Спас вседержитель. андрей рублев

Андрей рублёв. первый русский художник и целая эпоха в русской истории

Изобретение традиции

На информацию, что культурные и религиозные символы не столь древние, как кажется, люди реагируют болезненно. Но ничего страшного или необычного в этом нет. В 80-е годы в Кембридже вышел сборник «Изобретение традиции», в котором прослеживается история национальных символов разных стран. Оказывается, например, что многие, казалось бы, старинные особенности церемониала британской монархии появились лишь во второй половине XIX века. А шотландский килт (клетчатая юбка) стали считать национальной одеждой древних шотландцев немногим раньше — в начале XIX века. И так в большинстве культур. Здесь нет ничего дурного. Желание изобрести традицию означает лишь то, что общество начинает видеть в своем прошлом ценность. Тут-то и начинаются поиски предметов старины, их воссоздание и осмысление, пишется история страны, которая становится бестселлером, реставрируются случайно уцелевшие развалины, ставятся памятники создателям и объединителям отечества.

Если же остатков древних построек не обнаруживается, их можно соорудить. Так, в XVIII-XIX веках стало модно ставить в русских парках псевдоантичные развалины. Это превращало парки в кусочек Рима, где на античные капители и полуразвалившиеся своды натыкаешься в самых неожиданных местах. Один из подобных гротов находится в Александровском саду — в результате Кремль как бы вырастает из античной руины, что для центра Третьего Рима вполне уместно. Не сомневаюсь, что создатели грота имели в виду именно это. Но легенда о том, что Московский Кремль стоит на развалинах античного города, развития не получила. И это хорошо. Все-таки изобретение истории не должно выходить за рамки здравого смысла, а в идеале — и исторической правды.

Aрхангел Михаил

Архангел родился в воображении художника высочайших помыслов и воплотил мечту о гармонии и совершенстве, живущую в его душе наперекор всем тяготам и трагическим обстоятельствам тогдашней жизни. В изображении архангела как бы слились далекие отзвуки эллинских образов и представления о возвышенной красоте райских небожителей, соотнесенные с чисто русским идеалом, отмеченным задушевностью, задумчивостью, созерцательностью. Живописное решение иконы отличается исключительной красотой

. Преобладающие в личной плави розоватые тона слегка усилены розовым приплеском вдоль линии носа. Нежные, немного пухлые губы, написанные более интенсивно-розовым, как бы концентрируют этот ведущий тон. Золотисто-русые волосы в мягких локонах, обрамляющие лик, придают гамме более теплый оттенок, который согласуется с золотым ассистом ангельских крыльев, написанных яркими охрами, и с золотом фона. Бирюзово-голубая повязка в волосах, как бы пронизанная светом, вплетается в эту золотистую гамму подобно вкраплению благородной эмали. С нею тонально перекликается голубой, более приглушенного оттенка в папортках (крыльях) и в небольших участках хитона с золотым узорным оплечьем. Но преобладающим в до-личном (термин в иконописании, означающий всю живопись, кроме лика, то есть написанное до лика) оказывается снова розовый. Это тон ангельского гиматия, накинутого на плечи и драпирующегося изысканными складками. Заполняя большую часть живописной поверхности, розовый тон мастерски моделируется разбеленными складками, подчеркнутыми верхним рисунком сгущенного кораллово-розового тона. Колористическое решение этой иконы, соединяющее золотисто-желтые, розовые и голубые тона, облагороженные золотом фона, орнамента и ассистной штриховкой ангельских крыльев, как бы идеально соответствует образу архангела, райского небожителя. Aрхангел Михаил «Спас в силах» рассказ В. АРИСТОВA

Как правильно молиться образу, где разместить икону в доме

По православным традициям следует вешать иконы по восточной стороне жилища, но если места там недостаточно, можно разместить домашний алтарь и на любой другой стене. Лучше, если рядом не будет бытовой техники, мирских книг и картин.

В домашнем иконостасе «Троицу» обычно размещают над центральным образом Спасителя. При желании можно приобрести иконку для автомобиля или личного пользования. А можно купить браслет или кулон с изображением Животворящей.

Тексты молитв 

Существует множество канонических молитв Святой Троице, как просящих, так и благодарственных. Учить их наизусть не обязательно (хоть и желательно), можно внимательно и почтительно читать текст с листа или брошюры.

Конечно, Бог слышит и искренние молитвы, произнесенные своими словами, однако ими лучше не заменять, а дополнять канонические тексты.

Молитва об исполнении желаний

Следует помнить, что икона Троицы – это не картина и не оберег. Это священная реликвия, предназначенная для общения с Богом. Ее точно не стоит вешать на стену просто для красоты, да и чудеса святой образ будет являть только тогда, когда молящийся глубоко и беззаветно верует в Бога!

Происхождение[ | ]

Икона написана для иконостаса собора монастыря, основанного в 1414 году преподобным Павлом Обнорским близ Вологды. Одна из четырёх дошедших до нашего времени икон, относящихся к «северному периоду» творчества Дионисия. Остальные сохранившиеся иконы иконостаса — «Распятие» (Государственная Третьяковская галерея), «Уверение Фомы» (Государственный Русский музей), «Успение Богоматери» (из местного чина, в настоящее время хранится в Вологодском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике). На основании надписи (обнаружена в 1949 году), вырезанной на обороте «Спаса в Силах», создание всего иконостаса относится к 1500 году:

Надписи на обороте «Спаса в Силах» Как определила палеограф М. В. Щепкина, сама надпись на обороте иконы выполнена в 1530-х годах. Возможно, что резная надпись дублирует другую, сделанную под верхней шпонкой чёрной рефтью, которую в настоящее время можно прочитать лишь частично (первые четыре буквы). По мнению искусствоведа И. А. Кочеткова, у каждого резчика своя манера исполнения, поэтому по палеографическим признакам провести датировку резной надписи не представляется возможным, по крайней мере с такой точностью.

Каменный Троицкий собор монастыря был построен в 1505—1516 годах Василием III, до наших дней не сохранился. Вероятней всего, иконостас создавался для старого деревянного собора.

В 1853 году «Спас в Силах», отделённый от иконостаса, висел на левом столпе собора. В 1932 году икона поступила в Грязовецкий музей, позднее — в Вологодский, оттуда передана 10 мая 1936 года в Третьяковскую галерею.

Начало творческого пути

В биографии Андрея Рублева творчество и первые работы его как художника упоминаются впервые в 1405 году, когда он, переехав в Москву, вместе с Феофаном Греком занялся росписью Благовещенского собора. Судьба собора сложилась трагически: спустя 9 лет он был разрушен, а затем перестраивался несколько раз. Но некоторые работы чудом сохранились: это 2 яруса иконостаса, в которых есть 7 икон, сделанных Андреем Рублевым, и 6 — старцем Прохором из Городца, известным мастером иконописи тех времен.

Уже по этим работам заметна рука мастера, более свободная и легкая по сравнению со старцем Прохором, но уже высокопрофессиональная. Эта серия праздничных икон является первой на Руси: «Благовещение», «Рождество Христово», «Крещение», «Преображение» и др.

В эти годы Рублевым также написана икона-копия «Владимирская Богоматерь» с известного византийского образа, а также рисунка из книги «Евангелие Хитрово», которая получила свое название по фамилии боярина, в вещах которого была найдена в 17-м веке. По предположениям искусствоведов, эта рукопись, не имеющая ценности, в те годы могла быть создана только на деньги либо митрополита Руси, либо одного из великих князей.

Популярные темы сообщений

  • Лампа накаливания (история) Как известно, лампу с нитью накаливания изобрел Томас Эдисон, однако не следует забывать, что до него потребовались усилия и исследования многих других блестящих ученых. Еще в начале XIX века английский химик по имени Хамфри Дэви изобрел
  • Река Нил Нил это одна из величайших рек земного шара. Она является самой знаменитой рекой Африки. Она играет важную роль не только в транспорте, но и выполняет много функций эко системы Африки. Вокруг этой реки все не утихают споры,
  • Доклад Обитатели озера Озеро представляет собой углубление на суше заполненное водой. От размеров и глубины озера, его местоположения на планете зависит количество и разнообразие его обитателей.

Ренессанс

Спас в Силах — иконографический тип Христа как Небесного Царя и Судии, Господа Вседержителя, Спаса Вседержителя.

Икона « Спас в силах» написанная Андреем Рублевым в 1408г., является одной из самых знаменитых и загадочных его произведений. Икона выполнена в византийском стиле. Сейчас она находится в Третьяковской галереи (г. Москва).

«Спас в силах» дан символически, как бы на фоне вселенной: сине-зеленый овал означает небо с небесными силами — ангелами; большой красный квадрат — землю с четырьмя углами, странами света: Восток, Запад, Север и Юг.

На углах нанесены рисунком символы евангелистов: ангел соответствует Матфею, орел — Иоанну, лев — Марку, телец — Луке. Подобные композиции были в ходу на Руси в ту эпоху.

Рублевский «Спас в силах» сохранился не полностью: переделано его лицо, на одеждах утрачено золото, цвет стал более темным. Неудачны и новые графьи (прорезные линии) складок одежды. О былой прелести этого произведения можно судить по сохранившейся небольшой, похожей на миниатюру иконе на ту же тему («Спас в силах») начала XV века, приписываемой Рублеву.

Изрытость краев иконы, утраченных от времени, неровное темное дерево, обнажившееся местами, не мешает цельно воспринимать образ и контрастирует со свежестью ярких красок. Полно жизни светящееся прозрачными бликами лицо Спаса, написанное нежно, легко. Движение головы и шеи естественно и говорит о том, как умело художник пишет человеческий образ. Сохранились золотая штриховка одежды и сияющий золотой фон…

Поскольку Андрей Рублев был не только талантливым художником, но и монахом, все его иконы переполнены духовным смыслом и благоговением перед Богом. Образ «Спас в силах» наполнен символикой и глубочайшим смыслом.

Иисус Христос, владыка мира видимого и невидимого, изображен во всей своей славе в окружении ангельских небесных сил. Что поясняет название иконы. Таким видели Господа в своих чудных видениях святые пророки Иезекииль и Иоанн Богослов. Правой рукой Он благословляет все живое на земле, а в левой руке Он держит книгу жизни, где записаны имена всех людей достигших царствия небесного. Также трактуют, что это может быть книга старого и нового завета или книга откровений.

Вокруг спасителя расположены геометрические фигуры: синий овал – это сфера небесная, горний мир ангелов; красный квадрат с вытянутыми концами обозначает землю; красный ромб символизирует огненное сияние божьей славы.

На концах красного квадрата изображены животные, символично обозначающие четырех евангелистов благовествующих слово божье по всему миру. Ангел – это символ евангелиста Матфея и обозначает воплощение Бога в человека. Лев – символ Марка, отожествляет царственную власть сына Божьего. Телец – это символ Луки и обозначает жертву Спасителя. Орел – символ Иоанна Богослова и изображает духовное виденье.

Икона «Спас в силах», является пророческой. Она отображает второе пришествие Господа во всей славе и величии, чтобы судить всех живущих на земле.

Последняя работа

В конце 1420-х годов, завершив работы в соборе Св. Троицы, умер многолетний друг и соратник иконописца Даниил Черный и был похоронен здесь же. После этого А. Рублев возвращается в Москву для работы над росписями Спасского собора в Андрониковом монастыре, которую он успел закончить в 1428 году. По некоторым данным, он принимал участие и в его строительства. Эта работа стала последней в биографии Андрея Рублева.

Умер знаменитый живописец в 1428 году в Москве во время эпидемии чумы, похоронен возле колокольни Андроникова монастыря. В 1988-м, в год тысячелетия крещения Руси, он был канонизирован Русской православной церковью.

Где можно дома повесить икону «Спас в силах»

В доме христианских верующих святые образы непременно должны размещаться в домашнем красном уголке. В случае, когда красный уголок не установлен в жилище, но все равно иконы не рекомендуют размещать возле иных предметов интерьера.

Не советуют ставить икону и на книжные шкафы, а также в стеклянные дверцы шкафчиков, возле косметических средств, сувениров, фотокарточек, картинами и иными деталями интерьера.

Строго запрещается вешать и ставить икону возле красочных плакатов знаменитых артистов, мастеров спорта, политических деятелей и других кумиров.

Святой лик не является «накопителем» божественной милости. Божественная милость опускается на просящих не от образа, а через него. Благодать даруется Господом тем людям, кто верит в Него.

Преклонение к иконе без настоящей веры в Господа, в его силы и с нечистыми помыслами лишено смысла. Но искренняя вера и надежда на поддержку дарят верующим избавление, помощь и благодать. Кроме того, нужно осознавать, что икона — это не талисман, который характерен язычеству. Она не избавляет чудесным образом от скандалов, бед, не представляет оберег от нечисти.

Христианская вера направляет людей по жизни Божиим Словом. Именно поэтому образам Иисуса отводят главнейшее место в церковном иконостасе и домашнем.

Спас Вседержитель. Копия иконы Андрея Рублева с мощевиком.

Копия иконы Андрея Рублева станет замечательным подарком для человека, понимающего и ценящего древне-русское искусство. В икону встроен мощевик с афонским ладаном.

Икона Спаса Вседержителя, написанная в 1410 — 1420 г.г. Андреем Рублевым, являлась составной частью поясного семифигурного ряда — деисусного чина. Деисусным чином называется ряд изображений святых в молитвенном предстоянии перед помещенным в центре Христом. Смысловое содержание его связано с темой Страшного суда: святые — Богоматерь, Иоанн Креститель, архангелы и апостолы — просят Христа Спасителя (Спаса) о помиловании рода человеческого.

Эта икона была обнаружена в 1918 г. В Звенигороде под грудой дров в сарае. Сохранились лишь фрагменты Спаса, изображенные на данной иконе, однако на ней прослеживается присущее многим образам Андрея Рублева органичное и многозначное внутреннее движение.

Мудрым, благожелательным и кротким взглядом проникает рублевской Спас прямо в душу созерцающего, передавая ему свое состояние задумчивого покоя и умиротворения. В отличие от преобладающих в дорублевском искусстве грозных, гневных или возвышенно отстраненных образов Вседержителя, рублевский Спас прежде всего человечен.

В одухотворенной красоте его, представляющей воплощение типично русской благообразности, отражен идеал совершенного человека, исполненного философской умудренности, справедливости, доброты и самоотверженной любви.

Спас Рублева — произведение, оказавшее огромное влияние на современников художника, и на все последующие поколения русских людей. Он жив, открыт, величествен, и одновременно в нем ощущается мягкость соответственно славянскому типу, он имеет некрупные черты лица, обрамленного русой шелковистой бородкой. Цветовую гамму составляют золотистые, разных оттенков охры лика, темноватая легкая лазурь гиматия (на одежде). Выражение лица в сочетании с цветовой гаммой создает впечатление мудрого спокойствия. Живопись на поверхности доски сохранилась плохо, осталась только часть с изображением лица Спаса. Но все уцелевшее так великолепно, что это произведение, бесспорно, является одним из шедевров древнерусского искусства. Благородная простота образа «Спаса» и его монументальный характер — типические особенности стиля Рублева.

К сожалению, сохранилась лишь верхняя часть найденной иконы, вся остальная живопись погибла, но все уцелевшее так великолепно, что это произведение является одним из шедевров древнерусского искусства.

«Воскресение Христово видевшие». Братский хор Свято-Успенской Почаевской Лавры.

История образа

Достоверного портрета Иисуса Христа не существует, но уже в первые века существования христианства люди пытались нарисовать на досках или бумаге Спасителя.

В римских катакомбах были найдены множественные фрески, на которых нарисован восседающий на троне Спаситель. Самое древнее на сегодняшний день изображение Христа — это Синайская икона 4 века н.э., которая хранилась в монастыре святой Екатерины.

Аналог «Спаса в Силах» впервые появляется в IV-V веке н.э., а окончательно данный иконографический тип сложился в 14-15 вв. Христос представлен на нем как Пантократор — Царь Неба и Земли.

Именно так представляли Его иконописцы, когда читали Откровение и размышляли над Апокалипсисом. Считается, что впервые художники нарисовали Его таким после прочтения книги пророка Иезекииля, который описывает картины Страшного Суда.

На заметку! Иконографический тип Пантократор передается на протяжении 6 веков с сохранением всех, даже самых мельчайших фрагментов, и только такой тип икон размещают в центре всего иконостаса. «Спас в силах» особенно почитается в дни всех христианских праздников, а также 14, 19 и 29 августа.

Другие известные иконы Святой Троицы

Шедевр Рублева – самая известная, но далеко не единственная из старинных икон Святой Троицы. Этот образ неоднократно писали до и после него, да и икона Рублева получила многочисленные списки, порой далекие от прототипа.

Например, известна так называемая Зырянская икона, написанная еще в XIV столетии предположительно просветителем Стефаном Пермским. Гению удалось передать основную идею триединства Бога в наиболее доступной для темных язычников, коими тогда были зыряне (коми-пермяки), форме. Сюжет иконы вполне классический (как на образе Рублева), а изображение дополнено цитатой из Ветхого Завета, переведенной на зырянский язык.

Примерно к тому же периоду относится образ Троицы Феофана Грека, правда, это не икона, а фреска в церкви Спаса Преображения в Новгороде. В этой работе наблюдается явное главенство одного из ангелов (скорее всего, символизирующего Бога Отца), присутствует изображение Сары. Явно был и Авраам, но его изображение обвалилось вместе со штукатуркой.

Феофан Грек. Фреска «Троица».

Икона Симона Ушакова написана значительно позднее, уже в XVII столетии. Она фактически дублирует сюжет творения Рублева, но с некоторыми коррективами, приближающими ее к светской живописи. Гора уже не символизирует Голгофу или Синайскую гору (в зависимости от трактовки), Божий храм превращен в нечто античное, а голова жертвенного тельца в чаше заменена роскошной сервировкой.

Описание и значение святого образа

Иисус Христос чаще всего изображается как добрый пастырь, который спасает овец, но христиане порой забывают, что Мессия — часть Троицы и Он также будет судить людей в конце времени

Поэтому важно регулярно вспоминать таким Мессию, чтобы иметь правильное представление о Нем. На сегодняшний день самая известная икона «Спас в Силах» принадлежит кисти Андрея Рублева

Самим наименованием образа “Спас в силах” выражена богословская концепция – явление Иисуса Христа в силе и славе в конце времен, во исполнение Божественного Промысла о мире: “Дабы все земное и небесное соединить под главой Христа”. Явление Божьей славы передается на иконе в виде символических фигур – геометрических и изоморфных, они обозначают различные силы небесные, земные и небесные уровни.

В центре – Христос, восседающий на престоле. Красный цвет символизирует огненную природу божества (“Ибо Господь, Бог твой, есть огонь поядающий”. (Втор. 4.24), неопалимую купину (Исх. 3.2). Одежды золотого цвета – символизируют сияние славы, белые – чистоту и непорочность Спасителя как жертвенного Агнца.

Фон иконы заполнен геометрическими фигурами: на красный квадрат наложены синий круг (овал), и красный квадрат (ромб). Сочетание красного и синего символизирует соединение во Христе божественной и человеческой природ Спасителя, небесного царства и мира земного, милости и истины, огня Духа и воды Живой, непознаваемости и воплощения и т.д.

На ней изображен восседающий на троне Христос, Его ноги при этом стоят на специальном возвышении, а левая рука держит раскрытую книгу. Правой рукой Мессия благословляет всех людей, вокруг трона можно увидеть все небесные силы: войско ангелов, чьи лики окружены белоснежными крыльями. Считается, что именно рисунок небесного воинства вокруг Христа дало название образу.

Отличительная черта данной иконы состоит в том, что она имеет очень сложную символику, в отличии от остальной иконописи Пантократора. Само изображение состоит из нескольких важных элементов:

Икона «Спас в силе» имеет несколько важных элементов:

  1. На образе изображен Иисус, который одет в белые с золотом одежды. Белый цвет является символом чистоты и непорочности. А золото говорит о том, что Иисус святой.
  2. На иконе «Спас в силах» (фото ее для наглядности представлено выше) имеется изображение красного квадрата. Он располагается за Иисусом. Концы его имеют заостренную форму. Данный квадрат является символом земли. В его углах изображены такие символы Евангелия, как Лев, Телец, Орел и Ангел. Они относятся к святым Матфею, Луке, Иоанну, Марку.
  3. За Иисусом также расположен овал синего цвета. Он является символом духовности.
  4. На синем фоне изображены ангелы, которые символизируют силы. В честь этих сил и названа икона.
  5. Красный ромб, который нарисован сверху синего фона, является обозначением мира, который нам не видим.

Значение иконы «Спас в силах» заключается в сочетании геометрических фигур, на фоне которых изображен Христос, которые трактуют, как знамение наличия у Сына Господа и человеческих и божественных качеств. Этот образ Спасителя является изображенным библейским трактатом о Втором Пришествии Сына Божьего, который исполнит волю Господа и соединит все небесное и земное воедино.

Почему образ в центре иконостаса

Иконостасом называют перегородку между стенами перед алтарем, которая является центральной частью интерьера. Она состоит из нескольких рядов образов (от 1 ряда до 5) и приковывает к себе взгляды всех молящихся, закрывая от них же алтарь. Размещение иконостаса таким образом является ветхозаветной традицией, это некое подобие иудейской завесы в храме, которая скрывала Святое Святых.

На заметку! В православном храме за иконостасом скрывается алтарь, в котором молятся священнослужители.

Изначально иконостас включал в себя 12 образов, которые символизировали апостолов, а наверху располагался крест. Позже крест был заменен иконами с изображением Христа, к которому стали возносить молитвы. Ряд с иконами, на которых был Мессия, стал главным (деисусным) и традиционно располагался по центру.

С появлением «Спаса в Силах» началось развитие древнерусского иконостаса, куда включили праздничные образы (на них изображены христианские праздники), пророческие и праотеческие.

По замыслу духовенства весь иконостас должен был картиной истории человечества, поэтому там было запечатлено ожидание Мессии, Его Распятие и Страшный Суд, который грядет. Именно поэтому икона со Христом должна всегда располагаться в центре иконостаса, будь он в храме или дома в красном уголке.

Икона преподобного Андрея Рублева

Есть множество святых, которых почитают за вклад в развитие православия. Святой живописец Андрей Рублев не является исключением, и ему молятся для укрепления веры.

Андрей Рублев прославился своим умением писать лики святых. Его кисти принадлежат чудотворные иконы, фрески и росписи в храмах и церквях. Православная церковь почитает святого и ежегодно служит торжественную литургию в память о святом живописце.

История иконы

Сам Андрей Рублев появился на свет приблизительно в 1360 году. Его семья отличалась образованностью и мудростью, а мальчик рос в любви и рано обратился к духовному искусству. Жизнь преподобного живописца была связана с Троице-Сергиевой лаврой и Спасо-Андрониковым Московским монастырем, где он принял постриг в иноки. Святой подвижник всю жизнь посвятил Господу и неустанно трудился, помогая православию распространиться по всей Руси.

После кончины преподобного Андрея Рублева началось его почитание. В шестнадцатом веке появились первые миниатюрные иконы, изображающие его в нимбе. Интерес к персоне святого угас и возродился лишь в 20 веке, когда иконописец получил международное признание. В 1988 году Андрея Рублева причислили к лику святых, и иконы с его изображением постепенно получили распространение во многих храмах, церквях и монастырях.

Описание иконы

Чаще всего Андрея Рублева изображают почтенным старцем. Он держит в руках одно из своих главных творений — икону Живоначальной Троицы. Пронзительный взгляд преподобного словно читает мысли и говорит верующим о необходимости следовать заветам Господа. Изображен Андрей Рублев в монашеском одеянии, над головой его нимб — символ святости и безгрешной жизни.

В каких храмах находится икона Андрея Рублева

Списки с икон можно найти практически в каждой церкви. Самые известные из них находятся в Троице-Сергиевой лавре и Спасо-Андрониковом Московском монастыре. В следующих городах и селах можно найти фрески, памятники и иконы преподобному:

  • Москва, памятник у входа в Спасо-Андроников монастырь;
  • Вёшки, Мытищенский район, церковь мученика Уара;
  • Пвловский Посад, образ Андрея Рублева на звоннице церкви-школы Николая Чудотворца.

В чем помогает икона преподобного Андрея Рублева

Православные верующие молятся перед ликом святого, чтобы попросить о помощи в работе, раскрыть свои способности. Молитвы преподобному помогают укрепиться в вере, избавиться от сомнений и преодолеть трудности в работе.

Молитва перед святым ликом

«Преподобный Андрей Рублев, прими молитвы искрение и помоги рабу Божьему (имя) справиться с трудностями житейскими. Укрепи веру в Господа во мне и дай сил бороться с любым лихом. Избави меня от робости, сомнений и алчности на пути к счастью. Аминь».

Дата почитания иконы

26 июня (13 июня по старому стилю) и 17 июля (4 июля по старому стилю) совершаются торжественные литургии. Во время службы каждый верующий может обратиться с молитвенными словами к преподобному старцу и попросить у него помощи.

Поддержка Высших Сил необходима каждому человеку, поэтому помолиться святым вы можете в любое время и в любом месте. Не бойтесь просить помощи у Небес, живите в мире с окружающими людьми и верьте в лучшее. Желаем вам счастья и здоровья, и не забывайте нажимать на кнопки и

Празднование дня иконы

К сожалению, икона Троицы так и не получила собственного праздника. Скорее всего, это связано с неоднозначным отношением православного духовенства к этому графическому отображению Божественного триединства.

Однако существует большой церковный праздник – День Святой Троицы, который отмечается на пятидесятый день после Пасхи (отсюда и альтернативное название – Пятидесятница).

Считается, что в этот день человечеству открылась истина о триединстве Бога. Правда, связывают его не с ветхозаветным, а евангельским событием. В этот день произошло сошествие Святого Духа на апостолов.

Описание

Звенигородский чин написан на досках большого размера (158—160 × 108—110 см), поясные изображения на нём превышают человеческую меру. Исходя из традиционной иконографии деисусов, изначально в состав Звенигородского чина (кроме трёх сохранившихся икон) могли также входить иконы «Богоматерь», «Иоанн Предтеча», «Архангел Гавриил», «Апостол Пётр», «Василий Великий» и «Иоанн Златоуст».

По мнению академика Лазарева, иконы «с первого же взгляда поражают необычайной красотою своих холодных светлых красок. Голубые, розовые, синие, блёкло-фиолетовые и вишнёвые тона даны в таких безупречно верных сочетаниях с золотом фона, что у созерцающего иконы невольно рождаются чисто музыкальные ассоциации». По утверждению Михаила Алпатова, при создании Звенигородского чина проявилось дарование Рублёва как колориста:

Спас Вседержитель

Спас Вседержитель Красочный слой на иконе Христа Вседержителя сохранился фрагментарно. Это наиболее пострадавшая из икон Звенигородского чина. На лике имеется трещина по старому левкасу, на волосах и бороде присутствуют потёртости верхнего красочного слоя. Специалист по древнерусскому искусству Наталья Дёмина отмечает, что Спас на иконе Рублёва — «…воплощение типично русской благообразности. Ни один элемент лица не подчёркнут чрезмерно — всё пропорционально и согласованно: он рус, глаза его не преувеличены, нос прямой и тонкий, рот мал, овал лица хотя и удлинённый, но не узкий, в нем совсем нет аскетичности, голова с густой массой волос со спокойным достоинством возвышается на сильной, стройной шее. Самое значительное в этом новом облике — взгляд

Он направлен прямо на зрителя и выражает живое и деятельное внимание к нему; в нём чувствуется желание вникнуть в душу человека и понять его». Евангелие в руке Спасителя утрачено

Исходя из сохранившихся фрагментов кодекса в руке апостола Павла, предполагается, что на иконе Спаса оно было весьма крупным и занимало значимое место в композиции деисуса. Профессор Владимир Плугин предполагает, что на надпись в раскрытом Евангелии была связана с темой Страшного суда. На основании стилистического сходства с близкой по времени создания к Звенигородскому Спасу иконе Пантократора XV века из Троице-Сергиевой лавры (находится в собрании ГТГ) возможным вариантом текста является «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные и аз упокою вы…»

(Мф. 11:28-29), который сначала не встречается в древнерусском искусстве и стал характерным лишь для произведений XV—XVI веков.

Академик Виктор Лазарев отмечает, что в иконе Спаса видно хорошее знание традиции византийской живописи XIV века, но образ лишён византийской суровости — у Андрея Рублёва «образ Христа настолько очеловечивается, что совершенно утрачивает отвлечённый культовый характер».

Архангел Михаил

Архангел Михаил

Архангел Михаил изображён в иконографии, встречающейся в византийской живописи с начала XIV века. Он по характеру образа близок к ангелам на фресках центрального нефа Успенского собора во Владимире. На иконе утрачено золото на груди ангела, на лике есть следы царапин.

Архангел одет в сияющий лазоревый хитон, почти полностью скрытый складами «клубящегося» розового плаща. Голова мягко наклонена вправо, русые кудрявые волосы перевязаны лентой в тон хитона. Искусствовед Михаил Алпатов отмечает:

Апостол Павел

Апостол Павел

Апостол Павел изображён слегка склонившимся к Спасителю. Его лик написан более рельефно по сравнению с другими иконами Звенигородского чина. Высказывались предположения, что он написан не Андреем Рублёвым, а его учеником. Лик апостола исполнен скорби и умиротворённости. Для подчёркивания его созерцательного образа одежды написаны в серебристо-жемчужной гамме. Обе руки апостола Павла держат крупный приоткрытый кодекс.

Алпатов пишет об иконе апостола Павла:

В чем помогает образ верующим

Этот образ не столь популярен среди верующих, как иконы Спасителя, Божией Матери и даже особо почитаемых святых (например, преподобного Николая), Тем не менее образ «Троицы» есть во многих храмах и домах верующих, а Троицкие храмы построены практически во всех крупных городах России.

Искренняя молитва иконе помогает:

  • укрепить здоровье, избавиться от болезней и зависимостей;
  • получить подсказку в нелегкой жизненной ситуации;
  • укрепиться в вере и встать на путь благочестия;
  • утешиться после тяжелой потери;
  • получить исполнение самого заветного желания (разумеется, если оно направлено не во зло).

Наиболее сильные молитвы у тех, кто крепок верой. Перед тем как просить чего-то у Животворящей Троицы, желательно выдержать пост, исповедоваться и принять причастие – словом, максимально очиститься перед лицом Господа.

Серебряная подвеска «Пресвятая троица»

Самым значимым чудом в истории иконы считается помощь Ивану Грозному при взятии Казани. Перед отправкой войск в сердце ханства Иоанн Васильевич повелел провести молебен в Троице-Сергиевой Лавре. А после падения считавшейся недоступной твердыни монарх долго молился иконе лично, вознося хвалу Троице. Тогда-то образ и получил свою первую драгоценную ризу.

Основные сцены

Согласно канонам, на такой иконе должны быть изображены «светлые» сюжеты:

  1. Христос как судья мира с предстоящими ему просителями за людей — Богоматерью и Иоанном Предтечей.
  2. Первые люди на земле — Адам и Ева.
  3. Апостолы с книгами в руках со стоящими за их спинами ангелами.
  4. Господь Саваоф. Иконы «Страшный суд» — единственные в православии образа, на которых изображается Бог-Отец в виде старца.
  5. Изображение престола, на котором лежат риза Христа, Евангелие и гвозди.
  6. Жители небес — ангелы со свитком, означающим конец земной истории.
  7. Круг с Даниилом и толкующими его пророчество ангелами.
  8. Шествие в рай ветхозаветных праведников, возглавляемое Петром и Павлом.

Также обязательными являются «темные» сцены:

  1. Змей, олицетворяющий грех. Иногда его заменяют на огненную реку с горящими в ней душами.
  2. Антихрист. Может изображаться стоящим или сидящим, в черных или алых тонах. В руках у антихриста иногда рисуется душа Иуды.
  3. Четыре погибельных царства в отдельном круге (именно им на смену придет Царствие Небесное).

И нейтральные:

  1. Праведные и грешные, восставшие на суд. Первые представляются по чинам святости в два ряда. Грешники изображаются в этнических костюмах, что символизирует многие народы.
  2. Рука в полукруге с весами. Символизирует собственно сам суд, грехи и праведные дела людей.
  3. Несколько сцен единоборства ангелов и бесов.
  4. Темный круг с изображением Земли с гробницей и моря с кораблем как символ воскрешения мертвых. Фигурки животных и рыб, выплевывающих съеденных ими людей.
  5. Изображения рая и ада.
  6. Милостивый блудник, привязанный к столбу. Этот человек не попал ни в ад, ни в рай.

Также на иконе «Страшный суд» обычно изображаются такие дополнительные элементы, как:

полуобнаженная женщина;

  • белый заяц (только на русских иконах);
  • серый заяц.

Толкование отдельных элементов иконы такое: женщина — Земля, белый заяц — правда, серый — ложь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: