Характер
Хальс был натурой всесторонне одаренной и увлекающейся. В 1616-1625 годы он входил в состав Кафедры риторики, своеобразного общественного объединения любителей литературы. В этом клубе Хальс приобрел друзей и единомышленников, а также заказчиков.
Свидетельства современников характеризуют Франса Хальса как человека энергичного, жизнелюбивого, любителя веселья и шуток. Как и его герои, он любил развеселые пирушки, шумные празднования. Это не соответствовало жестким требованиям направления протестантизма, которое тогда было ведущим в Голландии, – кальвинизма.
В списке отрицательных черт характера художника – прямолинейность, упрямство, вспыльчивость, неорганизованность. Такие качества очень вредили Хальсу в жизни, не давали ему пробиться к почестям и славе.
Портрет
За редким исключением, фигура изображается стоящей или сидящей на простом, относительно темном фоне, возможно, с его или ее тенью на нем. Иногда он держит в руках какой-либо аксессуар, например, череп, книгу, трость, меч, ветку, веер, цветок — часто символизирующий или подчеркивающий какую-либо черту характера субъекта — или предмет одежды, например, пару перчаток или шляпу.
Чаще всего его кадрируют в середине тела, реже — в три четверти, в исключительных случаях — в полный рост (известен только один пример: портрет Виллема ван Хейтхёйсена).
Иногда на портрете изображается герб человека — в некоторых случаях добавленный впоследствии рукой не художника — или указание его возраста на момент написания портрета, которому предшествует латинская надпись ætat. suæ (сокращение от ætatis suæ: «в возрасте»).
Хальс писал индивидуальные портреты людей, в основном из состоятельных классов и принадлежащих к различным категориям:
Считается, что Хальс написал «Портрет Рене Декарта» около 1649 года, оригинал которого, похоже, был утерян, но в Лувре хранится его копия. Другой портрет Декарта, приписываемый Хальсу, находится в Музее искусств в Копенгагене.
Некоторые из этих работ фактически являются портретами пары, где мужчина и женщина изображены на двух отдельных холстах или панелях. Иногда личность изображенного человека не удавалось установить, как в случае со Смеющимся кавалером. Портреты детей, часто радостные, вероятно, принадлежат собственным детям художника.
Хальс написал несколько групповых портретов. Это были заказные портреты людей из среднего и высшего классов общества того времени.
Военные, по крайней мере, офицеры и сержанты, которые командовали своими групповыми портретами, обычно были выходцами из «высших» кругов.
В музее Франса Хальса в Харлеме хранятся пять портретов гражданских ополченцев работы мастера:
Только эти картины содержат в общей сложности 68 портретов 61 различных людей, не считая одной собаки.
Картина «Рота капитана Рейнира Реаля и лейтенанта Корнелиса Михельша». Blaeuw, известная как «Бережливая компания», которая находится в Рейксмузеуме, была оставлена Хальсом практически незавершенной. Питеру Кодде было поручено завершить его в 1637 году. Отличить вклад двух художников в эту работу довольно сложно.
В музее Франса Хальса также хранятся три портрета регентов:
Есть также несколько семейных портретов: «Семейный портрет в пейзаже» (Бридгнорт, Шропшир), написанный около 1620 года, семейный портрет 1635 года в Художественном музее Цинциннати (Огайо) и два других «Семейных портрета в пейзаже», датируемых 1648 годом, один из которых находится в Национальной галерее в Лондоне, а другой в музее Тиссена-Борнемисы в Мадриде — последний является фактически единственной картиной Франса Хальса, находящейся в испанском музее.
Франс Халс также написал свадебный портрет, в котором, вопреки обычной практике, пара изображена на одной опоре: «Свадебный портрет Исаака Масса и Беатрикс ван дер Лаен» в Рейксмузеуме, написанный в 1622 году.
Начало пути
В 1615 году о Хальсе заговорили как о подающем надежды живописце. Его прославил групповой портрет «Банкет офицеров стрелковой роты Святого Георгия» (1616 год). Эту работу считают началом «Золотого века» фламандского изобразительного искусства. Критики отмечают четкость и рельефность фигур в первых работах художника, теплые оттенки, передающие радость существования изображенных персонажей.
ВАМ ПРИГОДЯТСЯ СТАТЬИ
В 20-е годы XVII века Хальс пробует себя в разных жанрах бытовые сцены и картины по мотивам библейских сюжетов. Например, изображения апостолов Луки и Матфея (1623-1625 годы, картины находятся в Одессе, в Музее западного и восточного искусства).
Его любимые герои в 20-е и 30-е годы XVII века – бедняки, рядовые горожане, люди из народа:
- «Шут с лютней»;
- «Веселый собутыльник»;
- «Цыганка»;
- «Мулат»;
- «Мальчик-рыбак»;
- «Малле Баббе»;
- «Улыбающийся кавалер» и др.
Даже святые евангелисты изображены как представители простонародья, близкие и понятные каждому зрителю. Хальс подчеркивает непосредственность и обаяние своих героев, их умение радоваться простым мгновениям жизни. На каждом полотне – яркая индивидуальность, сложный характер, интересная художнику и представляющая целый необъятный мир душа простолюдина.
Излюбленный жанр группового портрета в этот период пересматривается мастером: Хальс оказался от официальных поз персонажей, старается изобразить их в реальной обстановке, подчеркивает их обычность, «человечность».
Так художественное полотно начинает вести диалог со зрителем, вызывать его живой интерес. На основе таких принципов выполнены известные работы Хальса:
- «Банкет офицеров стрелковой роты св. Адриана» (1623-27 годы);
- «Банкет офицеров стрелковой роты св. Георгия» (1627 год);
- «Групповой портрет стрелковой роты св. Адриана» (1633 год);
- «Офицеры стрелковой роты св. Георгия» (1639 год).
Полотна Хальса представляют все слои общества, реальные жизненные картины и реальные характеры. Представители знати, военные, торговцы, бродяги в момент их обыденного существования – все социальные типы одинаково интересны художнику.
Хальса отличает легкость и непринужденность письма, темпераментная манера отражения действительности, динамичность образов, оптимизм. Среди работ этого периода выделяется парадный «Портрет Виллема Хейтхейссена», где персонаж изображен в полный рост в официальном костюме. Хальс творит в Харлеме, выезжать из города не любит. Существует произведение, которое надо было писать Амстердаме, начатое художником, но так и не законченное, из-за чего его пришлось дописывать другому мастеру.
Франц хальс золотой век голандской живописи франц
ФРАНЦ ХАЛЬС ЗОЛОТОЙ ВЕК ГОЛАНДСКОЙ ЖИВОПИСИ
Франц Халс • Халс родился приблизительно в 15821583 годах в семье фламандского ткача Франсуа Франса Халса ван Мехелена и его второй жены Адриантье. В 1585 после падения Антверпена семья Халса перебралась в Харлем, где художник прожил всю свою жизнь.
• Ван Гог о Хальсе: «Он писал портреты, одни только портреты… Дальше этого он не шел, но это вполне стоит «Рая» Данте, всех Микеланджело и Рафаэлей и даже Греков…»
• «Творчество Франца Хальса, выдающегося портретиста XVII столетия, было вершиной периода решительного наступления реализма в живописи. Смело ломая привычное представление о портрете как о • точном, бесстрастном слепке с натуры, Хальс создает острый, яркий образ – характер, схваченный в один из моментов непрерывной изменчивости человеческого лица.
Художник отказывается от обязательных традиционных норм – фронтального или профильного изображения, тщательного исполнения околичностей, условной, стандартной позы. Каждый персонаж на его холстах имеет свойственные только ему поворот, ракурс, позу, жест, свою особую манеру улыбаться или быть серьезным, свой взгляд на людей и на вещи» (Ю. И. Кузнецов).
• Первый портрет Халс создал в 1611 году, но известность пришла к Халсу после создания картины «Банкет офицеров стрелковой роты св. Георгия» (1616).
• «Портрет так понравился, что вскоре посыпались новые заказы. Хальсу, однако, все это вскоре перестало нравиться. Ему очень досаждали заказчики.
Каждый, улучив минутку, требовал «по дружбе» написать его на первом плане и поблагородней.
Семейный портрет Исаака Массы и его жены Около 1622 года Хальс создает первый в своем творчестве семейный портрет, где изображает супружескую пару во время прогулки в саду. Молодые люди отдыхают под раскидистым деревом. Мимолетность состояния людей выражена в их позах и мимике.
• «Улыбающийся кавалер» Франса Хальса, который сейчас украшает Коллекцию Уоллес в Лондоне. Вполне возможно, • что к военной службе этот красавец не имел никакого отношения, но лихо закрученные усы и неколебимая уверенность в себе делает его в нашем восприятии участником офицерских пирушек, которые прославили Хальса как мастера группового портрета.
Среди них завораживающие своим задором «Мулат» (1630),
«Мальчикрыбак» (1630)
«Впервые в истории портретной живописи Хальс заставляет свои модели не позировать, а жить и действовать на полотне, как бы фиксирует человека, выхваченного из потока жизни, – пишет Т. Седова.
– Он создает новый в европейском искусстве тип портрета – так называемый жанровый портрет.
В чем своеобразие портретов Хальса? Видимо, прежде всего, в том, что он отказался от статичности в изображении людей, к которой тяготели его предшественники» .
«Цыганка» Лувр, Париж
• Свой этюд о Хальсе в книге «Гений места» Петр Вайль закончил так: «Голландская живопись отвечает изначальному значению русского слова – она живая. Проходишь двориком де Хоха меж кирпичных стен в пивную, полную хальсовских персонажей, – такие же крепкие, красномордые, оживленные, только бородки затупились» .
Высшее достижение Халса — его последние групповые портреты регентов и регентш (попечителей) приюта для престарелых, исполненные в 1664 году, за два года до смерти художника, одиноко окончившего жизненный путь. Полны тщеславия холодные и опустошенные, властолюбивые и чванливые, сидящие за столом старухи попечительницы с группового «Портрета регентш приюта для престарелых» (Гарлем, Музей Франса Халса).
Выдающийся голландский портретист Франс Халс
Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура конца XVI-XVIII веков Опубликовано 01.02.2017 18:23 Франс Халс – один из представителей Золотого века голландской живописи.
Золотым веком голландской живописи называют самую выдающуюся эпоху в нидерландской живописи – XVII век. Самыми известными представителями живописи Голландии этого времени были Рембрандт, Франс Халс, Ян Вермеер, Питер де Хох, Ян Хавикзоон Стен, Герард Терборх, Якоб ван Рёйсдал, Виллем Корнелис Дейстер и другие. Но Золотой век Голландии не ограничивался только искусством. Это период в истории Нидерландов, когда республика Соединённых провинций достигла своего расцвета также в торговле и науке. В Голландии XVII в. жили и работали около 2000 художников. Большинство из них принято называть «малыми голландцами». Этот термин обозначает небольшой размер и камерный характер их произведений. «Малые голландцы» работали преимущественно в трёх жанрах: пейзаж, натюрморт и бытовой жанр, причём с узкой специализацией. Халс был портретистом и сыграл важную роль в эволюции группового портрета XVII в.
Критическая судьба Франса Хальса
Успех и похвалы сопровождали карьеру Франса Хальса, по крайней мере, до определенного периода. Гражданские конфликты, которые были очень острыми в Нидерландах в то время, возможно, способствовали этой ситуации. Ничего не подозревающий Шейтс прямо заявляет, что финансовые трудности, которые тяготили художника в зрелом и пожилом возрасте, были вызваны снижением качества его работ, которые, очевидно, уже не могли идти в ногу с новой модой, навязанной портретистами и их клиентами, хотя это не мешало Хальсу получать портретные заказы до конца его долгой карьеры. Но неоспоримым является тот факт, что несколько важных голландских историков искусства XVII века пренебрегали им: Самуэль ван Хоогстратен не упоминает его в «Inleyding tot de Hooge Scoole der Schilderkonst» (Роттердам 1678), ни Жерар де Лайресс в «Het Groot Schilderboeck» (Амстердам 1707), ни Дж. Фон Сандрарт, хотя и был таким нонконформистом и так хорошо осведомлен о скандинавском искусстве, не счел нужным посвятить ему биографию в 1675 году, когда он составлял жития главных мастеров своего времени.
Послесловие
В довершение ко всем «чудачествам» фламандского мастера, хотелось бы отметить, что он почти никогда не подписывал свои работы — полагая, вероятно, что его неповторимая манера живописного письма и смеющиеся образы и так являются его визитной карточкой, с успехом заменяя автограф.
Всего около трёхсот работ, приписанных художнику искусствоведами, дошло до наших дней. И сейчас наиболее крупным собранием работ голландского живописца обладает музей имени Франса Хальса в его родном городе Харлеме. Также немало его картин находятся в экспозиции амстердамского Рейксмузеума.
Из-за манеры Хальса, которому важнее всего было подчеркнуть в изображаемом человеке именно человеческие, а не сословные черты, не всем богатым заказчикам нравился подобный, «слишком реалистический» подход мастера. Но те, кто все же решился позировать художнику, теперь вознаграждены сторицей. Их лица и через три с лишним века выглядят живыми.К слову, это о его живописи великий Ван Гог однажды сказал, что у Халса «не менее чем 27 оттенков чёрного». Это его портрет был изображён на нидерландской банкноте в 10 гульденов, имевшей хождение в 1970-1990 годах…
Герои полотен голландского живописца
В портретах Хальса можно увидеть представителей всех слоев общества Нидерландов: бюргеры, стрелки, ремесленники, представители из простого народа, в том числе и детей. Такой демократизм его искусства был обусловлен традициями эпохи, в которой свершилась нидерландская революция.
Хальс запечатлевая своих героев в действии, в конкретной жизненной ситуации, делал акцент на мимику, жесты, позу, мгновенно и точно схватывая их. Он не только реформировал единичный заказной и групповой портреты, но стал создателем портрета, граничащего с бытовым жанром, при этом не детализируя его.
Стоит отметить, что заказные портреты Франс Хальс старался писать почти всегда в своей мастерской. Причем всегда усаживал свою модель так, чтобы та была освещена слева. В первую очередь, мастер концентрировался на лице и характере модели, а уж потом думал об игре света и тени на ее одежде
Еще меньше он уделял внимание реквизиту и аксессуарам, сводя его до минимума. Так, к примеру, для того чтобы подчеркнуть высокое положение заказчицы, ему хватало перчаток или веера
Знаменитая хальсовская «Цыганка» — портрет не заказной. Вероятно, любой другой голландский портретист, включил бы ее в какую нибудь жанровую сценку, добавив, к примеру, «цыганке» кавалера или даже двух, старуху сводницу, иль несколько монеток, которые объясняли бы, сколько стоит её лукавая улыбка и высоко приподнятая корсажем грудь. Но Хальс, остался верен себе, он, как всегда, немногословен, он не стал расширять сюжет какими-либо подробностями.
Гендерные сцены
Помимо портретов, Халс также написал ряд жанровых сцен с изображением гуляк, музыкантов, детей рыбаков на пляже, продавца овощей, «деревенской сумасшедшей» из Харлема («Malle Babbe») и других подобных сюжетов, которые, по-видимому, были призваны, прежде всего, передать «впечатления от повседневной жизни».
Темы жанровых картин Хальса ближе к работам утрехтских художников Караваджо, чем к буржуазным сценам, придуманным Виллемом Питерсом. Буйтевеч (а влияние Буйтевеча на других художников, таких как Питер де Хух и Йоханнес Вермеер, было огромным.
Жанровые картины Хальса также отличаются своим форматом, который, как правило, больше, чем обычно принято для этого типа работ.
В музее Метрополитен в Нью-Йорке есть несколько прекрасных образцов: «Ревельщики Марди Гра», около 1615 года, «Юный рамп и его красавица» (1623) и «Мальчик с лютней» (около 1635). Версия «Игрока в роммельпот» находится в Художественном музее Кимбелла в Форт-Уэрте, штат Техас, а другая, возможно более поздняя, в Художественном институте Чикаго.
Некоторые картины Хальса можно считать как портретами, так и жанровыми полотнами. Таковы, например, «Богемская женщина» (ок. 1628-1630) в Лувре и «Веселый пьяница» (ок. 1628-1630) в Рейксмузеуме. Иногда их называют «портретами персонажей».
Поздний период
О завершающем этапе живописной карьеры Хальса говорят, что в них использовано множество оттенков черного и белого. В работах присутствует всего несколько цветов, они на первый взгляд кажутся неяркими и сдержанными, однако художник работает над светотенью, полутонами, контрастными красками:
- «Мужчина в чёрной одежде» (1650-52 годы);
- «Виллем Крус» (1660 год) и др.
Этот период отличают философские раздумья мастера над жизнью и ее смыслом. Многие произведения пессимистичны и передают трагизм человеческого существования:
- «Регенты приюта для престарелых» (1664 год);
- «Регентши приюта для престарелых» (1664 год.).
На закате творческого пути Хальс почти не пишет, круг заказчиков сокращается, и старость его протекает в крайней нищете и наступающей безвестности.
Суммури
Франс Халс (Антверпен, между 1580 и 1583 — Харлем, 26 августа 1666) — голландский художник эпохи барокко (Объединенные провинции), считающийся, наряду с Рембрандтом и Йоханнесом Вермеером, одним из самых значительных представителей Золотого века.
Хотя он, вероятно, был фламандского происхождения, именно в голландском городе Харлеме он провел остаток своей жизни и карьеры, начиная с 1591 года.
«Он был великолепно одаренным семейным мальчиком, который зарабатывал на жизнь рисованием, бесцеремонно, как джентльмен, торопясь побыстрее закончить дела и покончить с ними: в остальное время он был bon vivant, спутником ложи Liefde boven al (Любовь превыше всего), с бурным поведением и настроением, которое объясняло поведение его кисти и иногда приводило его в конфликт с полицией». Эти строки, написанные в 1921 году Луи Жиле, описывают образ Франса Хальса, который сложился у людей в то время. Они также выражают симпатию, несколько снисходительную, к человеку, чьи предполагаемые выходки заставляли нас улыбаться не меньше, чем веселье, которое так часто выражалось на лицах его моделей.
Крупный художник, считающийся одним из великих мастеров портрета, он также написал, особенно в начале своей карьеры, несколько жанровых сцен.
Его картины отличаются своей выразительностью. Его отстраненные мазки характерны для его стиля, и он помог привнести эту живость стиля в голландское искусство. Халс также внес свой вклад в развитие группового портрета в XVII веке, создав портреты гражданской гвардии и регентов.
Более двух веков спустя его стиль оказал значительное влияние на представителей реалистического движения — таких как Гюстав Курбе — и импрессионистического движения — таких как Ван Гог.
Характеристика творчества Франса Халса
У Халса необычайно свободная, размашистая манера письма, уверенность рисунка, сероватый, но энергичный и гармоничный колорит, удивительная виртуозность накладки тонов. Всего в настоящее время насчитывается 164 его картины. Его произведения находятся в различных музеях мира: в Берлинском музее, в Амстердамской и Кассельской галереях, в Дрезденской, Венской и Лондонской галереях, 3 работы в Лувре. Есть работы Халса и в России: 4 портрета хранятся в Государственном Эрмитаже в Петербурге. Его творчество занимает почётное место в голландской живописи. У него было много учеников, среди которых и его сыновья – пятеро сыновей Халса стали художниками-портретистами.
- < Назад
- Вперёд >