Кража
В 1834 году картина была украдена у ее тогдашнего владельца Чарльза Эверингема, торговца картинами, жившего на Брайд-лейн в Лондоне. Он был взят из дома Фредериком Уорселдайном, сыном Джона Уорселдайна, который занимал комнаты в доме, принадлежащем Чарльзу Эверингему. Чарльз пропустил картину из комнаты, где хранились картины 3 сентября 1834 года. Картина была прослежена до магазина, принадлежащего мистеру Расселу, где его служащий Ричард Дженнингс-Форд попросил Фредерика заложить картину за 8 шиллингов. Подозревая, что картина была украдена, Фредерику было приказано привести Джона Бакстера, владельцем которого, по словам Фредерика, был. Фредерик оставил картину с Ричардом, а затем вернулся с человеком, который сказал, что это Джон Бакстер. Ричард знал, что это не так, и отказался отдать Фредерику ни картину, ни запрошенные 8 шиллингов. Фредерик был взят в плен сотрудником полиции и обвинен в краже картины. Были пропущены и другие картины, за которые Фредерика и его брата Генри судили в тот же день, когда судили Фредерика за кражу картины «Пир Валтасара». Испытания проходили 16 октября 1834 года в Олд-Бейли. Генри был признан невиновным, но Фредерик был признан виновным по всем пунктам обвинения и отправлен в Тасманию.
Следует принять во внимание и другие события, связанные с семьей, возглавляемой Джоном Уорселдайном (1783–1848). Его сыновья Уильям и Джордж поссорились в 1831 году, в результате чего Джордж умер от удара в живот
Уильяму не было предъявлено обвинение. Кроме того, имя Джона Уорселдайна снова предстало перед судом после его смерти, когда Уильям Шевард в апреле 1869 года был осужден за убийство и расчленение своей жены Марты Фрэнсис в 1851 году, находясь в Норвиче. Джон до брака был в отношениях с Мартой, и Уильям Шевард пытался утверждать, что она уехала с ним в Австралию, но, конечно, к этому времени Джон был мертв. Уильям был осужден и повешен в Норвичском замке.
Толкование
Ни один из мудрецов в Вавилоне не сумел прочесть загадочную надпись, что напугало молодого царя еще больше. Однако его мать подсказала, что есть еще один мудрец, некто Даниил, который пользовался уважением у Навуходоносора и даже был назначен им главным среди гадателей. Этого человека нашли и привели к царю, приказав ему расшифровать загадочную надпись.
Даниил справился с задачей, но его ответ Валтасару пришелся не по вкусу. Мудрец упрекнул царя в том, что он, как и его отец, не сумел впустить бога в свое сердце, прожил грешную жизнь, но последней каплей стало осквернение священных чаш Яхве и восхваление придуманных идолов. Как и Навуходоносор, его сын оказался горд и самонадеян, за что и понесет суровое наказание.
Царь, обещая мудрецу богатые дары, попросил его прочесть, что же написано на стене невидимой рукой, каков смысл появившихся символов. Даниил отказался от подарков, но перевел и разъяснил три слова, написанные загадочной рукой:
- Исчислено. Это слово означает, что свою жизнь молодой властитель прожил неправедно, хотя и имел перед глазами пример своего отца, Навуходоносора, который держал в страхе соседние государства, не чтил бога и страдал излишней гордыней.
- Взвешено. Сам Валтасар продолжил неправедный путь своего отца, все его деяния были оценены и взвешены, поэтому он обречен на гибель.
- Разделено. Мудрец рассказал царю, что царство его разделят между собой мидяне и персы.
Таков смысл тайного послания, которое Даниил сумел прочитать испуганному царю.
Крылатое выражение
Что означает «пир Валтасара» в переносном смысле? Это устойчивое словосочетание, которое принято употреблять в ситуации безудержного веселья перед какой-то бедой, причем празднующие люди еще не догадываются о том, что вскоре им предстоит столкнуться с проблемой. В целом в крылатой фразе библейский сюжет не был переосмыслен полностью, однако выражение может употребляться не только по отношению к пиру, но и в связи с любым весельем, происходящим накануне трагедии.
Масштабы самого бедствия могут быть любыми, не обязательно это крушение целого города или катастрофа, событие может быть самым незначительным для мира, но существенным для конкретного лица. Например, сказать «устроили пир Валтасара» вполне уместно по отношению к студентам, которые накануне экзамена решили отпраздновать день рождения, а не готовиться, сославшись на то, что за один вечер освоить весь курс невозможно.
История создания
Рембрандт ван Рейн в своих картинах придерживался стиля барокко. Однажды, в 1631 году, после того как мастер искусства окончил работу в Лейденской мастерской, он отправился в Амстердам. В ту эпоху стиль, в котором Рембрандт писал свои картины, имел большую популярность. «Пир Валтасара» автор написал в тот период, когда его признали выдающимся художником.
Заказы на него буквально посыпались. Вероятно, в то время был заказан и «Пир Валтасара». Судя по всему, заказчиком был образованный еврей и почитатель творчества Рембрандта. Художник работал над «Пиром Валтасара» около двух лет, начиная с 1634 года и закончив в 1636 году.
Жанровые картины и натюрморт
Рембрандт, при всей своей привязанности к современности, избегал социальных анекдотов в живописи, столь популярных в тогдашней среде. Правда, некоторые его работы принято называть жанровыми, но на самом деле они или являются гибридом, располагаясь на границах жанров, или вообще не идентифицируются в социальном плане. Например, в начале своего творческого пути Рембрандт довольно часто писал головы — в основном стариков. Эти рисунки одновременно и портреты, и жанровые этюды. В зрелые годы художник написал серию портретов молодых девушек и женщин. Они одеты как служанки и часто держат в руках щетку или выглядывают из окна, как эта «Девушка, облокотившаяся на подоконник», 1645 год. Натюрморты Рембрандта можно пересчитать по пальцам, но среди них есть два общепризнанных шедевра — на них изображена туша быка «Освежеванный бык».
В своих ранних работах Рембрандт следует за Ластманом и в стилистике, предпочитая полотна небольшого размера, используя единственный (но очень сильный) источник света, тщательно прорабатывая детали, позы и жесты — порой чрезмерно экзальтированные.
Иногда на аукционах Рембрандту удавалось встретить картины старых итальянских мастеров, и один из автопортретов, написанный в 1640 году, представляет собой очевидную стилизацию, имеющую в виду знаменитый портрет Рафаэля. Что до влияния итальянцев, то не забудем — художник собрал большую коллекцию гравюр, включающую репродукции шедевров эпохи Ренессанса и образцы древней скульптуры (как подлинники, так и гипсовые копии). Рембрандт явно видел себя последователем великих мастеров Ренессанса. В начале 1630-х годов, например, он начал подписывать свои работы одним только именем, подражая таким художникам, как Рафаэль или Тициан — их слава была столь велика, что этого вполне хватало.
Впрочем, Рембрандт никогда не был копиистом. И временами перенимая идеи великих итальянцев, он творчески перерабатывал их — иногда совершенно неузнаваемо. При этом художник умел смотреть на мир любопытными глазами, зорко примечая реалии современной ему жизни. Лучшее тому подтверждение — рисунки Рембрандта
Их тематическая пестрота удивительна — тут встречаются экзотические животные, нищие, делающие свои первые шаги дети, надутый от сознания важности своего дела аптекарь, тело повешенного на виселице преступника
Пир Валтасара Суриков Картина
Живопись русских художников
Картина Василия Ивановича Сурикова «Пир Валтасара». Холст, масло, размер 81 × 140 см.
В библейских текстах Валтасар был последним вавилонским царем, с его именем
связано падение великого Вавилона. Несмотря на осаду столицы, предпринятую Киром,
царь Валтасар и все жители, имея у себя богатый запас продуктов,
могли беспечно предаваться удовольствиям жизни. По случаю одного незначительного
праздника в самый напряженный момент осады Вавилона беспечный царь Валтасар устроил
грандиозный пир, на который приглашены были
тысячи вельмож и придворных. Настольными чашами служили драгоценные сосуды,
отобранные вавилонскими завоевателями у разных покоренных народов, между прочим,
и дорогие сосуды из Иерусалимского храма. В самый разгар пира на стене
проявилась человеческая рука и медленно стала писать на камнях стены огненные слова.
Книга пророка Даниила (Даниил, V, 1—30)
Валтасар царь сделал большое пиршество для тысячи вельмож своих и перед глазами
тысячи пил вино. Вкусив вина, Валтасар приказал принести золотые и серебряные
сосуды, которые Навуходоносор, отец его, вынес из храма Иерусалимского, чтобы
пить из них царю, вельможам его, женам его и наложницам его. Тогда принесли
золотые сосуды, которые взяты были из святилища дома Божия в Иерусалиме; и пили
из них царь и вельможи его, жены его и наложницы его. Пили вино, и славили
богов золотых и серебряных, медных, железных, деревянных и каменных.
В тот самый час вышли персты руки человеческой и писали против лампады на
извести стены чертога царского, и царь видел кисть руки, которая писала.
Тогда царь изменился в лице своем; мысли его смутили его, связи чресл его
ослабели, и колени его стали биться одно о другое. Сильно закричал царь, чтобы
привели обаятелей, Халдеев и гадателей. Царь начал говорить, и сказал мудрецам
Вавилонским: кто прочитает это написанное и объяснит мне значение его, тот
будет облечен в багряницу, и золотая цепь будет на шее у него, и третьим властелином будет в царстве.
Тогда отвечал Даниил, и сказал царю: дары твои пусть останутся у тебя, и почести
отдай другому; а написанное я прочитаю царю и значение объясню ему.
Царь! Всевышний Бог даровал отцу твоему Навуходоносору царство, величие, честь и
славу. Пред величием, которое Он дал ему, все народы, племена и языки
трепетали и страшились его: кого хотел, он убивал, и кого хотел, оставлял в
живых; кого хотел, возвышал, и кого хотел, унижал. Но когда сердце его надмилось
и дух его ожесточился до дерзости, он был свержен с царского престола своего и
лишен славы своей, и отлучен был от сынов человеческих, и сердце его уподобилось
звериному, и жил он с дикими ослами; кормили его травою, как вола, и тело его
орошаемо было небесною росою, доколе он познал, что над царством человеческим
владычествует Всевышний Бог и поставляет над ним, кого хочет. И ты, сын его
Валтасар, не смирил сердца твоего, хотя знал все это, но вознесся против Господа
небес, и сосуды дома Его принесли к тебе, и ты и вельможи твои, жены твои и
наложницы твои пили из них вино, и ты славил богов серебряных и золотых, медных,
железных, деревянных и каменных, которые ни видят, ни слышат, ни разумеют; а
Бога, в руке Которого дыхание твое и у Которого все пути твои, ты не прославил.
За это и послана от Него кисть руки, и начертано это писание. И вот что
начертано: мене, мене, текел, упарсин. Вот и значение слов: мене – исчислил Бог
царство твое и положил конец ему; Текел – ты взвешен на весах и найден очень
легким; Перес – разделено царство твое и дано Мидянам и Персам.
Увидев ее, «царь изменился в лице своем, мысли его спутались, связи чресл его ослабели, и колена
его от ужаса стали биться одно об другое». Призванные мудрецы не сумели
прочитать и разъяснить надпись. Тогда, по совету царицы, позвали престарелого
пророка Даниила, который не раз, еще при Навуходоносоре, проявлял необыкновенную
мудрость, и он действительно прочитал надпись, которая на арамейском языке
кратко гласила: «Мене, текел, упарсин». Это означало: «Мене — исчислил Бог
царство твое и положил конец ему; текел — ты взвешен и найден очень легким;
упарсин — разделено царство твое и отдано мидянам и персам». «В ту же самую
ночь, — продолжает библейское повествование, — Валтасар, царь халдейский, был убит» (Даниил, V, 30).Далее →
Пир Валтасара Картина Рембрандта
Живопись эпохи барокко
Картина голландского живописца Рембрандта ван Рейна «Пир Валтасара». Размер картины 168 x 209 см, холст, масло.
В библейских текстах Валтасар был последним вавилонским царем, с его именем связано падение Вавилона (Даниил, V, 1—30).
Несмотря на осаду столицы, предпринятую Киром, царь и все жители, имея у себя богатый запас продуктов, могли беспечно предаваться удовольствиям жизни.
По случаю одного незначительного праздника Валтасар устроил великолепный пир, на который приглашено было до тысячи вельмож и придворных.
Настольными чашами служили драгоценные сосуды, отобранные вавилонскими завоевателями у разных покоренных народов, между прочим, и дорогие сосуды из Иерусалимского храма.
При этом, по обычаю древних язычников, прославлялись вавилонские боги, которые оказывались победоносными раньше и поэтому окажутся победоносными и теперь, несмотря на все усилия Кира и его тайных союзников, иудеев, с их Иеговой.
Но вот, в самый разгар пира на стене проявилась человеческая рука и медленно стала писать какие-то слова.
Увидев ее, «царь изменился в лице своем, мысли его спутались, связи чресл его ослабели, и колена его от ужаса стали биться одно об другое».
Призванные мудрецы не сумели прочитать и разъяснить надпись. Тогда, по совету царицы, позвали престарелого пророка Даниила, который не раз, еще при Навуходоносоре, проявлял необыкновенную мудрость, и он действительно прочитал надпись, которая на арамейском языке кратко гласила: «Мене, текел, упарсин».
Это означало: «Мене — исчислил Бог царство твое и положил конец ему; текел — ты взвешен и найден очень легким; упарсин — разделено царство твое и отдано мидянам и персам».
«В ту же самую ночь, — продолжает библейское повествование, — Валтасар, царь халдейский, был убит» (Даниил, V, 30).
Творчество Рембрандта в Амстердаме приобретает постоянно расширяющееся универсальное содержание. Он получает большое
число заказов на самые различные жанры живописи. В качестве исторического живописца Рембрандт работает между 1632 и 1639
годами для штатгальтера принца Фредерика Хендрика над циклом из пяти изображений Страстей (к ним присоединились
впоследствии ещё две картины). В первой работе этого цикла барочно-католическому пафосу фламандца Рубенса явно
противопоставляется безжалостный обнажённый реализм Рембрандта, такой как в гравюре «Милосердный самаритянин» (1633).
Безусловность всегда противостоит любезности хорошего вкуса, так и у молодого Рембрандта ван Рейна, он, потрясённый противоречиями окружающей
его бюргерской действительности, противоречиями мира, определяемого борьбой за власть и изменчивой военной удачей,
пытается в изображении легендарного прошлого выразить без предрассудков и в образной форме живую действительность.
История голландского искусства периода барокко. Далее →
История создания
В отличие от итальянских, фландрийских и испанских художников, которые преимущественно изображали религиозные сюжеты, голландские живописцы принялись за написание картин в светской тематике. При этом, если они брались за написание картины с изображением религиозного сюжета или деятеля, то работа выполнялась в «протестантском стиле», где принято изображать мистическое в обыденном представлении. В XVII веке барокко перестало существовать лишь в рамках католической церкви, и художники протестантских стран северной Европы использовали этот стиль при выполнении своих работ. Вскоре появилось множество различных жанров, удовлетворявших разнообразные вкусы заказчиков, но сохранявших при этом общие для барокко принципы. Приверженцем и последователем этого стиля был Рембрандт ван Рейн. Завершив работы в Лейденской мастерской, он в 1631 году перебирается в Амстердам, где свойственная ему манера написания картин пользовалась спросом. Картина «Пир Валтасара» была написана в период признания Рембрандта как выдающегося художника. Начиная с таких работ, как «Валаамова ослица», «Воздвижение креста», «Урок анатомии доктора Тульпа» прослеживается профессиональный рост Рембрандта ван Рейна. Заключённый в 1634 году брак с Саскией ван Эйленбюрх ввёл художника в круг зажиточных бюргеров, к числу которых принадлежал и его тесть — бургомистр города Леуварден, — и открыл новые возможности для сбыта картин. В этот период заказы следовали один за другим. Предполагают, что и картина «Пир Валтасара» была заказом со стороны одного из многочисленных почитателей творчества художника. Работа над этой картиной заняла два года (с 1634 по 1636), в течение которых Рембрандт консультировался у раввинов еврейской общины Амстердама.
Пир Валтасара — Рембрандт: загадка надписи
vivavivacceМного сегодня было вокруг Китая.Не лучше ли переключиться на … евреев! И их роль в творчестве великого Рембрандта. Которого евреи, может, и были бы счастливы объявить своим, но известна его родословная…Речь о картине «Пир Валтасара»:А точнее, о знаменитой надписи на стене. (Изобличающей его тесные связи с амстердамской еврейской общиной).
«Самое весомое доказательство связей Рембрандта с евреями — это его картина «Пир Валтасара». В духе барочной драмы Рембрандт изображает кульминационный момент пира, как он описан в Книге Даниила: появляется рука и пишет на стене слова, а все пирующие застывают в немом ужасе. Надпись на стене окружена особым свечением, на полотнах Рембрандта всегда знаменующим божественное присутствие. Надпись, как ей и полагается по Книге Даниила, гласит: мене мене текел у‑фарсин ( посчитал , взвесил , персам). Для сравнения: другие голландские художники XVII века, обращавшиеся к этой сцене, либо изображали пишущую руку, но без надписи, либо записывали эти слова на латыни, да и то с ошибками. Рембрандт же пишет без ошибок и на иврите, только не справа налево, а сверху вниз, пятью столбцами. Почему Рембрандт выбрал такую странную форму записи? Для ответа на этот вопрос надо обратиться к Вавилонскому Талмуду (Сангедрин, 22а). Здесь мудрецы Талмуда задаются вопросом: почему халдейские толкователи, которых царь призвал для расшифровки надписи, не смогли прочесть ее, хотя она была на арамейском, то есть на их собственном вавилонском языке, и понадобились услуги Даниила? Рабби Йоханан предположил, что слова были записаны задом наперед (анам анам лакат нисрафу), рабби Аши — что были переставлены местами первая и вторая буквы в словах, Рав — что слова были записаны специальным кодом. А четвертый мудрец — рабби Шмуэль — сказал, что надпись была такой: мамтос нанкапи аалран. В Талмуде не объясняется, как получены эти слова, но объясняется в комментарии Раши. Это то, что выходит по горизонтали, если записать мене мене текел у‑фарсин по вертикали, как и сделал Рембрандт.
Откуда Рембрандту, не учившемуся в ешиве, могли быть известны талмудическая дискуссия и комментарий Раши? С большой вероятностью можно предположить, что ему рассказал об этом его сосед, сефардский раввин Амстердама Менаше бен Исраэль. Рембрандт написал его портрет в 1636 году, через год после «Пира Валтасара», то есть в то время они были знакомы.
Менаше бен Исраэль пользовался популярностью у голландских кальвинистских ученых того времени, он общался с ними, рассказывал им об иудаизме. Есть портрет одного протестантского теолога, где тот держит в руках Тору, изданную Менаше.
Менаше написал книгу на латыни «De termino vitae», «О конце жизни», где для протестантов излагал еврейское учение о предназначении человека. И, рассуждая о конце человеческой жизни на примере жизни Валтасара, он приводит надпись на стене пиршественной залы, причем именно в форме, предложенной рабби Шмуэлем и Раши.
Примечательно, что ту же надпись в той же форме приводит Ицхак Абраванель в своем комментарии на Книгу Даниила, а Менаше был женат на представительнице рода Абраванелей и, вероятно, уделял особое внимание трудам дона Ицхака. Казалось бы, Рембрандт мог пойти в книжную лавку, купить там книгу Менаше бен Исраэля и прочесть
Но книга была издана в 1639 году, на четыре года позже, чем появилась картина. Поэтому остается предположить личное общение между соседями, свидетельствующее о контактах Рембрандта с еврейской общиной.»
Такие дела… Иногда полезно изменить положение головы, дабы облегчить понимание сути…
Поздний Рембрандт
В 1653 году, испытывая материальные трудности, художник передал почти всё своё имущество сыну Титусу, после чего в 1656 году заявил о банкротстве. После распродажи в 1657—1658 годах дома и имущества (сохранился интересный каталог художественного собрания Рембрандта) художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни. Самым близким к нему человеком в те годы, по-видимому, оставался Титус; именно его изображения наиболее многочисленны. На одних он предстаёт принцем из волшебной сказки, на других — сотканным из солнечных лучей ангелом. Смерть Титуса в 1668 году стала для художника одним из последних ударов судьбы; его самого не стало годом позже.
«Матфей и ангел» (1661). Возможно, моделью для ангела являлся Титус.
Отличительная черта рембрандтовского творчества 1650-х годов — ясность и монументальность крупнофигурных композиций. Характерна в этом отношении работа «Аристотель с бюстом Гомера», исполненная в 1653 году для сицилийского аристократа Антонио Руффо и проданная в 1961 году его наследниками на аукционе Метрополитен-музею за рекордную на тот момент сумму в два с лишним миллиона долларов. Аристотель погружён в глубокое раздумье; внутренний свет, кажется, исходит от его лица и от бюста Гомера, на который он возложил свою руку.
Если на полотнах 1650-х годов число фигур никогда не превышает трёх, то в последнее десятилетие своей жизни Рембрандт возвращается к созданию многофигурных композиций. В двух случаях это были крупные и престижные заказы. Монументальная героическая картина «Заговор Юлия Цивилиса» (1661) создавалась для новой Амстердамской ратуши, но по каким-то причинам не удовлетворила заказчиков и не была оплачена. Фрагмент картины, сохранившийся в Стокгольме, поражает суровым реализмом и неожиданными вспышками светлых красок на фоне окружающей тьмы. Групповой портрет «Синдики» (1662), несмотря на естественность поз, оживлённость мимики и спаянность композиционного решения, представляет собой шаг назад по сравнению с бескомпромиссным натурализмом «Ночного дозора». Зато все требования заказчиков были выполнены.
Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста. Моделями выступают не только товарищи художника (Николас Брейнинг, 1652; Герард де Лересс, 1665; Йеремиас де Деккер, 1666), но и безвестные солдаты, старики и старухи — все те, кто, подобно автору, прошёл через годы горестных испытаний. Их лица и руки озарены внутренним духовным светом. Парадный портрет Яна Сикса (1654), натягивающего на руку перчатку, выделяется редкостной гармонией колорита, широтой пастозных мазков. Внутреннюю эволюцию художника передаёт череда автопортретов, раскрывающая зрителю мир его сокровенных переживаний. К серии автопортретов примыкает вереница изображений умудрённых жизнью апостолов; нередко в лице апостола угадываются черты самого художника.
Сюжет картины[ | ]
Сюжет картины с непосредственным появлением мистической руки был взят Рембрандтом из ветхозаветной книги пророка Даниила (Дан. 5:25-28). После смерти царя Набонида власть в Вавилоне перешла к его сыну — Валтасару. По этому поводу было устроено богатое пиршество, которое длилось много дней. В это время мидяне и персы подошли к стенам Вавилона и начали осаду города. Когда для всего множества наложниц, вельмож и гостей не хватило посуды, царь распорядился принести золотые ритуальные приборы из разграбленного ещё Навуходоносором храма в Иерусалиме. После такого кощунства на стене появилась человеческая рука, которая начала выводить письмена. Опомнившись от ужаса, Валтасар созвал гадателей, мудрецов и чернокнижников и приказал им расшифровать послание. Однако никто из них с поставленной задачей не справился. После этого мать царя посоветовала ему обратиться к человеку по имени Даниил. Прорицатель расшифровал таинственное послание: Мене, мене, текел, упарсин. Даниил поведал, что за неугодные Богу деяния и осквернение святынь Валтасара настигнет погибель, а царство его будет разделено между мидянами и персами. В ту же ночь город был взят штурмом, а халдейский царь найден мёртвым.
Суриков В.И. Пир Валтасара. Описание картины. Художники-передвижники
1874 г. Масло, холст.
Описание картины Сурикова В.И. «Пир Валтасара»
Попав в Академию художеств в Петербурге, талантливый сибиряк, Василий Суриков не только постигал технические премудрости искусства, чтобы выработать свою манеру, но и находился в поисках своих сюжетных тем. Одно из увлечений живописца в годы ученичества – Античная история.
«Пир Валтасара» — первая яркая, уже «взрослая» картина, за которую молодой художник был удостоен первой премии.Валтасар – герой Библейской книги Даниила, последний халдейский правитель Вавилона. В историю вошло его знаменитое пиршество, когда царь использовал священные сосуды из Иерусалима, в которых ему и его гостям подавали питьё и яства. В самый разгар веселья гости на стене заметили внезапно появившуюся надпись – «мене, мене, текел, упарсин», что означало «исчислено, исчислено, взвешено, разделено». Таким образом Господь указал Валтасару на его скорую смерть и крах его царства. Именно этот момент, когда пирующие гости замечают таинственные и пророческие слова и изобразил Суриков.
В первую очередь обращает на себя внимание композиция картины – многофигурный сюжет отличается стройностью и ритмом. Позже сам художник вспоминал, что в годы учёбы он значительную часть времени уделял именно композиции, за что и получил прозвище – «композитор»
В центре картины – Валтасар, окружённый наложницами, слугами, жрецами и охранниками. Утопая в кричащей роскоши, он ощущает себя властелином мира. Однако вся эта живая вакханалия с полуобнажёнными девами, пьяными гостями, музыкантами и экзотическими животными вдруг замирает на месте, устремив взгляд на противоположную стену, где светятся надписи, расшифровать которые по силам лишь иудейскому пророку Даниилу. И вот в глазах пирующих явственно ощущается ужас, кувшины с вином опрокинуты, всё смолкло, а яркая молния, сверкнувшая над городом, только усиливает ощущение страха и рока.
Многие искусствоведы склонны усматривать в этом полотне признаки академизма, но проявляющийся отпечаток темпераментного «суриковского» стиля уже можно различить.Суриков отмечал, что наиболее интересующий его исторический период в те годы – это время, когда на развалинах великой Древней Римской империи, началось воцарение христианства, и эта работа только подтверждает этот трепетный интерес живописца.
Лучшие картины Сурикова В.И.
Павел Николаевич Филонов Пир королей: Описание произведения
В следующем году начнется Первая мировая война. Кажется, что «Пир королей», написанный в 1913-м, предрекает её. Близкий друг Филонова поэт-футурист Велимир Хлебников говорил о картине: «Пир трупов, пир мести». Согласно принципам аналитического искусства, нет смысла изображать некий «сюжет», потому что это всегда остановка, мертвый слепок. Картина должна запечатлевать метаморфозы, изображать движение – но не внешнее перемещение в пространстве, как у футуристов, а внутреннее, скорее движение во времени, стадии некоего процесса. Кажется, «Пир королей» демонстрирует нам процесс разложения…
Это окончательный вариант картины, был еще и другой «Пир королей», похожий сюжет в более светлых тонах. А главное различие, пожалуй, в том, что в первой версии короли еще явно и очевидно живы, и, похоже, между ними происходит некий разговор. Второй «Пир королей» кажется пиром мертвецов, от картины исходит гнетущее ощущение безмолвия. Разговорам там не место.
Общий тон картины – кроваво-красный. Кажется, что всё происходит в подземелье, создана атмосфера жертвоприношения. У стола изображено 11 фигур, в том числе двое под столом и один – некто вроде гомункула – на столе
В верхнем левом углу обращают на себя внимание три самые величественные фигуры, среди них – женщина. Она написана в чуть более светлых тонах, не такая кровавая
Могла бы считаться проблеском в этом адском мареве, но нет, ее позу копирует шут, сидящий под столом, и тем самым снижает и уничтожает возможность «луча света» в этом царстве.
Фигуры по обе стороны от женщины изображены со скрещенными на груди руками. Примечательно, что в первой версии «Пира» тоже есть одна женская фигура – гротескно изображенная старуха на переднем плане в одной руке держит кубок, второй тянется к винограду. Искушение?
Стол кажется жертвенным аналоем. Центральное место занимает рыба – в христианстве символизирующая самого Христа. «Бог умер», впору согласиться с Ницше, глядя на эту «Тайную вечерю». Многие исследователи видят в картине символ «антивечери», антипричастия.
Две из фигур – один возле тройки (троицы?) «главных», второй в правом углу – изображены с закрытыми глазами. Мертвы? Мертвецки пьяны? Но на веселую пирушку происходящее похоже менее всего. Вспомним, что Филонов изображает процесс, голографически включающий в каждом моменте всё, что было до и будет после. Когда-то все эти короли были живы. Мы задумываемся, не мертвы ли двое из них, и в этот момент за столом оказывается смерть – даже если остальные живы, это ненадолго. Несмотря на очевидные аналогии с жертвоприношением, ни овцы, ни барана, которые были бы предназначены на заклание, мы не видим. Единственное животное – собака, свернувшаяся у ног шута. О дьявольской символике образа собаки достаточно известно. Итого, на картине 12 существ. Причем они изображены в состоянии оцепенения, ожидания. Кто 13-й? Не его ли приветствует поднятым бокалом фигура справа, под троном которой свернулся пёс ?
«Пир королей» отсылает зрителя как к иконам, так и к поэтике полотен Босха. Сам Филонов говорил, что его картины в день «страшного суда искусства» станут той соломинкой, которая решит участь человечества, а в манифесте «Сделанные картины» писал, что люди будут приходить к его полотнам, как к иконам.
Рисунки
Рембрандт, за исключением последних десяти лет жизни, много рисовал. Иногда это этюды к будущим картинам или гравюрам, но есть среди рисунков и совершенно самостоятельные работы. До 1640-х годов художник предпочитал красный и чёрный мел, но позже стал использовать тушь («Эскизы голов» 1666 год). В ранние годы Рембрандт рисовал птичьим пером, затем его сменило тростниковое перо — оно позволяло писать мягче и шире, сближаясь в этом с кистью. Художник часто подкрашивал свои рисунки разведенной тушью — примером может служить «Шах Джехан с соколом на лошади». На рисунке изображен правитель Могольской империи, построивший знаменитый Тадж-Махал.
Эти беглые зарисовки отличаются от тщательно прописанных образцов, характерных для картин Рембрандта. Впрочем, тщательность отделки вовсе не засушивает его полотна — они и сейчас поражают зрителя своей необычайной свежестью. Художник всегда старался увидеть предметы и людей в новом, необычном, ракурсе. Настолько необычном, что по поводу некоторых его произведений исследователи, признавая, что имеют дело с несомненно шедеврами, до сих пор никак не остановятся на какой-то одной трактовке, которая устроила бы всех.