Музыка
Фрагменты тем «Половецких плясок»
- Акт начинается с Хора половецких девушек и Арии Кончаковны
- Пляска половецких девушек — первый танец (No. 8, presto, 6/8, F major)
- Половецкая пляска с хором — (No. 17. Introduction: Andantino, 4/4, A Major)
- Медленный танец половецких девушек (Andantino, 4/4, A Major)
- Пляска мужчин дикая (Allegro vivo, 4/4, F Major)
- Общая пляска (Allegro, 3/4, D Major)
- Пляска мальчиков (Presto, 6/8, D Minor)
- Танец Девушек, «скользящий» (в музыке реприза (reprise) в сочетании с танцем мальчиков в быстром темпе (Moderato alla breve, 2/2)
- Танец мальчиков и танец половцев (reprise, Presto, 6/8, D Minor)
- Финальный кульминационный танец (Allegro con spirito, 4/4, A Major)
Запись музыки
- — «Мелодия»
- — — ГАБТ: Иван Петров, Татьяна Тугаринова, Владимир Атлантов, Артур Эйзен, Александр Ведерников, Елена Образцова
- — Jimmy Ltd. — BSA — Jimmy Music Group «Jimmy Classic» ADD/ OM 03 — 122—124 (Swiden)
Аранжировка музыки Бородина
«Половецкие пляски» в аранжировке испанского рок-гитариста Даниэля Баутисты (фрагмент)
Популярную мелодию исполняют многие известные современные музыканты и джазмены в собственной аранжировке: французский пианист Ричард Клайдерман, российский саксофонист Алексей Козлов.
Записала песню на английском языке Сара Брайтман.
В 1953 году был создан мюзикл Кисмет, песня из которого «Stranger in Paradise», была позднее выпущена как отдельный сингл Тони Беннеттом в 1954 году. В дальнейшем она так же была записана и другими исполнителями среди которых: группа The Four Aces, Тони Мартин, Рэй Коннифф, Сара Брайтман.
В 1975 году Хулио Иглесиас использовал тему Половецких плясок в своей песне «Quiéreme» из одноименного альбома.
Симфо-группа «Niobeth» сделала свою кавер-версию «Polovtsian Dances» в 2011 году.
Российская группа «Ария» в сингле «Поле битвы» (2009) также записала свою версию аранжировки («На крыльях ветра»).
Американский рэп исполнитель Warren G вместе с норвежской звездой сопрано Sissel Kyrkjebø, в 1998 году, записал сборник The Rapsody Overture, представляющий собой сочетание рэпа и классической музыки, где он читает рэп на музыку из оперы А. П. Бородина «Князь Игорь»
Саундтрек аниме-сериала Kareshi Kanojo no Jijou, созданный композитором Сиро Сагису, содержит в себе аранжированные фрагменты «Половецкой пляски с хором».
Использовалась в саундтреке игры Catherine.
Постановки
Премьера оперы состоялась 23 октября (4 ноября) 1890 года в Мариинском театре.
- Постановки балетного действия:
- 23 октября года — Мариинский театр, Петербург — балетмейстер Лев Иванов создал самостоятельный одноактный балет в Мариинском театре, в составе оперного спектакля
- 19 мая года — «Русские сезоны», Театр Шатле, Париж — постановка Михаила Фокина. Дирижёр: Э. А. Купер, сценография: Н. К. Рерих. Исполнители: А. Р. Больм, Е. А. Смирнова, С. Ф. Фёдорова
- 22 сентября 1909 года — Мариинский театр, Петербург. Балетмейстер Михаил Фокин. Дирижёр: Э. А. Крушевский, художник: К. А. Коровин. Исполнители: В. П. Фокина Л. Ф. Шоллар, Б. Ф. Нижинская, С. Ф. Фёдорова, А. Р. Больм
- 5 ноября года — Большой театр. Балетмейстер А. А. Горский, в составе оперного спектакля.
- 19 января года — Большой театр. Балетмейстер Касьян Голейзовский. Художник Ф. Ф. Федоровский. В 1951 году экранизирован — «Большой концерт»
- год — Балетмейстер Касьян Голейзовский. Постановка в Донецке
- год — Большой театр. Балетмейстер Касьян Голейзовский. Художник: Ф. Ф. Федоровский. Дирижёр: М. Н. Жуков. Экранизирован в 1972 году.
- год — Балетмейстер Касьян Голейзовский в театре им. Кирова, в Ленинграде.
- год — одноактный балет балетмейстера Игоря Александровича Моисеева в Ансамбле народного танца СССР. Премьеры: Дворец спорта у Версальских ворот в Париже, Москва, концертный зал Чайковского, Ленинград и другие города СССР. Балет экранизирован.
Постановка Голейзовского
При создании своей постановки Голейзовский досконально изучил историю. Как известно, содержанием гениальной оперы Бородина «Князь Игорь» служит неудачный поход северских князей Игоря и Всеволода Святославовичей на половцев, воспетый в знаменитом «Слове о полку Игореве». Появление половцев на Руси относится ко второй половине XI века, точнее к 1061 году. За сто пятьдесят лет, до 1210 года насчитывается около пятидесяти крупных половецких набегов, а мелких не сосчитать.
Смешение стилей Касьян Ярославич объясняет тем, что племена постепенно вливались в половецкие орды, срастались с ними. Такое явление имело влияние на образование своеобразных плясовых приёмов половцев.
Балет ставился Голейзовским по партитуре. Каждый рисунок строился в согласовании с ритмом, мелодией и тембром оркестровых красок.
У Бородина восток в музыке подлинный, стихийный.
- Касьян Голейзовский — «элементы в плясках»:
- Синкопа, подчеркнутая в «пляске мужчин дикой», «пляске мальчиков», «чагах» и финале
- Мелодия, заволакивающая, чарующая своей негой — «Пляска девушек плавная»
- Гармония — знаменитые квинты Бородина, удачно и смело подчёркивающие общий рисунок
- Динамика — ускоряющее движение от moderato до presto
- Нюансировка — Сила звука. На акценты и паузы.
Постановка Фокина
5 ноября года Михаил Фокин создал свою хореографическую версию «Половецких плясок» в дягилевских русских сезонах, премьера прошла в театре «Шатле», Париж. С декорациями Н. К. Рериха, дирижёр Э. А. Купер; роли исполняли — А. Р. Больм, Е. А. Смирнова, С. В. Фёдорова (Фёдорова 2-я)
Вера Красовская писала о том, как Фокин воплотил в танце свои хореографические фантазии и убедительно раскрыл музыкальные образы:
«Свирепые на вид, с перепачканными копотью и грязью лицами, их сборище больше напоминало логовище диких зверей, чем человеческий стан… Пленительно-прекрасный, полный истомы волнообразный танец девушек, сметает бешеная вихревая пляска половцев, которые мчатся, взвиваясь в воздух. Занавес опускался в момент полного разгула и безумия пляски».
С октября года Андрис Лиепа готовил программу к столетнему юбилею дягилевских «Русских сезонов» с труппой Кремлёвского дворца.
В марте/апреле года в «театре Елисейских полей» балет увидел искушённый парижский зритель.
«В 1906 году — Дягилев вывез во Францию „Выставку Русского портрета“, 1907 год — стал музыкальным сезоном, когда впервые выехали Скрябин, Римский-Корсаков и Фёдор Шаляпин. А в сезоне / появился балет, покоривший всю европейскую публику, и с этого началось торжественное шествие русской культуры по Западной Европе. Я считаю, „Русские сезоны. XXI век“ — это продолжение того триумфального шествия русского искусства, начатого когда-то Сергеем Дягилевым. Влияние, которое дягилевские сезоны оказали на развитие европейского искусства в целом, переоценить просто невозможно». — А. М. Лиепа
Сюжет «Князя Игоря»
Опера начинается с отправления Князя Игоря на войну с половцами. Его жена, Ярославна, и народ Путивля, в котором сидит Князь Игорь, после солнечного затмения, которое считается дурным знаком, уговаривают князя отложить поход, но тот не соглашается и уезжает, оставив вместо себя брата жены править городом.
Когда князь Игорь уезжает, власть в городе временно остается у князя Владимира, брата Ярославны, который начинает творить в Путивле бесчинства. Ярославна старается вразумить его, но не слишком успешно. Князь Игорь же вместе с сыном попадают в половецкий плен.
Половецкое войско идет на Путивль, и Ярославна получает вести о поражении мужа и о том, что он в плену. Княгиня боится, и бояре успокаиваю ее тем, что город выстоит. В это время в половецком стане Князь Игорь получает предложение от крещеного половчанина о побеге, но сразу не соглашается, говоря, что не может нарушить обещание, данное хану Колчаку. Хан же предлагает отпустить Игоря и признает в нем достойного противника, в обмен на обещание не мешать половцам завоевывать Русь. Князь же отказывается и признается, что, если обретет свободу, снова соберет войско против захватчиков. В конечном итоге Колчак покидает князя.
В то же время в половецком стане дочь Колчака влюбляется в сына Игоря, и тот отвечает ей взаимностью. Проблема лишь в том, что юноша находится в плену, и его отец, узнав об этих чувствах, обвиняет сына в предательстве. Встречи юных влюбленных проходят в тайне от родителей обоих.
Князь Игорь под уговорами половчанина все же решается бежать, но его сын не может выбрать, хочет ли он остаться с возлюбленной или вернуться домой. В итоге он выбирает побег, и Колчаковна поднимает тревогу. За ними начинается погоня.
Девушка просит отца пожалеть Владимира, сына Игоря, и хан Колчак дает уйти Игорю, а Владимира ловит, но не убивает. Он объявляет княжеского сына своим зятем и собирается в поход на русские земли.
Игорь возвращается в Путивль к Ярославне. Опера заканчивается приветствием и прославлением князя Игоря народом.
Презентация на тему: » Русская эпическая опера. Опера «Князь Игорь» А.Бородин.» — Транскрипт:
1
Русская эпическая опера. Опера «Князь Игорь» А.Бородин.
2
Александр Порфирьевич Бородин русский учёный-химик и композитор.
3
Наиболее значительным произведением Бородина по праву признаётся опера «Князь Игорь», являющаяся образцом национального героического эпоса в музыке. Автор работал над главным произведением своей жизни в течение 18 лет. «Князь Игорь» «Князь Игорь»
4
А.П.Бородин. Князь Игорь. Фильм-опера
5
«Князь Игорь» «Князь Игорь» Опера в четырёх действиях с прологом. Опера в четырёх действиях с прологом. Премьера оперы состоялась 23 октября (4 ноября) 1890 года в петербургском Мариинском театре. Премьера оперы состоялась 23 октября (4 ноября) 1890 года в петербургском Мариинском театре. Действие происходит в Путивле (пролог, 1-е и 4-е действие) и в половецком стане (2-е и 3-е действие) в 1185 году. Действие происходит в Путивле (пролог, 1-е и 4-е действие) и в половецком стане (2-е и 3-е действие) в 1185 году.
7
Драматургия оперы Бородина строиться на сопоставлении двух противоборствующих миров, двух сил: Драматургия оперы Бородина строиться на сопоставлении двух противоборствующих миров, двух сил:РУССКИЕ: Князь Игорь и его сын Владимир сын ВладимирДружина; Ярославна и её брат Владимир Галицкий ПОЛОВЦЫ: Хан Кончак И его воины
8
Пролог Пролог Н.К.Рерих «Поход Игоря» и «Князь Игорь» Государственный Русский музей.
9
Первое действие Картина первая: Княжеский двор князя Галицкого. Гости пьют и веселятся. Во двор вбегает толпа девушек. Владимир выкрал их подругу. Приближённые князя хотят посадить его править в Путивле, воспользовавшись тем, что князь Игорь в походе. Картина первая: Княжеский двор князя Галицкого. Гости пьют и веселятся. Во двор вбегает толпа девушек. Владимир выкрал их подругу. Приближённые князя хотят посадить его править в Путивле, воспользовавшись тем, что князь Игорь в походе. Картина вторая: Горница в тереме Ярославны. Входят думные бояре, друзья Ярославны. Они пришли с плохими новостями (хор «Мужайся, княгиня»). Бояре рассказывают, что на Путивль идёт хан Гзак, русская рать разбита, а Игорь вместе с братом и сыном попали в плен. Картина вторая: Горница в тереме Ярославны. Входят думные бояре, друзья Ярославны. Они пришли с плохими новостями (хор «Мужайся, княгиня»). Бояре рассказывают, что на Путивль идёт хан Гзак, русская рать разбита, а Игорь вместе с братом и сыном попали в плен.
10
Второе действие Половецкий стан. У богато убранного шатра поют и пляшут девушки, развлекая свою госпожу — Кончаковну. Она грустит, ожидая свидания с возлюбленным… Стражники ведут русских пленников… князя Игоря мучит «постыдный плен» и всей душой стремится вырваться на волю и тогда: «я свой позор сумею искупить — я Русь от недруга спасу!» Половцы славят своего хана. Половецкий стан. У богато убранного шатра поют и пляшут девушки, развлекая свою госпожу — Кончаковну. Она грустит, ожидая свидания с возлюбленным… Стражники ведут русских пленников… князя Игоря мучит «постыдный плен» и всей душой стремится вырваться на волю и тогда: «я свой позор сумею искупить — я Русь от недруга спасу!» Половцы славят своего хана.
11
Как можно охарактеризовать образ князя Игоря? Вспомните арию Ивана Сусанина, сравните. Что их роднит? Что отличает?
12
Третье действие Половецкие пляски. С большой добычей возвращается из похода хан Гзак. Немало русских пленных ведет он за собой. Хан Кончак выходит навстречу Гзаку, приветствует его и приказывает устроить пир горой, а «пленных — крепко сторожить»… Игорь принимает решение о побеге
14
Четвертое действие Городская стена и площадь в Путивле. Раннее утро. Ярославна проливает горькие слёзы, тоскуя по любимому мужу и глядя на разорённые ханом Гзаком окрестности. Всматриваясь вдаль, замечает двух всадников. Они приближаются. И о, радость! Князь Игорь соскакивает с коня и бросается к княгине. Городская стена и площадь в Путивле. Раннее утро. Ярославна проливает горькие слёзы, тоскуя по любимому мужу и глядя на разорённые ханом Гзаком окрестности. Всматриваясь вдаль, замечает двух всадников. Они приближаются. И о, радость! Князь Игорь соскакивает с коня и бросается к княгине. Плач Ярославны
15
Константин Алексеевич ВАСИЛЬЕВ. «Плач Ярославны»
16
К каким силам природы обращается героиня за помощью? Какая знакомая мелодия звучит в средней части этой композиции?
17
На дом: Найти и записать в тетрадь текст песни «Что такое осень» группы ДДТ Юрия Шевчука Найти и записать в тетрадь текст песни «Что такое осень» группы ДДТ Юрия Шевчука
Литература
- В. М. Лобанов. А. М. Герасимов. — М.; Л.: Искусство, 1943. — 112 с. — 3000 экз.
- М. П. Сокольников. А. М. Герасимов. Жизнь и творчество. — М.: Искусство, 1954. — 239 с. — 10 000 экз.
- Лазарев С. Е. Герасимов Александр Михайлович // Россия в Гражданской войне. 1918—1922: Энциклопедия: в 3 т. / отв. ред. А. К. Сорокин. Т. 1: А—З. М.: Политическая энциклопедия, 2020. С. 509—511.
Воспоминания
- Шевцов И. М. Александр Герасимов // Шевцов И. М. Голубой Бриллиант. Соколы. — М.: Голос-Пресс, 2008. — С. 232—247.
- А. М. Герасимов в воспоминаниях современников / сост., ред. Т. И. Воронова. — 2-е изд. — Воронеж: ИПФ Воронеж, 2006. — 136 с.
Смысл оперы
«Князь Игорь» стремится продемонстрировать сплоченность и силу русского народа, его способности к отстаиванию своих территорий и патриотизм. Написанная в преддверии Первой Мировой войны и революции опера, в которой автор блестяще отразил и смутные настроения общества того времени, и готовность объединиться ради общей цели, послужила отражением происходящего в стране в конце девятнадцатого века. В то же время «Князь Игорь» с его основанным на древнерусской литературе сюжетом можно считать определенной данью истинно русским традициям и искусству, обращением к национальному духовному началу.
Герасимов Александр Михайлович — Биография :: Артпоиск
Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1903—15) у А. Е. Архипова и К. А. Коровина. В 1918—25 жил в Козлове, с 1925 в Москве. Член АХРР (с 1925). В дореволюционный период работал в основном над пейзажами, в советское время главным образом портретист. В 1929—30 Г. создал лучшее своё произведение — проникнутый героическим пафосом портрет-картину «Ленин на трибуне
Художественное образование А. М. Герасимов получил в МУЖВЗ (1903-15), где его наставниками были крупнейшие русские живописцы рубежа XIX и XX вв. — А.Е. Архипов Архипов (Пыриков) Абрам Ефимович Русский живописеж. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1877-1883), 1886-1887 у , И.М. Пряшникова, А.К. Саврасова, В.Е. Маковского и В.Д. Поленова, в Петербургской Академии художеств (1884-1886) у Б.П. Виллевальде,…, Н.А. Касаткин Касаткин Николай Алексеевич Русский и советский живописец. Народный художник Республики (1923). Действительный член петербургской АХ (1903). Член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1891) и АХРР (с 1922). …, К.А. Коровин Коровин Константин Алексеевич Великий русский художник. Живописец, график, художник театра, пейзажист, портретист. В 1886 году получил звание неклассного художника, с 1905 — академик.
Участник выставок Товарищества передвижников (1889 — 1899), «Мир искусства»…. У них он заимствовал широкую этюдную манеру письма, смелый мазок, сочный (хотя часто и грубоватый) колорит. Окончив в 1910 г. живописное отделение, он, чтобы продолжить занятия у Коровина, поступил на архитектурное. После нескольких лет работы в родном Козлове, где прошли его детские годы, художник в 1925 г. вернулся в Москву. Здесь он присоединился к АХРР — ассоциации художников, совмещавших новизну советской политизированной тематики с традиционными живописными приемами; именно поэтому художники АХРР лишь себя называли «реалистами», всех же прочих — «формалистами» и «эстетами», непонятными народу. Герасимов имел дар легко схватывать портретное сходство и ощущал себя в первую очередь портретистом, хотя нередко обращался и к пейзажной живописи, создав ряд тонких и лиричных по настроению пейзажей («Март в Козлове», 1914; «После дождя. Мокрая террасаПосле дождя. Мокрая терасса. 1935Холст, масло, 78 х 85Государственная Третьяковская галерея», 1935, и др.). Среди его портретов, индивидуальных и групповых, со временем начинают преобладать изображения людей высокопоставленных, руководителей государства и партии. Его большие холсты, не лишенные плакатного пафоса, — «В. И. Ленин на трибуне» (1930), «И. В. Сталин и К Е. Ворошилов в Кремле» (1938), «Гимн Октябрю» (1942) и др. — становятся образцами официального стиля советской живописи. А с конца 1930-х гг. Герасимов не только живописец, но и официальный руководитель художественной жизни страны, жесткий хозяин, возглавлявший основные творческие организации: председатель правления Московского отделения Союза художников (1938-40), председатель оргкомитета Союза советских художников (1939-54), президент АХ СССР (1947-57). На этих постах он был энергичным проводником, а отчасти и творцом художественной политики сталинских десятилетий.
Краткое описание сюжета
В начале оперы звучит увертюра, которую записал по памяти Глазунов. Она обладает значительными размерами и разнообразным музыкальным материалом. В этой части произведения противопоставляются образы русских и половцев. В среднем эпизоде присутствует описание ожесточенного сражения.
Первое действие
Путивль находится под управлением князя Галицкого. Он пользуется своей властью в удовольствие и пирует. При этом Ярославну планируется отправить в монастырь. Однако княгиня возмущена. Тем не менее, брат ведет себя вызывающе и ни в чем не раскаивается. Он говорит сестре, что планирует захватить власть в Путивле. Бояре приходят к Ярославне с плохими новостями. Дружина разбита, князь и его сын попали к половцам в плен, а на Русь надвигается войско врагов.
Действие второе
Сын князя Владимир полюбил дочь хана Кончака. При этом князь Игорь страдает в плену. Он хочет искупить позор, возвратив себе былую славу. Самолюбие бывшего правителя глубокого уязвлено. Игорь хочет убежать. Для этого он обращается за помощью к Овлуру. Хан Кончак хорошо обращается с князем и предлагает ему дружить. Однако Игорь категорически отказывается от этого.
История возникновения оперы «Князь Игорь» Бородина
Кто написал эту оперу? Произведение «Князь Игорь» создал Бородин по рекомендации критика Владимира Стасова. Композитор подошел к этой прекрасной идее с большим энтузиазмом. С помощью героических образов русской истории ему удавалось лучше понимать современность
Потому в творчестве Бородина подобные мотивы занимали важное место
Чтобы ощутить старину и лучше наполниться ее атмосферой, Бородин ездил под Курск. Его интересовали окрестности Путивля. Там он занимался изучением старинных летописей и повестей. Также Бородина интересовали былины и музыка. Либретто оперы получилось удивительно колоритным. Бородин написал его самостоятельно одновременно с музыкой.
Композитор трудился над этим произведением 18 лет. Но смерть не дала ему завершить работу. Это сделали друзья Бородина – в частности, Глазунов и Римский-Корсаков. Они использовали материалы Бородина, чтобы создать партитуру оперы и дописать незавершенные сцены. Впервые оперу поставили в 1890 году. Это произошло в Мариинском театре.
Музыкальное сопровождение
Основой оперы стало литературное произведение, рассказывающее о походе Игоря на половцев. Он желал победить, не обращаясь за подмогой к соседям, однако потерпел поражение. Бородин считал, что правителями требуется прекратить вести жестокие войны и объединить земли, чтобы противостоять единому врагу.
Бородин не делает акцента на политике. Для композитора большое значение имеет эпическое содержание. Князей он сопоставляет с былинными богатырями. При этом Бородин противопоставляет им князя Галицкого. Он символизирует междоусобные войны и раздоры между правителями.
Нередко оперу называют народной. По духу ее можно сопоставить с творением Глинки «Руслан». Князь Северский представлен в эпичном образе, который отличается масштабностью и проявляется в былинном действии. Также в произведении представлен богатырский музыкальный образ.
В прологе звучит хор, который похож на древние песнопения. Он дополняет оркестр в сцене затмения и помогает сделать образы смелого Игоря, обеспокоенной Ярославны и перепуганных бояр более выразительными.
С ними в контраст вступает ария Галицкого князя. Ее дополняет хор челяди. Тут музыка напоминает русскую пляску и песнопения скоморохов. Партии девушек похожи на жалобные стенания.
Кончак выглядит властным и при этом сохраняет великодушие. Изображая половцев, композитор делает акцент на их жестокости и воинственности. В заключении музыка развивается. Вначале она кажется скорбной, а затем становится более глубокой и восторженной. Народный плач сменяет торжественный хор, который звучит в финале.
Примечания
- . michpravda.ru. Дата обращения: 28 марта 2021.
- . Meduza. Дата обращения: 18 февраля 2016.
- . Дата обращения: 11 мая 2022.
- А. М. Герасимов. . Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации. Дата обращения: 6 апреля 2021.
- А. М. Герасимов. . Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации. Дата обращения: 6 апреля 2021.
- А. М. Герасимов. . Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации. Дата обращения: 6 апреля 2021.
- . Город-наукоград Мичуринск (19 мая 2020). Дата обращения: 28 марта 2021.
- Герасимов А. М. . Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации. Дата обращения: 4 апреля 2021.
- А. М. Герасимов. . Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации. Дата обращения: 6 апреля 2021.
- Герасимов А. М. . Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации. Дата обращения: 4 апреля 2021.
- Герасимов А. М. . Виртуальный Русский музей. Дата обращения: 28 марта 2021.
- Герасимов А. М. . Музей русского импрессионизма. Дата обращения: 28 марта 2021.
- А. М. Герасимов. . Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации. Дата обращения: 6 апреля 2021.
- Герасимов А. М. . Виртуальный Русский музей. Дата обращения: 28 марта 2021.
- Герасимов А. М. . Виртуальный Русский музей. Дата обращения: 28 марта 2021.
- Герасимов А. М. . Дата обращения: 28 июля 2011.
- Герасимов А. М. . Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации. Дата обращения: 31 марта 2021.
- Герасимов А. М. . Музей русского импрессионизма. Дата обращения: 28 марта 2021.
- Герасимов А. М. . Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации. Дата обращения: 31 марта 2021.
- Герасимов А. М. . Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации. Дата обращения: 1 апреля 2021.
Постановка
Впервые опера прозвучала на сцене Мариинского театра, расположенного в Петербурге. Это произошло 23 октября 1890 года. Впоследствии было поставлено еще много оперных спектаклей. К наиболее значимым постановкам стоит отнести следующие:
- 1892 год – Русское оперное товарищество под управлением Прянишникова, Москва.
- 1898 год – Большой театр. Также постановки тут проходили в 1904 и в 1914 году.
- 1915 год – Мариинский театр.
За рубежом премьера «Князя Игоря» состоялась в Праге, в Национальном театре. Это произошло в 1899 году. В 1909 году в парижском театре «Шатле» была представлена сокращенная версия оперного спектакля. Партию князя Галицкого исполнял Федор Шаляпин. В мае 1914 года прошла премьера в Королевском театре Друри-Лейн, расположенном в Лондоне.
Герасимов Александр Михайлович(1881-1963)
Художественное образование А. М. Герасимов
получил в МУЖВЗ (1903-15), где его наставниками были крупнейшие
русские живописцы рубежа XIX и XX вв. —
А Е Архипов ,
Н. А. Касаткин ,
К. А. Коровин . У них он заимствовал широкую этюдную манеру письма,
смелый мазок, сочный (хотя часто и грубоватый) колорит.
Окончив в 1910 г. живописное отделение, он,
чтобы продолжить занятия у Коровина , поступил на архитектурное. После нескольких лет работы
в родном Козлове, где прошли его детские годы, художник в 1925 г.
вернулся в Москву. Здесь он присоединился к АХРР — ассоциации
художников, совмещавших новизну советской политизированной тематики
с традиционными живописными приемами; именно поэтому художники АХРР
лишь себя называли «реалистами», всех же прочих — «формалистами» и
«эстетами», непонятными народу.
Герасимов имел дар легко схватывать
портретное сходство и ощущал себя в первую очередь портретистом,
хотя нередко обращался и к пейзажной живописи, создав ряд тонких и
лиричных по настроению пейзажей («Март в Козлове», 1914; «После
дождя. Мокрая терраса», 1935, и др.). Среди его портретов,
индивидуальных и групповых, со временем начинают преобладать
изображения людей высокопоставленных, руководителей государства и
партии. Его большие холсты, не лишенные плакатного пафоса, — «В. И.
Ленин на трибуне» (1930), «И. В. Сталин и К Е. Ворошилов в Кремле»
(1938), «Гимн Октябрю» (1942) и др. — становятся образцами
официального стиля советской живописи.
С конца 1930-х гг. Герасимов не только живописец, но и
официальный руководитель художественной жизни страны, жесткий
хозяин, возглавлявший основные творческие организации: председатель
правления Московского отделения Союза художников (1938-40),
председатель оргкомитета Союза советских художников (1939-54). На этих постах он
был энергичным проводником, а отчасти и творцом художественной
политики сталинских десятилетий.
В 1949–1960 руководил творческой мастерской станковой живописи в
АХ СССР.
В 1947–1957 – президент АХ СССР.
Народный художник СССР, действительный член АХ СССР, Лауреат
Государственных премий СССР, награжден орденом В.И. Ленина, доктор
искусствоведения. Получал многие правительственные награды.
Особую известность А.М. Герасимов получил как автор многочисленных портретов В.И. Ленина и И.В. Сталина. Занимая официальные посты в главных художественных организациях СССР в самые реакционные годы, проводил жесткую политику борьбы с любыми отклонениями от метода социалистического реализма. В 1950-е годы А.М. Герасимов писал: «Почему я должен был считать вкусы художников-формалистов выше моего вкуса? всем своим нутром я понимал, что это какая-то гибель, меня тошнило от всего этого и вызывало ненависть, которая до сих пор не делается меньше «.
В то же время художник создавал камерные, лирические произведения, отдавая предпочтение пейзажу и натюрморту. В этих работах он выступал приверженцем системы живописи своего учителя