Художник валентин серов

Библиография

  • Лебедев Г. Е. Валентин Серов / Отв. ред. П. Т. Щипунов; Обложка и титул Л. С. Хижинского. — Л.; М.: Искусство, 1946. — 100 с. — (Мастера русского искусства). — 10 000 экз. (обл.)
  • Соколова Н. И. Валентин Александрович Серов. — М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1961. — 80 с. — 40 000 экз. (обл., суперобл.)
  • Кудря Аркадий. «Служенье красоте, или Жизнь художника Серова»
  • Петров В. Возвращение исторической картины Серова. («После битвы на Куликовом поле», 1894. Дар ГИМ от Д. Поузена.) // Наше
  • Наследие: Иллюстрированный культурно-исторический журнал. 1993. № 27.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: muzei-mira.com, , 

Валентин Серов: картины художника


Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

4.4/5 — (5 голосов)

Примечания

. Тюменев И.Ф. Рано угасший талант. С. 278.

. Ростиславов А.А. Указ. соч. С. 54.

. Тюменев И.Ф. Моя автобиография. Т. VII. 12 марта 1894 г. — ОР РНБ. Ф. 796. Оп. 1. Ед. хр. 18. Л. 42.

. Ростиславов А.А. Указ. соч. С. 57.

. Олеарий А. Указ. соч. С. 108.

. Письмо А.П. Рябушкина И.Ф. Тюменеву от 2 ноября 1892 г. — ОР РНБ. Ф. 796. Оп. 1. Ед. хр. 171. Л. 54.

. Голубец — столб при дороге, завершенный иконой под двускатным покрытием.

. Охабень — женская верхняя накладная одежда (т. е. одевающаяся через голову) с частыми пуговицами от верха до низа.

. Кузнецов Б.М. Народные основы творчества А.П. Рябушкина. Диссертация… — НБА РАХ. Ф. 11. Оп. 1. Ед. хр. 804. Л. 75. Там же в прим. 102 (Л. 150) поясняется, на основе архива И.Ф. Тюменева, что в Кородыне ежегодно 7 июля проходил крестный ход и окропление скота по случаю бывшего здесь морового поветрия.

. У Рябушкина есть этюд «Голова деревенской девушки», очень похожей на героиню этой картины: то же скуластое лицо, сосредоточенность, даже ракурс схож. Е.А. Мурина и Б.М. Кузнецов предположительно относят этот этюд к середине 1890-х гг. (В каталогах выставки 1961 г. и Н.В. Масалиной он датируется 1902 г. — Прим.ред.)

. Правда, А.А. Ростиславов еще в начале 1910-х гг. писал о «Московской улице»: «Она сильно почернела, но в свое время выделялась и живописью и свежей непосредственностью». (Ростиславов Л.А. Указ. соч. С. 57.) (Прим. ред.)

. Нельзя сказать, что 1896 год, когда писалась «Семья купца», одарил Рябушкина лишь творческими радостями. Неохотно работал он над картиной «Посещение императором Александром III нефтяного городка в Баку» для Нобелевского павильона на Нижегородской выставке. А.К. Воскресенский свидетельствует, что Рябушкин писал картину долго, затянул исполнение до самой выставки, перекочевал вместе с ней в Нижний Новгород, писал и после открытия выставки, но так и не окончил. (Воскресенский А.К. Указ. соч. С. 12)

. В каталоге выставки дан подробный комментарий А.П. Рябушкина к картине, в котором приведены названия составных частей одежды всех членов семьи. В картине до ее переработки в 1897 г. старшая дочь была представлена как невеста, в венце с жемчужными украшениями и фатой, в накладной шубке с меховым ожерельем. (Общество художников исторической живописи. Обзор второй выставки картин в Москве. 1896 г. М., 1896. С. 8—9. Ил. 19.) (Прим. ред.)

. Олеарий А. Указ. соч. С. 159—160.

. Москва. Типы и картины (отточие в оригинале; подпись: Old Gentleman) // Новое время. 1896. 23 марта.

. Бенуа А.Н. История русской живописи в XIX веке. СПб., 1902. С. 222—223.

. Тюменев И.Ф. Моя автобиография. Т. VII. 24 февраля 1896 г. — ОР РНБ. Ф. 796. Оп. 1. Ед. хр. 18. Л. 143. Здесь можно привести и более раннюю запись Тюменева, от 12 марта 1894 г., характеризующую его тогдашние художественные представления: «Были с Шурой и мамашей на передвижной <…> Левитан «Над вечным покоем», мотив оч. хорош, но написано крайне неприятно и слабо. <…> Вообще Левитан не отличился». (Там же. Л. 40). Позднее он писал по поводу картины Рябушкина «Едут», над которой художник тогда работал: «…несколько холодновата и душе говорит мало. <…> Лепка плосковата, колорит…, впрочем, колоритом в красках А.П. никогда не отличался». (Тюменев И.Ф. Моя автобиография. Т. IX. 26 декабря 1900 г. — ОР РНБ. Ф. 796. Оп. 1. Ед. хр. 20. Л. 166)

. Учредителями Общества стали участники «Первой выставки картин художников исторической живописи», проходившей в Москве в марте 1895 г.: В.В. Беляев, К.Н. Горский, А.А. Карелин, Н.С. Матвеев, А.П. Рябушкин и М.А. Шитов. Устав был утвержден в августе 1895 г. Последняя, третья, выставка состоялась в 1898 г.

  К оглавлению Следующая страница

фото и картинки, описание персонажа

Загадочные существа — Славянские образы

Баба Яга частый «гость» в многочисленных народных сказках. Несмотря на то, что персонаж считается вымышленным, его прототипом являются вполне реальные люди.

Старинные картинки Бабы Яги – ничто иное, как изображение ведьм, которых в древности называли ведуньями.

 Что примечательно, образ злой старухи впервые появился именно в устном народном творчестве. Авторы стали его использовать в своих творениях гораздо позже. Бытует мнение, что Баба Яга – образ собирательный. Как Соловей Разбойник и многие другие сказочные персонажи. Отчасти это истина.

 Как правило, рисунки Бабы Яги изображают дряхлую, страшную старуху с клюкой, одним зубом, нечесаными космами. Именно такой облик получили ведуньи потому, что древние люди опасались их, считали служителями темных сил, нечистыми. Как всё, что обычный человек не может понять, ведуньи пугали обычных людей. Справедливости ради стоит отметить, что и сейчас те, кто занимается магией, представляются обычным людям именно старухами, называют их «бабки».

 История появления имени злой ведьмы – Яга – довольно увлекательно. Существует несколько гипотез того, почему именно «яга». Некоторые утверждают, что это слово произошло от старославянского «ега», что означает «ужас», «гнев», «злиться». Но есть и другое мнение: «яга» − переделанное слово «ага», которое является приставкой в обращении к туркам. Впрочем, эта гипотеза не выдерживает критики, если учесть, что турки нападали на землю русскую значительно позже, чем появился персонаж.

 Если смотреть фото картинок Бабы Яги современные, можно заметить, что в наши дни этот персонаж все чаще появляется в облике молодой, иногда даже привлекательной особы. Такое «омоложение» связано с тем, что этот сказочный герой больше не является предметом устрашения непослушных детей. Напротив, часто «осовремененная» Баба Яга выступает в роли если и не очень позитивного, то и не крайне негативного персонажа. Впрочем, в некоторых народных русских сказках ведьма тоже частенько помогала главным героям.

Комментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажите ваше мнение!!!

Последние материалы в этом разделе:

  • Чур — восходит к имени славянского бога родового оча…

  • Черт — родовое название для обозначения всякого рода…

  • Сирин — райская птица с головой девы. Считается, что С…

  •  
    Лихо одноглазое — дух зла, несчастья, олицетворен…

  • Усопшая душа, при наступлении смерти, имеет выбор:- Ос…

фото и картинки, как выглядит настоящая Баба-яга костяная нога.

Баба-яга — страшная старуха, наделенная колдовской силой — персонаж волшебной сказки, чаще всего отрицательный, но бывают и случаи, что она помогает главному герою.

В фольклоре Баба-яга обладает характерными чертами: она летает в ступе, живет в избушке на курьих ножках, заселенной на опушке леса, окруженной забором из косточек человеческих и черепков, но  самое важное, она одарена магической силой — умеет колдовать. Страшная старушка завлекает к себе добрых юнцов и маленьких детей, чтобы приготовить их в печи и съесть

В различных картинах можно различить три вида Бабы-яги: та, которая дарит герою магический предмет; та, которая похищает детей; та, которая сражается с героем и второй переходит к уровню зрелости.

Внешний вид Бабы-яги разнообразный. Чаще всего художники ее изображают в виде уродливой старухи с длиннющим крючкообразным носом, который упирается в потолок. На некоторых картинах Баба-яга одета в зеленое платье и сиреневую жилетку, обута в лапти. На других Баба-яга одета в красную юбку, штаны и обута в сапоги. В сказках нет точного описания одежды Бабы-яги.

Рисунок: полет в ступе.

На картинке: Баба-яга в избушке на курьих ножках.

Фото: настоящая Баба-яга костяная нога.

Баба-яга — распорядительница леса, злобная особь с двойственной природой. Она, готовя героя для поедания, сама отпускает его, подарив сокровенные познания, либо у героя получается сбежать от этой злой старушки. Баба-яга костяная нога всегда остается самым популярным персонажем сказки.

Ранние работы

Наиболее выдающимися работами раннего периода были портреты: «Девушка с персиками» (1887) и «Девушка освещённая солнцем» (1888), обе находятся в Третьяковской галерее. В этих картинах Серов сосредоточился на спонтанности восприятия модели и природы. Признаки раннего русского импрессионизма появились в развитии света и цвета, комплекса гармонии отражений, чувства насыщения атмосферой и свежего живописного восприятия мира.

Портретное искусство и успех

Начиная с 1890 года портрет стал основным жанром в творчестве Серова. Именно в этом жанре его ранний стиль станет очевидным, а картины будут отличаться психологически точными характеристиками изображаемых. Любимыми моделями Серова были актёры, художники и писатели («Константин Коровин», 1891, «Исаак Левитан», 1893, «Николай Лесков», 1894, «Николай Римский-Корсаков», 1898, — все в Третьяковской галерее).

Девушка с персиками (1887) стала картиной, открывшей русский импрессионизм.

Первоначально Серов воздерживался от полихромного, яркого стиля живописи 1880-х годов, и часто предпочитал преобладающую гамму чёрно-серого или коричневого тона. Черты импрессионизма иногда появлялись в композиционном построении портрета или захвате чувств спонтанных движений. Как и в творчестве его современников, Джона Сингер Сарджента и Андерса Зорна, импрессионизм не был догматичным, но происходил от учения Халса и Веласкеса настолько же насколько и от современной теории. Получая широкую популярность, в 1894 году Серов присоединился к передвижникам, и взял важные заказы, среди которых были портреты великого князя Павла Александровича 1897 года (Третьяковская галерея), Боткина С. М. 1899 года, Юсуповой Ф. Ф. 1903 года, а также княгини Ольги Орловой (все три портрета находятся в Русском музее в Санкт-Петербурге). В этих правдивых, композиционно правильных и живописных исполнениях в величественной манере, Серов постоянно использовал линейно-ритмический рисунок в сочетании с декоративно-цветовыми комбинациями.

В то же время, он разработал контрастное направление: часто создавал интимные, искренние, камерные портреты, в основном женщин и детей. В портретах детей Серов стремился захватить позу и жест, чтобы показать и подчеркнуть непосредственность внутреннего движения, искреннюю чистоту и ясность взгляда ребёнка («Дети», 1899, Русский музей; «Мика Морозов», 1901, Третьяковская галерея). Серов часто обращался к различным графическим методам — акварели, пастели, литографии и так далее. Фигуры в портретах Серова постепенно становились всё более и более графически изысканными и экономичными, особенно в поздний период (Василий Качалов, 1908, Тамара Карсавина, 1909; многочисленные персонажи из басен Ивана Крылова, 1895-1911). В 1890-1900 годах Серов написал много пейзажей страны, в которых художественное направление взял романтический поворот.

Описание картины Валентина Серова «Баба в телеге»

1896; холст, масло; 48х70; Русский музей.

«Баба в телеге» – далеко не самая знаменитая картина великого русского живописца, незаслуженно забываемая и обойденная вниманием. Возможно, выбранный сюжет и некоторое однообразие палитры делают ее не такой запоминающейся, по сравнению с другими шедеврами кисти Серова, однако она далеко не так проста и однозначна, как может показаться на первый взгляд

На переднем плане изображены главные герои картины – это жилистая старая лошадь, тяжело бредущая под ярмом, и баба в платке, едущая на телеге. Вокруг них знакомый пейзаж типичной среднерусской природы: лиственный лес на заднем плане едва тронут багровыми красками осени, небольшая речушка разрезает равнину надвое, виднеется сноп сжатой соломы. Краски подобраны самые сдержанные, тусклые, невыразительные, как будто для того, чтобы сильнее подчеркнуть обыденность, типичность этого сюжета, его унылую рутинность.

И лошадь, покорно бредущая в свое стойло, и баба, погоняющая ее к дому, кажется, едва замечают то, что происходит вокруг. Можно было бы сказать, что герои картины погружены в свои мысли, но усталость не дает им времени на размышления. Отупении от ежедневной работы, повторяющейся раз от разу, вгоняет героев полотна в такое же сонное меланхолическое оцепенение, которое охватывает внимательного зрителя.

Безысходность, простота жизни и неизбежность наступающего конца отразились в этом простом и, вместе с тем, вызывающем сюжете. Картина относится к числу наиболее любимых и ценимых самим Серовым, который всегда с ожесточением отстаивал ее ценность. По словам автора, через свое творение он хотел передать общую вселенскую задумчивость, свойственную как человеку, наделенному разумом, так и природе в целом, во всех ее проявлениях: в живых тварях, растениях, даже в небесах и земле, окружающей нас.

Хронология жизни Валентина Алексеевича Серова.

  • 1865, 7 (19) января родился в Петербурге. Отец — композитор и музыкальный критик Александр Николаевич Серов (1820-1871), автор опер Юдифь, Рогнеда, Вражья сила. Мать — Валентина Семеновна Серова (урожд. Бергман, 1846-1927), композитор и музыкально-общественный деятель.
  • 1871. Смерть отца.
  • 1872. Живет с матерью в Мюнхене. Начало занятий рисунком с Карлом Кеппингом, впоследствии известным офортистом и керамистом.
  • 1874. Переезд с матерью в Париж. Начало систематических занятий с И. Е. Репиным. Возвращение в Россию. Знакомство с семьей Мамонтовых. Обучение в гимназии К. И. Мая.
  • 1876. Переезд с матерью в Киев.
  • 1878. Возвращение в Москву. Продолжение занятий с Репиным.
  • 1880. Поездка с Репиным в Крым и Запорожье. Поступление в петербургскую Академию художеств.
  • 1883. Поездка в Крым и Сочи с В. Д. Дервизом.
  • 1885. Поездка в Мюнхен и Голландию. В Мюнхене Серов изучает коллекцию Старой Пинакотеки, копирует Веласкеса.
  • 1886. Знакомство с К. А. Коровиным. Официальное оформление выхода из Академии художеств. Участие в 5-й периодической выставке МОЛХ.
  • 1887. Поездка в Вену и Италию с И. С. Остроуховым, М. С. и Ю. С. Мамонтовыми. «Девочка с персиками».
  • 1888. «Девушка, освещенная солнцем»; «Заросший пруд». 8-я периодическая выставка МОЛХ, на которой за «Девочку с персиками» Серов
  • получил единственную премию, присуждавшуюся за портрет.
  • 1889. Женитьба на О. Ф. Трубниковой (1865-1927). Поездка в Париж. Затем Серовы обосновались в Москве.
  • 1891. Портреты Ф. Таманьо, К. А. Коровина.
  • 1892. Встречается с Л. Н. Толстым во время работы над портретом С. А. Толстой.
  • 1893. Портрет И. И. Левитана. Рождение сына Александра.
  • 1894. Избран членом ТПХВ. Поездка с Коровиным на Север, в Архангельск и на Мурман, где оба художника пишут многочисленные этюды. Рождение сына Георгия.
  • 1895. «Октябрь. Домотканово».
  • 1896. Знакомство с А. Н. Бенуа. Участие в Международной выставке мюнхенского Сецессиона. Рождение сына Михаила.
  • 1897. Становится преподавателем МУЖВЗ. Портрет великого князя Павла Александровича.
  • 1898. Получает звание академика живописи.
  • 1899. Избран членом попечительского Совета Третьяковской галереи.
  • 1900. Выходит из ТПХВ. Становится членом «Мира искусства». Покупает участок земли в Финляндии и строит дачу, где отныне почти каждый год проводит летние месяцы. Участие во Всемирной выставке в Париже (Grand Prix за портрет Павла Александровича). Начало работы над портретами семейства Юсуповых.
  • 1901. Рождение сына Антона.
  • 1902. Поездка в Германию.
  • 1903. Участие в Международной выставке берлинского Сецессиона. Избран действительным членом Академии художеств.
  • 1904. Поездка с женой в Италию.
  • 1905. Становится свидетелем расстрела демонстрации 9 января. 18 февраля вместе с В. Д. Поленовым подает заявление в Совет Академии художеств, в котором обвиняет президента Академии (и одновременно главнокомандующего петербургским военным округом) в организации расстрела. 10 марта в знак протеста выходит из состава действительных членов Академии. Выход Серова явился единственным подобным актом за всю историю существования Академии. Портреты Ермоловой, Горького.
  • 1906. Поездка в Париж.
  • 1907. Поездка с Л. С. Бакстом в Грецию и на Крит. Отклоняет приглашение преподавать в Академии художеств. Петр I; Портрет Г. Л. Гиршман.
  • 1908. Участие в Первой коллективной выставке произведений русских художников, организованной в Вене. Избран действительным членом венского Сецессиона. Рождение дочери Натальи.
  • 1909. Выходит из состава преподавателей МУЖВЗ в знак протеста против отказа допустить к занятиям скульптора А. С. Голубкину ввиду ее «политической неблагонадежности». Поездка в Берлин и Париж.
  • 1910. Поездка в Рим и Париж. Работа над композициями Похищение Европы и Одиссей и Навзикая; портрет Иды Рубинштейн.
  • 1911. Участие в Международной художественной выставке в Риме, поездка в Рим, затем в Париж, Флоренцию, Лондон. Встреча с А. Матиссом, посетившим Москву осенью. Портрет O.K. Орловой. 22 ноября (5 декабря) Серов скоропостижно скончался. Похоронен на Донском кладбище в Москве. Позднее останки перенесены на Новодевичье кладбище.

Ссылки:

Творчество Серова

Творчество Серова раннего периода формировалось под влиянием реалистического искусства Репина и строгой пластической системы Чистякова. Большое воздействие на Серова оказала живопись старых мастеров, виденная им в музеях России и Западной Европы, дружба с М. А. Врубелем, а позже с К. А. Коровиным.

В этих произведениях Серов, воспевая юность и красоту, видел главную свою задачу в непосредственности восприятия модели и природы и их убедительном пластическом истолковании.

С начала 1890-х годов портрет стал основным жанром в творчестве Серова, приобретая новые черты: психологически заостренную характеристику человека и активно выявленное в нем артистическое начало.

Отказавшись от многокрасочной, сочной по цвету живописи второй половины 1880-х годов, Валентин Серов теперь предпочитал одну доминирующую гамму черно-серых или коричневых тонов, стал пользоваться более широким мазком, способствующим остроте передачи натуры. Импрессионистические черты в живописи Серова сказываются подчас лишь в композиционном построении портрета, характере движения модели портретируемого.

Получив широкую известность, Серов вынужден много работать над заказными, как правило, парадными портретами. В этих правдивых, совершенных по композиции и живописному исполнению произведениях, Серов всё более последовательно использовал линейно-ритмические начала и декоративные цветовые сочетания.

В портретах детей Серов стремился характерностью позы и жеста, всем цветовым решением выявить и подчеркнуть непосредственность внутреннего движения, душевную чистоту и ясность мировосприятия ребёнка («Дети», 1899, Русский музей; «Мика Морозов», 1901, Третьяковская галерея).

В 1890-х — начале 1900-х годов Серов часто обращался к пейзажно-жанровым композициям на крестьянские темы. Небольшие картины, выдержанные в единой тёплой серо-коричневой гамме, лишены повествовательных элементов — скромный пейзажный мотив передаёт настроение тихой и грустной сосредоточенности («Октябрь. Домотканово», 1895, Третьяковская галерея; «Баба в телеге», 1899, Русский музей).

Его живопись поражает удивительной свежестью и ювелирной разработкой каждого миллиметра на холсте, а произведения искусства приобрели мировую известность, прославляя картины русских художников.

Поздние работы

Во время позднего периода, который начался в 1900 году, Серов был членом влиятельного общества и журнала русского искусства «Мир искусства», который вырос, в частности, из неудовлетворенности движением передвижников. В начале XX века, у Серова был стилистический переломный момент: из его работ исчезли черты импрессионизма, и развился модернистский стиль, но присущее ему истинное и реалистичное понимание характера объектов изображения осталось постоянным. В начале XX века Серов создавал героические портреты; в жанре светского портрета он сосредоточился на резком изображении значительных творчески мыслящих художников, писателей, актёров и музыкантов: портреты Максима Горького (1904), музей Горького, Москва; Ермоловой Марии (1905), Фёдора Шаляпина (уголь, 1905) — оба в Третьяковской галерее и Елены Ивановны Рерих (1909).

Валентин Серов — Портрет Елены Рерих, 1909

Демократические убеждения Серова чётко проявились во время революции 1905-1907 годов: он изобразил ряд сатирических фигур, которые разоблачали карателей. Будучи полноправным членом Санкт-Петербургской Академии художеств с 1903 года, в 1905 году Серов ушёл в отставку в знак протеста против казни бастующих рабочих и их семей 9 января, в «Кровавое воскресенье». Его позднее творчество нашло выражение в исторической живописи («Выезд Пётра II и цесаревны Елизаветы Петровны на псовую охоту», 1900, Русский музей), и глубине постижения исторической достоверности эпохи («Пётр I», темпера, 1907, Третьяковская галерея).

Последние годы жизни Серова отмечены работами на темы из классической мифологии. Рассматривая изображения с античной стороны, он придавал классическим предметам изображения личную интерпретацию.

Валентин Серов скончался в Москве 5 декабря 1911 года, похоронен на Новодевичьем кладбище.

Биография Валентина Серова

Знаменитый русский художник Валентин Александрович Серов появился на свет 19 января 1865 г. в семье творческих людей. Его отец был знаменитым композитором и музыкальным деятелем, а мать – пианисткой и создателем нескольких опер. После смерти отца, воспитанием сына занималась мать, всячески поощряя его тягу к рисованию с самого детства.

Детство мальчик провел в Мюнхене, где познавал азы рисования с немецким художником Кеппингом. Позже семья переехала в Париж, где Валентин Александрович и познакомился с И. Е. Репиным, который потом стал его учителем. После возвращения в Москву в 1880 году, именно Репин ввел Серова в круг знаменитейших художников.

Учился Серов в Академии искусств под руководством знаменитого профессора и педагога П. П. Чистякова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: