Где можно почитать о книге Откровения подробнее?
Классическим православным трудом, разъясняющим Откровение Иоанна Богослова, до сих пор считается «Толкование на Апокалипсис» святителя Андрея Кесарийского (жил в конце VI – начале VII века). Эта книга излагает святоотеческое понимание Откровения и до сих пор любима православными издателями, так что разыскать ее не составляет труда.
Другое интересное святоотеческое прочтение Апокалипсиса – труд святого Ипполита Римского «О Христе и антихристе».
Среди работ, ориентированных на православного российского читателя, стоит обратить внимание на книгу архимандрита Ианнуария (Ивлиева) «И увидел я новое небо и новую землю», отражающую характерное для современной Церкви прочтение Апокалипсиса. Можно порекомендовать также книги «Апокалипсис святого Иоанна Богослова: Опыт православного толкования» протоиерея Николая Орлова и «Свет Откровения: Размышления над Апокалипсисом» Николая Пестова
Пестов предпринял попытку духовного истолкования последней книги Нового Завета: например, семь церквей, к которым Господь обращает Свое послание через Иоанна Богослова, с точки зрения автора, символизируют собой семь эпох в истории христианской Церкви.
Похожим образом построены и «Беседы на Апокалипсис» современного нам автора – протоиерея Олега Стеняева.
Подготовил Игорь Цуканов
«Четыре всадника Апокалипсиса», Дюрер
Год написания: 1497-1498Размер: НеизвестенМестонахождение: Государственный кунстхалле, Карлсруэ, Германия
Вариант 1 — Кратко
13 предложений/ 137 слов
Гравюра Альбрехта Дюрера «Четыре всадника Апокалипсиса» отражает события, описанные в шестой главе «Откровений Иоанна Богослова». Это полотно вместе с четырнадцатью другими работами художника входит в серию «Апокалипсис».
На гравюре изображены четыре лихих наездника. Впереди всех едет Завоевание, предстающее в облике мужчины с венцом на голове, луком и стрелами в руках.
За Завоеванием следует Война — пожилой всадник с мечом. Война несёт с собой Голод. Он выглядит как страшный кучерявый воин, размахивающий в воздухе большими весами, символизирующими деления хлеба на крупицы. Позади всех на измождённой кобыле едет смерть. Это дряхлый обнажённый старик с виллами.
Под ногами всадников гибнут и крестьяне, и короли. А тех, кто остаётся жив после встречи с предвестниками великих катастроф, поглощает страшный монстр, изображённый на гравюре внизу слева.
В небесах безмолвно парит ангел. Он не в силах помешать всадникам творить на земле свои страшные дела.
Вариант 2 — Подробно
19 предложений/ 279 слов
Выполненная на дереве гравюра Альбрехта Дюрера «Четыре всадника Апокалипсиса» вошла в знаменитую серию художника под названием «Апокалипсис», насчитывающую пятнадцать работ. Все они иллюстрируют последнюю книгу Нового Завета «Откровение Иоанна Богослова».
Данная гравюра отражает события шестой главы, где говорится о прибытии на землю четырёх воинов, несущих с собой катастрофы, смерть и разрушение. Взглянув на произведение Дюрера, можно хорошо разглядеть каждого из них.
Впереди всех несётся всадник, олицетворяющий собой завоевание. Голову его украшает венец, в руках мужчина держит лук с натянутой тетивой, готовясь пустить стрелу, тем самым посеяв раздор в сердцах людей.
Следом за Завоеванием с тяжёлым мечом наперевес скачет Война — бедствие, которое неизменно должно обрушиться на землю в результате алчных амбиций людей. Догоняющий Войну Голод является неминуемым следствием её деяний. Этот всадник предстаёт в виде кудрявого мужчины с весами в руках — символом деления хлеба на крупицы во время войны.
Голод влечёт за собой неминуемую Смерть, которая плетётся за ним по пятам на худой измождённой кобыле. Художник, вопреки традициям своего времени, изобразил этого всадника не как скелета, а как нагого костлявого старика с длинной седой бородой, держащего в руках трезубец.
Под копытами всадников гибнут люди, с ужасом встречающие свой конец. Все они равны перед лицом неминуемого рока, будь то короли или нищие. Слева на земле можно заметить страшное чудовище, напоминающее собой не то дракона, не то змею. Разинув огромную пасть, оно нападает на тех, кто каким-то чудом сумел выжить после встречи со всадниками.
В небе Дюрер изобразил парящего ангела. Он следует за всадниками, с высоты наблюдает за творимыми ими бесчинствами, не в силах противостоять происходящему.
Гравюра выглядит действительно пугающей и производит большое впечатление на зрителя. Она заставляет его задуматься, пересмотреть своё отношение к жизни и совершаемым в ней поступкам.
см. также:Все сочинения-описания картин
Альбрехт Дюрер «Всадники»
Продолжаю цитировать исследователей творчества Дюрера «Резким контрастом ранним, спокойным и ясным живописным работам стала уже его первая большая графическая серия — 15 гравюр на дереве на темы «Апокалипсиса» (1498). В своих гравюрах Дюрер в гораздо большей мере, чем в живописных работах, опирается на чисто немецкие традиции, проявляющиеся в чрезмерной экспрессии образов, напряженности резких, угловатых движений, ритме ломающихся складок, стремительных, клубящихся линий».
Альбрехт Дюрер. Автопортрет в одежде, отделанной мехом. 1500.
Альбрехт Дюрер. Автопортрет в одежде, отделанной мехом. 1500. (фрагмент)
Архангел Михаил возглавляет небесное воинство. Трудно различить, где сам дракон, где сопутствующая ему нечистая сила. «Беспокойный, мятущийся дух художника» утомляет… Опускаю взгляд…
Гравюры по дереву Альбрехта Дюрера из цикла “Апокалипсис” или “Откровение святого Иоанна Богослова”, 1497-1498, галерея Кунстхалле, Карлсруэ
Гравюры по дереву Альбрехта Дюрера из цикла “Апокалипсис” или “Откровение святого Иоанна Богослова”, 1497-1498, галерея Кунстхалле, Карлсруэ . Четыре всадника Апокалипсиса.
Гравюры по дереву Альбрехта Дюрера из цикла “Апокалипсис” или “Откровение святого Иоанна Богослова”, 1497-1498, галерея Кунстхалле, Карлсруэ. «Битва архангела Михаила с драконом»
Ах, Битва с Драконом происходит в Бытийном мире — там на Небесах, где разрешаются вселенские коллизии! В событийном мире — здесь на Земле — действуют другие «змееборцы»: соответствующие идиллии пейзажа, в котором царит Покой, лишь изредка нарушаемый гомоном птиц и сопением убиенных драконишек…
Альбрехт Дюрер. Портрет воина
Гравюры по металлу Альбрехта Дюрера, 1497-1498, галерея Кунстхалле, Карлсруэ. «Святой Георгий — победитель дракона»
Исследователи творчества художника считают… «Гравюры Дюрера, даже в тех случаях, когда они содержат религиозные, мифологические или аллегорические сюжеты, в первую очередь представляют собой жанровые сцены с ярко выраженным локальным характером. Во всех них присутствует современный Дюреру живой человек, нередко крестьянского типа, с характерным, выразительным лицом, одетый в костюм того времени. Большое место уделено бытовым деталям. Но, так же как в пейзажных акварелях, мелочи нигде не заслоняют главного. Всюду на первом месте человек, а все остальное играет роль его окружения».
Соглашаюсь и с наслаждением разглядываю мельчайшие детали, думая, пусть трава с цветочками укроет такого неприятного дракона, издающего предсмертные хрипы, тоже отвратительные…
Альбрехт Дюрер. «Св. Георгий».
Альбрехт Дюрер. Алтарь Паумгартнер. 1505 Альбрехт Дюрер. Алтарь Паумгартнер. Левая створка — «Св. Георгий». 1505
При чем тут заяц? Он знаменит, так как его портрет ничем не уступает самым известным работам Дюрера по качеству проработки деталей, выявлению характера и сущности замечательного создания Господня…
<�—Брейгель: «Семь смертных грехов и добродетелей»…
Ганс Гольбейн Младший в Базеле…—>
Рыжий конь для всадника номер два
Всадник, которого зовут Войной, появляется на рыжем коне и действует от имени Бога. Его жеребец может иметь ярко-красный или рыжий окрас. Имена 4 всадников Апокалипсиса (Darksiders — это игра, которая позволит вам почувствовать себя именно всадником по имени Война) всегда вызывали интерес у исследователей. Этот персонаж не стал исключением. Оттенок коня второго всадника трактуется как кровь, которая пролилась божьим посланником во время многократных сражений. В руках всадник держит двуручный, неимоверно красивый большой меч.
Появление рыжего коня и всадника на нем может означать начало гражданской войны. Эта война является восстанием против всадника на белом коне и его завоеваний. Впоследствии придет только смерть всего, что живет на земле.
Генсек ООН объявил, что видел четырех всадников Апокалипсиса
Мир приближается к своему финалу, цивилизация находится в большой опасности. Об этом сегодня, 22 января, заявил генеральный секретарь Организации Объединенных Наций Антониу Гутерриш, выступая на заседании Генассамблеи ООН с докладом об итогах работы организации в 2020 году и задачах на 2020 год.
Антониу Гутерриш. Иллюстрация: ria.ru
Второй «всадник Апокалипсиса», по мнению Гутерриша, — «экзистенциальный климатический кризис»:
Четвертая угроза по Гутерришу — «обратная сторона цифрового мира».
При этом Гутерриш все же не теряет надежды, поскольку за последний год удалось предотвратить ряд конфликтов, в том числе в Демократической Республике Конго, на Мадагаскаре, в Мали, на Мальдивских островах. Также генсек ООН упомянул Йемен, Сирию и Ливию, где «удалось достичь некоторого прогресса в урегулировании».
Справка. Четыре всадника Апокалипсиса — персонажи из шестой главы Откровения (Апокалипсиса) Иоанна Богослова. Первый — Чума (едет на белом коне — еще известен как Завоеватель), второй — Война (на рыжем коне — еще известен как Раздор), третий Голод (на вороном коне) и четвертый Смерть (на бледном коне). Появлению каждого из всадников предшествует снятие Агнцем печатей с Книги Жизни. После снятия каждой из первых четырёх печатей священные животные восклицают Иоанну: «Иди и смотри».
Кто они?
Люди – это грешные существа. И это факт, который известен всему человечеству. Как только количество грехов достигнет апогея, Всевышний обрушивает на нашу землю свой гнев и призывает, чтобы 4 всадника Апокалипсиса (имена их вы узнаете ниже) несли разрушения и сеяли смерть. Именно так все описано в последней книге Нового Завета. Один за другим появляются всадники. Происходит это в соответствии с открытием одной из тех семи печатей, про которые идет речь в книге Откровений.
Существует 4 всадника Апокалипсиса. «Википедия» имена их знает. Первый всадник – Завоеватель. Чаще всего этот персонаж предстает перед зрителями как человек, едущий верхом на коне белого окраса.
Второго всадника зовут Войной (или Бранью). Свой суд он совершает именем самого Господа Бога. Этот всадник служит олицетворением войны. Его конь имеет красную масть. Хотя в некоторых источниках его окрас описывают как рыжий или пламенно-красный.
Всадник номер три шествует на вороном коне, и имя его — Голод. Человек этот изображается с весами или мерой в руке, что обозначает способ, которым делят хлеб во время голодомора. Кроме того, этот персонаж является единственной особой, чье появление знаменуется голосом.
И четвертый всадник носит имя Смерть. Он изображается верхом на бледном, белом коне. Вслед за этим персонажем идет Ад.
С 6-й главы начинается раскрытие судеб человечества.
Вскрытие Агнцем-Христом семи печатей таинственной книги служит началом описания разных фаз войны между добром и злом, между Церковью и дьяволом. Эта война, которая начинается в душе человека, распространяется на все стороны человеческой жизни, усиливается и делается все более страшной (до 20-ой главы).
Снятие семи печатей.
Видение четырех всадников (6-я гл.).
Кто такие четыре всадника Апокалипсиса?
Видение семи печатей является вводным к последующим откровениям Апокалипсиса. Снятие первых четырех печатей показывает четырех всадников, которые символизируют четыре фактора, характеризующие всю историю человечества. Первые два фактора являются причиной, вторые два — следствием.
Увенчанный всадник на белом коне «вышел, чтобы победить.» Он олицетворяет те добрые начала, естественные и благодатные, которые Творец вложил в человека: образ Божий, нравственную чистоту и невинность, стремление к добру и совершенству, способность верить и любить, и индивидуальные «таланты,» с которыми рождается человек, а также благодатные дары Святого Духа, которые он получает в Церкви. По мысли Творца эти добрые начала должны были «победить,» т.е. определить счастливое будущее человечества. Но человек уже в Эдеме поддался соблазну искусителя.
Поврежденная грехом природа перешла к его потомкам; поэтому люди уже с раннего возраста склонны грешить. От повторных грехов в них еще больше усиливаются дурные наклонности. Так человек, вместо того, чтобы духовно расти и совершенствоваться, подпадает под разрушительное действие собственных страстей, предается различным греховным пожеланиям, начинает завидовать и враждовать. От внутреннего разлада в человеке возникают все преступления в мире (насилия, войны и всевозможные бедствия).
Разрушительное действие страстей символизирует рыжий конь и всадник, отнявшие мир у людей.
Поддаваясь своим беспорядочным греховным желаниям, человек растрачивает данные ему Богом таланты, беднеет физически и духовно. В общественной же жизни вражда и войны ведут к ослаблению и разложению общества, к утрате его духовных и материальных ресурсов. Это внутреннее и внешнее обеднение человечества символизирует вороной конь с всадником, держащим меру (или весы) в руке своей.
Наконец, полная утрата Божиих дарований ведет к смерти духовной, и конечным последствием вражды и войн является смерть людей и распад общества. Эту печальную участь людей символизирует бледный конь.
В четырех апокалипсических всадниках изображена в самых общих чертах история человечества. Сначала — блаженная жизнь в Эдеме наших прародителей, призванных «царствовать» над природой (белый конь), потом — их грехопадение (рыжий конь), после которого жизнь их потомков наполнилась различными бедствиями и взаимным уничтожением (вороной и бледный кони).
Апокалипсические кони также символизируют жизнь отдельных государств с их периодами расцвета и упадка. Здесь и жизненный путь каждого человека — с его детской чистотой, наивностью, большими потенциальными возможностями, которые омрачаются бурной молодостью, когда человек растрачивает свои силы, здоровье и в конце концов умирает. Здесь — и история Церкви: духовное горение христиан в апостольское время и усилия Церкви обновить человеческое общество; возникновение в самой Церкви ересей и расколов, и гонение Церкви языческим обществом. Церковь слабеет, уходит в катакомбы, а некоторые поместные церкви вовсе исчезают.
Таким образом, видение четырех всадников суммирует факторы, которые характеризуют жизнь грешного человечества. Дальнейшие главы Апокалипсиса будут развивать глубже эту тему. Но снятием пятой печати тайнозритель показывает и светлую сторону человеческих бедствий. Христиане, пострадав физически, победили духовно; теперь они в Раю! (От. 6:9-11) Их подвиг приносит им вечную награду, и они царствуют со Христом, как это описано в 20-ой гл. Переход к более подробному описанию бедствий Церкви и усилению богоборческих сил знаменуется снятием седьмой печати.