Иван константинович айвазовский: жизнь и творчество

1859 Айвазовский И.К. «Гурзуф.»

Эта картина Ивана Константиновича Айвазовского была написана в 1859 году. Произведение выполнено маслом на холсте. Работа находится в Харьковском художественном музее, Харьков. История возникновения Гурзуфа уходит в далекое прошлое. Об этом говорят найденные по всему побережью погребения тавров в каменных ящиках. Не менее известны средневековые памятники, сохранившиеся в Гурзуфе до настоящего времени. А также сейчас до сих пор проходит изучение найденных в Гурзуфе фибул. К древним названиям Гурзуфа относят Гурзувита и Ку-расанта. В 800 г. н.э. здесь, по большей части, занимались торговлей. В конце 10 столетия вновь появляется упоминание о Гурзуфе, как о цветущем городе. В 1381 году все южное побережье Крыма переходит, по договору, от татарских ханов во владение генуэзской знати. Приблизительно в 1450 году все становится на свои места. Все южное побережье вновь входит в состав Феодорского княжества. Гурзуф по-прежнему продолжает занимать высокое место в торговле. Но это снова продлилось недолго. Уже в 1475 году Турция захватывает Крым, и вся торговая промышленность идет на спад. В истории в рамках этого времени о Гурзуфе говорят, как о месте сбыта невольниц, привезенных с Кавказа. В 1783 году Крым включен в состав России. На землях Гурзуфа селятся татары. В 1803 году генерал-губернатор Ришелье приобретает в свое владение участок земли в устье реки Авунда и начинает постройку дома, закончившуюся в 1811 году. В 1834 дом был перепродан сенатору Фундуклею, который посадил виноградные плантации. В результате чего практически рядом с домом был достроен винный погреб. За короткое время полученные в этом чудесном месте вина смогли завоевать 25 наград. В 1881 году Гурзуф становится курортом и за его развитием начинает следить делец Губонин. Он обустраивает поселок таким образом, чтобы тот приносил больше прибыли. Лечебные и культурные заведения развивались очень медленно, зато процветали гостиничные комплексы. Из постоянного населения по большой части можно было выделить обычных рабочих, которые занимались сельским хозяйством. Именно они, объединившись в 1905 году, смогли донести до губернатора настоящее положение поселка. Эти люди ходатайствовали за то, чтобы был построен магазин, сберегательная касса, улучшена больница и школа. В настоящее время здесь есть все, что необходимо человеку для культурного развития, развлечения и отдыха. Приехав в Гурзуф, туристы могут наслаждаться чистым морским воздухом и приятным солнцем.

Секреты и механика работы

Эта неоконченная работа подчеркнула принцип работы Айвазовского. На ней зафиксирована центральная часть: корабль, объятый пламенем и клубами дыма. Айвазовский практически всегда начинал картину с главного – с того, что зритель будет долго разглядывать. Все остальные, менее значимые детали, по которым зритель проскользит глазами, он оставлял на последний этап.

Чаще всего ключевыми были волны, корабль или плот – он прописывал их максимально подробно. Айвазовский хотел, чтобы они выглядели реалистично. Все остальное писал не так тщательно. Поэтому зритель воспринимает картины Айвазовского так же, как видит действительность: концентрируясь на главном, отмечая мелкие интересные детали, а все остальное – немного размыто.

Как правильно смотреть работы Айвазовского и что о них говорили Достоевский, Крамской и он сам

Сам Айвазовский говорил, что на холсте нужно искать самую яркую точку, источник света и, пристально всмотревшись в нее, скользить взглядом по холсту. А еще: «Те картины, в которых главная сила – свет солнца, надо считать лучшими».

И про «Лунную ночь», про которую говорили, что она как будто незакончена: «Если зритель обратит главное внимание на луну и постепенно, придерживаясь интересной точки картины, взглянет на прочие части мимоходом, не забывая, что это ночь, которая нас лишает всяких рефлексий, то подобный зритель найдет, что эта картина более окончена, нежели как следует». Искусствоведы считают, что на восприятие картин Айвазовского сильно влияет освещение

При жизни его полотна в свете люстр и канделябров, а не электрических ламп, как сегодня. При современном освещении некоторые пейзажи выглядят более простовато. Но они сразу оживают, если смотреть на них при свечах

Искусствоведы считают, что на восприятие картин Айвазовского сильно влияет освещение. При жизни его полотна в свете люстр и канделябров, а не электрических ламп, как сегодня. При современном освещении некоторые пейзажи выглядят более простовато. Но они сразу оживают, если смотреть на них при свечах.

Встреча с Пушкиным

В 1836 году Айвазовский принял участие в учебном походе Балтийского флота, это дало новую почву для творчества. Семь картин Айвазовского в том том же году получили высокую оценку художественных критиков и публики. На выставке этих работ побывал сам Александр Сергеевич Пушкин. О своей встрече с поэтом Айвазовский вспоминал всю жизнь.

Сумерки в бухте Золотой Рог

За блестящие успехи в живописи Иван Айвазовский получил много наград: так в 1837 году ему дали золотую медалью. Благодаря этой награде Айвазовский смог поехать за границу, где оттачивал свое художественное мастерство. Картины, написанные под впечатлением от путешествия имели огромный успех и покорили всю Европу.

Айвазовский в Италии

Особое впечатление на художника произвела Италия. Айвазовский познакомился с Николаем Васильевичем Гоголем и побывал с ним во Флоренции. В это время художник не просто копировал увиденные морские пейзажи, он писал свои впечатления от моря, выплескивал на холст все, что накопилось в душе.

Неаполитанский залив

Айвазовский не представлял себя без живописи, за всю свою жизнь художник создал около 6000 картин. Некоторые из них находятся в Музеях культуры, в художественных галереях, какие-то остались лишь в частных коллекциях.

Тифлис

Одним из самых плодотворных периодов в творческой биографии Айвазовского считается итальянский период. Даже Ватикан купил для своей галереи большое Полотно Айвазовского «Хаос». В 1844 году Айвазовский вернулся в Россию, здесь ему присвоили звание академика, встретили с большой теплотой. Айвазовский имел возможность ходить в плавание на военных кораблях, получил доступ к документам Адмиралтейства. В 1845 году Иван Айвазовский побывал в очередной экспедиции у берегов Турции и Малой Азии. Новые впечатления позволили создать новые шедевры.

Хаос. Сотворение мира. 1841

Наследие Айвазовского

В 1845 году Иван Константинович Айвазовский вернулся в Феодосию, начал ездить по Родине. Темой его работ стали зарисовки из жизни маленьких приморских городков, поселений рыбаков. Эти полотна полны восхищением жизнью простых людей. Море относятся к ним тепло и спокойно, она умиротворенно принимает их, помогает им прокормиться и держит в своих объятиях маленький кораблик или крошечную рыбацкую лодку.

«Ночь в Гурзуфе» (1891)

Многие знают Айвазовского по картинам, которые изображают море бушующим и мрачным, сметающим все на своем пути. Самым знаменитым полотном Айвазовского называют «Девятый вал». Картина была написана в 1850 году, сейчас она находится в собрании Государственного Русского музея. Эта картина — манифест, гимн стихии, ее суровому нраву. И в то же время — памятник стойкости и мужеству людей, которые выходили на схватку с морем.

И. К. Айвазовский. Девятый вал. 1850

В Феодосии Айвазовский с построил себе дом с мастерской. Накануне смерти в 1900 году Иван Константинович Айвазовский подарил городу свой дом, мастерскую и коллекцию картин. Приезжая в Крым, поклонники Айвазовского, всегда стараются посетить картинную галерею, чтобы посмотреть на шедевры величайшего мариниста своей эпохи.

  • Художник Поленов: отобразить земной путь Спасителя
  • Василий Суриков – художник, который жил в двух временах

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

ПОМОЧЬ

История жизни

Любовь у морю Айвазовский питал с детства, так как сам родился на его берегу, в Феодосии. Черное море подарила миру одного из лучших художников-маринистов мира. Семья Айвазовского была небогатой, но родственники поддерживали его талант с раннего детства, ведь маленький Иван был невероятно трудолюбив, обладал великолепной зрительной памятью и тягой к искусств.

Однажды в детстве Айвазовский сидел на берегу и писал море. Его случайно увидел главный архитектор города. Взглянув на рисунки, он восхитился и подарил ребенку набор красок. Кроме того, главный архитектор города дал будущему гению живописи воспитание и соответствующее образование, которые стали путевкой Айвазовского в жизни и большое искусство. Когда Айвазовскому исполнилось 13 лет, он поступил в гимназию города Симферополь, а уже через некоторое время отправился учиться в Петербург, где был зачислен в Академию художеств. Айвазовский изучал пейзажную живопись, его руководителем был профессор Воробьев. Айвазовскому нравились техника и манера живописи Карла Брюллова и Сильвестра Щедрина, также он брал уроки у знаменитого мариниста Ф. Таннера из Франции. В Петербург того пригласили для выполнения заказов самого Императорского двора. Именно тогда Айвазовский сделал окончательный выбор в профессии. Интересно, что тогда многие художники относились к нему холодно. Возможно, это связано с профессиональной ревностью. Айвазовский был очень талантлив.

Зимний обоз в пути (1857)

Французский маринист чуть не сломал карьеру Айвазовскому, отпустив неприятные замечания о нем перед императором Николаем I. Василий Жуковский и Михаил Крылов заступились за Айвазовского, и смогли решить этот неприятный инцидент.

Море Айвазовского

Настоящее имя Ивана Константиновича Айвазовского — Ованес Айвазян. Об этом художнике знают даже люди, несведущие в живописи. Иван Константинович Айвазовский — выдающийся маринист. Маринист — это «певец моря», так называют художников, которые писали морские пейзажи. На холсте Айвазовский воспроизводила красоту, силу и мощь морской стихии. Его картины эффектны и производят огромное впечатление на зрителя. В них есть драматизм и радость, счастье и восхищение природой.

И. К. Айвазовскому всегда везло: он стал одним из немногих художников, получивших признание при жизни. Айвазовский считался довольно обеспеченным человеком, а его картины редко подвергались критике и нравились большинству современников. Талант художника был очень необычным и самобытным. Владелец художественной галереи Третьяков говорил Айвазовскому:  «Дайте мне вашу волшебную воду такою, которая вполне бы передала ваш бесподобный талант…».

Чёрное море (1881)

Гнев морей (1886)

Художник пробовал себя в разных темах, но основной оставалась романтика моря, путешествий, схваток и кораблей. Его вдохновляли не только могучие штормы, кораблекрушения и битвы. Айвазовский часто писал море тихим, спокойным, словно спящим, благосклонным к морским путешественникам.

Работы Айвазовского отличает реализм, сейчас его, вероятно, даже назвали бы гиперреализмом. Работы мастера точны, при этом Айвазовский раскрывает силу и душу моря. Бурная стихия на его картинах имеет свой характер, как человек.

Самые дорогие картины Айвазовского

Работы Ивана Айвазовского высоко ценятся на аукционах международного уровня. За последние десятилетия в период с 2000 по 2020 годы на торгах было продано 664 его картины на общую сумму 198 млн долларов. Рассмотрим несколько самых дорогих уходов.

Рекорд всех продаж на торгах поставила картина «Вид Константинополя и Босфорского залива», которая выставлялась на аукционах трижды. Первый уход произошел в 1995 году в Лондоне на торгах Sotheby’s, откуда работа ушла за 426 тысяч долларов при примерно такой же начальной стоимости. В этом же аукционном доме картину выставили в 2008 году с эстимейтом 3,8-4,5 млн долларов. Однако продажа так и не состоялась. Зато она состоялась в 2008 году: при начальной стоимости 1,9-2,9 млн долларов картина ушла с молотка за 5,2 млн долларов (3,2 млн фунтов стерлингов), став самой дорогой картиной художника.

И. Айвазовский. «Вид Константинополя и Босфорского залива». 1856 г.

Другая крупная продажа касается картины «Американские суда у скалы Гибралтара», созданная автором в 1873 году. Эта работа является ярким примером того, насколько невероятно тонко художник мог запомнить и передать по памяти бушующую стихию. По словам самого Айвазовского, природные явления вроде бури, ветра, поднявшейся волны невозможно писать с натуры, а можно только запомнить и писать так, как подскажет холст, не следуя какой-то логике. Возможно, поэтому его работы столь живописны, так много внимания уделено именно природе, а не тяжести положения моряков. Работа была продана на аукционе Christie’s за 2 миллиона 708 тысяч фунтов стерлингов.

И. Айвазовский. «Американские суда у скалы Гибралтара». 1873 г.

Еще один морской пейзаж Айвазовского был продан в 2020 году, причем это уже третий уход для картины «Кораблекрушение у берега Черного моря». В произведении мы видим тот же прием слияния темноты и безысходности с надеждой на благополучный исход.

Если посмотреть историю владения картин многих именитых художников, то многочисленные шедевры застревали за границей, были спрятаны от уничтожения, обменяны, распроданы в неспокойное время, отсужены у музеев наследниками или пережили другую непростую участь. Но эта картина попала на распродажу иным способом. Полотно приобрел у художника Джеймс Диксон для своего замка в Швеции, где она провисала добрую сотню лет. За такой долгий период все прямые наследники замка скончались, и после этого картину отправили на аукционы. Первая продажа состоялась в 2006 году на торгах Sotheby’s за 1,5 млн долларов. Но уже в 2014 году картина появилась здесь же и была продана за 2,7 млн долларов, а в 2020 году она ушла с торгов Sotheby’s за 2,9 млн долларов.

И. Айвазовский. «Кораблекрушение у берегов Черного моря». 1887 г.

Среди примеров картин, которые на торгах преодолели планку в миллион долларов, можно назвать еще немало работ. Это «Отплытие Колумба из Палоса», «Прогулка на закате», «Вид Венеции. Сан-Джорджо Маджоре», «Закат над Искьей» и многие другие работы жанра морского пейзажа.

И. Айвазовский. «Вид Венеции. Сан-Джорджио Маджоре». 1851 г.

Картины Ивана Айвазовского можно рассматривать еще долго, ведь за свою продолжительную творческую жизнь мастер создал более шести тысяч живописных полотен. Мы назвали лишь несколько самых известных его работ, однако каждый может сделать для себя свои открытия в творчестве русского художника и составить свой список гениальных творений мастера.

Выставки работ И.К. Айвазовского

  • 1835 — Петербург
  • 1836 — Петербург
  • 1837 — Петербург
  • 1841 — Рим
  • 1842 — Неаполь, Венеция
  • 1843 — Париж, Лондон
  • 1844 — Амстердам
  • 1845 — Петербург
  • 1846 — Феодосия, Одесса, Петербург, Берлин
  • 1847 — Феодосия (юбилейная), Одесса, Петербург
  • 1848 — Москва
  • 1850 — Петербург, Одесса
  • 1851 — Москва, Одесса
  • 1853 — Петербург
  • 1854 — Петербург
  • 1857 — Париж
  • 1858 — Петербург
  • 1860 — Петербург
  • 1861 — Феодосия, Петербург, Лондон
  • 1862 — Петербург
  • 1864 — Одесса
  • 1865 — Петербург, Одесса
  • 1866 — Петербург, Берлин
  • 1867 — Петербург, Одесса
  • 1868 — Тифлис, Петербург
  • 1870 — Петербург
  • 1872 — Москва
  • 1873 — Петербург, Москва, Ницца
  • 1874 — Флоренция, Рим, Вена, Ницца, Лондон
  • 1875 — Петербург
  • 1877 — Петербург, Москва, Симферополь, Одесса, Николаев, Бухарест, Рига
  • 1878 — Петербург, Франкфурт, Штутгарт, Амстердам, Флоренция, Генуя
  • 1879 — Париж, Мюнхен
  • 1880 — Феодосия (открытие галереи), Петербург
  • 1881 — Петербург, Москва, Лондон
  • 1882 — Петербург
  • 1883 — Петербург
  • 1884 — Петербург, Одесса, Феодосия, Киев, Вена
  • 1885 — Берлин, Варшава
  • 1886 — Петербург, Москва, Одесса, Николаев, Харьков, Рига, Берлин, Ницца, Ментона, Бухарест, Константинополь
  • 1887 — Петербург (юбилейная), Киев, Херсон, Париж, Бухарест
  • 1888 — Петербург, Киев, Константинополь
  • 1890 — Париж
  • 1891 — Петербург
  • 1892 — Берлин, Одесса
  • 1893 — Нью-Йорк, Чикаго, Сан-Франциско, Вашингтон
  • 1894 — Петербург, Лондон

Крупнейшие собрания работ

Картины Айвазовского находятся во многих музеях мира. Крупнейшие коллекции работ представлены в следующих музеях:

  • Феодосийская картинная галерея имени И. К. Айвазовского
  • Государственный Русский музей
  • Государственная Третьяковская галерея
  • Национальная картинная галерея Армении
  • Петергоф (музей-заповедник)
  • Центральный военно-морской музей

Значительное количество картин рассредоточено по частным собраниям.

Хищения картин

Картины Айвазовского часто становятся предметами хищения. Ниже указаны лишь некоторые из краж картин художника:

  • В 1976 году из музея-заповедника «Дмитровский кремль» была похищена картина «Море» (1845). С тех пор она под другим названием — «Вид Ревеля» — трижды выставлялась на торги на западных аукционах — 2005 (Sotheby’s), 2006 и 2017 (Koller); с последних торгов была снята по требованию МВД России.
  • В 1992 году из Сочинского художественного музея были украдены 14 картин различных художников. Среди украденных две работы Айвазовского: «Вид Константинополя» и «Встреча солнца. Море». В 1996 году эти картины были сняты сотрудниками английской полиции с торгов аукционов Кристи и Сотбис. По результатам следственных действий и оперативных мероприятий 13 из 14 похищенных картин были возвращены сочинскому музею (осталась ненайденной картина Кустодиева «Крыши»).
  • В 1997 году из квартиры наследников Ивана Носенко в Москве была похищена картина Айвазовского «Вечер в Каире» (1870). В мае 2015 года картина с аналогичным названием была выставлена на русские торги в лондонском отделении аукционного дома Сотбис. Вследствие разразившегося информационного скандала картина была снята с торгов. Сопоставление размеров похищенной и «лондонской» работ, изучение кромок холста, якобы вырезанного по периметру из рамы в ходе ограбления, состояние кракелюра предположительно скрученной в рулон картины не дали оснований считать обнаруженную картину похищенной. МВД России не стало отправлять материалы в Интерпол, а «Вечер в Каире» был возвращён сдатчику аукционного дома.
  • В 2001 году из Ташкентского музея искусств, вместе с рядом картин других авторов, была похищена картина Айвазовского «Закат в степи» (1888). Преступник был задержан спустя 3 месяца, после двух лет реставрации похищенные картины возвращены в музей.
  • В 2002 году, из Новосибирской картинной галереи была украдена картина Айвазовского «Корабль на мели» (1872). Картина остаётся ненайденной.
  • В 2003 году из Астраханской картинной галереи имени Бориса Кустодиева похищена картина «Восход» (1856) (в 1999 году картину забрали из музея на реставрацию, а в 2003 году с «реставрации» вернулась подделка). Подлинник картины не найден. Подделка была уничтожена по решению суда.
  • В начале 2014 года из Киргизского национального музея изобразительного искусства была украдена картина Айвазовского «Морской пейзаж в Крыму» (1866).
  • 9 июля 2015 года из Тарусской картинной галереи были похищены 3 картины, среди которых работа Айвазовского «Море у острова Капри». В августе преступники были задержаны, похищенные картины изъяты.

Автор книги: Марина Гордеева

М. ГордееваИван Константинович Айвазовский 1817-1900

Иван Константинович Айвазовский занимает исключительное место в истории не только русской, но и мировой пейзажной живописи. Слава одного из самых лучших маринистов пришла к художнику очень рано и венчала его творческий путь на протяжении шестидесяти лет. Чувство величественной красоты морской стихии отличает творчество мастера и выделяет его искусство из всего, что было создано в XIX веке в области маринистической живописи.

Детские годы

Ованес Гайвазовский (таково настоящее имя живописца) родился 17 июля 1817 на окраине древнего крымского города Феодосия в семье разорившегося купца Константина Гайвазовского. Отец художника очень рано потерял свою мать. Дед Ованеса был турком, погиб в жестоком бою с солдатами русской армии при взятии крепости Брендеры. Когда маленький Константин остался совсем один, его взяла на воспитание армянская семья, которая дала мальчику хорошее образование, привила любовь к чтению и искусству. Повзрослев, юноша женился на красивой армянской девушке, которая и стала матерью будущего художника.

Ветряная мельница на берегу моря. 1837

На момент появления третьего сына Константин Гайвазовский занимал должность старосты феодосийского рынка. Он почти не участвовал в воспитании детей, так как был вынужден всецело заниматься заработком для семьи. Жена помогала ему, как могла, вышивая, но денег все равно не хватало. Нужда заставила отдать старшего сына Гарика купцу-армянину для определения мальчика в армянский монастырь в Италии. А младший Ованес уже с десяти лет подрабатывал в городской кофейне.

Незаурядное дарование в Ованесе проявилось очень рано. Он самостоятельно научился играть на скрипке, прекрасно рисовал, проводя много времени на море, любуясь прибоем и величественными кораблями.

Большую роль в жизни мальчика сыграл случай. «Однажды у калитки своего дома он изобразил в натуральную величину стоящего в карауле солдата в полной амуниции. Случайно попав на глаза феодосийскому градоначальнику Александру Ивановичу Казначееву, этот рисунок изменил ход всей жизни Айвазовского. Казначеев принял горячее участие в судьбе талантливого мальчика. Он подарил Айвазовскому ящик с акварельными красками и стопу рисовальной бумаги, а также предложил ему учиться со своими детьми рисованию у городского архитектора Коха»1
  Пилипенко В. Н. И. К. Айвазовский. Л., 1983..

Последние заданные вопросы в категории Другие предметы

Другие предметы 01.08.2023 23:03 0 Никулина Ольга.

Сыныптағы міндетім пожалуйста напишите 7 и более предлодений

Ответов: 1

Другие предметы 01.08.2023 23:01 0 Авдовченко Маргарита.

5 пословиц о семье!!!

Ответов: 3

Другие предметы 01.08.2023 22:01 0 Фирсова Оля.

Составить краткий рассказ о повседневной жизни греков

Ответов: 1

Другие предметы 01.08.2023 22:02 0 Фирсанова Лиза.

Какой тип скелета у акулы

Ответов: 1

Другие предметы 01.08.2023 22:26 0 Мотосов Антон.

прочитайте пословицы верно ли они написаны выберите правильный вариант труд человека кормит а лень п

Ответов: 1

Другие предметы 01.08.2023 22:01 0 Платонова Карина.

Сочинение по теме » как соотносится красота и польза?»

Ответов: 1

Другие предметы 01.08.2023 21:02 0 Таскина Ева.

Аркадий Гайдар много писал о детях и для детей Один из его рассказов посвящён группе детей которые б

Ответов: 3

Другие предметы 01.08.2023 21:02 0 Осипов Семён.

Используя рисунок,определите процесс,в котором организмы используют световую энергию для преобразова

Ответов: 1

Другие предметы 01.08.2023 20:02 0 Ахметзянова Элина.

В чём заключается гуманистическое содержание педагогической деятельности?

Ответов: 1

Другие предметы 01.08.2023 20:02 0 Прокопенко Максим.

Может ли тренер, лишённый педагогического дара, вырастить хорошего спортсмена? Аргументировать

Ответов: 2

Продуктивность: Айвазовский мог написать картину по памяти и за два часа

Живопись была главной страстью и главным смыслом для Айвазовского. Он всегда чувствовал себя счастливым, когда находился в творческом состоянии. И всегда был вдохновленным – без поиска отдельных источников. В письмах Айвазовский часто упоминал, что именно сейчас работает над лучшей картиной. И так повторялось раз за разом. Ему настолько нравилось писать, что он брал паузы только, когда физически не мог этого делать – чаще всего на кораблях (из-за тряски).

Литератор Василий Кривенко наблюдал за работой Айвазовского: «По легкости, видимой непринужденности движения руки, по довольному выражению лица, можно смело сказать, что такой труд – истинное наслаждение».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: