Не в священники, а в художники
Многие родители хотят, чтобы дети пошли по их стопам, хотел этого и отец Виктора Михайловича Васнецова – сельский священник, в семье которого 15 мая 1848 года родился живописец. В то время многодетная семья жила недалеко от города Вятка в селе Лопьял. Мать будущего живописца рано покинула этот свет, сыновей воспитывал отец – Михаил Васильевич.
Детство Виктора прошло далеко от городской суеты, благодаря чему мальчик научился с ранних лет ценить красоту родного края. Отец рисовал пейзажи на прогулках с детьми по округе села, видимо, от него сыну и передалась тяга к живописи.
Виктор Михайлович Васнецов «Портрет М. В. Васнецова» 1870 г.
Мальчика, когда он подрос, Михаил Васильевич отдал в духовную семинарию. Отец был образованным человеком, привить знания он пытался и своим детям. Помимо наук, он занимался с сыновьями резьбой по дереву, рисованием. Обособленный уклад жизни позволил мальчикам прикоснуться к старославянским обычаям, поверьям и сказкам.
Именно этот быт повлиял на художественное восприятие Виктора Михайловича. Семинария была не тем местом, в котором хотел учиться творческий мальчик, поэтому он отправился в Санкт-Петербург поступать в знаменитую Академию Художеств.
Описание картины Виктора Васнецова «Жница» Картины художников
Виктор Михайлович Васнецов выступает одним из главных русских живописцев, которые издавна показывали на своих полотнах притчи, рассказы, былины, сопровождая в душах людей движение жизненной силы. Реализм, выступающий в картинах художника, заставляет задуматься над правдой быта.
Картина «Жница» — результат деятельности художника. Написана была работа в 1867 году. Этот период пришёлся на учебный процесс мастера в рисовальной школе общества поощрения художеств. История написания картины сопровождается отношением Васнецова к рабочей жизни крестьян. Простота и робость русской души настолько увлекали, что фигуры, выступавшие в работах творца, словно оживали при взгляде на них.
Изображённая на картине девушка, крестьянского рода, которая полна моментами русского поэтического творчества и правды жизни. Убедительный образ русской женщины в процессе работы, показывает, с какой твёрдостью выполняется
задуманное действие. Неприхотливость и робость ярко выражены на лице девушки. Желтизна поля отражает приход осеннего сбора урожая, вязки снопов и заготовок на зиму. Красный платочек туго завязан для того, чтобы волосы не развевались на ветру. Опрятный сарафан и белая рубашка делают крестьянку одновременно представительной и простой. Вдали виднеются деревенские домики, окутанные небольшой дымкой.
Небольшая по размерам работа «Жница» воплотила в себя значительные черты и монументальность. Фон колосьев создаёт величественный план для крестьянской девушки. Босые ноги не портят кожу. Отсутствие обуви показывает, что нет никаких преград для выполнения своей работы.
Виктор Михайлович изображает могучесть русской души, которой не страшны гнёт и беды. Все это воплощено в одну хрупкую девушку. Мастерство русского искусства всегда было на высоте, так как полотна воплощают в себя человечность и труд, которые не сломить.
Прислал: Fluffy . 2017-10-08 21:45:27
Картины Васнецова и особенности его творческого метода
Несмотря на сформировавшийся в итоге единый и наиболее узнаваемый среди зрителей стиль произведений Васнецова, художник работал в разных жанрах и сферах художественной деятельности. В его ранних работах превалирует бытовая тема («С квартиры на квартиру», 1876; «Преферанс», 1879).
Однако позднее он посвящает почти все свои работы сказочно-былинной тематике. Герои его произведений — это персонажи русских народных сказок: богатыри, Аленушка, Кощей Бессмертный, Снегурочка, Царевна-Лягушка и другие.
В 1880-е годы он создает, пожалуй, самые известные свои произведения: «Витязь на распутье» (1882), «Аленушка» (1881), «Ковер-самолет»(1880).
Одно из своих самых масштабных станковых произведений — «Богатыри» — Васнецов писал около двадцати лет — с 1881 по 1898 год.
К концу 1890-х художник все больше увлекается религиозной тематикой. Он занимается монументальной живописью во Владимирском соборе в Киеве, храме Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге, а также росписью храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне.
Богатыри
Речь идёт о его знаменитых “Богатырях”. Правда, закончил он эту работу лишь много лет спустя. В 1898 году. Что же случилось?
Сначала Васнецов отвлёкся на… Снегурочку. Но не живописную, а театральную. Он создал эскизы всех костюмов для пьесы Александра Островского, которую ставили в частном оперном театре Саввы Мамонтова.
Виктор Васнецов. Эскизы костюмов Снегурочки и Леля для частного театра С. Мамонтова. 1885. Третьяковская галерея.
Эти эскизы были столь популярны, что впоследствии художник выпустил литографии с этими рисунками большими тиражами. В том числе в виде открыток.
Открытка 1902 года с рисунком В. Васнецова “Царь Берендей” 1885 года. Из личной коллекции автора.
Ещё Васнецов согласился на предложение археолога и историка искусства Адриана Прахова расписать Владимирский собор в Киеве. Что ж, художник хотел пробовать себя и в создании религиозных образов.
И вот в 1898 году “Богатыри” были готовы. Это, конечно, программная работа художника. В ней выразилось всё, что он хотел сказать о русском духе, о его силе и стойкости, через образ Добрыни Никитича.
Мудрость и опытность он выразил в чертах Ильи Муромца. А поэтичность русской души он показал в образе Алёши Поповича.
Виктор Васнецов. Богатыри. 1881-1898. Третьяковская галерея.
Спустя 16 лет образы богатырей станут как никогда актуальными. С их помощью Васнецов будет помогать реальным русским воинам. Вот как это было.
Когда в 1914 году началась Первая мировая война, была организована благотворительная ярмарка. Собранные средства шли на нужды русских солдат. Для этой ярмарки Васнецов создал открытку с образом витязя по мотивам своей картины “Один в поле воин”.
Открытка 1914 года с рисунком В.Васнецова “В поле один воин”
Из личной коллекции автора
Художник опровергает своим образом пословицу “Один в поле не воин”, подчёркивая важность каждого солдата на войне.
Итак, Васнецов сделал невероятное. Он убедил своих коллег в том, что русская национальная школа – это не только бытовой жанр с тяготами бедных людей, но и сказка
Да, с яркими цветами. Да, с очень простыми посылами о добре и зле. Но это тоже может быть частью национального искусства.
Надо отдать ему должное: он всех убедил, даже Владимира Стасова. А нас и вовсе не надо убеждать. Сейчас сложно представить себе рассказ о русской живописи без упоминания работ Васнецова. Конечно, подробно мы изучаем его творчество и на курсе “Дневник Русских Художников XIX века”.
Теперь пара слов ещё об одной ключевой работе в творчестве художника.
Обзор книг
Основной соавтор
Jaaj.Club
Новая книга — это тайна для читателя. Загадочная и привлекательная. Но как узнать, что скрыто под обложкой, и есть ли смысл тратить своё время, да и деньги на книгу, которая может разочаровать?
Сейчас много талантливых писателей, но также хватает пустышек, штампующих тексты ради хайпа. Чтобы не ошибиться в выборе, читайте наш сборник обзоров книг
Возможно, вы найдете новые шедевры, о которых ещё не слышали, или узнаете содержание книг, давно привлекших ваше внимание. Будьте в курсе того, что создают писатели и пользуйтесь инструментом, созданным специально для вас.
Обзор книг — это путеводитель в загадочном лабиринте печатных изданий.
Читать
Начало пути
Уже с ранних лет биография Васнецова показывает его как человека, готового идти наперекор обстоятельствам для достижения своей цели. Живописец родился в 1848 году в семье священника, и предполагалось, что Виктор пойдет по стопам отца. Мальчик учился сначала в духовном училище, а позднее в духовной семинарии. Однако с детства он увлекался живописью и даже брал частные уроки рисования в училище. Учеба в семинарии, чтение книг по иконописи и храмовому убранству разбудили в нем интерес к древнерусскому искусству. Вскоре Васнецов понял, что хочет посвятить живописи всю свою жизнь, и, не доучившись в семинарии один год, отправился в Петербург, где начал готовиться к поступлению в Российскую академию художеств. К счастью, отец не стал противиться желанию сына, и Васнецов получил его благословение на выбор творческого пути.
События
17.07.2023 10:16
* * *
Продолжаются работы по продвижению нашего скромного издательского агенства
Коллекция Jaaj.Club
Буквально сегодня были открыты представительства на сайтах
Коллекция Jaaj.Club продолжает свою миссию по собранию самых интересных и уникальных произведений в жанре мистики, фантастики и захватывающих приключений.
Если вы чувствуете, что ваше произведение должно быть на книжной полке Jaaj.Club, то смело
подавайте заявку.
* * *
30.06.2023 18:04
* * *
Сегодня 30 июня 2023 года состоялась выплата роялти авторам книг
Коллекции Jaaj.Club.
За период с августа прошлого года по май 2023-го было продано 27 книг из всей коллекции.
В самое ближайшее время вся статистика по продажам будет добавлена в личный кабинет Jaaj.Club.
Поздравляю с успешным дебютом!
* * *
Иван-Царевич на Сером Волке
Виктор Васнецов. Иван-царевич на сером волке. 1889. Третьяковская галерея.
“Ивана-царевича” Васнецов умудрился создать во время росписи Владимирского собора. То есть этой картине больше повезло, чем “Богатырям”.
Перед нами сказочные герои, которые мчатся через романтический лес. Конечно, ему далеко до реализма. Сложно в настоящем густом лесу представить цветущую яблоню. Ей бы не хватило для этого света. Но для сказочного жанра это очень даже уместно.
Художник заполняет деталями всё пространство. Это и красивые орнаменты на одеждах героев. И цветы яблони с кувшинками. Таким образом, художник создал работу в стиле МОДЕРН.
Именно этому стилю свойственна детализация, декоративность, а также минимальная иллюзия объёма. Как раз мы и не видим здесь никакой глубины за счёт густого леса.
Итак, с этой работы начинается развитие стиля модерн в русской живописи. Ведь она появилась даже до работ Михаила Врубеля, который также внёс свой вклад в развитие модерна. И уже на основе наработок Васнецова и Врубеля этот стиль развили художники нового поколения.
В 1890-х годах “Ивана-царевича” увидел юный Иван Билибин. Он был сильно впечатлён. И в дальнейшем стал иллюстратором, работавшим в сказочном жанре и в стиле модерн. Он создал несчётное количество рисунков для книг и открыток.
Иван Билибин. Открытка с рисунком из серии “Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о сером волке”. 1902. Из личной коллекции автора.
О развитии модерна в России я рассказываю более подробно на курсе “Дневник Русских Художников XIX века”.
Великие художники
Основной соавтор
Jaaj.Club
В разделе «Великие художники» собраны уникальные авторские статьи о самых важных моментах в биографиях живописцев. Интересно и с уважением рассказывается об особенностях их мастерства, о творческих взлётах и жизненных трагедиях. Рубрика посвящена как начинающим художникам, так и прославленным мастерам, внёсшим огромный вклад в мировое искусство. На её страничках можно найти истории написания известных шедевров и тех полотен, которые прославили своих создателей уже после их смерти. Жизнеописания охватывают огромный период, начиная с эпохи Возрождения и продолжаясь до нынешнего времени. |
||
Читать |
Живописец из глубинки
Денег у семьи не было, чтобы отправить Виктора в столицу. Нашел выход знакомый молодого человека, он устроил лотерею, на ней были распроданы первые картины юного художника. Вырученных денег хватило, чтобы отправить Витю в Петербург учиться. В 1867 году он уже сдавал экзамены в Академию Художеств.
Как бы то ни было абсурдно и глупо, но узнать результаты вступительных испытаний неуверенный в своих силах и способностях юноша не пришел. Он остался в Санкт-Петербурге, надеясь попытать счастье в следующем году, так как был уверен в собственном провале на экзаменах.
Год Васнецов провел, работая рисовальщиком в картографии и посещая школу поощрения художников, где познакомился с Крамским и Репиным. Через год полный надежд юноша вновь прибыл в Академию Художеств подавать документы. Он с удивлением узнал, что уже год мог учиться в этом заведении, так как сдал экзамены с первого раза. С энтузиазмом молодой человек принялся за учебу и на первом году уже получил серебряную медаль за свои работы.
После побоища Игоря Святославича с половцами
Сюжетом для известной картины «После побоища Игоря Святославича с половцами» стала битва, вернее ее исход.
На поле лежат тела убитых воинов. Совсем юные и опытные, половцы и русичи – перед смертью все равны. Она помирила их, успокоила. Больше не нужно оружие, но война продолжается. Теперь в бой вступают стервятники, они борются за добычу.
Художник изобразил здесь не только смерть, но и природу, которая продолжает жить, несмотря ни на что. Эта картина стала символом отваги русского народа, Васнецов гордится их подвигом. Пусть в этой битве они не смогли одержать победу, всегда нужно надеяться на лучшее.
Три царевны подземного царства
Васнецова поддержали и со стороны заказчиков. Савве Мамонтову, крупному промышленнику, пришлась по душе картина художника. Он также был фанатом всего русского.
Поэтому, недолго думая, он заказал Васнецову несколько картин для конторы, занимающейся перевозкой каменного угля в Донбассе. Самой иносказательной получилась работа “Три царевны подземного царства”.
Виктор Васнецов. Три царевны подземного царства. 1881. Третьяковская галерея. Wikimedia Commons.
Художник взял за основу знаменитую сказку о царевнах. Однако оставил из трёх героинь оригинала только царевну золота (слева). Рядом с ней стоит сестра – царевна драгоценных камней. А справа, поодаль, их младшая сестра – царевна каменного угля.
Её легко узнать по чёрному платью. Причём её наряд гораздо скромнее платьев сестёр. Да и видно, что старшие девицы ведут себя надменно по сравнению с самой младшей.
Таким образом, через сказочные образы и нехитрые послания Васнецов передал молодость такой отрасли, как угледобыча
Но выразил её положительность и важность для человека.
Обратите также внимание на необычный цвет неба на этой картине. Царевны золота и драгоценных камней стоят на фоне закатного неба. Так художник подчеркнул, что будущее – за добычей угля.
При этом цвет, согласитесь, необычный, идущий в разрез с традициями реализма
Опять же – это романтизм, для которого характерны эффектные пейзажи.
На мой взгляд, с такой поддержкой со стороны великого реалиста Репина, невероятного педагога Чистякова и бесстрашного мецената Мамонтова у Васнецова уже не было шансов свернуть с пути главного сказочного живописца России.
Хотя у него ещё были попытки вернуться к бытовому жанру. Такой попыткой была его… “Алёнушка”.
Так художник подчеркнул, что будущее – за добычей угля.
При этом цвет, согласитесь, необычный, идущий в разрез с традициями реализма. Опять же – это романтизм, для которого характерны эффектные пейзажи.
На мой взгляд, с такой поддержкой со стороны великого реалиста Репина, невероятного педагога Чистякова и бесстрашного мецената Мамонтова у Васнецова уже не было шансов свернуть с пути главного сказочного живописца России.
Хотя у него ещё были попытки вернуться к бытовому жанру. Такой попыткой была его… “Алёнушка”.
Царевна Несмеяна
Над картиной «Царевна Несмеяна» Васнецов работал 10 лет, в период с 1916 до 1926 года. Сюжетом стала сцена из одноименной сказки.
Молодая девушка сидит, подперев голову. Она грустит, ей ничего не хочется. Вокруг нее огромная толпа: скоморохи, лекарь, бабка-ведунья, заморские послы. Никто не может ее развеселить.
Некоторые искусствоведы придерживаются мнения, что этим полотном Васнецов пытался показать истинное положение России.
Каждый человек по-своему воспринимает «Царевну-Несмеяну», можно просто наслаждаться этим произведением художника и не искать в нем глубинный смысл.
Все же следует обратить внимание на детали. С помощью них Васнецов сумел отразить пропасть между Царевной и остальными персонажами картины
Философия искусства
Основной соавтор
Jaaj.Club
Мы все можем наслаждаться одними и теми же объектами природы и произведениями искусства, но у всех нас нет одинакового опыта, вкуса, здравого смысла, способности сравнивать и отсутствия предрассудков, которые в идеале мы могли бы и должны иметь. (с) Юм В книге «Философия искусства» вы с интересом для себя познаете всю глубину искусства в интересующем вас направлении. Здесь вы найдёте статьи с философским и эстетическим толкованием в искусствоведении, литературоведении, музыковедении, и в других областях человеческого творчества. Все они помогут вам разобраться в тонкостях того или иного направления искусства и получить своё мнение и смысл в их философской интерпретации. В книге «Философия искусства» вы также познаете и другие качества культуры, которых нет ни на одном похожем ресурсе. |
||
Читать |
1885 Васнецов В.М. «Богоматерь с младенцем»
Этот эскиз для абсиды Владимирского собора в Киеве Виктора Михайловича Васнецова, был написан в 1885 году. Произведение выполнено маслом на холсте. Картина находится в Доме-музее В.М. Васнецова. Владимирский собор – кафедральный патриарший собор Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата; находится на бульваре Шевченко, был заложен в честь ознаменования 900-летия Крещения Руси. Идея возведения храма в честь равноапостольного князя Владимира принадлежала митрополиту Филарету, которая понравилась Николаю I, одобрившему проект. По всей стране начался сбор средств, длившийся 7 лет, до 1859 года, но за это время было собрано только 100 тыс. рублей. Еще Киево-Печерская лавра для строительства собора пожертвовала со своего завода миллион кирпичей. Только после визита в Киев императора Александра II, в 1875 году решено было продолжить строительные работы. Для этого был приглашен петербургский архитектор Р. Бернгард, который произвел новые расчеты и нашел техническое решение для ликвидации трещин — он предложил укрепить стены контрфорсами; в целом строительство храма завершилось к 1882 году. Владимирский собор представляет собой шестистопный храм с тремя апсидами, увенчанный семью куполами. Длина здания – 55 м, ширина – 30 м, а высота с крестом – 49 м; фасад украшен мозаиками; на массивных бронзовых дверях главного портала можно увидеть литые бронзовые рельефы с изображением княгини Ольги и князя Владимира. Работы по оформлению интерьера проводились по проекту петербургского профессора, знатока древней живописи А.В.Прахова, руководившего в Киеве реставрацией фресок Кирилловской церкви. Прахов, чтобы добиться финансирования в полном объеме, пошел на хитрость и первоначально занизил стоимость отделочных работ, а по мере их продвижения, добивался новых ассигнований. Под общим наблюдением профессора Прахова на протяжении 10 лет (1886-1896 гг.) Владимирский собор расписывала группа выдающихся художников – В.М. Васнецов, М.А. Врубель, М.В. Нестеров, П.А. Сведомский и В.А. Котарбинский; в украшении интерьера собора мозаиками принимали участие мастера из Венеции. Общая тема живописи в интерьере подчинена идее спасения, о чем повествуют как масштабные композиции на евангельские сюжеты, так и символически изложенная история Русской Православной церкви, которую представляют 30 фигур святых – мучеников, святителей, князей. Основную часть фресок выполнил художник В.М. Васнецов, расписавший в общей сложности 3 тыс. кв. м стен — его кисти принадлежат 15 композиций и 30 отдельных фигур. Центральная композиция в алтаре храма – «Богоматерь с Младенцем», производящая наиболее сильное впечатление на зрителей. Иконостас собора был сделан из дымчато-серого каррарского мрамора; разноцветные мраморы из Италии, Франции, Бельгии, Испании и России украшают интерьер храма; из мрамора выполнен и мозаичный пол собора. Богатую серебряную утварь для Владимирского собора делала известная ювелирная фирма Хлебникова. Торжественное освящение Владимирского собора состоялось 20 августа 1896 года в присутствии императора Николая II и его супруги императрицы Александры Федоровны. В мае 1914 года при Владимирском соборе было организовано благотворительное Свято-Владимирское братство, которое в годы Первой мировой войны опекало раненных солдат. После установления в Киеве Советской власти, из собора изъяли много церковной утвари, сняли колокола, а запрет на отопления храма привел к разрушению росписей. В 1929-1941 годах во Владимирском соборе размещался Музей антирелигиозной пропаганд. Во время Второй Мировой войны после оккупации Киева немецкими войсками, в 1941 году в соборе возобновились богослужения. В 1944 году Владимирский собор стал кафедральным храмом митрополита Киевского и Галицкого, экзарха Украины; в 1946-52 годах была проведена масштабная реконструкция собора и возвращены ему некоторые раннее конфискованные предметы. Ныне собор действующий, с 1990-х годов является главным храмом УПЦ КП.
Жанровые картины
Жанровой живописью Васнецов увлекся еще в юности — вспомним, что и поступать в Академию художеств он отправился в 1867 году, выручив 60 рублей за «пущенные в лотерею» картины «Молочница» и «Жница». В Академии жанровая живопись для него стала своеобразной отдушиной — создавая подобные работы, он отдыхал от академических заданий, казавшихся ему «мертвыми». С 1873 по 1879 год Васнецов работал над жанровыми картинами, принёсшими ему известность талантливого жанриста и ставших пропуском в среду передвижников, — отметим среди них такие произведения, как «Нищие-певцы», 1873, «Чаепитие в трактире», 1874, „Книжная лавочка», 1876, «С квартиры на квартиру», 1876, «Военная телеграмма», 1875, «Преферанс», 1879. Надо сказать, что и в знаменитых «фольклорных» картинах Васнецова внимательный зритель заметит элементы жанровой живописи.
Жнецы | Великие художники
Венецианов Алексей Гаврилович,»Жнецы»,1828 год
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Реализм
Картина «Жнецы» – это еще один пример, подтверждающий значимость образа русского крестьянина для Венецианова. Подобных крестьян и тему жатвы мы можем заметить и на многих других его работах.Во время прогулки по полю художник был очарован видом двух простых крестьян-жнецов, любующихся красотой присевших на руку жницы бабочек. Это были Анна Степанова и ее сын Захарка. Именно они затем и позировали художнику.Первое, что многим бросается в глаза – это те самые бабочки, которыми деревенский паренек любуется, затаив дыхание. Алексей Гаврилович изобразил их таким образом, что при первом взгляде на картину не сразу понятно, нарисованы они или реальны!
В лице мальчика, смотрящего через плечо матери, мы можем видеть восторг, бесконечный интерес к этим пестрым бабочкам. Он еще очень молод и видит весь мир как одну прекрасную композицию, каждый элемент которой так хочется рассмотреть и познать.
Мать Захарки наклонила голову к сыну и смотрит в сторону, снисходительно и легко улыбнувшись. Черты лица и ее взгляд выражают доброту, скромность и усталость от многочасовой работы.
Густыми и уверенными мазками автор создает крестьянскую одежду: у матери – потемневшую от работы белую холщовую рубаху, желтый платок на голове и русский сарафан из лоскутков, а у сына – черную однотонную рубаху. Такими же мазками созданы и серпы в руках крестьян, и свежее скошенные колосья за их спинами. Все эти предметы помогают легко понять и проникнуться сюжетом картины.
Лаконичность картины и впечатление, производимое ею, усиливается благодаря умело подмеченным Венециановым деталям. Достаточно сравнить нежные запястья и кисти матери и грубые обветренные пальцы сына, или жар на лице уставшей женщины, или колечко и бусы крестьянки, стремящейся к красоте. Произведение буквально поглощает смотрящего, заставляя проникнуться атмосферой завороженного созерцания.
Три царевны подземного царства
Произведение «Три царевны подземного царства» написано по сюжету русской народной сказки о трех царевнах в 1881 году. Правда, Васнецов взял на себя смелость и немного ее переделал.
Подразумевалось, что картина будет украшать кабинет правления Донецкой железной дороги, поэтому художник добавил нового персонажа – угольную царевну. К сожалению, работу не приняли, так как посчитали ее неподходящей для служебного помещения.
Каждая царевна представляет собой какую-то отрасль: медную, золотую и угольную. Картина имеет много символов и знаков, русская народная сказка приобретает другой смысл.
Неорусский Васнецов
Сложно найти человека, который никогда не видел работ Виктора Васнецова (чего только стоит картина «Богатыри»). Художник получил признание ещё при жизни. Над своими работами живописец нередко работал не один год, однако из-под его кисти появлялись настоящие шедевры, произведения искусства, ставшие бессмертными. Васнецов был сторонником неорусского стиля.
Ему нравилось изображать фольклорные и мифические сюжеты, иллюстрировать сказы и былины, а также затрагивать интересные моменты истории Руси. Благодаря его творениям мы получаем возможность вернуться в прошлое, причём особенная подача Васнецова кажется нам каким-то «сказочным», вовлекающим изображением, где зритель тоже играет далеко не последнюю роль.
Николай Дмитриевич Кузнецов «Портрет художника Виктора Михайловича Васнецова», 1891 годМестонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Самые дорогие картины Васнецова
Работы Виктора Васнецова периодически попадают на крупные аукционы. Рассмотрим несколько примеров наиболее дорогих уходов.
Рекордной считается работа «Богатырь» из ключевой серии картин Васнецова о русских богатырях. Как и к полотну «Богатыри», художник подошел к этой картине основательно, тщательно проработав образ смелого богатыря и сильного коня под ним. В этой работе выбран необычный ракурс снизу, позволяющий зрителю ощутить всю мощь пары всадник-конь, почувствовать решительность воина в деле защиты родины. Интересно, что общество впервые имело возможность оценить это полотно только на аукционе Christie’s в 2011 году, так как до этого момента работа нигде не выставлялась и находилась только в семье ее первого владельца. За внушительный двухметровый холст запросили 300-500 тысяч фунтов стерлингов, однако на торгах этот рубеж был превышен в несколько раз. С молотка «Богатырь» ушел за 1,1 млн фунтов, став самой дорогой картиной художника. И на начало 2021 года этот рекорд пока не побит.
В. Васнецов. «Богатырь». 1920 г.
Другая картина была продана на Sotheby’s в 2006 году за 344 тыс. фунтов стерлингов при эстимейте 300-500 тыс. фунтов. Это картина «Вещий Олег», написанная художником в 1899 году. Васнецов нередко переписывал в большом масштабе свои книжные иллюстрации. Предполагается, что картина «Вещий Олег» как раз была одной из таких работ.
В. Васнецов. «Вещий Олег». 1899 г.
За схожую цену ушла и картина «На страже», изображающая очередного защитника русской державы. Работа была продана с аукциона Christie’s в 2013 году за 338 тыс. фунтов стерлингов при эстимейте 150-200 тысяч фунтов. В 1924 году ее представляли на Выставке русского искусства в Нью-Йорке.
В. Васнецов. «На страже». 1914 г.
Из других уходов картин Васнецова назовем такие: «Дети разоряют гнезда в лесу» (продана на Sotheby’s в 2012 году за 181 тыс. фунтов стерлингов) и угольный рисунок «Кирибеевич и Алена Дмитриевна из «Песни о купце Калашникове»» (продан на Christie’s в 2011 году за 39,6 тыс. фунтов). Есть и другие работы, ушедшие с аукционов. Интересно, что среди них есть и «Портрет И.Е. Репина» — одна из немногочисленных скульптур Васнецова. Она была продана на Christie’s в 2014 году за 112 тысяч долларов.
В. Васнецов. «Кирибеевич и Алена Дмитриевна из «Песни о купце Калашникове»» 1891 г.
Виктора Михайловича Васнецова есть множество других замечательных картин как на сказочно-былинную тематику, так и других направлений. Его глубоко-патриотичные работы и сегодня трогают сердца зрителей разного возраста и заставляют подолгу останавливаться возле его грандиозных по размерам, замыслу, сроку и мастерству исполнения картин.
Первая известность
Первое признание Васнецов получил как живописец, творящий в бытовом жанре, примеры таких картин – это «С квартиры на квартиру», «Богомольцы», «Книжная лавочка» и другие. В этот период художник примкнул к передвижникам и участвовал в их выставках. И вдруг, неожиданно, на одной из таких выставок он показывает свою картину «Витязь на распутье».
Васнецов напишет потом:
Видимо, к этой теме живописца подтолкнули воспоминания из детства. Коллеги-передвижники отнеслись к новому увлечению Васнецова очень скептически, даже обвиняли его в отступлении от передвижнической идеологии. Сам Крамской негодовал из-за смены художественной линии в творчестве Васнецова. Виктора Михайловича критиковали за отход от социально-бытовой тематики, за отдаление от жизни крестьян.
Виктор «Васнецов Витязь на распутье», 1882 Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Думаю, все эти люди, известные живописцы и критики-искусствоведы были глубоко не правы. Ведь Васнецов вырос среди крестьян, дружил с ними, общался, знал множество народных преданий и сказок. Он не отступил, он просто подошел с другой стороны, с более позитивного и красивого ракурса. Васнецов не стал продолжать писать проблему, несправедливость, угнетение, он обратился к народному фольклору, который намного лучше и больше может рассказать об этом самом народе.
Академию Художеств Виктор не окончил, так как жизнь в столице требовала серьезных затрат, вместо учебы приходилось работать, но удостоверение о том, что слушателем курсов Васнецов был, ему выдали.