«распятие, или гиперкубическое тело» — знаменитая картина великого мастера. картина распятие

Тинторетто. в чем гениальность художника

Описание картины Якопо Тинторетто «Распятие»

Якопо Тинторетто написал картину «Распятие» по классическому библейскому сюжету. Стиль написания характерен для зрелого периода творческого пути художника.

Работа отображает множество образов, над которыми живописец работал несколько лет. В центре композиции отображена сама сцена распятия с разбойниками.

Ученики Иисуса припали к его кресту, а толпы людей сбились по несколько человек и испуганно наблюдают за процессией. В картине отображено несколько сюжетных линий, ужасает, что отношение к смерти человека ничтожное, происходит обесценивание жизни, упадок значимости людей в мире. От Иисуса исходит свет, а небо затянуто черными тучами, но вдали виднеются одинокие лучи надежды.

Сюжет можно разбить на несколько частей. Одна группа людей прижалась к распятию пророка, они безнадежно притрагиваются к кресту, кто-то успокаивает страдающую мать, а Иисус возвышается над ними высоко, как наставник. Его руки будто обнимают весь мир, а источаемый свет дарит добро, несмотря на трагизм ситуации.

По правую руку от Иисуса происходит еще одно убийство. Несколько людей ставят вертикально крест, создается ужасающее впечатление обыденной работы, отсутствия сострадания. А в углу картины несколько людей испуганно наблюдают за действием. Их лица искажены страхом и ужасом, от них исходит безнадежность.

По левую руку Иисуса распинают человека, всадник безжалостно избивает сопротивляющегося приговоренного. Кто-то руководит процессом, а кто-то безразлично наблюдает. Картина показывает жестокость, ужас и смерть.

Несколько страдающих людей в сравнении с толпой разбойников выглядят немногочисленно и не вселяют надежду на справедливость. Художник изобразил характер каждого персонажа на полотне. Картина было повешена таким образом, что в зависимости от угла падения солнечных лучей можно было созерцать ту или иную сцену сюжета.

Картины, принесшие славу

Прославился Тинторетто картинами на религиозные сюжеты. Потому что именно здесь во всей мощи раскрылись его новаторства.

Он был решительным и напористым в жизни. Такими же были его работы. Он не задумываясь, раз за разом отходил от принятых канонов. Легко соединяя земное и божественное. Бытовые сцены вплетая в священные сюжеты.

При этом его полотна могли быть огромны. Как, например, “Брак в Кане”. 4 на 5 метров. Десятки персонажей. А главные герои … на втором плане.

Тинторетто. Брак в Кане Галилейской. 1561 г. Церковь Санта-Мария делла Салюта

Тинторетто был мастером пространства. До него, да и после него художники размещали главных героев на переднем плане.

У него же это не всегда так. Но за счёт поз фигур и преломленного света мы невольно следуем вглубь картины и сразу находим самое главное.

В работе «Чудо Святого Марка» второй план не играет роли. Но динамика фигур такая же поразительная. Чего только стоит влетающий в пространство святой Марк. По библейскому сюжету он спасёт мученика. Сделав его тело нечувствительным к орудиям пыток.

Тинторетто. Чудо святого Марка. 1548 г. Галерея Академии, Венеция

Кажется, что можно услышать стенания молодого человека, который ещё не осознал своего спасения. А ещё удивленный вздох толпы, которая видит, как копья ломаются о тело христианина, но не пробивают плоть.

Картина произвела большой эффект. Так, что известный искусствовед-острослов Аретино предупредил Тинторетто – не слишком-то зазнавайтесь.

Но Тинторетто не зазнавался на пустом месте. Он на самом деле много и быстро работал. Он понимал, что так просто в истории живописи на века не остаться. Нужно создать как можно больше грандиозных работ. И он делал все для этого.

Тинторетто. Сотворение животных. 1551-1552 гг. Галерея Академии, Венеция

Вторая версия картины

Эта «Тайная вечеря» Тинторетто более развернута в вертикаль, а персонажи как бы отодвинуты от зрителя. К нижнему краю картины спускаются ступени, на которых сидит девушка, а подле лежит ее гитара и стоит дорожный узелок, возлежит мужчина. Между ними стоит, опираясь передними лапами на ступеньку, собака. Она смотрит в сторону разместившихся за длинным столом людей. Возможно, девушка, мужчина и собака путешествуют вместе и зарабатываю на кусок хлеба музыкой. Каждый созерцающий это событие становится как бы его участником благодаря «открытой» композиции. И хотя возле женщины и мужчины на ступени стоят пища и питье, собака увлечена пирующими.

Место, в котором происходит трапеза, больше напоминает кабачок или таверну. Пол, как и в первой версии, выложен из квадратных плит двух цветов. Стол покрыт скатертью, но уже не белоснежной, а скорее сероватой. Он низкий, и сидящие разместились на перевернутых боком табуретах. У торцевого конца стола на коленях в красноватого оттенка одеждах — Иисус Христос. Он, в отличие от предыдущего полотна, повернут полупрофилем.

По левой стороне стола третьим сидит человек в белой одежде, отмеченной в районе лопаток розоватыми пятнами, и спущенном черном плаще. Он — единственный, кто повернут к зрителю спиной. Видимо, это Иуда. Иисус в левой руке уже держит хлеб, но еще продолжает вести беседу.

Стол уже не делает акцент на центре картины, он располагается по диагонали от левого нижнего к центру правой стороны полотна. Он находится как бы немного сбоку, скромно и изолированно, образуя отдельный мир Иисуса и его учеников.

На дальнем плане картины Тинторетто мы видим ступени, ведущие на внутреннюю террасу таверны, где стены украшены цветными росписями, люди — нарядны. Они находятся по социальной лестнице выше, чем прочие. И лестницы между уровнями-планами могут рассматриваться как символ социального размежевания общества.

В отличие от первого варианта, в этом полотне больше живой обыденности, динамики и реалистической составляющей. А вот колорит гораздо более сдержан, многозначен и приглушен. При этом Тинторетто продолжает совершенствовать работу по использованию света для создания эмоционального и смыслового акцента. И освещенный дверной проем на дальнем плане можно трактовать как выход из грядущей ситуации. Но что будет, если в него выйти?..

Тинторетто напористый

Вазари, биограф художников Эпохи Возрождения описывает один интересный случай.

Члены благотворительной организации Скуола Сан-Рокко объявили конкурс на оформление потолка в зале принадлежащего им здания. Претенденты должны были принести рисунки. По ним и должны были решить, кто победитель.

Но Тинторетто тайно проник в залу, снял мерки плафона потолка. Затем написал картину на холсте и прикрепил свою работу ещё до начала конкурса.

Тинторетто. Святой Рох во славе. 1565 г. Роспись потолка в Скуоле Сан-Рокко, Венеция

Сначала члены общества негодовали, ведь требовались лишь рисунки. На что Тинторетто парировал, что умеет рисовать только так. И если они не готовы заплатить за его работу, он дарит ее им.

Художник пошёл ва-банк и выиграл. Ему были заказаны все остальные росписи в здании.

Это был не единственный случай, когда Тинторетто брался за заказ бесплатно. Вот так многие его шедевры остались на века в многичесленных дворцах благотворительных организаций Венеции.

Новый взгляд на классический сюжет

Один из последних шедевров мастера – картина Тинторетто «Тайная вечеря» — написан в 1592 году. Это последнее обращение художника к популярному сюжету, и оно всё меньше напоминает классическое творение эпохи Ренессанса. Динамический ракурс стола, за которым сидят Христос и апостолы, олицетворяет границу мира духовного и реального. Передний план наполнен абсолютно земными деталями и персонажами, а горний мир изображен невиданными до тех пор средствами. Мистический свет, излучаемый господом и его учениками, выхватывает в пространстве картины фигуры обитателей потустороннего мира. Оба мира переплетаются, рождая удивительные эмоции.

Картина Тинторетто «Тайная вечеря» некоторыми исследователями относится к итоговой вещи, показывающей высочайший уровень его художественного мастерства, в то же время носящей наибольшие признаки маньеризма в творчестве мастера.

Николай Николаевич Ге Распятие: Описание произведения

Тема распятия была для Ге особо важной, но и особенно сложной: над разными вариантами картины он работал до последних дней своей жизни. Выставлять «Распятие» официально было нельзя, потому Ге показывал «крамольную» картину на квартирах друзей

Лев Толстой увидел «Распятие» в доме у Страннолюбских – знакомых, согласившихся «приютить» у себя опальное полотно, и нашёл, что это лучшее «Распятие» в мировой живописи: «Я первый раз видел (наконец!) изображение этой страшной трагедии во всем ее несолганном и неприбранном ужасе. Я долго не мог уйти от картины и никогда потом не забыл первого несравненного впечатления. Сколько тысяч картин «приличных» и «никого не оскорбляющих», сколько целых галерей и музеев я отдал бы за одну эту картину, оскорбляющую огромные толпы людей, публики, чуть не всех и каждого!»

Путь «Распятия» во Францию

Вариантов «Распятия» было создано несколько, судьба некоторых из них до сих пор не известна. Изображения головы распятого Христа (1, 2), являющиеся предварительными зарисовками к большому «Распятию», хранятся в киевском Музее русского искусства. Ну, а версия «Распятия» 1892-го года проделала необычный и долгий путь с украинского хутора Ивановское, где Николай Ге прожил последние 18 лет своей жизни, до парижского музея д`Орсе.

После скоропостижной смерти художника в 1894-м году его сыновья оказались перед проблемой сохранения отцовского наследия. Завещания Ге не оставил, а над картинами «страстного цикла» нависла угроза изъятия: полиция могла конфисковать «неблагонадёжные» работы. На выручку пришёл Лев Толстой. Он предложил спрятать картины Ге у себя в Ясной Поляне. Дети Ге согласились и перевезли работы отца в мастерскую Татьяны Львовны, дочери писателя. Толстой несколько лет слал многочисленные письма Павлу Третьякову, убеждая его купить картины Ге и, может быть, в перспективе создать музей художника. Третьяков отвечал неохотно, не скрывал, что позднего творчества Ге он не понимает и находит его «нехудожественным», но под давлением авторитета Толстого все же согласился принять картины и рисунки в свою коллекцию, однако об их экспонировании пока что и речи быть не могло. В 1898-м умер Третьяков, а его наследники не возражали, когда сыновья Ге пожелали вернуть себе часть коллекции, и среди них «Распятие» 1892-го года. В 1900-м году сын Ге, тоже Николай Николаевич, как и отец, уехал из России в Швейцарию и вывез с собою часть отцовских работ. В Россию младший Ге более не вернулся. Со временем он примет французское подданство (всё-таки его прадед Матьё Ге был француз). Его сын Иван (внук художника) будет воевать в Первой мировой войне на стороне французской армии и погибнет. В память о нём Николай Ге младший передал отцовское «Распятие» церкви того французского городка, где похоронили Ивана. Лишь в 1981-м году картина поступила в Национальный музей современного искусства в Париже, а оттуда была передана в д`Орсе.

«Распятие, или Гиперкубическое тело» — знаменитая картина великого мастера

Главный эпатажник своего времени, провокатор и знатный хулиган от искусства, прославивший своё имя в веках… Казалось бы, этот человек состоит из сплошных противоречий и выходок! Он любил гулять с муравьедом по улицам европейских столиц, объедался чупа-чупсами, носил невероятные усы и всю жизнь обожал одну женщину – русскую по происхождению — которая была старше его на 11 лет.

Сальвадор Дали — это тот редкий случай, когда о гениальности говорят во всеуслышание еще при жизни. Он посвятил себя искусству, он мог творить, только полностью отдавшись процессу. «Распятие, или Гиперкубическое тело» — одна из наиболее известных его картин.

Библейская тема в творчестве Дали

Сальвадор Дали в своем творчестве не раз прибегал к библейским сюжетам. Более того, он создал целую серию иллюстраций для эксклюзивного тиража Библии. На написание 105 работ его благословил сам папа римский.

Картина «Распятие, или Гиперкубическое тело» выполнена в традиционной для Дали манере. Персонажи прописаны с фотографической точностью. Сюжет картины — это не попытка проиллюстрировать библейское сказание, а скорее собственная интерпретация, в которой автор, как обычно, пытается соединить реальность существующую с другими: выдуманными, фантастическими или вполне возможными.

Гиперкуб

Первым внимание созерцающего картину привлекает крест, на котором висит Христос. Дело в том, что это не крест вовсе, а развертка гиперкуба, иначе называемого тассерактом

Это не просто игра гения с формой и пространством, а совершенно ясный посыл художника, символизирующий печальную правду о том, что Иисус был распят из-за холодности и бездушия.

Образ Христа

Не менее важна и поза распятого Иисуса. Работая над картиной «Распятие, или Гиперкубическое тело», Сальвадор Дали смог придать фигуре Христа такое положение, что зритель замирает, глядя на него. От облика исходит напряжение, а страдания Христовы очень сильно чувствуются. Его вымученная поза, выпирающая грудная клетка, отвернутое от зрителя лицо — всё говорит о том, какие он испытывает муки.

Неизменная Гала

Вечная муза и любовь всей жизни Дали – Гала – присутствует и на картине «Распятие, или Гиперкубическое тело». Она стоит в левом углу, а перед ее взором предстает Христос. Гала не отводит взгляд, а созерцает Его, замерев в почтительном полупоклоне. Фигура ее наряжена в драпировки, словно перед нами странница.

История картины

Дали писал «Распятие, или Гиперкубическое тело» в 1954 году. Параллельно с работой над картиной он вел дневник. Исследователи его творчества говорят, что он редко так подробно описывал ход работы.

Размеры картины довольно внушительны: высота составляет 194,5 см, а ширина — 124 см.

В настоящее время картина хранится в Нью-Йоркском музее «Метрополитен».

Детство и юность

Биография Тинторетто полна интересных фактов. Художник родился в 1518 году Италии. Родиной мастера стала Венеция. При рождении мальчика назвали Якопо, его фамилия — Робусти. Тинторетто — прозвище, которое будущий живописец получил еще в детстве. В переводе с итальянского языка оно означает «маленький красильщик». Якопо звали так, потому что его отец работал красильщиком шелка.

Автопортрет Тинторетто / Филадельфийский музей искусства

О годах юности живописца известно мало. Эксперты в профильных исследованиях опираются на книгу Карло Ридольфи, описавшего биографию художника. Подавляющую часть информации литератор получил напрямую от сына живописца. Хотя не исключены и искажения фактов, так как автор книги был поклонником творчества Тинторетто.

Распятие (картина Мазаччо) — WiKi

Картина была написана для капеллы в церкви Санта-Мария-дель-Кармине в Пизе по заказу нотариуса Джулиано ди Колино-дельи-Скарси-да-Сан-Джусто. Являлась частью так называемого Пизанского полиптиха, самой задокументированной работы художника, благодаря особому отношению к ней со стороны заказчика, записавшего все платежи и напоминания, сделанные им художнику.

19 февраля 1426 года в Пизе Мазаччо подписал с заказчиком контракт на сумму в 80 флоринов, обязавшись использовать в работе самые дорогие материалы, включая сусальное золото. После ряда напоминаний и просьб со стороны нотариуса трудиться исключительно над его заказом, 26 декабря Мазаччо завершил работу.

В 1568 году Джорджио Вазари увидел и описал Пизанский полиптих во втором издании «Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». В XVII или XVIII веке полиптих был удален из алтаря и разобран на части.

Картина «Распятие» была приобретена музеем Каподимонте в 1901 году у семьи Де Симоне, как произведение анонимного флорентийского живописца. Вскоре после этого искусствовед Адольфо Вентури предположил, что картина принадлежит кисти Мазаччо. В 1906 году австрийский искусствовед Вильгельм Эмиль Суида согласился с его атрибуцией и выразил мнение, что произведение является частью Пизанского полиптиха.

На картине изображена сцена распятия Иисуса Христа с предстоящими Богоматерью, Иоанном Евангелистом и Марией Магдалиной. Последняя изображена со спины в центре картины. В одеянии красного цвета и с непокрытой головой она стоит на коленях перед распятием с согбенной спиной и руками, раскинутыми в жесте отчаяния. Предполагалось, что на картину, находившуюся по центру в верхнем ярусе Пизанского полиптиха, будут смотреть снизу вверх, на что указывает отсутствие шеи и неестественно выпуклая грудная клетка у изображения Иисуса Христа. Богоматерь высокого роста в широком синем одеянии изображена с правой стороны от креста с крепко сжатыми у груди руками. С другой стороны креста, опустив голову на сжатые руки, стоит скорбящий Иоанн Евангелист в синем хитоне и красном плаще. На вершине креста изображено Древо Жизни, символ возрождения.

В 1940 году искусствовед Роберто Лонги предположил, что фигура Марии Магдалины является более поздним дополнением, так как её изображение — нимб над головой — оказалось поверх ноги Иисуса Христа. Картина реставрировалась в 1953—1958 годах. Во время этой реставрации в верхней части креста, на месте таблицы с надписью «INRI» (Иисус Назарянин Царь Иудейский), было обнаружено более раннее изображение Древа Жизни.

Творчество Тинторетто

В совершенстве владея рисунком, умением передавать сложные ракурсы, драматические световые эффекты, Тинторетто уже в ранних работах («Рождение Иоанна Крестителя», конец 40-х гг., ГЭ) намного опередил современников смелостью художественных поисков («Чудо св. Марка», 1548, Галерея Академии, Венеция).

Изображая массовые сцены, он передаёт разнообразную реакцию людей на события, прибегает к смелым пространственным построениям, асимметрической композиции с прорывами в глубину, использует мощные светотеневые эффекты. Чистые, сияющие краски, характерные для ранних произведений Тинторетто, постепенно утрачивают былую мягкость и теплоту, обретая большую эмоциональную напряжённость, переливы холодных изысканных оттенков (картины на темы легенды о св. Марке, 1562-64, Галерея Академии, Венеция, Брера).

Суровую драматичность произведениям Тинторетто придают как бы вырывающиеся из мрака напряженные вспышки звучных цветовых пятен.

Главная работа Тинторетто — цикл панно для Скуола ди Сан-Рокко в Венеции (1565-88); в ней Тинторетто дал глубоко демократическое истолкование христианской легенды, уделив особое внимание изображению народа, пейзажа, который нередко выступает носителем тревожных, романтически взволнованных настроений. Монументальны по замыслу батальные композиции Тинторетто («Битва при Заре», около 1585, Дворец дожей, Венеция) и отличающаяся феерическими световыми эффектами «Тайная вечеря» в церкви Сан-Джорджо Маджоре в Венеции (1592-94)

Полные мягкой поэтичности и грации росписи зала так называемого антиколледжо Дворца дожей (1578) стоят особняком в позднем творчестве Тинторетто

Монументальны по замыслу батальные композиции Тинторетто («Битва при Заре», около 1585, Дворец дожей, Венеция) и отличающаяся феерическими световыми эффектами «Тайная вечеря» в церкви Сан-Джорджо Маджоре в Венеции (1592-94). Полные мягкой поэтичности и грации росписи зала так называемого антиколледжо Дворца дожей (1578) стоят особняком в позднем творчестве Тинторетто.

Лучшие портреты Тинторетто. (автопортрет, около 1590, Лувр) строгой простотой и психологизмом отчасти предвосхищают искусство Рембрандта.

Живописный язык Тинторетто воспринял ряд приёмов маньеризма, однако ему был чужд холодный формализм маньеристов.

Живописный пафос и острые пространственные построения Тинторетто оказали большое влияние на живопись барокко.

Многогранность и смелость исканий, яркая индивидуальная художественная манера Тинторетто делают его творчество значительным этапом искусства Позднего Возрождения.

Описание картины Карла Брюллова «Распятие»

Художник работал над полотном с 1836 по 1838 год. Картина была создана для лютеранского собора имени Святых Петра и Павла, создателем которой являлся родной брат знаменитого автора — А. П. Брюллов.

В религиозной живописи художник стремился внести черты реальных переживаний. Он писал сюжетные, насыщенные картины, полные образов и несущих в себе исторический смысл.

“Распятие” наглядно повествует о важном эпизоде евангельской истории – смертной казни Иисуса Христа. Брюллов изобразил пять фигур, стоящих рядом с крестом, на котором был распят Иисус

Выражение их лиц и руки молящихся первоочередно привлекает внимание зрителя. Цветовая гамма символизирует о характере трагическом характере произведения

Солнечные лучи, падающие свыше, является еще одним знаком, говорящим о светлости и святости распятого. На темном тусклом фоне фигура возвышается, словно застывая в воздухе.

Изображены три Марии – Мария Клеопова, Богородица, и Мария Магдалина, а так же Иоанн Богослов и Иосиф Аримафейский, страдающие и скорбящие рядом с распятым на кресте Христом.

Существует огромное множество работ художников разного времени и происхождения, попытавшихся запечатлеть именно этот евангельский эпизод, однако работа Карла Брюллова признается одной из самых великолепных. У автора есть еще одна графическая работа с аналогичным названием, созданная на несколько лет ранее.

Отличие заключается в том, что на ней Иисус Христос изображен в одиночестве, более крупным планом. Она исполнена в черно-белых тонах итальянским карандашом на бумаге, в отличие от более позднего варианта – он же написал маслом на холсте. Обе картины хранятся в России: 1835-го года – в Москве в Третьяковской галерее, а 1838-го – в Санкт-Петербурге в Русском музее.

Живопись

Первым шедевром Тинторетто стала картина «Чудо святого Марка». Это был заказ от монахов братства, которые не сразу прониклись особенностями композиции и предъявляли исполнителю претензии. Шумиха вокруг проекта привлекла к Тинторетто новых клиентов. Братство приняло работу художника, а его имя стало известным в Венеции. После смерти Тициана многие клиенты нашли в Тинторетто нового кумира.

Картина Тинторетто «Венера, вулкан и амур» / Web Gallery of Art

В 1549 году свет увидела картина «Святой Рох, исцеляющий чумных», а затем в промежуток с 1550-го по 1553-й Тинторетто написал цикл картин «Страшный суд». К финалу работы живописец обладал отличной репутацией и получил заказ на роспись Дворца дожей. В 1564 году он начал сотрудничать с братством святого Роха по вопросу росписи потолка в соборе Скуола ди Сан-Рокко.

По легенде, был объявлен конкурс эскизов для выбора мастера, и Тинторетто единственный не подготовился к нему. Придя на встречу с заказчиками, он указал на картину «Святой Рох во славе», висящую в помещении, и стал фаворитом конкурса. Живописец якобы проник в зал ночью и написал полотно заранее. Монахи хотели сделать выбор по рисунку, но Тинторетто заверил, что умеет работать только так и готов подарить картину. Заказ достался ему. К этому моменту в числе клиентов автора оказались испанский король Филипп II и римский император Рудольф II.

Картина Тинторетто «Тайная вечеря» / Freie Universität Berlin

Особенность творческой манеры живописца заключалась в уникальном умении передачи сложных ракурсов и световых эффектов, которые просматривались даже в ранних работах вроде «Рождение Иоанна Крестителя». Массовые сцены в изображении автора отличались разнообразием эмоциональных реакций персонажей. Тинторетто предпочитал нестандартные пространственные построения, асимметрию композиции и нетривиальные светотеневые переходы. В некоторых картинах художника присутствует драматичность и эмоциональная напряженность.

К числу батальных изображений относится «Битва при Заре», написанная в 1585 году. Уникальна и «Тайная вечеря», обладающая специфичным световым эффектом. Портреты Тинторетто отличает психологизм, простота и строгость линий, предшествующие манере Рембрандта. Ценители считают, что творчество живописца проникнуто духом бунтарства, сопровождавшегося идеями, характерными для 16-го века.

Картина Тинторетто «Сусанна и старцы» / Web Gallery of Art

Творческая манера мастера менялась с течением времени. Его дебютные произведения отличались проработкой каждого штриха, как это видно по деталям полотна «Сусанна и старцы»

Поздние творения не претендуют на подобное внимание к нюансам. Тинторетто поступало много заказов, и автор часто пренебрегал подробностями в угоду новым проектам

Тем не менее такая небрежность оказывалась преимуществом, как в случае с полотном «Крещение Христа».

Работы Тинторетто сохранились в Италии, в нескольких музеях и частных коллекциях в других странах мира. В России его картины представлены в Эрмитаже в Санкт-Петербурге. В их числе «Святой Георгий убивает дракона». Полотно было в коллекции барона Пьера Кроза, а в 1772 году картину выкупила Екатерина II.

Тинторетто – импрессионист

Творчество Тинторетто не было равномерным. В молодости он с предельной внимательностью относился к рисунку, прорабатывал каждый штрих.

Вспомните его ранние работы, например, “Сусанну и старцев”. Насколько досконально выписаны аксессуары красавицы.

Тинторетто. Сусанна и старцы. Деталь. 1555-1556 гг. Музей истории искусств, Вена

В поздний период творчества Тинторетто был вынужден оправдываться: «У меня слишком много заказов, чтобы выписывать каждую мышцу лица».

Но среди этих поздних работ есть невероятные вещи. Которые, наоборот, выигрывают благодаря своей небрежности и быстроте мазка. Как в картине “Крещение Христа”.

Тинторетто. Крещение Христа. 1580 г. Церковь Сан-Сильвестро, Венеция

Трава, вода написаны единичными мазками. Тела героев очерчены небрежно и быстро. Но цвет такой всепроникающий, что можно долго простоять у работы, покрывшись мурашками.

Мастер сделал выбор. Не в пользу деталей, а в пользу света, цвета и пространства. Никакой красивости. Только эмоциональное воздействие на зрителя. Прямо как импрессионисты 300 лет спустя.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: