — Torino : Giuseppe Pomba e compania, 1844. — P. 792 – 793. — 1380 p.
  • Галерея Боргезе. — Директ-Медиа, 2014. — (Великие музеи мира (Том 18)). — ISBN 9785871072578.
  • Иванова, Е. В. Иллюстрированная энциклопедия мировой живописи. — М. : ОЛМА Медиа Групп, 2008. — ISBN 9785373008242.
  • Булгакова, А. Произведения семейства Бассано в Большом собрании изящных искусств ASG // Мир искусств: вестник международного института антиквариата. — 2013. — Т. 2, № 2.

Анализ произведения

В произведении «Тайная вечеря» отчетливо читается новое увлечение Бассано маньеризмом, стилем изобразительного искусства, получившим большую популярность среди художников Италии. В работе живописца ощущается также его восхищение картинами Рафаэля и гравюрами Альбрехта Дюрера. Влияние этих мастеров на произведение Бассано выражено в крайне напряженном эмоциональном состоянии героев, динамизме, источаемом фигурами, выразительности их жестов и поз.

Если внимательно рассматривать образы учеников Христа, то можно заметить, что два апостола в верхнем левом углу картины изображены беседующими друг с другом, при этом один из них, тот, что ближе к краю холста, облачен в рубаху радужно-розового оттенка, а второй – в изумрудно-зеленое одеяние. Эти цвета были одними из самых часто используемых в палитре Бассанно. Расположенные там же, слева, фигуры двух других учеников Иисуса никак не связаны друг с другом.

В нижней части холста апостол, одетый в розовое платье, разговаривает с последователем Христа, сидящим на противоположной стороне стола. Его взгляд сосредоточен, а жесты рук выражают некоторую озадаченность, – такое настроение характерно, впрочем, для большинства героев, запечатленных на картине.

Там же, в левой части произведения, над апостолом в розовом одеянии склоняется фигура еще одного ученика Христа, облаченного в черную рубаху. Он пьет вино из стеклянного стакана, и боясь встретиться взглядом с присутствующими, смотрит потупившись на стол, покрытый скатертью. Нет никаких сомнений, что человек в черном – это никто иной, как предатель, Иуда Искариот. Старик, облаченный в коричневую одежду, композиционно связан со стоящими по левую сторону апостолами, он находится рядом, и в то же время его фигура выделяется из общей группы из-за странного положения тела и ножа, который он сжимает в руке.

Если рассматривать картину слева направо, то взгляд зрителя останавливается на следующих двух героях: Иисусе Христе и рыжеволосом апостоле, обе фигуры расположены в центре холста. В этой части картины нет ничего общего с тем, как современники Якопо Бассано обычно представляли Спасителя во время его последней трапезы с учениками. Показывая свое видение Тайной вечери, художник изобразил ноги Христа и саму его фигуру несколько отодвинутыми на задний план, в то же время нет ощущения будто образ Сына Божьего перестает быть самым важным и центральным в картине.

С правой стороны предстают фигуры трех других апостолов, они выглядят значительно старше. Ближе к краю холста изображены еще двое учеников Спасителя, кажется, будто они не произносят ни слова. Их молчаливые образы исполнены глубокой задумчивости: один из апостолов потупил взгляд, второй смотрит на зрителя, а в глазах его читается глубокая грусть. Две фигуры на переднем плане, справа запечатлены в одинаковых позах, с головами, развернутыми в профиль. В самом центре картины, на столе стоит сосуд с красным вином, тень от которого падает на скатерть. Это напоминание о крови Христа, которая на следующий день будет сочиться из ран распятого тела.

Borghese Gallery in Rome,

Делу – время: долгая история создания «Тайной вечери»

По свидетельству современников, да Винчи подходил ко всем аспектам написания «Тайной вечери» с такой основательностью, что оно затягивалось до бесконечности, и это безмерно раздражало настоятеля монастыря. Во-первых, кому понравится состояние «хронического ремонта» в месте принятия пищи со всеми вытекающими отсюда нюансами (некоторые источники упоминают весьма неприятный запах авторского состава штукатурки от Леонардо).

Во-вторых, долгий процесс означал и соответствующее увеличение финансовых издержек на роспись, тем паче что трудилась над ней целая бригада. Объем только подготовительных работ по нанесению штукатурки, грунтовки и покрытия из свинцовых белил предполагает привлечение всех членов студии Леонардо.

Терпение настоятеля постепенно подходило к концу, и он жаловался герцогу на медлительность и лень художника. По легенде, приведенной Вазари в его «Жизнеописаниях», да Винчи в свое оправдание отвечал Лодовико, что ему не удается найти подходящего мерзавца на роль модели для Иуды. И что если лицо требуемой степени отвратительности так и не отыщется, он «всегда может воспользоваться головой этого настоятеля, столь назойливого и нескромного» .

Существует еще одна легенда о натурщике, позировавшим при написании Иуды. Настолько прекрасная, что, если ситуация далека от реальности, ее стоило бы выдумать. Художник будто бы искал своего Иуду среди самых отбросов общества, и в конце концов остановил свой выбор на распоследнем пропойце из сточной канавы. «Модель» едва держалась на ногах и мало что соображала, но, когда образ Иуды был готов, пьяница вгляделся в роспись и сообщил, что ему уже приходилось позировать для нее ранее.

Оказалось, что за три года до этих событий, когда он был юным и целомудренным певчим в церковном хоре, его заметил некий живописец и предложил ему роль натурщика для образа Христа. Выходит, одному и тому же человеку в разные периоды своей жизни довелось побывать как воплощением абсолютной чистоты и любви, так и прообразом наибольшего падения и предательства. Красивая притча о хрупких границах между добром и злом и том, как тяжело карабкаться вверх и легко катиться вниз.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: