Описание картины макалоюса чюрлениса «истина». картина истина чюрлениса

Описание картины макалоюса чюрлениса «истина». картина истина чюрлениса

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА

Это был живой, сердечный и открытый человек, любивший делиться своими впечатлениями. В общении с людьми вёл себя скромно и не старался выделиться. Обладал некоторыми гипнотическими способностями. Однако он вскоре прекратил свои эксперименты, поняв, что они нередко огорчают людей. Несмотря на свою скромность, он оказывал сильное влияние на своё окружение. Его близкий друг Влодзимеж Моравский говорил: «Все мы чувствовали, что среди нас находится необыкновенный человек, отмеченный не только выдающимся интеллектом, но и огромной моральной силой». «Когда Чюрлёнис был с нами, все мы были лучше. Рядом с ним не могло быть ни плохого человека, ни злых чувств. Он разливал вокруг себя какой-то свет», — вспоминала супруга английского консула в Варшаве Галина Вельман.

Он негодовал «…почему они не смотрят. Почему не напрягают свою душу! Ведь каждый по-иному подходит и иначе воспринимает произведения искусства».

Сочинил свыше 200 произведений для фортепиано (прелюдии, вариации, «пейзажи», произведения для струнного квартета и органа).

C 1965 года проводится конкурс имени Чюрлёниса, в котором участвуют пианисты и органисты.

Имя Чюрлёниса носит основанная в 1945 году Национальная школа искусств М.-К. Чюрлёниса в Вильнюсе, единственная в Литве школа искусств с полным 12-летним циклом обучения.

На архипелаге Земля Франца-Иосифа на острове Гукера есть гора Чурляниса, названная в 1913 году в память о Чюрлёнисе; горе было дано то имя художника, под которым он был известен при жизни и несколько десятилетий после его смерти.

История одного шедевра: Николай Ге

    В истории целый ряд мастеров писали на уже использованных холстах, так что Ге Н.Н. не является в этом отношении исключительным художником. Причин тому могло быть несколько: одна из них – Николай Николаевич жил довольно скромно и к тому же на расстоянии от крупных городов, не всегда у него под рукой был чистый холст. Но хочется верить в другую версию: его идеалистическое сознание распинало само себя за неудавшиеся замыслы, он не жалея своих работ, резал их, счищал красочный слой, записывал новыми сюжетами. Так произошло и с «Милосердием» — поверх нее была написана картина «Что есть истина?» (Христос и Пилат) в 1890 г., история которой изобилует интересными фактами.

Мы бы никогда не увидели картину «Милосердие», если бы не огромный труд художников-реставраторов и специалистов-компьютерщиков по восстановлению картин. Незадолго до открытия выставки в Третьяковской галерее на Крымском валу они соединили рентгенограммы и компьютерные изображения и получили фотографию, которая в точности совпала с фотографией картины «Милосердие», опубликованной в журнале сыном Николая Ге. Это настоящая сенсация!

    Эта картина Ге стала наиболее противоречивой в его биографии. Она была написана на сюжет 18-й главы Евангелия от Иоанна (о чем свидетельствует авторская подпись на картине): изображен момент, когда Христос говорит: «Я… на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине…», Пилат же ему пренебрежительно отвечает «Что есть истина?». Понтий Пилат не желает больше его слушать, учение Христа для него ничтожно. Он – римский правитель Иудеи, наместник Луция Лициния Лукулла, друг римской богемы – считает шум, поднятый вокруг этого тщедушного человека, просто мышиной возней. Фигура Пилата вычерчена светом, она грандиозна, могущественна, самоуверенна. Сказав эти слова, он развернется и уйдет, Христос проводит его глазами. Этого худого человека всю ночь били, ему плевали в лицо, издевались, он молил, чтобы его миновали страдания. Перед Пилатом у него уже нет телесности, на картине он окутан тенью. Но выражение его глаз, говорит о том, что он любит этого человека, погрязшего во лжи. Если Христос пришел в этот мир проповедовать об истине, то он должен и Пилату рассказать о своем учении.

Несение креста

Наряду с «Садом земных наслаждений», гентское «Несение креста» долго считалось наиболее узнаваемой вещью Иеронима Босха, воспринималось как босховский творческий манифест, программная картина и «символ веры». Уж слишком впечатляющей была эта адская мозаика, сложенная из крепко пригнанных друг к другу дегенеративных лиц, – настолько отвратительных, что даже и завораживающих. Произведение расценивалось как безусловно великое и новаторское. «Несение креста» из Гента считалось в каком-то смысле визитной карточкой Босха, работой, которую невозможно приписать никому другому. Эрудированный испанский монах Хосе де Сигуэнса когда-то проницательно написал о Босхе и его отличии от прочих живописцев: «Разница между работами этого человека и работами других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватило мужества изображать их такими, какими они являются изнутри».

Не раз картина Босха становилась поводом для художественных рефлексий. У поэта Павла Антокольского есть стихитворение о том, будто бы Босх привёл его в харчевню, где за соседним столом пировали палачи, которых художник изобразит в «Несении креста»:

Он сел в углу, прищурился и начал: Носы приплюснул, уши увеличил, Перекалечил каждого и скрючил, Их низость обозначил навсегда. А пир в харчевне был меж тем в разгаре. Мерзавцы, хохоча и балагуря, Не знали, что сулит им срам и горе Сей живописи Страшного суда.

«Несение креста» — имитация?

Узнаваемость картины была столь велика, что заключение голландских ученых, сделанное в 2016-м году по результатам проводившихся с 2010-го года масштабных исследований, стало настоящей сенсацией. Эксперты утверждали: это не Босх! Генсткое «Несение креста», действительно, создано в эпоху Босха и, вероятнее всего, даже вышло из его мастерской, но непосредственно Босху оно не принадлежит. Скорее всего, это не подлинник, а подражание (подробнее читайте здесь).

Отличие гентского «Несения креста» от венского

В Вене хранится еще одна картина Босха с тем же названием, авторство которой не ставится под сомнение. На ней можно видеть вполне традиционно решённое изображение крестного пути Христа на Голгофу: Спаситель идет, согнувшись под тяжестью креста, вдалеке виден традиционный для Босха брабантский пейзаж, а окружающие Христа имеют вполне человеческий облик, хотя среди них есть и Его мучители.

Более позднее, гентское, «Несение креста» отличается от венского кардинально. В первую очередь, изменяется колорит: звучные и яркие краски уступают место темным и холодным оттенкам серого и коричневого с тревожным металлическим блеском. Меняется и композиция: вместо ростовых фигур появляется калейдоскоп лиц, занимающих всё пространство почти квадратной доски. Всё это порождает ощущение тесноты, давки, кромешного ужаса – и вместе с тем потрясающий эстетический эффект. Перебитые носы, толстые губы, выбитые зубы, выступающие подбородки и глаза, горящие нездоровым азартом, – художник изображает не людей, а живое воплощение человеческих пороков и страстей. На их фоне выделяются спокойные лица Христа и святой Вероники (апокрифического персонажа, не упомянутого в Евангелиях) с закрытыми глазами. Вероника держит в руках плат с изображение лика Христа.

Каких ещё персонажей «Несения креста» можно идентифицировать?

Поначалу может показаться, что все эти уродливые личины, где всё порочное в человеке гипертрофируется, а доброе – нивелируется, сливаются в единую неразличимую массу, на которую и смотреть-то грех (не даром у Христа и Вероники закрыты глаза). Но на самом деле кое-кто из персонажей подлежит идентификации. Человека, уцепившегося руками за крест, одни исследователи называют римским солдатом, который повис на кресте, чтобы Иисусу было еще труднее его нести. Другие полагают, что это Симон из Кирены, который, наоборот, помогает Христу нести крест (Лк.23:26). Кроме того, на картине изображены и оба разбойника, которых должны казнить вместе с Христом. В правом нижнем углу – нераскаявшийся, который и на кресте будет оскорблять Христа и кричать: «Разве ты не Помазанник? Тогда спаси себя и нас!», а в правом верхнем – разбойник, который раскаялся и просил: «Вспомни обо мне, когда придёшь Царём». На картине его поучает монах: нет единого мнения, доминиканец это или францисканец, но написан он с обычным для творчества Босха антиклерикализмом (см., например, «Корабль дураков»).

Директор Музея изящных искусств в Генте справедливо заметил: если и вправду «Несение креста» не принадлежит кисти Босха, создать подобную вещь мог только гений, еще более крупный, нежели Босх.

Волшебная живопись Микалоюса Чюрлениса — Воздушные замки

С 1889 по 1893 год  Чюрленис занимался в оркестровой школе М. Огиньского  в Плунге. Здесь он учился играть на флейте и пытался сочинять музыку.

В 1893 году Чюрленис отправился в Варшаву. Здесь в 1894 году его зачисляют в Музыкальный Институт. В 1899 году он с отличием заканчивает его. Ему предлагают должность директора  музыкальной школы в Люблине, но он отвечает отказом.

Осенью 1901 года Чюрленис едет в Германию, где  становится студентом Лейпцигской консерватории. Здесь он все больше говорит о занятиях живописью.

Через год в  1902 году, получив диплом, Чюрленис возвращается в Варшаву.

Здесь он  продолжает писать музыку, дает частные уроки, которые  являются его основным заработком. Молодой композитор еле сводит концы с концами и мучительно переживает, что не в силах помогать своим родителям.

Вскоре в юноше проснулась невероятная тяга к живописи, с которой он был не в силах совладать. Отныне музыкальные и художественные интересы постоянно пересекаются, определяя широту и разносторонность его просветительской деятельности в Варшаве.

Чюрленис упорно трудился, пополняя свои альбомы все новыми набросками, эскизами, этюдами с натуры, усердно работал над гипсовыми масками. Он посещает художественную студию. Чюрленис стремился к тому, чтобы живопись зазвучала, а краски подчинились музыкальному ритму. В 1903 году он создает свою первую картину «Музыка леса».

В 1904 году в Варшаве он поступает в Школу изящных искусств. В школе он увлеченно занимается астрономией, космогонией, индийской философией и особенно творчеством великого поэта и мудреца Индии Рабиндраната Тагора.

В 1905 году из-за начавшихся революционных событий, Чюрленис покидает Польшу и бежит в Литву. В 1907 году  в Вильнюсе открылась Первая Литовская художественная выставка. Неповторимые картины Чюрлениса завораживали тонкостью цветовой гаммы и идеями космического масштаба — циклы «Сотворение мира», «Зодиак» и другие.

Символически-обобщённая, тонкая цветовая гамма в живописи Чюрлениса переносит зрителя в мир сказки – «Сказка», цикл «Сказка королей», фантастических видений, мистики – «Сотворение мира», «Знаки Зодиака», народных представлений и суеверий «Весна», «Зима», «Жемайские кресты»,  сохраняет связь с музыкальным творчеством Чюрлениса «Соната солнца», «Соната весны», «Соната моря», «Соната звёзд».

В 1908 году он женился на Софье Кимантайте. В этом же году они уезжают в Петербург.

В Петербурге у них  не было ни работы, ни денег, ни друзей. Не смотря на все трудности, что-то необъяснимое держало художника в этом городе. Он был страстно увлечен русской культурой. Именно здесь он сочинил свою лучшую музыку и написал свои лучшие картины. К сожалению, он не смог удержать жену, не привыкшую к такому образу жизни. Она вернулась домой.

В Петербурге у него завязался надежный контакт с кружком Александра Бенуа в Русском художественном обществе, что позже переродился в общество «Мир искусства». К тому времени Чюрленисом уже были созданы наиболее известные его циклы картин – «Сонаты», состоящие из частей Allegro, Andante, Scherzo и Finale, а также «Прелюды и фуги».

В 1909 году он принял участие в выставке «Союза Русских Художников». В газетах стали появляться благосклонные отзывы о его картинах.

Начиная с 1909 года художник  все чаще и чаще испытывал чувство депрессии, беспричинной тоски, неуверенности. Непризнание, непонимание, невозможность изменить свою жизнь к лучшему все это ухудшало его состояние.

В 1909 году Чюрленис написал картину, которая называлась «Баллада о черном солнце». Над миром восходит черное солнце, его черные лучи пересекают небо и гасят его краски. Сквозь мрак вырастает  башня, кладбищенские колокольни и крест. Все это отражается в темной воде, плещущейся у подножья башни. И над всем этим, простерев черные крылья, реет зловещая птица, вестник беды и несчастья.

Состояние художника все время ухудшалось, он перестал общаться с друзьями и знакомыми. Жена перевозит его домой в Друскининкай.

Потоп (I) 1904 г. Цикл из 5 картин — Ливень

Козёл 1904 г.

Утес над морем 1905 г.

Замок (Сказка о замке)  1909 г.

Короли (Сказочные Короли) 1909 г.

Рекс 1909 г.

Демон 1909 г.

чюрлёнис микалоюс константинас смысл картин: kovlam

   агадочна эта картина, но сколько даёт пищи для размышлений! Сколько можно всего подумать глядя на это полотно. Истина – понятие ёмкое и не всегда истина становится для смертных последней инстанцией. Как правило, истина скрыта от нас и до истины мы доходим лишь тогда, когда сами этого хотим. А вот хотим ли мы этого? Хороший вопрос.

Поэт С.Н. Бородин замечательно описал картину в своих стихах, он называет этот маленький мир идеальным, который особенно надо беречь, в конце своих стихов дает понять, что такой доброе, светлое явление в ладонях короля и есть любовь.

И действительно, что может быть таким прекрасным и невинным, и в тоже время таким величественным и могущественным, как любовь, она не подвластна даже самим великим королям, ее только можно только обрести и беречь.

Картину «Дружба» в 1906 году, художник посвятил своей верной подруге и искренней поклоннице его талантов – Бронеславе Вольман. Она много помогала Микалоюсу, в том числе, и спасла несколько раз от гибели.

Неземная красота окутывает всё полотно, и будто нет во всём мире иного волшебного пространства. Свет Души освобождается от оков и вспоминает о Любови и Дружбе – части спокойствия и величия небесных сил. Вспоминается, что есть на свете сказочная страна Мечты, где все намеченные желания исполняются, вокруг только добрые и искренние люди.

Многие критики видят в его картинах нечто космическое, борьбу неба с землёй. Он ставит изобразительное искусство на новый уровень, представляя эволюцию не как естественный процесс, а как влияние высших сил. Влияния космоса чувствуется в его картинах, обладающие особым притяжением для взора зрителей.

Блудный сын. 1500 г.

Иероним Босх. Блудный сын. 1500 г. Музей Бойманса – Ван-Бенингена, Роттердам, Нидерланды. Wikimedia.commons.

На картине “Блудный сын” вместо огромного количества персонажей — один главный герой. Путник.

Он изрядно потрепан жизнью. Но у него есть надежда. Покидая мир разврата и греха, он хочет вернуться домой, к отцу. В мир праведной жизни и духовной благодати.

Он оглядывается на дом, который является аллегорией распутного образа жизни. Таверна или постоялый двор. Временный приют, полный примитивных увеселений.

Крыша прохудилась. Ставня перекошена. Посетитель справляет нужду прямо за углом. А двое милуются в дверном проеме. Все это символизирует духовную деградацию.

Иероним Босх. Блудный сын. Фрагмент. 1500 г. Музей Бойманса – Ван-Бенингена, Роттердам, Нидерланды

Но наш путник уже очнулся. Он понял, что нужно уходить. Из окна на него смотрит женщина. Она не понимает его поступка. Или завидует. У неё нет сил и возможности покинуть этот “прохудившийся”, жалкий мир.

Блудный сын похож на другого путника, который изображён на закрытых створках триптиха “Воз Сена”.

Иероним Босх. Странник. Закрытые створки триптиха “Воз Сена”. 1516. Музей Прадо, Мадрид

Смысл здесь похожий. Мы — путники. На нашем пути есть чему порадоваться. Но и много опасностей. Куда мы идём? И придём ли мы куда-нибудь? Или будем так скитаться, пока смерть не настигнет нас на дороге?

Картины Микалоюса Константинаса Чюрлениса — Ирина М.

Ангел

Чюрлёнис шел по Млечному Пути.Он увидал рожденье звездной бури.И ангелы из золотой лазуриК его ногам пытались снизойти.И говор волн, и рокот струн ещеВ его ушах звучали наважденьем,Но чей-то голос окрылил плечо,Раздвинув мрак внезапным пробужденьем.И он сошел зачем-то в этот мир,И в заревах Любви и СозерцаньяОн повторил Искусством мирозданьеИ созвал нас на свой богатый пир.

Павел Антокольский Истина

Внешне — это просто человек со свечой, в пламени которой сгорают ночные мотыльки. Но всмотреться духовными очами — и раскрываются бездны…

Человек как будто скорбит. Наверное, от грустных ассоциаций мотыльков с людьми, жаждущими истины. Это особенно видно по опущенному уголку рта на освещенной стороне лица.

Но ведь он и улыбается… Усмехается высокомерно, глядя свысока и полуобернувшись, как бы презирая слабые существа, не способные перенести истину, если они ее узнают. А если он их и жалеет, то с брезгливостью к этим убогим, не видящим, как гибнут их собратья. Конечно, он вправе гордиться собой в сравнении с теми, кто может жить только во тьме неведенья.

Что ж это за истина такая, что познать ее дано лишь немногим, а может, и вообще одному?

Священник. В белой тоге. С твердым стоячим воротником. В руке толстая без подсвечника церковная свеча… А те, что слетаются на свет, зажженный им? — Это же люди. У некоторых даже различимы вроде бы черты лица. Крылатые люди… Ангелы? — Нет. Вглядитесь. Это же святые с нимбами вокруг голов! Подвижники божьей истины. И вот они ее достигли… И горят. Горят святые! Куда же смотрит Бог?!.

Это отнюдь не вариация библейской легенды о земной жизни, страданиях и смерти Иисуса, сына божьего, на виду у Бога-отца. Но сравнивать больше не с чем. По христианским канонам, кто носит нимб над головой — свою святость (и соответствующий этому рангу нимб) приобрели уже после всех страданий, после смерти, после того, как доказали свое высокое достоинство перед миром и Богом, и казнь святых — по христианским представлениям — просто бессмыслица. Лишь Иисус — получается — был тем единственным, кто претерпел муки и казнь, осиянный нимбом. А в “Истине” Чюрлениса таких не перечесть. Так что: сюжет, сочиненный художником,- результат невежества или же он сознательно антихристианский?

За год (возможно, за два) до создания “Истины” — в 1904 году — Чюрленис набросал в эскизе (357) похожий мотив, но выдержанный вполне в христианском духе. Неизбежность страданий — смысл той композиции. Держащий свечу имеет там явные признаки дьявола — остроух и рогат, а у летящих в пламя человечков не видать там нимбов вокруг голов. Страдальчески изломаны брови дьявола, печально глядят в огонь его глаза. Он, может быть, и сам не рад творимому, но таков жребий его: он должен испытать подвижников. (С. Воложин. Чюрленис. Художественный смысл произведений живописи и литературы).

Рай

Наверное, во всем его творчестве нет более светлой и, на первый взгляд, радостной картины, чем “Рай”. Кажется, во всем она противоположна “Истине”. Там — ночь и замкнутое пространство, здесь — день и открытые взгляду дали; там — глухость и мрачность колорита, здесь — свет и богатая цветовая гамма; там размытость фигур и отсутствие деталей, здесь — четкость контуров и детализация вплоть до лепестков ромашки и листиков травы.

Здесь не слепые в своем гипнозе ночные твари летят к роковой цели, а зоркие голуби — птицы, которых в старину использовали даже для почты за умение различать дорогу к вознаграждающему адресату. Здесь не обгоревшими трупами падают достигшие цели, а оборачиваются ангелами страждущие покоя и отдохновения чистые, как белые голуби, души праведников. (С. Воложин. Чюрленис. Художественный смысл произведений живописи и литературы).

Посмотреть все картины Микалоюса Чюрлениса, познакомиться с творчеством и биографией можно по этим ссылкам:

http://www.bibliotekar.ru/k100-Chyurlenis/http://www.centre.smr.ru/win/artists/churl/biogr_churl.htmhttp://art-otkrytie.narod.ru/chiurlionis1.htm

Приближение

Микалоюс Константинас Чюрлёнис родился 22 сентября 1875 года, в маленьком литовском городке Варене. Его отец служил органистом в церкви, а мать работала прислугой в богатой графской семье. Кастукас, так родные звали будущего художника, был старшим ребёнком. Кроме него, в большой и дружной семье росли четверо сыновей и четыре дочери. Младшие дети потом всю жизнь вспоминали об отеческой заботе и любви старшего брата. Мать семейства прививала детям любовь к искусству. Она была неплохо образована, хорошо владела немецким, польским и литовским языками, прекрасно пела и обладала редким даром рассказчицы.

Родители Константинаса

Детство Кастукас провёл в Друскининкае, тихом курортном городке на юге Литвы. Интересно, что «друска» в переводе с литовского означает «соль». Чюрлёнис и явит себя такой солью родной земли – самым известным литовским художником и композитором. А Друскининкай так и останется для него любимым уголком на Земле. Каждое лето он будет мчаться сюда, отдыхать от суеты городов под родным небом и черпать вдохновение, наслаждаясь любимыми просторами.

Некоторая детскость, взгляд на мир глазами ребенка, пройдёт лейтмотивом через всю творческую жизнь мастера. Воспоминания из счастливого детства внесут в его грустные и серьёзные картины мощный элемент созидающего света и раскрасят философские поиски брызгами простоты.

Музицировать на пианино Чюрлёнис начал под руководством отца, в шесть лет. Отец сразу заметил склонности мальчика к музыке и умело направлял его, давая первые уроки. Для небогатой семьи покупка нот – дорогое удовольствие, ведь за ними нужно было ехать в большой город. Но семья шла на такие траты – образование детей и раскрытие у них свободного творческого духа, являлось главной задачей семейного воспитания.

Некоторое время с Кастукасом фортепианной игрой занималась одна соседка, гувернантка в богатой семье. Но однотонные занятия быстро наскучили мальчику, и он заявил, что ему гораздо интереснее сочинять музыку, а не разучивать чужие пьесы. Уже тогда маленький Чюрлёнис любил подолгу импровизировать. Он погружался в пространство музыки, реальный мир отступал и растворялся, а на его место приходило нечто неведомое – истина, проявленная звуками.

Ноты маленький композитор записывать не успевал, не хотел отвлекаться от счастья, боялся спугнуть радость. Такое отношение останется у него на всю жизнь – никогда мастер не будет давать рутине мешать творческому порыву и отнимать время жизни.

«Тишина» 1907

БИБЛИОГРАФИЯ

  • Рерих Н. К. Чюрлёнис // Художники жизни. — М.: МЦР, 1993
  • Чюрлёните Я. К. Воспоминания о М. К. Чюрлёнисе. Пер. с литов. — Вильнюс, 1975
  • Ландсбергис В. В. Творчество Чюрлёниса. 2-е изд. — Л., 1975
  • Venclova A. М. К. Čiurlionis. — Vilnius, 1961
  • Шапошникова Л.В. На берегах иных миров. Тернистый путь красоты. — М.: МЦР, 2001
  • Leidykla Kronta. Чюрлёнис в Вильнюсе. — Vilnius, 2010

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org, , ,

Микалоюс Чюрлёнис: картины художника


Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

4.9/5 — (101 голос)

Репродукция картины «Истина» Микалоюса Чюрлёниса

Микалоюс Чюрлёнис родился в 1875 году. Его отец был органистом. Дед – вольным литовским крестьянином. В семье говорили на польском языке.

Стал известен не только как художник, но и как композитор.

Музыке учился с 14 лет в музыкальной школе князя Михаила Огинского в Плунгянах.

По рекомендации князя, который обеспечил талантливого юношу стипендией, в 1894 году поступил в Варшавский музыкальный институт. По окончании в 1899 году получил от князя в подарок пианино.

Именно Чюрлёнису принадлежит авторство первого литовского симфонического произведения — симфонической поэмы «В лесу»

После смерти князя, Чюрлёнис, оставшийся без стипендии, вынужден был покинуть Лейпциг и уехать в Варшаву. В 1902-1905 годах он учился живописи в рисовальной школе Яна Каузика (1902—1905) и художественном училище (1905) у Стабровского в Варшаве. Работы Чюрлёниса получили одобрение, и ему была предоставлена свобода в реализации своих замыслов.

Около 1904 году он вступил в Варшаве в общество взаимопомощи и руководил хором. Впервые экспонировал свои работы в Варшаве в 1905 году. В 1906 его работы выставлялись на выставке учеников Варшавского художественного училища в Санкт-Петербурге.

Успех художнику принесла работа «Покой»

В январе 1907 года в Вильне была организована первая выставка литовского изобразительного искусства, одним из инициаторов и участников которой был Чюрлёнис. Это стало причиной его возвращения на родину.

В 1908 жил он в Вильне, где руководил хором, часть времени проводил в родном доме в Друскениках и Паланге.

В Вильне Чюрлёнис познакомился с молодой начинающей писательницей Софией Кимантайте-Чюрлёнене, увлечённой идеей поднять уровень литовской национальной культуры, и женился на ней в 1909 году.

Осенью 1908 года был приглашен Сергеем Маковским в Петербург для участия в выставке «Салон». Таким образом Чюрлёнис вошел в круг художников, позднее создавших объединение «Мир искусства». В январе и феврале следующего года на выставке этого объединения были выставлены 125 картин Чюрлёниса.

В 1909 году Чюрлёнис создал свою наиболее масштабную работу — занавес для общества «Рута» размером 4×6 м. Он собственноручно загрунтовал холст и расписал его, использовав стремянки. Но этот его труд оказался непонятым, что серьёзно повлияло на психическое состояние автора

К весне 1910 года его состояние здоровья ухудшилось, и он был помещён в санаторий «Красный Двор» в варшавском пригороде.

В марте 1911 он сообщил открыткой родителям о своём намерении провести лето с ними в Друскениках, однако 10 апреля умер от внезапной простуды.

Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям  Микалоюса Чюрлёниса  не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена  в выбранный Вами багет.

О художнике

Чюрленис — сын Литвы, напоенный ее воздухом, ее красотой, ее сказками и легендами. Он был композитором и художником. Должно быть, поэтому все его картины звучат. Все уди­вительно ритмичны и музыкальны. Часто они даже носят музыкальные названия: фуга, пре­людия, соната… Иногда указываются части — анданте, аллегро…

Мир его творений фантастичен, краски приглушенны, во многих картинах лейтмотив — грусть, отрешенность. Некоторые критики превозносили Чюрлениса именно за эту якобы воспеваемую им идею потустороннего мира, идею единого высшего духа. Другие, напро­тив, отрицали все его творчество как вымысел сумасшедшего. Все это крайности. Чюрленис был сыном своего времени, но он был человеком с крайне обостренным мировосприятием, че­ловеком тонко организованного душевного склада. Чтобы понять его творчество, надо знать основные философские увлечения его времени и основные моменты его биографии.

Родился Чюрленис в 1875 году в Варене (Южная Литва), в семье органиста. Детские годы провел в Друскининкае — живописнейшем крае. Музыку почувствовал и полюбил еще пяти­летним мальчиком. Девяти лет поступил в музыкальную школу князя М. Огинского и пробыл там до 1888 года. Потом перешел в консерваторию Варшавы, затем Лейпцига. Сочинения его высоко ценили самые строгие критики. Музыкантом он был серьезным и теоретически пре­красно подготовленным. Отсюда такое музыкальное восприятие окружающего, так точно схваченное и переданное в его картинах чувство ритма.

Живописцем Чюрленис был скорей от природы, чем профессионалом. Он не обладал бо­льшим техническим мастерством, свои композиции он подчинял настроению, музыкальному нарастанию и ослаблению звука, ритму.

Чувство гармонии и красоты у этого художника было поразительно.

Его взгляды на жизнь формировались в тот момент, когда студенчество Варшавы и Лейп­цига увлекалось философией Канта и Ницше, зачитывалось Достоевским, Эдгаром По, Лео­нидом Андреевым. Чюрленис, всегда бывший в центре студенческой жизни, поддается этим увлечениям. Заинтересовавшись культом Солнца и тайнами мироздания, начинает изучать древнюю Персию и Египет, а затем религию и философию Индии.

Художественное наследие Чюрлениса — более 300 картин. Они близки нам своей челове­чностью, музыкальностью, напряженным раздумьем.

«Весна», «Колокола» (1905 г.), «Зима», «Корабль» (1906 г.), «Лес», «Знаки зодиака» (цикл из 12 картин), «Весенняя» и «Солнечная» сонаты (1907 г.) и другие чудесные работы Чюрлениса привлекают нас теперь не своим идеализмом, отрешенностью, а, напротив, уди­вительно поэтическим настроением и предельно жизненным пейзажем. Причем пейзаж его картин — родной, литовский, и в этом нельзя сомневаться — там есть все приметы: старые мельницы, часовни, море.

В 1907 году Чюрленис переезжает в Вильнюс и всячески способствует развитию нацио­нального искусства. Он участвует в создании Литовского художественного общества, помо­гает устраивать первые национальные выставки, создает хор. Но, как это ни горько, на роди­не он оставался непонятым.

В 1909 году художник, женившись, переезжает в Петербург. Художественная жизнь Пе­тербурга захватывает его. Чюрленис не по силам много работает. Картины «Всадник» и «Рай» — лучшие произведения этого периода. Но нервное переутомление сказывается на его здоровье. Начинаются сильные головные боли. Чюрлениса помещают в лечебницу, где он умирает в 1911 году от кровоизлияния в мозг.

Горький называл Чюрлениса гением литовского народа. Однажды, беседуя с художником Ф. Богородским, он воскликнул: «Да-с, сударь, быт, жанр и прочее — все это хорошо. А где же мечта? Мечта где, я спрашиваю? Почему у нас нет Чюрленисов? Ведь это же музыкальная живопись!»

Пациент В. Бехтерева

Биографы отмечают, что у Чюрлениса могло быть наследственное биполярное расстройство. Известно, что однажды его отец надолго покинул семью, отправившись в бесцельные скитания по Руси. Жизненный уклад, равнодушие к неустроенности самого Константинаса характерны для страдающих маниакально-депрессивным психозом.

В Петербурге Константинас жил в одиночестве, изо всех сил пытаясь добиться признания. Мысли о беременной супруге, непонимание среди современников, интенсивная работа, нищета подкосили ментальное здоровье художника.

Выдающийся психиатр Владимир Бехтерев, осмотрев Константинаса, сделал вывод о состоянии, граничащим с безумием, вызванном переутомлением и перенапряжением, осторожно предложил перевезти творца в спокойное умиротворенное место, то есть, в психбольницу

Слайд 15Триптих«Соната моря»Широко знаменитая «Соната моря» – это «сюита» из трех

картин Чюрлениса, которая по праву считается одной из самых живописных

его работ. Выбрав вечно влекущее к себе море объектом для одной из сонат, Чюрленис написал для нее три картины: «Аллегро», «Анданте» и «Финал». Аллегро переводится как бурно, радостно или весело. Именно такими словами и можно охарактеризовать первую картину сонаты. Одна волна за другой напористо наступают на берег, искрясь и переливаясь на солнце. С глубины поднялись и плавают среди пузырьков янтарь, ракушки, камешки и многое другое. Берег весь в холмах, очертания его легко потерять и перепутать с одним из гребней волны. Но волны разбиваются о берег радостно, не изображая борьбы, а скорее активно играя с ним. И настроение картина поднимает, радуя своими яркими красками и живостью действия

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: