«Три грации»
Еще одна из самых известных картин художника была написана в последний год его жизни — 1639-й. Полотно с изящным названием «Три грации» хранится в испанском Музее Прадо. На ней в излюбленной манере художника в неких райских кущах изображены три обнаженные полные женщины, олицетворяющие древнеримских граций — богинь веселья и радости. В Древней Греции этих богинь звали харитами. Они плавно кружатся в танце, обнявшись и глядя друг на друга, по-видимому, в приятной беседе. Несмотря на одинаковые фигуры, изображение которых у Рубенса всегда включало исключительно плавные, округлые линии без единого угла, он внес различие между женщинами в цвете волос. Светлая блондинка стоит в светлой части пейзажа на фоне неба, шатенка, наоборот, изображена на фоне деревьев, а между ними, на рубеже света и тьмы, гармонично выписалась рыжеволосая богиня.
Роль Изабеллы Брант в творчестве Рубенса
Первой и единственной женой великого фламандского художника Питера Пауля Рубенса была Изабелла Брант — юная девушка, ставшая для него не только возлюбленной, но и источником вдохновения.
Супруга Рубенса стала героиней многих его произведений. Самый яркий пример — это портрет, на котором автор изобразил себя в объятиях Изабеллы Брант. Картина выглядит как проявление счастливой любви художника к женщине.
Однако роль Изабеллы Брант в творчестве Рубенса не ограничивалась лишь ее портретами. Она была вдохновением для многих других произведений, связанных с темами любви, красоты и обнаженности. Во всех этих работах Изабелла Брант выглядит как воплощение женственности и чувственности.
Таким образом, Изабелла Брант стала не просто женой и музой, а настоящим источником вдохновения для Рубенса. Ее нежность, женственность и красота нашли отражение в множестве произведений, которыми славится художник уже более трех с половиной веков.
Питер Пауль Рубенс. Три грации (1639)
Эта история из греческой мифологии представляет Трёх Граций, которые были божествами и дочерьми Зевса. Их звали Аглая, что означает «сияние», Евфросин, что означает «радость», и Талия, что означает «цветок». Они были чистыми девственницами, которые служили Афродите и работали на банкетах, чтобы способствовать радости жизни. Три фигуры образуют круг, соединённые между собой руками, одна из них стоит спиной к зрителю. Эти дамы были богинями приятного очарования, благотворительности и благодарности, которые наделяли людей такими качествами, как дружелюбие, сильный характер, мягкость и тонкость.
Элегантная группа, кажется, излучает свет, так как три прекрасные девы, кажется, светятся, даже несмотря на то, что на них мало одежды, кроме прозрачных драпировок. Дерево слева, золотой рог изобилия, из которого течёт вода, и цветочная гирлянда обрамляют женщин. Они расположены в изысканном, живописном пейзаже с ярко-голубым небом и пасущимися животными на заднем плане.
Рубенс писал это трио несколько раз с 1620 года, но здесь он использует классические приёмы древней Греции. Скорее всего, жена Рубенса Елена Фурман позировала ему, чтобы подчеркнуть чувственную красоту, но позы были основаны на классической греческой скульптуре. Мастерство Рубенса в написании телесных тонов также проявляется в этом трио. Он использовал три основных цвета: жёлтый, красный и синий, которые определяют внешний вид всего в мире.
В последние десять лет своей жизни Рубенс писал мифологические произведения, которые были его «…гимнами женской красоте…, как описано Франсом Бодуэном в его биографии Питера Пауля Рубенса. Его фирменное мастерство в изображении обнажённых женских форм принесло ему всеобщее признание, благодаря чему его фигуры получили термин «рубенеск», который до сих пор широко используется для описания чувственных женщин.
История создания
Осенью 1608 года Рубенс, обеспокоенный тяжёлой болезнью матери, был вынужден вернуться в Антверпен. Он приехал из Италии, куда он отправился ещё в мае 1600 года и где служил придворным живописцем герцога Мантуя. В 1603 году по его поручению Рубенс ездил в Испанию, чтобы передать подарки герцога королю Филиппу и герцогу Лермскому. После этого он попеременно работал в Риме, Мантуе и Генуе, где создавал величественные алтари и писал портреты
Слава о его мастерстве летела впереди Рубенса и, когда он вернулся в Антверпен, были приложены все усилия, чтобы оставить его здесь навсегда. Город и испанские штатгальтеры эрцгерцог Альбрехт VII и инфанта Изабелла Клара Евгения давали ему заказы, и в сентябре 1609 года он получил должность придворного художника
Но окончательное решение он принял после того, как, влюбившись в 18-летнюю Изабеллу Брант, женился на ней 3 октября 1609 года. Изабелла была дочерью очень почитаемого антверпенского патриция и статс-секретаря Яна Бранта, чей портрет также находится в «Старой пинакотеке». Она родила художнику дочь и двух сыновей. После её скоропостижной кончины 20 июня 1626 года Рубенс писал главному смотрителю королевской библиотеки в Париже Пьеру Дюпе
Я потерял действительно хорошую супругу, которую с полным правом можно, даже нужно было любить, потому что она не обладала теми негативными качествами, обычно присущими женскому полу. Она была невздорной и без обычных женских прихотей, всегда благонравная и жизнерадостная. Из-за этих качеств всеми любима и оплакиваема всеми после смерти |
Для первых зрителей картины она казалась чем-то новым, доселе невиданным в нидерландской живописи, хотя бы прежде всего своим размером. Двойной портрет представляет собой действительно большую картину. Фигуры художника и его жены кажутся такими большими для этой картины, что первоначально даже предполагали, что картина могла быть обрезана по краям. Художник и его супруга изображены в натуральную величину и не позируют отстранённо, как это было принято, а естественно соотнесены и контактируют со зрителем
Автор намеренно придал групповому портрету многозначность смысла и уделил большое внимание её композиции
Рубенс — художник барокко?
В течение долгого времени Рубенса считали типичным представителем стиля барокко. Но сегодня искусствоведы стараются избегать подобного определения. Искусство Рубенса отличается живым и мощным ощущением натуры и неистощимой фантазией, насыщено разнообразными сюжетами, действием, обилием фигур и аксессуаров, патетическими жестами. Художник запечатлевал своих героев подчеркнуто телесными, в расцвете их тяжеловесной красоты, и все это, в общем, было свойственно эстетике барокко.
Но самые характерные черты этого стиля, а именно условность и внешняя, иногда ложная, экзальтация, отступают у Рубенса перед могучим напором живой реальности. Картины художника, написанные им сразу же по возвращении с Апеннинского полуострова в Антверпен, отмечены сильным влиянием итальянской живописи — и в особенности, творчества Тициана. Но постепенно в живописи Рубенса начинает пробиваться его индивидуальный стиль. Наследуя богатые традиции итальянского искусства, художник пропускает их сквозь призму собственного понимания живописи, и тут, возвращаясь к началу этой главы, необходимо признать: явление Рубенса в искусстве было весьма своевременным!
Неужели великие недостаточно поработали для него? И не для него ли Рафаэль приготовил свои изысканные композиционные решения, Микеланджело — атлетизм фигур, Тициан — динамику и размах, Веронезе — цвет, Караваджо — свет, Тинторетто — жест? Конечно, многие современники великого фламандца использовали некоторые достижения итальянских мастеров, но чтобы гениально сочетать в своем творчестве все без исключения, следовало быть именно Рубенсом!
Великие художники, часть 63 26/11/2012 filoli.ru
Презентация по МХК на тему: «Автопортрет с Изабеллой Брант Рубенса». Работа ученицы 11а класса Александры Куропаткиной
Инфоурок › ИЗО, МХК › Презентации › Презентация по МХК на тему: «Автопортрет с Изабеллой Брант Рубенса». Работа ученицы 11а класса Александры Куропаткиной
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:
Петер Пауэль Рубенс Автопортрет с Изабеллой Брант Работа выполнена ученицей 11 «а» класса Гимназии №405 Куропаткиной Александрой Преподаватель: Дудкина Наталия Всеволодовна Санкт-Петербург, 2008
2 слайд Описание слайда:
История создания Слава о его мастерстве летела впереди Рубенса и, когда он вернулся в Антверпен, были приложены все усилия, чтобы оставить его здесь навсегда.
Изабелла была дочерью очень почитаемого антверпенского патриция и статс-секретаря Яна Бранта, чей портрет также находится в Старой Пинакотеке. Она родила художнику дочь и двух сыновей.
3 слайд Описание слайда:
Изабелла Брант Изабелла умерла очень рано.
Рубенс писал главному смотрителю королевской библиотеки в Париже Пьеру Дюпе: «Я потерял действительно хорошую супругу, которую с полным правом можно, даже нужно было любить, потому что она не обладала теми негативными качествами, обычно присущими женскому полу. Она была невздорной и без обычных женских прихотей, всегда благонравная и жизнерадостная. Из-за этих качеств всеми любима и оплакиваема всеми после смерти».
4 слайд Описание слайда:
Особенности композиции картины Для первых зрителей картины она казалась чем-то новым, доселе невиданным в нидерландской живописи, хотя бы прежде всего своим размером. Двойной портрет представляет собой действительно большую картину.
Автор намеренно придал групповому портрету многозначность смысла и уделил большое внимание её композиции. 5 слайд Описание слайда:
5 слайд Описание слайда:
Главные образы Эта картина создана Рубенсом вскоре после женитьбы и изображает супругов на фоне куста жимолости.
Спокойная, даже в чём-то невозмутимая самоуверенность исходит от картины, на которой фигуры изображены одинаково большими и рядом друг с другом – выражение самостоятельности и равноправного положения супругов. Рубенс расположился на скамье, а Изабелла – на коленях возле него на брошенном на землю голубом плаще.
6 слайд Описание слайда:
Фрагменты и детали Как точно подметил один из критиков, Рубенс изобразил на этом портрете не просто себя и жену, но портрет брака.
Исполненный внутренней свободы жест молодой женщины, доверчиво положившей свою правую руку на руку мужа, напоминает жест Джованни Ченами из «Портрета четы Арнольфини» Яна ван Эйка.
Рубенс сохранил сакральный по своей значимости смысл жеста, связанный с таинством обручения, но наделил особой теплотой интимности, включив в целую систему связей, объединяющих молодых людей и развивающих ту же тему в картине.
7 слайд Описание слайда:
8 слайд Описание слайда:
Художественные особенности Портрет создан по законам искуснейшей ритмической организации форм и объёмов в пространстве и на плоскости. Можно заметить, что фигуры вписываются в овал, что их объединяют близкие цветовые тона, особенно золотистые.
В богатой колористической гамме живо ощущаются отголоски палитры венецианцев XVI в., особенно Веронезе, однако же сама система работы заглаженным скрытым мазком, создающим впечатление эмалевидной поверхности, выдаёт руку северного живописца.
9 слайд 10 слайд Описание слайда:
Общая информация
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
«Венера перед зеркалом»
В своей картине 1615 года «Венера перед зеркалом» Рубенс в некоторой мере повторяет сюжет, созданный ранее Тицианом, в котором полуобнаженная Венера смотрится в зеркало, придерживаемое амуром. Однако присутствующая рядом с Венерой Рубенса чернокожая служанка позволяет думать, что его Венера — вовсе не богиня, а земная женщина, склонная к божественному самолюбованию. По своему обычаю, художник вновь изобразил пышнотелую белокожую женщину без одежды, но с золотыми украшениями и тонким, полупрозрачным полотном у ног. Служанка то ли расчесывает, то ли просто перебирает красивые золотые волосы своей госпожи. В настоящее время полотно хранится в венском музее Коллекции Лихтенштейнов.
Питер Пауль Рубенс. Прикованный Прометей (1618)
Это классическая мифологическая картина, основанная на греческой пьесе «Прикованный Прометей», представляет собой полубога Прометея, которого Зевс наказывает за то, что он выдал человеку секрет огня. Он постоянно прикован к скале на горе Кавказ, в то время как свирепый орёл Юпитера, символ Зевса, каждый день питается его печенью.
Картина Тициана с изображением гиганта Тития вдохновила на создание плотной композиции картины, в которой Прометей падает вниз, его левая рука почти достаёт до холста. Динамичная мускулистая фигура в ракурсе и гигантский орёл с распростёртыми крыльями являются основой плана, прекрасно детализированного повсюду и установленного в абстрактной пейзажной сцене. Огромная птица разрывает торс Прометея, но, чтобы надёжно вцепиться в плоть пленника, один из когтей орла выдалбливает правый глаз Прометея.
Его левый глаз прикован к хищнику, очевидно, он полностью осознаёт весь ужас своего положения, в то время как его корчащаяся поза и подтянутые бёдра, сжатый кулак и взъерошенные волосы передают его агонию. Эта неуклюжая фигура с широким телосложением и плотной мускулатурой демонстрирует влияние Микеланджело. Мастерское сочетание тяжёлых фигур в пространстве, богатая цветовая палитра Италии и мощный орёл создают невероятно выразительное произведение искусства.
Произведение, которое Рубенс считал одной из своих самых важных работ, представляет виртуозность художника на его абсолютной высоте. Работая в сотрудничестве со знаменитым художником-анималистом Франсом Снейдерсом, который создал огромного орла, Рубенс изобразил жестокую историю с соответствующим уровнем насилия.
«Союз земли и воды»
Картина Рубенса «Союз Земли и Воды», написанная в 1618 году, находится в Государственном Эрмитаже (Санкт-Петербург). Полотно, изображающее богиню Земли Кибелу, морских богов Нептуна и Тритона, а также богиню Викторию, обладает сразу несколькими смыслами. Нептун и Кибела заключают союз, нежно держась за руки и глядя друг на друга, их венчает Виктория, а сын Нептуна Тритон, поднявшись из морской глубины, трубит в раковину. В первую очередь сюжет олицетворяет божественную связь женского и мужского начал, так как для художника полная обнаженная женщина всегда была символом земного, плодородного, естественного. Но лично для Рубенса «Союз Земли и Воды» был еще и намеком на трудное положение фламандцев, лишенных выхода к морю в период голландской блокады. Самым же простым толкованием можно считать мифологическое единение двух стихий, ведущее к мировой гармонии. Так как полотно, находясь в Эрмитаже, считалось достоянием, в 1977 году в СССР были выпущены почтовые марки с этой картиной.
Портреты возлюбленных
Довольно большое собрание составляют картины Рубенса с названиями, содержащими имя его первой жены Изабеллы Брант. Как правило, это либо ее личные портреты, либо совместные автопортреты четы. На подборке репродукций выше можно увидеть:
- «Портрет леди Изабеллы Брант» (конец 1620-х).
- «Портрет Изабеллы Брант» (1610 год).
- «Портрет Изабеллы Брант» (1625 год).
- «Автопортрет с Изабеллой Брант» (1610 год).
Последняя картина считается одной из лучших в портретной живописи художника. Он и его молодая супруга изображены невероятно живо, будто на фотографии — сложно поверить, что герои не запечатлены сиюминутно. Одной из самых прекрасных деталей данного полотна можно назвать руки возлюбленных и их нежное соприкосновение, передающее любовь и взаимодействие лучше, чем если бы герои просто смотрели друг на друга. В настоящее время полотно тоже хранится в мюнхенской «Старой Пинакотеке».
Портреты Елены Фоурмен, которые можно увидеть выше, стали основным сюжетом живописи Рубенса в последние годы его жизни. Представлены фрагменты следующих полотен:
- «Елена Фоурмен и Франс Рубенс» (1639 год).
- «Портрет Елены Фоурмен» (1632-й).
- «Шубка» (1638 год).
- «Елена Фоурмен в свадебном платье» (1631-й).
- «Портрет Елены Фоурмен, второй жены художника» (1630 год).
- «Рубенс с женой Еленой Фоурмен и их сыном» (1638-й).
Но самым известным портретом Елены Фоурмен кисти ее мужа считается написанный в 1630-м году, репродукция которого представлена выше. На нем 16-летняя молодая жена изображена в великолепном выездном наряде, красивой бархатной шляпке в голландском стиле и с двумя нежными цветками розы, прижатыми к животу. Считается, что в этот период вторая супруга Рубенса уже была беременна, и именно это олицетворяют цветы у живота. Полотно находится в гаагской Королевской художественной галерее Маурицхейс.
Питер Пауль Рубенс. Избиение невинных (1612)
Эта картина рассказывает библейскую историю из Евангелия от Матфея, в которой царь Ирод приказал убить всех младенцев мужского пола в Вифлееме после того, как услышал, что ребёнок, родившийся там, станет «Царём Иудейским». Эта сцена ужасна и чрезвычайно жестока, поскольку группы женщин пытаются помешать солдатам убивать своих детей. Мускулистые мужчины, большинство из которых совершенно голые, борются с корчащимися женщинами; размахивают руками и тянутся, льётся кровь, когда взрослые дерутся за детей, некоторые из которых уже растоптаны или мертвы. Отчаянные усилия матерей не помогают остановить кровавую бойню.
Намерение Рубенса состояла в том, чтобы шокировать и нервировать общественность протестом против зверств войны и насилия. Произведение подчёркивает влияние художника, подчерпнутое из его путешествий по Италии, где он наблюдал за работами итальянских художников эпохи барокко, таких как Караваджо. Это проявляется в использовании светотени, эмоционального динамизма и насыщенного цвета. Он также изучал анатомические статуи, чтобы ещё лучше понимать, из чего состоит человеческое тело.
Питер Пауль Рубенс. Поклонение волхвов (1624)
Эта библейская история из книги Матфея показывает Поклонение волхвов, которое было одной из любимых тем Рубенса; он создал по меньшей мере двенадцать картин с этой сценой. В этой композиции мы видим трёх волхвов, представляющих земли и народы, которые слышали о рождении Спасителя, несущих дары для младенца Христа. Вся группа стоит перед безмятежно выглядящей Марией, но центральная коленопреклонённая фигура в белом — Гаспар, который приносит ладан и находится прямо перед Иисусом. Мельхиор, который приносит золото, стоит позади него, а третий, мавританский король Бальтазар в зелёном с тюрбаном, предлагает мирру.
Красочная группа изображена в руинах древнего сооружения. Справа Дева Мария, скорее всего, созданная по образцу первой жены Рубенса Изабеллы Брант, с обожанием смотрит на своего счастливого ребёнка и представляет его Волхвам. Символы придают глубину смысла всей сцене. Древняя колонна символизирует разрушенный дворец Давида, из рода которого родился Миссия. Мирный бык — символ веры, а крошечный паук в паутине, вверху справа, символизирует зло, которое победит Иисус.
Работа кисти Рубенса сохраняет энергию, текущую вокруг многочисленных фигур, посвящённых Иисусу, включая слуг, солдат, лошадей, верблюдов и одного быка, которые были объединены в единое целое благодаря мастерскому использованию Рубенсом диагоналей, цвета, света и тщательного размещения форм
Ярко-красные и светящиеся участки преувеличенных лиц, волос, бород и одежды также привлекают внимание зрителя. Произведение остаётся важным символом времени, представляя смирение мира перед Церковью
Ключевые черты автопортрета Рубенса с Изабеллой Брант
1. Реализм и естественность
Автопортрет Рубенса с Изабеллой Брант олицетворяет реалистичную и естественную композицию. Художник воссоздал свою и близкую ему женщину на фоне обычного домашнего интерьера. Образы автопортрета вызывают искреннее чувство и эмоции у зрителя.
2. Детализация и внимательность к деталям
Рубенс внимательно относился к деталям в своих произведениях, и автопортрет с Изабеллой Брант не исключение. Он нарисовал множество деталей, которые могут не заметиться на первый взгляд, подобрав яркие цвета и строгую линию.
3. Мастерство и техника
Автопортрет Рубенса отличается высоким мастерством и использованим техники масло на холсте. Художник мастерски играет светом и тенями, передавая объемность и глубину образов. Тонкое психологическое восприятие и сопричастность к героине задает тон портрету, делая его живым и пережитым.
4. Любовь и радость
Автопортрет Рубенса с Изабеллой Брант является произведением, насыщенным любовью и радостью. Изображение счастливой молодой пары вызывает чувство нежности и тепла. Художник отразил свою безграничную любовь к Изабелле, создав образ, которым можно наслаждаться вечно.
Рубенс и Брант: история любви
Ранние годы
Питер Пауль Рубенс и Изабелла Брант познакомились в юности, когда Рубенс работал на своего родственника, который был художником и главой гильдии святых Луки и Германа.
Вскоре между Рубенсом и Брант началась переписка, которая стала более личной со временем. Вынужденная расставание на несколько лет не остановило их отношения, и в 1609 году, когда Рубенс вернулся в Антверпен, пара снова встретилась.
Свадьба и дети
Рубенс и Брант расписались в 1609 году и вскоре одного за другим у них появились дети. В первые годы брака Рубенс почти не работал художником и занимался дипломатическими делами, но после смерти жены он снова начал создавать картины с азартом молодого художника.
Любовь и искусство
Любовь Рубенса к Брант была настолько сильной, что она стала источником его вдохновения и влияла на его работу, как визуально, так и эмоционально. Наиболее ярким примером этого является автопортрет Рубенса с Изабеллой Брант, который показывает любовь и преданность к своей жене.
Этот портрет, созданный по приказу Рубенса, стал не только показом любви к Брант, но и отражением более широкой традиции автопортретов, которые позволяют художникам выражать свои чувства и демонстрировать свою технику.
«Охота на львов»
С 1610 по 1620 год художник был увлечен написанием охотничьих сюжетов. Достигнув огромного мастерства в изображении человеческого тела, он хотел соединить его с только осваиваемой демонстрацией тел крупных животных. Одно из самых известных полотен на эту тему у Рубенса — «Охота на львов», написанное в 1621 году. Противостояние человеческого оружия и сил диких животных ярко показано в смелом противостоянии двух мускулистых львов семи охотникам, половина из которых атакуют верхом на лошадях. Один из львов готов растерзать поверженного наземь охотника с кинжалом, другой зубами стащил охотника с коня, вцепившись когтями в тело животного. Несмотря на то что этого льва колют сразу тремя копьями, он разозлен и не отступает, и только меч одного из охотников дает надежду победить разъяренного зверя. Один из охотников лежит без сознания с зажатым в руке ножом. Особенно интересным в этой картине является факт совместной охоты восточных и европейских персонажей — это становится ясно из их одежды и вооружения. В настоящее время картина хранится в мюнхенской «Старой Пинакотеке».
Автопортрет с Изабеллой Брант
Когда старший брат Рубенса Филипп женился, художник сказал, что сам он никогда в брак не вступит, потому что не сможет найти столь же достойную и идеальную во всех отношениях жену. Но прошло несколько лет – и достойная партия для Рубенса нашлась. Причем, буквально в соседнем доме. Женой 32-летнего художника стала племянница той самой идеальной женщины, жены его брата. Изабелле Брандт было 18 лет. Дочь антверпенского издателя классических античных авторов, она была далека от круга придворных светских красавиц. Этого круга Рубенс избегал всю жизнь, даже много лет спустя, даже будучи уже дворянином и дипломатом, самым известным европейским художником. Но пока Питер Пауль еще дворянским титулом не награжден, к политике отношения не имеет и при европейских королевских дворах о нем еще мало слышали. Он совсем недавно вернулся из Италии, где провел 8 лет при дворе Винченцо Гонзага и едва успел предстать перед эрцгерцогом Альбрехтом и инфантой Изабеллой. Вскоре Рубенс напишет их портреты и будет сразу же принят придворным художником, причем на собственных условиях, с ежемесячным жалованьем. Скоро он купит в Антверпене землю и начнет строить огромный дом для своей молодой, пока еще бездетной, семьи.
Не удивительно, что юная Изабелла так быстро согласилась на брак. Во-первых, биографы Рубенса склоняются к почти сказочной версии взаимной любви с первого взгляда, а во-вторых, вынуждены признать Рубенса исключительно положительным и добропорядочным персонажем, ни разу не замеченным в мимолетной интриге или ветренном любовном приключении.
Племянник Рубенса вспоминал: «Он поднимался в четыре часа утра, взяв за правило начинать новый день с посещения мессы, если только его не терзал приступ подагры, изрядно отравлявшей ему существование; затем он принимался за работу, усадив возле себя наемного чтеца, который вслух читал ему какую-нибудь хорошую книгу, чаще всего Плутарха, Тита Ливия или Сенеку. Свою работу он любил больше всего на свете, а потому всегда устраивался так, чтобы не испытывать при этом неудобств и не наносить вреда здоровью. По этой же причине он мало ел. Он опасался, как бы запахи мяса не помешали его трудам и, наоборот, как бы труд не помешал перевариванию мяса. Работал он до пяти часов вечера, а потом седлал коня и отправлялся на прогулку по городу или в крепость, либо находил другое занятие, которое приносило отдохновение от забот. По возвращении его обычно уже дожидались несколько друзей, с которыми он ужинал. Он терпеть не мог злоупотребления вином и обжорства, как и азартных игр».
К такому безупречному образу жизни стоит добавить высокую образованность и внешнюю привлекательность жениха – и согласиться, что с замужеством Изабелле Брандт удивительно повезло. Если уж пытаться отыскать в Рубенсе хотя бы небольшую слабость, рассматривая парный свадебный портрет с Изабеллой, то смотреть нужно на левую руку художника. Рука спокойно, уверенно, даже как-то буднично, придерживает эфес шпаги. Той шпаги, которую Рубенсу носить не положено. Потому что он не дворянин. Пока не дворянин.При всем сдержанном, но настойчивом, неприятии придворных кругов, категорическом отказе жить в Брюсселе рядом с эрцгерцогом, Рубенс тщеславен. Он пишет свадебный портрет, удивительно теплый и счастливый, а заодно декларирует план собственных действий на ближайшее будущее. План в том, чтобы будучи художником, добиться настолько заметного успеха, что монарх пожалует ему дворянство и признает достойным носить шпагу наравне со знатью, героями и политическими деятелями.
Алтарные триптихи
Для Рубенса алтарные работы стали одним из основных видов художественной деятельности в период с 1610 по 1620-й. Алтарными они называются потому, что художник писал их в основном для украшения церкви, а некоторые и вовсе прямо в церкви, чтобы уловить правильно падение света в том месте, где полотно будет находиться. За это время Рубенсом было создано семь картин с распятием, пять — демонстрирующих момент снятия с креста и три с его воздвижением, а также много других изображений Христа, святых и библейских сюжетов. Но самые известные среди них — триптихи, которые находятся в Соборе Антверпенской Богоматери. Триптих «Воздвижение креста Господня», фрагмент которого можно увидеть на главном фото этой статьи, художник создал в 1610 году для алтаря старинной церкви Святого Вольбурга, а на свое сегодняшнее место картины попали в 1816 году. Триптих «Снятие с креста» (можно увидеть выше) создавался уже конкретно для Собора, в котором находится по сей день, с 1612 по 1614 год. Многие называют это монументальное полотно самым лучшим произведением Рубенса, а также одной из лучших картин эпохи барокко вообще.
Питер Пауль Рубенс. Прибытие Марии Медичи в Марсель (1625)
На этой картине мы видим Медичи, прибывшую, чтобы выйти замуж за французского короля Генриха IV, готовую покинуть свой корабль по украшенному трапу под звуки труб. За этим зрелищем наблюдает ангел наверху, символ Славы, Посейдон, морской бог, с тремя своими дочерьми, и Нептун, успокаивающий волны. Слева можно увидеть герб Медичи, символ наследия Марии, размещённый над золотым сводчатым сооружением позади Мальтийского рыцаря, единственной неподвижной фигуры в полном облачении. Королеву-мать в сопровождении своих фрейлин приветствует олицетворение Франции в шлеме и королевской синей мантии с золотыми лилиями, символизирующих море и небо.
Париж был крупнейшим столичным центром в Европе, когда молодая Мария Медичи удостоила Рубенса королевской аудиенции, чтобы обсудить серию из 24 картин для галереи нового Люксембургского дворца, которые будут изображать его лучную борьбу и триумфы в жизни. Рубенсу не терпелось попробовать свои силы в светской тематике, и в этой картине он превратил обычную задачу прибытия из Италии в Марсель в великолепную художественную сцену. В своих работах он широко использовал символы, аллегории, усвоенные в раннем детстве, классическую литературу и обычаи.
Аббат де Сен-Амбруаз, влиятельный французский искусствовед XVII века, похвалил Рубенса за то, что он взялся за серию картин, заметив: «… Никто другой во всей Европе не смог бы довести такую обширную работу до успешного завершения. Итальянцам потребовалось бы больше десяти лет… вы уникальны… вы стоите выше любого другого художника, ныне живущего в мире, и ваши картины для Марии Медичи будут бессмертны».
Влияние стиля на создание портрета
При создании автопортрета Рубенса с Изабеллой Брант, художник использовал свой уникальный стиль, который был очевиден в каждом элементе произведения.
Формат портрета, где Рубенс и Брант были изображены на фоне живописного пейзажа, был вдохновлен фламандской живописью того времени. В то же время, Рубенс использовал свой собственный, более выразительный стиль в портретных изображениях.
В произведении была использована многослойная композиция, через которую художник выразил идею глубокой эмоциональной связи между двумя людьми
Рубенс использовал свет и тень, чтобы подчеркнуть красоту фигур, а также акцентировать внимание на важности отношений, которые были изображены в произведении
Кроме того, используя свой уникальный стиль, Рубенс создал образ, который отображает многогранность персоналии и характер каждого из портретируемых. Рубенс внес множество деталей, которые характеризовали взгляд Брант, ее позу и одежду, делая изображение еще более реалистичным и выразительным.
В общем, стиль, используемый Рубенсом, был ключевым фактором при создании портрета, и был явным в каждом элементе произведения. Было ясно, что любовь и индивидуальность героев для художника были важными при написании портрета, и именно эти идеи он отразил в своем уникальном стиле.