Дрезденский алтарь

Искусство германии. дрезденская картинная галерея

Описание [ править ]

В отличие от большинства современных триптихов, боковые ставни нельзя было закрыть из-за использования холста. В центре сцены изображена Мадонна, поклоняющаяся младенцу , которая спит на подушке над широким парапетом. Рядом с ним лежит книга (символизирующая священные тексты) и груша — аллегория первородного греха . Внешность Марии напоминает работы Диерика Баутса , а также Скварчоне и Мантенья . Вполне вероятно, что это портрет жены Дюрера Агнес Фрей.

Комната позади Мэри изображена в широкоугольной перспективе . Он открывается в другую комнату, с мастерской Святого Иосифа, а из окна открывается городской пейзаж. Верхняя часть сцены населена ангелами: одни держат парящую корону Марии, а другие распространяют благовония из кадильниц . Боковые панели также содержат многочисленные вставки на заднем плане. Их стилевое различие могло указывать на вмешательство помощников.

Источники [ править ]

vтеАльбрехт Дюрер
Список картин
Картины
  • Портретный диптих родителей Дюрера (1490)
  • Портрет Фридриха III Саксонского (1496 г.)
  • Святой Иероним в пустыне (ок. 1496 г.)
  • Портрет отца Дюрера в 70 лет (1497)
  • Мадонна Галлера / Лот и его дочери (ок. 1498 г.)
  • Оплакивание Христа (приписывается, ок. 1498 г.)
  • Портрет Осволта Крелла (1499)
  • Портрет Эльсбет Такер (1499)
  • Полиптих Семь Печали (ок. 1500)
  • Оплакивание Христа (ок. 1500)
  • Поклонение волхвов (1504)
  • Мадонна Баньякавалло (до 1505 г.)
  • Христос среди врачей (1506)
  • Портрет молодой венецианской женщины (1505 г.)
  • Праздник Розария (1506)
  • Жадность (1507)
  • Адам и Ева (1507)
  • Мученичество десяти тысяч (1508)
  • Жизнь Богородицы (1510–1511)
  • Самоубийство Лукреции (1518)
  • Портрет императора Максимилиана I (1519 г.)
  • Портрет Якоба Фуггера (ок. 1520 г.)
  • Портрет мужчины (1521 или 1524)
  • Портрет Бернхарта фон Ризена (1521)
  • Святой Иероним в своем кабинете (1521 г.)
  • Четыре апостола (1526)
  • Портрет Иеронима Хольцшухера (1526 г.)
  • Портрет Якоба Маффеля (1526)
  • Дева Груша (1526)
Автопортреты
Ксилография и гравюры
  • Список ксилографии , гравюры
  • Святое семейство со стрекозой (1495 г.)
  • Святое семейство с тремя зайцами (1496 г.)
  • Апокалипсис (1498)
  • Святой Михаил сражается с драконом (1498)
  • Четыре ведьмы (1497)
  • Морское чудовище (1498–1500)
  • Святой Себастьян у колонны (1500)
  • Посещение (1503)
  • Адам и Ева (1504)
  • Встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот (1504 г.)
  • Рыцарь, смерть и дьявол (1513)
  • Меленколия I (1514 г.)
  • Святой Иероним в своем кабинете (1514 г.)
  • Триумфальная арка (1515 г.)
  • Носорог (1515)
  • Большой триумфальный экипаж (1522)
  • Портрет Эразма (1526 г.)
Рисунки, акварели
  • Молодой заяц (1502)
  • Великий кусок дерна (1503)
  • Мадонна с животными (ок. 1503 г.)
  • Молящиеся руки (ок. 1508)
  • Крыло европейского катка (1512)
  • Портрет матери художника в возрасте 63 лет (1514 г.)
  • Голова моржа (1514)
Алтарь
  • Дрезденский алтарь (ок. 1496–1497 / 1503–1504)
  • Алтарь Паумгартнера (ок. 1500)
  • Алтарь Иабаха (ок. 1503–1504)
  • Алтарь Хеллера (ок. 1508)
  • Поклонение Троице (1511 г.)
Музеи
Связанный
  • Агнес Дюрер (жена)
  • Альбрехт Дюрер Старший (отец)
  • Ганс Дюрер (брат)
  • Антон Кобергер (крестный отец)

Научные трактаты и иные письменные источники

Будучи человеком Возрождения, Дюрер оставил нам не только огромное художественное наследие. Обладая научным складом ума, он интересовался математикой, геометрией, архитектурой. Мы знаем, что он был знаком с работами Евклида, Витрувия, Архимеда.

В 1515 году художник сделал гравюры с изображением звездного неба и географической карты.

1515 Карта Северного неба

В 1507 г. Дюрер начал свои работы по теории живописи. Это были первые письменные трактаты на эту тему. Нам известны «Руководство по измерению циркулем и линейкой», «Четыре книги о пропорциях». К сожалению, мастер не смог довести до конца работу по созданию полного руководства для начинающих художников.

Пропорции человека

Также им в 1527 г. было создано «Руководство к укреплению городов, замков и теснин». Развитие огнестрельного оружия, по мнению художника, привело к необходимости сооружения новых фортификаций.

Кроме научных работ, Дюрером были оставлены дневники и письма, из которых мы многое знаем о его жизни и современниках.

Эпоха Возрождения подарила человечеству нескольких титанов духа ‒ Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля. В Северной Европе к таким масштабным личностям несомненно можно отнести Альбрехта Дюрера. Наследие, оставленное им, поражает воображение. Во многих направлениях своей деятельности он стал новатором. Ему удалось совместить в своем творчестве гуманизм итальянского Ренессанса с мощью и духовной силой немецкой готики.

Рисунки и гравюры

Гравюры

Наибольшую известность Дюрер получил как непревзойденный гравер. Художник делал гравюры, как на меди, так и на дереве

Ксилографии Дюрера отличались от его предшественников мастерством и вниманием к деталям. В 1498 г

художник создал серию гравюр «Апокалипсис», состоявшую из 15 листов. Эта тема была весьма актуальна к концу 15 века. Войны, эпидемии, голод создали у народа предчувствие конца времен. «Апокалипсис» принес Дюреру небывалую популярность, как на родине, так и за ее пределами.

1498 Четыре всадника Апокалипсиса

Далее последовали серии гравюр «Большие страсти», «Жизнь Марии». Библейские события мастер помещает в современное ему пространство. Люди видят знакомые пейзажи, одетых, так же как они, персонажей и сопоставляют все происходящее с собой и своей жизнью. Дюрер стремился делать искусство понятным и для простого народа, при этом подняв уровень художественного мастерства на невиданную до него высоту.

1510 Взятие под стражу

Гравюры его пользовались большой популярностью, их даже стали подделывать, в связи с чем Дюрер осуществил свою вторую поездку в Венецию.

Кроме серий художник работает и над отдельными рисунками. В 1513 ‒ 1514 годах выходят в свет три самых знаменитых гравюры: «Рыцарь, смерть и дьявол», «Святой Иероним в келье» и «Меланхолия». Эти работы по праву считаются венцом пути художника, как гравера.

1514 Меланхолия

Как гравюрист Дюрер работал в разных техниках и жанрах. После него осталось около 300 гравюр. После смерти мастера его работы широко тиражировались, вплоть до 18 века.

1513 Рыцарь, смерть и дьявол

Рисунок

Альбрехт Дюрер известен и как талантливый рисовальщик. Графическое наследие мастера впечатляет. С немецкой скрупулезностью он хранил все свои рисунки, благодаря чему до нас дошло их около 1000 штук. Художник постоянно тренировался, делая эскизы и зарисовки. Многие из них стали самостоятельными шедеврами. Так, например, широко известны рисунки «Руки молящегося», «Портрет матери», «Носорог» и др.

1508 Руки молящегося

Дюрер первый среди европейских художников стал широко использовать акварельную технику. Акварель известна с 15 века в Европе. Это были сухие краски, которые растирались в порошок. В основном ее использовали для оформления книг.

1495 Вид на Инсбрук

Известна серия пейзажей, выполненных Дюрером акварелью: «Вид на Арко», «Замок в Альпах», «Замок в Тренто», «Вид на Инсбрук», «Двор старого замка в Инсбруке» и др.

1494 Дворик замка в Инсбруке с облаками

Удивительно детально проработаны натуралистические рисунки Дюрера: «Молодой заяц», «Кусок дерна», «Ирис», «Фиалки» и др.

1502 Молодой заяц

Биография

Юность

Альбрехт Дюрер ‒ отец художника, приехал в Нюрнберг из Венгрии. Он был ювелиром. В 40 лет женился на 15-летней Барбаре Хольпер. У пары родилось 18 детишек, но до взрослых лет дожили только 4 ребенка. Среди них оказался Альбрехт младший ‒ будущий великий художник, появившийся на свет 21 мая 1471 г.

1486 Портрет Альбрехта Дюрера старшего

Маленький Альбрехт ходил в латинскую школу, где научился письму и чтению. Вначале он постигал ювелирное искусство у отца. Однако у мальчика проявился талант к рисованию, и отец, нехотя, отдал его в обучение к известному немецкому художнику Михаэлю Вольгемуту. Там молодой человек научился не только писать картины, но и делать гравюры.

По окончании обучения, в 1490 г. Дюрер отправляется в дорогу, чтобы набраться опыта у других мастеров. За 4 года он посетил Страсбург, Базель, Кольмар. Во время поездки Альбрехт обучается у сыновей известного гравюриста Мартина Шонгауэра.

В 1493 г. Дюрер женится на Агнессе Фрей. Это был брак по расчету, жену Альбрехту подобрал отец, пока сын гостил в Страсбурге. Брак оказался бездетным и не совсем счастливым, но супруги до конца жили вместе. После женитьбы Альбрехт Дюрер смог открыть свою мастерскую.

1495 Моя Агнесса

Италия

В первый раз в Италию немецкий художник поехал в 1494 г. Около года он жил в Венеции, побывал и в Падуе. Там он впервые увидел творчество итальянских художников. По возвращению домой Альбрехт Дюрер стал уже знаменитым мастером. Особенно большую славу принесли ему гравюры. После смерти отца в 1502 г., Альбрехт берет на себя заботу о матери и братьях.

1496 Мадонна под аркой

 В 1505 г. художник опять едет в Италию, чтобы разобраться с местными плагиаторами, копирующими его гравюры. В полюбившейся Альбрехту Венеции он прожил два года, изучая Венецианскую школу живописи. Особенно Дюрер гордился дружбой с Джованни Беллини. Посетил он и такие города, как Рим, Болонья, Падуя.

1506 Христос среди книжников

Покровительство Максимилиана I

По возвращении из Италии Дюрер покупает большой дом, который сохранился до наших дней. Сейчас там находится музей художника.

В это же время он входит в состав Большого нюрнбергского совета. Мастер много работает над художественными заказами и гравюрами.

В 1512 г. художника берет под свое покровительство император Максимилиан I. Дюрер делает для него несколько заказов. Вместо платы за работу император назначил художнику ежегодную пенсию. Выплачивать ее должен был г. Нюрнберг за счет денег, перечисляемых в государственную казну. Однако, после смерти Максимилиана I в 1519 г., город отказался выплачивать пенсию Дюреру.

1519 Император Максимилиан I

Поездка в Нидерланды

В дневнике Альбрехта Дюрера подробно описывается путешествие в Нидерланды, которое он совершил с супругой в 1520 ‒ 1521 годах. Во время этой поездки Дюрер знакомится с творчеством местных художников. Он уже был достаточно знаменит, и его везде тепло принимали, оказывая почести. В Антверпене ему даже предлагали остаться, пообещав денежное содержание и дом. В Нидерландах мастер познакомился с Эразмом Роттердамским. Его охотно принимают у себя местные аристократы, ученые, обеспеченные буржуа.

1521 Портрет Бернарда фон Ризена

Такую длительную поездку Дюрер предпринял для того, чтобы подтвердить свои права на пенсию у Карла V, который стал новым императором Священной Римской империи. Художник побывал на его коронации в Аахене. Карл V удовлетворил просьбу Дюрера. В 1521 г. мастер вернулся домой, в родной Нюрнберг.

В Нидерландах Дюрер подхватил малярию. Болезнь мучила его долгих 7 лет. Великий художник скончался 6 апреля 1528 г. Ему было 56 лет.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: