Античные мотивы
Картина Энгра «Апофеоз Гомера» была написана в 1827 году. Художнику было поручено украсить потолок в Лувре, чтобы совпасть с открытием Музея, который был призван продемонстрировать культурное превосходство Франции и тем самым укрепить легитимность своего монарха. Критически важным для этого было создание континуума, который простирался от древнего мира до современной Франции, и, таким образом, эта картина стала проектом политической и культурной легитимации.
Художник чтит Гомера как создателя западной цивилизации. Он сидит в центре композиции, увенчанный лавровым венком Ники, богини победы, и в окружении олицетворений его двух шедевров, «Илиады» (слева, меч, лежащий рядом с ней) и «Одиссея» (справа, весло прислонилось к его ноге). Гомер окружен более чем 40 фигурами западного канона, в том числе греческим скульптором Фидиасом (держащим молоток), великими философами Сократом и Платоном (повернутыми друг к другу в диалоге слева от Фидия), Александром Великим (в крайнем правом углу в золотой броне) и других.
Энгр также включил фигуры из последних веков. Под Александром Великим сидит Микеланджело с чертежной доской в руке. Уильям Шекспир стоит рядом с художником Николасом Пуссеном внизу слева, вместе с Моцартом и поэтом Данте. Герой и вдохновитель Энгра, Рафаэль, одет в темную тунику, он соединил руки с греческим художником Апеллесом, и между ними, в основном скрытая фигура с юношеским лицом, предположительно, является портретом самого молодого Жана Огюста. Независимо от того, является ли это автопортретом, художник четко определил свою культурную родословную и подтвердил превосходство классических ценностей.
Особенности картины
Здесь художник продолжает эту традицию, рисуя фигуру посредством серии извилистых линий, которые подчеркивают мягкие кривые ее тела, а также помещают женщину в богатое пространство, украшенное блестящими тканями и тщательно подробными драгоценностями. Хотя он изобразил тело со скульптурной поверхностью и чистыми линиями, связанными с неоклассицизмом, в этой картине хорошо видны некоторые искажения.
Женщине понадобились бы два или три дополнительных позвонка, чтобы достичь такой драматической, скрученной позы, точно так же ноги фигуры кажутся несоразмерными, левая удлиненна и отличается по размеру в бедре. Результат парадоксален: она поразительно красивая и невероятно странная.
Способность Энгра объединить элементы неоклассической линейности и романтической чувственности, сопротивляясь легкой категоризации, послужила моделью для будущих авангардистов.
Описание картины Жана Огюста Энгра «Эдип и Сфинкс»
В основу своей знаменитой работы Энгр положил распространенную древнегреческую легенду о Сфинксе. Сфинкс – страшный монстер, обладающий женской головой и прелестями, но при этом он имеет львиное туловище, хвост гремучей змеи и огромные белые крылья.
Каждому путнику, желающему приникнуть в Фивы, этот монстр загадывал известную загадку, про животное которое может ходить на двух, трех и четырех ногах. Путешественников, не способных догадаться об истине, чудовище Сфинкс всегда пожирало.
Древнегреческому герою Эдипу удалось дать правильный ответ, на загадку Сфинкса и в ответ чудовище спрыгнуло с вершины горы и разбилось об скалы.
Трагическая и печальная история о жизни Эдипа, повествующая об его прибытие в Фивы, убийство родного отца по незнанию своих близких, а также поспешная женитьба на собственной матери и рождение в инцесте четверых детей, достаточно часто заставляла художников писать об этом картины. В последствии Эдип был изгнан собственными детьми из Фивы.
Работая над композицией своей знаменитой картины Энгр решает изобразить момент умственного поединка Эдипа с чудовищем, ценой которого выступала жизнь Эдипа и свобода города. Чудовище совершало набеги на Фивы, однако никому не удавалось победить его в ментальном сражении.
В правом углу своей композиции художник размешает удивительную женщину с львиным телом – Сфинкса, символизируя ее темную чудовищную сторону противоположную добру и свету. Главный герой Эдип наоборот освещен солнечным сиянием.
Все черты его лица и тела демонстрируют сосредоточенность, не желающую отступать перед невозмутимым Сфинксом. Он побеждает его в сеном поединке. Такое живое и светлое лицо героя вступает в контрастную борьбу со стеклянным непроницаемым обликом Сфинкса, похожим на античную статую.
Реализация работы
Исследования
Энгр работал над этой работой (в которой он хотел составить конкуренцию Рафаэлю и его полотну «Афинская школа» ) самым тщательным образом, о чем свидетельствуют более сотни рисунков, в которых мы видим, как он постепенно уточняет порядок и детали своих работ. таблица и многочисленные исследования.
Доска | Заголовок | Датировано | Габаритные размеры | Справка | Место консервации |
---|---|---|---|---|---|
Этюд стопы для апофеоза Гомера | +1826 — 1 827 | 17 × 22 см | Париж , Лувр. | ||
Этюды для Апофеоза Гомера (1827, Лувр): профиль и руки Рафаэля, Апеллеса , Расина и Пуссена | +1826 — 1 827 | 37 × 27 см | База Атлас | Париж , Лувр. | |
Эскизы к апофеозу Гомера (1827, Лувр): руки Вергилия , Корнеля, Еврипида и Шекспира | +1826 — 1 827 | 34 × 31 см | Париж , музей Лувр | ||
Голова Одиссея | 1827 г. | 25,1 × 19,2 см | Вашингтон , Национальная художественная галерея. | ||
Голова буало | 1827 г. | бумага, масло, холст 26 × 21 см | Монтобан , музей Энгра | ||
Пиндар и Иктин | — | холст, масло, дерево 35 × 28 см | Лондон , Национальная галерея | ||
Этюд Фидия для апофеоза Гомера | 1827 г. | 32,4 × 35,6 см | Музей искусств Сан-Диего | ||
Этюд для Апофеоза Гомера стоит женщина с лавровым венком | 1827 г. | бумага на холсте, масло 26х27 см. | Боннский музей , Байонна |
Сочинение
Композиция симметрична и классически «центрирована». Чертеж достигает очень высокого уровня точности. Цвета, очень свежие и ясные, должно быть, производили впечатление фрески. По словам Себастьяна Аллара, «архаичное искушение, чистота рисунка, должно быть, напомнили о рождении живописи на греческих вазах, выставленных ниже. »
Среди античных фигур, написанных в полный рост и расположенных по обе стороны от Гомера, Энгр нарисовал трагического поэта Эсхила пергаментным свитком с упоминанием названий трех его трагедий ( Персы , Хоэфоры , Агамемнон ), художника Апеллеса. кистями и палитрой, поэт Пиндар с лирой, скульптор Фидий с молотком. В этой группе представлены только два современных художника, Рафаэль и Данте .
Ниже, по длине талии , расположены классические художники века Людовика XIV, такие как писатели Расин (последний держит, как и Эсхил, свиток, в котором мы читаем названия трех его величайших трагедий. : Федра , Ифигения , Андромака ), Буало , Мольера , Корнеля , Лафонтена или художника Николя Пуссена . Портрет последнего был напрямую скопирован с его автопортрета, хранящегося в Лувре , который иллюстрирует исследовательскую работу, проводимую над полотном.
Под престолом Гомера читаем посвящение ἀνδρῶν ἡρώων κοσμήτορι : « организатору полубогов» (формула взята из эпитафии, которую, согласно Vita Romana, сочинил Гомер). Две аллегорические фигуры, сидящие у ног Поэта, представляют Илиаду (в красной тунике, с мечом Ахилла) и Одиссею (в зеленой мантии с веслом Одиссея).
Надпись, украшающая среднюю ступень, представляет собой эпиграмму из греческой антологии : Εἰ θεός ἐστιν Ὅμηρος, ἐν ἀθανάτοισι σεβέσθω · εἰ δ᾿ αὖ μὴ θεός ἐστι, ννθενειζέσι, ννθενειζέσι. «Если Гомер — бог, пусть он будет почитаем среди бессмертных; если это не так, пусть это будет считаться таковым. »
Нижняя степень представляет собой две цитаты из двух известных старых трактатов о риторике:
Modeste tamen et circumspecto iudicio de tantis viris pronuntiandum, ne (quod plerisque accidit) проклятый как не интеллигентный. Ac si necesse est in alteram errare partem, omnia eorum legentibus placere quam multa displicere malerim
( Quintilien , Institution Oratoire , X, 1) «Однако только с осторожностью и осмотрительностью следует высказывать свое мнение об этих великих людях, опасаясь выставить себя напоказ, подобно многим другим людям, осуждать то, что вы не слышите; и если бы альтернатива была неизбежна, я бы предпочел читателя, которому все в них нравится, даже лучше, чем того, которому многие вещи не нравятся. »(Перевод Шарля Нисара , 1875 г.)
Ἐνδείκνυται δ ἡμῖν οὗτος ἁνήρ, εἰ βουλοίμεθα μὴ κατολιγωρεῖν, ὡς καὶ ἄλλη τις παὰρὰ ὑψπεπενενενα ὁδὸς ἐπεθα μὴ κατολιγωρεῖν , ὡς καὶ ἄλλη τις πατρὰ ὑψπεπενενενα. ποία δὲ καὶ τίς αὕτη; τῶν ἔμπροσθεν μεγάλων συγγραφέων καὶ ποιητῶν μίμησίς τε καὶ ζήλωσις. καὶ τούτου γε, φίλτατε, πρὶξ ἐχώμεθα τοῦ σκοποῦ. ( Псевдо-Лонгин , Du Sublime , 13) «Кроме того, этот философ (Платон) учил нас другому пути, если мы не хотим пренебрегать им, который может привести нас к возвышенному. Что это за путь? это подражание и подражание известным поэтам и писателям, жившим до нас. Потому что это цель, которую мы всегда должны ставить перед глазами. »(Перевод Николя Буало, 1674 г.)
Описание картины Жана Огюста Энгра «Источник» Картины художников
Энгр – французский художник, заявлявший, что со времен Рафаэля искусство пошло не в том направлении, а значит, его миссия – продолжить с того уровня, которого достиг классицизм. Такая позиция вызывала некоторые вопросы у его коллег, да и у общества – полотна Энгра иногда казались слишком откровенными, иногда очень уж друг на друга типологически непохожими. Он воспевал эстетику, красоту лиц и сцен.
Писал мифологические сценки (преимущественно из античной мифологии), иногда использовал для вдохновения религию. «Источник» — один из его набросков, выросший из его же «Венеры». Дело в том, что часто Энгр не мог продать свои картины, потому что они казались современникам слишком откровенными, и тогда он просто вешал их на стену в мастерской, используя их для дальнейшего вдохновения.
«Венера» провисела так несколько лет, пока художник, наконец, не закрасил некоторые излишне пикантные детали и
не продал её по выгодной цене. «Источник» появился через некоторое время после этого, словно Энгр слишком привык видеть на стене обнаженную девушку.
Изначально девушка с картины отжимала волосы – тем же жестом, что и Венера – а на ногах у неё были красные чулки. Однако потом, когда дело дошло до продажи, Энгр закрасил чулки, а на плечо девушке водрузил кувшин, уменьшая её сходство с Венерой.
Теперь она стоит посреди небольшого озерца, из кувшина струится чистая вода, и девушка смотрит на зрителя прямо и серьезно, ничуть не стесняясь своей наготы. Ног её отражаются в воде, на каменной стене за спиной прорастает плющ. Светлые волосы мокрые, липнут к плечу, а фигура свидетельствует о том, что она довольно молода.
В целом, назначение этой картины было эстетическим. Возможно, Энгру она помогала почувствовать себя лучше после долгого трудового дня, ссоры с очередным коллегой, несогласным с его мнением и прочих неприятных происшествий.
Прислал: Cr1stal . 2017-10-08 22:04:22
Генезис работы
Работа является государственной комиссией по украшению потолка музея Карла X в Лувре (нынешние египетские залы), это часть проекта обновления великой королевской комиссии, которую Карл X желает стать частью великой традиции в Бурбон на Лувре . Он был снят в 1855 году и заменен в том же году копией, принадлежащей художникам Полю и Раймонду Бальзу (в сотрудничестве с Мишелем Дюма).
Буклет к картине в каталоге того времени описывал картину следующим образом: « Гомер получает дань уважения от всех великих людей Греции , Рима и современности. Вселенная венчает его, Геродот курит ладан . « Илиада» и « Одиссея» у его ног. Фигура с мечом символизирует Илиаду, а фигура с веслом — Одиссею.
Описание картины Жана Огюста Энгра «Рафаэль и Форнарина»
Год создания – 1841. Материалы – холст, масло, размер – 64,77 на 53,34 см. Хранится в Музее искусств Гарвардского университета, Кембридж, США.
Полотно написано в период жизни Энгра в Риме, когда его стиль уже полностью сформировался. На двойном портрете запечатлены: другой знаменитый живописец, относящийся к эпохе Возрождения, Рафаэль Санти и его возлюбленная Маргерита Лути, прозвище Форнарина получившая из-за отца, по профессии пекаря (по-итальянски «fornaio»). Существует две версии взаимоотношений пары: это была великая и чистая любовь; девушка отличалась неверность, и только художник был в нее беззаветно влюблен до самой смерти.
Тема «художник-натурщица» была весьма популярна в XIX в. Женский образ, что прослеживается в чертах лица, прическе и головном уборе; характерный лик мужчины были позаимствован с работ Рафаэля «Портрет молодой женщины, или Форнарина» (1518-1519 гг.) – в незаконченном виде изображен и здесь на мольберте – и «Автопортрет» (1506 г.) соответственно. Жан Огюст применил довольно интересный прием, ведь фактически зритель здесь видит Маргериту трижды – «вживую», на наброске и уже законченной картине на заднем плане. Однако до сих пор достоверно неизвестно, существовала ли эта дама на самом деле.
Влюбленные находятся в богато украшенной художественной мастерской, детально прорисованы мозаичный пол, узорчатый ковер, вероятно, мраморные стены, бархатный стул, за большим окном с колоннами виден кусочек итальянского города
Также особое внимание уделено одежде – складкам темно-зеленого мягко сияющего платья и черно-красного плаща. Гений с кистью в руке будто бы сравнивает рисунок с оригиналом в своих объятиях, а она только снисходительно улыбается, осознавая свою власть над ним
Стоить отметить великолепно уравновешенную по диагоналям светлыми и темными пятнами композицию, реализм и оригинальный подход творца к почти легендарной истории.
Воображаемый Восток
Картина Жана Огюста Доминика Энгра «Турецкая баня» — это одна из его самых сложных композиций. Кажется, что тела выходят за пределы круглого холста, теснота пространственной глубины умножает и без того большое количество тел. Энгр демонстрирует постоянный интерес к колониальным темам. Открытая чувственность фигур поражает, так как их конечности переплетаются, чтобы показать доступный, экзотический эротизм.
Здесь художник снова объединяет элементы неоклассицизма и романтизма. Его извилистые линии граничат с текучестью арабески, хотя он подчеркивает скульптурную поверхность и точные переходы. Здесь он тоже пользуется художественной свободой при представлении человеческой анатомии — конечности и торсы фигур искажаются ради достижения более гармоничной эстетики, и все же в них видна особая манера академика.
Никогда не путешествовавший на Ближний Восток или в Африку, Энгр был вдохновлен письмами аристократки XVIII века Леди Мэри Монтегю, копируя ее записи в Османской империи в собственные заметки. В одном письме Монтегю описала переполненную баню в Адрианополе: «Голые женщины в разных позах … некоторые беседуют, другие пьют кофе или дегустируют сорбет, а многие потягиваются беззаботно». В этой картине Энгр перевел ощущение вялой релаксации в телах своих фигур, украшенных тюрбанами и богато вышитыми тканями, связанными с воображаемым Востоком.
По заказу принца Наполеона в 1852 году картина первоначально была показана во дворце Пале, затем ее вернули Энгру, который продолжал активно ее модифицировать до 1863 года. Наконец, он решил радикально изменить традиционный прямоугольный формат картины в тондо, увеличивая чувство сжатия фигур. Только в 1905 году картина была показана публично. Даже тогда его дебют в Salon d’Automne считался революционным. Энгр был с энтузиазмом воспринят развивающимся авангардом.
История
Государственная комиссия по оформлению потолка музея Карл X в Лувре (ныне древнеегипетские галереи), он стал частью проекта реконструкции, заказанного Карлом X, чтобы его помнили в великих традициях Бурбон строительные работы в Лувре. Условием комиссии было завершение строительства в течение года. Получив заказ, Энгр быстро задумал идею своей картины — он гордился тем, что ему потребовался всего час, чтобы обозначить общие очертания своей композиции в эскизе
Дальнейшее внимание, которое он проявил к развитию своей идеи, проявляется в более чем 100 рисунках и многочисленных сохранившихся рисунках, в которых он все более и более точно фиксировал детали. Уровень исследований Энгра можно увидеть в портрете художника
Николя Пуссен, который напрямую скопирован с Пуссена 1650 автопортрет сейчас в Лувре.
Композиция представляет собой симметричную группу с центром в классический путь перед древнегреческий храм. В каталоге картины во время ее первой выставки она описывалась как «Гомер получает дань уважения от всех великих людей. Греция, Рим и современность. Вселенная его венчает, Геродот ожоги ладан. В Илиада и Одиссея сядь у его ног «.
Этюд для Фидия в Апофеоз Гомера, холст, масло, 1827 г., Музей искусств Сан-Диего
Цвета финальной картины очень свежие и чистые, создавая впечатление фреска. Энгр хотел составить конкуренцию Рафаэль через эту картину (она сильно вдохновлена творчеством итальянского художника Парнас ) и Рафаэля слева вверху (в черно-белом платье эпохи Возрождения), ведомого Апеллес (в синем плаще). Другие показанные цифры включают Данте кто показан во главе с Вергилий как в бывшем Божественная комедия (крайний слева, позади Пуссена) и Мольер (справа, у ног олицетворения Одиссея).
Искусствовед Роберт Розенблюм сказал Апофеоз Гомера представляет собой «наиболее доктринерское заявление Энгра о его вере в иерархию вневременных ценностей, основанных на классических прецедентах». Он очень успешен в своем жанре, но оставляет впечатление холодности, которое усилилось во время его производства выставкой Делакруа с Смерть Сарданапала в том же году Парижский салон. В начале своей карьеры Энгра считали революционером, но теперь этот контраст преодолел Романтичный обновление при Делакруа вопреки чистейшей классической традиции, как показал Энгр. Апофеоз Гомера был снят с первоначального места в 1855 году и заменен позднее в том же году копией Пола и Раймона Бальза (в сотрудничестве с Мишелем Дюма).
Музей Энгра — википедия фото
Энгр покинул родной город в 1797 году, чтобы продолжить своё художественное образование в Париже. Годы спустя он прибыл на родину, уже будучи опытным мастером. В 1820—1824 годах по поручению французского министерства внутренних дел Энгр работал над алтарным образом для монтобанского собора на тему «Обет Людовика XIII, просящего покровительства Богородицы для Французского королевства».
Энгр настолько пользовался уважением и известностью в родном городе, что уже в 1844 году в Монтобане в его честь была названа одна из улиц, а в 1863 году городские власти наградили его памятной золотой медалью. Художник же, в свою очередь, передал в дар муниципалитету 50 своих произведений в 1851 году.
У Энгра не было детей. Наследником собственных произведений и имущества художника был назначен ученик и помощник мастера Арман Камбон (1819—1885). После смерти Энгра Арман Камбон перебрался в Монтобан, где передал в музей ряд творений своего учителя, среди которых были картины, несколько папок с рисунками и графическими копиями произведений Рафаэля, памятные вещи художника и его скрипка.
Небольшой музей обладал к тому времени лишь небольшой коллекцией художественных произведений, переданных ему в 1844 году бывшим главой города де Мортаром (1768-1849). Передача же в музей имущества художника, исторической живописи и портретов его кисти превратила музейное собрание в уникальный провинциальный художественно-мемориальный музей. Сюда также перевезли архив Энгра и произведения других художников, которые он собирал при жизни.
Здание музея намного старше самого музея. Некогда оно служило дворцом местного епископа, построенным из красного кирпича в XVII веке. В годы Французской революции 1789–1793 годов дворец был национализирован и передан городским властям.
Коллекция Жозефа Виалета де Мортара и картины Энгра первоначально размещались в зале первого этажа. Около 1862 года директором музея был назначен Арман Камбон, который существенно увеличил музейную коллекцию. В музей были переданы также произведения отца Энгра, провинциального художника и скульптора. Внутренний дворик украсили его скульптурами, первоначально предназначенными для парка богатой семьи Бельвез-Фулон. В XX веке собрание скульптур было увеличено за счёт передачи в музей произведений Антуана Бурделя, уроженца Монтобана.
В годы Второй мировой войны залы музея Энгра использовались для хранения картин из Лувра, вывезенных из захваченного немцами Парижа.
Здание музея было модернизировано и реконструировано с сохранением старинных интерьеров в 1951 и 1958 годах.
-
Внутренний дворик
-
Главные ворота бывшего дворца
-
Главные ворота и боковой павильон бывшего дворца
-
Своды лестничной клетки
- «Автопортрет Энгра » (живопись, оригинал)
- Портреты родителей художника (живопись, оригинал)
- Эскизы Энгра (живопись, оригиналы)
- «Руджьер спасает Анжелику » (живопись, копия)
- «Сон Оссиана» (живопись, оригинал)
- «Портрет мисье Бельвез-Фулона » (живопись, оригинал)
- «Автопортрет Энгра «, (копия оригинала 1804 года, работа Армана Камбона)
- Рисунки Энгра к портрету мадам Муатесье.
Общее количество рисунков Энгра в музее достигает количества в 4507 единиц. Они разного уровня художественной ценности, но являются уникальным художественным сокровищем музейного собрания. Рисунки требуют особого ухода и демонстрируются только на временных выставках.
- Графические копии работы Энгра с картин и композиций Рафаэля Санти
- Рисунки с обнаженной натурой римского периода художника
- Картины кисти А. Камбона («Аллегория Республики» (1848 год), «Гален» (1864 год))
- Античные бюсты (голова Эрота, голова Антиноя)
- Сборник античных ваз (54 образца), приобретённых художником в годы пребывания в Риме и Италии.
- Гипсовые слепки из мастерской Энгра
- Старинная мебель
- Небольшая нотная библиотека художника и др..
Энгр (1780-1867)
Несмотря на то, что живописец считал себя продолжателем традиций и идей Николя Пуссена и Жака-Луи Давида, творчество Энгра оказало влияние на последователей именно благодаря своей самобытности. Этот художник с уважением относился к старым мастерам, твердо придерживаясь академическим веяниям искусства, вопреки набирающего в то время популярность романтического стиля. Восхищаясь работами полотнами и фресками признанных гениев, Энгр считал себя консерватором, нежели новатором. Тем не менее, в наше время существует ряд мнений и концепций, рассматриваемых творчество этого неоклассика как воплощение романтического духа своего времени, а его экспрессивные искажения форм и пространств делают его предшественником современного искусства.
Турецкая баня
Ранние годы
Жан-Огюст-Доминик Энгр появился на свет в Монтобане (Франция) и был первым из семи детей Жана-Мари-Джозефа Энгра и Энн Моулет. Его отец являлся успешным мастером на все руки в мире искусства, создававший картины и скульптуры, а также пробующий себя в музыке. А вот его мать была неграмотной дочерью производителя париков. Благодаря своему отцу, Энгр смолоду принялся за изучение рисования и музыки, создав свою первую работу на гипсе в возрасте девяти лет. С 1786 года художник учился в местной школе, но его обучение было прервано из-за закрытия заведения, связанного с французской революцией.
В 1791 году Джозеф взял своего сына в Тулузу, где последний был зачислен в академию скульптуры и архитектуры. Там Энгр учился у Вигана, Бриана, Рокеса и других известных мастеров. Решающее воздействие на молодого художника оказали работы Рафаэля Санти. Музыкальный талант Энгра был развит скрипачом Леженом, и в возрасте от тринадцати до шестнадцати лет талантливый юноша был второй скрипкой в городском оркестре Капитолия.
Одалиска и рабыня
Искусство
Стиль Энгра был сформирован в начале жизни и слабо изменялся с течением времени. Уже его ранние рисунки указывают на устойчивый контроль и необыкновенную штриховку. Изначально его картины характеризуются тонкостью, но твердостью контура. Сам живописец говорил: «Рисование – это не только воспроизведение контуров и линий, это также выражение внутренней формы композиции. Посмотрите, что остается от первоначального наброска карандашом в итоге..».
Выбор предмета живописи, зачастую, отражал литературные вкусы творца, которые были весьма ограничены. Энгр читал и перечитывал Гомера, Вергилия, Плутарха и Данте. На протяжении всей жизни он вновь и вновь возвращался к своим любимым темам, изображая их различные версии и композиции. Кроме того, художник не разделял стремления к созданию батальных сцен, предпочитая изображать моменты откровений или интимные сюжеты.
Наследие
Энгр считался хорошим учителем и был любим своими учениками. Вероятно, наиболее известным их них является Шассерио, начавший обучения в раннем возрасте. Жан-Огюст-Доминик считал его вернейшим своим учеником. Но повлияло творчество Энгра и на последующие поколения художников, среди которых можно выделить Дега, Матисса и Пикассо.
Описание картины Жана Огюста Доминика Энгра «Апофеоз Гомера»
Главным персонажем данного полотна является Гомер — великий старец, чьи мысли и изречения передаются из уст в уста уже множество веков. Лицо старца выражает мудрость и ясность ума, а плечи и колени мудреца накрыты белой тканью. Слава — прекрасный ангел в белом одеянии и сверкающими крыльями увенчивает старца золотыми лаврами. Лицо Славы выражает радость и симпатию к мудрецу.
Ниже трона мудреца изображены две фигуры, выступающие в роли аллегории Илиады и Одиссеи. По бокам от двух женщин расположены еще сорок две фигуры, среди которых только одна женщина — Сапфо. Люди, окружающие трон, являются великими художниками, литераторами и политиками с древних времен и до XVII века. Художник крайне избирательно относился к великим деятелям, которых вносил в полотно.
Энгр хотел сделать картину максимально динамичной, так, можно различить Апеллеса — древнегреческого живописца, ведущего за руку Рафаэля в направлении к трону, Пиндар справа от Гомера протягивает роскошную лиру мудрецу.
Мужчина с резцом и молотом — Фидий, изображенный с главными атрибутами своей профессии. В нижней части полотна можно обнаружить Николу Пуссена, срисованного Энгром с известного автопортрета художника.
Мягкая цветовая палитра изображения идет в паре с обилием ярких цветов, присутствующих в одеяниях персонажей. Экспрессивность фигур, тщательная прорисовка лиц, текстур, элементов фонового здания, внимательный подход к выбору великих лиц — все это демонстрирует серьезный подход автора к написанию работы. Сам мастер говорил о том, что именно это полотно должно стать главным и основополагающим произведением всей его жизни. Нельзя не заметить и потрясающую проработку неба, его мягкий, но яркий колорит. Перелив фона из темно-синего в практически белый цвет в направлении к действующим лицам придает мистическую атмосферу целой композиции, создается ощущение того, что небо обволакивает каждого человека, присутствующего на холсте.