Детство и юные годы
Детство художника было по-настоящему счастливым. Он рос не только в любящей и заботливой семье, но и в атмосфере, наполненной творчеством и свободой мысли. Дом Маковских считался в их окружении центром искусства, где регулярно проводились творческие вечера. Гостями семьи были известные в то время личности: писатели, художники, композиторы.
Эти вечера часто посещали Василий Тропинин и Карл Брюллов, которые впоследствии оказали влияние на творчество Маковского. У Константина были младшие братья и сестры, с которыми он разделил счастливое детство. Все дети Маковских посвятили свою жизнь искусству.
Что предшествовало пиру
Подготовка начиналась с составления пировальной росписи, в которой составлялся подробный план действия. Прописывались имена тех, кто был ответственен за организацию и обслуживание пира, а также перечислялись все гости, обозначались их места за столом. Подробно описывалось, какие кушанья и в каком порядке будут подаваться.
Пир Ивана Грозного в Александровской слободе. Картина русского художника Юрия Сергеева.
Помещение для пира украшалось очень тщательно. Если были приглашены иностранные гости, то использовалась дорогая посуда, а не обычная, глиняная или деревянная, которой ежедневно пользовались до 16 века.
Столы покрывались скатертями, ставились приборы для специй (соль, хрен, перец, уксус, привозные пряности). Интересно, что индивидуальные столовые приборы стали подаваться каждому гостю лишь с 17 века, а до этого такими привилегиями пользовались лишь особо знатные участники пира. Например, принц Бухав оставил записки, в которых говорил, что во время пира у Ивана Грозного ему пришлось пользоваться ножом и тарелкой на пару с соседом по столу.
Собственный выбор
Маковский стремится к другому признанию – в светских кругах и за щедрое вознаграждение. Он всё чаще получает заказы от аристократов и знаменитостей на портреты, начинает выставлять свои произведения отдельно от собратьев по кисти. А побывав за границей в середине 1870-х, окончательно сформировал для себя направление работы, которое удовлетворяло бы его по всем параметрам: живопись, известность и деньги. Работу свою он оценивал очень высоко. Примером может послужить курьёзный случай с заказом московского предпринимателя Пороховщикова полотна «Славянские композиторы». Маковский запросил 25 тысяч рублей, а Репин в итоге исполнил за полторы тысячи. Даже Павел Третьяков редко покупал картины Маковского. Да, великолепные, но слишком дорогие, считал он.
Описание картины Константина Маковского «Боярский свадебный пир»
Известное полотно Маковского Константина Егоровича «Боярский свадебный пир» принадлежит к целому циклу его полотен, которые объединены историческими сюжетами.
Это яркие, праздничные, сказочные, необыкновенно колоритные произведения, с большим количеством персонажей, картины, передающие традиции, обряды русского народа, воспевающие эти традиции и продлевающие им жизнь.
Необыкновенно правдиво описан каждый герой сюжета. Тонко передана мимика каждого гостя, изумительно точно, разнообразно, богато написана
одежда бояр того времени. Картина так разработана, что в ней нет затененных лиц, все они высветлены и каждый, персонаж несет свою смысловую нагрузку.
Конечно, главным героем картины должна быть невеста на своей свадьбе. Но на картине ее не сразу заметишь. Девушка написана почти у самого края полотна. Маковский, будто бы, подчеркивает ее истинное положение в этом обществе.
Поникший взор девушки, покорность во всей позе, безысходность – все это затмевает даже такие изумительно роскошные убранства невесты. И совсем страшно контрастной сморится среди парчового великолепия мертвенно серая рука молодой девушки.
Жених осторожен с красавицей. Он пытается бережно повернуть к себе несмеяну, но, как показывает опыт, такой бережности у богатого боярина хватало ненадолго.
Позади невесты приземистой жабой толчется сваха. Уж ей-то известно, с каким тяжелым сердцем идет под венец красавица – не люб ей жених. Ну, да разве это повод так кручиниться, такой-то брак – счастье для любой девушки.
С весельем и улыбками тянутся к молодой невесте бокалами гости-мужчины. Они и вовсе не собираются вникать в печали-горести новобрачной. Им это чуждо. А вот женщины смотрят на невесту совсем не так однозначно. Вот пышная барыня с явным интересом ждет, что же будет дальше – сможет ли жених поцеловать красавицу.
А яркая молодая женщина в центре стола совсем не благодушно настроена к строптивой невесте. Быть может, она сама мечтала оказаться на ее месте?
Необыкновенные картины Маковского заставляют придумывать, фантазировать и восхищаться.
Как рассаживали гостей: садись по отчине!
Лавки ставили у стен, а столы вдоль них. Если гостей было очень много, то делали ряды из столов. Стол царя устанавливался на специальном возвышении. Кроме правителя за него усаживались царевич, патриарх и в редких случаях особый гость. Женщинам, царице и царевнам, разрешалось присутствовать только на свадебных пирах. За иными они с любопытством следили через специальные окошки. Видимо, чтобы было не очень обидно, иногда устраивались приемы для боярынь, для этого стол накрывали в палатах у царицы.
Иностранные гости безропотно занимали те места, на которые им указывали. А вот русские окольничие и бояре спорили до изнеможения за право сидеть на лучшем месте. За это были предусмотрены наказания: могли лишить вотчины и даже казнить. Место нужно было занимать по отчине, то есть по расстоянию до царского стола. Нарушение могло сказаться на последующей службе, и даже на родне провинившегося. Чтобы решить эти проблемы, стали проводить пиры без мест. Это означало, что какое бы место не занял боярин столом, это не скажется на его службе.
Популярные сочинения
- Сочинение Мои планы на будущее Мои планы на дальнейшее существование. Какие они? Каким образом мне хочется провести дальнейшие дни? На мой взгляд, задаваться подобны вопросом вполне актуально практически для каждого человека. Другое дело, не всегда подобный вопрос является актуальным.
- Мир живой природы — сочинение Не помню такого лета, чтобы родители не отправляли меня в деревню, погостить у бабушки и дедушки. С дедушкой мы часто бываем в лесу и на речке. Это те прекрасные места, где мы познаем особенный
- Анализ произведения Бежин луг Тургенева Рассказ написан Тургеневым в 1851 году и является частью цикла «Записки охотника». Его особенностью является то, что впервые в русской литературе главные герои произведения – крестьянские дети.
К.Маковский «Поцелуйный обряд».История одной картины. | Волшебная сила искусства
В историческом романе Алексея Константиновича Толстого «Князь Серебряный» (1863), посвященном эпохе Ивана Грозного (1547-1584), описывается «поцелуйный обряд» в доме опального боярина Дружины Морозова, согласно которому его молодая жена Елена обязана была выйти к гостям — посторонним мужчинам — в праздничном одеянии и поцеловать каждого, предварительно поднеся ему на подносе чарку вина.
На сюжет романа в 1895 г. русский художник К.Е. Маковский написал свою картину «Поцелуйный обряд»:
Поцелуйный обряд.Маковский.
В XVI веке и ранее в России женщины жили достаточно закрыто — сидели в тереме, ткали и общались только с ближними родственниками. Церковь посещали по большим праздникам, по улицам перемещались в закрытых экипажах.
А примерно в XVII веке возник так называем поцелуйный обряд. После окончания застолья к гостям выходила жена или дочь хозяина дома, подносила гостям чарку напитка, и получала от гостя поцелуй в щёку. Есть версия, что обряд мог быть заимствован у иностранцев, проживавших в России.
«Иной раз на этих пирах не бывает недостатка и в подарках своего рода.
Всегда входит в столовую и жена хозяина в самой нарядной телогрее и во всем женском убранстве в сопровождении двух или многих прислужниц; она подает знатнейшему из собеседников чару водки, омочив в ней края своих губ.
А пока пьет он, она поспешно уходит в свою комнату, надевает на себя другую телогрею и тотчас же приходит назад для исполнения такой же обязанности к другому собеседнику.
Повторив этот обряд с каждым из прочих гостей, потом она всегда становится у передней стены: стоя там с опущенными на пол глазами и сложив по бокам свешенные вниз руки, она отдает терпеливые уста поцелуям собеседников, которые подходят к ней по степени своегодостоинства и от которых так и разит неприятным запахом всего, что они ели и пили…»
Другие картины о русских обрядах.
1883. Боярский свадебный пир в XVII век. Маковский Константин Егорович
Из жизни бояр .
Под венец
Гадание.
Источники.
http://paintingart.ru/gallery/makovskiy-ke.html?page=6#category
http://www.liveinternet.ru/users/ada_peters/post255397912
http://www.nasled.org/forum/viewtopic.php?f=18&t=9938
Сочинение по картине Маковского Боярский свадебный пир XVII века
Это настоящая сказочная иллюстрация! И тут столько героев… Просто чувствуется, что пир-то на весь мир.
Тут палаты, точно, царские! Терем какой-то с красивыми арками, потолками и окнами. И всё в узорах древне-русских. Свечи горят в большом количестве. На окнах красивые решетки.
Герои сидят за столом. Сюда несут всякие яства. Например, гусь жареный в яблоках. И так красиво блюдо сделано, прямо живой. И на столе уже столько всего. Чаши золотые, тарелки… Богато!
Он будто её показывает, но в этот момент на неё смотрит даже с волнением, а она такая смущенная, как я у доски. Ну, понятно, на ней самый дорогой кокошник, платье красивое. У жениха горностаевая накидка, как у царя. За невестой маменька толстая, молодой говорит, мол, не смущайся. Но кстати, понятно, что не все невесте рады.
Вот одна девушка так зло смотрит. Наверное, она б хотела занять сама место невесты… Ребенок тут с края стола – смотрит с любопытством. Мужчины больше разглядывают невесту с восхищением. В темноте картины бабка в черном (монашка, наверное) смотрит с грустью. Жалеет невесту, наверное.
Не так-то просто царицей быть – терпеть много надо, а тут ещё и не рады ей многие. Только слуге всё равно – боится блюдо опрокинуть. Кто с любопытством смотрит, кому всё равно – взгляд пустой. Видно, что некоторые переговариваются – даже через стол.
В общем, характеров тут, ситуаций!
Ближе к нам ещё золотые шкатулки, меха… Приданое? В итоге, пир на весь-весь мир, но не все совсем тут радостные. А так, да, красиво. Мне картина нравится. Хотелось бы увидеть «продолжение», как царевна хорошо правит страной, все её уважают: народ, двор. Так и будет!
Популярные сегодня темы
- Сочинение по картине Айвазовского Черное мореКартины Айвазовского всегда завораживали как ценителей искусства, так и обычных посетителей музеев и выставок. Не стала исключением и его картина «Черное море». При осмотре картины можно прочувствовать буйство стихии
- Сочинение по картине Стрекоза Репина 6 классСвои многочисленные картины Илья Ефимович Репин посвящал простым людям, их жизни и быту. Он очень много экспериментировал с жанрами, темами, стилями и техникой. Отдельное место занимают портреты родных и любимых людей
- Сочинение по картине Вратарь Григорьева 7 классКартина Григорьева «Вратарь» посвящена любимой игре мальчишек – футболу. Центральное место на картине занимает мальчик – вратарь
- ПеровВасилий Перов (1833) – художник. «Перов» – прозвище, данное художнику учителем грамоты, т.к. раньше незаконнорожденным детям фамилию отца не давали. В детстве ребенок заболел оспой, из-за чего ослабло
- Сочинение по картине Толстого Цветы, фрукты, птица 5 классНа золотистом фоне полотна изображена красивая прозрачная стеклянная ваза, необычной дутой формы. В ней находятся цветы белых и розовых оттенков, наверное, перед написанием картины, художник принес их из сада
Биография Константина Маковского
Родился: 2 июля 1839. Ранние годы жизни будущего художника прошли в творческой семье. Отец (Егор Маковский) – художник-любитель, ставший основателем Московского училища живописи. Родные братья, сестры Константина – также художники:
- Александра Маковская – пейзажистка середины 19 века;
- Николай Маковский – пейзажист, мастер жанровой живописи;
- Владимир Маковский – мастер бытовой живописи, график, знаменитый педагог.
Воспитание отца, всем сердцем любившего искусство живописи, творческая атмосфера, влияние знаменитых друзей родителей, часто посещавших дом Маковских – из этого складывается детство Константина. Неудивительно, что впоследствии он связал жизнь именно с творчеством, с рисованием.
Двенадцатилетний Константин поступает в Московское училище живописи, основанное его отцом. Уже через семь лет он – один из лучших студентов Императорской академии живописи. Академию Константин не окончил. Отказавшись участвовать в конкурсе, покинул учебное заведение, не получив диплом, со скандалом. Участниками знаменитого «Бунта четырнадцати» стали: Крамской, Маковский, Заболотский, Лемох, Вениг и другие лучшие студенты Академии. Взбунтовавшись против жестких, консервативных взглядов преподавателей, требовавших строгое приверженство к академической живописи, молодые художники отказались участвовать в конкурсе «Золотая медаль Академии» и продолжать учебу.
Позднее Маковский присоединяется к Крамскому в «Санкт-Петербургской артели художников». Так проходит середина шестидесятых годов 19 века.
1870. Константин вместе с братьями и другими членами «Артели» основывают «Товарищество передвижных выставок». Не считая «Артели», передвижники стали первым настолько масштабным независимым художественным сообществом императорской России.
Сотрудничество с Академией Маковский не разрывает. Произведения Константина Егоровича Маковского выставляются в Академии наравне с передвижными выставками нового общества. В картинах отмечают острую социальную направленность. Маковский стремится показать простой, народный быт русских городов.
Резкие перемены стилистического духа произведений Маковского случаются позднее: после путешествия в северо-восточную Африку, на Балканы. Константина Егоровича начинает привлекать игра цветом, формой. За это многие критики того периода осуждают художника
Он предает идеалы «Передвижников», отвлекаясь от проблем современности и обращая внимание на внутренние проблемы поиска своего художественного «Я», наполняя картин декоративностью. Работы художника называют эстетически превосходными, но – «пустыми», бессодержательными, с поверхностным смыслом. 80 годы 19 века
Константин Егорович становится (как отмечали советские критики) «салонным художником». Работы мастера ценятся в элитных кругах. Многие аристократические дворянские персоны, включая членов императорской семьи, хотят портреты руки Маковского. Кроме портретов, художник также рисует картины исторической, мифологической тематики: «Суд Париса», «Смерть Ивана Грозного». Огромная популярность подтверждается заслуженными наградами: золотая медаль Всемирной выставки в Париже
80 годы 19 века. Константин Егорович становится (как отмечали советские критики) «салонным художником». Работы мастера ценятся в элитных кругах. Многие аристократические дворянские персоны, включая членов императорской семьи, хотят портреты руки Маковского. Кроме портретов, художник также рисует картины исторической, мифологической тематики: «Суд Париса», «Смерть Ивана Грозного». Огромная популярность подтверждается заслуженными наградами: золотая медаль Всемирной выставки в Париже.
До самой смерти (1915) Маковский не теряет популярности. Жизнь обрывается трагической случайностью: трамвай врезается в экипаж художника. К сожалению, могила мастера на Никольском кладбище не сохранилась.
Хотя официально Константина Егоровича называют представителем русского академизма, стиль мастера впитал в себя яркие черты влияния других направлений. С ранних лет заметны в работах Маковского романтическое веяние, излишний декоративизм, вдохновленный творчеством Брюллова. Задолго до развития русского импрессионизма полотна Константина Егоровича уже обладают некоторыми элементами подобного стиля: отсутствие динамики, налет «этюдности», эмоциональные мазки.
Детство и юность Константина Маковского
Автопортрет
Константин Егорович Маковский родился в Москве в 1839 году, в семье Егора Ивановича Маковского, известного в Москве финансиста, художника-любителя и деятеля искусств, одного из основателей «натурного класса» на Большой Никитской улице – впоследствии этот класс развился до знаменитого Училища живописи и ваяния, а с 1865 года училище было переименовано в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
В семье будущего художника царила атмосфера поклонения искусству, и художественному мастерству в особенности в доме Маковских бывали многие известные деятели культуры и искусства того времени. В частности, Карл Брюллов и Василий Тропинин.
Много лет спустя Константин Егорович писал:
По стопам отца, помимо старшего сына Константина, пошли и остальные дети (публика сегодня знает только Константина и ) Вот только самая младшая дочь Мария не пошла по семейной стезе и стала актрисой.
Константин поступил в училище живописи будучи двенадцатилетним подростком и окончил училище в 1857 году и уехал в Петербург, где успешно сдал вступительные экзамены в Академию художеств – дело в том, что Константин Маковский, как один из лучших учеников художественного училища был награждён, за выдающиеся успехи, Малой серебряной медалью Академии художеств.
В академии очень быстро заметили и начали отмечать молодого одарённого художника и уже в 1862 году Маковский получил Малую золотую медаль за картину «Агенты Дмитрия Самозванца убивают Фёдора Годунова»
Агенты Дмитрия Самозванца убивают Фёдора Годунова
А в 1863 году четырнадцать учеников Академии, в число этих четырнадцати входил и Маковский, обратились к руководству Академии с просьбой разрешить выпускникам академии, которые претендуют на Большую золотую медаль, самостоятельно выбирать тему для своих работ, а не писать картины на тему скандинавских мифов. Администрация академии ответила отказом и 14 молодых художников, в знак протеста, покинули стены академии с дипломами художников 2-й степени.
О «бунте четырнадцати» доложили императору Александру и молодые бунтари были определены под надзор полиции.
А «четырнадцать бунтарей» в скором времени основали «Товарищество передвижных выставок».
Творчество художника Константина Маковского
Оказавшись вне стен академии, молодой художник с головой окунулся в работу и уже в 1867 году за картины «Селедочница», «Бедные дети» и три портрета, получил звание академика.
Селедочница
А ещё через год Константин Маковский представил на суд публики просто невероятную по сложности картину «Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге».
Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге
И был удостоен звания профессора Академии живописи.
В 1876 году художник отправился в поездку по Балканским странам и на ближний Восток, где пишет картины, которые стали одними из лучших в его творческом наследии: «Дервиши в Каире», «Болгарские мученицы», «Арабские мальчик с апельсином», «Каирец» и «Египетский воин».
Болгарские мученицы
К концу девятнадцатого столетия Константин Маковский – уже известный и востребованный художник. В этот период художник создаёт достаточно большое количество эффектных исторических полотен из жизни русского боярства семнадцатого века, которые были очень хорошо встречены публикой, коллегами и критиками. Тут можно вспомнить и уже упоминавшийся выше свадебный боярский пир, и «Выбор невесты царём Алексеем Михайловичем», и «Поцелуйный обряд (Пир у боярина Морозова)».
Выбор невесты царём Алексеем Михайловичем
Поцелуйный обряд (Пир у боярина Морозова)
В это же время живописец пишет целую череду великолепных портретов: «Слепой», «Монах – сборщик податей на храм», «Офелия». И огромное количество портретов боярышень.
Боярышня у окна
Предвидя грандиозный успех картины «Боярский свадебный пир», Константин Маковский, который прежде регулярно участвовал в выставках передвижников, в 1883 году отказался выставить «пир» на очередной выставке, а в 1884 году вышел из числа участников «Товарищества передвижников», и организовал персональную выставку в Петербурге, потом повёз «Боярский пир» в Москву, Париж и Лондон.
На всемирной выставке 1885 года, которая проходила в Антверпене, за эту картину художник получил большую золотую медаль и орден короля Леопольда.
Константин Егорович за свою жизнь трижды женился, воспитал нескольких детей, и в преклонные годы вспоминая свою жизнь писал, что не зарыл данного ему Богом таланта в землю, но и не сумел этот талант применить в полную силу, поскольку слишком любил эту жизнь и много времени, увы, потратил на удовольствия.
Великий русский живописец умер в возрасте 76 лет, в 1915 году.
Особенные персонажи
Рядом с женихом и невестой находится сваха, которая подталкивает девушку к её будущему супругу – мол, не робей, ответь на поцелуй. А в левом верхнем углу мы можем заметить немолодую женщину, которая в печальной задумчивости смотрит на молодожёнов. Это – няня невесты, и ей, конечно, жаль свою воспитанницу.
Совсем иначе на пару, которая вот-вот поцелуется, глядит девушка в центре. В её глазах – неприкрытая зависть. Вероятно, она влюблена в красавца-жениха, а потому со злостью глядит на его избранницу. Уж этой особе всё пиршество, устроенное здесь, явно не в радость, но изменить уже ничего нельзя.
Но если все гости поглощены зрелищем, которое вот-вот развернётся на их глазах, все ждут поцелуя, то одна гостья совершенно равнодушна к главной паре торжества. Это – женщина, сидящая рядом с той самой завистницей. Боярыня так увлечена беседой с мужчиной напротив, что не интересуется ничем происходящим вокруг. Судя по сходству цветов нарядов, это вполне может быть её супруг, и в этом случае мы видим пример счастливой семейной пары.
Вероятно, эта девушка влюблена в красавца-жениха, а потому со злостью глядит на его избранницу
Вот такие интересные истории жизни самых разных людей нам рассказывает картина Маковского «Боярский свадебный пир». Автор действительно сумел создать живую картину, наделив каждого персонажа яркими чувствами и эмоциями и продемонстрировав нам людей со своими радостями, надеждами и слабостями, а главное – совершенно живых персонажей.
Реалист и романтик
Константин Маковский по праву признан одним из самых известных русских живописцев. Он всегда придерживался принципов реализма и выступал против академической сдержанности в искусстве. Маковский считал, что художник – это человек, который изображает действительность, и никакие рамки не должны ему мешать. Его наставниками были известные мастера.
Одним из учителей Маковского стал Карл Брюллов. В пору обучения у него Константин Егорович понял, что неоклассицизм ему не так интересен, как романтизм. Уже тогда, в молодые годы, закладывался неповторимый и узнаваемый стиль автора. О себе Маковский говорил:
Но, на мой взгляд, именно эта любовь к жизни и позволяла Константину Егоровичу создавать поразительные картины, истинные шедевры, на которых так много символов, эмоций, переживаний и чувств. Пример тому – «Боярский свадебный пир».
Происхождение
Константин Маковский родился 20 июня 1839 года в Москве в семье Егора и Любови Маковских. Оба родителя были наделены незаурядными творческими способностями, поэтому Константину было суждено добиться творческих успехов по праву рождения. Егор Маковский, несмотря на скучную работу бухгалтера, в свободное время творил удивительные вещи: искусные миниатюры на кости, дворцовую живопись, иконопись и многое другое.
В дальнейшем Константин не раз говорил: «Всем, что я умею, я обязан отцу». Мать художника, Любовь Маковская, также была творческой натурой: обладала потрясающим сопрано и преподавала в академии Рубинштейна. Она была весьма красива и общительна, поэтому пользовалась популярностью в обществе.
2 сочинение
Константин Егорович Маковский – один из талантливейших русских живописцев. Особую страницу в его творческой биографии составили работы в «боярском стиле», изображающие яркие, красочные сцены из жизни богатого сословия в XVI- XVII веках.
Художник приглашает в нас в старинные царские палаты. Низкий сводчатый потолок, роспись на стенах, арочные окна, украшенные необычной решеткой – все это создает впечатление богатства, роскоши. Горят свечи в тяжелых подсвечниках, на стенах можно разглядеть древние лики икон.
Перед нами свадебный стол. За ним множество гостей. По одной стороне стола сидят приглашенные мужчины, а по другой – женщины. Художник детально, подробно изображает расшитые золотом одежды, украшенные драгоценными каменьями головные уборы. Так же с прекрасным знанием русской старины Маковский пишет и предметы интерьера: мебель, кубки, серебряную посуду.
Но особый интерес на картине вызывают, конечно же, люди. Художнику удалось передать их характеры, эмоциональное состояние во время пира. Скорее всего, на картине свадьба, которая заключалась по договору родителей жениха и невесты, брак был нужен им для объединения купеческих или боярских капиталов, для более выгодного ведения дел. Такие заинтересованные в этом союзе молодых лица родителей мы видим на переднем плане. Это двое мужчин, чьи головы и бороды уже убелены сединой. Они радостью и удовольствием поднимают заздравную чашу за молодых. Один из них при этом пытливо заглядывает в лица новобрачным, словно пытаясь понять, счастливы ли они.
Совсем другие эмоции можно прочитать на лицах женщин. Радость за молодых, интерес к свадьбе здесь сочетается с долей сочувствия к юной невесте, возможно выданной замуж против ее воли. А на лицах некоторых девушек есть даже оттенок зависти и недоброжелательства.
В левой части полотна изображены главные лица на свадебном пиру: жених и невеста. Искусствоведы утверждают, что в образе невесты художник нарисовал свою жену, а себя самого написал в костюме жениха. Жених повернулся к красавице, чтобы обнять и поцеловать ее. Невеста очень смущена, она потупила взгляд и не отвечает на его порыв. А сзади сваха советует ей быть понежнее и поласковее с молодым мужем.
С противоположной стороны стола мы видим слугу, который выносит завершающее блюдо свадебного пира – запеченного лебедя. И уже совсем скоро молодые покинут шумных гостей и отправятся в опочивальню.
Картина Маковского не просто изображает свадебный пир, она вводит нас в мир прошлого, знакомит с культурой и традициями людей, живших много столетий назад.