Кубизм
Аналитический кубизм (1909-1912) — стиль живописи, который Пикассо разработан с Жоржем Браком, используя монохромные коричневатые и нейтральные цвета. Оба художника разбирали объекты и «анализировали» их с точки зрения формы. Картины Пикассо и Брака на этот раз имели много общего. Синтетический кубизм (1912-1919) был дальнейшим развитием стиля, в котором вырезанные бумажные фрагменты, часто обои или части газетных страниц вставлялись в композиции, ознаменовав первое использование коллажа в изобразительном искусстве.
В Париже Пикассо развлекался с выдающимся кругом друзей в кварталах Монмартр и Монпарнас, в который входили Андре Бретон, поэт Гийом Аполлинер, писатель Альфред Жарри, и Гертруда Стайн. В 1911 году Аполлинера арестовали по подозрению в краже Мона Лизы из Лувра. Он указал на своего друга Пикассо, которого также вызвали на допрос, но позднее освободили.
Рекомендуемые иллюстрации:
1909, Femme assise («Сидящая женщина»), холст, масло, 100 × 80 см, Государственные музеи Берлина, Новая национальная галерея
1909-1910, Figure dans un Fauteuil («Сидящая обнаженная»)
1910, La Femme au pot de moutarde («Женщина с горчичницей»), холст, масло, 73 × 60 см, Муниципальный музей, Гаага. Выставлялась на Armory Show, в Нью-Йорке, Чикаго и Бостоне в 1913 году
1910, Girl with a Mandolin (Fanny Tellier) («Девушка с мандолиной (Фанни Телье)»), холст, масло, 100,3 × 73,6 см, Музей современного искусства, Нью-Йорк
1910, Портрет Даниэля Анри Канвейлера, Чикагский институт искусств.
1910-1911, Guitariste, La mandoliniste («Женщина, играющая на мандолине»), холст, масло
Прибл. 1911, Le Guitariste («Гитарист»). Воспроизведенена в манифесте Альберта Глеза и Жана Метценже Du Cubisme («О кубизме») в 1912 году
1911, «Бутылка рома», холст, масло, 61,3 × 50,5 см, Музей искусств «Метрополитен», Нью-Йорк
1911, Le poète («Поэт»), масло, льняной холст, 131.2 × 89,5 см (51 5/8 × 35 1/4 футов), Музей Соломона Гуггенхайма, Коллекция Пегги Гуггенхайм, Венеция
1911-1912, «Скрипка», холст, масло, 100 × 73 см (овал), Музей Крёллер-Мюллер
1913, «Бутылка, кларнет, скрипка, газета, бокал», 55 × 45 см. Эта картина из коллекции Вильгельма Уде была конфискована Французским государством и продана на аукционе в «Отеле Друо» в 1921 году.
1913, Femme assise dans un fauteuil (Eva) («Женщина в рубашке, сидящая в кресле (Ева)»), 149,9 × 99,4 см, Коллекция Леонарда Лаудера, Музей искусств «Метрополитен»
1913-1914, Tête («Голова»), вырезанная и вставленная цветная бумага, гуашь и уголь на картоне, 43,5 × 33 см, Шотландская национальная галерея современного искусства, Эдинбург
1913-1914, L’Homme aux cartes («Игрок в карты»), масло, холст, 108 × 89,5 см, Музей современного искусства, Нью-Йорк
1914-1915, Nature morte au compotier
1916, L’anis del mono («Бутылка Анис дель Моно»), холст, масло, 46 × 54,6 см, Институт искусств Детройта, штат Мичига
Голубой период
Период жизни и работы Пикассо
с 1901 по 1904 годы
критики впоследствии назовут «голубым периодом» творчества художника. На картинах того времени художник часто рисовал одиночество, обездоленность, физическое убожество — нищие, бродяги, измождённые матери с детьми т.е. характерные черты испанской действительности. При всём при этом эти картины всегда выделялись присутствием на полотнах холодного сине-зелёного и серо-голубого цветов при господстве голубого. Это были цвета уныния и печали.
1901-Picasso-He has the abcent-Пикассо-Абсент
1901-Picasso-The women has a cigarette-Женщина с сигаретой
1901-Picasso-La-
It’s the tragedy
-Трагедия
1901-Picasso- Avtoportret-Пикассо
1901-Picasso-Women-Женщина с шеньёном
1901-Picasso-Arlekin-Склонившийся Арлекин
1903-Picasso-The old guitarist-Пикассо-Старый гитарист
1903-Picasso-Brekfast. I am’t to see-Пикассо-Завтрак слепого
Кубизм
Этот большой период в творчестве Пабло Пикассо делиться на несколько этапов. Это время полного отказа от детализации персонажей: предмет и фон почти сливаются воедино, нет четко очерченных границ. Пикассо был убежден, что художник может больше, чем просто показывать то, что видит глаз.
Первый этап «сезанновский» он же «африканский» период. Этот этап отличается построением изображений с помощью простых- геометрических форм и преобладанием мутных размытых зеленых, охристых и коричневых тонов.
В 1907-1909 гг внимание художника было устремленно на африканское искусство, с которым он впервые познакомился в 1907 году на этнографической выставке в музее Трокадеро. Отныне в творчестве Пикассо стали преобладать простые, даже примитивные формы изображаемых предметов
В технике художник стал употреблять грубую штриховку. Первой картиной выполненной в «африканском» стиле считается «Авиньонские девицы» 1907 г.
Эта картина писалось автором на протяжении года. Ни с одной своей картиной Пикассо не работал так долго. В итоге эта работа так отличалась от предыдущих его картин, что была неоднозначно воспринята общественностью. Но нащупав новый, интересный для него стиль, Пикассо не собирался отступать и на протяжении 2 лет художник всячески развивал его.
Работы послевоенного периода (1945 — 1960e)
«Череп, книга и керосиновая лампа» 1946«Франсуаза, Клод и Палома» 1951«Клод (сын Пикассо)» 1948«Палома и Клод» 1950«Палома Пикассо» 1956«Портрет Франсуазы» 1946«Портрет сидящей женщины» 1960«Портрет Сильвет» 1954«Рыцарь, паж и монах» 1951«Женщина с зелеными волосами» 1949«Женщина в кресле» 1948«Палома с целлулоидной рыбой» 1950«Голубь» 1949
В 1961 году именитый художник, которому на тот момент было 80 лет, женился на 34-летней Жаклин Рок. В это время в творчестве Пикассо преобладали портреты Жаклин, которая была с живописцем до самой его смерти 8 апреля 1973 года в городе Мужен (Франция). Великий живописец скончался на 93-ом году жизни, будучи мультимиллионером. О смерти он высказывался так: «Я все время думаю о Смерти. Она всего лишь женщина, которая никогда не покинет меня».
Пабло Пикассо покоится у своего замка Вовенарг. Еще при его жизни, в 1970 году в Барселоне, был открыт Музей Пикассо, куда картины передавал сам художник. Позднее в 1985 году наследники живописца открыли Музей Пикассо в Париже.
Жизненный путь
Испанский художник, скульптор, график, керамист и дизайнер, родился 25 октября 1881 года в Малаге, шумном портовом городе на юге Испании. Голубой период. Девочка на шаре Отец Пикассо был преподавателем живописи. В семье было четверо детей, Пабло был старшим. В 1895 году семья переехала в Барселону, где отец стал работать в художественной школе Ла Лонха. Пикассо начал учиться именно там, а в 1897 году продолжил образование в мадридской Академии изящных искусств. В 16 лет он вернулся в Барселону и организовал собственную студию. Пабло был на редкость самоуверенным юношей и не сомневался в том, что сумеет добиться грандиозного успеха. Подобно всем амбициозным художникам того времени, Пикассо мечтал попасть в Париж. Его мечта сбылась в 1900. В 1904 он окончательно обосновался в Париже. 1900-1904 называют «голубым периодом» в творчестве Пикассо, поскольку большинство созданных им в эти годы картин написано в холодных голубых тонах. Розовый период «Голубой период» сменился кратковременным «розовым», когда художник предпочитал более теплую гамму. Следующий период его творчества отмечен дружбой с художником Жоржем Браком. В результате их сотрудничества сложилось новое направление в живописи – кубизм. В 1917 году художник посетил Рим, где работал над декорациями и костюмами к балету «Парад» в постановке Сергея Дягилева. Здесь Пикассо влюбился в Ольгу Хохлову, одну из танцовщиц русской труппы. Купальщицы Они поженились в 1918 году. В 1921 году у Пабло и Ольги родился сын Поль, однако их брак счастливым не назовешь. По сути, он кончился в январе 1927 года, когда Пикассо увлекся 17-летней Мари-Терез Вальтер. Самому мэтру было тогда 45. В 1935 году у Мари-Терез родилась девочка, которую назвали Майей. Брак Пикассо с Ольгой, заключенный по испанским законам, не мог быть расторгнут. Ольга и Пабло формально оставались мужем и женой вплоть до смерти Ольги в 1955 году. Но не сложились и отношения Пикассо с Мари-Терез. После нее у художника были еще музы – Дора Маар и Франсуаза Жило (они прожили вместе 10 лет, и родили двоих детей), Жаклин Рок (на которой художник женился). Даже перевалив за восьмой десяток лет, Пикассо продолжал энергично работать. При этом в последние свои годы он крайне редко появлялся на людях, предпочитая тихую уединенную жизнь в обществе Жаклин. Умер Пабло Пикассо 8 апреля 1973 года в возрасте 91 года и был похоронен в старинном замке Вовенарг, где жил и работал в 1958-1961 годах.
Последние произведения
Пикассо был одним из 250 скульпторов, которые выставлялись на 3-ей Международной выставке скульптур, состоявшейся в Музее искусств Филадельфии в середине 1949 года. В 1950 году стиль Пикассо вновь изменился, когда он взялся за создание реинтерпретацию искусства великих мастеров. Он написал серию работ, основанных на картине Веласкеса «Менины». Пикассо также создал картины по работам Гойи, Пуссена, Мане, Курбе и Делакруа.
Ему было поручено сделать макет для огромной общественной скульптуры 50 футов (15 м) в высоту, которую должны были построить в Чикаго, и обычно известную как Чикагский Пикассо. Он подошел к проекту с большим энтузиазмом, спроектировав неоднозначную и несколько спорную скульптуру. Представленная фигура не известна; это может быть птица, лошадь, женщина или полностью абстрактная форма. Эта скульптура, одна из самых узнаваемых достопримечательностей в центре Чикаго, была открыта в 1967 году. Пикассо отказался от оплаты в 100 000 $, пожертвовав всю сумму жителям города.
Публичная скульптура Пикассо в стиле кубизм высотою в 50 футов. Её Пикассо подарил жителям Чикаго.
Последние работы Пикассо представляли собой смесь стилей, способ выражения в постоянном движении до конца его жизни. Посвятив всю свою энергию творчеству, Пикассо стал более смелым, а его произведения более красочными и выразительными. С 1968 по 1971 года он создал множество картин и сотни медных гравюр. В то время эти работы отклонили, в основном как порнографические фантазии бессильного старика или неряшливые работы художника, чьи лучшие годы уже в прошлом. Только позже, после смерти Пикассо, когда остальная часть мира искусства перешла на абстрактный экспрессионизм, создав критическое сообщество, они увидели, что Пикассо уже открыл неоэкспрессионизм и был, как и раньше, впереди своего времени.
«Женщина, держащая плод»
Дата создания 1893 г. Вдохновленный визитом на Таити, Поль Гоген нарисовал картину, которую сначала назвал «Куда ты идешь». Из частной коллекции И.А. Морозова, полотно перешло во владение Эрмитажа.
На картине показана полуобнаженная женщина, которая держит в руках большой экзотический плод. Она куда-то направляется, так как изображена в движении. Взгляд напряжен, в нем отражается подозрительность.
Нет единого мнения, рисовал ли Гоген ее с реального образа, или придумал. Некоторые исследователи полагают, что женщина существовала на самом деле. Погода, как и положено южному острову, очень жаркая, поэтому героиня оголена. На заднем плане видно нескольких женщин, которые рассматривают автора.
Как понять картины Пикассо
А теперь главный вопрос: как же понять работы Пикассо.
Пикассо виртуозно издевался над формой.
Сначала он деликатно вытягивал ее в своём Голубом периоде.
Пабло Пикассо. Две сестры. 1902. Эрмитаж, Санкт-Петербург. Hermitagemuseum.org.
Потом осмелел и начал дробить ее в коллажах и кубизме.
Затем надувал женщин, как воздушные шарики.
А ещё разбивал на мелкие осколки и «склеивал» их кое-как.
Пабло Пикассо. Плачущая женщина (Дора Маар). 1937. Музей Пикассо, Париж. Artchive.ru.
Мы недоуменно смотрим на то, как форму и линию искажают и рушат каноны классического искусства. И пытаемся понять, за что же он так!
Но все это Пикассо делал с одной целью. Чтобы показать СУТЬ вещи или человека, а не их ИЗОБРАЖЕНИЕ.
Я попробую это объяснить на примере двух его работ.
1. Груша, 1914.
Пабло Пикассо. Композиция с разрезанной грушей. 1914. Эрмитаж, Санкт-Петербург. Hermitagemuseum.org.
На картине «Натюрморт с разрезанной грушей» мы НЕ видим изображение груши. Но мы видим кусочки холста в крапинку, и мы вспоминаем о подобной текстуре грушевой мякоти. Нежный бежевый и коричневый тоже ассоциируются с грушей. Уже не говоря о характерной дуге.
Все эти обрывки образа груши вызывают у нас не только зрительное воспоминание о груше, но и о ее вкусе, и том, какая она на ощупь.
Художник запускает в нашем мозгу цепочку ассоциаций, и вот ОН – полнокровный образ Груши.
2. Сон, 1932.
Пабло Пикассо. Сон. 1932. Частная коллекция. Ru.wikipedia.org.
Во время изматывающего брака с Ольгой Хохловой Пикассо случайно встретил юную Марию-Терезу.
Он, конечно, писал ее. Лицо в стиле кубизма – показано одновременно с двух точек зрения, и в профиль, и анфас. Это прямое указание на двойственную природу этой женщины.
Пикассо показывает нам, что чувственность и мягкость преобладали в этой женщине. Поэтому в целом образ соткан из плавных и округлых линий.
Но при этом в ней была заложена вторая сторона. Физически она была слегка мужеподобна, с узкими бёдрами и широкими плечами. И эту часть художник нам тоже показывает.
Мария-Тереза вся как бы разделена на две части. Одна часть с приоткрытой грудью, другая – как будто плоская. Одна – розового оттенка, другая – холодного бледно-желтого.
Да и фон двоякий. Слева – мужские полоски, справа – женские цветочки.
Вот такой вот Инь и Янь по-пикассовски.
Андрей Аллахвердов. Пабло Пикассо. 2020. Частное собрание (всю серию портретов художников XIX-XX веков смотрите на сайте allakhverdov.com).
Как мне кажется, у Пикассо получилось показать самую большую фигу Ее Величеству Фотографии. Ведь фотография может передать любое изображение. А вот суть вещи – едва ли. Зато это может Живопись и Пикассо.
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Работы «синтетического» кубизма (1912-1917)
«Человек у камина» 1916«Человек в цилиндре» 1914«Бокал и игральные карты» 1912«Гитара» 1912«Натюрморт с фруктами на столе» 1914-1915«Пьедестал» 1914«Столик в кафе (Бутылка Перно)» 1912«Харчевня (Ветчина)» 1914«Зеленый натюрморт» 1914«Человек с трубкой, сидящий в кресле» 1916
Несмотря на то, что кубизм активно критиковали многие, работы этого периода хорошо продавались и Пабло Пикассо наконец-то прекратил нищенствовать и переехал в просторную мастерскую.
Следующим периодом в творчестве художника стал неоклассицизм, которому положила начало женитьба Пикассо на русской балерине Ольге Хохловой в 1918 г. Этому предшествовала работа Пабло над декорациями и эскизами костюмов к балету «Парад» 1917 г. Именно выполняя эту работу художник познакомился с Ольгой Хохловой.
Занавес к балету «Парад» 1917Программка балета Парад с рисунком Пикассо. 1917Китайский маг, в костюме Пикассо, современная интерпретация, 2003Персонаж французского «управителя» (зазывалы)
Этот период очень далек от кубизма: реальные лица, светлые тона, правильные формы… На подобные перемены в творчестве его вдохновляла русская жена, которая привнесла много нового в жизнь Пабло. Поменялся даже образ жизни художника — посещение светских раутов, костюмированных балетов и т.д. Одним словом Пикассо начал вращаться в светской среде, что ранее ему было чуждо. За такой резкий переход от кубизма к классицизму Пикассо многие критиковали. На все претензии художник ответил в одном из своих интервью: «Всякий раз, когда я хочу что-то сказать, я говорю в той манере, в которой, по-моему ощущению это должно быть сказано».
Самые интересные залы Эрмитажа
Залы, посвященные истории Древнего Египта
Эти залы неизменно привлекают огромное количество посетителей. Множество экспонатов рассказывают о зарождении, расцвете Древнего Египта вплоть до Среднего царства. Саркофаги, папирусы, предметы быта, украшения – все это представлено тысячами экспонатов.
Залы Древнего Египта
Залы, посвященные Древней Греции и Древнему Риму
Более 30 залов отдано под экспонаты античного мира. Скульптуры богов и атлетов, посуда, украшения – все это собиралось многочисленными поклонниками античного мира, приобреталось государством и теперь выставлено на всеобщее обозрение.
Зал Леонардо да Винчи
Титану возрождения отведен отдельные зал. В нем выставлено 2 работы гения «Мадонна Лита» и «Мадонна Бенуа». Это один из самых посещаемых залов, перед шедеврами всегда толпы людей.
Залы, посвященные русской культуре
В нескольких залах представлена культура древней Руси начиная с Vв и до начала XVIIIв. Здесь множество экспонатов из Новгорода, Киева, Углича, Москвы, представлены экспонаты, имеющие отношение к религии, керамика, оружие, берестяные грамоты дают представление о жизни наших предков.
Залы, посвященные древнейшим памятникам Евразии
Залы палеолита, неолита, ранней бронзы знакомят со следами древнейших на нашей планете людей. Находки, сделанные на Урале, Сибири, Армении, Мальте представляют собой орудия для охоты, предметы быта, первые в мире предметы искусства.
Картины «розового периода»
Самыми лучшими картинами этого периода были признаны
«Акробат и молодой арлекин»
(1905),
«Семейство комедиантов»
(1906)
, «Девочка с козлом»
(1906),
«Мальчик, ведущий лошадь»
(1906)
1905-Picasso-La-famille-de-saltimbanques—Пикассо- Семейство комедиантов
1905-Picasso-It’s in the kabare-Пикассо-В кабаре
1905-Picasso-Acrobat and Yong arlekin- Пикассо-Акробат и молодой Арлекин
1905-Picasso-It’s the lady -Дама
1905-Picasso-Mother and son-Пикассо -Акробаты Мать и сын
1905-Picasso-2 brothers-Пикассо-Два брата-2
1905-Picasso-It’s the sitting-Пикассо-Сидящий
1906- Avtoportret -Picasso-Пикассо-Автопортрет
В конце «розового периода» у Пикассо появились картины с обнажёнными фигурами мальчиков и девушек. Таким образом художник пытался внести классику античности в свои сюжеты. (
«МАЛЬЧИК С ЛОШАДЬЮ», «ТУАЛЕТ», «ДЕВОЧКА С КОЗЛОМ»
). Из них напрочь исчезли грусть, трагизм, убийственная жалость, унылые тона красок.
1906-Picasso-It’s the girl with the he-goat-Пикассо-Девочка с козлом
1906-Picasso-Baring boy-Обнажённый юноша
1905-Picasso-Two yang boies-Пикассо-Два юноши
1906-Picasso-The boy with a horce-Мальчик с лошадью
1906-Picasso-Tualet-Пикассо-Туалет
Работы «голубого» периода (1901-1904)
«Завтрак слепого» 1903«Суп» 1902«Мать и дитя» 1903«Любительница абсента» 1901«Гладильщица» 1904«Нищий старик с мальчиком» 1903«Жизнь» 1903«Две сестры (Свидание)» 1902«Голубая комната (Ванна)» 1901«Гурман» 1901«Сидящая женщина в капюшоне» 1902
В «розовом» периоде (1904 — 1906) главной темой в творчестве художника был цирк и его персонажи — акробаты и комедианты. Преобладали яркие жизнерадостные цвета. Любимым персонажем этого периода можно назвать арлекина, который наиболее часто встречался в работах Пикассо. Помимо цирка вдохновляла его еще и модель Фернанда Оливье, с которой познакомился в 1904 г., в самом начале «розового» периода. Её же была музой художника на протяжении всего периода.
Лучшие картины «голубого периода»
«Любительница абсента»(1901), «Свидание»(1902), «Завтрак слепого» (1903), «Жизнь»(1903), «Нищий с мальчиком»(1903), «Двое»(1904), «Мать и дитя»(1903), «Гладильщица»(1904)
1901-Picasso-La-buveuse-d-absinthe-Пикассо-Любительница абсента
«Любительница абсента» —
одна из лучших картин, написанная художником во время своих поездок из Парижа в Барселону. В это время Пикассо старался показать на своих полотнах безысходное одиночество, неустроенность, опустошённость и потерянность. Обычно он рисовал столик в кафе с одиноким несчастным посетителем, пьющим абсент, после которого он попадает в мир иллюзий и галлюцинаций. Про абсент Пикассо нарисовал не одну картину, а несколько.
1902-Picasso-Two sisters-Пикассо-Две сестры
Эту картину художник нарисовал после посещения приютов, психиатрических больниц и лечебниц, где он искал себе персонажей для произведений. Этих героев он нашёл в Сен-Лазаре больнице для проституток в Париже. «Две сестры» — это встреча монахини и проститутки — символ безмолвия и всепрощения, страдания и от боли и одиночества.
1903-Picasso-La-Vie-Пикассо-Жизнь
1904-Picasso-It’s the iron-Гладильщица
1903-Пикассо-Старый еврей с мальчиком-Picasso-It’s the old man with a boy
Во время «голубого периода» Пабло Пикассо пока непостоянно проживал в Париже и часто приезжал в Барселону, работая там. В 1906 году он окончательно переехал во Францию в Париж на постоянное место жительства. Пикассо быстро сблизился с молодыми художниками, завоевал их доверие и стал первым среди равных. На новых полотнах сразу же начинает меняется голубой цвет на на алло-золотисто-розовый тон. Грусть уходит с рисунков. Главными героями картин на фоне пустынных ландшафтов становятся бродячие артисты и циркачи. Их бедный, но вольный труд сплочён, потому что они в работе душевно объединены узами братства. На работе они чувствуют себя родными как братья и сёстры. Эта остановка на картине без ландшафтов выглядела как другая планета, отделявшая своих героев от всего остального мира. Это время в творчестве художника
с 1904-го по 1906-й годы
потом специалисты назовут
«розовым периодом»
Работы периода неоклассицизма (1918 — 1925)
«Чтение письма» 1921«Купальщицы» 1918«Любовники» 1923«Мать и дитя» 1921«Ольга Хохлова в мантилье» 1917«Ольга Пикассо» 1923«Первое причастие» 1919«Пьеро» 1918«Портрет Ольги в кресле» 1917«Портрет Паула» сына художника 1923«Спящие крестьяне» 1919«Три купальщицы» 1920«Женщина с ребенком на берегу моря» 1921«Женщина в мантилье» 1917«Женщины, бегущие по берегу» 1922
В 1925 году художник написал картину «Танец», которая в полной мере отражает проблемы в личной жизни художника в это время.
Зимой 1927 года Пикассо встречает свою новую музу — семнадцатилетнюю Марию Терезу Вальтер, которая стала персонажем многих картин периода сюрреализма. В 1935 году у пары родилась дочь Майя, однако в 1936 году Пикассо уходит от Марии Терезы и от Ольги Хохловой, с которой он так и не оформит официального развода вплоть до самой смерти Ольги в 1955 г.
Работы военного времени (1937-1945)
«Фазан» 1938«Голова женщины в шляпе» 1939«Мария Тереза в венке» 1937«Мастерская художника» 1943«Майя с куклой» 1938«Молящая» 1937«Натюрморт» 1945«Плачущая женщина с платком» 1937«Птицы в клетке» 1937«Раненная птица и кот» 1938«Склеп» 1945«Женщина в красном кресле» 1939
В 1946 году художник работал над картинамии панно для замка семьи Гримальди в Антибе (курортный город Франции). В первом зале замка было установлено панно под названием «Радость жизни». Основными персонажами этого пано были сказочные существа, фавны, кентавры и обнаженные девушки.
«Радость бытия» 1946
В этом же году Пабло познакомился с молодой художницей Франсуазой Жило, с которой они поселились в замке Гримальди. Позже у Пикассо и Франсуазы родились двое детей — Палома и Клод. В это время художник часто рисовал своих детей и Франсуазу, но долгой идиллия не продлилась: в 1953 году Франсуаза забрала детей и ушла от Пабло Пикассо. Франсуаза больше не могла терпеть постоянные измены художника и его тяжелый характер. Это расставание художник переживал очень тяжело, что не могло не отразиться на творчестве. Доказательство тому рисунки тушью, на которых уродливый старик-карлик с красивой молодой девушкой.
Один из самых известных символов «Голубя мира» был создан в 1949 году. Впервые он появился на Всемирном конгрессе сторонников мира в Париже.
В 1951 году Пикассо была написана картина «Резня в Корее», которая повествует о зверствах той «забытой» войны.
«Резня в Корее» 1951
В 1947 году художник переезжает на юг Франции, в город Валлорис. Именно в этом городе он увлекся керамикой. Вдохновила Пикассо на такое увлечение ежегодная выставка керамики в Валлорисе, которую он посетил еще в 1946 году. Особый интерес художник проявил к изделиям из мастерской Мадура, в которой он позже и работал. Работа с глиной позволяла признанному живописцу и графику забыть ужасы войны и окунуться в иной радостный и безмятежный мир. Сюжеты для керамики самые простые и незамысловатые — женщины, птицы, лица, сказочные персонажи… Керамике Пикассо даже посвящена книга «Керамика Пикассо» И. Каретников, вышедшая в 1967 году.
Пикассо в мастерской МадураКерамика Пикассо в музее, Париж
Сравнивая работы Пикассо с керамикой античных времен можно найти некоторые сходства:
В 1958 году для парижского здания ЮНЕСКО была написана композиция «Падение Икара».
«Падение Икара»
«Герника». Отношение к войне
Картина «Герника» — символ жестокости войны. Разбираемся, как темы трагедии и военного конфликта проявились в работах художника.
Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве
с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории
и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Алина Аксёнова
Историк искусства, автор книг «Искусство ХХ века. Ключи к пониманию» и «История искусства
Просто о важном», более 9 лет проводила лекции и экскурсии в ГМИИ им. Пушкина.
«Герника» — одна из самых известных картин Пикассо, символ жестокости и бессмысленности войны.
Что делает ее такой значимой
Герника — маленький городок в Стране Басков на севере Испании. Во время гражданской войны в Испании авиация Германии, поддержавшая генерала Франко, почти полностью разрушила его в ходе бомбардировки.
Картина создает страшное сюрреалистическое пространство. Фигуры и предметы ломаются, деформируются, рассыпаются на части — как Герника во время бомбардировки и как весь мир после нее. Лаконичный колорит имитирует цвета газетных вырезок.
Композиция классическая, но сама картина нет. Слева и справа от центральных фигур — плачущие женщины. В центре воин с разорванным телом и сломанным мечом — символом поражения. Лошадь с высунутым языком символизирует крах мира. Получился страшный, разрушенный мир — каким ощущал его сам Пикассо.
Во время оккупации Парижа к Пикассо однажды пришли немецкие офицеры. Они увидели на столе репродукцию «Герники» и спросили: «Это вы сделали?». На что Пикассо ответил: «Нет, это вы сделали».
️ На выставке картину не приняли. Ее критиковали за пропаганду и недостаточную художественность. Гораздо больший интерес и энтузиазм на Парижской выставке 1937 года вызвали павильоны СССР и Германии.
Пабло Пикассо. Герника, 1937
Телеграм-канал
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
На рубеже 1930–40-х годов Пикассо остро чувствовал трагедию, охватившую весь мир. В это время даже картины не на военную тему наполнены агрессией.
Вот яркий пример
«Кошка, схватившая птицу». Мы видим не просто кошку, а страшного монстра, схватившего беззащитную птицу. Пара «сильный-слабый» наполняется новым смыслом.
Образ кота часто интерпретируют по-разному. Одни видят в нем очертания минотавра, другие — челку Гитлера. Пикассо мастер в создании многозначных символов, в которых каждый угадывает что-то свое.
Пабло Пикассо. Кошка, схватившая птицу, 1939
Что почитать
John Richardson. «A Life of Picasso, Volumes I–III».
Главная биография Пабло Пикассо, написанная его близким другом. Трехтомник подробно описывает жизнь и творчество художника с 1880-х до конца 1930-х гг.
Оливье Видмайер-Пикассо. «Пикассо. Интимный портрет». Короткая, но важная книга внука Пикассо о самых главных сферах жизни художника. Можно прочитать за один вечер.Арианна Стасинопулос-Хаффингтон. «Пикассо. Творец и разрушитель».
Объемный том рассказывает историю жизни гения мелким шрифтом и во всех подробностях.
Франсуаза Жило. «Моя жизнь с Пикассо».
Любопытная книга для тех, кому интересно не только творчество Пикассо, но и его личная жизнь. Мемуары одной из многочисленных женщин художника описывают десять лет их совместной жизни.
За этот урок мы узнали много нового о творчестве Пабло Пикассо. Самое время попробовать свои силы в тренажере.
Работы «сезанновского» кубизма («Африканский» период) (1907 — 1909)
«Фермерша» 1908«Голова мужчины» 1907«Купальщица» 1909«Натюрморт с чашей и кувшином» 1908«Обнаженная с драпировкой (Танец с покрывалами)» 1907«Портрет Мануэля Пальяреса» 1909«Три фигуры под деревом» 1907«Бокалы и фрукты» 1908«Бюст человека (Спортсмен)» 1909«Женщина» 1907
В аналитическом периоде Пикассо пришел к осознанию того, что нужно полностью сосредоточиться на объеме и форме предметов, отодвинув на задний план цвет. Таким образом отличительной чертой аналитического кубизма стала монохромность. Так же стоит отметить структуру работ этого периода — художник словно дробит предметы на мелкие фрагменты. Между разными вещами пропадает грань и все воспринимается как единое целое.
«Даная» Рембрандта
В основу картины положен сюжет древнегреческого мифа. Как гласит сказание, Данае было суждено родить сына Персея, который убьет царя Аргоса. Узнав об этом, монарх посадил девушку под охрану. Но Зевс пробрался к ней в виде золотого света, и Персей был зачат.
После смерти жены художника, которая позировала ему для картины, эту задачу выполняла любовница. Их имена Саския ван Эйленбюрх и Гертье Диркс.
В 1772 г. «Данаю» купила Екатерина II. С тех пор она располагается в Эрмитаже. В конце XX в. литовец Бронюс Майгис, исходя из политических убеждений, облил полотно кислотой и дважды порезал ножом. После восстановления картину поместили под бронированное стекло.
Правила и рекомендации по посещению Эрмитажа
- В музее есть кафетерий на первом этаже. Здесь вы не найдете никакой изысканной кухни, только простую еду (бутерброды, напитки и десерты), чтобы сделать недолгую остановку перед продолжением осмотра музея. В музей нельзя приносить свою еду или питье. Все сумки сканируются на входе.
- Большие сумки, рюкзаки, чемоданы, зонты или зимние пальто необходимо оставлять в гардеробе.
- Можно фотографировать и снимать видео со своего мобильного телефона на постоянных выставках, но без использования вспышки. На временных выставках запрещено фотографировать и снимать видео.
- В музее есть сувенирный магазин, где вы можете купить от магнитов на холодильник до открыток, фарфора, репродукций известных картин, книг по искусству или сумок.
- Аудиогиды доступны на русском, английском, французском, немецком, испанском, итальянском, японском, китайском и корейском языках. Аудиогиды расположены на первом этаже (в главной галерее) и на втором этаже (на главной лестнице).
- Посещение музея в инвалидной коляске не является проблемой, потому что он приспособлен для людей с ограниченными возможностями.
- Есть также мобильные приложения и аудиогиды для музея, хотя большая часть его содержимого платная.
Все, что пригодится каждому туристу в путешествии:
- Найти и забронировать туры онлайн можно на Travelata и Onlinetours.
- Забронировать и сравнить цены на отели можно на Hotellook. А апартаменты на Airbnb.
- Выбрать самый дешевый авиабилет среди всех авиакомпаний можно на Aviasales, а ж/д билет на Poezd.
- Найти экскурсии по всему миру на Tripster.
- Купить страховку и не беспокоиться за свое здоровье на Cherehapa.
- Арендовать машину, чтобы увидеть еще больше интересных мест, на Economybookings. Или байк на BikesBooking.
- Заказать трансфер из аэропорта Kiwitaxi.
(Visited 8 365 times, 10 visits today)
«Апостолы Петр и Павел»
Испанский художник Эль Греко жил в XVI в., когда в изобразительном искусстве были популярны библейские сюжеты. В творчестве мастера есть несколько работ с таким названием, одна из них находится в Эрмитаже.
Написана картина в 1587-1592 гг. Эль Греко новаторски подошел к изображению апостолов. Он сделал их противоположностями. Павел, решительный и беспощадный, указывает пальцем на текст Священного Писания, явно соглашаясь с ним и что-то доказывая Петру.
Петр же, стоящий по правую руку от Павла, показан сомневающимся. Искусствоведы до сих пор работают над разгадкой символизма этого шедевра.
Смерть
Пабло Пикассо умер 8 апреля 1973 года в Мужене, в то время как он и его жена Жаклин развлекали друзей за ужином. Он был похоронен в замке Вовенарг возле Прованса. Этот дом он приобрёл в 1958 году и жил в нём с Жаклин в 1959-1962 годах. Жаклин Роке препятствовала присутствию на похоронах его детей Паломы и Клода. Опустошённая и одинокая после смерти Пикассо, Жаклин Роке покончила с собой, застрелившись в 1986 году, когда ей было 59 лет.
От: Артёменко Алёна,   —
Скрыть комментарии (1)
- Боннар Пьер (Bonnard Pierre) — картины художника с описанием, биография
- Лев Лагорио — маринистические и пейзажные картины художника с описанием и названием
- Рафаэль Санти — биография и знаменитые картины художника
- Художник Эжен де Блаас, биография, картины
- Последние картины Винсента Ван Гога с описанием
Работы позднего периода (конец 60-х — 1973)
«Жаклин в студии» 1956«Жаклин Рок» 1954«Жаклин Рок» 1954«Жаклин Рок» 1954«Фигура Рембрандта Эрос» 1969«Голуби» 1957«Насилие над сабинианками» 1962-1963
«Обнаженная и курильщик» 1968
«Поцелуй» 1969«Портрет мужчины в шляпе» 1971«Кавалер с трубкой» 1968«Залив в Каннах» 1958«Завтрак на природе (По Мане)» 1961«Жаклин со скрещенными руками» 1954«Жаклин в студии» 1956
Как и многие талантливые люди Пабло Пикассо не боялся пробовать себя в разных ипостасьях и помимо вышеупомянутой керамики на протяжении всей своей творческой жизни не раз создавал скульптуры. Но общественности некоторые скульптуры были представлены в 1960 году на выставках в Париже, Нью-Йорке и Лондоне. А затем лишь в 1966 году состоялась полная выставка скульптур известного кубиста, когда Пикассо исполнилось 85 лет.
«Бабуин с малышом» 1951«Беременная женщина» 1950Безымянная скульптура Пикассо в Чикаго«Человек с ягненком» г. Валлорис, юг Франции«Бокал абсента» 1914«Голова» 1958«Голова женщины» 1932«Голова женщины (Фернанда)» 1909
Всего скульптур насчитывается более 1220: выше представлены лишь некоторые работы. Несмотря на это уже можно сделать вывод о том, насколько разнообразным было творчество Пабло Пикассо, который навсегда вписал свое имя в историю искусства. Все творчество Пикассо оказало огромное влияние на развитие культуры и искусства XX века во всем мире.