Загадка портрета волнует всех

Доказательств нет

    По информации тех, кто когда-либо бывал в доме Струйского, он хранил в своей галерее только портреты близких или весьма уважаемых им людей. Картина Рокотова находилась в этом собрании. Невольно возникает мысль: на загадочном портрете представлена первая жена Струйского — Олимпиада Сергеевна Балбекова, скончавшаяся в двадцатилетнем возрасте от родов.

     О своей первой жене он потом напишет:

     Не знающу любви я научал любить!
Твоей мне нежности нельзя по смерть забыть!

    Безутешный вдовец, который ко всему потерял и дочек близняшек, уехал в своё имение под Пензой Рузаевку. Вполне возможно, что перед вторым бракосочетанием с Александрой Петровной Озеровой, дабы не вызывать ревности новобрачной, вдовец попросил Рокотова, с которым был очень дружен, замаскировать портрет умершей жены под мужской образ. Но доказательств тому нет…

«Портрет неизвестного в треуголке» (1770), Федор Рокотов

Одно дело, когда художник повторно использует холст из-за бедности или в порыве нового вдохновения, и совсем другое, когда первоначальная картина замазывается целенаправленно, причем по желанию ее заказчика.

В Третьяковской галерее хранится «Портрет неизвестного в треуголке» известного портретиста XVIII века Федора Рокотова. До второй половины ХХ века ни у кого не возникало сомнений в том, что на картине изображен именно мужчина: даже называли имя — граф Бобринский, сын Екатерины II и Григория Орлова.

Смущало только одно: лицо у графа слишком уж женоподобное и нежное.

Специалисты предположили, что на картине не «неизвестный», а «неизвестная», переодетая в мужскую одежду. В конце XVIII века балы-маскарады с переодеванием были довольно популярны, и версия о переодетой даме преспокойно просуществовала вплоть до 1970-х годов.

Когда же эксперты исследовали полотно с помощью рентгенографии, версия с переодеванием отпала тут же.

Чтобы распутать тайну незнакомки, пришлось начать с первой и на тот момент единственной зацепки — места, откуда поступило полотно. Было известно, что до Третьяковки картина находилась в поместье Струйских, а это уже значило немало: ведь сам Н. Е. Струйский хранил у себя портреты только близких и дорогих ему людей.

Наиболее вероятной считается версия о том, что на полотне изображена первая жена Струйского Олимпиада Балбекова. Она скончалась совсем молодой, в возрасте 20 лет.

Загадка портрета неизвестного в треуголке волнует искусствоведов до сих пор

Загадка портрета неизвестного в треуголке, написанного Фёдором Рокотовым, давно волнует искусствоведов и простых любителей живописи. Модель наряжена в традиционный маскарадный костюм домино. На шее повязан белый мужской платок. Надо сказать, что в таких платках в XVIII столетии для портретов позировала добрая половина мужчин.

     На голове треуголка, к слову, это едва ли не единственный случай, когда Рокотов нарисовал головной убор, на всех его известных работах подобный аксессуар практически не встречается. Волосы собраны сзади в хвост. В принципе,  традиционная мужская причёска тех лет. Но при этом, рассматривая нежное лицо модели, невольно задаёшься вопросом: кого всё-таки изобразил мастер?

     Ответ на этот вопрос тщетно пытались найти около двухсот лет. Обычно обсуждалось две версии. По одной, которая существовала около двух веков, считалось, что на портрете изображён незаконный сын императрицы Екатерины II и графа Григория Орлова граф Алексей Бобринский. Сразу после рождения ребёнка отдали на воспитание камердинеру императрицы Василию Григорьевичу Шкурину, у которого он воспитывался до 1774 года наравне с родными сыновьями.

    Хорошо известен его портрет в детстве, также кисти Рокотова. При сравнении можно признать, небольшое сходство имеется. Но в Эрмитаже хранится ещё один портрет графа Бобринского работы неизвестного мастера. Изображённый на нём юноша приветливо улыбается и он также облачён в маскарадный костюм и треуголку с аграфом. Однако и в этом случае утверждать с уверенностью, что это одно и тоже лицо никак нельзя.

   По крайней мере, если верить сохранившимся изображениям, у графа Алексея Бобринского глаза были голубые, что кстати, видно на детском портрете. А вот у неизвестного в треуголке  они карие. Естественно, опытный мастер не мог допустить подобного несоответствия.

«Анжелюс» (1857–1859), Жан-Франсуа Милле

Однако не всегда скрытое изображение можно обнаружить через странности в слоях. Иногда единственное, что может помочь, — это интуиция гения, как и получилось с самой известной картиной Жана-Франсуа Милле «Анжелюс».

Судьба картины оказалась непростой. Ее заказчик из Америки Томас Эпплтон, тоже художник, по неизвестным причинам решил не покупать полотно. В течение 30 лет картина блуждала от одного коллекционера к другому. Так продолжалось до 1889 года: в этот раз в схватке за право обладания полотном сошлись Лувр и консорциум американских торговых агентов. Американцы победили, заплатив за картину рекордную по тем временам сумму — около 580 тысяч франков. (Правда, уже в 1909-м Лувр все-таки получил заветное полотно благодаря одному из французских перекупщиков.)

Простота и благочестие «Анжелюса» так заворожили зрителей, что почти в каждом французском доме появилась ее репродукция. Однако Сальвадору Дали она показалась вовсе не простой и буквально художника.

После рентгенограммы под привычным сюжетом вечерней молитвы открылась изначальная сцена — похороны младенца в поле. Молитва была вовсе не о богатом урожае картофеля. В ногах женщины стояла корзинка, в которой было укрыто тело умершего некрещеного ребенка этой супружеской пары, которому не нашлось места на христианском кладбище.

Сразу же после открытия спрятанного сюжета начали перепроверять мемуары Милле.

При этом он не стал менять фигуры мужчины и женщины, которые излучали скорбь, несоразмерную обычной вечерней молитве.

Сам Дали, благодаря интуиции которого был раскрыт первоначальный смысл, не особенно удивился и прокомментировал открытие одним предложением:

Графоман и коллекционер

    Единственно доподлинно установлен факт, что портрет действительно принадлежал поэту-графоману Струйскому, в прекрасной коллекции которого имелись работы художников русской и иностранной школы. На обороте портрета до дублирования холста читается зашифрованная надпись: «Партрет т: Е(?). Б: Николай Струйскi». К сожалению, первая буква или слово не поддается прочтению. Вторая буква напоминает «Е», а третья определенно «Б». Даже при рентгеновской съёмке полностью прочесть надпись не удалось…

    Очевидцы рассказывают, что в имении Рузаевка, куда Струйский уехал после смерти жены, им был создан подлинный культ императрицы Екатерины II. Он заказал её портрет, на обороте холста оставив такую надпись: «Сию совершенную штуку писала рука знаменитого художника Ф. Рокотова с того самого оригинала, который он в Петербурге списывал с императрицы. Писано ко мне от него в Рузаевку 1786 году в декабре…».

    На потолке парадной залы особняка имелся великолепный плафон с изображением императрицы в образе богини Миневры, восседающей на облаке в окружении гениев и прочих атрибутов высокой поэзии….

    Кстати, Николай Еремеевич не в шутку претендовал на звание придворного барда наравне с бессмертным Гавриилом Романовичем Державиным. В итоге последний написал весьма ироническую эпитафию:

    «Средь мшистого сего и влажного толь грота,
Пожалуй, мне скажи, могила эта чья?
Поэт тут погребен по имени – струя,
А по стихам – болото».

Наталья ШвецРепродукция картины Фёдора Рокотова «Портрет неизвестного в треуголке»

Предыдущая публикация из цикла «Сто шедевров живописи» — «Портрет Льва Толстого художник Крамской написал по заказу Третьякова»

«Дама с единорогом» (1505–1506), Рафаэль Санти

Если бы историям реставрации картин давали заголовки, то «Даму с единорогом» назвали бы «А был ли единорожек?». Написанная в начале XVI века, полотно Рафаэля изображало некую даму, но впервые оно упоминается под названием «Святая Екатерина Александрийская». К 1959 году состояние картины было плачевным, и ее решили отреставрировать. Тогда и выяснилось, что неизвестную даму по какой-то причине превратили в Святую Екатерину, дорисовав ей главные атрибуты святой: мученическое колесо (символ Божьей избранницы) и пальмовую ветвь. Чтобы образ выглядел более целомудренно, даме даже прикрыли голые плечи, заботливо пририсовав накидку.

Предполагали, что изображение животного переписал сам Рафаэль.

Собака считалась символом верности, и ее появление на картине свидетельствовало о скором замужестве. Единорог же олицетворяет чистоту, и поймать и приручить его могла только девственница

Так реставраторы пришли к выводу, что автор сам изменил символы, вместо преданности акцентировав внимание на целомудрии невесты

Но история единорога, да и всей картины на этом не закончилась. Реставраторы сравнили слои и пришли к выводу, что кисти Рафаэля принадлежит только часть сюжета.

Сам художник не писал не только плащ и атрибуты святой, но и собаку-единорога.

Он выполнил фигуру женщины, пейзаж и небо, а дополнительные детали и собаку дописывал уже другой живописец, предположительно Джованни Сольяни (1492–1544), ученик Лоренцо Креди.

Так что, по сути, известную картину создавали минимум трое человек.

Реставраторы убрали с полотна плащ и колесо с пальмовой ветвью и попытались было восстановить собачку, но потом отказались от этой мысли — слишком велик был риск испортить картину. Так и осталось дама держать на коленях «подсадного» комнатного единорога.

«Дама с единорогом» до реставрации и после

Загадочная судьба портрета

О том, что в дальнейшем происходило с картиной, на которой был запечатлён известный всему миру поэт Александр Пушкин, существует целая история. Сам Соболевский рассказывал историю о мистической пропаже портрета. В 1828 году он собирался уехать за границу, поэтому и заказал уменьшенную копию портрета. Художница Елагина сделала такую, а Соболевский, уезжая, забрал с собой копию.

Оригинал тропининской работы остался у Киреевского, который тогда жил у Елагиных. Когда же Соболевский вернулся на родину, обнаружил, что рамке уже была «скверная копия с оного». Он его тут же выбросил в окно, но зато подлинное полотно пропало. После этого о судьбе холста ничего не было известно до 50-х годов 19 века. Пока остаётся загадкой, где портрет был в течение двадцати лет.

И лишь только в середине 19 века этот тропининский холст с изображением Александра Пушкина неожиданно был обнаружен в московской лавке какого-то менялы. Интересен тот факт, что эта самая лавка находилась на улице Волхонке, недалеко от того места, где Василий Андреевич и написал этот портрет. Стоила картине чуть больше ста рублей, поэтому её тут же приобрёл князь Оболенский, который в то время был директором архива Министерства иностранных дел в Москве.

То, что найденная картина подлинная, подтвердил сам художник, который смотрел после этого портрет Пушкина. Глядя на свою работу, он испытал сильнейшее волнение, так как всплыли в памяти часы, которые он провёл наедине с великим поэтом. Но Василию Андреевичу хотелось и плакать, так как полотно было испорчено: в нескольких местах были трещины.

Тропинин согласился подновить его, не трогая черты поэта, поэтому вскоре художник тут же приступил к работе. А вот Соболевский обиделся на князя Оболенского, что тот не вернул ему портрет. В настоящее время это полотно хранится в Третьяковской галерее. Все копии картин хранятся в разных пушкинских музеях.

Следующая загадка

Главный портретист Москвы

В манере Рокотова замечали что-то схожее с самим Леонардо да Винчи – та же неопределенность, мягкость, дымка. Живописец отказался от распространенного в те времена влияния рококо, диктовавшего, помимо прочего, смакование роскошных элементов наряда, тщательность в изображении деталей, изысканность и пышность. Портреты кисти Рокотова – домашние, интимные, теплые. Центром внимания становится лицо человека, отражение его внутренней жизни – прочее для художника не кажется значимым.

О Рокотове сохранилось на удивление мало записей, несмотря на его популярность как портретиста. Тем не менее нетрудно догадаться: раз представители дворянской Москвы снова и снова обращались к нему за портретами, значит, этот художник изображал заказчиков и их домочадцев не просто достоверно, он умел передать лучшее, что было в характере человека, сидящего напротив художника. Заказчики нравились себе такими, какими их видел Рокотов.

В мастерской художника могло находиться до пятидесяти неоконченных картин одновременно, при том что работал художник не меньше месяца над каждым портретом. Скорее всего, в создании произведений участвовали и ученики Рокотова. Один портрет стоил пятьдесят рублей – во много раз меньше, чем взяли бы за эту работу европейские мастера-живописцы. С конца шестидесятых до начала девяностых годов XVIII века Рокотов написал практически всю дворянскую Москву, получая заказы на портреты целых семей и родов.

Из-за несовершенства грунта фон рокотовских портретов имеет свойство темнеть со временем, а реставрация его картин – дело довольно сложное. Но этот полумрак стал одной из характерных черт произведений художника. Со временем его манера письма изменилась, образы стали более отчетливыми, тона – яркими, портреты – нарядными. Стали заметны тщательно выписанные шелка и кружева, а лица на портретах приобрели новые черты – надменности, высокомерия.

Скорее всего, художник так и не создал семью, детей у него не было. В 1776 году он добился вольной для двух своих племянников, воспитал их, устроил им военную карьеру. Известно, что среди учеников Рокотова были и крепостные, которым он уже в свою очередь оказывал покровительство. О последних годах жизни художника и вовсе ничего не известно. Он умер в 1808 году в Москве.

  • Ммм какой вкусный запах из кухни какая фотография таит загадку

      

  • Презентация загадки мудрого филина

      

  • Дракенсанг разгадать рифмованную загадку

      

  • Мороженое загадка волга айс

      

  • Загадка портрета баронессы фон диргардт

«Зачарованная поза» (1927), Рене Магритт

Поиск «пропавшей» картины может напоминать детективное расследование. Так произошло с картиной Рене Магритта, которую буквально собирали по частям. В 1927 году на выставке экспонировалась картина «Зачарованная поза». Однако о ее существовании было известно только благодаря единственной черно-белой фотографии, сама картина таинственным образом исчезла через год после выставки. Снимок сопровождался следующей ремаркой: «Местонахождение неизвестно Возможно, уничтожена».

До 2013 года считалось, что Магритт был недоволен своей работой и уничтожил картину своими руками, поэтому никто даже не думал начинать поиски. Полотно так и осталось бы в числе утерянных, если бы работникам Музея современного искусства в Нью-Йорке не вздумалось приглядеться к другой картине Магритта — «Портрету» 1935 года

Внимание сотрудников музея привлекло то, что в торцах картины холст был полностью покрыт краской: так бывает, когда основа с живописным слоем используется для написания другой картины поверх прежней. Пришлось делать рентген

И вуаля — из-под слоя краски выглянул торс героини с потерянной картины.

«Раз сохранилась одна часть, значит, должны быть еще четыре», — решили музейщики и отправили запрос на ревизию картин в другие музеи, хранившие полотна Рене Магритта.

Вторая часть нашлась на другом континенте, в Швеции, в Стокгольмском музее современного искусства под красочным слоем известной картины «Красная модель» (1935). «Красная модель», на которой изображен башмак-нога, спрятала, что символично, часть с ногами героинь. Третий фрагмент «Зачарованной позы» — нижнюю правую четверть — нашли под картиной «Человеческое состояние» (1935) из коллекции музеев Норфолка через три года после обнаружения первой. «Квест» завершился только в 2017 году: последний фрагмент утерянного полотна просветился на картине «Бог — не святой» (1935). Спустя 85 лет после исчезновения «Зачарованной позы» все ее фрагменты были найдены.

Поэтому всё, что смогли сделать реставраторы с найденными частями, — это восстановить полотно в цифровом виде.

Но зачем Рене Магритт все-таки решил разрезать полотно на четыре части? Главной причиной считают финансовые затруднения живописца.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: