Жак луи давид (david). картины выдающегося художника классицизма

Смерть от стрелы

И всё-таки Парис в поединке с Менелаем считался проигравшим. По всем правилам он должен был вернуть Елену законному мужу, но царевич делать этого не стал. Более того, он не был активным участником Троянской войны, за что соотечественники нередко ругали Париса.

Однако он всё же сумел отличиться. Стрела Париса попала в пятку Ахиллеса и сразила великого героя Греции. Казалось, победа на стороне Трои.

Смерть настигла Париса также во время боя. Ядовитая стрела грека Филоктета нанесла смертельную рану царевичу. Он знал, что помочь ему сможет нимфа Энона, его первая супруга. Он отправился в лес, где жила нимфа, но та отказалась помогать, помня о предательстве мужа.

Антуан Томас «Энона отказывается спасать Париса», 1816 годМестонахождение: Школа изящных искусств, Париж, Франция

После нескольких часов мучений и раздумий Энона, что по-прежнему любила Париса, схватила лечебные травы и бросилась к тому месту, где остался супруг. К несчастью, она нашла его уже мёртвым. Пережить этого нимфа не могла. Во время похорон возлюбленного она бросилась в его погребальный костёр.

Судьба возлюбленной Париса, Елены Прекрасной, также оказалась трагической. Предание о любви царевича показывает нам, насколько безрассудным и “слепым” может оказаться человек во власти своих чувств. Амбиции и любвеобильность Париса заставили его выбрать дар Афродиты, что в итоге оказался роковым – как для него, так и для двух женщин, любивших троянского красавца.

Предыстория. Кто такой Парис?

(многие знатные троянцы параллельно носили местные и греческие имена)(Ойноне)Тот факт, что Парис (второе имя Алаксандус) существовал на самом деле подтверждают хеттские надписи, упоминающие Алаксанду и других правителей Таруисы (Трои).О том что он жил в 13-м веке до н.э. свидетельствует договор с хеттским царем Муваталли II (1295—1272 гг до н. э.) заключенный около 1280 г. до н. э. Данный договор обнаружен в раскопках Богазкёя среди клинописных записей того времени. Договор предполагает, что Алаксанду ранее заключил договор также и с отцом Муваталли II — Мурсили II (1322—1295 гг. до н. э.).Это дало основания полагать, что, возможно, Алаксанду — греческий правитель по имени Александр и что он может быть связан с гомеровским Александром из Илиона, более известным под именем Парис.Некоторые историки отождествляют Париса с Пиама-Раду — мятежным правителем Вилусы, имя которого фигурирует в хеттских архивах середины и конца 13-го века до нашей эры в западной Анатолии.

Непростое детство Париса

Несмотря на то, что Парис являлся отпрыском правящей семьи Трои, детство его нельзя назвать лёгким. Его родителями были Приам и Гекуба. Незадолго до его рождения мать увидела сон, в котором рожала горящий факел, увитый множеством змей.

Напуганные таким кошмаром, Гекуба и Приам после появления Париса велели рабу отнести младенца на высокую гору, оставив его там. К счастью для малыша, ему несказанно повезло. Его заметила медведица, что вскормила человеческое дитя своим молоком. Благодаря этому Парис смог выжить.

Джулио Романо «Сон Гекубы», XVI векМестонахождение: Герцогский дворец в Мантуе, Италия

Сам раб Агелай, что являлся исполнителем приказа царя, не мог успокоиться. На пятый день он вернулся на гору и нашёл мальчика живым и здоровым. Мужчина забрал ребёнка и воспитал как родного сына.

Повзрослевший Парис стал настоящим красавцем. Однажды во время выпаса овец он заметил нимфу Энону, что гуляла неподалёку. Красота юноши покорила её, и она вскоре дала согласие стать его женой. Но, увы, Париса нельзя было назвать примерным семьянином.

Якоб де Вит «Парис склоняется над Эноной», 1737 годМестонахождение: Рейксмюсеум, Амстердам, Нидерланды

Парис и проделки богинь

В один из дней, когда он отправился на пастбище, покровительница раздора Эрида решила посеять ссору между верховными богинями Олимпа. Она бросила яблоко с надписью “Прекраснейшей”, которое Парис должен был вручить одной из небожительниц – Афродите, Гере или Афине.

Конечно, богини пошли на женские уловки, принявшись обещать пастуху свои щедрые дары. Недолго думая, Парис выбрал “подарок” Афродиты – любовь самой красивой женщины Греции. В итоге Гера и Афина затаили обиду на столь неразумного судью.

Во время состязаний, происходивших в Трое, Париса вдруг увидела его сестра, Кассандра, обладающая даром предвидения. Именно она узнала в прекрасном юноше своего брата, о чём сообщила родителям.

Тогда уже приёмному отцу Париса пришлось рассказать историю спасения мальчика. В один день пастух Парис стал царевичем, что обязан был справляться со множеством дел.

Жан-Батист Фредерик Десмаре «Пастух Парис», 1787 годМестонахождение: Национальная галерея Канады

Наследие римских героев и классическая скульптура

Стиль Жака-Луи Давида (1748–1825) основан на детальном знакомстве с античными памятниками искусства, в том числе со скульптурой. Начатые в то время раскопки Помпей, засыпанных пеплом Везувия, подарили художникам много нового материала для вдохновения. Наиболее известны картины Давида «Клятва Горациев», которую он написал по заказу короля Людовика XVI, и «Брут». Обе они прославляют верность долгу и родине, причем на втором полотне эти ценности ставятся даже выше родственных уз: главный герой изображен в тот момент, когда он приказывает казнить собственных сыновей за участие в заговоре против государства.

Жак-Луи Давид «Любовь Париса и Елены» (1788) Художник скрупулезно подражает античным традициям

Жак-Луи Давид «Смерть Сократа» (1787). Характерное для классической живописи восхищение мужеством и стойкостью духа

Вершиной классицизма в жанре скульптуры считаются работы итальянца Антонио Кановы (1757–1822). Они пропорциональны и совершенны: в них словно нет ни одного изъяна. Почему же современники подчас критиковали их? Как ни странно, Канову обвиняли в том, что в своем стремлении к идеалу он доходит порой до холодности, недопустимой в искусстве. Наследие Кановы творчески переосмыслил датский скульптор Бертель Торвальдсен (1770–1844). Его лучшие творения созданы в основном на античные сюжеты. Торвальдсену, как никакому другому скульптору эпохи классицизма, удалось передать суть искусства Древней Греции и Древнего Рима, его стремление к идеалу красоты и гармонии. Портретные бюсты, созданные Торвальдсеном, пользовались спросом по всей Европе.

Бертель Торвальдсен «Ганимед, кормящий Зевсова орла» (1817) Совершенство техники Торвальдсена роднит его работы с лучшими античными образцами

Миф о Суде Париса и Яблоке раздора

(позже, у Фетиды и Пелея родится сын Ахиллес — знаменитый участник Троянской войны)яблоко раздора(богу торговли, прибыли, хитрости, разумности, ловкости и красноречия)

  • Гера пообещала Парису власть над всей Азией;
  • Афина — военные победы и славу; 
  • Афродита пообещала наградить его любовью любой женщины, которую он выберет. 

Леды(жены царя Спарты Тиндарея. По легенде, Зевс, прельщённый красотой Леды, превратился в лебедя и овладел ею)Жак Луи Давид — Елена Прекрасная и Парис (1788) — фрагмент, Лувр, ПарижВсем то казалось угодным; но только не Гере богине,Ни Посидону царю, ни блистательноокой Афине;Им, как и прежде, была ненавистною Троя святая,Старец Приам и народ, за вину Приамида Париса:

Он богинь оскорбил, приходивших в дом его сельскийЧесть он воздал одарившей его сладострастием вредным.Вестница утра, в двенадцатый раз восходила денница.— Гомер. Илиада. Песнь XXIV. Выкуп Гектора.

Кассандра

Елена Прекрасная и Троянская война

Уступила Елена просьбам Париса. Тайно увел Парис прекрасную Елену на свой корабль: похитил он у Менелая жену, а с ней и его сокровища. Все позабыла Елена — мужа, родную Спарту и дочь свою Гермиону ради любви к Парису.— Гомер. Илиада. Одиссея

(или Аполлон из его лука)Иоганн Тишбейн — Гектор упрекает Париса за его мягкость и призывает идти на войну (1786)

Гибель Париса

В эпоху Возрождения миф о суде Париса стал популярен по всей Европе и имена древнегреческих богов, зачастую заменялись на римские: Юно́на — богиня брака и рождения; Венера — богиня красоты, плотской любви, желания, плодородия и процветания; Минерва — богиня мудрости; Дискордия — богиня раздора; и Меркурий сопровождающий их.

Архитектура. Закат классицизма

Постройки эпохи классицизма — это симметрия, строгость, монументальность, приятная глазу сдержанность внутреннего и внешнего убранства.

В этот период воплощались в жизнь многие масштабные проекты: в крупных городах Европы и Америки (Берлине, Санкт-Петербурге, Мюнхене, Варшаве, Филадельфии) строились впечатляющие архитектурные ансамбли, напоминающие громады греческого Парфенона и Римского форума.

Известнейшим архитектором той эпохи был венецианец Андреа Палладио. В его творчестве принципы классицизма отразились во всей полноте. Со временем в, казалось бы, строго классических произведениях искусства начали проявляться некие новые веяния. Так, на полотнах французского живописца Жана Огюста Доминика Энгра (1780–1867) при соблюдении всех канонов классицизма присутствует восточный колорит. А в произведениях россиянина Карла Брюллова (1799–1852) стали заметными черты романтизма — обращение к сильным чувствам и переживаниям конкретной личности.

Жан Энгр «Эдип и Сфинкс» (1808) Представлен момент отгадывания Эдипом загадки Сфинкса

Что ж, в развитии каждого стиля неизбежно наступает кризис, которому как раз и предшествуют эти новые веяния. Строгость и гармония классицизма постепенно стали вырождаться в бездушную схематичность. Живой диалог со зрителем сменился сухим, почти научным подходом.

Эту позднюю стадию классицизма называют академизмом — он тоже подражал античности, но делал это скорее рассудочно, чем под влиянием вдохновения. И к середине XIX века его постепенно сменил новый стиль изобразительного искусства — реализм. К образцам академизма принято относить, например, произведения британского художника нидерландского происхождения Лоуренса Альма Тадемы (1836–1912). Для его картин (Тадема писал преимущественно на историческую тематику) характерны тончайшая проработка деталей и высокая историческая достоверность. Правда, по мнению критиков, полотна подчас отличаются излишней театральностью и «постановочностью». Творческое наследие мастера составляют сотни картин, среди которых «Посвящение Вакху», «Розы Гелиогабала», «Женщины Амфисса» и другие.

Поделиться ссылкой

Сочинения по картинам 5-9 класс

  • Иллюстрация к «Сказке о Золотом петушке» Билибина
    (683)

    Картина известного русского художника Ивана Билибина, который один из первых рассмотрел проблему иллюстраций детской литературы. На сегодняшний день сложно представить себе книжку без картинок. Самые лучшие иллюстрации были нарисованы еще во времена развития детской литературы, но до сих пор пользуется популярностью.Эта картина является частью…

  • Иллюстрация к былине «Вольга» Ивана Билибина
    (564)

    Билибин постоянно тяготел к иллюстрированию разного рода былин и сказаний. «Иллюстрация к былине Вольга» выполнена в орнаментальном графическо-декоративном исполнении, которая полностью основана на мотивах былин и преданий русского народа.Иллюстрация выполнена тушью подцвеченного акварелью, при этом стоит отметить, что Билибин смог выработать…

  • Иллюстрация к сказке «Белая уточка» работы Ивана Билибина
    (698)

    Иллюстрирование «Белой уточки», ровно как и еще шести сказок, знаменательно тем, что Билибин смог разработать и активно внедрить в свое творчество особую технику рисунка – тушь, подцвеченную акварелью.Билибин был приверженцем использования русского орнамента в оформлении своих произведений. В связи с этим он часто посещал российские глубинки,…

  • Иллюстрация к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» работы Ивана Билибина
    (644)

    Каждый из нас помнит чудесные русские сказки, которые он читал в детстве. Со временем они совершенно изменялись. Люди рассказывали их друг другу, добавляя что-то свое и этим существенно обогащая общее содержание. Сказки сначала не публиковались. Лишь в 17 веке, во второй его половине стали появляться книжки, которые именовались лубком.В них…

  • Описание иллюстрации Ивана Билибина к сказке «Иван-Царевич и жар птица»
    (1112)

    Перед нами иллюстрация к знаменитой сказке. Билибин – настоящий мастер, сумевший передать особую красоту этого удивительного жанра. Сказки позволяют нам погрузиться в мир полный чудес. В нем травы. Звери и птицы умеют разговаривать. Человек их прекрасно понимает.Жар-птица – истинное волшебство. С такой героиней не сравниться ни одна птица. Ее…

  • Описание картины И. Грабаря Февральская лазурь
    (589)

    И.Грабарь один из русских художников-живописцев 19-20 веков, его учителями были такие известные личности как И.Репин и П.Чистяков. Больше всего мастер любил изображать на своих полотнах несравненную красоту родных русских земель.Художник очень трепетно относился к истинно русскому дереву — березе, и именно ее очень часто можно встретить на…

  • Описание картины Сальвадора Дали «Мадонна Порт-Льигата»
    (538)

    Будучи некогда неверующим, психика Гения кардинально изменилась, и он обратился в веру. Эти изменения сразу же выразились в его творчестве – странные образы объединились с христианскими мотивами в купе с мистицизмом.Он сотворил две версии полотна «Мадонна Порт-Льигата». В лике Богоматери прослеживаются черты его любимой супруги Галы, которую он…

  • Сочинение И. К. Айвазовский “Радуга”
    (676)

    Иван Константинович Айвазовский – знаменитый русский живописец-маринист. В картине “Радуга” нашли отражение романтическое мировосприятие мастера, его восхищение необъятной, вечно изменчивой стихией моря. В центре внимания художника – тема кораблекрушения. Зрительно полотно можно разделить на две части. Задний план более мрачен, преобладают…

  • Сочинение по картине «Май 1945» А. и С. Ткачёвых
    (899)

    Художники братья Ткачёвы, Сергей Петрович (1922) и Алексей Петрович (1925) приобрели значи­тельную известность ещё в середине прошлого века.

    Художники имеют многочисленные награды и звания. Ещё с 1948 г. они начали писать картины вместе, в две кисти — такое бывает не так часто, особенно соавторство на столь продолжительный период.
    Военная тема занимает…

  • Сочинение по картине 3. Е. Серебряковой «За туалетом. Автопортрет»
    (588)

    Судьба талантливой художницы Зинаиды Васи­льевны Серебряковой сложилась счастливо и одно­временно трагически. Родившись в семье Лансере-Бенуа, в которой было несколько поколений талантли­вых архитекторов, скульпторов, художников, Зинаида Васильевна не могла избрать иного занятия, не свя­занного с искусством. Счастливое детство, юность,…

Суд Париса в искусстве

Суд Париса (деталь крышки саркофага с мифом о Селене и Эндимионе). Париж, Лувр.«Суд Париса». Ок. 510 до н. э. Чернофигурная аттическая гидрия. Государственное античное собрание. МюнхенАхиллес преследует разоруженного всадника. Ок. 510 до н. э.Мозаика изображающая «Суд Париса» времен Римской империи. Найдена в разрушенном здании, предположительно дворце императора ДиолектианаСтелла из Туниса. Первая половина 2 века н.э. Находится в «Античном собрании» (Берлин)Фреска из Помпеи Суд Париса. Национальный археологический музей Неаполя. Конец III — II век до н. э.Шкатулка 5-го века с изображением того как Гермес отдает Афродите золотое яблоко присужденное ей Парисом.Неизвестный итальянский мастер Суд Париса 1430-40 г.Сандро БотичеллиСандро Боттичелли. Фонд Джорджо Чини, Венеция, 1485-1488Мастер Аргонавтов (неизвестный о имени художник, обозначенный по наиболее известной картине, 1470-е)культа женского тела эпохи Возрождения
Лукас Кранах старший, ок. 1512-1514Лукас Кранах старший, ок. 1528Лукас Кранах старший, ок. 1530
Ян Брейгель Младший (Jan_Breughel_II), 17 векПитер Пауль Рубенскартин Рубенса изображающих суд ПарисаСебастьяно Риччи (1659-1734)Клод Лоррен, ок. 1645-1646Гравюра Маркантонио Раймонди. Суд Париса (по утраченному оригиналу Рафаэля), 1515Макс Клингер, ок. 1886-1887Михаил Врубель, Суд Париса, 1893 г.Сальвадор Дали (1904-1989) — Суд ПарисаФедерико Хименес (1841-1931) — Суд Париса

Непридуманный царевич

О Парисе в своих творениях писали Софокл и Еврипид, однако настоящую популярность красавец-царевич приобрёл раньше, благодаря Гомеру, что подробно рассказал о жизни своего героя.

В своей «Илиаде« автор настолько реалистично поведал историю Париса, что и сегодня исследователи затрудняются сказать: только ли мифическим был этот персонаж или он существовал на самом деле?

Интересно, что на равнине Кебрения в Троаде находится настоящая могила царевича и его первой жены. А если вы переосмыслите сюжет мифа о Троянской войне, исключив богов Олимпа, то получится соответствие реальным историческим событиям. На мой взгляд, образ Париса вполне мог быть списан с настоящего царевича, жившего в то время.

Антоний Бродовский «Парис во фригийском колпаке», 1812 годМестонахождение: Национальный музей в Варшаве, Польша

Начало классицизма в живописи

В 1648 году во Франции по инициативе «первого живописца короля» Шарля Лебрена (1619–1690) была основана Академия живописи и скульптуры, на долгие годы оставшаяся «матерью классицизма». Свое почетное звание (и, кстати, пожизненную пенсию) Лебрен получил за серию полотен, посвященных Александру Македонскому.

Шарль Лебрен «Апофеоз Людовика XIV» (1677) Пример постепенного перехода от барочной живописи к классической

Французский художник Никола Пуссен (1594–1665) одним из первых обратился к античному наследию и традициям Леонардо да Винчи и Рафаэля. Он стремился к ясности, гармонии и соразмерности композиции, считая именно их идеалом красоты. Его полотна «Парнас», «Суд Соломона», «Великодушие Сципиона» воспевают силу человеческих характеров, мужественность поступков, прославляют торжество любви и высшей справедливости.

Никола Пуссен «Нимфа Сиринкс, преследуемая Паном» (1638) Классический античный сюжет с пока еще барочной сложной композицией

Еще один представитель раннего классицизма — Клод Лоррен (1600– 1682). В отличие от Пуссена, его привлекали не героические сюжеты, а тема гармонии человека и природы. По свидетельству современников, Лоррен «старался разными способами подступиться к природе: лежал с раннего утра до поздней ночи под открытым небом, стремясь постигнуть, как наиболее правдоподобно написать зарю на рассвете и в часы заката; и когда ему удавалось уловить искомое, он тотчас приводил свои краски в согласие с увиденным, бежал с ними домой и применял их к задуманной им картине, достигая тем высшей правдивости, не известной до него». Удивительно точные по цвету и совершенные по исполнению, полотна Лоррена по сей день являются образцом для пейзажистов.

Клод Лоррен «Отплытие царицы Савской» (1648). Лоррен был блестящим мастером света, он оказал огромное влияние на развитие пейзажа в целом

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: