Сочинения по картинам Васнецова
- Сочинения
- По картинам
- Васнецов
- Аленушка
- Баян
- Битва Ивана-царевича с трехглавым Змеем
- Богатыри — Три богатыря
- Богатырский скок
- Витязь на распутье
- Единородный Сын Слово Божие
- Иван Царевич на Сером волке
- Ковер-самолет
- Крещение Князя Владимира
- Крещение Руси
- Песнь о вещем Олеге
- После побоища Игоря Святославича с половцами
- Северный край
- Сирин и Алконост. Песнь радости и печали
- Сказка о спящей царевне
- Снегурочка
- Страшный Суд
- Три царевны подземного царства
- Царевна-лягушка
- Царевна-несмеяна
- Царь Иван Васильевич Грозный
Когда смотришь работы Виктора Михайловича, то сразу переносишься в мир сказочной страны. Возможно, его произведения любят даже маленькие дети.
В раннем детстве он восхищался красотой изготовленных изделий умельцами из народа. Именно от них он впервые услышал былины, сказки и предания, которые были положены в основу его полотен.
Обучаясь в академии искусств, юноша знакомится с Репиным и другими известными искусствоведами. Здесь же он рисует различные иллюстрации к книгам для детей. Васнецов начинает изображать в своих картинах сюжеты на бытовую тематику из жизни городских жителей. Так, в его творении «С квартиры на квартиру», созданном в 1876 году, особенно ярко изображена судьба стариков, безжалостно выкинутых на улицу в холод, которые находятся в поисках пристанища.
Переехав в Москву, принимается создавать эскизы к зданию Третьяковской галереи. Он входит в общество творческих личностей, где непосредственно под влиянием задушевных бесед е него зародилась мысль написать такие картины, как «Ковер-самолет», «Иван-царевич на сером волке». В работе «После побоища Игоря Святославовича с половцами» Васнецов показывает героический подвиг русского народа.
Позднее, в 1885 году, Виктор Михайлович принимает участие в росписи Владимирского собора, находящегося в Киеве. В эту работу он вложил всю свою душу. Его росписи провозгласили новое направлении в живописи религиозного искусства.
Художник обладал различными талантами. Он был изумительным сказочником и занимался оформлением спектаклей. Также создан целый ряд проникновенных картин, среди которых выделяется работа «Богатыри», где воссозданы образы героев былин с их героическими характерами. Работа имела огромный успех.
Замыслов к созданию новых полотен у Васнецова было много, но им не суждено было исполниться. Но, несмотря на это, его картины помнят и до сих пор и восхищаются ими.
Очень приятно читать сказки с иллюстрациями Васнецова.
Поэма семи сказок
К русскому народному эпосу, к русской сказке Васнецов обратился еще в 1880-е годы. Его сказочные произведения — не иллюстрация к устному народному творчеству, а акт поэтического прозревания сердцевины жизни, закрытой от людей пеленой «действительности». Не случайно С. Маковский обнаружил в «сказочных» произведениях Васнецова «связь между русской сказкой и русской верой». Начиная с 1900 года и до конца своей жизни (особенно интенсивно — с 1917 года) художник с увлечением писал так называемую «Поэму семи сказок». Время создания серии говорит само за себя, художник в этот период страдал, наблюдая за тем, что происходило в его родной стране. «Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Наверное, при желании в этих работах мастера можно рассмотреть политические намёки, но делать этого не хочется.
Творчество Виктора Васнецова
В истории русского искусства Виктор Михайлович Васнецов занимает такое же место, какое в истории науки занимают знаменитые первооткрыватели. Виктор Васнецов первым открыл путь в богатый и прекрасный, ранее совсем не известный мир народной поэзии, царство русских сказок и былин; он был первым, кто сумел оживить «дела давно минувших днкй, преданья старины глубокой».
Сначала Виктор Васнецов писал небольшие жанровые сценки из жизни бедного петербургского люда. Но это был еще не настоящий Васнецов. Лучшими работами художника стали те, которые он посвятил русской старине.
В. М. Васнецов родился в 1848 году в далеком вятском селе Лопьял. Здесь, в глуши уральских лесов, в будущем художнике пробудилась горячая любовь к народному искусству. «Я жил в селе среди мужиков и баб, любил их попросту, как своих друзей, слушал их песни и сказки, заслушивался еще на посиделках при свете и треске лучины» — так писал о своем детстве Виктор Васнецов. В 1867 году он приехал в Петербург, а в 1868-м поступил в знаменитую Петербургскую Академию художеств. Затем он вышел из академии и сблизился с кружком Крамского, стал членом Товарищества передвижных выставок
Несгибаемое прямодушие и непоколебимость в выборе своего пути, твердость в убеждениях и страстная любовь к родине — таков душевный склад Виктора Васнецова.
В 1880 году появилась первая картина Васнецова на исторический сюжет «После побоища Игоря Святославича с половцами» по мотивам «Слова о полку Игореве». Вслед за ней Васнецов пишет «Аленушку», начинает «Ивана Грозного», а в 1898 году на Персональной выставке художника были впервые показаны «Богатыри», над которыми Васнецов работал свыше восемнадцати лет. Это был его наиболее плодотворный период творчества. Впечатление, произведенное этими картинами, было громадно. «Богатыри» стали высшим, не превзойденным выражением мощи, доблести, мудрости и миролюбия русского народа.
Богатыри
«Богатырей» художник писал в Москве, в мастерской, построенной по собственному проекту, недалеко от Самотечной площади. В Москву он приехал в тридцатилетнем возрасте и до конца жизни (1926 год) не покидал древнюю русскую столицу. Она стала его домом, «Берендеевыми палатами».
В домике-теремке близ Самотеки в конце жизни художник создал сюиту картин на темы русских сказок: «Баба-яга», «Кащей бессмертный», «Царевна лягушка», «Царевне Несмеяна», «Спящая царевна», «Сивка-бурка», «Ковер-самолет».
Виктор Васнецов очень разнообразен. Он работал не только в живописи, но и в графике (иллюстрации к пушкинской «Песне о вещем Олеге»), в театре он создал замечательные декорации к весенней сказке Островского «Снегурочка». Васнецов работал и как художник монументалист: он расписал круглый зал Исторического музея в Москве (фриз «Каменный век»), по его проекту был оформлен фасад Третьяковской галереи. По его рисункам и проектам в художественных мастерских в Абрамцеве искусные мастера украшали народными орнаментами мебель, посуду и т. п.
Везде, где работал Васнецов: в живописи, архитектуре, прикладном искусстве, он стремился возродить русское народное творчество.
Биография Васнецова
Сын бедного сельского священника Виктор Васнецов (1848-1926) , окончив духовное училище, поступил в вятскую духовную семинарию. Однако любовь к изобразительному искусству взяла верх в окончательном выборе профессии. Дойдя до последнего философского курса, Васнецов оставил семинарию, уехал в Петербург. Там ему удалось попасть сперва в школу Общества поощрения художников, а затем в Академию художеств. Здесь Васнецов пробыл (с перерывами) с 1868 по 1875 год. Главным его учителем был П. П. Чистяков, который и позднее оказывал Васнецову но мощь во многих его начинаниях
С большим вниманием относились к молодому художнику И. Н
Крамской и В. В. Стасов.
Свой творческий путь Васнецов начал с небольших жанровых картин — «С квартиры на квартиру» (1876), «Чтение военной телеграммы» (1878), близких работам известных живописцев В. Г. Перова и В. Е. Маковского. По скоро определился совершенно иной характер его дарования. Он перестал обращаться к изображению повседневности и, по собственным его словам, из жанриста стал «историком несколько на фантастический лад». Решающим толчком для этого послужил переезд Васнецова в Москву (1878), знакомство с ее памятниками старины, встреча и дружба с известным меценатом С. И. Мамонтовым и членами мамонтовского кружка. Первым большим произведением нового этапа творчества Васнецова была картина «После побоища Игоря Святославовича с половцами» (1880), написанная по мотивам «Слова о полку Игореве».
В этой картине, поспевающей в духе народного эпоса храбрость и мужество русских воинов, сражавшихся за родную землю, ярко сказались декоративный дар Васнецова, его тяга к монументальности и поэтическое восприятие природы. Появление этого полотна на выставке было подлинным событием в художественной жизни. Своеобразие искусства Васнецова ярко раскрылось и в картине «Аленушка» (1881), тема которой была навеяна художнику известной русской сказкой о сестрице Аленушке и братце Иванушке.
В этой картине все написано с натуры: и Аленушка — крестьянская девочка, и осенний пейзаж глухого лесного места. Идя от жанра, Васнецов силой своего таланта сумел превратить действительность в сказочный образ.
В 1883-1885 годах Виктор Васнецов, работая над тремя панно «Каменный век» для только что выстроенного тогда в Москве здания Исторического музея, проявил себя как мастер монументально-декоративного искусства. В картине «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897) художник с большим мастерством создал величественный образ.
Самым значительным историческим произведением Виктора Васнецова явилось полотно «Богатыри» (1898). Нил ним художник работал с перерывами около двадцати лет. Создавая эту, ныне широко известную, картину, Васнецов, как и в «Аленушке», шел от реальных образов крестьян и русской природы. Прообразом Ильи Муромца был, на пример, крестьянин Иван Петров, уроженец села Карачарово, по былинным преданиям считающеюся родиной богатыря. Жизненности картины способствовали продуманность композиции, удачно связанный с могучими фигурами трех всадников пустынный стенной пейзаж.
Творчество Васнецова было весьма многообразным. Он иллюстрировал книги, занимался гравированием. Его красочные костюмы и декорации к драматическому спектаклю «Снегурочка» А.Н. Островского и затем к одноименной опере Н. А. Римского-Корсакова (1881-1882 гг. и 1885-1886 гг.) заложили основы русского реалистического театрально-декорационного искусства, которое позже — в конце XIX начале XX века завоевало мировую славу.
Влияние васнецовской «Снегурочки» распространилось даже на декоративно-прикладное искусство. Об этом вспоминают многие современники, это подтверждается И. Э. Грабарем в «Истории русского искусства»: «Васнецов, пишет Грабарь, своей постановкой «Снегурочки» в половине восьмидесятых годов произвел такое огромное впечатление на всех, что многие только и бредили русскими мотивами. Всюду стал входить русский узор, кустарные изделия; молодые художники целые дни просиживали в Историческом музее и усердно изучали старинную резьбу, набойки и вышивки».
Работал Васнецов и в области архитектуры. Им спроектирован фасад Третьяковской галереи и собственный дом в Москве, где сейчас находится васнецовский мемориальный музей.
Жанровые картины
Жанровой живописью Васнецов увлекся еще в юности — вспомним, что и поступать в Академию художеств он отправился в 1867 году, выручив 60 рублей за «пущенные в лотерею» картины «Молочница» и «Жница». В Академии жанровая живопись для него стала своеобразной отдушиной — создавая подобные работы, он отдыхал от академических заданий, казавшихся ему «мертвыми». С 1873 по 1879 год Васнецов работал над жанровыми картинами, принёсшими ему известность талантливого жанриста и ставших пропуском в среду передвижников, — отметим среди них такие произведения, как «Нищие-певцы», 1873, «Чаепитие в трактире», 1874, „Книжная лавочка», 1876, «С квартиры на квартиру», 1876, «Военная телеграмма», 1875, «Преферанс», 1879. Надо сказать, что и в знаменитых «фольклорных» картинах Васнецова внимательный зритель заметит элементы жанровой живописи.
Богатырская тема
Эта тема — важнейшая для Васнецова, он не оставлял её всю жизнь. Его и самого, обыгрывая приверженность к «богатырским» образам, называли «истинным богатырём национальной живописи». В своих «богатырских» работах Васнецов наиболее монументален и декоративен, и это многое говорит о пафосе, свойственном картинам этого ряда. Его манера изображения русских витязей была как-то сразу и счастливо найдена и мало менялась на протяжении жизни — это доказывает простое сравнение, например, ранней картины «Бой скифов со славянами», 1881 с поздней картиной «Богатырский скок», 1914. Быть может, в последней больше элементов лубка, но это объясняется временем её создания — в 1914 году Россия вступила в Первую мировую войну. По сути, все васнецовские «богатыри» — это все то же, по слову Н. Рериха, «искание Руси, не академической, не передвижнической, а настоящей, затерявшейся в далекой старине». Эти искания и определили непреходящую художественную ценность васнецовского творчества.
Victor Vasnetsov. Painting. | Русские художники. Russian Artists
Continuation Vasnetsov: | 1 | 2 | 3 | 4 |
Stone Age. Detail of a frieze. 1883—1885. The State Historical museum, Moscow, Russia.
Stone Age. Detail of a frieze. 1883—1885. The State Historical museum, Moscow, Russia.
Village Berendeevka. 1885. Watercolor, gouache on paper. The Tretyakov Gallery, Moscow, Russia.
Ivan Tsarevich Riding the Grey Wolf. 1889. Oil on canvas. 249 x 187. The Tretyakov Gallery, Moscow, Russia. More
Portrait of Boris Vasnetsov, the Artist’s Son. 1889. Oil on canvas. The Tretyakov Gallery, Moscow, Russia.
Removal from a cross. 1888-1901. Oil on canvas. 395×219. The sketch of a mosaic of a cathedral The Saviour on Blood in St. Petersburg. Vrubel Regional Art Museum, Omsk, Russia.
Sirin and Alkonost; The Birds of Joy and Sorrow. 1896. Oil on canvas. 133 x 250. The Tretyakov Gallery, Moscow, Russia.
Gamayun: The Prophet Bird. 1897. Oil on canvas. 200 x 150. The Daghestan Museum of Fine Arts, Makhachkala, Russia.
Tsar Ivan IV the Terrible. 1897. Oil on canvas. The Tretyakov Gallery, Moscow, Russia.
Portrait of Tatyana Vasnetsova, the Artist’s Daughter. 1897. Oil on canvas. The State Russian Museum, St. Petersburg, Russia.
Guslars (Dulcimer Players). 1899. Oil on panel. The Perm Art Gallery, Perm, Russia.
Snow Maiden (Snegurochka). 1899. Oil on canvas. 116 х 80. The Tretyakov Gallery, Moscow, Russia. More
The Northern Land. 1899. Oil on canvas. The State Russian Museum, St. Petersburg, Russia.
Maria Magdlene. 1899. Oil on canvas. The State Russian Museum, St. Petersburg, Russia. The sketch of a mosaic of church Maria Magdlene in Darmshctadt.
The Saviour. 1901. Oil on canvas. 209 x 89. The State Russian Museum, St. Petersburg, Russia.
God Mother with the Child. 1901. Oil on canvas. 209 x 88. The State Russian Museum, St. Petersburg, Russia.
The Mother of God. 1901. Oil on canvas. The State Russian Museum, St. Petersburg, Russia. The sketch of a mosaic of church Maria Magdlene in Darmshctadt.
Archangel Michael. 1885-1893. Gouache, bronze, graphitic pencil. The Tretyakov Gallery, Moscow, Russia.
Fatherhood. 1907. Oil on canvas. The original for a mosaic of an orthodox cathedral in Warsaw. The State Russian Museum, St. Petersburg, Russia.
The Bard Bayan. 1910. Oil on canvas. 303 x 408. The Tretyakov Gallery, Moscow, Russia.
Fight the Dobrynya Nikitich with Zmey Gorynych (dragon). 1913-1918. The Victor Vasnetsov Home-Museum, Moscow, Russia. More
Knightly Galloping. 1914. Oil on canvas. The Victor Vasnetsov Home-Museum, Moscow, Russia.
Archangel Michael plunges a devil. 1914-1915. Oil on canvas. 292,2 x 129. The Victor Vasnetsov Home-Museum, Moscow, Russia. More
Именной указатель • Artist Index |
Работы художника
Алёнушка
Васнецов как-то признался Рериху, что «Алёнушка» — его любимейшее произведение. Это не «комментарий» к фольклорной истории, а трепетное вчувствование в её настроение; создание этого настроения с помощью точных пейзажных деталей. «Картина как будто давно жила в моей голове, — рассказывал Васнецов, — но реально я увидел её, когда встретил одну простоволосую девушку. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в её глазах…».
Витязь на распутье
Картина создана по мотивам былины «Илья Муромец и разбойники». Первый вариант картины появился в 1878 году; Васнецов показал его под названием «Витязь». Этот вариант открывает фольклорную, «богатырскую» серию художника. Но он не удовлетворил его — Васнецову не хватало в нём былинной поэзии, песенности, авторской сопричастности и, по большому счету, содержательной определенности. В 1882 году он написал для С. Мамонтова новую версию картины.
С квартиры на квартиру
Это лучшая картина в ряду жанровых полотен Васнецова. Благодаря этим работам передвижники и опознали его как «своего». Пафос этого произведения имеет критический характер и вполне отвечает теории и практике передвижничества. Картина словно погружает зрителя в атмосферу ранних произведений Достоевского, великого знатока мира «униженных и оскорбленных».
После побоища Игоря Святославича с половцами
Картина создана «по мотивам» «Слова о полку Игореве» и вызвала громкие споры, обозначив расхождения среди передвижников в понимании задач современного изобразительного искусства. Васнецов изобразил не саму битву, а её завершение, но это было обдуманно. Картина ознаменовала поворот Васнецова от камерной жанровой живописи к монументальным историческим и фольклорным полотнам.
Москва. Музей Виктора Васнецова — Самые интересные путешествия по России
В самом центре старой Москвы, среди современных домов и дорог стоит прелестный старинный особняк больше похожий на русский терем. В нем жил один из самых известных русских живописцев Виктор Михайлович Васнецов.
Вот это высказывание великого художника как будто про меня и должно было бы стать эпиграфом к посту о моей жизни в Москве, но вернемся все таки к Васнецову )))
Что мы знаем о художнике Васнецове? Оказывается их было двое. Виктор и Аполлинарий. В гости к младшему Аполлинарию Михайловичу мы уже ходили и вот теперь настал черед навестить и старшего. Сравнивать творчество этих двух художников невозможно, но вклад в русское искусство они оба внесли значительный. Вряд ли есть среди нас человек, которому неизвестны были бы работы Виктора Васнецова. Мы с детства видим его картины в учебниках по литературе и русскому языку, именно поэтому частые гости дома-музея художника именно школьники.
Васнецова современники называли «истинным богатырем русской живописи». Да, на его картинах богатыри практически главные герои. Но это определение родилось не только благодаря образной связи с «богатырской» темой его живописи, но благодаря осознанию современниками значительности личности художника, пониманию его роли как родоначальника нового, «национального» направления в русском искусстве. Значение творчества Васнецова не только в том, что он первым среди живописцев обратился к былинно-сказочным сюжетам. Русский фольклор вдохновлял мастера на создание полотен. Художник стал рисовать былинных богатырей и сказочных персонажей. Именно эти картины мы видели в мастерской художника на втором этаже его дома в Мещанском районе Москвы.
Необыкновенно красивый и уютный дом художника расположен в самом центре Москвы. Сейчас здесь плотная застройка, а раньше это было тихое и спокойное место. У дома довольно большой сад и создается впечатление патриархальности и размеренной почти сельской жизни. Дом полностью деревянный, а некоторые предметы мебели выполнены братом художника по эскизам Виктора Васнецова. Нечто подобное мы видели и в квартире Аполлинария Васнецова.
Странное впечатление создается в таких музеях. Одно дело любоваться картинами мастера в Третьяковской галерее, а совсем другое это придти в дом, где художник жил, работал, воспитывал детей и принимал гостей. С особенным трепетом разглядывать личные вещи художника, его книги, иконы, часы. Ты не просто почитатель таланта, ты гость и очень близкий друг. Ведь только близких друзей приглашают в дом!
Портрет жены художника.
А это портрет тещи.
В гостиной нет окна, но есть выход в сад и терраса. Вот так это выглядит сейчас. Если честно, я позавидовала жителям соседнего дома. Я бы тоже хотела жить по соседству с Виктором Васнецовым )))
Столовая. Через этот буфет прямо с кухни сюда попадали блюда. Его в шутку называли буфет-самобранка, ведь гости не видели как кухарка ставит готовые блюда с другой стороны. Над буфетом резная доска, её сняли с одного из крестьянских домов и привезли в Москву.
Одна из самых знаменитых картин Васнецова. «Витязь на распутье»…..
Фрагменты резной мебели
Портрет братьев Васнецовых, а их было шесть человек!
Столешница времен Петра, которой художник очень гордился.
Красивая мебель, не правда ли?
Портрет одного из сыновей Виктора Михайловича Васнецова.
Вот эта полочка выполнена по эскизам самого художника.
А это портрет дочери Татьяны. Она тоже стала художницей и прожила в этом доме до самой свой смерти. Музей открылся в 1953 году.
Вот такие интерьеры старинного дома.
А это рисунок на штукатурке в мастерской художника на втором этаже. Ангел молчания. Мастерская это убежище от суеты для живописца. Случайные люди туда не допускались. Святая святых!
Портрет самого художника.
Узнаете? Баба Яга!
Красивый сундук. Сможете найти его на одной из картин мастера?
Наша экскурсия подошла к концу. Мы узнали очень много, очень много увидели. Удовольствие от сопричастности к жизни гения всегда огромно. Мы любим ходить в гости. Обязательно придем еще!Спасибо за фотографии da_dmitriyСпасибо сообществу mosculturaи лично tushinetc за такую возможность!
Оригинал взят у grushenka в Сказка в центре Москвы или в гости к художнику еще раз
Стать другом RusTravel
Примечания
. Письмо И.Е. Репина к В.М. Васнецову от 17/29 декабря 1874 года. — Отдел рукописей Третьяковской галереи.
. Письмо М.М. Антокольского к В.В. Стасову от 29 июля 1872 года. — М.М. Антокольский, его жизнь, творения, письма и статьи. Под ред. В.В. Стасова, Спб. и М., 1905, стр. 39.
. Там же.
. Там же.
. Письмо М.М. Антокольского к В.В. Стасову из Парижа от 8 января 1883 года. — Там же, стр. 488.
. Письмо И.Е. Репина к В.В. Стасову от 18 февраля (2 марта) 1876 года. — И.Е. Репин и В.В. Стасов. Переписка, т. I., М.—Л., 1948, стр. 129.
. Там же, стр. 131.
. Письмо В.М. Васнецова к В.В. Стасову от 30 сентября 1898 года. — Рукописный отдел Института русской литературы Академии наук СССР, ф. Стасовых, № 294, оп. 1, № 235.
. Письма И.Н. Крамского к И.Е. Репину от 20 августа и 10 сентября 1875 года — И.Н. Крамской, Письма, т. I, 1937, стр. 334.
. Письмо П.О. Ковалевского к В.В. Стасову было опубликовано в статье Стасова о В.М. Васнецове в журн. «Искусство и художественная промышленность», 1898, № 1—2, стр. 94—95.
. Письмо В.М. Васнецова к И.Н. Крамскому от 27 апреля 1877 года. — Архив Русского музея, ф. И.Н. Крамского, № 15, ед. хр. 9.
. Письма В.М. Максимова к П.М. Третьякову по этому вопросу от 26 и 31 марта и 2 октября 1876 года. — Отдел рукописей Третьяковской галереи, ф. 1/2272.
. Письмо В.М. Васнецова к И.Н. Крамскому от 25 июля 1876 года. — Архив Русского музея, ф, И.Н. Крамского, № 15, ед. хр. 9, л. 16.
. Письмо В.В. Верещагина к И.Н. Крамскому от 5 октября 1876 года. — Там же.
. Письмо В.В. Верещагина к И.Н. Крамскому от 10 ноября 1876 года. — Там же.
. Е.В. Сахарова, В.Д. Поленов. Письма, дневники, воспоминания, 1948, стр. 119.
. Письмо В.М. Васнецова к И.Н. Крамскому от 7 февраля 1877 года. — Архив Русского музея, ф. И.Н. Крамского, № 15, ед. хр. 9, л. 12.
. Письмо В.М. Васнецова к И.Н. Крамскому от 23 марта 1877 года. — Архив Русского музея, ф. И.Н. Крамского, № 15, ед. хр. 9, л. 13, 14.
. Письмо А.П. Боголюбова к И.Н. Крамскому от 9 апреля 1877 года, — Архив Русского музея, ф. И.Н. Крамского, № 15, ед. хр. 5, л. 17.
. Письмо В.М. Васнецова к И.Н. Крамскому от от 9 апреля 1877 года. — Архив Русского музея, ф. И.Н. Крамского, № 15, ед. хр. 9.
. Письмо В.М. Васнецова к И.Н. Крамскому от 4 мая 1877 года. — Архив Русского музея, ф. И.Н. Крамского, № 15, ед. хр. 9.
. «Пчела», 1877, № 35, стр. 552.
. П. Боборыкин, Литературное направление в живописи. — Журн. «Слово», 1877, № 7, стр. 65, 67.
. Письмо В.М. Васнецова к И.Н. Крамскому от 23 марта 1877 года. — Архив Русского Музея, ф. И.Н. Крамского, № 15, ед. хр. 9.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |