10 работ рубенса, которые вы должны знать

Рубенс, Агарь изгоняют из дома Аврама,

Рубенс и Рококс. Чем прославился градоначальник?

Рубенс. «Снятие с креста». 1612 год. Собор Антверпенской богоматери.
Антверпен. На правой створке за священником – Николас Рококс.

Рубенс. «Поклонение волхвов». 1609 год. Прадо, Мадрид. (Рубенс на этой
картине оставил свой автопортрет, см. правый верхний угол).

Рубенс. 1613 год. Эпитафия Рококса. Королевский музей изящных искусств. Антверпен, Бельгия.

Рубенс. «Самсон и Далила». 1609. Лондон, Национальная галерея.

Этюд Рубенса. 1609 год. Коллекция  Berkeley.

25.10.17

В 1620 году бургомистр Антверпена оплатил Рубенсу «Возвращение святого семейства из Египта» для церкви св. Карла Борромео, где ее установили над алтарем. После долгих путешествий она оказалась в Метрополитенмузее, США. В 2012 году церковь св. Карла Борромео смогла купить эту картину на аукционе. После длительной реставрации она была помещена на свое место в церкви.

Питер Пауль Рубенс, Возвращение св. семейства из Египта, 1620, церковь св. Карла Борромео, Антверпен, Бельгия

Так выглядит картина в алтаре церкви

Peter Paul Rubens, Coronation of the Virgin (ca. 1623), музей изящных искусств Бостона, США

Labels

Рубенс

живопись

мифология

Питер Пауль Рубенс

. живопись

Pieter Paul Rubens

библия

Венера

исторические сюжеты

«Союз земли и воды»

Адонис

Бедствия войны

Диана

Меркурий

. Кастор

. Орфей

. Свадьба Пелея и Фетиды

.наслаждение

Daniel

Garden of Love

Susanna and the Elders

«Возвращение Брисеиды Ахиллу»

«Встреча Давида и Абигайль»

«Четыре философа».

Аврам

Агамемнон

Агарь

Альбоин

Амур и Психея

Андромеда

Аргус

Афина

Афродита

Ахилл

Бахус

Борей

Брисеида

Ван Дейк

Вертумнус

Вирсавия

Ганимед

Гера

Геракл

Геро

Далила

Даная

Девкалион

Деций Мус

Дециус Мус

Джованни Боккаччо

Джованни Магнини

Древнегреческие мифы

Елена Фоурмент

Зевс

Иоанн Креститель

Иорданс

Иродиада

Исаак

Италия

Ифигения

Калидонская охота

Каллисто

Катарина Маннерс

Кимон

Кир

Леандр

Мантуя

Мария Медичи

Марс

Медуза Горгона

Монтеверди

Обнаружение Ахилла среди дочерей Ликомеда

Обнаружение принца Эрихтония

Овидий

Олоферн

Омфала

Орифия

Отцелюбие римлянки

Отшельник и спящая Анжелика

Падение Фаэтона

Пан и Сиринга

Пелей

Персей

Пир Ахелоя

Пир Терея

Пирра

Поллукс

Помона

Портрет Шарля де Лонгваля

Портрет Яна Нейена

Портрет Яна ван Монфора.

Посейдон

Поурбус-младший

Похищение Ганимеда

Похищение Гипподамии

Похищение Прозерпины

Похищение дочерей Левкиппа

Прадо

Прокна

Прометей

Рем

Рим

Розамунда

Рококс

Ромул

Рубен

РубенсЭ «Смерть Гиацинта»

Самсон

Сара

Семья сэра Балтазара Гербье

Смерть Дидоны

Смерть Ипполита

Сусанна Фоурмент

Сусанна и старцы

Терей

Томирис

Три грации

Фетида

Филемон и Бавкида

Филомела

Филопемен

Храм Януса

Царь Ирод

Церера

Шекспир

Шпалера «Святая Елена и истинный крест»

Эвридика

Юдифь

Юпитер

Ян Гаспар Гевертс

античность

арки Рубенса

барон Де Вик

баронесса Де Вик

воинская доблесть

география

герцог Букингем

гобелен

дети Рубенса

инфанта Изабелла

искусство

кардинал Ришелье

картография

кентавр

ковроткачество

королевская семья

любовь

массагеты

портрет

пророк Даниил

римские портреты

суд Париса

тринадцатый подвиг Гераклоа

шпалера

Особенности картины

Итак, с преданием мы уже знакомы, а потому предлагаю взглянуть на картину. Рубенс изобразил момент, когда Самсон только начинает засыпать. Он положил голову на колени Далилы и, конечно, ещё не ведает о своей дальнейшей участи. Более того, столь явная покорность и расслабленность показывают, что Самсон и предположить не может, будто любимая жена затеяла недоброе.

Интересно, что Рубенс для усиления эффекта несколько отошёл от привычного нам библейского сюжета

На картине мы видим четыре ярко освещённых лица – именно эти четыре человека привлекают особенное внимание. Первый – конечно, Самсон

Здесь он кажется беззащитным и слабым, что удивительно контрастирует с могучим торсом и сильным телом.

Второй человек – его возлюбленная Далила. Рубенс неслучайно придал женщине такую позу и облачил именно в этот наряд. Обнажённая грудь Далилы и алый цвет её платья могут указывать на пагубную страсть, порочность. Более того, возле женщины мы видим третье лицо – старуху.

Человек, состригающий волосы, действует очень аккуратно, боясь разбудить Самсона

Рубенс переместил место действия в публичный дом. Старая сводница, вероятно, и была тем человеком, который познакомил коварную Далилу с Самсоном. Посмотрите на стену позади старухи. Именно на ней мы видим изображение Венеры, римской богини любви, с Купидоном. Символичным моментом является одинаковый наклон головы у богини и Далилы. Вероятно, именно так Рубенс подчёркивает неверность, порочность языческих верований.

Не менее ярким является и четвёртый образ, отмеченный живописцем. Это – человек, который состригает волосы с головы Самсона. Он действует очень аккуратно, боясь разбудить богатыря. На заднем плане, в дверях, можно заметить филистимлян, готовящихся ворваться в комнату. Судя по облачению, это искусные воины. В их руках – оружие, приготовленное для ослепления и связывания силача. Мы-то знаем, что противостоять он им не сможет.

Благодаря использованным красноречивым символам Рубенс словно намекает нам на главную идею – и сюжета предания, и самой картины. Живописец подчёркивает, что даже могучая сила может оказаться слабой и беззащитной перед пороком, которому предаётся человек. Тот, кто выберет неверный путь, непременно понесёт кару.

Явная покорность и расслабленность показывают, что Самсон не ожидает предательства от любимой жены

Напоследок хочу отметить, что исследователи высказали сомнения по поводу авторства Рубенса в написании картины «Самсон и Далила». В иностранных средствах массовой информации появились известия о том, что изучить работы Рубенса решили швейцарские эксперты, специализирующиеся на работе с нейросетями. Искусственный интеллект определил, что вероятность авторства Рубенса составляет лишь 8,2% (тогда как в большинстве случаев его работы получают 98-99%). Конечно, всё относительно, но «Самсон и Далила» может немало удивить нас в дальнейшем.

На обложке: Фрагмент картины Питера Пауля Рубенса «Самсон и Далила», около 1609-1610 годов. Местонахождение: Национальная галерея, Лондон, Великобритания

Картина «Самсон и Далила»

Анализ и описание работы Рубенса на популярный в живописи барокко сюжет.

Питер Пауль Рубенс — чрезвычайно важная для стиля барокко фигура. Художник создал «Самсона и Далилу» после восьмилетнего отъезда в Италию. Работа была заказана Алдерманом  Николасом Рококсом (1560–1640) для частной резиденции.

Библейская история

Согласно Ветхому Завету Библии, Самсон — сын Манои — был избран Богом, чтобы помочь израильтянам одолеть своих врагов — филистимлян. В обмен на принятие обета не бриться и не стричься (обет назорейства), Самсон получил сверхъестественную физическую силу, которую он охотно использовал в своих приключениях.

К сожалению, герой влюбляется в соблазнительницу Далилу, в долине Сорек. Когда филистимляне прознали об этом, они подкупили женщину за 1100 шейкелей серебра, дабы та разузнала секрет силы Самсона.

В конце концов, она выясняет, что его мощь исчезнет, если отрубить волосы. Однажды ночью, пока Самсон спал, Далила требует сбрить его волосы слугу, после чего филистимляне ворвались и одолели мужчину.

Эта история легла в основу большого числа религиозных картин, созданных в эпоху барокко. Свое виденье истории было у Рембрандт (Картинная галлерея в Берлине). Гуэрчино (Музей искусств де Страсбург).

Анализ картины

Фрагмент полотна

В этом шедевре библейского искусства Рубенс показывает спальню Самсона, который лежит в объятьях возлюбленной Далилы. На заднем плане филистимлянские солдаты ждут момента, чтобы наброситься на ослабленную жертву.

Рубенс использует различную символику, чтобы выделить обман Далилы. Например, руки парикмахера скрещены — это символизирует ложь. Позади, на стене, расположена статуя Венеры, богини любви, со своим сыном (Купидоном).

Это намек на то, что именно любовь стала причиной поражения Самсона.

 Стоящая за спиной Далилы старая женщина, держащая свечу, не упоминается в Библии, добавлена Рубенсом, вероятно, как символ того, что в будущем ждет предательницу.

Персей и Андромеда. Рубенс.

На первый взгляд сцена выглядит довольно спокойной, но на самом деле полна напряжения

Особое внимание стоит уделить положению руки женщина на спине еврейского героя. Это может интерпретироваться как любящий жест, но Далила лишь успокаивает Самсона, дабы тот не пробудился и не убил возлюбленную за измену

Мастерское использование светотени, на что, вероятно, повлияли работы Караваджо, подчеркивает великолепное телосложение героя. Итальянское влияние проявляется также в выборе цвета. Чувственность сцены усиливается благодаря ярким краскам и текстуре. В частности пестрому красному платью Далилы, узорным коврам и драпировки ткани, свисающей с потолка.

Семь деяний Милосердия, фрагмент, Караваджо. Самсон с челюстью осла.

Авторство

Ранее картина приписывалась голландскому художнику Герриту ван Хонтхорсту, работавшему в Риме в начале 17-го века. Недавний дендрохронологический анализ подтвердил авторство Рубенса.

Повествование

Рубенс изображает момент, когда, когда Самсон заснул на коленях у Далилы, молодой человек стриг Самсону волосы. Самсон и Далила находятся в темной комнате, освещенной в основном свечой, которую держит старуха слева от Далилы. Далила изображена во всей своей одежде, но с обнаженной грудью. Ее левая рука лежит на правом плече Самсона, а его левая рука лежит на ее ногах. Мужчина, стригущий Самсону волосы, скрещивает руки, что является признаком предательства. На правом заднем плане картины изображены воины-филистимляне. В нише за Далилой находится статуя Венеры , богини любви, и ее сына Купидона . Примечательно, что скован рот Купидона, а не глаза. Эта статуя может быть использована, чтобы представить причину судьбы Самсона и инструмент действий Далилы.

Антонис ван Дейк — Самсон и Далила: Описание произведения

Двадцатилетний Ван Дейк написал свою версию библейского сюжета о Самсоне и Далиле, когда работал в мастерской Рубенса.Противостояние израильского вождя Самсона с племенем филистиямлян описывается в ветхозаветной Книге Судей. Самсон обладал огромной силой и был непобедим до тех пор, пока не влюбился в филистимлянку Далилу.

По поручению правителей своего народа, Далила выведала у Самсона, что его сила заключена в его волосах, которые не обрезались с рождения. После любовных утех женщина позвала к уснувшему на её коленях Самсону цирюльника. Волосы были острижены, Самсон лишился силы, был схвачен филистимлянами, брошен в тюрьму и ослеплён.

Конечно, в том, как Ван Дейк трактует эту библейскую сцену, еще несомненно влияние его учителя – Питера Пауля Рубенса. На десяток лет раньше Рубенс написал своих «Самсона и Далилу» (1609), и Ван Дейк явно находится под впечатлением от этой картины. В частности, он заимствует у Рубенса одного из персонажей – старуху. В библейском тексте она не упомянута.

Скорее всего, именно Рубенс придумал это новое действующее лицо – старуху-сводницу, которая устроила встречу Самсона и филистимлянской продажной красавицы Далилы.

Разрабатывая систему персонажей, Ван Дейк предпринимает и следующий шаг: старуха у него изображена в паре с другой женщиной, гораздо моложе. Вместе они, молодая и старая, глядят с выражением ужаса на то, что вот-вот должно произойти.

Он часто будет работать в жанре парного портрета, противопоставляя его героев, по колориту и по темпераменту (смотри, например, «Автопортрет вместе с сэром Эндимионом Портером» или представленный в Пушкинском музее «Портрет леди д`Обиньи и графини Портленд»).

Помимо рубенсовского, в картине Ван Дейка также наличествует влияние Караваджо.

Оно проявляется и в присущей искусству барокко контрастной светотени, и в энергичной, почти караваджиевской жестикуляции персонажей, а также в том, что принято несколько саркастически называть «эстетика грязных пяток».

Именно эту шокирующая деталь заимствуется Ван Дейком у Караваджо, картины которого он наверняка мог видеть в личной коллекции Рубенса.

«Самсон и Далила» Ван Дейка изображает тот момент, когда коварная полуобнажённая Далила посылает брадобрею предостерегающий жест рукой, чтобы он ненароком не разбудил только-только уснувшего после любовных упражнений героя. На дальнем плане, за колонной стоят стражники, готовые схватить Самсона, как только он лишится своей баснословной силы.

Между 1628 и 1632 годами (т.е. еще десятилетие спустя) Ван Дейк вновь вернётся к этому библейскому сюжету в картине «Взятие Самсона под стражу». Она куда более драматична, чем та, которую мы рассматривали, поскольку изображает следующий момент в этой истории: Самсон проснулся и испытывает ужас и разочарование от осознания того, что только что был предан той, кого любил.

Анна Вчерашняя

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: