В. перов

Картина в деталях: «Тройка» Василия Перова

В издательстве «Эксмо» выходит книга журналистки, создательницы документальных фильмов для телеканала «Культура» Юлии Варенцовой «Передвижники. Художники-передвижники и самые важные картины конца XIX — начала XX века». В ней автор рассказывает о знаменитых русских живописцах и их полотнах через призму истории — от «Великих реформ» Александра II до первых десятилетий Советской России.

Публикуем отрывок из книги, который посвящен художнику Василию Перову и его картине «Тройка».


Василий Перов. Тройка (фрагмент). 1866. Государственная Третьяковская галерея, Москва

С годами от сатиры Василий Перов переходит к драматическим сюжетам. Коллеги теперь называют его «папой московским», критики — «Достоевским и Тургеневым русской живописи». Его героями отныне становятся «униженные и оскорбленные», «бедные люди».

Принято считать, что с картины «Проводы покойника», написанной в 1865-м, за год до «Тройки», начинает отсчет новое движение в русском искусстве — идейный реализм. А Перов становится его лидером, «отцом русского жанра».

Сюжет «Тройки» мало понятен сегодняшнему зрителю с первого взгляда и требует разъяснений. Здесь изображены крестьянские дети, отданные в обучение в город к мастеровым. Они используются как дешевая рабочая сила: тащат обледенелую бочку с водой. Эта картина написана, что называется, «на основе реальных событий». Однажды на глазах у художника трое детей не смогли удержать сани, на которых везли бочку, та опрокинулась и превратила улицу в сплошную ледяную горку. Закоченевшими руками ребята вернули ее на место и вновь направились к проруби.

Но история создания полотна имела еще более трагическое продолжение. Мальчик Вася, единственный сын крестьянки Марьи, с которого Перов писал центрального персонажа «Тройки», через три года умрет от оспы, а его мать придет к художнику с узелком мелочи и просьбой продать картину ей. Перов отведет крестьянку к владельцу полотна Третьякову, в доме которого ее оставят наедине с полотном, и Марья будет два часа на коленях молиться на эту «Тройку», как на «Троицу».

«Она молилась горячо и сосредоточенно на изображение ее дорогого и незабвенного сына. Ни мой приход, ни шаги ушедшего слуги не развлекли ее внимания; она ничего не слыхала, забыла обо всем окружающем и только видела перед собой то, чем было полно ее разбитое сердце», — рассказывал Перов. Художник потом специально для Марьи напишет портрет ее мальчика Васи и пришлет в деревню.


Василий Перов. Проводы покойника (фрагмент). 1865. Государственная Третьяковская галерея, Москва

«Проводы покойника», «Утопленница», «Старики-родители на могиле сына» — вся палитра горя от Василия Перова. Как пишут критики, когда смотришь на его картины, «сердце сжимается, хочется плакать». Из обличителя и сатирика он не случайно превращается в «поэта скорби». Собственная жизнь порой кажется ему беспросветной — всего пять лет семейного счастья с первой женой заканчиваются трагедией: Перов хоронит супругу, а потом и двоих старших детей. В живых остается только младший сын Владимир, который пойдет в отца и вырастет художником.

Примечания

. И.Е. Репин. Н.Н. Ге и наши претензии к искусству. — В кн.: Репин. Воспоминания, статьи и письма из-за границы. Спб., 1901, с. 162.

. Н.С. Лесков. Памятные встречи. — ЦГАЛИ, ф. 275, оп. 1, ед. хр. 71, л. 7.

. В.В. Стасов. Н.Н. Ге. Его жизнь, произведения, переписка. М., 1904, с. 402 (далее — В.В. Стасов. Н.Н. Ге…).

. А.Н. Бенуа. Русский музей императора Александра III. М., 1906, с. СО.

. Н.П. Ульянов. Мои встречи. М., 1952, с. 55.

. Виктор Никольский. Николай Ге. Его жизнь и творчество. Отдел рукописей ГТГ, ф. 4, ед. хр. 196, л. 19.

. Г.Н. Ге. Воспоминания о Н.Н. Ге как материал для его биографии. — Артист, 1894, кн. 2, № 43, с. 125.

. Цит. по: В.Г. Белинский. Полн. собр. соч. в 9-ти т. Т. 1 М., 1976, с. 180.

. Цит. по: Николай Николаевич Ге. Письма. Статьи. Критика. Воспоминания современников. М., 1978, с. 245 (далее — Николай Николаевич Ге…) В дальнейшем тексте письма художника и другие материалы, не отмеченные сносками, цитируются по этой книге.

. Д. Маццини. Эстетика и критика. М., 1976, с. 25, 36.

. Николай Николаевич Ге.., с. 232.

. В.Г. Белинский. Ук. соч. Т. 2, с. 438, 439.

. Николай Николаевич Ге.., с. 43, 44.

. Там же, с. 215, 216.

. Мастера искусств об искусстве. Т. 7. М., 1970, с. 23.

. Николай Николаевич Ге.., с. 238.

. Н.Г. Чернышевский. Избранные эстетические произведения. М., 1974, с. 128.

. Цит. по: Н.П. Ульянов. Ге среди молодежи. — ЦГАЛИ, ф. 2022, оп. 2, ед. хр. 1, л. 13.

. В.В. Стасов. Н.Н. Ге.., с. 152, 153.

. Николай Николаевич Ге.., с. 234.

. Там же.

. Цит. по: Ю.В. Манн. Русская философская эстетика (1820—1830-е годы). М., 1979, с. 137, 138.

. А.И. Герцен. Собр. соч. в 30-ти т. Т. 11 М., 1959, с. 512.

. И.Н. Крамской. Письма. Т. 1 М.—Л., 1937, с. 236.

. Николай Николаевич Ге.., с. 84.

. А.И. Герцен. Ук. соч. Т. 1 М., 1954, с. 30.

. Николай Николаевич Ге.., с. 100.

. Там же, с. 207.

. Цит. по: В.И. Каминский. Пути развития реализма в русской литературе конца XIX века. Л., 1979, с. 117.

. Цит. по: Николай Николаевич Ге.., с. 96.

. Цит. по: там же, с. 89.

. Цит. по: Н.П. Ульянов. Ге среди молодежи, с. 78.

. Цит. по: там же.

. Цит. по: Николай Николаевич Ге.., с. 102, 103.

. Там же, с. 275.

. В. В. Стасов. Н.Н. Ге.., с. 259.

. Там же, с. 280.

. Николай Николаевич Ге.., с. 117, 118.

. Н.К. Михайловский. Литературно-критические статьи. М., 1957, с. 52.

. Николай Николаевич Ге.., с. 118.

. Цит. по: Н.П. Ульянов. Мои встречи, с. 73.

. М.Е. Салтыков-Щедрин. Собр. соч. в 20-ти т. Т. 19, кн. 1 М., 1976, с. 160.

. Цит. по: Т.П. Маевская. Романтические тенденции в русской прозе конца XIX века. Киев, 1978, с. 108.

. Николай Николаевич Ге.., с. 118, 119.

. Цит. по: Л.Н. Толстой и русская литературно-общественная мысль. Л., 1979, с. 224.

. Николай Николаевич Ге.., с. 126.

. С.М. Степняк-Кравчинский. Соч. в 2-х т. Т. 1 М., 1958, с. 390, 391.

. Цит. по: Николай Николаевич Ге.., с. 126.

. Цит. по: там же, с. 139.

. Цит. по: В.И. Каминский. Пути развития реализма в русской литературе конца XIX века. Л., 1979, с. 143.

. И. Выдрин. Н.Н. Ге в воспоминаниях его учеников. — Искусство, 1971, № 9, с. 61.

. Н.П. Ульянов. Воспоминания о Ник. Ник. Ге. — ЦГАЛИ, ф. 2022, оп. 1, ед. хр. 85, л. 12.

. Н.М. Минский. При свете совести. Мысли и мечты о цели жизни. Спб., 1897, изд. 2-е, с. 1, 48.

. Виктор Никольский. Николай Ге. Его жизнь и творчество. — Отдел рукописей ГТГ, ф. 4, ед. хр. 196, л. 21.

. Цит. по: В.В. Стасов. Н.Н. Ге.., с. 349.

. Цит. по: Николай Николаевич Ге.., с. 171.

. Л.Н. Толстой и Н.Н. Ге. Переписка. М.—Л., 1930, с. 60.

. Письма Толстого и к Толстому. М.—Л., 1928, с. 41.

. Г.Н. Ге. Воспоминания о Н.Н. Ге как материал для его биографии, с. 133.

. Николай Николаевич Ге.., с. 171

. Там же, с. 192.

. Н.П. Ульянов. Мои встречи, с. 75.

. Николай Николаевич Ге.., с. 186.

. Там же, с. 177.

  К оглавлению Следующая страница

LiveInternetLiveInternet

Тройка (Ученики мастеровые везут воду). В. Перов, 1866 год. | Фото: 900igr.net.«Тройка (Ученики мастеровые везут воду)» — невероятно эмоциональное полотно, созданное русским художником Василием Перовым. Трое деток, запряженные в сани, обреченно тянут огромную бочку с водой. Очень часто картину приводят в пример, говоря о нелегкой крестьянской судьбе. Вот только создание этой картины стало настоящим горем для обычной деревенской женщины.

Василий Григорьевич Перов — российский живописец XIX века. | Фото: filipoc.ru.

Василий Перов

уже долго работал над картиной. Была написана большая ее часть, не хватало только центрального персонажа, художник не мог найти нужный типаж. Однажды Перов прогуливался в окрестностях Тверской заставы и рассматривал лица мастеровых, которые после празднования Пасхи возвращались из деревень обратно в город на работу. Тут-то и увидел художник мальчика, который будет в последствие приковывать взгляды зрителей к его картине. Он был родом из Рязанской губернии и шел с матерью в Троице-Сергиеву лавру. Художник, возбужденный от того, что нашел «того самого», стал эмоционально упрашивать женщину разрешить ему нарисовать портрет сына. Испуганная женщина не понимала в чем дело и попыталась ускорить шаг. Тут Перов предложил ей пройти в его мастерскую и пообещал ночлег, т. к. узнал, что путникам негде остановиться.

Тройка (Ученики мастеровые везут воду). Фрагменты картины В. Перова.

В мастерской художник показал женщине неоконченную картину. Она испугалась еще больше, мол, грех это – людей рисовать: одни от этого чахнут, а другие умирают. Перов уговаривал ее, как мог. Он приводил в пример царей, архиереев, позировавших художникам. В конце концов, женщина согласилась. Пока Перов писал портрет мальчика, мать рассказывала о своей нелегкой доле. Ее звали тетушкой Марьей. Муж и дети умерли, остался лишь один Васенька. Она в нем души не чаяла. На следующий день путники ушли, а художник вдохновлено заканчивал свое полотно. Оно получилось настолько проникновенным, что тут же было приобретено Павлом Михайловичем Третьяковым и выставлено в галерее.

Тройка (Ученики мастеровые везут воду). Третьяковская галерея. | Фото: rsvpu.ru.

Четыре года спустя на пороге мастерской Перова снова появилась тетушка Марья. Вот только была она без Васеньки. Женщина в слезах рассказала, что ее сынок за год до этого заболел оспой и умер. Позже Перов написал, что Марья не винила его в смерти мальчика, но его самого не оставляло чувство вины за произошедшее. Тетушка Марья сказала, что проработала всю зиму, продала все, что у нее было, лишь бы купить картину, где изображен ее сынок. Василий Перов ответил, что картина продана, но на нее можно посмотреть. Он отвел женщину в галерею к Третьякову. Увидев картину, женщина упала на колени и зарыдала. «Родной ты мой! Вот и зубик-то твой выбитый!» — причитала она.

Тройка (Ученики мастеровые везут воду). Фрагмент картины В. Перова. | Фото: alchevskpravoslavniy.ru.

Владимир Маковский (1846-1920 гг.)

Владимир Маковский. Автопортрет. 1905 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Маковского можно назвать баловнем судьбы. Он родился и вырос в обеспеченной и творческой семье. У него были все шансы стать салонным художником, как и его старший брат Константин Маковский.

Но Владимир любил побродить по ночлежкам и базарам. Он искал яркие типажи. Ведь он предпочитал жанровые сценки о тяготах простых людей. Поэтому его герои такие правдивые и эмоциональные.

На картине «Свидание» мы видим мать и сына. Сын был отдан в подмастерье. Мать навещает его, купив в подарок калач.

Владимир Маковский. Свидание. 1883 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Босой мальчик жадно впивается зубами в хлеб. Сразу становится понятно, в каких ужасных условиях живет и работает ребёнок. Мать это понимает. В ее грустных глазах все легко читается. Но сделать она ничего не может.

Нищета не позволяет ей забрать сына. А может ещё теплится надежда, что однажды сын сможет стать мастером и «выбьется в люди». Но в любом случае, настоящего детства у мальчика нет.

А вот ещё одна история «На бульваре». После отмены крепостного права далеко не всем крестьянам достались земельные наделы. И уезжали работать в города, чтобы прокормить семью.

Молодой парень так и сделал. Устроился дворником. И вот через какое-то время к нему приехала молодая жена с младенцем. Вот их мы и видим на скамье на Сретенском бульваре Москвы.

Владимир Маковский. На бульваре. 1887 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Муж уже привык к вольной жизни. Поэтому жена для него лишь помеха. Понимая это, девушка сидит как оглушенная, пытаясь осознать своё несчастье. И пейзаж соответствующий: ноябрь, опавшая листва, одинокие прохожие.

Картины Маковского очень литературны. Это скорее истории. По ним мы понимаем всю жизненную ситуацию героев: что предшествовало запечатлённому моменту. И что их ждёт впереди.

Популярные сочинения

  • Сочинение Тема и идея рассказа Конь с розовой гривой Произведение В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой» имеет поучительный характер. Автор показывает на примере мальчика, сожалеющего об том, что он рассердил и подвёл бабушку.
  • Сочинение по картине Дождь в дубовом лесу Шишкина (3 класс) Картина «Дождь в дубовом лесу» была написана в 1891 –м году, когда Шишкин был на пике своего творческого потенциала. Она продумана автором до мельчайшей детали, до малейшего штриха, что видно даже невооруженным глазом.
  • Анализ произведения Невский проспект Гоголя «Невский проспект» является одной из повестей времён посещения Гоголем Академии Искусств . Замысел создания данного произведение был навеян общением с большим количеством известных людей

Основная идея

Автор картины «Тройка» здесь обращается к теме детского труда в России тех лет. Сейчас нам сложно представить ситуацию, когда это было вполне законным и абсолютно нормальным, с точки зрения существовавшего тогда строя, явлением. Сколько же горечи и боли в названии произведения! Нам более привычно называть тройками группу резвых лошадей, несущихся с большой скоростью по широким бескрайним просторам России. А тут бедные и измученные дети, вынужденные тянуть непосильную ношу в морозный день. Многие городские мастеровые тогда нагружали своих учеников подобной тяжелой работой. Дети в таких адских условиях часто болели и умирали. Глядя на картину, можно живо представить себе всю безысходность ситуации

Именно на это хотел обратить внимание общества художник. Произведение никого не оставит равнодушным, заставит быть добрее к людям и не позволит пройти мимо и не увидеть рядом с собой обездоленности и нищеты

Творческий путь художника

Стало привычно воспринимать Перова убежденным сторонником искусства критического реализма. Между тем на весь его сложный творческий путь оказывали большое влияние жизненные кризисы и творческие изломы.

Творчество художника во многом отвечало на запросы времени и формировало общественные настроения.

Его можно условно разделить на три периода: «поэзия скорби», поиски «отрадного» и уход в «монументальные» жанры.

К «Поэзии скорби» относятся работы, написанные до 1870 года. На полотнах появляются представители социальных низов, искаженные голодом и непосильным трудом. Эти образы вопиют о неправильном общественном устройстве, призывают к судилищу, превращая зрителя в защитника слабых и обвинителя сильных. Без преувеличения Перова называют художником «детства». На многих его работах представлены несчастные дети, столкнувшиеся с сиротством, бездомностью, нищетой.

К поискам «отрадного» живописец обращается благодаря запросу общества, которое устало от несбывшихся социальных надежд. Его полотна стали отличаться мягким юмором, лирикой, фельетонностью. При всем этом художник не смог преодолеть свою внутреннюю неудовлетворенность. В то самое время в русской живописи предстали перед публикой молодые художники, опередившие Перова. В художественном кругу на первое место вышел Репин. Перов же не привык числиться на вторых ролях.

Уход в «монументальные» жанры произошел на закате жизни мастера. Начались бесконечные эксперименты. Перов бросает камерные жанры и сосредоточивается на религиозной и исторической живописи, на «переосмысленном» фольклоре, модернизирует манеру письма… В конце жизни обостряется интерес художника к истории, и он задумывает написать триптих о Пугачевском бунте. Из трех запланированных картин («Помещики и крестьяне», «Восстание», «Суд Пугачева») написан был лишь «Суд Пугачева» (1879).

Картины этого периода носят монументальный характер и близки к витающим в воздухе настроениям эпохи. Например, историческое полотно «Никита Пустосвят. Спор о вере» (1881), рассказывающее о столкновении староверов и никониан у трона царевны Софьи. Так совпало, что в это время над все той же темой борьбы «старого и нового» работает Суриков («Утро стрелецкой казни»).

Многое из начатого Перов не завершил. Ему не хватило жизни реализовать свои замыслы.

Искусство Перова как художника заключается в том, что он постоянно искал неизведанные пути, овладевал новыми приемами и имел собственные стилистические особенности. На протяжении десятилетия мастер оставался лидером русской живописи. В конце творческого пути ощутил непонимание бывших единомышленников и охлаждение публики. Перов прожил жизнь, наполненную потерями, сомнениями и разочарованиями, поэтому в работах художника отражен его внутренний мир.

М. Нестеров дал верную оценку всему творчеству художника:

Уважаемый читатель! Как вы считаете, нужно ли знакомить детей с «поэзией скорби» Перова?

Василий Перов, картина «Рыболов»: описание интересные факты

Некоторое время значился в документах как Васильев, по фамилии крестного отца. Российский художник. Василий Перов В. Г. Перов Перов В. Перов, Василий Перов Василий Григорьевич Перов В. Г. Васи.

Описание картины «Портрет писателя Федора Михайловича Достоевского». Перов Василий Григорьевич., . Портрет Ф. М. Он привстал, стараясь разглядеть ее.

Но, несмотря на творческий подъём, в работе над портретом Перов спотыкался о самокритичность к себе и грандиозность личности Достоевского. «Портрет писателя Федора Михайловича Достоевского. (А. Г. Достоевская. Происхождение: Добрачный сын тобольского прокурора, представителя древнего прибалтийского дворянского рода барона Г. К. фон Криденера (Крюденера). Рядом рыбацкая утварь: глиняный жбан и удочки. Пожилой мужчина, кажется, забыл о своем возрасте.

Портрет Ф. М. в. Описание. Ниже мы представляем два описания портрета Достоевского кисти Перова. Пожалуйста, подождите. Василий Григорьевич Перов Портет Ф. М.

Описание картины Василия Перова «Рыболов»

(Тобольск –, с. Кузьминки близ Москвы). Суд Пугачева. Все его работы являются отражением реальной жизни того времени. Свою фамилию получил за умение чисто, красиво писать пером.

Таким образом, не только направление живописи Перова, но и вся жизнь его резко изменилась. Старик всматривается в воду небольшого водоема и лицо его озаряет надежда о крупной рыбе.

Все его работы являются отражением реальной жизни того времени. Фигура портретируемого написана на темном фоне.

Список картин Василия Григорьевича Перова

Увлеченно, с замиранием сердца всматривается он в водную гладь, не сводя глаз с поплавка. Подобные характеристики заметны также в «Птицелове» (1870) и в популярной картине Перова Охотники на привале (1871)., 14. Воспоминания. ст. ) 29 мая (по ст.

Живопись этого художника – это жизнь и быт обычных крестьян, купцов. 9 / 2. В 1861 году по окончании училища получил золотую медаль. В нем художник отобразил истинный характер знаменитого писателя. Герои картин о «тихих страстях» вызывают чаще всего улыбку, полную юмора или доброй иронии.

Описание картины Рыбная ловля, Перов, 1878

(. Х., м. 99х80, 5 ГТГ» картина – Василий Григорьевич Перов.

Дата рождения/смерти. Достоевского, Масло, холст. Сами шили костюмы и мастерили инвентарь, предавая картине колорит 16 века.

Сочинение по картине Перова Рыболов

21 декабря (по ст. Первоначально учился живописи в школе Ступина в Арзамасе. Воспоминания. В это время в жизни Перова вообще произошло много перемен. – М. : Художественная литература, ). см.

Скачать полный размер:. Как известно, Перов запечатлел этого мальчика на своей картине (в середине) и через некоторое время мальчик умер. Перов Василий Григорьевич.

Описание картины Перова «Рыболов»

Это, по словам биографа Перова Н. П. Собко, – «мирные страсти». Другой персонаж картины – молодой мужчина, который готовит наживку. px (0, 4 Mb) Художник: Василий Григорьевич Перов. Портрет Ф. М. Достоевского (). Можно бы сказать, что Перов уловил на портрете минуту творчества Достоевского.

Х., м. 99х80, 5 ГТГ Василий Григорьевич Перов. Таковым стало его полотно «Последний кабак у заставы». Живопись этого художника– это жизнь и быт обычных крестьян, купцов. От картины к картине последовательно приближался к созданию подлинного шедевра.

Рядом рыбацкая утварь: глиняный жбан и удочки. Достоевская. Его облик говорит, что он здесь с практическими намерениями. Знаменитый портрет Перова, на котором писатель Федор Михайлович Достоевский.

Если приглядеться, то можно увидеть березки на фоне утреннего неба. В последнем получил серебряную медаль за этюд головы мальчика. Не менее ценно и другое объединяющее эти полотна чувство – ощущение единения с природой. Лицо его выражает надежду на поимку крупной рыбы.

Портрет Ивана Камынина. Педагог. Среди них выделяют «Монастырская трапеза», «Проводы покойника», «Приезд гувернантки в купеческий дом», «Птицелов» (за эту картину он получил звание профессора), «Рыболов», «Охотники на привале».

В качестве оператора-постановщика над фильмом работал Лягин Константин. Василий григорьевич перов конспект портрета достоевского – Описание картины Василия Перова «Портрет писателя Федора Михайловича Достоевского». ). В работе над проектом приняли участие в общей сложности более 30 человек. В нем и в целом во всем его творчестве отражена судьба русского народа.

Портрет Достоевского, Краткое описание. Он стремится проникнуть в психологию рыболова и раскрыть его страсть к рыбалке. Картины и портреты В. Г. Перова.

Описание картины Василия Перова «Охотники на привале» Картины художников

Этот художник известен многим, прежде всего по картинам «охотничьей» тематики. «Рыболов», «Птицелов», «Голубятник» — названия говорят сами за себя. Будучи и сам страстным охотником, Перов не понаслышке знал все реалии из ее жизни.

Картина «Охотники на привале» одна из самых знаменитых вариаций художника на тему охоты.

На полотне размером в 119х183 см расположились трое охотников. Судя по трофеям, нарисованным в левом нижнем углу картины, охота героев удалась, и они решили устроить привал.

Задний фон печален и немного мрачен — блеклая трава и темное небо со свинцовыми тучами. Явственно угадывается поздняя осень.

Основной акцент на картине — это яркий свет, который сконцентрирован на лицах и руках охотников. Старый и опытный охотник что-то увлеченно и эмоционально рассказывает двум своим сотоварищам, скорее всего, о своих прошлых охотничьих приключениях. Молодой

человек справа внимательно и с явным интересом вслушивается в каждое слово более опытного товарища, мужчина средних лет, что рядом с пожилым охотником слушает вполуха и с показным скептицизмом.

Картина изображает обычную житейскую сценку из жизни каждого среднестатистического мужчины того времени. Но не все так просто как кажется на первый взгляд.

За обычной жизненной ситуацией с картины Перова скрыт глубокий философский смысл. Столкновение на одной плоскости холста старости, молодости и зрелости. Старость — аллегория с пожилым охотником, живет воспоминаниями и идеализирует минувшее, молодость — молодой охотник, восторженно верит буквально всему на слово и зрелость—охотник средних лет, которая ничего не воспринимает просто так, а полагается только на свой жизненный опыт. Картина «Охотники на привале» необычна тем, что все герои, которые изображены на ней имеют реальные прототипы. Друзья художника — врачи и, кстати, тоже заядлые охотники — Д.П. Кувшинников, В.В. Бессонов и Н.М. Нагорнов.

Прислал: Калинина Инна . 2017-10-08 22:00:36

Автор книги: Екатерина Алленова

Заключение

Позднее творчество Перова обычно характеризуется как период поисков, в которых художник, как правило, терпит неудачу. Между тем сейчас, когда прочерчен весь путь развития живописи во второй половине XIX века, становится очевидным, что Перов обладал удивительной интуицией или просто умом человека, умеющего предугадать, вычислить или, как сейчас принято говорить, смоделировать на уровне сюжетной программы наиболее перспективные, интересные в художественном отношении, не повторяющие «пройденного» творческие задачи. Его «неудачи» отчетливо обозначают вехи на пути, по которому действительно двигалась живопись 1870 – 1890-х годов. Так, Христос в Гефсиманском саду – предвосхищение поздних картин Ге, Плач Ярославны и эскизы Снегурочки – композиций Виктора Васнецова.

В 1871 году состоялась первая выставка Товарищества передвижников. Перов был одним из его членов-учредителей и, вплоть до выхода из Товарищества – казначеем московского отделения. На первой передвижной выставке были представлены Охотники на привале, Рыболов и Портрет Островского. Если портреты Перова неизменно получали высокую оценку, то его «отрадные» жанры вызывали недоумение: как это вдруг прежний «певец скорби», мастер обличительных сюжетов превратился в заурядного бытописателя, изображающего обывателей, предающихся на пленэре праздному времяпрепровождению.

Но Перов по-прежнему остро ощущал «злобу дня», в том числе и живописную, и хорошо понимал, что время «остросюжетных» композиций ушло безвозвратно. «Искусство совершенно лишнее украшение для Матушки-России, а может быть, и не пришло то время, когда… любовь к нему будет законнее», – замечал он в одном из писем к Стасову. Кстати, союзником его здесь выступает не кто иной, как Чернышевский, в 1850-е годы ратовавший за «приговор явлениям жизни». В 1874 году он писал: «Переделать по нашим убеждениям жизнь русского общества… В молодости натурально думать о всяких химерах. В мои лета было бы стыдно сохранять наивность. Я давно стал совершеннолетним. Я давно увидел, в каком обществе я живу, какой страны, какой нации сын я. Хлопотать над применением моих убеждений к ее жизни значило бы трудиться над внушением волу моих понятий о ярме. Работать для людей, которые не понимают тех, кто работает для них, – это очень неудобно для работающих и невыгодно для успеха работы».

Абрам Архипов

Архипов был выходцем из очень бедной семьи. Но мы почти не увидим у него трагичных сюжетов. К тому же он больше остальных передвижников тяготел к импрессионизму. Который волей-неволей смягчает любую драму.

Но есть у Архипова главный шедевр, «Прачки», который как нельзя лучше вписывается в концепцию передвижников.

Однажды художник случайно забрёл в подвал одного дома. И увидел бедных женщин, которые с утра до позднего вечера возятся в корытах с водой.

Он был крайне поражён их тяжким трудом. Поэтому не мог не создать своих «Прачек».

Пожилая женщина без сил опустилась на скамью. Ее худая, скрюченная рука кажется слишком миниатюрной для такого адского труда.

Лиц молодых прачек мы не видим. Будто Архипов даёт им надежду однажды вырваться из этой бесконечной круговерти тазов, мыла и пара.

Но все же Архипов предпочитал не грустить. И чаще изображал счастливых женщин.

В этой статье и так было много поводов для грусти. Поэтому завершу пост на более позитивной ноте. Портретом довольной и нарядной крестьянки.

Товарищество передвижных выставок просуществовало 53 года (1870-1923 гг.). Уже в конце 19 века их стали все чаще критиковать. Обвиняя в литературщине и гипертрофированном трагизме.

А с возникновением моды на модерн и беспредметное искусство и вовсе перестали покупать.

Но вклад художников-передвижников в развитие русского искусства колоссальный. Живописное мастерство художников, работающих в свободной атмосфере, поднялось на невероятную высоту.

В том числе поэтому многие шедевры русской живописи созданы именно во второй половине 19 века, в пору рассвета эпохи передвижничества.

В
XIX веке петербургская Академия
художеств оставалась
центром творческой жизни страны. Это
было достаточно консервативное учреждение
«…с царившими здесь педагогической
системой преподавания, устаревшими
нормами эстетики, потерявшими связь с
передовой русской художественной
культурой…».

В
1863 году случился скандал: 14 выпускников
Академии — Крамской, Корзухин,Маковский
К., Лемох,
Григорьев, Журавлев, Морозов и другие,
отказались участвовать в конкурсе на
большую золотую медаль и демонстративно
вышли из ее состава.

В
том же году ими была создана Артель
свободных художников, которая в течение
ряда лет являлась в Петербурге своеобразным
художественным центром.

Московские
художники Мясоедов Г. Г., Перов
В. Г., Маковский
В. Е.,
Прянишников И. М., Саврасов А. К. в конце
1869 года предложили петербургской Артели
соединиться всем вместе и образовать
новое общество. В 1870 году «товарищество
передвижников»
,
уже утвержденное правительством, начало
свою деятельность. Главное, чего прежде
всего сумели добиться художники
передвижники, — это устройство
самостоятельных выставок и передвижение
их по городам России.

С
появлением товарищества передвижников
новое искусство развивается в едином
русле с передовой русской литературой,
музыкой, театром, общественной мыслью,
образуя мощный поток русской демократической
культуры, одухотворенной передовыми
социальными идеями своего времени.

В
состав общества художников передвижников
в разное время входили Репин
И. Е.,
Суриков В. И., Маковский
В. Е., Прянишников
И. М.,
Саврасов А. К., Шишкин И. И., Максимов В.
М., Савицкий К. А., Васнецов A. M. Васнецов
В. М.
,
Куинджи А. И., Поленов В. Д., Ярошенко Н.
А., Левитан И. И., Серов
В. А. и
др. Участниками выставок художников
передвижников были Антокольский М. М.,
Верещагин В. В.,Коровин К. А., Коровин С.
А., Рябушкин А. П., и др.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: