Взлеты и падения Гойи
Гойя происходил из семьи обедневших дворян-идальго. Он родился неподалеку от Сарагосы в 1746 году. Его происхождение и материальное положение семьи служили иллюстрацией бытия той Испании, где художнику довелось жить и творить. Дворяне в Испании не имели права работать, и отцу семейства пришлось отказаться от дворянского образа жизни; переехав в Сарагосу, он занялся ремеслом.
Уже ранние годы художника были пронизаны трагизмом и чередой неудач. Хорошего образования он не получил: его первый учитель священник Хоакин отдавал предпочтение слову божьему, а не обучению грамоте, поэтому до конца жизни художник писал с ошибками.
Талант Гойи как художника раскрывается относительно поздно, во время обучения в иезуитском колледже в Сарагосе. Здесь у него появились первые заказы и первые покровители. Поверивший в свое призвание Гойя в возрасте семнадцати лет оправляется в Мадрид, где принимает участие в конкурсе, пытаясь попасть в Королевскую академию изящных искусств Сан-Фернандо, однако терпит провал.
Франсиско Гойя не мог похвастаться привлекательной внешностью, но при этом пользовался успехом у женщин. Возможно, причиной тому был его страстная натура и мятежный дух творца. Демон страсти овладел им еще в молодости и не отпускал до конца жизни. Художник известен множеством любовных интриг. Однако они не принесли ему счастья. Однажды за свою любвеобильность Гойя был сильно избит, после чего он принял решение бежать в Италию.
Этот период его биографии покрыт тайной, однако именно с путешествия в Рим карьера художника пошла в гору. Потерпев неудачу на конкурсе в Мадриде, он вновь становится конкурсантом – на этот раз Пармской академии, представив свою работу «Ганнибал, взирающий с высоты Альп на поля Италии», и получает вторую премию.
Из Италии художник возвращается в Сарагосу, город, сыгравший важную роль в его судьбе. Он участвует в росписи главного храма города – собора Мадонны Пилар. Сегодня на главной площади Сарагосы, недалеко от собора, красуется памятник Гойе. Его фрески покорили заказчика и принесли мастеру признание. Он переезжает в Мадрид и начинает получать многочисленные заказы, позже став придворным живописцем.
Казалось бы, наладилась и личная жизнь. Гойя женился на сестре одного из своих учителей Хосефине. Художник влюбился в нее еще до отъезда в Италию. Однако семейную жизнь художника вряд ли можно назвать счастливой. Супруга отличалась тяжелым нравом. Гибель жены и детей стали большой трагедией для художника. Из пятерых детей четверо умерли в младенчестве.
Колосс Гойи
Ведущий испанский живописец конца 18-го, начала 19-го века, Франциско де Гойя отличился при травлении, гравировке, создании гобеленов и картин, став ведущим художником королевского двора Карла IV. Несмотря на покровительство Карла, Гойя никогда не был убежденным монархистом. Часто говорят, что Эль Греко был художником церкви, Веласкес художником королевского двора, а Гойя живописцем народа. Более того, его авангардные мотивы делают мастера одним из первых современных художников Европы, вдохновившем множество модернистов, а также знаменитых мастеров, в частности Моне и Пикассо. Написанные портреты помогли Гойе добиться самого высокого положения, доступного для придворного художника.
В 1793 паранойя и другие проблемы со здоровьем делают художника глухим и склонным к упадническим настроениям, что выливается в создание серий работ, полных темного романтизма.
Анализ картины
Колосс (с испанского можно перевести как «Гигант»), один из величайших шедевров не только Гойи, но и всей истории живописи, а также один из прекрасных примеров романтического воображения мастера. На фоне неба, обращенный голой спиной к зрителю, стоит огромный человек. Он темный, бородатый и физически развитый, а его кулаки подняты в угрожающей манере. Кажется, человек уходит прочь. Холмы, расположенные на уровне бедер, дают представление о том, насколько массивна изображенная фигура. Для этой цели также изображены облака, которые лишь обвивают таз. Прикрытые глаза гиганта, вероятнее всего, символизируют идею слепого насилия.
Между зрителем и колоссом лежит широкая долина, которая является местом массового панического бегства. Люди с наполненными телегами и запряженным скотом удаляются от огромной фигуры на горизонте. Дополнительную напряженность на переднем плане создает бегущее стадо быков. Стоит отметить растерянного седого мула, стоящего левее от них. Некоторые эксперты считают, что животное символизирует непонимание ужасов войны.
Странно, но нет никаких обоснований полагать, что гигант причинил вред кому-либо. Однако, зрителю не нужно этого знать, чтобы оправдать бегство испуганных людей.
Техника
Техника, используемая Гойей в «Колоссе» подобна той, которая использовалась им в серии фресок на стенах своего дома («черных картин»), однако, историки искусства опровергли предположение того, что работа является частью серии, несмотря на преобладание характерных цветов и своеобразно построенному освещению.
Основным источником вдохновения послужила поэма «Пиренейское пророчество», Хуана Баутиста Арриаза. Стихотворения изображают испанский народ как гиганта, вышедшего из Пиренеев, чтобы дать отпор Наполеону. Кроме того, тщательный анализ образа гиганта показал, что эта фигура схожа с Геркулесом, нарисованным Франсиско де Сурбарано.
Одна из иллюстраций к подвигам Геркулеса. Сурбарано.
Авторство
В июне 2008 года года у главы музея Прадо (Мадрид) возникло мнение о том, что «Колосс» — работа не руки Гойи. Длительные споры и разбирательства опровергли это предположение.
«Сатурн, пожирающий своего сына»
Сатурн узнал о том, что его свергнет один из сыновей. Чтобы этого не случилось, бог пожирал их. В полном безумии, со спутанными седыми волосами, вытаращив совершенно сумасшедшие глаза, Сатурн уже съел голову и ручку младенца. Его руки впились в нежное тельце и проткнули его до крови. Некоторые искусствоведы рассматривают это произведение как аллегорию. Возможно, она символизирует Испанию, пожирающую своих детей. По другим мнениям, Сатурн — это французская кровавая революция или даже Наполеон. К «черным картинам» мы еще вернемся. Пока обратим взгляд на биографию Франсиско Гойя. Картины с описанием будут представлены ниже.
Раннее творчество художника
В молодые годы талантливый испанец рисовал иначе, с вплетая в собственные творения чудесную поэзию рождающегося индивидуального стиля — стиля Франсиско Гойя. Картины, созданные им, в полной мере передают магию кисти, осознавшей свое могущество и наслаждающейся ним. Произведение «Зонтик» — пример раннего творчества художника — привлекает взор игрой красок, каждым мазком, гибкой грацией женщины, сочными и смелыми переливами цветовой палитры, сказочным освещением и какой-то почти музыкальной слаженностью композиции. Мастерство этого творения (вершины раннего Гойи) кристально чисто, атмосфера еще безоблачна, равно как и юные годы талантливого испанца.
Рассказы о молодости Гойи больше напоминают захватывающие легенды, центральной фигурой которых он был. В Сарагосе за молодым инквизиция по причине драки в которую он устроил. В Мадриде Франсиско нашли истекающим кровью с ножом в спине, просторы Испании он бороздил вместе с бродячими тореадорами, в Италии — стране, где живописец на протяжении нескольких лет оттачивал умение рисовать, — он взобрался на купол собора Св. Петра и по карнизу обошел гробницу Цецилии Метеллы.
Описание картины Франциско де Гойя «Похороны сардинки»
Полотно принадлежит кисти испанского художника Франциско Гойи. Точная дата его создания неизвестна. Предполагается, что картина написана между 1812 и 1819 годом.
Центральное место на ней отведено беснующейся толпе людей, несущей знамя с улыбающейся маской в центре. Название картины связано с обычаем, возникшем в Испании еще в XVIII веке.
В один из дней перед Пепельной неделей, когда все жители Мадрида собрались на центральной площади для участия в трехдневном карнавале, король Испании приказал угостить их сардинами. К несчастью, для репутации монарха, сардины оказались не свежими. Впрочем, столь печальное обстоятельство ничуть не расстроило горожан. К этому времени они выпили так много вина и прочих спиртных напитков, что не нашли ничего более забавного, чем устроить похороны сардины.
Действие это показалось столь смешным, что на следующий год его решили повторить. На этот раз были использованы заблаговременно испорченные сардины. Похороны сардины пришлись по душе испанцам так сильно, что вскоре обросли новыми шутовскими обычаями и обрядами.
Следует отметить, что как ярые поклонники католической веры, испанцы вовсе не видели в столь нелепом действии чего-либо кощунственного, потому во времена Гойи традиция не была забыта. Судя по тому, как живо прописаны действующие лица на картине, художник принимал личное участие в “похоронной процессии”. В столице Испании прощальное шествие возглавляли “дядюшка Чиспас”, его дочь Чуска и молодой ловелас Хуанильо.
Именно они вели толпу, несущую огромное чучело с головой сардины. Шествие начиналось на главной площади и заканчивалось у берега Мансанареса, в водах которого злополучная сардина и находила упокоение. Современные жители испанских городов и селений также чтут подобный обычай.
Придворный художник
Дон Луис приглашает Гойю написать портрет его семьи. После этого к Гойе приходит слава портретиста среди приближенных короля. Все чаще получает заказы на картины Франсиско Гойя после того, как он поработал для герцога Осуны. Им также заинтересовался сам Карл III, который сделал его придворным художником. Следующий король, Карл IV, оставляет Гойе его должность и даже прибавляет ему жалование. В это время Гойя присоединяет к своей фамилии дворянскую приставку «де». Тем не менее, исполняя портрет безвольного Карла IV в кругу семьи с отсутствием всякого желания льстить высокому семейству, в центр картины Франсиско Гойя ставит королеву Марию-Луизу, так как именно она управляет Испанией с помощью своего фаворита.
Слева, у мольберта, художник рисует свой автопортрет. Эта картина — безусловный шедевр мастера, где все пространство полотна заливает мягкий свет. Мужчинам художник предложил одеться в яркие костюмы, а женщинам — в светлые тонкие полупрозрачные платья. Их лица реалистично и с большой виртуозностью выписаны. Драгоценности выполнены в технике импасто и сверкают при пламени свечей.
Перов В.Г. «Проводы покойника». Описание картины. Художники-передвижники
1865 г. Холст, масло 43,5 x 57 смГосударственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Описание картины Перова В.Г. «Проводы покойника»
Картина «Проводы покойника» была создана первой после возвращения Перова из-за границы. Искусствоведы относят это полотно к «скорбным» сюжетам из всего многогранного творчества живописца Василия Перова.
Остросоциальная эмоциональная картина фактически лишена динамичного сюжета – это как будто момент, случайно выхваченный из жизни. Чувство псевдообыденности происходящего и рождает ту скорбную интонацию, которая передаётся зрителю.
Небольшая семья везёт на кладбище усопшего. Нет широкой процессии, голосящих старух, взволнованного многолюдья, стенаний и слёз, наоборот, нищая крестьянская семья провожает своего родного человека в последний путь, тихо, отрешённо и смиренно.
Для воплощения сюжета автор выбрал диагональную композицию – она позволяет рассмотреть всех участников и лишает полотно статичности. Кульминационным центром работы можно назвать погонщика со сгорбленной спиной, который вяло подгоняет лошадь. Худая лошадка из последних сил тянет сани в гору.
Взгляд перемещается на сани, где выхватывает часть простого деревянного гроба, который обнимает ребёнок, чтобы его поддержать. Вдова покойного сидит рядом с закрытым гробом, и просто убита горем, вся её фигура выражает бессилие и скорбь. Холодный, даже ледяной пейзаж с низкими тёмными тучами довершает ощущение глубокого одиночества и безысходности.
Картина получила огромное признание у современников. В своё время о ней положительно отзывался Стасов, а центральный выставочный зал впервые выдал денежную премию художнику. Также полотно получило признание за рубежом.
Лучшие картины Перова В.Г.
Трудные годы
Когда в 1808 Карл IV, которого ненавидел народ страны, отрекся от власти и передал престол сыну Фердинанду VII, тот недолго, всего несколько недель, управлял страной. Его хитростью завлекли во Францию. Наполеон, пленив короля, вторгся в Испанию и с чрезвычайной жестокостью подавил народное сопротивление. Пять лет его брат Жозеф занимал королевский трон, а Гойя сохранял положение придворного художника. Это не помешало ему написать в 1812 году портрет Веллингтона. Так он вызвал ненависть Жозефа. После того как французов разбили в 1813 году португальцы, испанцы и британцы под командованием герцога Веллингтона, Фердинанд VII вернулся на родину в 1814 году. Он считал, что живописец сотрудничал с оккупантами и начал все хуже относиться к Гойе. В 1819 году художник покупает себе дом в пригороде Мадрида.
Болезнь Франциско Гойи
1770-е годы — период признания и славы в жизни художника. Он выполняет множество заказов от высокопоставленных лиц, творит свои знаменитые произведения, в том числе создает известную картину «Зонтик».
В этот, казалось бы, безмятежный период времени стала проявляться его болезнь, которая стала главной трагедией в его жизни и одной из таинственных загадок. Первые симптомы дали о себе знать в 1777-78 годах. На некоторое время болезнь отступила, потому что в то время мастер был еще молод.
В 1792 году недуг снова вернулся, когда Гойя был в Кадисе. Тогда художника первый раз настиг демон смерти.
Длительное время врачи не могли установить диагноз. Одной из версий было предположение, что в 1770-х годах проявления болезни могли быть связаны с тем, что Гойя перенес сифилис, заразившись во время эпидемии. Имели место и другие варианты происхождения заболевания, однако, ни один из них не имел подтверждения. Не так давно возникла еще одна версия о том, что Гойя имел редкое заболевание, название которого — синдром Сусака. Об этом синдроме науке стало известно только в 1979 году, спустя два столетия после появления синдрома у художника.
Болезнь изматывала Гойю: то на время отступала, то снова прогрессировала. При этом, художник переживал страшные муки, находясь на грани смерти, однако, он не прекращал работу, проявляя невероятную силу духа.
Болезнь и творчество
Болезнь не могла не отразиться на творчестве мастера. По мнению экспертов в области искусства, именно болезнь оказала влияние на перемены в стиле живописца. Он стал использовать другую палитру, в которой все чаще наблюдались темные и мрачные тона.
С первыми проявлениями заболевания в работах Гойи возникла медицинская тематика. Он создал произведение «Врач», будто бы предвидя свою дальнейшую жизнь. Творчество Гойи часто обращает поклонников живописи к теме людских страданий и боли. Особый интерес вызывают его творения «Госпиталь умалишенных» и «Госпиталь зачумленных». В своих произведениях автор представляет трагедию в жизни людей в стране с отсталой экономикой и отсутствием свободы.
Одной из выдающихся работ является «Гойя и его врач Аррьета», сюжет которой связан с проявлением заболевания в 1819 году, когда художник находился на грани смерти. Врача, который вернул его к жизни, в знак благодарности, Франциско Гойя изобразил на холсте. Тема смерти постоянно присутствует в творчестве художника.
В 1823 году Гойя расписал стены собственного дома сценами «черной живописи». Самым устрашающим стал рисунок «Сатурн, пожирающий своих детей». Автор просто воплощал в рисунках самые страшные свои видения.
Художник и герцогиня Альба
Гойя, находясь уже в зрелом возрасте, страстно влюбился в Каэтану. С герцогиней, которой едва исполнилось 13 лет, мастер встретился на балу и с того времени ее образ преследовал художника. Как-то после очередной встречи с юной красавицей, Гойя произнес фразу: «Наконец-то я знаю, что значит жить».
Мастер посвятил герцогине много своих произведений, однако, ни одно из них ему не нравилось. Ему казалось, что ее душа ускользает от него. Самыми знаменитыми считаются такие работы Гойя как «Маха обнаженная» и «Маха одетая». В настоящее время эти обе картины представлены рядом в мадридском музее Прадо.
В этом же музее можно увидеть гениальную картину Гойи, созданную в 1798 году — «Полет ведьм». Она входила в цикл работ автора, включающий в себя шесть полотен. Эти работы были куплены герцогами Осуны для украшения интерьера их загородного дома. Это единственная картина из серии «композиций по мотивам процессов над ведьмами» (так охарактеризовал свое творение сам автор), которая сохранилась до настоящего времени.
БИБЛИОГРАФИЯ И ФИЛЬМОГРАФИЯ
- Батикль Ж. Гойя: Легенда и жизнь. М., Астрель, АСТ, 2006
- Левина И. М., Гойя, Л. — М., 1958
- Прокофьев В. Н., «Капричос» Гойи, М., 1970
- Прокофьев В. Н. Гойя в искусстве романтической эпохи. — М.: Искусство, 1986
- Фейхтвангер Л., Гойя
- Cardera, Valentin. Biografia de D.Francisco Goya, pintor. El Artista, 2 1835
- El Libro de Los. CAPRICHOS. Francisco de Goya. Мадрид. 1999
- Mayer A., Francisco de Goya, Munch., 1923
- Klingender F. D., Goya in the democratic tradition, L., 1948
- Sanchez Canton F. J., Vida у obras de Goya, Madrid, 1951
- Holland V., Goya. A pictorial biography, L., 1961
- Harris Т., Goya. Engravings and litographs, v. 1-2, Oxf., 1964
- Wyndham Lewis D. B., The world of Goya. L., 1968
- Gudiol J., Goya, L. — N. Y., 1969
- Goya. Konigliche Gemaldegalerie «Mauritshuis». Katalog, Haag, 1970
- Фильм «Обнажённая Маха» (The Naked Maja), 1958 год, производство США — Италия — Франция. Режиссёр Генри Костер; в роли Гойи — Энтони Франчоза.
- Фильм «Гойя, или Тяжкий путь познания», 1971 год, производство СССР — ГДР — Болгария — Югославия. По одноимённому роману Лиона Фейхтвангера. Режиссёр Конрад Вольф; в роли Гойи — Донатас Банионис.
- Фильм «Гойя в Бордо» (Goya en Burdeos), 1999 год, производство Италия — Испания. Режиссёр Карлос Саура; в роли Гойи — Франсиско Рабаль
- Фильм «Обнажённая Маха» (Volaverunt), 1999 год, производство Франция — Испания. Режиссёр Бигас Луна; в роли Гойи — Хорхе Перугоррия
- Фильм «Призраки Гойи», 2006 год, производство Испания — США. Режиссёр Милош Форман; в роли Гойи — Стеллан Скарсгорд
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: goia.ru, ,
Творчество. Свобода. Живопись.
Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
2.8/5 — (6 голосов)
Капричос 52. Чего не сделает портной!
Франсиско Гойя. Капричос. Что не сделает портной! 1799 г. Музей Прадо, Мадрид
Люди преклонились перед грозным монахом-проповедником. Но этот образ мнимый. На самом деле перед ними умело сшитый портным балахон монаха. А под ним ничего, кроме… трухлявого дерева.
Так Гойя обличает людскую наивность. Насколько легко люди “клюют” на внешние атрибуты. Не видя настоящей сути.
Так люди следуют за лже-пророками. Так попадают в лапы бесчисленных мошенников. В общем, идут на поводу своей собственной глупости.
Так если в Испании была цензура, как же гравюры Гойи сохранились? Почему их не сожгли прилюдно на костре? Более того, все непроданные альбомы были выкуплены королём Испании Карлом IV.
Может быть несколько причин. Обычный обыватель не понял. А значит не увидел опасности. Мог и авторитет Гойи сыграть свою роль. К тому моменту он уже был очень уважаемым придворным художником. Самое главное, что его труд дошёл до нас.
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
Гойя и Испания
Жизнь и творчество Гойи охватывают почти целый век. Она пришлась на время зверств инквизиции, ее жертвами стали многие друзья художника. Да и сам живописец боялся преследования. Будучи воспитан в лучших католических традициях и находясь при дворе, Гойя внутренним зрением видел все несообразности современной ему эпохи. В своих работах он отображает грубость и невежество аристократии, мелочность и ничтожество чиновничества и знати.
Современную ему Испанию Гойя изобразил в серии гравюр известной под названием «Капричос». Самая известная работа в серии – «От какой болезни он умрет?». Художник вновь обращается к страшной теме, изображая тело при смерти, теперь уже в контексте судьбы страны.
«Демон Испании» захватил жизнь и творчество великого художника и вовлек страну в череду противостояний, которыми ознаменуется весь девятнадцатый век. Из пяти испанских революций Гойя станет свидетелем двух, на его глазах страна восстанет против Наполеона, будет отменена и вновь восстановлена ненавистная ему инквизиция. Художник покинет этот мир в 1828 году в возрасте 82 лет.
Франсиско Гойя стал одним из культурных символов своей страны и своей эпохи. Его образ использовали обе Испании, противоборствующие после его смерти. Не случайно Рамиро де Маэсту, отметив глубоко религиозное сознание художника, назовет его творчество примером одного из проявлений испанского духа (“Hispanidad”).
Тайна Гойи привлекает не только испанских, но и зарубежных авторов. Немецкий писатель Лион Фейхтвангер создаст философско-исторический роман «Гойя, или тяжкий путь познания». Один из самых необычных советских поэтов 1960-х Андрей Вознесенский, писал: «Я – Гойя, глазницы воронок мне выклевал ворон, слетая на поле нагое», обращаясь к таинственному и трагичному образу художника из другой страны и другой эпохи.
Портреты Гойи
Значительное место в творчестве мастера занял портрет. И здесь поразителен размах творческой эволюции Гойи от парадных портретов в духе традиций XVIII в. (например, портрет маркизы Понтехос, ок. 1787; Вашингтон, Национальная галлерея) до произведений, предвосхищающих самые смелые достижения реалистического портрета XIX столетия. Гойе-портретисту присуще необычайно яркое чувство личности — умение с захватывающей силой воспроизвести реальный облик человека и индивидуальные особенности его душевного склада, обладающего всегда какой-то повышенной напряженностью.
«Маркиза де Понтехос
У Франсиско Гойи не было непосредственных последователей, но его оригинальные достижения глубоко впечатлили французских художников позднего XIX века — например, Эжена Делакруа, который был одним из его великих поклонников. Работами Гойи продолжают восхищаться экспрессионисты и сюрреалисты XX и XXI веков.
Франсиско Гойя: портрет художника
Мрачное, слегка одутловатое лицо, вдумчиво-настороженный и полный сарказма тяжелый взгляд, грозно взирающий из-под бровей, большая голова — таким на автопортрете зритель видит художника.
Такой он был и в жизни — мастер кисти, уставший человек, передумавший многое и в корне осмысливший реалии существования простого люда. Трезво и внимательно вглядевшись в окружающий мир, Гойя увидел господствующие в нем ложь, тупость, ханжество, суеверие, которые, негодуя, запечатлел в своих произведениях. Картины Франсиско Гойя — это громкая сатира на общество с его изъянами и слабостями.
При жизни талантливый испанец не был известен за пределами своей страны. Для остальной его открыли в середине XIX столетия французские романтики, которых заинтересовала фантастика его творений. Оценки творчества Гойя неоднократно менялись. Для современных ценителей прекрасного он не только творец образов, впечатляющих своей фантастичностью, но и великий мастер реального искусства. Картины Франсиско Гойя или принимаешь, или не принимаешь; в любом случае равнодушным зритель не останется.
Кто такие махи
Так назывались мужчины и женщины, которые вышли из простого народа, обедневшие жители провинций, выходцы из мадридских трущоб. Но женщины-махи нас интересуют в большей степени, так как Франсиско Хосе де Гойя картины напишет с представителями аристократии, одетыми в костюмы мах. Например, королеву Марию-Луизу Пармскую или герцогиню Альбу. Маха из простонародья — женщина с чувством самоуважения, которая может постоять за себя. Под ее одеждой скрыт нож. Танцы и песни мах, как своеобразная национальная экзотика, притягивали представителей высших классов.
Испанская аристократия была не прочь поиграть в игры с переодеваниями. Это не мог пропустить Франсиско Хосе де Гойя. Картины «Махи на балконе» (Метрополитен-музей, 1816 год) и портрет донны Исабель Порсель он написал под этим впечатлением и в память о герцогине Альбе. Это очень известные картины живописца.
Ссылки
Гойя, Франсиско в Викицитатнике Гойя, Франсиско на Викискладе
- Творчество Франциско Гойя — О художнике, о его драматическом жизненном пути и небывалом по форме творчестве.
- Francisco de Goya — Zoomable Paintings
- Francisco de Goya’s Paintings
- Картины Гойя
- О выставке «Сны разума». Франсиско Гойя и Сальвадор Дали
- Франсиско Гойя (1746—1828) ОФОРТЫ ИЗ СЕРИИ «БЕДСТВИЯ ВОЙНЫ»
- Франциско Хосе де Гойя. Биография
- Гойя Франсиско Хосе де — статья из Большой советской энциклопедии.
- Гойя-и-Лусьентес. Картинная галерея. Биография.
- Офорты Сальвадора Дали: переработанные иллюстрации «Капричос» Гойи
Тематические сайты Discogs MusicBrainz Internet Speculative Fiction Database RKDartists WikiTreeСловари и энциклопедииБольшая каталонская Большая российская Britannica (онлайн) Britannica (онлайн) Notable Names DatabaseНормативный контрольBAV: ADV10200750, ADV11570825, ADV11570828, ADV11570829 BIBSYS: 90104836 BNC: a10460500 BNE: XX947939 BNF: 11905615r CONOR: 15245155 GND: 118541064 ISNI: 0000 0001 2280 1608 LCCN: n79003363 NDL: 00441444 NKC: jn19990002799 NLA: 36545788 NLG: 72497 NLR: RUNLRAUTH778136 NTA: 068321201 NUKAT: n95402289 PTBNP: 16379 LIBRIS: 188508 SUDOC: 027323765 VIAF: 54343141 ULAN: 500118936 WorldCat Identities (via VIAF): 54343141 [Романтизм Категории:
- Родившиеся 30 марта
- Родившиеся в 1746 году
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся в провинции Сарагоса
- Умершие 16 апреля
- Умершие в 1828 году
- Умершие в Бордо
- Художники по алфавиту
- Глухие художники
- Художники Испании XVIII века
- Графики Испании
- Художники романтизма
- Франсиско Гойя
- Художники Испании XIX века
БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА
Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес родился 30 марта 1746 года в Фуэндетодо-се, небольшой деревушке, затерявшейся среди арагонских скал на севере Испании. В семье мастера-позолотчика Хосе Гойи росло трое сыновей: Франсиско был младшим. Один его брат, Камилло, стал священником; второй, Томас, пошел по стопам отца. Образование братьям Гойя удалось получить весьма поверхностное, и потому Франсиско всю жизнь писал с ошибками. К концу 1750-х годов семья переехала в Сарагосу.
Около 1759 года (то есть в возрасте 13 лет) Франсиско поступил в ученики к местному художнику Хосе Лу-сан-и-Мартинесу. Учение продлилось около трех лет. Большую часть времени Гойя копировал гравюры, что вряд ли могло ему помочь постигнуть азы живописи. Правда, свой первый официальный заказ Франсиско получил именно в эти годы — от местной приходской церкви. Это была рака для хранения мощей.
В 1763 году Гойя перебрался в Мадрид, где пытался поступить в Королевскую академию Сан-Фернандо. Потерпев неудачу, молодой художник не опустил руки и вскоре стал учеником придворного живописца Франсиско Байеу.
В 1773 году он женился на Хосефе Байеу. Это поспособствовало его утверждению в художественном мире того времени. Хосефа приходилась сестрой упомянутому Франсиско Байеу, пользовавшемуся немалым влиянием.
У Гойи и Хосефы родилось несколько детей, но все они, за исключением Хавьера (1784—1854), умерли в младенческом возрасте. Этот брак продолжался до самой смерти Хосефы, наступившей в 1812 году.
В 1780 году Гойю наконец-то приняли в Королевскую академию Сан-Фернандо. Зимой 1792—93 годов безоблачной жизни преуспевающего художника пришел конец. Гойя отправился в Кадис навестить своего друга, Себастьяна Мартинеса. Там он перенес неожиданную и загадочную болезнь. Некоторые исследователи полагают, что причиной этой болезни могли стать сифилис или отравление ядом. Как бы то ни было, художника постиг паралич и частичная потеря зрения. Следующие несколько месяцев он провел на грани между жизнью и смертью.
В 1795 году, после смерти Байеу Гойя стал директором живописного отделения Королевской академии Сан-Фернандо.
Этот период отмечен обращением к более свободной технике рисунка и гравюры и серьезными занятиями офортом. Первая серия из 80 офортов, объединенных названием «Капричос», была опубликована в 1799 году и поразила всех острой социальной сатирой, соединением гротеска и реальности и новизной художественного языка.
К религиозным работам Гойи этого периода относится оформление церкви Сан-Антонио де ла Флорида в Мадриде (1798), выполненное им всего за три месяца.
В эти же годы художник создал целый ряд портретов. Среди них — портрет герцогини Альбы, с которой в 1796-97 годах у художника была связь. Считается, что именно она позировала Гойе для знаменитой «Махи обнаженной».
Последние годы своей жизни Гойя провел во Франции в Бордо, где и умер 16 апреля 1828 года, в возрасте 82 лет. Его прах был перевезен на родину и захоронен в мадридской церкви Сан-Антонио де ла Флорида. Той самой церкви, стены и потолок которой когда-то расписал художник.
Картины Франсиско Гойя: взгляд на внутренний мир общества
Франсиско Гойя создал поразительную серию офортов «Капричос» (1793-1797), состоящую из 83 произведений, максимально передающих дух свободы и реальности, который он описал кратко и точно: «Мир — это маскарад, в котором все обманывают, хотят казаться не тем, кто они есть на самом деле. Никто себя не знает». Франсиско Хосе де Гойя, картины которого заставляют задуматься о давно минувшем времени, — человек, умевший видеть глубже повседневности, несущий через свои произведения человечность, первый услышавший нарастающий шум нового времени, боровшийся против всякой лжи и ищущий основу, на которой должно быть выстроено лучшее будущее собственного народа.
Франсиско Гойя покровительствовали самые родовитые испанские аристократы. Он стал членом художеств, затем ее вице-директором, а позже и директором отделения живописи. В 1786 году Франсиско Гойя был назначен придворным живописцем.
Франсиско Гойя: портрет художника
Мрачное, слегка одутловатое лицо, вдумчиво-настороженный и полный сарказма тяжелый взгляд, грозно взирающий из-под бровей, большая голова — таким на автопортрете зритель видит художника.
Такой он был и в жизни — мастер кисти, уставший человек, передумавший многое и в корне осмысливший реалии существования простого люда. Трезво и внимательно вглядевшись в окружающий мир, Гойя увидел господствующие в нем ложь, тупость, ханжество, суеверие, которые, негодуя, запечатлел в своих произведениях. Картины Франсиско Гойя — это громкая сатира на общество с его изъянами и слабостями.
При жизни талантливый испанец не был известен за пределами своей страны. Для остальной его открыли в середине XIX столетия французские романтики, которых заинтересовала фантастика его творений. Оценки творчества Гойя неоднократно менялись. Для современных ценителей прекрасного он не только творец образов, впечатляющих своей фантастичностью, но и великий мастер реального искусства. Картины Франсиско Гойя или принимаешь, или не принимаешь; в любом случае равнодушным зритель не останется.