Святая троица: старинные иконы и их авторы

О чем рассказывают старинные иконы и где хранятся

Помимо богословского содержания, древние образы хранят память о связанных с ними исторических событиях, эпоха, когда они созданы, обстановка, часто влияют на особенности изображаемого…

История создания и краткое описание

В России наиболее известны изображения Троицы письма Феофана Грека, прп. Андрея Рублева, иконописцев позднейшего времени – например, Симона Ушакова. Иногда же создателями икон выступали монахи, священники, даже архиереи, как свт. Стефан Пермский.

Троица Рублева

Ее Стоглавый собор определил как своего рода образец для других иконописцев. Именно поэтому существуют многочисленные копии, распространенные по всей стране.

Какое историческое событие послужило мотивом для создания образа

Считается, что Троица — икона, написанная как похвала прп. Сергию Радонежскому (скончался в 1392 г.) по благословению его ученика, преемника на игуменстве Троицкого монастыря (ныне Троице-Сергиевой лавры), а разместить святыню предполагалось во вновь возводимом Троицком соборе обители.

Год создания Троицы Андреем Рублёвым

Так как Троицкий собор строился в 1411 г. деревянным, а около 1425-27 гг. был отстоен каменным, неизвестно, к какой из этих двух дат относится написание иконы.

Андрей Рублёв«Троица». 1411 год или 1425—1427дерево, темпера. 142 × 114 смГосударственная Третьяковская галерея, Москва

Что в чаше?

На иконе «Троица» кисти прп. Андрея чаша наполнена вином, которым Авраам угощал Странников. Его можно также интерпретировать не только исторически: очевидно, вино здесь также Кровь Христова, проливаемая ради людей. На копиях иногда можно видеть другой многозначный символ – главу агнца. Он также отражает историческую реальность – тельца, которого предложил Гостям праотец, но также – символ жертвующего Собой Агнца Божия, Христа.

Троица — икона прп. Андрея Рублева. фрагмент

Фреска Феофана Грека

Икона Троица Феофаном Греком была написана для церкви Спаса Преображения на Ильиной улице Великого Новгорода, в 1378 г. К настоящему времени полностью не сохранилась, однако, очевидно, что это – сюжет «Гостеприимства Авраама»: сохранилась фигура св. Сарры. Характерная особенность фрески – крылья среднего Ангела, заметно большие, как бы покрывающие других двух его спутников.

«Зырянская» Троица  Стефана Пермского

Ещё одна Троица — икона, относящаяся к XIV в., написанная монахом-миссионером (позже – епископом Пермским), свт. Стефаном. На ней представлен традиционный сюжет «Гостеприимства Авраама». Особенность здесь – надписания, сделанные на пермском языке. Образ был предназначен, конечно, для пермской паствы святого, хранился при построенном по его благословению храме.

Святая Троица (Зырянская Троица). свт. Стефан Пермский 1379—1400 г.дерево, темпера. 119,5 × 74 смВГИАХМЗ, Вологда

После революции его забрали музейщики Вологды, но 26 апреля 1996 г. Патриарх Алексий II освятил сделанную современными иконописцами копию, которую передал, как дар, народу коми.

Троица Симона Ушакова

Она также имеет множество списков, разных вариаций. Создание относят ко 2 пол. XVII в. Композиционно «Троица» восходит к образу Рублева, однако, имеет ряд отличий, причем серьезных.

Среди них:

  • цвет одежд Ангелов; на разных версиях иконы он может быть даже розовым (цвет, несущий эстетический, а не богословский смысл, в иконописи до этого времени не употреблялся);
  • стол изображается уставленным кушаньями, что отражает только историческую реальность, но не делает акцента на духовном смысле трапезы;
  • задний план может изображать дворец, сад, даже море.

Все это – проявления не только духовного кризиса времени, но – выделения из иконописи чисто светской живописи, которое произойдет с XVIII в.

Иконография: Гостеприимство Авраама (Троица Ветхозаветная). Датировки: XVII в. 1671 год. Иконописец: Ушаков Симон (Пимен) Фёдорович. Происхождение: из Церкви Воздвижения Креста в Таврическом дворце в Санкт-Петербурге. Материал: дерево, темпера. Размеры иконы: высота 123 см, ширина 89,2 см. Изображение Ветхозаветной Троицы. Русский музей, Санкт-Петербург

  • первые лишь приписываются тому или иному мастеру на основании предания, иных косвенных признаков; до середины XVII в. не принято было указывать имя мастера, так как образ считался боговдохновенным;
  • а вот изображения авторства Симона Ушаков, его современников, хорошо известны именно по надписаниям (обычно на оборотной стороне, иногда – даже внизу самого изображения); ну а сами иконы несут немало «от своего ума» или даже фантазии художника.

Декоративность, заменившая символизм

Нетрудно заметить, что ангелы Ушакова хотя и близки по своему рисунку фигурам, изображённым на иконе Андрея Рублёва, отличаются от них излишней телесностью и природностью. Их крылья, выписанные с тщательной деталировкой, кажутся тяжёлыми и не способными поднять в воздух даже бесплотных духов.

Разительные отличия заключает в себе и фон, на котором представлена вся сцена. Если у Рублёва он имеет, в первую очередь, символический смысл, то у Ушакова, скорее, декоративный. Это просто красивый пейзаж со старинным палаццо, горой и живописным деревом. Этот автор в иконе «Ветхозаветная Троица» практически лишил все три пейзажных атрибута их символического значения. Даже беглого взгляда на них достаточно, чтобы вспомнить подобные детали на картинах Веронезе.

Привлекает внимание также убранство стола. Если у Рублёва оно ограничено лишь одной чашей с головой тельца, что также полно символического смысла и направляет мысли зрителя на размышления об искупительной жертве Сына Божьего, то в данном случае живописец подчеркнул богатую сервировку, сочетающуюся с изысканной росписью кресел

Такое обилие декоративности не характерно для иконы.

Андрей Рублёв: «Троица Ветхозаветная»

Об этом произведении было написано и сказано очень много. И это неслучайно, ведь среди многообразия икон, написанных на сюжет «Гостеприимство Авраама», особое место занимает «Ветхозаветная Троица» Рублева. По единодушному мнению искусствоведов и всех ценителей древнерусской живописи, в ней художник достиг высшей степени раскрытия духовной сути Триединого Божества. Это произведение, созданное в XV веке, стало одной из самых прославленных русских икон.

Композиционное решение образа весьма своеобразно. Фигуры ангелов как бы вписаны в невидимый круг, символизирующий единосущность всех трёх ипостасей. В то же время художник достигает эффекта, при котором взгляд зрителя не задерживается ни на одном из них, а свободно пребывает внутри образованного ими пространства, смысловым центром которого является чаша с головой жертвенного агнца. Именно вокруг неё происходит безмолвный диалог жестов.

Искусство духовного содержания

В городе Козьмодемьянске и в селе Емелево Горномарийского района находятся православные храмы в честь Троицы Живоначальной. Праздник Святой Троицы входит в число двунадесятых праздников и празднуется православными жителями города и района.

19 июня под сводами православных храмов зажгутся лампады и свечи в день Святой Троицы, это один из главных христианских праздников. В искусстве иконописи наивысшей степени раскрыл духовную тему Пресвятой Троицы преподобный Андрей Рублёв в своей иконе «Живоначальной Троицы».

Андрей Рублёв — наиболее известный и почитаемый мастер московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи XV века. Биографические сведения о Рублёве крайне скудны: родился он в Московском княжестве (по одной из версий), в конце 1340-х гг. Принял монашеский постриг в Андрониковом монастыре при Андронике Московском с именем Андрей.

В 1425—27 годах Рублёв, как свидетельствуют летописи, совместно с Даниилом Чёрным и другими мастерами расписал Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря и создал иконы его иконостаса. Именно в этот иконостас входила икона «Святая Троица»  — его единственно безусловная сохранившаяся работа в жанре иконописи. Сейчас хранится икона в Государственной Третьяковской галерее.

Традиционный библейский сюжет Рублёв наполнил глубоким богословским содержанием. На ней изображены три ангела, сидящие за столом, на котором стоит чаша.

Фигуры ангелов расположены так, что линии их фигур образуют как бы замкнутый круг. Композиционным центром иконы является чаша. Руки среднего и левого ангелов благословляют чашу.

В иконе нет активного действия и движения — фигуры полны неподвижного созерцания, а их взгляды устремлены в вечность.

Симон (Пимен) Фёдорович Ушаков — русский московский иконописец и график. Он родился в 1626 году в городе Москве. Будучи всего 22-х лет от роду, был принят в царские «жалованные» мастера Серебряной палаты при Оружейном приказе.

Здесь он приобрёл известность как лучшего в Москве иконописца. С переводом Ушакова на службу из Серебряной палаты в Оружейную, в 1664 г.

, круг его деятельности расширился, а слава возросла ещё более: он стал во главе прочих царских мастеров, образовал целую школу иконописцев.

«Троица» Симона Ушакова выполнена она в зрелом возрасте — в 1671 году. Хранится икона с 1925 года в Русском музее, куда поступила из Гатчинского дворца. Композиция иконы позаимствована у Андрея Рублева.

Симон Ушаков хорошо был знаком с мастерами западных школ, этому свидетельствует заимствование заднего фона для своей иконы «Троица» у таких крупных художников, как Веронезе.

Но основная композиция взята за основу с иконы Андрея Рублёва.

Работы художников-иконописцев отличаются чистой и благородной цветовой гаммой, плавностью контуров и своеобразным внутренним сиянием. На протяжении последующих веков произведения Андрея Рублёва и Симона Ушакова остались образцом для многих поколений русских иконописцев и сегодня они входят в золотой фонд мирового художественного наследия.

Специалист по экспозиционно-выставочной деятельности

отдела истории, культуры и искусства – Л.Артемьева

Симон Ушаков. Троица Живоначальная. 1671 год. Русский музей.

иконописец Андрей Рублёв. Святая Троица. XV век. Государственная Третьяковская галерея.

Новаторство

Старообрядцы жестко критиковали представителей ушаковской школы. Нерукотворный Спас, написанный для Троицкого собора, разительно отличается от старообрядческих ликов. Жесткие каноны диктовали манеру письма, далекую от реальности. От красочных и светлых работ Симона они заметно отличались.

Впервые в творчестве одного живописца сошлись древнерусское и новое искусство. Впервые мастер задействовал «фряжское», западное искусство, перспективу, сюжет.

Свои представления о современном ему живописном ремесле, Ушаков описал в книге «Слово к любознательному иконного писания», вышедшей в 1666. В своем сочинении автор высказывался более прогрессивно, чем реализовался в живописи. В принципе зеркала рассказывалось о стремлении к точности изображения. В предлагаемой новаторской методике письма применялись мельчайшие чуть различимые мазки, скрадывающие цветовой переход. «Плави» были многослойными.

С их помощью формировался близкий к реальному оттенок кожи, придавалась округлость подбородку, подчеркивалась пухлость губ, тщательно прорисовывались глаза. За внедрения Ушаков получил прозвище российского Рафаэля. Первый выполненный мастером портрет, парсуна, демонстрировал новое в искусстве.

Троица Ветхозаветная

Царские мастерские

Wood, tempera, gesso. 123 x 89,2

Симон Ушаков неоднократно обращался к теме Ветхозаветной Троицы, однако до нашего времени дошла лишь одна крупная икона его работы с таким изображением. Второе монументальное произведение на эту тему он написал в 1677 году совместно с Никитой Павловцем (МГОМЗ).

Образ Троицы Ветхозаветной воплощает основополагающий догмат христианской религии, согласно которому Бог един в трех Лицах – Отца, Сына и Святого Духа.

В Ветхом Завете повествуется о том, как столетнему праведному старцу, праотцу Аврааму, явился Бог в виде трех странников-ангелов. Авраам и Сарра угощают путников под дубом Мамврийским. Ангелы предрекают им рождение сына Исаака.

Художник стремился избавиться от условных канонов иконописного изображения, достичь объемности, телесности фигур и лиц. Перспективное построение композиции напоминает архитектурные фоны картин эпохи Возрождения. Здесь формы «палат» напоминают картины П. Веронезе, а иконография восходит к рублевской «Троице». Однако это произведение не несет той высокой одухотворенности, что была присуща созданиям Андрея Рублева. Ангелы здесь выглядят вполне живыми существами, а стол с чашей – символ таинства жертвы искупления – превратился в обычный натюрморт.

Уникальная особенность иконы состоит в изображении ордерных палат. Вопрос об их иконографическом источнике был отчасти решен Н. П. Сычевым, указавшим в качестве их опосредованного прообраза архитектурные фантазии на картине Паоло Веронезе «Пир у Левия-мытаря» (Галерея Академии, Венеция). Городской вид в правой части полотна связан с портиком на иконе Русского музея через промежуточные иконографические звенья. Вероятно, в их числе была гравюра из иллюстрированной Библии Мериана, в которой на листе с пророком и царем Давидом, играющим на арфе, на дальнем плане видна аналогичная «ведута».

В колорите иконы гармонично сочетаются белый, красный и бежевый, коричневато-зеленые и темно-зеленые, золото и серебро, обогащенные сиреневым и красным лаками. Важную роль играют розовый и лиловый, использованные в живописи одеяний и крыльев ангелов. Сами крылья производят необычное впечатление благодаря «живоподобной» трактовке перьев со стержнем и бородками, прописанными золотом или серебром, а также отсутствию подпапоротков. Такое изображение крыльев можно встретить и в других работах Симона Ушакова, например на Царских вратах 1672 года из соборного храма Чудова монастыря (Музеи Московского Кремля). Наряду с белыми палатами, виднеющимися в проеме арки, и белой скатертью самыми светлыми пятнами в композиции являются лики в обрамлении пышных мягких кудрей. В волосы ангелов вплетены тонкие розовые ленты. В узнаваемой ушаковской манере написаны глаза и губы небесных вестников. За счет многослойного письма Симон Ушаков достиг впечатления трехмерности формы, рельефности объема. При этом каждому ангелу придан индивидуальный облик.

П. В. Западалова // Осень русского Средневековья. СПб. 2018. С. 72.

Остается неизвестным, для какого храма предназначалась икона, но мы знаем имя ее заказчика. Установлено, что Николай Николетта был греком, выходцем из города Янина, приезжал в Москву «с окупными русскими полоняниками» и всяким товаром, а в 1679 году навсегда переселился в столицу Московского царства.

У нижней границы средника по центру белилами надпись: (приведена в переводе Б. Л. Фонкича). Вторая надпись на русском языке: «За упокои схимника Филарета, схим(ника) Савватия, схим(ника) Сергиа».

Раскрыта в 1926–1927 в ГРМ И. Я. Челноковым, в 1936 Я. В. Сосиным.

Ushakov Simon (Pimen)

Появление Святой Троицы в живописных сюжетах

Позднее в богословии появился термин «изокефальность», которым обозначалась равноправность путников. В настенных изображениях римских катакомб она подчёркнута нарочитой одинаковостью поз и одежд трёх мужей. Постепенно изображение гостей, посетивших ветхозаветного праотца, стало принимать всё более символический характер, и со временем сложилась традиция изображения их в ангельском виде.

Важно отметить, что сюжет «Троица Ветхозаветная» нередко преподносится в двух вариантах ― изокефальный и неизокефальный. В первом случае, как понятно из самого термина, при полной статичности композиции подчёркивается взаимная равноправность трёх ангелов

Во втором же ― один из них бывает выделен с помощью нимба, изображения креста или соответствующей надписи.

О русском иконописце XVII века Симоне Ушакове

Троица Ветхозаветная. 1671 г. Государственный Русский музей

Поэтому «Насаждение древа государства Российского» – уникальная икона, по всей видимости, имевшая государственную и политическую актуальность, отображавшая единую историю Руси и Русской Православной Церкви.

«Ветхозаветная Троица» Симона Ушакова (1671 г., Государственный Русский музей) – один из лучших образов, созданных иконописцем. В целом она следует композиционно-иконографическому решению «Троицы» Андрея Рублева. Обе иконы – монументальные, лишь незначительно отличающиеся друг от друга по размеру. Оба художника изображают трех Ангелов за трапезой, без предстояния Авраама и Сары, служивших Им. Ангел, сидящий по центру, не имеет крестчатого нимба, то есть Второе лицо Святой Троицы не выделяется. Рисунок складок одежд Ангелов на иконах совпадает.

В ушаковской «Троице» нет барочного изобилия, пышности или дробности, как, например, в иконе на тот же сюжет, написанной другим иконописцем Оружейной палаты Яковом Казанцом (1659 г., из церкви Троицы в Никитниках). Изображение таких деталей, как стоящие за трапезой блюда и сосуд на переднем плане, у подножия Ангелов, не имеет какой-либо повествовательной задачи. Архитектурный фон – строго классический, он не разрушает молитвенный характер образа, не сообщает пространству иконы никакой динамики: параллельная перспектива есть, но движения взгляда вглубь нет. Сочетание объемных форм переднего плана и плоскостности и графичности изобразительной поверхности в целом создают незаурядное произведение и раскрывают необычайное мастерство иконописца, сумевшего создать икону Троицы как глубоко традиционный и в то же время отражающий свою эпоху образ.

Икона «Архангел Михаил, попирающий дьявола» (1676 г., Государственная Третьяковская галерея) – еще одно выдающееся произведение кисти Ушакова. Кажется, что масштабная торжественная фигура грозного ангела статична, однако при этом в иконе много движения: ангел поднимает вверх руку с огненным мечом, мощные крылья широко распростерты, развевается плащ. Слева у ног архангела – маленькая фигурка человека в скромной одежде, с молитвенно сложенными на груди руками. Возможно, это изображение заказчика иконы. Некогда существовала точка зрения, что это – автопортрет художника.

Все иконы Cимона Ушакова объединяет стремление соединить многовековые традиции византийско-русского иконописания и некоторые новые тенденции, пришедшие на Русь в XVII веке из искусства западноевропейских стран. Целью художника было не слепое копирование древних образов и не бессмысленное подражание европейской живописи, а попытка обновить русскую живопись, которая не могла оставаться неизменной ввиду новых исторических условий. При этом икона не должна была превращаться в картину, иллюстрацию, но должна была оставаться истинным православным моленным образом, возводившим к Первообразу.

День Святой Троицы. Пятидесятница

День Святой Троицы празднуется на пятидесятый день после Пасхи, поэтому этот праздник еще называется Пятидесятницей.

После Воскресения Господня Его ученики непрестанно жили ощущением праздника. На протяжении еще сорока дней Он являлся им по одному и собранным вместе. На глазах учеников, Господь поднялся над землей, как бы удостоверяя их, что в последний день мира Он придет на землю так же, как отошел к Богу-Отцу. Прощаясь с ними до времени, Он обещал послать им Утешителя – Святого Духа, исходящего от Бога-Отца. Ученики не знали, что это означает, но верили, что все будет по слову Господню.

Как огонь в очаге, поддерживали они в душах благодатное состояние того дня, каждый день собираясь в одном доме на горе Сионе в Иерусалиме. В уединенной горнице они молились, читали Святое Писание. Так сбывалось и еще одно из древних пророчеств: «От Сиона изыдет закон и слово Господне из Иерусалима». Так возник первый христианский храм. Возле того дома находился и дом любимого ученика Христа – апостола Иоанна Богослова, в нем, по завещанию Господа, пребывала и Его Мать   –   Дева Мария. Вокруг Нее собирались ученики, Она была утешением для всех верующих.

Праздник Пятидесятницы, или день Святой Троицы проходил так. В десятый день по Вознесении Господа Иисуса Христа, в день иудейского праздника первой жатвы, когда ученики и с ними Дева Мария находились в Сионской горнице, в третий час дня в воздухе послышался сильный шум, как во время бури. В воздухе появились яркие трепещущие языки огня. Это был огонь не вещественный – он был одной природы с благодатным огнем, который ежегодно сходит в Иерусалиме на Пасху, он светил, не обжигая. Носясь над головами апостолов, языки огня опустились на них и опочили. Тут же, вместе с внешним явлением произошло и внутреннее, совершившееся в душах: «исполнишася вси Духа Свята». – И Богоматерь, и апостолы ощутили в тот миг необыкновенную силу, действующую в них. Просто и непосредственно им был дан свыше новый благодатный дар глагола – ни заговорили на языках, которых не знали прежде. Это было дарование, необходимое для проповеди Евангелия по всему миру.

Омытые, щедро одаренные Единым Духом, чувствуя, что это – только часть полученных ими духовных подарков от Господа, они держали друг друга за руки, образуя новую сияющую светлую Церковь, где незримо присутствует Сам Бог, отражаясь и действуя в душах. Возлюбленные дети Господни, соединенные с Ним Святым Духом, они вышли из стен Сионской горницы, чтобы бесстрашно проповедовать Христово учение о любви.

В память об этом событии праздник Пятидесятницы называется еще днем сошествия Святого Духа, а так же днем Святой Троицы: в явлении Святого Духа, исшедшего от Бога-Отца по обещанию Бога-Сына, раскрылось таинство единства Святой Троицы. Название же Пятидесятницы день этот получил не только в память древнего праздника, но и потому, что это событие пришлось на пятидесятый день после христианской Пасхи. Как Пасха Христова заменила собой древний иудейский праздник, так и Пятидесятница положила основание Церкви Христовой как союзу в Духе на земле.

В чем помогает икона

Во всех бедах и скорбях, в которых мы просим духовной помощи, подать ответ нам может только лишь один Господь Бог. Святые являются нашими помощниками, которые вместе с нами могут упросить Господа подать нам все необходимое для нашей жизни. Просто складывается такая традиция, что молитвы перед определенными образами помогают в той или иной ситуации. Но это нестрогое правило, и человек перед любой иконой может попросить о чем угодно.

Важно! Вера в то, что помощь исходит именно от иконы, перед которой человек молится, является языческим подходом и искажает суть православной веры. Поэтому, молясь перед иконой Святой Троицы дома или в храме, человек может попросить обо всем, что лежит у него на душе

Стоит только не забывать, что к Господу нельзя идти с греховными мыслями, нечестными или заведомо плохими просьбами

Поэтому, молясь перед иконой Святой Троицы дома или в храме, человек может попросить обо всем, что лежит у него на душе. Стоит только не забывать, что к Господу нельзя идти с греховными мыслями, нечестными или заведомо плохими просьбами.

Большинство святых отцов церкви говорят, что настоящая молитва та, которая ничего не просит, а только лишь благодарит Бога и возлагает на Него заботу о жизни человеческой.

В Евангелии сказано, что и волос не упадет с головы человека, если на то не будет Божьей Воли. Поэтому лучше всего предстоять перед святыней с покаянным сердцем, смирением, и желанием исправить свою жизнь по Божьей воле. Такое обращение всегда будет услышано и человек ощутит благодать и духовную помощь в жизни.

Молитва чудотворной иконе

«Пресвятая Троице, единосущная Державо, всех благих Вина, что воздадим Тебе за вся, яже воздала еси нам грешным и недостойным прежде, неже на свет произыдохом, за вся, яже воздаеши коемуждо нас по вся дни, и яже уготовала еси всем нам в веце грядущем! Подобаше убо, за толикия благодеяния и щедроты, благодарити Тя не словесы точию, но паче делы, храняще и исполняюще заповеди Твоя: мы же, отрастем нашым и злым обычаем внемше, в безчисленныя от юности низвергохомся грехи и беззакония. Сего ради, яко нечистым и оскверненным, не точию пред Трисвятое лице Твое безстудно явитися, но ниже имени Твоего Пресвятаго изрещи довлеяше нам, аще бы не Ты Сама благоизволила, во отраду нашу, возвестити, яко чистыя и праведныя любя, и грешники кающияся милуеши и благоутробне при-емлеши. Призри убо, о Пребожественная Троице, с высоты Святыя Славы Твоея на нас, многогрешных, и благое произволение наше, вместо благих дел, прииими; и подаждь нам духа истиннаго покаяния, да возненавидевше всякий грех, в чистоте и правде, до конца дней наших поживем, творяще пресвятую волю Твою и славяще чистыми помыслы и благими деяньми сладчайшее и великолепое имя Твое. Аминь.»

Храни Вас Господь!

Троица Ветхозаветная

На иконе изображены три ангела, в образе каждого из которых присутствуют черты и детали, позволяющие определить, кто олицетворяет все три ипостаси. Это каноническая иконография и основанием именно для такого изображения послужил ветхозаветный сюжет о гостеприимстве праотца Авраама, который описан в книге Бытия. Как сказано, ангелы явились Аврааму, когда тот сидел возле своего шатра. Увидев путников, он предложил им отдых и трапезу в своем шатре, ничего не требуя взамен. Именно эпизод трапезы трех ангелов в Мамврийской дубраве и был запечатлен иконописцами.

Первые подобные изображения появились еще в катакомбах первых христиан, и уже в них можно обнаружить, что ангелы нарочито похожи друг на друга, что проявлялось одинаковых чертах внешности, позах и одежде. Со временем иконография становится более символичной, ангелы перестают изображаться как путники, но становятся символом троичности Божества – неслиянной и нераздельной. Постепенно к иконографии добавляются ипостасные атрибуты: например, кресчатый нимб у одного из ангелов, символизирующий Христа. Однако ипостаси выделялись не всегда.

Считается, что вершиной художественного и во многом — богословского совершенства является знаменитая «Живоначальная Троица» Андрея Рублева. Идеальная композиция вписанных в круг фигур дополняется индивидуальностью каждой из них: несмотря на то, что явно ипостаси не выделены, по косвенным признакам можно определить, кто из ангелов является олицетворением той или иной ипостаси Троицы. Так, например, по одежде среднего ангела можно понять, что именно он олицетворяет Христа. На его правом плече можно увидеть особую золотую нашивку – клав, символизирующий царственность (это деталь одежды императоров Византии). Также, цвета одежды среднего ангела — синий и красный – характерны для иконографии Христа, и символизируют Божественную (небо) и человеческую (кровь) природу, сочетавшиеся в Нём. Именно Троица Рублёва стала каноническим образцом иконографии и примером для подражания в дальнейшем.

«Гостеприимство Авраама» – попытки запечатлеть непостижимое

Многие отцы церкви считали, что истинный лик Господа невозможно узреть и понять человеческим разумом. Поэтому в православном христианстве довольно долго существовал запрет на изображение Бога-Отца. Однако иконописцы всё же рисовали Троицу, руководствуясь ветхозаветным текстом. В книге Бытия рассказывается, как Творец явился Аврааму во время «зноя дневного», когда тот сидел у своего шатра, раскинутого возле дубравы Мамре. Праведник узрел трёх мужей, земно поклонился им и пригласил в дом, а затем приготовил лучшее угощение

Это напоминает верующим о том, как важно проявлять любовь и милосердие к ближним, ведь служение им – лучший способ угодить Создателю

Мозаика на арке базилики Санта Мария Маджоре Икона «Троица Зырянская» св. Стефан Пермский

Сюжет о гостеприимном старце, который смог узнать Господа в обличье трёх мужчин, вдохновлял многих художников. Так, этому библейскому эпизоду посвящена мозаика на триумфальной арке базилики Санта Мария Маджоре (Рим, V ст.). Силуэты ангелов на ней окружены сиянием, напоминая зрителю об их божественной славе. Разделив изображение на две части, мастер сумел передать и благоговейный трепет праведника, и его желание угодить гостям, и тщание, с которым была приготовлена трапеза. А благодаря тому, что фигура Авраама показана дважды, рисунок производит впечатление динамичности и живости.

К XIV ст. образ был усовершенствован и дополнен символическими деталями. В частности, показанная на этом фото икона «Троица Зырянская», принадлежащая кисти св. Стефана Пермского, демонстрирует зрителям трёх херувимов, восседающих за столом, а слева можно различить небольшие фигуры благочестивого старца и его жены, Сарры. Позади видно дерево – Мамврийский дуб (он олицетворяет древо жизни, а также служит напоминанием о крестной смерти и воскресении Спасителя) и дом – палаты Авраама (воплощение творящей воли Господа и матери-церкви, духовно окормляющей всех верующих).

Икона «Святая Троица в бытии» 1580 г. (Сольвычегодский музей) Икона «Святая Троица» Андрей Рублёв

В схожей манере выполнена и реликвия «Святая Троица в бытии» (Сольвычегодский историко-художественный музей, 1580 г.). На ней показан и отрок, закалывающий тельца для угощения, и гора – знак духовного восхождения, а ещё образ окружен миниатюрными клеймами. На них запечатлены события, связанные с сошествием ангелов – разрушение Содома и Гоморры, пророчество о рождении Исаака, обетование о «народе великом и сильном».

Однако эталоном иконописи считается произведение преп. Андрея Рублёва. Каждая деталь святыни насыщена глубоким смыслом: так, чаша олицетворяет жертву Иисуса Христа, а стол – таинство Евхаристии. Расширяющаяся от зрителя обратная перспектива напоминает о том, что небесный мир, который изображен на святыне, неизмеримо больше земного. Есть на реликвии и традиционные символы – Мамврийский дуб, гора (с ней связан целый ряд эпизодов Евангелия – от жертвоприношения Исаака до Голгофы) и строение.

Икона «Троица Ветхозаветная» Симон Ушаков, 1671 г. Икона «Троица Живоначальная» Старец Паисий, 1484—1485 гг.

Именно этот образ стал классическим. Впоследствии мастера вносили в него лишь незначительные изменения: Симон Ушаков детальнее запечатлел трапезу странников, а на иконе старца Паисия «Троица Живоначальная» (1484-1485) на нимбе восседающего в центре ангела виден крест – канонический знак Спасителя.

Святая Троица в обличье трёх ангелов присутствует и на других реликвиях. Например, именно в таком виде Создатель запечатлён на образе «Явление Бога преподобному Александру Свирскому», где праведник благоговейно склоняется, протягивая руку к сияющему видению. Подобный образ учит христиан проявлять нравственную и духовную стойкость, убеждённость в вере, постоянно чтить Господни заповеди.

Поклонение Святой Троице

А это уже не просто фото Святой Троицы, а настоящая панорама, которую без преувеличения можно разглядывать часами. Творение Альбрехта Дюрера, созданное им в 1511 году, сегодня хранится в знаменитом венском Музее истории искусств.

На главном плане – распятие Христа. Чуть дальше – Отец, который по великой милости сам отдал Сына в жертву для спасения всего человечества. Еще выше, в небесах, парит Дух Святой в виде голубя. Он навевает ощущение безмятежности и свободы. Там же, в небесах, мы можем видеть многочисленных ангелов.

Ну а чуть ниже на двух ярусах располагаются люди, поклоняющиеся Троице. Это спасенные души, которые остались на небе после Страшного суда – теперь они вечно будут блаженствовать и прославлять триединого Бога.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: