Дега и фотография — Пленник Красоты
Для Дега фотография была кратковременным экспериментом-увлечением — он возлагал на неё большие надежды, хотел с помощью неё ещё точнее улавливать движения, но техника того времени была, увы не достаточно совершенна. Он быстро разочаровался и продолжил по старинке рисовать эскизы карандашом и углём, всецело доверяя глазу и памяти.Пожалуй, наиболее известны три его фотографии танцовщиц — три негатива, найденных в мастерской художника. Не существует авторских отпечатков с этих негативов — все позитивные изображения — поздние отпечатки или реконструкции.
Degas saludando, 1862. Óleo sobre lienzo, 91×72 cm. Museo Gulbenkian. Lisboa.
André-Adolphe-Eugène Disderi, Retrato de los Príncipes de Metternich. Carte-de-visite.1860.
Retrato de la Princesa Pauline de Metternich. 1861. Oleo sobre lienzo. 41×29 cm. National Gallery. Londres.
Балерина, 1897.
Эдгар Дега (Edgar Degas, 1834-1917) Танцовщицы в голубом, 1898. Бумага, пастель, 65х65 см. ГМИИ им. А.С.Пушкина.
Эдгар Дега (Edgar Degas, 1834-1917) Четыре танцовщицы, 1899. Холст, масло, 151,1х180,2 см. Национальная галерея искусств, Вашингтон.
Эдгар Дега (Edgar Degas, 1834-1917) Dancers, pastel, 1899.
Ballerinas Adjusting Their Dresses, 1899. Private collection.
Три балерины. Одна в тёмно-малиновом корсаже, 1899. Картон, пастель. Фонд Барнса.
Балерины, 1898.
Эдгар Дега (Edgar Degas, 1834-1917) Four Dancers, Half-Length Studies.
Эдгар Дега (Edgar Degas, 1834-1917) After the Bath, Woman Drying her Back, 1896. Gelatin silver print. J. Paul Getty Museum, Los Angelos, CA.
Эдгар Дега (Edgar Degas, 1834-1917) After the Bath, 1896.
Эдгар Дега (Edgar Degas, 1834-1917) After the Bath, c.1896, oil on canvas. Philadelphia Museum of Art, Pennsylvania, PA, USA.
Эдгар Дега (Edgar Degas, 1834-1917) After the Bath, c. 1896. Oil on canvas, 27 x 25 cm. National Gallery, London.
Эдгар Дега (Edgar Degas, 1834-1917) After the Bath, 1899.
Эдгар Дега (Edgar Degas, 1834-1917) Seated nude edgar degas, 1895.
Эдгар Дега (Edgar Degas, 1834-1917) Nude Wiping Her Foot. ca. 1885-86. Oil on canvas. Musée d’Orsay, Paris, France.
After the Bath, Woman Drying Herself, 1900-1905. Private collection.
Репетиция, 1874-1877. Холст, масло, 58,4х83,8 см. Собрание Баррела, Глазго.
Площадь Согласия, 1875. Холст, масло, 78,4х117,5 см. Эрмитаж.
Muybridge. Annie G, al paso. 1887.
Degas. Estudio de movimiento.
Muybridge. Caballo al paso. 1887.
Degas. Estudio del movimiento del caballo.
Muybridge. Annie G. con un jockey. 1887.
Degas. Estudio del movimiento del caballo.
Muybridge. Caballo a la carrera. 1887.
Degas. Jockey de perfil. 1889.
+++++
Описание изображения
На картине « Танцовщица у фотографа» Эдгар Дега изображает юную балерину в скудно обставленной комнате. Что бросается в глаза, так это неестественная поза молодой женщины, которая не кажется необычной для танцора классического балета. Правая нога ее поддерживает ногу, в то время как она слегка подняла левую ногу , чтобы положить кончик левой ноги — пуанты — на поле. Две руки — очень близко — подняты над головой по кругу, не касаясь руками друг друга. Она слегка повернула голову к левому плечу и приподняла подбородок. На ней белый балетный костюм с пачкой , на которой несколько цветных пятен на левой стороне предполагают красноватый декор из шелковых цветов . Отдельные, довольно коричневатые пятна на краю декольте и других частях платья тоже могут быть украшениями. Ноги танцовщицы обуты в белые чулки, ступни — в пуанты . Она повязала себе шею черной лентой, а на запястьях — золотые браслеты . Еще она носит украшение на мочке уха — возможно, жемчуг. В коричневых заколоченных волосах сбоку есть еще один декоративный объект, который может быть искусственными цветами, но здесь возможны и другие материалы. Ее лицо поразительно темное по сравнению со светлой одеждой. Ее цвет лица мог стать ярким из-за напряженной позы. Хотя губы обозначены только бледно-розовым цветом, видимый правый глаз танцора выглядит как темное, почти черное пятно, которое можно прочитать как признак усталости. Напряженное выражение лица танцовщицы заставило российского искусствоведа Якоба Тугендхольда провести сравнение с персонажами из художественных произведений Эмиля Золя или братьев Гонкур . В 1914 году он описал танцора как «bête humaine», имея в виду роман Золя « Чудовище в человеке» .
Танцовщица стоит, перемещенная из центра картины влево, на бежево-серый дощатый пол, занимающий нижнюю половину картины. Справа от края картины отрезано зеркало, из которого видны только ножка и деревянная рама сбоку. Позади танцовщицы большое окно с узкими стеклами, идущими от верха картины почти до пола. Стекло от деревянного пола отделяют только оконная рама, узкая планка стены и плинтус. Справа перед этим стеклянным фасадом задернуты белая и синяя занавеска. Рассеянный свет падает через стеклянные панели в комнату. Только синяя занавеска справа частично светится более ярким светом. При взгляде на улицу вид с возвышенности выходит на фасады жилых домов с несколькими рядами окон. Выше есть заснеженный ландшафт крыш, состоящий из крыш и дымоходов, расположенных рядом и позади друг друга, поверх которого несколькими мазками нарисовано сине-серое небо. В целом картина довольно схематична, благодаря чему Дега удалось проработать разные материалы. Стоящее зеркало в правом краю картины представляет собой тяжелую деревянную мебель, а юбка танцовщицы кажется легкой и почти прозрачной. Картинка подписана, но не датирована, справа внизу «Дега». По мнению искусствоведа Марины Бессоновой , картина — «возможно, одно из самых выразительных сочетаний натуры и интерьера во французской живописи» и «несомненно, один из шедевров Дега».
Позирующая танцовщица
Эдгар Дега: Набросок танцора с поднятыми руками , 1874 г.
Эдгар Дега: Три танцора в тренировочной комнате , 1873 г.
Артисты балета были обычным мотивом в творчестве Эдгара Дега с конца 1860-х годов. С разрешения Парижской оперы ему разрешили делать зарисовки танцоров в репетиционных залах и на сцене. Его изображения — это не портреты отдельных танцоров, а изображения их типичных поз, без особого акцента на индивидуальных чертах лица. До нас дошли имена лишь нескольких моделей на картинах Дега, и личности тех, что изображены фотографом на картине « Танцовщица» , также неизвестны.
Предварительной работой для этой картины может быть набросок углем танцовщицы с поднятыми руками 1874 года. Здесь танцор принимает ту же позу, что и натурщик на картине « Танцовщица» с фотографом . В других произведениях Дега также можно встретить танцоров в такой же позе. Например, на картине « Три танцора в тренировочной комнате» (частное собрание) 1873 года в левом углу картины изображена танцовщица с поднятыми над головой руками, как это видно на картине « Танцовщица с фотографом» . Точно так же Дега изобразил группу из трех танцоров перед большим окном с видом на дома напротив. Эти совпадения могут быть признаком того, что титульный танцор для фотографа не указывает на реальную ситуацию для фотографа. Поза танцовщицы перед зеркалом так же легко могла быть разыграна в репетиционной комнате оперы или в художественной студии.
Для картины « Танцовщица у фотографа» в первые несколько лет после создания картины были разные имена. Историки искусства, такие как Рональд Пикванс и Жан Сазерленд Боггс, предполагают, что картина « Танцовщица» была впервые показана фотографу в 1875 году на лондонской выставке Десятой выставки Общества французских художников , где она называлась « Практика балерины» (аналогично: балерина на репетиции ) носил. По этому поводу один лондонский критик положительно прокомментировал картину: « Настоящий шедевр в своем роде» (что означает: настоящий шедевр в своем роде ). В Париже Дега представил картину публике только в 1879 году. На четвертой групповой выставке импрессионистов в залах на авеню де л’Опера, 28, она называлась Danseuse posant chez le photographe ( танцор, позирующий фотографу ). В 1899 году картина находилась в галерее Дюран-Рюэль , которая поместила на подрамнике картины табличку с названием « Танцовщица у фотографа », которое до сих пор широко распространено . «Фотограф» в названии картины восходит к самому Эдгару Дега. Однако на снимке нет ничего, что предполагает фотографа. Отсутствует личность фотографа, а также какие-либо реквизиты, которые могли бы указать на фотографа. Здесь нет фотоаппарата, штатива, фотопластинок и фоновых пейзажей, которые часто можно было найти в фотостудии в 19 веке. Только большое окно на заднем плане, возможно, относится к студии фотографа, но оно также может принадлежать мастерской художника или репетиционной комнате балета. Еще неизвестно, действительно ли картина изображает сцену в студии фотографа или Дега выбрал название по другим причинам.
У Эдгара Дега были особые отношения к фотографии. Он уже побывал на фотовыставке 1855 года и всегда интересовался техническими новинками в этой области. Однако фотографировать на свой фотоаппарат он не стал до 1895 года. Влияние фотографии можно увидеть неоднократно в его работах, это особенно заметно в более поздних картинах с мотивами ипподрома и в его скульптурах лошадей, в которых он был основан на серии фотографий Эдварда Мейбриджа . В круг друзей Дега входил и фотограф Надар , в залах которого в 1874 году прошла первая групповая выставка французских импрессионистов, в которой также принимал участие Дега.
Эдгар Дега — картины 1900-х годов
Bанна 1900г Glasgow Art Gallery and Museum Scotland
Балерины 1900г National Gallery,London, UK
Группа танцовщиц1905г 47х62смNational Galleries of Scotland
Группа танцовщиц1910г
Группа танцовщиц у декорации с деревом 1901г 104х62см
Две прачки и лошадь1902г 107х124смMusée Cantonal des Beaux-Arts, Lausanne, Switzerland
Две танцовщицы в желтом и розовом1910г Musée d’Orsay,Paris, France
Две танцовщицы на скамейке 1905г
Женщина вытирается 1906г
Женщина за туалетом1900г 82х76см
Женщина за туалетом 1900г Ordrupgaard Collection,Copenhagen, Denmark
Женщина за туалетом 1905г 69х72смArt Institute of Chicago, Chicago, IL, USA
Женщина сушит волосы, вид сзади 1910г
Жокеи 1900г
Красные пачки 1901гGlasgow Art Galleryand Museum Scotland
Купальщица у воды1903г
Мадам Алексис Руар и ее дети1905г Musée du PetitPalais, France
Обнаженная1904г
После купания1900г
После купания1904г угольArt Gallery of Ontario, Toronto, Canada
После купания 1905г 78х79см
После купания 1910гColumbus Museum of Art, Columbus, Ohio,USA
После купания.Женщина вытираетволосы1903г
После купания.Женщина вытирает ногу1900г
После купания.Женщина вытирается1900гSamuel Courtauld Trust,The Courtauld Gallery, London, UK
После купания.Женщина вытирается 1905г
После купания.Женщина вытирается1907г
После купания. Женщина вытирается1905гStaatsgalerie, Stuttgart, Germany
Прическа 1900гNasjonalgalleriet, Oslo, Norway
Розовая танцовщица 1900г
Сидящая женщина вытирается
Сидящая женщина вытирается
Скачки 1900гNational Galleryof Canada, Ottawa, Canada
Танцовщица поправляет волосы1902г 36х27см
Танцовщицас веером(этюд) 1900г
Танцовщицас веером1901гMetropolitan Museum of Art, New York City
Танцовщицы 1900г 95х68смMemorial ArtGallery of theUniversity of Rochester,USA
Танцовщицы 1900г Princeton University Art Museum USA
Танцовщицы 1900г
Танцовщицы 1901г
Танцовщицы в зеленом и желтом1904г Solomon R.Guggenheim Museum, New York, USA
Танцовщицы в студии 1905г
Танцовщицы за кулисами 71х66см St. Louis Art Museum, St. Louis, MI, USA
Танцовщицы закулисами 1901г угольKasama Nichido Museum of Art, Japan
Танцовщицы устанка 1905г Philips Collection,Washington DC, USA
Три жокея1900г Metropolitan Museum of Art, New York City
Три танцовщицы 1901г Ordrupgaard Collection,Copenhagen, Denmark
Три танцовщицы 1906г
Три танцовщицыв желтых пачках 1904г
Три танцовщицы в зеленых корсажах 1900г
Три танцовщицыв синих пачкахс красным корсажем1903г
У модистки1910гMusée d’Orsay,Paris, France
Четыре танцовщицы1900г 151х180смNational Galleryof Art, Washingon,DC, USA
Четыре танцовщицы1902г 64х43см
Четыре танцовщицы 1903г
Тайны материала и техники
Именно «Голубые танцовщицы» признаны лучшим творением в “танцевальной” серии работ художника. Эта картина содержит много поразительных особенностей, и с каждой из них я хочу вас познакомить.
Итак, начнём с материала. Как я уже заметила, Дега отдавал предпочтение пастели – мягким карандашам с мерцающим эффектом. Именно за счёт использования их цвета на картине кажутся такими насыщенными и “живыми”. Но если сравнить работы Дега и других сторонников пастели, можно заметить, что у живописца присутствует особенно яркий эффект мерцания. Как же он достигал этого?
Эдгар Дега «Голубые танцовщицы», 1897 годМестонахождение: Музей изобразительных искусств имени Пушкина, Москва, Россия
В «Голубых танцовщицах», как и в ряде других творений, Дега придерживался особой техники. Он наносил пастель, после чего обрабатывал её паром и растушёвывал кистью. Если вы любите рисовать, рекомендую попробовать такой способ от знаменитого мастера.
Однако у пастели есть существенный недостаток – она может осыпаться. Чтобы закрепить материал на бумаге, используют специальные растворы или лак для волос. Об этих “секретах” было известно и во времена Дега, однако он не использовал фиксативов. Почему?
Причина та же – художник стремился к яркости тонов и оттенков, а под действием фиксирующих растворов они значительно тускнеют. Рассказывают, что хороший друг Дега, итальянский художник Чиалива, сумел создать секретный состав, с помощью которого можно было закрепить пастель и сохранить её цвет.
Именно этим веществом и пользовался Дега, однако, к сожалению, состав так и не сохранился до наших дней. Благодаря помощи друга картины Дега и сегодня прекрасно выглядят.
Итальянский художник Луиджи Чиалива, который помог Дега закрепить пастель и сохранить её цвет
Тема танцовщиц у Дега
Знаменитый французский художник-импрессионист Эдгар Дега предпочитал создавать свои работы пастелью на бумаге. Известная картина «Голубые танцовщицы» стала одним из произведений позднего периода творчества живописца, она была создана в 1897 году.
В ту пору Дега уже потерял остроту зрения, а потому предпочитал составлять картины из крупных мазков пастели
В этот период большое внимание художник уделяет поверхности картины, применяя технику обширных цветовых пятен
Эдгар Дега «Автопортрет», 1855 годМестонахождение: Музей д’Орсэ, Париж, Франция
Если вы знакомы с творчеством Дега, то, несомненно, отметите: в его работах танцовщицы появляются достаточно часто. Живописец искренне восхищался красотой и грацией балерин, различными аспектами их жизни.
У него они изображены как в момент триумфа, так и на репетиции или после выступления, когда на смену волнению приходит усталость. Однако сам Дега говорил:
В работах Дега танцовщицы появляются достаточно частоЭдгар Дега «Две балетные танцовщицы», 1879 годМестонахождение: Музей Шелбурн, Вермут, США
Эдуард Мане (1832—1883).
Андрей Аллахвердов. Эдуард Мане. 2017. Личная коллекция художника Allakhverdov.com
Мане был старше большинства импрессионистов. Он был их главным вдохновителем.
Сам Мане на роль лидера революционеров не претендовал. Он был светским человеком. Мечтал об официальных наградах.
Но признания он ждал очень долго. Публика желала видеть греческих богинь или натюрморты на худой конец, чтобы красиво смотрелись в столовой. Мане же хотел писать современную жизнь. Например, куртизанок.
В результате появился “Завтрак на траве”. Два денди отдыхают в обществе дам лёгкого поведения. Одна из них как ни в чем ни бывало сидит рядом с одетыми мужчинами.
Эдуард Мане. Завтрак на траве. 1863. Музей д’Орсе, Париж.
Сравните его “Завтрак на траве” с работой Тома Кутюра “Римляне во времена упадка”. Картина Кутюра произвела фурор. Художник мгновенно прославился.
“Завтрак на траве” обвинили в вульгарности. Беременным абсолютно серьезно не рекомендовали на неё смотреть.
Тома Кутюр. Римляне времён упадка. 1847. Музей д’Орсе, Париж. artchive.ru.
На картине Кутюра мы видим все атрибуты академизма (традиционной живописи XVI-XIX вв.). Колонны и статуи. Люди аполлоновской внешности. Традиционные приглушённые цвета. Манерность поз и жестов. Сюжет из далекой жизни совсем другого народа.
“Завтрак на траве” Мане – другого формата. До него никто не изображал куртизанок вот так запросто. Рядом с респектабельными горожанами. Хотя многие мужчины того времени так и проводили свой досуг. Это была реальная жизнь реальных людей.
Мане пробовал считаться со вкусами публики. Писал портреты на заказ. Но из этого ничего не вышло.
Однажды изобразил одну респектабельную даму. Некрасивую. Он не смог польстить ей с помощью кисти. Дама была разочарована. Ушла от него в слезах.
Эдуард Мане. Ангелина. 1860. Музей д’Орсе, Париж. Wikimedia Commons.
Поэтому он продолжал экспериментировать. Например, с цветом. Он не пытался изобразить так называемый природный колорит. Если серо-бурая вода ему виделась ярко-синей, то он и изображал ее ярко-синей.
Это, конечно, раздражало публику. «Ведь даже Средиземное море не может похвастаться такой синевой, как вода у Мане» – язвили они.
Эдуард Мане. Аржантей. 1874. Музей изящных искусств, Турне, Бельгия. Wikimedia Commons.
Но факт остаётся фактом. Мане вкорне изменил предназначение живописи. Картина становилась воплощением индивидуальности художника, который пишет так, как ему заблагорассудится. Забыв о шаблонах и традициях.
Новаторства ему долго не прощали. Признания дождался только под конец жизни. Но оно уже было ему не нужно. Он мучительно угасал от неизлечимой болезни.
Происхождение
Картина « Танцовщица у фотографа» с весны 1875 года выставлялась у Чарльза Дешама, лондонского дилера Дега. В 1879 году он находился во владении парижского торговца произведениями искусства Гектора Браме, а затем вошел в коллекцию Армана Дориа . На аукционе коллекции Дориа 4 и 5 мая 1899 года в галерее Жоржа Пети картина перешла из рук в руки за 22 000 франков . Первоначально она принадлежала парижскому торговцу произведениями искусства Поля Дюран-Рюэля , была предложена арт- дилером Бруно и Поля Кассиреров в Берлине 8 сентября того же года и снова была показана в Дюран-Рюэль в Париже с декабря 1899 года. Дюран-Рюэль продал картину коллекционеру русского искусства Сергею Ивановичу Щукину в 1902 году за 35 000 франков . С 1909 года он выставлял публике свою работу вместе со своей обширной коллекцией произведений искусства в своем московском дворце. После Октябрьской революции Щукин уехал из России, его коллекция была национализирована, а его дворец был объявлен Первым музеем новой западной живописи в 1918 году . В 1923 году собрание Щукина было объединено с коллекцией Ивана Абрамовича Морозова . Обе коллекции затем были представлены вместе во дворце Морозова как Государственный музей новой западной живописи . В 1948 году коллекции Щукина и Морозова разделились между Москвой и Ленинградом (ныне Санкт-Петербург), а картина Дега « Танцовщица у фотографа» оказалась в собрании ГМИИ в Москве.
Великие импрессионисты. Эдгар Дега
Эдгар Дега – великий французский художник-импрессионист, родился в Париже 19 июля 1834 г. Эдгар был старшим из пятерых детей в обеспеченной, аристократической семье. Изначально его фамилия была де Га, но затем он изменил свою фамилию на Дега.
В начале своей творческой карьеры Эдгар закончил Школу изящных искусств и копировал картины великих художников в Лувре. Здесь же он и познакомился со своим, в дальнейшем, другом Мане. К середине 1860-х годов французский художник знакомиться с будущими импрессионистами, которые заседали в кафе Гербуа. Его живопись начинает меняться и в 1868 году он выставляет свою первую картину, посвящённую балеринам «Мадмуазель Фиокр в спектакле «Источник». Его композиции, в которых главную роль стали занимать балерины, жокеи, скачки, музыканты были очень смелые и необычные для того времени.
Хоть всё его искусство и принадлежит больше к постимпрессионистическому направлению, его картины довольно часто участвовали в выставках импрессионистов. С 1870-х по 1880-е Эдгар Дега создаёт свои самые лучшие полотна: «В мастерской модистки», «Гладильщицы», «Обнаженные женщины за туалетом» и другие.
В последние годы жизни у Эдгара прогрессировала болезнь глаз, из-за которой ему практически пришлось отказаться от живописи и заниматься скульптурой. Скончался великий французский художник 27 сентября 1917 г. в Париже. Тогда ему было 83 года, и в свои немалые лета Дега был признанным при жизни художником и одним из самых ярких представителей импрессионизма.
Абсент
Ария собаки
Арлекин и Коломбина
Балерина и женщина с зонтом
Балерины на поклонах
Балетная школа
Четыре танцовщицы
Финал Арабеск
Голубые танцовщицы
Хлопковая биржа
Женщина, моющая спину
Женщина у окна
Кабаре Амбассадор
Мисс Лала в цирке Фернандо
Певица в перчатке
Портрет Диего Мартелли
Портрет мисс Кессет
Причёсывающаяся женщина
Прима
Рысаки у трибуны
Семья Беллелли
Скаковые лошади в Лоншане
Туалет
Ванная
Звезда
Для предприятий, занимающихся переработкой молока будет полезным посетить сервис trubateh. В частности насос г2-опд поможет вам в работе по перекачиванию продуктов.
Индивидуальные доказательства
- Немецкое название взято из каталога выставки Georg-W. Кёльтч: Морозов — Щукин, коллекционеры , с. 389.
- Французское название основано на Поля-Анде Лемуана: Degas et son oeuvre , Vol. II, p. 246, no. 447.
- Джин Сазерленд Боггс датирует картину 1875 годом, Рональд Пикванс дает отклонение 1874 годом. См. Жан Сазерленд Боггс: Дега , стр. 244. Картина также датирована 1875 годом на выставке в коллекции Щукина 2016–2017 в Париже. См. Anne Baldassari: Icônes de l’art moderne, la collection Chtchoukine , стр. 439.
- Джейкоб Тогендхолд: Французская коллекция С. Чукина в «Аполлоне 1914», цитата из Анны Бальдассари: Icônes de l’art moderne, la collection Chtchoukine , S. 236th
- ↑ Георг-В. Кёльч: Морозов — Щукин, коллекционеры , с. 389.
- Поль-Andé Lemoisne: Дега и др сын творчество …, Том II, стр 246, № 447.
- ^ Жан Сазерленд Боггс: Дега , 244
- Поскольку изображений выставки в Лондоне 1875 года нет, два историка искусства ссылаются на письмо Дега его лондонскому торговцу произведениями искусства Чарльзу В. Дешаму, датированное 15 мая 1876 года историком искусства Теодором Реффом. В нем упоминается, что цвет изображения еще не полностью высох. См. Жан Сазерленд Боггс: Дега , 244.
- Жан Сазерленд Боггс: Дега , 245.
- Французское и немецкое название от Georg-W. Кёльч: Морозов — Щукин, коллекционеры , с. 389.
- Felix Baumann (ред.), Сазерленд-Боггс: Дега, штампованные портреты , стр 305..
- См. Дега и Мейбридж в Джин Сазерленд Боггс: Дега , 459.
Голубые танцовщицы.
Эдгар Дега. Голубые танцовщицы. 1897 г. Галерея искусств Америки и Европы 19-20 вв. ГМИИ им. А.С. Пушкина, г. Москва.
“Голубые танцовщицы”, на мой взгляд, одна из самых прекрасных работ Дега. Сияние голубого цвета и изящность поз танцовщиц доставляют поистине эстетическое удовольствие.
Дега любил писать танцовщиц балета в самых неожиданных ракурсах. Не исключение и эта картина. Мы наблюдаем за ними сверху, поэтому видим только их плечи и талии. Они на нас не смотрят, а лишь поправляют свои платья перед началом выступления.
Дега было свойственно обрезать углы, чтобы ещё больше подчеркнуть спонтанность изображённого. Две балерины на картине “Голубые танцовщицы” “не попали в кадр” полностью. Это ещё больше подчёркивает эффект “моментального снимка”.
Фотографии Эдгара Дега — Все интересное в искусстве и не только.
А вы знаете, что Дега был фотограф? Великолепный. Эдгар Дега (1834 — 1917), с его картинами и скульптурами, которые часто вызывают скандал, импрессионист, с особым стилем.
В 1880-е годы он проникся страстью к фотографии и почти отказался от живописи. Он сделал многочисленные снимки и они свидетельство его таланта, как фотографа. Первые фотографии в подборке – танцовщицы – любимая тема Дега.
(Пол Poujaud: Г-жа Артур Фонтейн и Дега)
Он также использует фотографию, чтобы запечатлеть сцены, которые будут использоваться в картинах:
После ванны — 1884
Дега с Кристиной и Ивонн Lerolle
Ренуар (сидит), Малларме (стоя) и Дега (в зеркале)
Поль Gobillard Gobillard Джинни, Джули Мане, Малларме и Женевьев
Захватывает уличные сцены
Даниэль Галеви
Снимает много автопортретов:
Автопортрет с Зои Closier
Автопортрет Дега (1863), Лиссабон
Танцовщица в своей гримерной.
Эдгар Дега. Танцовщица в своей гримерной. 1881 г. Художественный музей Цинциннати, Огайо, США.
Дега, пожалуй, чаще изображал танцовщиц не на сцене, за прямым их занятием, а в совершенно обыденных обстоятельствах.
Так, у него есть несколько картин танцовщиц, занятых своим туалетом в гримёрных. Вместе с художником мы как бы подглядываем за закулисной жизнью артисток. И здесь нет места постановке: вещи на полу и столике лежат в легком беспорядке. Эту неряшливость подчёркивают небрежные мазки синей и чёрной краски.
Еще об одной необычной картине с балеринами читайте в статье “Танцовщицы Дега. История спасения одной картины”.
Прекрасные танцовщицы
Но давайте посмотрим на саму картину. При первом взгляде на «Голубых танцовщиц» кажется, что перед нами – четыре танцующих девушки, но это не так. Их не четверо, и они не танцуют. Присмотритесь – и вы заметите, что танцовщицы лишь готовятся выйти на сцену.
Вероятно, это самый волнительный и ответственный момент для любого исполнителя. Можно заметить, что одна из девушек наклонилась к пуантам, другая держится за декорации, оглядывая свой наряд сзади, а вот две другие поправляют платья.
Движения красавиц настолько грациозны, что кажется, будто перед нами – танец. Заметьте: я неспроста использовала слово “движения”. На картинах Дега действительно всё словно движется, не подчиняясь статике полотна. Но относительно образов картины «Голубые танцовщицы» есть и ещё одно интересное предположение. Мы видим четырёх девушек. но так ли то? Есть версия, что Дега запечатлел только одну танцовщицу – однако в разные моменты её движения.
«Голубые танцовщицы» притягивают взгляд в первую очередь, даже находясь рядом с картинами Дега «Танцовщица у фотографа» и «Танцовщицы на репетиции»
Наперекор правилам
Глядя на «Голубых танцовщиц», можно подумать, что Дега сумел изобразить девушек в тот миг, когда они и не подозревали чужого присутствия. Согласитесь, для художника, пишущего картину по меньшей мере несколько часов, остаться незамеченным крайне сложно.
Исследователи не исключают, что свою знаменитую картину Дега создал по фотокарточке. На это могут указывать и обрезанные края (у одной из балерин чуть обрезана макушка). Фотографу сделать свою работу исподтишка гораздо проще. А если так, то Дега использует виртуозный приём. Мы словно наблюдаем за действующими лицами картины, причём они нас не видят. Это напоминает подглядывание в замочную скважину. Кстати, подобный приём Дега использует в картинах с купальщицами.
На картинах художника балерины далеко не всегда изящныЭдгар Дега «Танцовщица в своей гримерной», 1880 годМестонахождение: Фонд Оскара Рейарта, Винтертурец, Швейцария
Хочу отметить, что Дега был равнодушен к женщинам, которых писал. Именно поэтому балерины далеко не всегда изящны на его картинах, а иногда даже предстают в не самом выгодном свете. Художник стремился показать не парадную картинку, какую видит зритель в театрах, а настоящую жизнь, суть работы тех же балерин.
Изящество появляется на сцене, а вот предшествует ему тяжёлый труд. Но почему-то в «Голубых танцовщицах» Эдгар Дега решил отойти от привычных своих принципов. Здесь наперекор всему балерины выглядят крайне грациозными и обворожительными. Но почему так? Это так и останется загадкой живописца.
Композиция «Голубые танцовщицы» в исполнении хореографического коллектива «Кабриоль» / balakirev.arts.mos.ru
Картина «Голубые танцовщицы» была достойно оценена ещё при жизни автора – её приобрели за 60 тысяч франков. Увы, деньги эти не принесли счастья Эдгару Дега. До конца своих дней он так и оставался отшельником, живущим в одиночестве в своём “странном” доме. Однако именно «Голубые танцовщицы» стали воплощением мастерства и гения этого необыкновенного человека.