Крупнейший русский художник-портретист д.г. левицкий и его живопись

Виртуальный тур по русскому музею

Вместе с эпохой

Академию пришлось покинуть со смехотворной годовой пенсией в двести рублей. Эта подачка была настолько ничтожна, что выглядела не благодеянием, а оскорблением. Оно и понятно — Левицкий был неугоден. Не из-за слабости здоровья он ушёл, это было предлогом. Руководство Академии поменялось, прежние благодетели исчезли. Художник остался с многочисленным семейством и наступавшей слепотой без средств. Борьба за существование была унизительной, трудной и очень долгой.

Современники его в мемуарах описали, как слепой старик долгими часами простаивал на коленях в храме при Академии художеств. Умер он в восемьдесят семь лет, и к этому времени как художник был забыт абсолютно. За последнюю четверть своего века — от начала 1800-х он — оставил нам из крупных работ портреты заводчиков Билибиных и камер-фрейлины Протасовой. Это почти всё. А какой плодовитой была эта кисть ранее! Екатерининская эпоха иссякла, вот и умолкал её певец.

Дата написания – 1782 г. Холст находится в коллекции Государственной Третьяковской галереи. Выдающийся мастер портретной живописи написал портрет светской красавицы, находясь на вершине мастерства, в годы своей наивысшей славы. С холста на

Живописец истории

Художник Левицкий преподнёс любителям искусства неоценимый подарок — это сотни и сотни портретов, на которых запечатлены лица глупые и умные, злые и добрые, холодные и чувственные, каждое — со своим собственным характером, со своей собственной биографией. Эти представители века Екатерины Великой олицетворяют саму суть весьма непростого и очень созидательного времени. Художник Левицкий не написал ни одной картины в чисто историческом жанре, хотя миссию историка выполнил более чем полностью.

Судьба его сначала вознесла, одарив почётом и славой, затем спрятала в самый далёкий и непосещаемый уголок: современники быстро забыли художника Левицкого, портреты которого их только что восхищали. У публики были свои дела — расчёты, интриги, до живописи ли тут! Даже не знает никто, где именно находится холмик на Смоленском кладбище, под которым лежит замечательный человек, обессмертивший облик своей эпохи.

Дар

Жена Агафья (урождённая Левицкая, чью фамилию и взял священник-гравёр) родила ему четверых сыновей и дочку. Старшему сыну и досталась самая яркая слава. Вся биография художника Левицкого говорит о том, что именно он унаследовал от отца дар составления композиции, который отличался от всех его современников, точного во всех деталях рисунка, а также уверенной работы с натуры.

Круг духовенства и высокообразованной интеллигенции окружал мальчика с самого рождения, потому он вырос начитанным, умным и прекрасно воспитанным. К тому же характер у юного художника Д. Левицкого был: до определённого момента по жизни его сопровождала уверенность в собственных силах и способностях. А то, что он был талантлив, споров никогда не вызывало.

Портрет Урсулы Мнишек (1782)

«Портрет Урсулы Мнишек» — совершенно иной образ. Утонченностью вкуса и придворной изысканностью манер веет от облика светской красавицы. Изящная вычурность позы, фарфоровое нежное лицо, прозрачные глаза таят в себе нечто манерное, неискреннее. В то же время в глубине глаз и в светски обязательной улыбке скрывается беззащитность и грусть. В унисон с психологической и социальной характеристикой образа звучат холодные, гармонирующие с красками лица и парика, цвета одежды, блеск шелка и жесткость кружев. В этом портрете в полной мере проявилось великолепное живописное и психологическое мастерство Левицкого.

Первая оттепель

Это было время, когда расцветали искусства: строились грандиозные дворцы, влияние западных школ было огромно, поскольку приглашались в страну самые лучшие зодчие, музыканты, художники. Новая эстетика вбирала в себя всё с лёгкостью, оставляя незыблемыми прямоту духа и то самое здоровое начало, которое смогло породить Рокотова и Левицкого, творчество которых — сама жизнь. В то же самое время художник в обществе того времени значил не более, чем хороший повар или часовщик. Конечно, художник-портретист Левицкий большую часть жизни прожил среди самой высокой знати, в сиянии бриллиантов.

И это, скорее всего, самый большой диссонанс — зависимость от художественного материала ни к чему хорошему не приводит. Антропов был человеком хорошим, но несколько самодур, с ним было нелегко. Он ненавидел Академию художеств и всячески возражал против уроков у двугих мастеров. Левицкому довольно быстро удалось перестать зависеть от учителя чисто материально, а потому он впоследствии такие уроки всё-таки брал. Мастерство через десять лет окончательно отполировалось, и помогли в этом француз Лангренэ и итальянец Валериани — оба из академистов. В 1770-м к Левицкому пришла настоящая слава.

Portrait of Ekaterina Khruschova and Ekaterina Khovanskaya

Oil on canvas. 164 x 129

Dmitry Levitsky’s Smolny Girls were portraits of the Imperial Educational Society for Noble Girls (Smolny Institute). Founded at the initiative of Ivan Betskoi by Catherine the Great in 1764, the institute was housed at the Smolny Novodevichy Convent of the Resurrection in St Petersburg. Ivan Betskoi commissioned Levitsky to paint the portraits for the Smolny Institute. Ekaterina Khruschova (left) and Ekaterina Khovanskaya (right) are depicted performing a pastoral scene at the Smolny Institute.

Ekaterina Nikolaevna Khruschova (1761–1811): Daughter of Premier Major Nikolai Khruschov and Princess Praskovia Mikhailovna Volkonskaya. Studied at the Smolny Institute (1767–79). Graduated from the Smolny Institute.

Ekaterina Nikolaevna Khovanskaya (1762–1813): Daughter of Prince Colonel Nikolai Khovansky and Princess Maria Nikolaevna Schepotieva. Studied at the Smolny Institute (1767–79). Graduated from the Smolny Institute. Married Y. A. Meletsky (1786). Lived in Moscow (from 1798). Fled Moscow to escape Napoleon’s Grande Armée (1812) and died in Yarsolavl (1813).

Levitsky Dmitry Grigoryevich

Годы ученичества Левицкого

Будущий мастер родился примерно в 1735 году, в семье священника Григория Кирилловича Носа, который счел необходимым сменить свою фамилию на «Левицкий». Это произошло в небольшом селе Маячка, что в Полтавской губернии. Отец, будучи простым сельским священником, был, тем не менее, известным в Украине гравером в стиле барокко, прославленным иллюстратором «Апостола», «Евангелия», автором гравированных портретов, религиозных и светских композиций.

Есть сведения, что Григорий Кириллович участвовал в росписи знаменитого Андреевского собора в Киеве. Именно этот талантливый человек и стал, конечно, первым учителем Дмитрия Левицкого. Двадцать лет будущий художник жил в Киеве, набирался опыта и впечатлений, брал уроки у отца и А. П. Антропова. Перебравшись в Петербург, юноша поступил учиться в Шуваловскую Академию и параллельно продолжил учебу в студии Антропова. Именно тогда и вырос талант Левицкого как художника — портретиста.

Масонство

Не прошло и двадцати лет, как портреты знаменитостей художника Левицкого в лучшем случае были забыты, а иногда даже играли против него. Императрица время от времени меняла своих фаворитов, к масонству всегда относилась более чем отрицательно. А Левицкий был масон, так же, как некоторые из его покровителей. Главными заказчиками долгое время были канцлер князь Безбородко и президент Академии художеств граф Бецкой. Под многими князьями и графьями однажды зашатались стулья. Канцлер проиграл Потёмкину всю свою государственную силу, а престарелый Бецкой был для державы уже бесполезен.

Против издателя «Трутня» заведено дело, а это имя вообще отделить от имени Левицкого трудно, даже и мы знаем Новикова по написанному художником портрету. Оба они были масонами. Вот тогда Левицкий попал не просто в немилость. Она привела с собой и безвестность. Всю последнюю четверть жизни Левицкий почти не работал, его полотна этого периода можно пересчитать по пальцам. Холсты, как всегда, превосходные. Но их мало. Очень мало. А потом, уже в глубокой старости, Левицкий ослеп.

Цены, рекорды продаж картин Левицкого

Левицкий был выдающимся художником эпохи классицизма, поэтому его работы находятся в известных музеях и весьма редко появляются на аукционах. Рассмотрим две крупные продажи, которые состоялись не так давно.

В июне 2021 года на торгах Christie’s в Лондоне появился портрет императора Павла I, созданный Левицким примерно в 1796 году. Еще в 2010 году эта картина стала сенсацией на выставке Левицкого, состоявшейся в Санкт-Петербурге в 2010 году. До этого момента о ней мало кто знал, так как работа находилась в частных коллекциях. Изначально портрет был в распоряжении полковника Андрея Квитки, который обладал обширной коллекцией живописи и даже одалживал некоторые картины для выставки Сергею Дягилеву. Портрет Павла I висел на стенах виллы Квитки в Риме, а после его смерти перешел по наследству в семью Голицыных. На аукционе холст выставили с эстимейтом 700-900 тысяч фунтов стерлингов и продали за 862 тысячи фунтов.

Д.Г. Левицкий. Портрет императора Павла I. Около 1796 г.

2021 год оказался богат и на еще одну продажу картины Левицкого. В декабре на торгах MacDougall’s в Лондоне был выставлен портрет Екатерины II и письмо императрицы о первой вакцинации. В нем императрица писала графу Румянцеву о необходимости делать прививки от черной оспы, причем сама подала пример другим. Лот вызвал живой интерес и был продан за 951 тысячу фунтов стерлингов. На сегодня это самый дорогой уход картин Левицкого с официальных торгов.

Д.Г. Левицкий. Портрет императрицы Екатерины II с письмом графу П.А. Румянцеву о вакцинации от оспы

Благодаря этим двум работам Левицкий попал в ТОП-100 русских художников с самой дорогой продажей за последний год (занимает 13-е место), с самой дорогой продажей за период с 2000 года (занимает 88-е место) и с самым большим оборотом (занимает 14-е место).

Портрет Е. Н. Хрущовой и Е. Н. Хованской

Пост. в 1917 из Петергофского дворца

В семидесятые годы XVIII века по заказу Екатерины II Левицкий написал серию «Смолянки», состоящую из семи портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц — привилегированного учебного заведения, открытого в Петербурге в 1764 году по указу императрицы. Дочерей дворян готовили там для придворной службы и светской жизни. В девочках воспитывали таланты, «приятные в обществе», — их учили французскому и немецкому языкам, изящным манерам, а также петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах.  В Смольном институте часто устраивались представления, где смолянки разыгрывали французские комедии, а  также выступали в балете. Е. Н. Хрущева (слева) и Е. Н. Хованская (справа) изображены в театральных костюмах во время исполнения пасторальной сцены из спектакля в театре Воспитательного общества благородных девиц. Любуясь застенчивостью и грацией девочек-подростков, художник рисует сцену с предельной цельностью колорита и изысканной гармонией каждого тона. 

Екатерина Николаевна Хрущева (1761—1811), в замужестве фон Ломан. Дочь премьер-майора Н. С. Хрущева и Прасковьи Михайловны, урожденной княжны Волконской. С 1767 по 1779 воспитывалась в Смольном институте, по окончании которого была награждена фрейлинским шифром Екатерины II. 

Екатерина Николаевна Хованская (1762—1813) — княжна, в замужестве Нелединская-Мелецкая, принадлежала к древнему княжескому роду. Дочь полковника князя Н. В. Хованского и княгини Марии Николаевны, урожденной Щепотьевой. С 1767 по 1779 воспитывалась в Смольном институте, который окончила с шифром Екатерины II. С 1786 года — супруга Ю. А. Нелединского-Мелецкого, поэта, статс-секретаря императора Павла I, сенатора, почетного опекуна Петербургского Воспитательного дома.

На портрете задорный «пастушок» — Хрущева, одетая в мужское платье, шутливо касается лица подруги — «пастушки» Хованской, которая робко стоит, придерживая рукой край одежды.

Левицкий Дмитрий Григорьевич

Живописец-портретист.

Творчество художника Д.Г. Левицкого с примерами картин

Парадные портреты Левицкого

Левицкий прославился прежде всего своими парадными портретами, которые заметно отличались от живописи классической школы. В то время на академических портретах было принято изображать персонажей в торжественных нарядах в не менее торжественной обстановке какого-либо роскошного кабинета. Левицкий нередко отказывался от этих канонов, если другой наряд или обстановка лучше передавали образ модели. Например, богатого владельца горнопромышленных предприятий Прокофия Акинфиевича Демидова он представил отнюдь не в мундире с кучей медалей. Герой предстает перед зрителем в каком-то причудливом смешении: наряд домашний и в то же время претендующий на роскошь, поза торжественна и в то же время несколько манерна, а на фоне величественные колонны смешались с домашней обстановкой. Такое неожиданное сочетание Левицкий выбрал с целью подчеркнуть эксцентричность самого Демидова, в котором точно так же причуды смешивались с великолепной образованностью и щедростью.

Д.Г. Левицкий. Портрет П.А. Демидова. 1773 г.

Для Левицкого в парадном и других типах портрета на первый план выходили черты характера модели. На своих полотнах художник помещал героев в определенную обстановку, которая раскрывала эти черты. Так, на парадном портрете Кокоринова ректор Академии художеств предстает перед зрителем за работой. Спокойный и уверенный в себе государственный деятель не позирует перед зрителем, как это делали многие именитые персоны. Левицкий изображает его со слегка откинутой полой дорогого наряда, обнажившей шпагу, и с жестом, указывающим на созданный Кокориновым план академии. Этим он отдает дань величию и многочисленным талантам ректора, который помимо управления образовательным учреждением был еще видным государственным деятелем и архитектором.

Д.Г. Левицкий. Портрет А.Ф. Кокоринова. 1769 г.

Портреты в роли

Левицкий фактически создал новый жанр в портретной живописи — так называемый портрет в роли. Появился он благодаря заказу императрицы Екатерины II, которая поручила художнику изобразить воспитанниц первого в России образовательного учреждения для женщин — Смольного института благородных девиц. Основная цель такого заведения заключалась в том, чтобы в обществе были образованные женщины, которые приносили бы пользу как своей семье, так и всему обществу. Многие ученицы отлично проявили себя в учебе, в том числе в театральных постановках. Лучших из них, причем в театральных костюмах, и было решено запечатлеть на холстах.

Д.Г. Левицкий. Портрет Глафиры Алымовой. 1973 г.

Левицкий подошел к этому делу со всем энтузиазмом и создал серию портретов, которые считаются наиболее выдающимися во всем его творчестве. Каждая девушка была изображена в определенной роли, причем мастер виртуозно поработал не только над их фигурами, но и над костюмами и обстановкой. Каждая картина одновременно была и портретом, и аллегорией определенной области, характеризующий восемнадцатый век. Например, воспитанница за арфой выступала аллегорией музыки, воспитанница за физическими опытами — аллегорией науки и так далее. В результате было создано семь ролевых портретов, которые еще называют смолянками Левицкого. Разместили их в Петергофе — резиденции самой императрицы.

Д.Г. Левицкий. Смолянки. 1772-1776 гг.

Интимные портреты

Переход от парадного портрета к интимному произошел у Левицкого фактически еще при работе с серией смолянок. Екатерина II полагала, что художник создаст парадные портреты благородных девиц. Однако мастер не смог проигнорировать живость и очарование девушек, изобразив их в движении и во всей гамме чувств. Так произошел переход к интимному портрету, подразумевающему появление доверия между художником и моделью. Возможно, поэтому царская семья дорожила этой удивительной серией. Когда в дальнейшем был построен Русский музей, царь неоднократно отказывал в просьбе передать в музей уникальную серию картин. Однако в революционные годы они все же оказались в Русском музее, где хранятся и поныне.

Особенно ярко интимные портреты Левицкого характеризует портрет Марии Дьяковой. Традиционное позирование здесь уступает место красоте момента. Художник полностью погружается в этот момент, в котором у модели не остается желание позировать, а сохраняется лишь молодость, очарование и женственность.

Д.Г. Левицкий. Портрет М.А. Дьяковой. 1778 г.

Презентация на тему: » Дмитрий Григорьевич Левицкий (22 апреля. Санкт-Петербург.) Основными художественными работами являются: Портрет А. Ф. Кокоринова Портрет П. А.» — Транскрипт:

1

Дмитрий Григорьевич Левицкий (22 апреля. Санкт-Петербург.) Основными художественными работами являются: Портрет А. Ф. Кокоринова Портрет П. А. Демидова Портрет М. А. Дьяковой– Львовой Портрет Н. И. Новикова Портрет Екатерины Второй Портреты «смолянок»

2

Портрет «Александр Филиппович Кокоринов» Сохра 6 снилась до сего времени одна из первых картин молодого Левицкого – портрет А. Ф. Кокоринова, русского архитектора и первого директора Академии художеств. Портрет написан кистью настоящего мастера с соблюдением всех стандартов парадного портрета эпохи Просвещения, когда на полотне изображался не только знаменитый деятель, но и плоды его вдохновенного труда. Кокоринов на картине Левицкого изображен на фоне чертежа здания Академии Художеств. Эта работа была высоко оценена: художник получил звание академика. Ныне полотно хранится в Русском музее.

3

Портрет «Прокофий Акинфиевич Демидов» Эта картина – еще один образец парадного портрета кисти Левицкого. Демидов изображен здесь в домашнем халате и колпаке на фоне Воспитательного дома, который был построен на его благотворительные средства, окруженный цветочными горшками. Домашняя непринужденность или нарочитое чудачество богатого аристократа, истинная филантропия или показная благотворительность – что превалирует в портретном образе Демидова, решает зритель. Во всяком случае, глядя на живое старческое лицо персонажа, на его смеющиеся глаза, вносящие элемент самоиронии, возникает чувство симпатии к человеку, изображенному на портрете.

4

Портрет «Марии Алексеевны Дьяковой–Львовой» В 1778 г. Левицкий написал портрет М. А. Дьяковой. Это камерный погрудный потрет жены знаменитого архитектора Львова (хранится в Третьяковской галерее). Художник мастерски и живо передал обаяние и молодость девушки, заставляя зрителя любоваться ее красотой, внутренним достоинством, умом и женственностью. Мягкая пластика форм тела, движения головы в сочетании с нежно-зелеными тонами наряда создают прекрасный гармонический образ юной женщины.

5

Портрет «Николай Иванович Новиков» Н. И. Новиков был известным в 18 веке просветителем- публицистом и книгоиздателем. Левицкий написал его камерный портрет предположительно в 1797 году. В образе воссозданы недюжинный ум и энергия человека, открывавшего типографии, библиотеки и школы в Москве. Портрет передает не просто дружеское расположение, но и глубочайшее уважение автора к своему персонажу. Кстати, будучи одним из близких друзей Новикова, Левицкий поддерживал опального журналиста во время его заточения в Шлиссельбургской крепости.

6

Портрет Екатерины Второй Портрет императрицы Екатерины написан в 1783 г. Это парадный портрет идеальной просвещенной законодательницы, воспетый Г. Р. Державиным в оде «Фелица». Не случаен и фон картины – античный храм богини Правосудия, он придает особую торжественность, аллегоричность и величие портрету Екатерины. Здесь намечены черты классицизма: локальность цвета, четкость объемов, гладкость мазков. Левицкий написал три варианта портрета императрицы: 1780, 1783 и 1790 года. Все три полотна находятся в Русском музее.

8

Портреты «смолянок» С 1772 по 1776 год Левицкий написал цикл парадных портретов учениц Смольного института благородных девиц. Специалисты считают, что это лучшие портреты реалистической живописи 18 века. «Смолянки» изображены в полный рост, поодиночке и попарно, они танцуют, музицируют, играют, общаются. В них нет искусственной жеманности, но есть грация, чистота, юная застенчивость, свежесть и обаяние. Характер каждой воспитанницы индивидуален: скромная, неуверенная в себе Хрущова, веселая и грациозная Хованская, непринужденная и жизнерадостная Нелидова, задорная и яркая Борщова. Образы этих и других девушек несут в себе все многообразие душевной жизни человека, несмотря на подчеркнутую маскарад насти и театральность портретов.

11

Портрет «Владимир Владимирович Путин» Работы велись на протяжении трех веков, начиная с инициирования у Левицкого художественного мастерства и до того момента, когда Путин был инагурирован президентом РФ. Писанием данной работы, художника хотел показать, на сколько его работы идут в такт с временем.

13

Конец… Работа выполнена учениками 10 класса: Евдокимовой Александрой и мной, Радке Максимом

Стиль

Одухотворённые образы художнику не удавались, поскольку вся душа оказалась выхолощенной этими сиятельными портретами, где неизбежны и холодность, и слащавость, и искусственность. А всё потому, что в искусстве недопустимы уступки, даже самые малые, а также и не должно там быть никакой полуправды. Это не смогли заменить ни прекрасное мастерство, ни владение цветом, ни великолепный рисунок, ни превосходное чувство тона. Но ведь всё это и сделало столь значимыми и столь прекрасными портреты знаменитостей художника Д. Г. Левицкого!

Художника масоны совсем испортили. Он теперь ощущал постоянный надрыв, надлом, и часы работы на заказ стали невыносимы. Левицкого тянуло к чтению, к размышлениям, к одиночеству. К роли борца он готов не был. Он просто тосковал. Вельможные заказчики с самого начала почувствовали это, и двор забыл художника почти моментально. Прошло года два-три до того момента, когда в дом постучалась настоящая нищета.

Портрет Е.Н. Хрущовой и Е.Н. Хованской. 1773

Левицкий Д.Г.Холст, масло164 x 129

Русский музей

Пост. в 1917 году из Большого Петергофского дворца.

Аннотация

В семидесятые годы XVIII века по заказу Екатерины II Левицкий написал серию «Смолянки», состоящую из семи портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц — привилегированного учебного заведения, открытого в Петербурге в 1764 году по указу императрицы. Дочерей дворян готовили там для придворной службы и светской жизни. В девочках воспитывали таланты, «приятные в обществе», — их учили французскому и немецкому языкам, изящным манерам, а также петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах. В Смольном институте часто устраивались представления, где смолянки разыгрывали французские комедии, а также выступали в балете. Е.Н. Хрущева (слева) и Е.Н. Хованская (справа) изображены в театральных костюмах во время исполнения пасторальной сцены из спектакля в театре Воспитательного общества благородных девиц. Любуясь застенчивостью и грацией девочек-подростков, художник рисует сцену с предельной цельностью колорита и изысканной гармонией каждого тона.
Екатерина Николаевна Хрущева (1761-1811), в замужестве фон Ломан. Дочь премьер-майора Н.С. Хрущева и Прасковьи Михайловны, урожденной княжны Волконской. С 1767 по 1779 воспитывалась в Смольном институте, по окончании которого была награждена фрейлинским шифром Екатерины II.
Екатерина Николаевна Хованская (1762-1813) — княжна, в замужестве Нелединская-Мелецкая, принадлежала к древнему княжескому роду. Дочь полковника князя Н.В. Хованского и княгини Марии Николаевны, урожденной Щепотьевой. С 1767 по 1779 воспитывалась в Смольном институте, который окончила с шифром Екатерины II. С 1786 года — супруга Ю. А. Нелединского-Мелецкого, поэта, статс-секретаря императора Павла I, сенатора, почетного опекуна Петербургского Воспитательного дома. На портрете задорный «пастушок» — Хрущева, одетая в мужское платье, шутливо касается лица подруги — «пастушки» Хованской, которая робко стоит, придерживая рукой край одежды.

Биография автора

Левицкий Д.Г.

Левицкий Дмитрий Григорьевич (1735, Киев – 1822, Санкт-Петербург)
Живописец-портретист.
Академик Императорской Академии художеств (с 1770). Член Совета Академии художеств (с 1808).
Родился в Киеве. Первоначальные художественные навыки получил у отца – потомственного священника, известного гравера Г.К. Левицкого.
Учился у А.П. Антропова с 1758, работал в содружестве с ним, в частности по оформлению коронационных торжеств, связанных с восшествием на престол Екатерины II (1762). Писал иконы для московских церквей. Преподавал в Академии художеств, руководил классом портретной живописи (1771–1788). В 1800-е из-за болезни глаз был вынужден оставить живопись.
Автор многочисленных портретов современников. Его знаменитая сюита «Смолянки», выполненная по заказу двора для украшения Большого Петергофского дворца, – уникальное явление в русском искусстве второй половины XVIII века.

Начало творчества Д.Левицкого

Творческая деятельность Дмитрия Левицкого началась с иконописи. Будучи подмастерьем у Антропова, он принимал участие в украшении центра Москвы к торжественной коронации : готовил декорации, живописные композиции.

Портрет А. Ф. Кокоринова

Сохра6нилась до сего времени одна из первых картин молодого Левицкого — портрет А. Ф. Кокоринова, русского архитектора и первого директора . Портрет написан кистью настоящего мастера с соблюдением всех стандартов парадного портрета эпохи Просвещения, когда на полотне изображался не только знаменитый деятель, но и плоды его вдохновенного труда. Кокоринов на картине Левицкого изображен на фоне чертежа здания Академии Художеств. Эта работа была высоко оценена: художник получил звание академика. Ныне полотно хранится в Русском музее.

Портрет П. А. Демидова

Эта картина — еще один образец парадного портрета кисти Левицкого. Демидов изображен здесь в домашнем халате и колпаке на фоне Воспитательного дома, который был построен на его благотворительные средства, окруженный цветочными горшками. Домашняя непринужденность или нарочитое чудачество богатого аристократа, истинная филантропия или показная благотворительность — что превалирует в портретном образе Демидова, решает зритель. Во всяком случае, глядя на живое старческое лицо персонажа, на его смеющиеся глаза, вносящие элемент самоиронии, возникает чувство симпатии к человеку, изображенному на портрете.

Портрет М. А. Дьяковой-Львовой

В 1778 г. Левицкий написал портрет М. А. Дьяковой. Это камерный погрудный потрет жены знаменитого архитектора Львова (хранится в ). Художник мастерски и живо передал обаяние и молодость девушки, заставляя зрителя любоваться ее красотой, внутренним достоинством, умом и женственностью. Мягкая пластика форм тела, движения головы в сочетании с нежно-зелеными тонами наряда создают прекрасный гармонический образ юной женщины.

Портрет Н. И. Новикова

Н. И. Новиков был известным в 18 веке просветителем-публицистом и книгоиздателем. Левицкий написал его камерный портрет предположительно в 1797 году. В образе воссозданы недюжинный ум и энергия человека, открывавшего типографии, библиотеки и школы в Москве. Портрет передает не просто дружеское расположение, но и глубочайшее уважение автора к своему персонажу. Кстати, будучи одним из близких друзей Новикова, Левицкий поддерживал опального журналиста во время его заточения в Шлиссельбургской крепости.

Портрет Екатерины Второй

Портрет императрицы Екатерины написан в 1783 г. Это парадный портрет идеальной просвещенной законодательницы, воспетый в оде «Фелица». Не случаен и фон картины — античный храм богини Правосудия, он придает особую торжественность, аллегоричность и величие портрету Екатерины. Здесь намечены черты классицизма: локальность цвета, четкость объемов, гладкость мазков. Левицкий написал три варианта портрета императрицы: 1780, 1783 и 1790 года. Все три полотна находятся в Русском музее.

Портреты «смолянок»

С 1772 по 1776 год Левицкий написал цикл парадных портретов учениц Смольного института благородных девиц. Специалисты считают, что это лучшие портреты реалистической живописи 18 века. «Смолянки» изображены в полный рост, поодиночке и попарно, они танцуют, музицируют, играют, общаются. В них нет искусственной жеманности, но есть грация, чистота, юная застенчивость, свежесть и обаяние. Характер каждой воспитанницы индивидуален: скромная, неуверенная в себе Хрущова, веселая и грациозная Хованская, непринужденная и жизнерадостная Нелидова, задорная и яркая Борщова. Образы этих и других девушек несут в себе все многообразие душевной жизни человека, несмотря на подчеркнутую маскарадность и театральность портретов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: