«натюрморт с сундуком из черного дерева» переда, антонио де, картина 1652 г

«натюрморт с маятником» переда, антонио де, картина 1652 г.

Около 1608—1678. Антонио Переда Натюрморт с часами

Натюрморт Переды — один из тех натюрмортов XVII века, в которых за кажущейся простотой обычных вещей таится символика, своеобразный образный шифр. Для понимания его необходимо знать многообразные смыслы и значения, которыми обладали для человека той эпохи самые обыденные, с нашей точки зрения, предметы. XVII век в европейской живописи был веком, когда впервые мир будничного окружения человека, предметная среда каждодневности стала полноправным сюжетом изображения. Вместе с тем этот мир простого сохранял еще свою связь с миром высоких ценностей и глубоких смыслов. И даже если не всегда в каждую вещь вкладывалось определенное символическое или аллегорическое содержание, она сохраняла свою многосмысленность, отсвечивала разными значениями. И, может быть, именно это двойное свойство вещей — то, что они одновременно воспринимались и как чисто утилитарные предметы, служившие человеку в быту, и как знаки иного — и объясняет до некоторой степени повышенный интерес этой эпохи к натюрморту.

В сущности, каждый натюрморт XVII века, даже самый бытовой, мог быть прочитан или как эмблема, или как своеобразная криптограмма

Пусть нам не всегда удается расшифровать эту криптограмму, что не столь уж важно; гораздо важнее ощущать в этих натюрмортах само наличие семантического ореола, придающего им дополнительное образное измерение. В натюрморте Переды самый характер расстановки предметов указывает зрителю на существование второго плана, второго смысла

Они расставлены искусственно, только для данного раза, они не в той ситуации, в которой оказываются обычно, когда попадают в сферу действия человека и становятся его функцией. Вещи вырваны из привычных, жизненных, бытовых связей, они находятся в искусственном отношении друг к другу — и этим уже задается угол восприятия их зрителем. Если вещи намеренно расставлены именно так, значит, сама эта расстановка заключает в себе определенное сообщение, которое зритель должен разгадать. При этом, поскольку установка на разгадывание задана, зритель ищет смысл и там, где художник, может быть, не предполагал его. В XVII столетии часы не стали еще только удобным прибором для измерения; в них сохранялось что-то от символического обозначения неумолимого быстротечного земного времени. Трудно разгадать значение этих предметов и их сопоставлений. Но трудно и не заподозрить в них некоей тайнописи, которая, конечно, современникам художника была доступнее, нежели нам. Картина поступила в Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в 1930 году ив Государственного Эрмитажа.

Готика

Готическое искусство Испании постепенное развивалось от предшествовавших ей романских стилей, руководствуясь внешними моделями сначала из Франции, а затем из Италии. Еще одним отличительным аспектом был включение элементов стиля мудехар. В конце концов, итальянское влияние, у которого были позаимствованы византийские стилистические приемы и иконография, полностью вытеснило первоначальный франко-готический стиль. Каталония была по-прежнему процветающей областью, где было создано много прекрасных алтарей; однако регион пришел в упадок после того, как акцент на торговлю переместился в Атлантику после открытия американских колоний, что отчасти объясняет присутствие там множества средневековых пережитков, поскольку не было денег на переоборудование церквей в стиле Возрождения и барокко.

Гойя

Франсиско Гойя, «Третье мая 1808 года»

Франсиско Гойя был портретистом и придворным художником испанского двора, летописцем истории, и, по его неофициальной занятости, революционером и провидцем. Гойя написал портреты испанской королевской семьи, в том числе Карла IV Испаниского и Фердинанда VII. Его темы варьируются от веселых праздников для гобелена, эскизов сатирического содержания до сцен войны, боевых действий и трупов. На ранней стадии своего творчества, он нарисовал эскизы сатирического содержания в качестве шаблонов для гобеленов и фокусировался на сценах из повседневной жизни с яркими цветами. В течение своей жизни Гойя также сделал несколько серий «Grabados» — офортов, на которых запечатлен упадок общества и ужасы войны. Самая известная серия его картин — это Мрачные (Черные) Картины, написанные в конце его жизни. Эта серия включает в себя произведения, мрачные как по цвету, так и по смыслу, вызывающие беспокойство и шок.

1.4 Декор

За пять лет до смерти страдающий подагрой Рубенс перепоручил свои эскизы Йордансу, чтобы тот разработал декорации для триумфального въезда в Антверпен кардинала-инфанта Фердинанда, нового правителя Испанских Нидерландов. В 1639 – 1640 годах Йорданс по поручению английского короля Карла I закончил отделку Квинс-хауса в Гринвиче – также вслед за Рубенсом, который не смог выполнить заказ из-за слабого здоровья. К сожалению, эта работа не сохранилась.

Йорданс также принял участие в украшении королевского охотничьего дома Торре-де-ла-Парада близ Мадрида. Росписью по эскизам того же Рубенса занимались многие живописцы, включая Корнелиса де Воса и Питера Снайерса. Йордансу приписываются «Аполлон и Пан» (по эскизу Рубенса), «Брак Пелея и Фетиды», «Вертумн и Помона», а ещё несколько остаются над вопросом. В 1661 году его попросили расписать три довольно больших люнета в недавно построенной ратуше Амстердама.

В 1652 году художник сыграл главную роль в оформлении королевского загородного дома Huis ten Bosch («Дом в лесу») близ Гааги. Он написал на стенах дворца «Триумф Фредерика Генриха Оранского, штатгальтера Голландии» и «Победу времени». Эти работы стали шедеврами архитектурного убранства, в которых сложные аллегории переданы яркими цветами и энергичными вихревыми линиями.

Мастерство Якоба Йорданса ценилось настолько высоко, что он продолжал получать заказы от католических монахов даже после перехода в протестантизм.

Художник умер в Антверпене на 86-м году жизни от загадочной «иссушающей лихорадки» или «потовой болезни» (zweetziekte или polderkoorts на голландском языке). В тот же день от этого заболевания умерла его незамужняя дочь Элизабет, жившая с отцом. Они были похоронены под одним надгробным камнем на протестантском кладбище в деревне Путте.

1.4 Натюрморт с битой дичью и омаром

«Натюрморт с битой дичью и омаром» написан Снейдерсом в пору творческого расцвета и в нем великолепное мастерство художника проявилось в полную силу. Изображенная снедь как бы распирает рамки картины, не умещаясь на плоскости огромного стола, свешивается с него или, скатившись, грудой лежит на полу. Художник стремится усилить впечатление динамики и тем, что вводит в полотно изображение живых существ: из-под стола выглядывает собака, готовая броситься на ощетинившуюся кошку. Динамичны и красочные сочетания в картине — ослепительно-белая скатерть положена на ярко-красную, на синем блюде выделяется красный омар, блещет сине-зелено-золотистое оперение павлина. Но безудержная вакханалия красок и форм всегда подчинена у Снейдерса единому композиционному замыслу. В картине «Битая дичь и омар» яркое красочное пятно скатерти и омар заключены в овал, очерченный раскинувшимся павлином, овощами на полу и лесенкой с поставленной на нее снедью. «Натюрморт с битой дичью и омаром» входит в серию из 4 картин Снейдерса, названную «Лавка». Эти произведения были выполнены для епископа города Брюгге.

1.2 РУБЕНС КАК СОЗДАТЕЛЬ БАРОККО

Очень немногие художники, пусть даже великие, заслуживают чести называться основоположниками нового стиля в живописи. Рубенс — исключение. Он стал создателем живого и волнующего стиля художественного выражения, позже названного барокко. Уникальные свойства этой манеры письма наглядно продемонстрированы в его ранней переходной работе «Святой Георгий, поражающий дракона». Стоящая слева женщина в застывшей позе выписана чрезвычайно детально, что характерно для всех предшественников Рубенса. Но героическая фигура рыцаря, его вставшая на дыбы лошадь, энергичные жесты и яркие краски демонстрируют новый интерес, проявляемый Рубенсом к напористому действию, движению, эмоциям. Такие картины, как эта, приблизительно на полвека предвосхитили широкое использование стиля барокко художниками в других европейских странах. «Святой Георгий, поражающий дракона»

Яркий, пышный рубенсовский стиль характеризуется изображением крупных тяжелых фигур в стремительном движении, возбужденных до предела эмоционально заряженной атмосферой. Резкие контрасты света и тени, теплые богатые краски, кажется, наделяют его картины кипучей энергией. Он писал грубоватые библейские сцены, стремительную, захватывающую охоту на животных, звонкие ратные побоища, примеры высочайшего проявления религиозного духа, и все это делал с равным пристрастием к перенесению на холст высочайшей жизненной драмы. Один из его величайших поклонников, французский колорист XIX века Эжен Делакруа, писал о Рубенсе: «Его главное качество, если предпочесть его многим другим, — это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь; без этого ни один художник не может быть великим… Тициан и Паоло Веронезе кажутся рядом с ним ужасно смирными». Никто не изображал людей и животных в жестокой схватке так, как это делал Рубенс. Все его предшественники тщательно изучали прирученных зверей и рисовали их в сценах вместе с людьми. Такие работы обычно преследовали одну цель — продемонстрировать знания анатомического строения животного и основывались главным образом на библейских или мифологических рассказах. Воображение Рубенса увлекло его далеко за пределы реальности истории, заставляя создавать живой мир, в котором люди и звери сражаются друг с другом в стихийно возникшей схватке. Его охотничьи сцены характеризуются огромным напряжением: страсти накалены до предела, возбужденные люди и животные бесстрашно, с яростью набрасываются друг на друга. Этот жанр Рубенс популяризировал в середине своей карьеры художника

Возрождение и маньеризм

В целом Возрождение и последующий за ним стиль маньеризм сложно классифицировать в Испании из-за сочетания фламандских и итальянских влияний и региональных различий.

Главным центром влияния итальянского Возрождения, проникшего в Испанию, была Валенсия благодаря своей близости и тесным связям с Италией. Это влияние ощущалось благодаря импорту произведений искусства, в том числе четырех картин Пьомбо и репродукций Рафаэля, а также переезду художника итальянского Возрождения Паоло де Сан Леокадио и испанских художников, которые провели некоторое время, работая и обучаясь в Италии. Это были, например, Фернандо Яньес де Альмедина.(1475-1540) и Фернандо Льянос, который продемонстрировал черты Леонардо в своих работах, в частности, тонкие, меланхоличные выражения и мягкость исполнения в моделировании черт.

«Пиета», Луиса де Моралеса

В других регионах Испании влияние итальянского Возрождения было менее явным с относительно поверхностным использованием методов, которые сочетались с предшествующими фламандскими методами работы и обладали особенностями маньеризма, в связи с относительно поздним появлением примеров из Италии, так как итальянское искусство было уже в значительной степени маньеристским. Помимо технических аспектов, темы и дух Возрождения были преобразованы, чтобы соответствовать испанской культуре и религиозной среде. Следовательно, изображалось очень мало классических тем или обнаженных женщин, и работы часто демонстрировали чувство благочестивой преданности и религиозной силы — атрибуты, которые будут оставаться доминирующими в большей части искусства Контрреформации в Испании на протяжении XVII века и позже.

Известными художниками-представителями маньеризма были Висенте Хуан Масип (1475-1550 гг) и его сын Хуан де Хуанес (1510-1579 гг), художник и архитектор Педро Мачука (1490-1550 гг) и Хуан Корреа де Вивар (1510-1566 гг). Тем не менее, наиболее популярным испанским художником начала XVII века был Луис де Моралес (1510? -1586), Современники называли его «Божественный» из-за религиозной насыщенности его картин. От Возрождения он также часто заимствовал мягкое моделирование и простые композиции, но сочетал их с точностью деталей, характерной для фламандского стиля. Он изображал многих библейских персонажей, в том числе Деву Марию с Младенцем.

Древняя Иберия

Ранние иберы оставили после себя многое; северо-западная Испания делит с юго-западной Францией области, где самые богатые находки предметов искусства верхнего палеолита в Европе находят в пещере Альтамира и на других участках, где найдены наскальные рисунки, созданные между 35 000 и 11 000 гг до н. э. Наскальное искусство Иберийского Средиземноморского бассейна (как определяет данный термин ЮНЕСКО) является искусством восточной части Испании, вероятно, примерно 8000-3500 годов до н. э., оно демонстрирует животных и сцены охоты, часто созданные с растущим чувством всей композиции масштабной сцены. Португалия, в частности, богата на мегалитические памятники, в том числе Almendres Cromlech (Кромлех Алмендриш), а иберийское схематическое искусство — это каменная скульптура, петроглифы и наскальные рисунки из ранних железных веков, которые обнаруживают на всем Пиренейском полуострове, с геометрическими узорами, а также с более частым использованием простых пиктограммоподобных человеческих фигур, что характерно для аналогичных видов искусства из других регионов. Casco de Leiro — золотой ритуальный шлем позднего бронзового века может быть связан с другими золотыми головными уборами, найденными в Германии, а Сокровище Вильены — это огромный клад геометрически оформленных сосудов и украшений, возможно, X века до нашей эры, включающий в себя 10 килограммов золота.

Иберийский скульптура до римского завоевания отражает контакты с другими передовыми древними культурами, которые создавали небольшие прибрежные колонии, в том числе с греками и финикийцами; финикийское поселение Са Калета на Ибице сохранилось для раскопок, большая его часть сейчас расположена под крупными городами, а Дама Гвардамар была найдена при раскопках на другом финикийском участке. Дама из Эльче (вероятно, IV век до н. э.), возможно, представляет Танит, но также демонстрирует эллинистическое влияние, как и Сфинкс из Агоста и Бича из Баласоте VI века. Быки Гисандо являются наиболее впечатляющим примером веррако — крупных кельто-иберийских скульптур животных из камня; Бык из Осуна V века до н. э. является самым развитым отдельным примером. Сохранились несколько украшенных фальката — характерных искривленных иберийских мечей, а также множество бронзовых статуэток, использовавшихся в качестве вотивных изображений. Римляне постепенно завоевали всю Иберию между 218 г до н. э. и 19 г н. э.

Как и везде в Западной империи, римская оккупация в значительной степени уничтожила местные стили; Иберия была важным сельскохозяйственным районом для римлян, и элита приобрела обширные поместья, производящие пшеницу, оливки и вино, некоторые более поздние императоры происходили из Иберийских провинций; при раскопках были обнаружены многие огромные виллы. Акведук в Сеговии, римские стены города Луго, мост Алькантара (104-106 гг н. э.) и маяк Башня Геркулеса являются хорошо сохранившимися крупными памятниками, впечатляющими примерами римской инженерной мысли, если не всегда искусства. Римские храмы достаточно хорошо сохранились в Вике, Эворе (ныне в Португалии) и Алькантаре, сохранились также их элементы в Барселоне и Кордове. Должны были существовать местные мастерские, производившие высококачественные мозаики, хотя большая часть лучшей отдельно стоящей скульптуры, вероятно, была импортирована. Миссорий Феодосия I — это известное серебряное блюдо поздней античности, которое было найдено в Испании, но, вероятно, создано в Константинополе.

Бизон из пещеры Альтамира (между прибл. 16 500 и 14 000 лет назад)

Сокровище Виллены, вероятно, X в до н. э.

Дама из Эльче, вероятно, IV век до н. э.

Быки Гисандо, фото: Rafaelji, лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported

План сочинения:

    1. «Прикованный Прометей»: эпоха создания и автор произведения.
    2. Мифологический жанр в творчестве Питера Пауля Рубенса.
    3. Сюжет картины.
    4. Композиция и колорит полотна.
    5. Мое отношение к описываемой картине.

Перед нами картина «Прикованный Прометей» великого фламандского живописца Питера Пауля Рубенса. Это полотно создано в начале XVII века, эпоху расцвета барокко, направления в европейском искусстве, которое характеризуется причудливостью форм, необычностью образов, напряжёнными динамичными позами. Все это находит отражение и в сюжете картины, и в ее идее, и в особенностях построения композиции и во многом другом. На мой взгляд, Питер Пауль Рубенс – наиболее яркий представитель барокко в истории европейского изобразительного искусства, именно его творческий гений стал одной из основных точек отсчета эпохи Нового времени.

Судьба Рубенса-живописца сложилась блестяще, главным образом, благодаря его незаурядному таланту. В своем творчестве Рубенс легко преодолел средневековые религиозные формы и жанры, он начал работать с еще только-только возникающими, необычными для того времени светскими жанрами: историческим и мифологическим, аллегорическим, портретным, бытовым жанром и пейзажем. Питер Пауль Рубенс особенно интересовался мифологическими сюжетами, на его картинах мы видим грозных богов и мужественных героев, прекрасных нимф и граций. Он изображает сюжеты древние, как мир, но вместе с тем вечно новые, не теряющие своего значения ни для современников художника, ни для нас, сегодняшних зрителей его полотен. Страсти, обуревающие его героев, их тайные желания и совершаемые ими поступки свойственны человеку вообще, человеку вне времени.

Мне кажется, что картина «Прикованный Прометей» является уникальным произведением, что определяется творческой силой ее создателя и глубоким смыслом, открывающимся зрителю. В основе сюжета лежит древнегреческий миф о титане Прометее, подарившем людям искру божественного огня, похищенную с Олимпа. В наказание за что, по воле разгневанного Зевса, Прометей был прикован к скале и обречен на вечные муки. Каждый день прилетал орёл и выклёвывал страдальцу печень, которая вырастала заново, и его мучения продолжались. Момент, когда орёл выклёвывает печень, как раз и изобразил Рубенс. На картине очень реалистично изображена агония Прометея, его боль, мучения. Лицо титана хоть и скрыто мощной лапой орла, но видна напряжённость измученного атлетичного тела. Мы видим, как Прометей пытается увернуться от острого клюва, терзающего его плоть и причиняющего адскую боль, но все усилия напрасны – цепи крепко сковали его тело и ограничивают движения.

4 стр., 1792 слов

Чем интересен образ Прометея? по произведению Эсхила «Прометей закованный»

… стиля барокко, — Питер Пауль Рубенс. Он написал множество потрясающих работ, среди них «Прометей, несущий огонь на Землю» и «Прометей прикованный». Картина под названием «Прометей поверженный» есть еще … Подвиг Прометея и сегодня вдохновляет людей на ве­ликие свершения, поскольку божественный огонь, полу­ченный ими в дар от титана, — это сила знания и разума. Прометей в живописи Ярким мастером в …

Рубенс отличается от художников своего времени особенностью письма, яркой пластичностью, фактурностью тела персонажей. Живописец необыкновенно реалистично изображает каждую складку, каждый изгиб и каждое покраснение на живом теле человека. Художественный талант мастера подчеркивается особой постановкой композиции: Прометей изображён по-вертикали, мы видим его вверх ногами, необычность ракурса помогает зрителю оценить не только физическую мощь, но и огромную внутреннюю силы героя. Фигура Прометея – центральная и самая светлая на полотне, резко контрастирует с фигурой орла и периферией картины, выделяясь тем самым, приковывая к себе взгляд зрителя. В общем колорите произведения преобладают мрачные краски, подчеркивающие настроение картины. Обилие тёплых тёмно-коричневых, оранжевых и серых оттенков придает изображению особую глубину и массивность, усиливает монументальность образа.

Я в этой картине вижу непрекращающуюся борьбу — герой осознаёт, что ничего изменить не может, но продолжает сопротивляться, его силы уже на исходе, но он не сдаётся, он надеется. У наблюдателя возникает ощущение, что при всех страданиях Прометей вот-вот освободится, нужно лишь приложить еще немного усилий, цепи порвутся и страдания прекратятся. Это произведение учит нас верить в себя, в свои силы, побеждать любые жизненные обстоятельства, какими бы непреодолимыми они не казались.

Глава 3. Антонио ван Дейк

Эволюция творчества художника Антонио ван Дейка (1599–1641) предвосхитила и определила путь развития фламандской школы живописи второй половины 17 столетия в направлении аристократизации и светскости. Художник исключительного дарования и таланта, Антонио ван Дейк сохранил приверженность фламандскому реализму. В лучших своих произведениях – в портретах людей разных сословий, социального уровня, разных по душевному и интеллектуальному складу – он верно нашел индивидуальное сходство и проник во внутреннюю духовную сущность модели. Типические образы Ван Дейка дают представление о характере целой эпохи в истории Европы.

«Портрет дамы»

Ван Дейк поступил в мастерскую Рубенса девятнадцатилетним юношей по окончании обучения у Хендрика ван Балена.

Ранние композиции Антонио ван Дейка на религиозно-мифологические темы исполнены под влиянием Рубенса, от которого он унаследовал большое живописное мастерство, умение воссоздавать формы натуры с типичным для фламандцев ощущением чувственной конкретности и достоверности. Дальнейшее развитие творчества ван Дейка шло по пути утраты полнокровности Рубенса. Композиции становились более экспрессивными, формы утонченными, манера письма изысканной и деликатной

Художник тяготел к драматическому решению тем и сосредоточивал внимание на психологических аспектах жизни отдельных героев. Это определило обращение Антонио ван Дейка к портретной живописи

В ней он создал тип блестящего аристократического портрета, образ утонченного, интеллектуального, благородного человека, порожденного аристократической культурой, рафинированной и хрупкой. Герои ван Дейка – люди с тонкими чертами лица, с налетом меланхолии, а порою и скрытой грусти, мечтательности. Они изящны, воспитаны, полны спокойной уверенности и чувства независимости и вместе с тем душевно инертны; это не рыцари, а кавалеры, придворные светские люди или люди утонченного интеллекта, привлекающие духовным аристократизмом.

Ван Дейк начал деятельность со строгих портретов фламандских бюргеров, знати, их семейств. Он писал также художников; позже, работая в Генуе (1621–1627), стал модным портретистом аристократии, создателем официального парадного портрета. Появились сложные композиции с декоративными фонами и мотивами пейзажа и архитектуры. Удлиненные пропорции, горделивость позы, демонстративность жеста, эффектность ниспадающих складок одежды усиливали импозантность образов.

Знакомство с живописью венецианцев внесло в его палитру насыщенность, богатство оттенков, сдержанную гармоничность. Жест и костюм оттеняли характер портретируемого. Эволюцию стиля можно проследить на следующих портретах.

В «Мужском портрете» психологическая характеристика заостряется мгновенно схваченным поворотом головы, вопросительным горящим взглядом, экспрессивным жестом рук, как бы обращающихся к собеседнику.

«Портрет Марии Луизы де Матисс»

В портрете красавицы Марии Луизы де Тассис (между 1627–1632 годами, Вена, галерея Лихтенштейн), лицо которой оживлено лукавым выражением, пышный наряд акцентирует изящество и внутреннюю грацию молодой женщины.

«Гвидо Бонтильо»

Величественная колоннада портретного фона подчеркивает значительность образа Гвидо Бонтивольо (около 1623, Флоренция, галерея Питти), исполненного чувства достоинства

Освещение и насыщенный красный цвет кардинальской мантии концентрируют внимание на лице и изящных руках с длинными пальцами. Сосредоточенная напряженная мысль отражена в задумчивых, тронутых усталостью и грустью чертах

Последние десять лет жизни ван Дейк провел в Англии при дворе Карла I, среди кичливой аристократии. Здесь художник писал портреты королевского семейства, лощеных придворных, часто скрывавших за элегантностью облика внутреннюю пустоту. Композиция портретов становилась усложненной, декоративной, красочная гамма – холодной голубовато-серебристой.

1.2 Влияние

Первые заказы Якоб Йорданс получал от местных торговцев и духовенства, лишь позже его клиентами стали представители знати и правители по всей Европе. Как уже было сказано, он не совершал художественного паломничества в Италию, а изучал искусство эпохи Возрождения по гравюрам, которые были распространены в Северной Европе. Так фламандец познакомился с работами итальянских маньеристов Якопо Бассано и Паоло Веронезе, а также скандально известного Караваджо.

В то же время Йорданс основал большую мастерскую и набрал множество учеников, которые с 1625 года помогали мастеру завершать его картины. Вместе с тем он сам помогал Рубенсу переводить небольшие наброски в полотна более крупного формата. У своего более знаменитого коллеги Йорданс почерпнул тёплую палитру, натурализм, приёмы тенебризма и кьяроскуро.

Несмотря на то, что Йорданс продолжал заимствовать у Рубенса сюжеты и мотивы, его картины с 1625 года демонстрируют всё больший реализм. У него также появилась тенденция переполнять композицию фигурами, выражающими разные типы и характеры, и доводить сцены до комизма (бурлеска) даже в религиозных и мифологических работах, таких как

«Пётр находит монету в рыбе» (ок. 1623),

«Аллегория плодородия» (ок. 1622) или

«Четыре евангелиста» (ок. 1625).

Одним из ярких примеров влияния Рубенса называют картину «Прометей прикованный», которую Йорданс переосмыслил примерно в 1640-м – через три десятка лет после своего старшего коллеги. Однако его версия мифа более оптимистична по сравнению с рубенсовской.

«Прометей прикованный»

После смерти Рубенса в 1640 году Йорданс выдвинулся на позицию ведущего художника Антверпена. Закрепившись в этом статусе, он стал получать заказы от монархов.

Романский стиль в живописи Испании

Апсида церкви Санта-Мария в Таулле, каталонская фреска в Лериде, начало XII века, фото: фото: Ecemaml, лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported

В Испании искусство романского периода представляло собой плавный переход от предыдущих прероманских и мосарабских стилей. Многие из лучше всего сохранившихся романских церковных фресок, которые в то время обнаруживались по всей Европе, происходят из Каталонии. Известные примеры расположены в храмах регионе Валь-де-Бой; многие из них были обнаружены только в XX веке. Некоторые из лучших примеров были перемещены в музеи, особенно в Национальный музей искусства Каталонии в Барселоне, где расположена знаменитая центральная апсида Сант Климент в Таулле и фрески из Сихены. Самыми прекрасными примерами кастильских романских фресок считаются фрески в Сан-Исидоро в Леоне, картины из Сан-Бауделио-де-Берланга, сейчас в основном расположенные в различных музеях, включая Музей искусств Метрополитен в Нью-Йорке, и фрески из Санта-Крус-де-Мадеруело в Сеговии. Есть также несколько антепендиумов (завеса или перегородка перед алтарём) с росписью по дереву и других ранних панно.

Позднее барокко

Бартоломе Эстебан Мурильо, «Непорочное Зачатие Богородицы (Soult)»

Элементы позднего барокко появились как иностранное влияние, благодаря визитам Рубенса в Испанию и циркуляции художников и меценатов между Испанией и испанскими владениями Неаполя и Испанских Нидерландов. Известные испанские художники, представители нового стиля — Хуан Карреньо де Миранда (1614-1685 гг), Франсиско Ризи (1614-1685 гг) и Франсиско де Эррера Младший (1627-1685 гг), сын Франсиско де Эрреры Старшего, инициатор натуралистического акцента в школе Севильи. Другие известные художники барокко: Клаудио Коэльо (1642-1693 гг), Антонио де Переда (1611-1678 гг), Матео Серезо (1637-1666 гг) и Хуанде Вальдес Леаль (1622-1690 гг).

Выдающимся живописцем этого периода и самым известным испанским художником до признания заслуг Веласкеса, Сурбарана и Эль Греко в XIX веке был Бартоломе Эстебан Мурильо (1617-1682 гг). Большую часть своей карьеры он проработал в Севилье. Его ранние работы отражали натурализм Караваджо с использованием приглушенной коричневой палитры, простого, но не резкого освещения и религиозных тем, изображенных в естественной или домашней обстановке, как в его картине «Святое семейство с птичкой» (ок. 1650). Позже он включил в свои работы элементы фламандского барокко Рубенса и Ван Дейка. В картине «Непорочное Зачатие (Soult)» используется более яркая и сияющая палитра цветов, кружащиеся херувимы направляют весь фокус на Богородицу, взгляд которой обращен к небу, а вокруг нее распространяется теплый светящийся ореол, делая ее эффектным благочестивым образом, важным компонентом этого произведения; тема Непорочного Зачатия Девы Марии была представлена у Мурильо около двадцати раз.

1.1 РУБЕНСОВСКИЕ ЖЕНЩИНЫ

Нигде так явственно не чувствуется задорный, веселый, полный здоровой жизни дух Рубенса, как в картинах, изображающих обнаженную женскую натуру. Эротические, как и подобает быть всем «ню», но не пошлые, цельные, но не банальные, его обнаженные женские фигуры свидетельствуют о его сердцем прочувствованном, получаемом от жизни удовольствии. Вряд ли можно назвать противоречием, что этот величайший религиозный художник своего времени был также еще и великим мастером женских форм. По его мнению, тело человека до последней детали в такой же степени творение Божие, как и жизнь любого святого, и хотя он часто помещал обнаженные женские фигуры на фоне прошлой, языческой истории, он рисовал их всегда с откровенной прямотой, что отражало его крепкие религиозные убеждения. С технической точки зрения в изображении Рубенсом «ню» почти невозможно отыскать изъян, хотя современные вкусы в отношении женской красоты значительно отличаются от вкусов и подходов художника. Он рисовал пышных, полнотелых моделей не только потому, что они лучше отражали идеалы его времени, а еще потому, что тело с роскошной плотью, с его складками, выпуклостями и изгибами ему было куда интереснее рисовать. Рубенс, вероятно, понимал лучше, чем любой художник в истории, каким образом можно достичь необычных, тончайших нюансов с помощью красной, голубой, белой и коричневой красок для точного воспроизведения цвета плоти. Женщины у Рубенса, как говорили, кажутся «созданными из молока и крови». Будучи блестящим колористом, Рубенс мастерски умел отражать тонкости текстуры и строения самого тела. Наравне со своим предшественником Тицианом и своим последователем Ренуаром он является непревзойденным художником форм человеческого тела.

Два главных шедевра Рубенса в этой области — «Похищение дочерей Левкиппа» и «Три грации». Они являются отличными иллюстрациями к методам изображения обнаженной натуры, которыми пользовался Рубенс и которые подвергались изменениям от середины его творческой карьеры до более позднего периода жизни. На первой картине мифологические двоюродные братья Кастор и Поллукс похищают дочерей короля Мессены. Вся картина пропитана волнующей подвижностью стиля барокко. Контрастные поверхности доведенных до блеска лат, шерсть и кожа лошадей, шелковые ткани и женская обнаженная плоть оживляют картину своей почти осязаемой текстурой. В самих фигурах точно выписана каждая ямочка плоти. Контрастом этой картине служит вторая, на которой изображен спокойный танец служанок Венеры. Она отражает более мягкую, более рефлексивную манеру зрелого художника. 

«Похищение дочерей Левкиппа»

«Три грации»

Написанная за год до смерти, картина «Три грации» представляет нам идеал рубенсовской женской красоты. Ее композиция, представляющая собой вариант разработанной греко-римскими скульпторами позы и перенесенной на холст такими мастерами, как Рафаэль и Боттичелли, наделена энергией и силой, которые Рубенс обычно тратит на гораздо более сложные сюжеты. Здесь эти три обнаженные фигуры художник наполнил дивной жизненной силой…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: