Три источника
Весь Каналетто, три из пяти работ Джамбаттисты Тьеполо и многие другие вещи на выставке – из московского музея. Джандоменико Тьеполо, Пьетро Лонги, Керкховен etc – из Виченцы: Светлейшую представляет не собственно Венеция, а один из красивейших городов «террафермы» – твердой земли, как называли расположенные на материке территории республики. От города Палладио до столицы Венето меньше часа пути.
Кураторы нынешней экспозиции – хранитель итальянской живописи Пушкинского музея Виктория Маркова и директор Музея Кьерикати в Виченце Джованни Карло Федерико Вилла собрали ее из трех мест: 25 произведений предоставил ГМИИ, 23 – Музей Кьерикати в Виченце, девять полотен – коллекция банка «Интеза Санпаоло». Джованни К. Ф. Вилла был инициатором выставки: обнаружив в Пушкинском музее впечатляющую коллекцию венецианского XVIII века, он предложил соединить пазл – и после Москвы выставка поедет в Виченцу, где среди раскинувшихся на холмах палладианских вилл (палаццо Кьерикати, в котором работает вичентинский музей, – одна из них) щедрому барокко самое место.
В Москве же это искусство рождает другие эмоции. «Туалет Вирсавии» (1730-е) Якопо Амигони – эскиз к большому полотну, написанный в нарочито небрежной манере, висит напротив ведут Лонги, но кажется видением из будущего, а дебелая Андромеда на фреске (1675–1700) Луи Дориньи – единственный сохранившийся фрагмент росписи палаццо Капра Клементи Барбьери в Виченце – выглядит не венецианкой, а Брунгильдой. Внедренные в постоянную экспозицию ГМИИ два выставочных зала заставляют задуматься о том, что было в Венеции до романтичного сеттеченто, что случилось после и сколь разные персонажи нашли здесь приют.
Атрибуты дожа
Головной убор corno ducale, надеваемый поверх белого льняного камауро, представляет собой корону, увенчанную красным, закругленным наподобие фригийского, жестким парчовым колпаком. Со временем корно дукале начали украшать драгоценными камнями и жемчугом. Головные уборы изготавливали монахини женской обители Сан Заккария и вручали дожу каждую Пасху. Изображение corno ducale до сих пор венчает герб Венеции.
Кроме того, дожи носили пурпурную или золотую мантию с горностаевым воротником и своеобразные красные башмаки. Символами власти являлись меч, зонт, знамена с львами Сан Марко и пр. атрибуты.
Золотая лестница и внутренний дворик
Лестница Гигантов
С внутреннего двора к дворцу ведут громадная Лестница Гигантов, вырубленная из каррарского мрамора. В 1554 году на верхней площадке лестницы были установлены огромные мраморные статуи Марса и Нептуна — военного и морского покровителей Венеции — работа Якопо Сансовино.
На верхней площадке Лестницы Гигантов XV в. работы Антонио Риццо совершалась церемония коронации дожей шапкой дожа.
Дворец Дожей, внутренний двор
Золотая лестница (Скала д’Оро), спроектированная Якопо Сансовино, ведет на верхние этажи дворца. Название лестнице дала изысканная позолоченная лепнина на своде, созданная Алессандро Витториа (1554-1558).
Золотая лестница (Скала д’Оро)
История
Дворец Дожей, рисунок 14 век
Когда Дож Анджело Партечипацио сменил место правительства с острова Маламокко, в район нынешнего Риальто, было принято решение построить дворец Дожей. Первое его здание, построенное в 810 году, было крепостью со стенами и башнями, со всех сторон окруженной водой, но в 976 году часть знати и народ восстали против дожа П. Кандиани IV и сожгли его резиденцию. Вместо неё венецианцы построили новую крепость, но и она сгорела в 1106 году.
Последующие работы по реконструкции проводились по приказу Дожа Себастиано Цьяни (1172-1178). Как великий реформатор, он радикально изменил всю планировку площади Святого Марка. Новый дворец хоть и был построен из крепости, но имея хороший флот и защищенный с одной стороны морем, необходимость строить крепость отпала. Один фасад дворца выходил к Пьяцетте, другой смотрел на площадь Сан-Марко. Сегодня осталось мало следов Византийско-Венецианской архитектуры — это стена на первом этаже из Истрийского камня и мощеный кирпич в виде елочного узора.
Дворец дожей на рисунке Каналетто середины XVIII века.
Политические перемены в середине 13-го века привели к необходимости пересмотреть структуру дворца, в связи со значительным ростом числа членов Большого Совета. Строительство нового готического дворца началось приблизительно в 1340 г. и было сосредоточено на стороне здания, стоящего перед лагуной.
Порта делла Карта — «Бумажная дверь»
Только в 1424 году, Дожем Франческо Фоскари было принято решение по перестройке крыла с видом на Пьяцетту, в котором находился Дом правосудия, открытой галерейной аркады первого этажа, открытой лоджии на втором этаже, идущей вдоль фасада и внутренний двор бокового крыла, завершив строительство Порта делла Карта (Porta della Carta) в 1442 г.
В 1483 году, сильный пожар вспыхнул на стороне дворца с видом на канал, где находятся апартаменты Дожей. Вновь стала необходима реконструкция и планировку поручили Антонио Риццо, который добавил новый, Ренессансный архитектурный стиль дворцу. Полностью новое строение, с рельефной стеной, проходило вдоль канала, от Понте Делла Каноника (ponte della Canonica) до Понте Делла Палья (Ponte della Paglia), с официальными помещениями для правительства, украшенные работами Витторе Карпаччо, Джорджоне, Альвизе Виварини и Джованни Беллини.
Центральный балкон Дворца дожей (со стороны лагуны)
Еще один большой пожар 1547 года, уничтожил несколько комнат на втором этаже, к счастью, без особого ущерба для здания. Ремонтные работы также проводились во дворце, когда в 1577 г. третий пожар уничтожил помещение Scrutinio и палаты Большой Совета, вместе с произведениями Джентиле да Фабриано, Пизанелло, Альвизе Виварини, Витторе Карпаччо, Джованни Беллини, Порденоне, и Тициана.
В дальнейших восстановительных работ, в знак уважения, было решено придерживаться первоначального готического стиля, вопреки альтернативе неоклассического проекта, предложенным великим архитектором эпохи Возрождения Андреа Палладио.
Мост Вздохов и стена Дворца Дожей
Однако есть некоторые классические особенности — к примеру, в 16 веке, дворец был связан Мостом Вздохов (Ponte dei Sospiri) с тюрьмой. Также будучи герцогской резиденцией, во дворце размещались политические учреждения Республики Венеции, вплоть до Наполеоновской оккупации города в 1797 году, когда его роль неизбежно изменилась. Венеция подвергалась сначала французскому правлению, затем австрийскому, и только наконец в 1866 году стала частью Италии. За этот период дворец был занят различными административными офисами, библиотекой Марчиана и другими важными общественными учреждениями города.
Мост Вздохов
К концу 19-го века, здание пришло в упадок и итальянское правительство выделило значительные средства для его реставрации. Все государственные учреждения были переведены в другие места, за исключением государственного ведомства по охране исторических памятников, которое по-прежнему размещается на втором этаже с лоджией. В 1923 году, Италия поручила муниципалитету Венеции, открыть дворец в качестве музея. Начиная с 1996 года, дворец Дожей стал частью Венецианской сети музеев, а начиная с 2008 года, перешел под управление Fondazione Musei Civici di Venezia.
Дворец Дожей, детали
Людовико Манин – последний венецианский дож
Он правил Венецией с 1789 по 1797 гг. и был вынужден принять недвусмысленное предложение Наполеона об отречении. Венеция пыталась сохранять нейтралитет во время Итальянской кампании Бонапарта, и французы не спешили захватывать город. Но произошли события, круто повернувшие судьбу Республики. Первым стала «Веронская Пасха», когда на площади Бра в Вероне произошло восстание против французских оккупантов, вторым – обстрел французского судна из форта острова Лидо, в результате чего погиб капитан корабля.
Взбешенный Наполеон направил войска в Венецию, которая не смогла, да и не пыталась оказать сопротивление. Ее капитуляция была унизительной, со словами раболепной благодарности «за освобождение Венеции». С того момента Серениссима прекратила свое существование, а ее земли поделили между собой Франция и Австрия.
Практическая информация
Вход во дворец Дожей — платный. Есть льготные билеты. Дети до 6 лет — бесплатно.
За отдельную плату можно взять аудиогид.
Билет на посещение дворца Дожей входит в комплексный билет на посещение и других музеев на площади Сан-Марко: музея Коррер (Museo Correr), Национального археологического музея (Museo Archeologico Nazionale) и монументальных залов Национальной библиотеки Марчиана (Biblioteca Nazionale Marciana). Билет действует в течение 3-х месяцев и допускает один вход во дворец Дожей и один вход на интегрированный маршрут других трёх объектов.
Посещение Тайных маршрутов дворца Дожей — платные, и не входят в общие билеты по дворцу. Посещение данных маршрутов возможно при бронировании и с гидами.
Существуют комплексные билеты на 6 месяцев, с посещением дворца Дожей и других общественных музеев Венеции.
Билеты можно приобрести в кассах или заранее онлайн на сайте.
Адрес дворца Дожей: P.za San Marco, 1, 30124 Venezia VE, Италия.
Координаты дворца Дожей: 45°26’01.0″N 12°20’25.0″E (45.433611, 12.340278).
Паоло Лучио Анафесто – первый дож Венеции
В 697 году собранием жителей лагуны в Эраклее был избран первый венецианский дож. Во всяком случае, такова легенда, весьма сомнительная с учетом полной зависимости в то время от Византии. О Паоло Лучио Анафесто известно крайне мало, а впервые о нем упомянуто между X и XI вв. как об одном из самых способных и престижных деятелей города. В начале XX ст. версия подверглась серьезному сомнению, и была выдвинута гипотеза о том, что первым избранным венецианцами дожем был Орсо Ипато в 726 году (по хронологии – 3-й венецианский дож). Предполагается, что прообразом Паоло мог служить будущий экзарх Равенны Павел.
Тем не менее принято считать, что первый дож Венеции правил 20,5 лет, до 717 года. Вероятно, он умер естественной смертью, но некоторые древние историки утверждают, что он и его дети, кроме одного продолжателя рода, стали жертвой восстания в Эраклее, где были убиты и похоронены в этом городе.
В маске
«По какому-то историческому возмездию этот век неустанного «Просвещения» и веры в разум хранил в себе зерна, из которых выросли потом причудливые и необыкновенные деревья, – целый заколдованный романтический лес, полный чудес и теней», – писал об этом времени Павел Муратов, подразумевая Европу XVIII в. в целом, но прежде всего Италию. А в Италии выделял Венецию, «фантастичнейший из городов».
Тогда уже Венеция начала становиться тем, чем застали ее мы – объектом поклонения, приютом авантюристов и путешественников всех мастей, среди которых уже появлялись и русские: если Екатерина Великая своих «итальянцев» покупала из вторых и третьих рук готовыми коллекциями, то Юсупов картины Джамбаттисты Тьеполо приобретал непосредственно в его мастерской, и в Архангельском до сих пор существует зал Тьеполо. Город предстает на холстах того времени прекраснейшей витриной, театральной декорацией, местом обманов и соблазнов, где за приросшей намертво баутой скрывается драматизм настоящих мыслей и чувств.
Высокий стиль сменился романтическим барокко, и, словно усугубляя легкость и декоративность стиля, венецианскую выставку в Москве открывают гигантские цветочные натюрморты Элизабетты Маркиони – художницы, о которой не то что в России, но и в Италии мало что известно кроме того, что была она, судя по всему, женой ювелира и жила в Ровиго, на полпути от Падуи к Ферраре, на рубеже XVII–XVIII вв.
Что посмотреть во дворце дожей
Какая ваша любимая часть Дворца Дожей?
Моя любимая часть дворца, если мне приходилось выбирать, — это Sala dell’Anticollegio. Изначально эта комната была вестибюлем, и по этой причине здесь царит более интимная обстановка, чем в огромных институциональных помещениях. В этом довольно небольшом зале представлены 6 шедевров венецианского чинквеченто: четыре Аллегории Якопо Тинторетто, Изнасилование Европы Паоло Веронезе и Возвращение Иакова пользователя Якопо Бассано. Здесь представлены три самых выдающихся художника своего времени со своими лучшими картинами.
С первого взгляда вы можете оценить их силу, их особенности, их магию. Тинторетто интерпретирует ценности Венецианской республики через диалог взаимосвязанных божеств, высвобождая новую энергию из их тел; Веронезе рассказывает мифологическую историю Европы с его несравненной декоративной гармонией; Бассано разворачивает библейский эпизод в крестьянской среде, полной реализма и бросающей любящий взгляд на повседневную жизнь.
Краткая биография
Слева направо: Джованни Антонио Каналь, известный также под именем Каналетто. Сан-Марко: Перекрёсток и Северный трансепт, где поют музыканты, Каналетто.
Джованни Антонио Каналь родился в 1697 году недалеко от церкви Сан-Лио в районе моста Риальто. Человек, который сейчас наиболее известен как Каналетто, был сыном популярного театрального художника Бернардо Каналя и пошёл по стопам своего отца. В первые годы своей артистической карьеры Антонио и его брат отвечали за роспись декораций для опер Фортунато Челлери и Антонио Вивальди.
Слева направо: Гаспар ван Виттель. Джованни Паоло Паннини, Бланше.
В 1719 году Антонио и его отец отправились в Рим, чтобы создать декорации для двух опер, написанных Алессандро Скарлатти. Эта поездка сыграла решающую роль в творческой карьере Антонио, поскольку он увидел работы некоторых из первых художников-ведута: Джованни Паоло Панини и Каспара ван Виттеля (Гаспар). По возвращении в Венецию Антонио изменил художественный взгляд и начал рисовать то, чем он сейчас больше всего известен: картины ведута.
Факты о дворце дожей
У вас есть любимый факт о Дворце, и если да, то какой?
5 марта 1603 года во Дворец дожей прибыла делегация из Персии. Они несли сундуки, нагруженные дарами беспрецедентного богатства, включая драгоценные ткани, мантию, сотканную из золота, шелковый ковер, сотканный из золота, одну бархатную ткань, украшенную Благовещением, а другую — Богородицей с младенцем, изготовленные армянскими мастерами в королевских мастерских. щиты и оружие, даже реликвии.
Это событие изображено на картине Габриэле Калиари, сына Паоло Веронезе, которой можно полюбоваться в зале Sala delle Quattro Porte. Это был зал, где иностранные послы обычно ждали приема в Sala del Collegio, и по этой причине он был украшен большими полотнами, напоминающими о важных государственных визитах, подобных этому.
На переднем плане картины двое молодых персов залезают в сундук, чтобы достать очень драгоценную белую парчовую шелковую ткань, расшитую золотыми нитями и большими спиралями кистей в форме сердечек. В то время в мире не было ткани дороже персидского шелка. На заднем плане на возвышении сидит дож Марино Гримани в золотом церемониальном платье. По обе стороны от трона сидят два персидских сановника, а справа мы видим Фетхи-бея, посла шаха Аббаса Великого. Человек в черном, держащий рукопись, — это драгоман Ясон де Норс, который читает вслух письмо персидского шаха дожу. Письмо одновременно переводит в Фетхи-бей другой персонаж. Эта история и ее репрезентация очень важны для объяснения того, как дипломатия работала в Венеции. В Serenissima преуспел в искусстве дипломатии. Залы Палаццо Дукале непрерывно оживляли гостей и посольства со всего мира. Обмен подарками был фундаментальной частью изощренного и трудного политического искусства. Дож не мог оставить себе никаких подарков; напротив, он был обязан зарегистрировать все подарки, оставшиеся в распоряжении Республики. Эта картина Габриэль Калиари является прекрасным свидетельством этого события и дает представление о всемирном значении Дворца Дожей в Венеции во времена Серениссимы.
Каналетто: жизнь и творчество художника
Каналетто — (настоящее имя Джованни Антонио Каналь, 7 октября 1697, Венеция — 20 апреля 1768, Венеция) — итальянский художник, глава венецианской школы ведутистов, мастер городских пейзажей в стиле академизма.
Антонио Каналь родился 7 октября 1697 года в Венеции. Учился живописи у своего отца Бернардо Каналя, театрального художника, помогал ему оформлять спектакли в театрах Венеции.
В 1719 году посетил Рим, где познакомился с творчеством знаменитого ведутиста Джованни Паоло Панини. После этого начал писать свои знаменитые виды Венеции.
Творчество Каналетто
Первой известной исследователям работой Каналя с авторской подписью является «Архитектурное каприччо» (1723). В отличие от большинства художников того времени Каналетто на раннем этапе своего творчества писал свои виды (ведуты) сразу с натуры, не делая предварительных набросков и эскизов. Впоследствии стал писать в студии, пользуясь камерой-обскурой.
Пейзажи того периода отличаются детально точным представлением городского вида.
Большое число работ Каналетто были с успехом проданы англичанам, приезжавшим в Венецию для обучения.
Многие существующие и воображаемые ведуты Каналетто создает по заказу английских коллекционеров, например серию городских видов для лорда Бедфорда в 1730—1731 годах.
В 1740 году этот источник дохода исчез: началась война за австрийское наследство, и британцы стали реже приезжать на континент.
В 1746 году Каналетто едет в Лондон, чтобы быть ближе к каналам сбыта своих картин. В течение девяти лет он живет в Англии, пишет виды местных дворцов и домов. В этот период в его творчестве появляется вторичность, техника перестает нравиться заказчикам.
- В 1755 году художник возвращается в Венецию.
- В 1763 году его избирают в Венецианскую академию художеств.
- Каналетто умер 19 апреля 1768 года в родной Венеции.
Работы художника
- «Каприччо с руинами», 1720-21, Фонд Дж. Чини, Венеция;
- «Приём французского посла в Венеции», 1724 г., Эрмитаж, Санкт-Петербург;
- «Вид Лондона», 1746 г., частное собрание, Лондон;
- «Автопортрет», 1746 г., частное собрание, Англия;
- «Палаццо Гримани», 1756 г., Лондонская Национальная галерея;
- «Праздник обручения венецианского дожа с Адриатическим морем», около 1763-64, ГМИИ, Москва;
Праздник обручения венецианского дожа с Адриатическим морем
Вид Венеции
Лондон
- «Вид на Кампо Санта Маргерита», 1697—1768 (72х98 холст-масло);
- «Вид Венеции». Национальный музей искусств Азербайджана;
- «Вид на Колизей и арку Константина», 1743 Виндзорский замок.
Библиография
Энциклопедия Мировое Искусство. М., «ОЛМА-ПРЕСС», 2002.
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org
Каналетто: картины художника
Творчество. Свобода. Живопись.
Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
Каналетто: жизнь и творчество художника
Проголосуйте
Тайные маршруты дворца Дожей
Помимо основных, перечисленных выше, по дворцу Дожей проходят «Тайные маршруты».
Тайные маршруты пролегают через некоторые из комнат, в которых в века Светлейшего происходили деликатные и важные действия, связанные с управлением государством и осуществлением власти. Так, здесь можно посетить маленькие серые камеры заключенных дворца Дожей, а также залы канцелярии и тайной канцелярии, комнату пыток, секретный проход в шкафу, чердак и зал инквизиторов — самая страшная магистратура, созданная в 1539 году для защиты конфиденциальности государственных операций (ее точный термин — «инквизиторы по разглашению государственных секретов»), которая состояла из трех членов, двух из которых выбирали из Совета Десяти и однино из советников Дожей. Они должны были гарантировать объективность, компетентность и оперативность в своих действиях, а также полную секретность своей деятельности и фактов, о которых им стало известно. Они могли по своему усмотрению получить информацию любыми способами, включая доносы и пытки. Потолок комнаты украшен картинами Тинторетто, написанными между 1566 и 1567 годами.
Ещё один тайный маршрут, под названием «Скрытые сокровища дожей», во время которого можно посетить Лоджиато, откуда высшая власть Серениссимы наблюдала за публичными торжествами; частные апартаменты дожей и их семьи; маленькую церковь, где молились дожи и т.д.
От Зала Четырех Дверей к Залу Сената
Второй пролет Золотой лестницы ведет к Залу Четырех Дверей, потолок которого спроектировал Палладио и расписал Тинторетто.
Похищение Европы, Веронезе (1580)
Дальняя стена следующего Зала Антиколлегии украшена мифологическими сценами Тинторетто, а шедевр Похищение Европы, Веронезе (1580), напротив окна — одно из самых драматичных произведений во дворце.
В примыкающем Зале Коллегии, дож и его советники принимали послов и обсуждали государственные дела. Великолепный потолок обрамляют 11 аллегорических полотен Веронезе.
Зал Четырех Дверей
В следующей комнате, Зале Сената, расписанном Тинторетто и его учениками, дож и около 200 сенаторов занимались международными делами.
Зал Сената
Обручение с морем: история и фестиваль
Церемония, учрежденная после 1000 года в честь завоевания Далмации, символизировала морское владычество Венеции. Она традиционно устраивалась в праздник Вознесения Господня, в память о дне, когда дож Пьетро II Орсеоло отправился с военной экспедицией в поход.
Церемониальная галера Бучинторо (Букентавр), начиная с XII века и вплоть до падения Серениссимы, выходила в Венецианскую лагуну, останавливалась у церкви Сан Николо, где проводилось окропление дожа святой водой в сопровождении песнопений, и зачитывалась молитва с просьбой к морю быть благосклонным и спокойным. Впервые драгоценное кольцо с пальца дожа было снято и брошено в море в 1177 году. Инициатива принадлежала посетившему ритуал папе римскому Александру III — «в знак истинного и вечного владычества». Так церемония благодарности морю превратилась в «Обручение с морем» и сопровождалась словами «Мы женимся на вас, о Море!». Соответственно, Венеция и Море с тех пор стали неразрывным целым.
Возвращение Бучинторо. Каналетто, 1732 г.
Действо начиналось на площади Сан Марко. Затем процессия двигалась к форту Сан Андреа вблизи Лидо, где кольцо кидалось в море, после чего отправлялась в Сан Николо, где проводилась праздничная церковная служба. Финалом праздника было посещение дожем ярмарки Sensa и роскошный банкет во Дворце Дожей.
Самый великолепный Бучинторо, построенный между 1722-28 гг., стал последним церемониальным кораблем дожа. Его разрушили и разграбили французы в 1798 году, превратив судно в плавучую тюрьму. Сегодня фрагменты можно увидеть в коллекции Civiltà Veneziana музея Коррера на площади Сан Марко, а в Музее истории военно-морского флота Венеции, недалеко от Арсенала, представлена модель корабля.
Модель Бучинторо в музее Коррера Andrew Balet / Wikimedia Commons
В наши дни Festa della Sensa проводится, как и прежде, в день католического Вознесения Христова, выпадающего на 40-й день со дня Пасхи. После костюмированной церемонии «Обручения с морем» традиционно организовываются гребные регаты, в том числе на венецианских гондолах.
Интересные факты
История Венеции насчитывает 120 дожей. Они правили городом и прилегающими территориями более 1000 лет (697-1797 гг.), за исключением 737-742 гг., когда Византия назначала своих «военных магистров», и между 911-12 и 1031-32 гг., когда должность занимали регенты. В моменты «междуцарствия» церемониальную службу несли 20 патрициев.
- Самый продолжительный срок правления 34,5 года приходится на 65-го дожа – Франческо Фоскари. Самый короткий период 18 дней достался 101-му дожу – Франческо Корнеру в 1656 году.
- Три дожа, сменившие друг друга с 742 по 764 гг., были ослеплены. Первого – Теодато Ипато – сверг и ослепил следующий дож – Галла Лупанио, получивший титул путем узурпации власти. Спустя год он подвергся такому же наказанию и был отправлен в ссылку. Пришедший ему на смену Доменико Монегарио был избран при поддержке лангобардского короля. Он правил 8 лет и также, как и его два предшественника, оказался свергнут, ослеплен и сослан.
- Большинство венецианских дожей правили пожизненно и умерли своей смертью. Однако были и те, кто по той или иной причине отрекся от титула, был изгнан, казнен, отравлен, насильно или по собственному желанию отправлен в монастырь. В истории Венеции были дожи, растерзанные взбешенной толпой венецианцев, сосланные в Константинополь, убитые в сражениях и один, Микеле Морозини, скончавшийся в 1382 году от чумы, после 4 месяцев своего правления. В первые три века из 28 дожей естественной смертью закончили жизнь только 9.
- Голосования за кандидата могли проходить в несколько этапов, до тех пор, пока не достигался кворум. К примеру процесс избрания 89-го дожа Марино Гримани включал 70 туров и закончился только после «удачного» распределения «подарков» оппонентам. Простые венецианцы любили Гримани, так как он, используя свое богатство, сумел расположить к себе народ. Победу в 1595 году праздновали всей Венецией долго и на широкую ногу, а после коронации в 1597 году догарессы Морозины Морозини, жены Гримани, гуляния возобновились с новой силой – радостно и беззаботно, с банкетами и театральными представлениями. Денег на празднования ушло настолько много, что вплоть до конца XVII столетия подобных мероприятий в городе больше не проводилось.
- Новоизбранного венецианского дожа представляли ликующей публике в базилике Сан Марко. Туда же приносили почившего правителя, устанавливали гроб перед входом в церковь, затем 9 раз его поднимали и опускали на землю, как бы поклоняясь дожу и прощаясь с ним.
- В соборе Санти Джованни э Паоло (Сан Заниполо) находится 25 надгробных памятников, посвященных венецианским дожам XIII-XVIII вв. В общей сложности здесь захоронено около 150 представителей знатных венецианских фамилий, известных художников, патриотов Рисорджименто и героев военной истории города. Неспроста эту базилику называют Пантеоном Венеции.
- Книги по истории Венеции
- Книги о Венеции
- Путеводители по Венеции (печатные издания)
Книга «Последний венецианский дож»:
- электронная версия
- печатная версия
Паоло Лучио Анафесто – первый дож Венеции
В 697 году собранием жителей лагуны в Эраклее был избран первый венецианский дож. Во всяком случае, такова легенда, весьма сомнительная с учетом полной зависимости в то время от Византии. О Паоло Лучио Анафесто известно крайне мало, а впервые о нем упомянуто между X и XI вв. как об одном из самых способных и престижных деятелей города. В начале XX ст. версия подверглась серьезному сомнению, и была выдвинута гипотеза о том, что первым избранным венецианцами дожем был Орсо Ипато в 726 году (по хронологии – 3-й венецианский дож). Предполагается, что прообразом Паоло мог служить будущий экзарх Равенны Павел.
Тем не менее принято считать, что первый дож Венеции правил 20,5 лет, до 717 года. Вероятно, он умер естественной смертью, но некоторые древние историки утверждают, что он и его дети, кроме одного продолжателя рода, стали жертвой восстания в Эраклее, где были убиты и похоронены в этом городе.
Ведуты Каналетто
Джованни Антонио Каналь
Человек, посвятивший всю свою жизнь живописи, наполнивший свои картины необычайным действием и удивительной игрой света и тени, не мог остаться в анналах мировой культуры незамеченным.
Джованни Антонио Каналь (Каналетто) был признанным венецианским мастером городских пейзажей-панорам (ведутов). Его картины поражали топографической точностью деталей городского вида и обилием сцен городской жизни, и принесли популярность его родному городу среди иностранных туристов.
Площадь Сан-Марко (1730 г.)
Дворец Дожей (1730-е гг.)
На раннем этапе своего творчества Каналетто писал виды с натуры, не делая предварительных набросков и эскизов. В дальнейшем стал работать в мастерской, пользуясь камерой-обскурой.
Камера-обскура – прародитель фотокамеры. Светонепроницаемый ящик, с отверстием в одной из стенок, позволял получить оптическое изображение объектов на экране, расположенном на противоположной стенке устройства. Это сильно облегчало работу живописца.
Камера-обскура, схема
Творческую жизнь художника условно можно разделить на два периода: венецианский и лондонский.
Каналетто был верен своему родному городу, и именно красочные виды Венеции принесли ему славу
В свои ранние творческие годы художник уделял особое внимание светотеневой моделировке, картины именно этого периода были выдержаны в более светлом колорите
Двор камнетеса (1727-28 гг.)
Венецианские регаты, регулярно проводившиеся на Большом канале в честь значимых для города события, явились прекрасным для художника поводом совместить традиционный городской вид с праздничным действом. Большой канал Каналетто писал неоднократно. Не меняя ракурсов картин, он менял лишь их «декорации». На его картинах представлена будничная жизнь города: различные социальные типажи, дети, собаки, все живет своей исключительной жизнью.
Регата на Большом канале (1733-34 гг.)
Регата (1730-е гг.)
Большо канал (1730-е гг.)
Вид на мост Реальто с юга (1730-е гг.)
Второй период своего творческого пути Каналетто провел в Лондоне. Это была больше вынужденная мера, связанная с упадком спроса на его картины и начавшейся в Европе войны. В своем позднем творчестве художник по большей части избегал сильных светотеневых контрастов. В Лондоне, как и в Венеции, Каналетто занимался тем же – писал подробные городские пейзажи. Однако его лондонские ведуты значительно уступают видам его родного города.
Вид на Лондон через арку Вестминстерского моста (1746-47 гг.)
Лондон. Госпиталь Гринвич в устье Темзы (1753 г.)
Тема праздников красной нитью проходит через все творчество художника. Он писал их не только в родной Венеции, но и в Англии.
Вестминстерский мост в Лондоне с кортежем лорда-мэра на Темзе (ок. 1749 г.)
Помимо топографических видов Каналетто любил писать каприччио — архитектурные фантазии, составленные из деталей, собранных из разных мест. Они представляют собой поэтические пейзажи, в произвольном порядке собирающие архитектурные памятники Рима, Падуи, Венеции и Англии.
Каприччио с классическими руинами (ок. 1740 г.)
Каприччио с колоннадой (ок. 1765 г.)
Последняя известная работа Каналетто – рисунок пером и тушью. В нижней части листа написано: «Я, Джованни Антонио де Каналь, сделал этот рисунок, изображающий певчих в соборе Сан-Марко, в возрасте 68 лет, не прибегая к очкам. 1766 год». Спустя два года художник умер, оставив после себя поношенную одежду, несколько личных вещей и 28 картин, которые так и не удалось продать.
Собор Сан-Марко с певчими (1766 г.)
Как попасть на выставку «Венеция Ренессанса» в ГМИИ им.А.С.Пушкина
Выставка проходит в главном здании ГМИИ им. А.С.Пушкина по адресу ул.Волхонка, д.12. Ближе всего идти от станции метро Кропоткинская, из метро лучше всего выходить по указателям
Можно также дойти пешком от станции метро Боровицкая, Александровский сад, Библиотека им.В.И.Ленина
Билеты на выставку можно свободно приобрести на сайте музея
Обратите внимание: купленный через интернет электронный билет надо обменять в кассах музея на входной билет
И ещё важно заметить, что сделать это можно не только в кассах главного здания, но и в кассах Галереи искусства стран Европы и Америки (Волхонка, 14с6). Это к тому же и выгоднее: в Галерее у меня на это ушло полсекунды, а в главном здании в кассу стояла очередь. Кроме того, если вы идете от метро Кропоткинская, то все равно проходите мимо этой Галереи
Кроме того, если вы идете от метро Кропоткинская, то все равно проходите мимо этой Галереи
Это к тому же и выгоднее: в Галерее у меня на это ушло полсекунды, а в главном здании в кассу стояла очередь. Кроме того, если вы идете от метро Кропоткинская, то все равно проходите мимо этой Галереи.
Холл главной лестницы ГМИИ им.А.С.Пушкина
Билеты продаются по сеансам. Сеанс — это время входа на выставку. Продолжительность посещения не ограничивается. Хотя на сайте музея сказано, что билет действует только на сеанс, указанный на билете, но практика показала, что можно войти и позже указанного времени. Однако предупреждение надо иметь в виду, в случае ажиотажа оно может вступить в силу. Билет без льгот стоит 500 рублей, про льготы лучше узнать на сайте музея. Билет дает право осмотреть всю экспозицию главного здания, как постоянную, так и временно работающие в нем выставки.
Можно взять аудиогид за 350 рублей, при этом оставляется в залог либо документ, либо 2000 руб. К аудиогиду можно присоединить свои наушники. Также на выставке проводят экскурсии сотрудники музея. Расписание таких экскурсий надо смотреть на сайте музея.
Атрибуты дожа
Головной убор corno ducale, надеваемый поверх белого льняного камауро, представляет собой корону, увенчанную красным, закругленным наподобие фригийского, жестким парчовым колпаком. Со временем корно дукале начали украшать драгоценными камнями и жемчугом. Головные уборы изготавливали монахини женской обители Сан Заккария и вручали дожу каждую Пасху. Изображение corno ducale до сих пор венчает герб Венеции.
Кроме того, дожи носили пурпурную или золотую мантию с горностаевым воротником и своеобразные красные башмаки. Символами власти являлись меч, зонт, знамена с львами Сан Марко и пр. атрибуты.
История дожей Венеции
Согласно преданию, Венеция была основана 25 марта 421 года, в День Благовещения Девы Марии. Оно базируется на документах, в которых упоминается об изгнанных падуанских консулах, положивших начало торговому поселению на островах лагуны, где жители материка прятались от постоянных нашествий варваров. По легенде, именно в этот день была заложена церковь Сан-Джакомо-ди-Риальто, самая старая в Венеции, однако недавние исследования показали, что она была возведена намного позднее (XII в.). Впрочем, не исключено появление в 421 году, по крайней мере, фундамента здания.
Церковь Сан Джакомо ди Риальто Sailko / Wikimedia Commons
После разрушения Аттилой могущественной прибрежной Аквилеи в 452 году, часть населения древнего города переместилась в Градо, а остальные бежали на запад и поселились на островах Риальто. Первый орган самоуправления лагунных поселений – Совет представителей – был избран в 466 году.
Изначально на островах преобладали рыбаки и охотники, а более состоятельные переселенцы появились здесь с новой волной беженцев, случившейся после вторжения в Италию лангобардов в 568 году. Это вызвало изменение социальной структуры, быстрое развитие торговой и транспортной отраслей. Многие исследователи считают, что именно в этот период зародилась настоящая Венеция.
История венецианских дожей началась в 697 году с избрания первого пожизненного верховного главы островитян, что послужило шагом к рождению Венецианской республики. Первой столицей была Эраклея, затем, с 742 года, – Маламокко на острове Лидо, куда резиденцию перенес 4-й дож Теодато Ипато. Венеция (на территории исторического района Риальто) стала главным городом Серениссимы с 810 года, при 10-м доже Аньело Партечипацио. Титул дожа, как и Венецианская республика, был упразднен Наполеоном в 1797 году.
Путешественникам нравится: