Константин Коровин
История русского импрессионизма началась с картины «Портрет хористки» Константина Коровина, а также с непонимания и осуждения публики. Впервые увидев это произведение, И. Е. Репин не сразу поверил в то, что работа исполнена русским живописцем: «Испанец! Это видно. Смело, сочно пишет. Прекрасно. Но только это живопись для живописи. Испанец, правда, с темпераментом…». Сам Константин Алексеевич начал писать свои полотна в импрессионистической манере еще в студенческие годы, будучи не знакомым с картинами Сезанна, Моне и Ренуара, за долго до своего путешествия во Францию. Только благодаря опытному глазу Поленова Коровин узнал, что использует технику французов того времени, к которой пришел интуитивно. В то же время русского художника выдают сюжеты, которые он использует для своих картин, – признанный шедевр «Северная Идиллия», написанная в 1892 году и хранящаяся в Третьяковской галерее, демонстрирует нам любовь Коровина к русским традициям и фольклору. Эту любовь художнику привил «мамонтовский кружок» – сообщество творческой интеллигенции, в которое входили Репин, Поленов, Васнецов, Врубель и многие другие друзья известного мецената Саввы Мамонтова. В Абрамцево, где располагалась усадьба Мамонтова и где собирались члены художественного кружка, Коровину посчастливилось познакомиться и работать с Валентином Серовым. Благодаря этому знакомству творчество уже состоявшегося художника Серова приобрело черты легкого, светлого и стремительного импрессионизма, которые мы видим в одной из его ранних работ – «Открытое окно. Сирень».
Портрет хористки, 1883
Северная идиллия, 1886
Черемуха, 1912
Гурзуф 2, 1915
Пристань в Гурзуфе, 1914
Париж, 1933
Борисов-Мусатов Виктор Эльпидифорович (1870-1905)
Borisov_Musatov-Avtoprtret
— много работал вне мастерской и в своих этюдах пытался запечатлеть игру воздуха и света. Излюбленная техника художника-пастель и темпера, потому что они дают нежные приглушённые тона. Темперой он написал картину «Гобелен» (1901)
1901-Bjrisov_Musatov-It’s a tapestry-Борисов_Мусатов-Гобелен
Самые известные полотна мастера — «Автопортрет с сестрой» (1898), «Вдвоём» (1902), «Призраки» (1903), «Изумрудное ожерелье» (1904), «Реквием» (1905)
1894-Bоrisov_Musatov-There are May flowers-Борисов_Мусатов-Майские цветы
1897-Bоrisov_Musatov-A girl is in a Sun-Борисов_Мусатов-Девушка на солнце
1898-Borisov_Musatov-It’s a spring-Борисов-Мусатов-Весна
1901-Bоrisov_Musatov-She embroids-Борисов_Мусатов-За вышиванием
1898-Bоrisov_Musatov-It’s avtoportret with a sister-Борисов_Мусатов-Автопортрет с сестрой
1902-Bоrisov_Musatov-They are a two-Борисов_Мусатов-Вдвоём
На картине «Вдвоём» и других художник использует женские образы, которые очень важны в его творчестве. С их помощью мастер выражает тончайшие смены настроения. Так на предыдущей картине две женские фигуры. Время словно застыло. Тишина. Люди полностью слились с природой-матерью и в ней нашли успокоение души.
1903-Borisov_Musatov-It’s a izumrud necklace-Борисов-Мусатов-Изумрудное ожерелье
На очередном холсте «Изумрудное ожерелье» среди яркой зелени замерли дамы в смутном ожидании чего-то. Это приводит наши мысли к тревоге в последующих событиях.
1904-Borisov_Musatov-It’s a summer sing-Борисов-Мусатов-Летняя мелодия
А на полотне «Призраки» у нас рождается предчувствие страха и тоски из-за безликих призрачных фигур в заброшенном замке.
1904-BorisovMusatov_It’s a Phantoms-Борисов-Мусатов-Призраки
1905-Bоrisov_Musatov-It’s a requem-Борисов_Мусатов-Реквием
Сочинения по картинам 5-9 класс
-
Иллюстрация к «Сказке о Золотом петушке» Билибина
(683)Картина известного русского художника Ивана Билибина, который один из первых рассмотрел проблему иллюстраций детской литературы. На сегодняшний день сложно представить себе книжку без картинок. Самые лучшие иллюстрации были нарисованы еще во времена развития детской литературы, но до сих пор пользуется популярностью.Эта картина является частью…
-
Иллюстрация к былине «Вольга» Ивана Билибина
(564)Билибин постоянно тяготел к иллюстрированию разного рода былин и сказаний. «Иллюстрация к былине Вольга» выполнена в орнаментальном графическо-декоративном исполнении, которая полностью основана на мотивах былин и преданий русского народа.Иллюстрация выполнена тушью подцвеченного акварелью, при этом стоит отметить, что Билибин смог выработать…
-
Иллюстрация к сказке «Белая уточка» работы Ивана Билибина
(698)Иллюстрирование «Белой уточки», ровно как и еще шести сказок, знаменательно тем, что Билибин смог разработать и активно внедрить в свое творчество особую технику рисунка – тушь, подцвеченную акварелью.Билибин был приверженцем использования русского орнамента в оформлении своих произведений. В связи с этим он часто посещал российские глубинки,…
-
Иллюстрация к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» работы Ивана Билибина
(644)Каждый из нас помнит чудесные русские сказки, которые он читал в детстве. Со временем они совершенно изменялись. Люди рассказывали их друг другу, добавляя что-то свое и этим существенно обогащая общее содержание. Сказки сначала не публиковались. Лишь в 17 веке, во второй его половине стали появляться книжки, которые именовались лубком.В них…
-
Описание иллюстрации Ивана Билибина к сказке «Иван-Царевич и жар птица»
(1112)Перед нами иллюстрация к знаменитой сказке. Билибин – настоящий мастер, сумевший передать особую красоту этого удивительного жанра. Сказки позволяют нам погрузиться в мир полный чудес. В нем травы. Звери и птицы умеют разговаривать. Человек их прекрасно понимает.Жар-птица – истинное волшебство. С такой героиней не сравниться ни одна птица. Ее…
-
Описание картины И. Грабаря Февральская лазурь
(589)И.Грабарь один из русских художников-живописцев 19-20 веков, его учителями были такие известные личности как И.Репин и П.Чистяков. Больше всего мастер любил изображать на своих полотнах несравненную красоту родных русских земель.Художник очень трепетно относился к истинно русскому дереву — березе, и именно ее очень часто можно встретить на…
-
Описание картины Сальвадора Дали «Мадонна Порт-Льигата»
(538)Будучи некогда неверующим, психика Гения кардинально изменилась, и он обратился в веру. Эти изменения сразу же выразились в его творчестве – странные образы объединились с христианскими мотивами в купе с мистицизмом.Он сотворил две версии полотна «Мадонна Порт-Льигата». В лике Богоматери прослеживаются черты его любимой супруги Галы, которую он…
-
Сочинение И. К. Айвазовский “Радуга”
(676)Иван Константинович Айвазовский – знаменитый русский живописец-маринист. В картине “Радуга” нашли отражение романтическое мировосприятие мастера, его восхищение необъятной, вечно изменчивой стихией моря. В центре внимания художника – тема кораблекрушения. Зрительно полотно можно разделить на две части. Задний план более мрачен, преобладают…
-
Сочинение по картине «Май 1945» А. и С. Ткачёвых
(899)Художники братья Ткачёвы, Сергей Петрович (1922) и Алексей Петрович (1925) приобрели значительную известность ещё в середине прошлого века.
Художники имеют многочисленные награды и звания. Ещё с 1948 г. они начали писать картины вместе, в две кисти — такое бывает не так часто, особенно соавторство на столь продолжительный период.
Военная тема занимает… -
Сочинение по картине 3. Е. Серебряковой «За туалетом. Автопортрет»
(588)Судьба талантливой художницы Зинаиды Васильевны Серебряковой сложилась счастливо и одновременно трагически. Родившись в семье Лансере-Бенуа, в которой было несколько поколений талантливых архитекторов, скульпторов, художников, Зинаида Васильевна не могла избрать иного занятия, не связанного с искусством. Счастливое детство, юность,…
Нестеров Михаил Васильевич (1862-1942)
1915-Nesterov-Avtoportret-Нестеров-Автопортрет
1889-Nesterov-It’s a vision of Varfolomei-Нестеров Видение отроку Варфоломею
1889-Nesterov-It’s a vision of Varfolomei-1888-Nesterov-She went to a zelie-Нестеров За приворотным зельем
1890-Nesterov-It’s Bogomather with Child-Нестеров-Богоматерь с Младенцем
1901-Nesterov-Blagoveshenie-Нестеров Благовещение
1906-Nesterov-AmazonkaНестеров-Амазонка (Портрет дочери)
1915- Nesterov They are in a skeet-Нестеров В скиту
1906-Nesterov-It’s Holy Russia-Нестеров-Святая Русь
1914-Nesterov-lt’s a fox-Нестеров-Лисичка
1916-Nesterob-It’s Soul of Russia-Нестеров-На Руси Душа народа
Nesterov-It’s the wife Nesterova-Нестеров-Портрет жены Е.Н.
1917-Nesterov-It’s an island Solocki-Нестеров-Соловки
1921-Nеsterov-It’s a way_farer-Putnik-Нестеров-Путник
1916-Nesterov-Stesha-Нестеров-Крестьянка Стеша
1930-Nesterov-Portret I.Pavlova-Нестеров Портрет И.Павлова
1914-Nesterov-There are an old and a little-Нестеров-Старый и малый
1898-Nesterov-Its a Grate postrig-Нестеров — Великий постриг.
1925-Nesterov-Shepkina-Нестеров Портрет А.М.Щепкиной
Игорь Грабарь
В разговоре о позднем русском импрессионизме нельзя не обратиться к творчеству великого деятеля искусства Игоря Эммануиловича Грабаря, перенявшему многие техники французских живописцев второй половины XIX века благодаря своим многочисленным поездкам в Европу. Используя приемы классических импрессионистов, на своих картинах Грабарь изображает абсолютно русские пейзажные мотивы и бытовые сюжеты. Пока Моне рисует цветущие сады Живерни, а Дега – прекрасных балерин, Грабарь изображает теми же пастельными цветами суровую русскую зиму и деревенскую жизнь. Больше всего Грабарь любил изображать на своих полотнах иней и посвятил ему целую коллекцию произведений, состоящую из более ста маленьких разноцветных набросков, созданных в разное время суток и при разной погоде. Сложность работы над такими рисунками состояла в том, что краска застывала на морозе, поэтому работать приходилось быстро. Но именно это и позволяло художнику воссоздать «тот самый момент» и передать свое впечатление от него, что и является главной идеей классического импрессионизма. Часто стиль живописи Игоря Эммануиловича называют научным импрессионизмом, потому как он придавал большое значение свету и воздуху на полотнах и создал множество исследований о передачи цвета. Более того, именно ему мы обязаны хронологическим расположением картин в Третьяковской галерее, директором которой он был в 1920-1925 годах.
Березовая аллея, 1940
Зимний пейзаж, 1954
Иней, 1905
Груши на синей скатерти, 1915
Уголок усадьбы (Луч солнца), 1901
Вариант 1. Пример подробного сочинения для старших классов
Валентина Серова называют гениальным мастером психологического портрета. Но творчество этого художника очень многогранно: историческая и пейзажная живопись, жанровые картины, графика, работа над театральными декорациями. Ученик Репина и Чистякова, он сыграл значительную роль в развитии русской живописи в переходный период из 19 в 20 век. Картины Серова уже в те годы были широко известны в Европе.
Картину можно назвать морским пейзажем, который содержит жанровую сцену. Сюжет интересен эффектом случайно увиденного бытового события. В нём нет ничего постановочного.
В изображении главных героев полотна передана вся любовь художника к сыну и любимому животному. Валентин Александрович трепетно относился к лошадям. Он тщательно прописал удивительную стать, элегантность и грациозность Риллики. Фигуры юноши и лошади мастер сделал композиционным центром картины. В них он увидел очарование молодой силы, энергии, свободы. Чувствуется, что животное полностью доверяет своему хозяину. Лошадь спокойно стоит, не осложняя процедуру купания. Подросток спешит отмыть любимицу, чтобы присоединиться к убежавшим купаться друзьям. Мы не видим лица героя картины. Оно повёрнуто в сторону моря, где радостно плещутся мальчишки.
Лучезарно сияют на полотне море и небо. Всё окрашено пронзительно-сиреневым предзакатным светом. набегают лёгкие барашки волн, колышутся в воде мастерски написанные тени. Подсвеченные заходящим солнцем облака, чистый горизонт, искрящиеся волны — всё на море и в небе пропитано умиротворяющим спокойствием. Целый хоровод бликов оживляет чуть мрачноватые краски.
Полотно полно энергией движения. Неспокойно море, вздымают фонтаны брызг купальщики, плывут облака, клонится к закату солнце. Немало динамики в фигуре юноши. Но, кажется, что спокойствие внушительной фигуры лошади всё уравновешивает. Очень эмоциональной делает картину обилие волнистых линий. Они – то выгнуты, то вогнуты. Цветовая гамма полна холодных фиолетовых оттенков, но тёплые цвета лошади и загорелого тела юноши всё приводят в гармонию.
Несмотря на простоту сюжета, картина богата содержанием. В обыкновенной, на первый взгляд, зарисовке из жизни можно ощутить грусть автора по безвозвратно ушедшему: молодости, беззаботному счастью и яркости ощущений. В морском просторе читается мотив свободы, вольности. Его усиливает горделивое животное. Современники Серова предполагали также, что в этом полотне мастер отразил нестроения первой революции 1905 года. Ему хотелось, чтобы русская жизнь изменилась к лучшему.
На первый взгляд, картина незатейлива и вовсе не требует никакой интерпретации. Юноша купает коня – что может быть проще? И, наверное, в кисти любого другого художника эта сцена так бы и осталась обычным этюдом, незаконченным и малохудожественным, который запечатлел случайную бытовую сцену.
У любого другого художника так бы все и было, но только не у Серова, ведь его кисть позволила создать подлинный шедевр – с изобразительной и психологической точек зрения. Даже не знакомый с творчеством Серова человек поймет, что картина таит в себе глубокое содержание, то, что скрыто за обыкновенной, казалось бы, зарисовкой.
Сама атмосфера картины пронизана тоской автора по молодости, яркости ощущений.
Присмотритесь: работающий юноша спешит, его взгляд нацелен отнюдь не на лошадь, которая покорно стоит и ждет помыва. Нет, он смотрит куда-то вдаль – там, где, возможно, купаются и резвятся его друзья. Мотивы свободы, вольности, непокорности подспудно задаются и самим животным, которое у большинства из нас ассоциируется именно с этими понятиями, и морем. Последнее достаточно спокойно, оно только лишь слегка волнуется, и это придает картине нотку умиротворения, делает ее не такой мрачной.
Небо, правда, начинает окрашиваться в фиолетовый оттенок, однако это признак надвигающихся сумерек, а не непогоды. Так что работа мальчика скоро должна подойти к концу; пара движений – и человек с животным будут отдыхать. Нельзя не отметить, что автору в равной степени удались и персонажи, и морской пейзаж, переданный удивительно точно и ярко.
Конечно, дабы навеять зрителю нужное впечатление, Серову нужно было тщательно обдумать манеру письма, сделать ее более энергичной. Только тогда благодарные ценители его творчества почувствуют пронзительную тоску художника по давно ушедшим счастливым дням.
Юрий Пименов
Совершенно неклассический, но все же импрессионизм развивался и в советское время, ярким представителем которого становится Юрий Иванович Пименов, пришедший к изображению «мимолетного впечатления в постельных тонах» после работы в стиле экспрессионизма. Одной из самых известных работ Пименова становится картина «Новая Москва» 1930х годов – светлая, теплая, будто написанная воздушными мазками Ренуара. Но в то же время сюжет этой работы совершенно не сочетается с одной из основных идей импрессионизма – отказа от использования социальных и политических тем. «Новая Москва» Пименова как раз великолепно отражает социальные изменения в жизни города, которые всегда вдохновляли художника. «Пименов любит Москву, ее новь, ее людей. Живописец щедро отдает это свое чувство зрителю», – пишет в 1973 году художник и исследователь Игорь Долгополов. И действительно, глядя на картины Юрия Ивановича, мы проникаемся любовью к советской жизни, новым кварталам, лирическим новосельям и урбанистике, запечатленным в технике импрессионизма.
Творчество Пименова еще раз доказывает, что у всего «русского», привезенного из других стран, свой особенный и уникальный путь развития. Так и французский импрессионизм в Российской империи и Советском Союзе вобрал в себя черты русского мировоззрения, национального характера и быта. Импрессионизм как способ передачи одного лишь восприятия действительности в чистом виде остался чужим для русского искусства, потому что каждая картина русских художников наполнена смыслом, осознанием, состоянием переменчивой русской души, а не просто мимолетным впечатлением. Поэтому уже в следующие выходные, когда Музей Русского Импрессионизма заново представит основную экспозицию москвичам и гостям столицы, каждый найдет что-то для себя среди чувственных портретов Серова, урбанистики Пименова и нетипичных для Кустодиева пейзажей.
Новая Москва
Лирическое новоселье, 1965
Костюмерная Большого театра, 1972
Раннее утро в Москве, 1961
Париж. Улица Сен-Доминик. 1958
Стюардесса, 1964
Серов Валентин Александрович (1865-1911)
— одарённый от природы и выросший в атмосфере искусства (отец — знаменитый композитор, мать-пианистка) он был разносторонним мастером кисти. Но больше всего художник прославился как замечательный портретист (написал несколько десятков портретов, среди них — Репина, Коровина, Левитана, Лескова, Горького, Чехова, Римского-Корсакова, Шаляпина, Ермоловой…). Серов оказался плодовитым маэстро. Очень многие знаменитости в России мечтали иметь портрет от «знаменитого Серова». Однако, по словам его дочери, «боялись его всевидящего ока»
Дебютировал будущий великий мастер на выставке передвижников в 1888 году двумя картинами — «Девочка с персиками» (1987) и «Девушка, освещённая солнцем» (1988) Они произвели сенсацию и прославили молодого художника.
1887-Serov-It’s a girl with peachs-Серов Девочка с персиками (Портрет В.С. Мамонтовой)
1888-Serov-A Girl is in the sun-Серов- Девушка, освещенная солнцем
1888-Serov-It’s a overgrown pond-Серов. Заросший пруд. Домотканово
1892-Serov-Repin-Серов-Репин И.Е.
1895-Serov-Pushkina-Серов-В.В.Мусина-Пушкина
1895-Serov-She’s an unknown-Серов-Портрет Неизвестной
1898-Serov-It’s in the winter-Серов -Зимой
1895-Serov-It’s Lvova-Серов-М.Я.Львова
1899-Serov-They are lads-Серов-Мальчики
1898-Serov-It’s a woman with a horse-Серов-Баба с лошадью
1900-Serov-Nikolaj 2-Серов Вал Николай II
1902-Serov-Yousupova-Серов-З.Н.Юсупова
Больше всего Серов любил рисовать портреты писателей, художников, артистов. Самый знаменитый из них был «Портрет великой русской актрисы Ермоловой»
Марии Николаевны (1905). Архитектор Шехтель Ф., увидев его, воскликнул: «Это памятник Ермоловой! С этого холста она продолжает жечь сердца!»
1905-Serov-Ermolova-Серов-Портрет артистки Ермоловой М.Е.
1905-Serov-Ermolova-Серов-Портрет артистки Ермоловой М.Е.
1893-Serov-Ifigenia is in Tavrida-Серов Вал Ифигения в Тавриде
1902-Serov-Ostrouhov-Серов-Художник-Остроухов
1907-Serov-Andriev-Серов-Писатель Андреев
1905-Serov-It’s a naturshitsa-Серов-Натурщица
1905-Serov-Orlova-Серов-Княгиня Ольга Орлова
1906-Serov-Baxt-Серов-Лев Бакст
1905-Serov-It’s a horse-Серов Вал Купание лошади
1905-Serov-Shalyapin-Серов-Шаляпин Ф.И.
1908-Serov-Akimova-Серов-Акимова М.Н.
1907-Serov-It’s Peter 1-Серов-Пётр 1
1907-Serov-Girls-Серов-Девочки Н и Т Касьяновы
1908-Serov-Rapport-Серов-Раппопорт Н.З.
1910-Serov-Gryonberg-Серов-Грюнберг И.Ю.
1911-Serov-Sherbatova-Серов-Княгиня Щербатова
Александр Герасимов
Одним из учеников Коровина и Серова, перенявшим у них экспрессивный мазок, яркую палитру и этюдную манеру письма, стал Александр Михайлович Герасимов. Расцвет творчества художника пришелся на время революции, что не смогло не отразиться в сюжетах его картин. Несмотря на то что Герасимов отдал свою кисть на службу партии и прославился благодаря выдающимся портретам Ленина и Сталина, он продолжал работать над импрессионистическими пейзажами, близкими его душе. Работа Александра Михайловича «После дождя» открывает нам художника как мастера передачи воздуха и света на картине, чему Герасимов обязан влиянию своих именитых наставников.
Художники на даче у Сталина, 1951
Сталин и Ворошилов в Кремле, 1950-е
После дождя. Мокрая терраса, 1935
Натюрморт. Полевой букет, 1952
Купание лошади. 1905
Серов В.А.Холст, масло72 х 99
Русский музей
Пост.: 1906 от автора, Москва
Аннотация
Картина была написана на берегу Финского залива на даче художника в Ино, близ Териок (так называлось место под Петербургом до 1948 года. Ныне — город Зеленогорск). На картине изображены сын художника Александр и лошадь Риллика.
В этом полотне Серов гармонично соединил образы юности и свободной стихии, олицетворением которой являются прекрасный, чутко прислушивающийся конь и пронизанное световой энергией, овеваемое ветром морское пространство. В свойственных полотну мажорном строе, солнечности, экспрессии образа современники мастера усматривали отражение общественных настроений эпохи начавшейся первой русской революции, своих надежд на преображение русской жизни.
Биография автора
Серов Валентин Александрович (1865, Петербург – 1911, Москва)
Живописец, график.
Академик Императорской Академии художеств (с 1898).
Родился в Петербурге в семье композитора и музыкального критика А.Н. Серова. Учился у И.Е. Репина в Париже (1874-1875) и в Москве (1878-1879), в Академии художеств у П.П. Чистякова (1880-1885, не окончил). Вышел из состава Академии в знак протеста против расстрела демонстрации 9 января 1905. Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1897-1909). Участник Абрамцевского художественного кружка, член Товарищества передвижных художественных выставок, «Мира искусства», других объединений.
Член Совета Московской городской художественной галереи Третьяковых. Посетил Голландию, Бельгию, Германию, Францию, Грецию, Италию, Испанию.
Блестящий портретист, пейзажист, автор исторических и жанровых картин. Возродил в искусстве обстановочный портрет — портрет-картину. Много работал в области графики, занимался офортом, литографией, книжной иллюстрацией.