Французский стиль
Рококо назвали «французским стилем», по месту его зарождения. Великолепный дворец Людовика XIV (1638-1715), нарочито роскошный Версаль, породил идею, что искусство может просто служить украшением, а не воспитывать или обучать. Его наследник, Людовик XV (1710-1774), тоже окружил себя невиданной роскошью, но под влиянием своей фаворитки мадам де Помпадур (1721-1764) предпочитал более изысканный стиль. И декоративное искусство, и живопись отличали легкость и игривость. Никаких скрытых намеков, никакого морализаторства. Подобного рода художественные перемены стали модными сначала при дворе, потом среди высшей французской аристократии, а следом новое течение овладело умами буржуазии. Исторические и религиозные сюжеты уступили место романтическим сценам, мифологическим и вымышленным картинам, легкомысленным зарисовкам повседневной жизни.
Декоративность и легкость достигались изяществом рисунка, мягкими пастельными цветами и искусной манерой письма. Изысканные произведения живописи и скульптуры идеально дополняли архитектурные шедевры и прекрасные интерьеры. Сохранив некоторые сложные формы и достижения барокко, стиль рококо был, разумеется, менее масштабен, но все же имел и собственные отличительные черты — восточные мотивы, асимметричность композиции. После 1730 года, благодаря распространению гравюр и путешествиям знати, стиль проник за пределы Франции — в Италию, а потом и в другие страны Европы и в Америку.
Великолепный дворец Людовика XIV
Людовик XV
мадам де Помпадур
Век Просвещения
Конец XVII и XVIII век называют веком Просвещения или эпохой Разума, что вполне точно характеризует время открытий в науке, технике и искусстве, когда традиционные общественные структуры подверглись переоценке. Ученые и философы утверждали, что знания и здравый смысл могут избавить человека от предрассудков и религиозного гнета, которые несут с собой страдания и смерти миллионов людей в религиозных войнах. Подобные взгляды широко распространились благодаря изданию энциклопедий. Книгопечатание сделало знания доступными, горожане покупали книги и памфлеты, что способствовало развитию независимости мысли. Социальные, политические и интеллектуальные реформы, ставшие результатом этого процесса, давали людям надежду на будущее, что, безусловно, повлияло на ситуацию в изобразительном искусстве.
В этот период политическая обстановка в Европе и Америке была менее напряженной, чем в предшествующее столетие. Философы выдвигали идеи личной свободы человека и демократии, а богатые люди открыто наслаждались своим положением, не испытывая более чувства вины, порождавшегося прежде религиозными представлениями. Стиль рококо стал видимой демонстрацией оптимизма того времени. Он обращался к чувствам, а не к разуму, подчеркивая превосходство красоты над философией.
«Joie de vivre»
Легкомысленное и игривое искусство рококо стало отражением «joie de vivre» («радости жизни»). Типичные картины рококо изображают беспечных аристократов в вымышленной обстановке — они резвятся, проказничают и флиртуют, пируют на природе, играют на музыкальных инструментах, частенько на фоне пасторального пейзажа или в роскошном будуаре. Главный мастер этого периода — Жан Антуан Ватто (1684-1721), обретший известность благодаря своим fetes galantes, «идиллическим сценкам», где элегантные дамы и господа отдыхают или действуют в неких воображаемых обстоятельствах. Любимый художник Людовика XV Франсуа Буше (1703-1770) прославился идиллическими работами на классические темы, аллегориями и портретами.
Жан Антуан Ватто
Франсуа Буше
Оноре Фрагонар (1732-1806) иллюстрировал новый стиль утонченными, яркими, игривыми полотнами, идеально отобразившими жизнерадостность и беспечность французской аристократии накануне революции. Жан Батист Симеон Шарден (1699-1779) зафиксировал в деталях жизнь французской буржуазии, хотя его работы все же менее декоративны, чем живопись рококо в целом. Творчество Элизабет-Луизы Виже-Лебрен (1755-1842) испытало на себе влияние рококо, особенно заметно это в портрете Марии-Антуанетты — мягкие непринужденные мазки, выбор цветовой палитры.
Этьен Морис Фальконе (1716-1791) изваял изящные асимметричные статуи, изображавшие радость и любовь. В Англии элементы рококо проявлялись в творчестве сэра Джошуа Рейнольдса (1723-1792), Томаса Гейнсборо (1727-1788) и Уильяма Хогарта (1697-1764). В Италии Джанбаттиста Тьеполо (1696-1770) прославился своими потрясающими росписями и фресками, а Каналетто (1697-1768) и Франческо Гварди (1712-1793) — великолепными светлыми пейзажами в стиле рококо, где тщательно выписана каждая деталь.
Жан Батист Симеон Шарден
Впрочем, период рококо длился недолго. Уже к концу XVIII века в Германии его высмеивали, называя Zopf и Perucke («косички» и «парики»), и вскоре стиль совсем вышел из моды, уступив место строгим античным стилизациям неоклассицизма.
Репродукция картины Туалет Венеры, художник Веласкес Диего
Функцию багетной рамы трудно переоценить. И в первую очередь это касалось еды. И мадам, засучив рукава, принялась за дело. На полотне Венера похожа на придворную даму XVIII века: у нее «фарфоровое» личико с томно-игривым выражением, жесты прелестной жеманницы, характерная прическа с естественно лежащими локонами и вся она, несмотря на пышность форм, похожа на куколку.
3 уровень стилизации под живопись включает обработку всех объектов изображения. Еще труднее вообразить себе, что эта Диана натравит своих псов на несчастного Актеона, случайно увидевшего ее наготу. Знатная заказчица позирует живописцу в богатом, переливающемся светлом шелковом платье, лиф украшают букет цветов и объемный голубой бант, цвет которого перекликается с лентами на широкополой соломенной шляпе в ее руке. и багет с шириной профиля 4см., то полный размер картины будет равен: Сторона А 30см.
Венера, еще ни о чем не подозревая, сладко дремлет в объятиях бога войны. Ее тело – тело изнеженной фаворитки какого-нибудь герцога. За всю свою жизнь он написал около дюжины портретов. Стоимость данной услуг зависит от уровня стилизации.
По ее инициативе производство фарфора постепенно «переехало» в Севр (переезд совершился в 1753-56 годах). Сложно представить, чтобы эта изящная красавица могла проводить по нескольку часов в погоне за дичью. (поля двух паспрату с каждой стороны по 3см. ) 8см. Картина, которую вы видите перед собою, последний портрет мадам Помпадур. 2 Зеркало. (ширина профиля багета по 4 см. Мы не знаем, сам ли Буше делал эскизы для этих статуэток.
- Туалет Венеры, Франсуа Буше, 1751
- Буше, Франсуа – французская живопись роккоко 18 века
- Туалет Венеры — Константин Маковский
- Картина Туалет Венеры – Буше Франсуа
- АЛЬБАНИ ФРАНЧЕСКО Туалет Венеры
- Картины по стилям и направлениям
Зато почти везде в изобилии присутствуют прекрасные женские тела (более всего Буше любил писать, конечно же, богиню любви Венеру). Типичный образчик работы Буше в жанре «пейзажной идиллии» представлен вверху.
Это вторая по важности деталь оформления картины после самого изображения. Идеально воплощая условность приемов живописи века рококо, Буше будто бы хотел сказать в своих картинах, что природа представляется «чрезмерно зеленой и плохо освещенной»
Вторая картина называется «Летняя пастораль». Рококо. Возможно, это одна из трех жен Бержере де Гранкура – коллекционера, обладавшего самым большим собранием картин и рисунков Буше или же сама маркиза де Помпадур, так как позу «мадам Бержере» автор повторит в ее более позднем портрете, а черты моделей художник всегда идеализировал.
Свой колчан со стрелами она небрежно бросила поодаль. Удачным можно назвать и влажно-зеленый фон картины.
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Картина Туалет Венеры – Франсуа Буше
Лебедев КлавдийРубенс ПрометейНатуар Шарль ЖозефЯкопо Тинторетто БиографияКлод Мишель Клодион