Художник владимир серов (1910

Художник владимир серов (1910 – 1968). мастер соцреализма - в мире прекрасного - 10 августа - 43573664931 - медиаплатформа миртесен

Детство и юность

Родина Владимира Александровича Серова — деревня Эммаус, что в 15 км от Твери. Художник родился в 1910 году в семье сельских педагогов — Александра Прокопьевича и Надежды Ильиничны. Мама была признана заслуженным учителем школы РСФСР и награждена орденом Ленина. Дед живописца, Илья Тимофеевич Успенский, был священником.

Художник Владимир Серов

У Володи было двое старших братьев — Николай и Евгений.

Семья переехала в уездный город Весьегонск, где познакомилась с художником Савелием Шлейфером. Тот вращался в кругу петроградских художников-авангардистов, а теперь спасался в Тверской губернии от голода, поразившего Северную столицу.

Живописец охотно стал учить мальчика рисовать, приняв в свою студию. Савелий Яковлевич трагически окончит дни в Освенциме, а коллекцию своих работ завещает любимому ученику. Ныне они хранятся в мемориально-художественном музее Владимира Серова в Эммаусе.

Владимир Серов работает над картиной «Последний патрон»

Для маленького Володи не стоял вопрос будущего призвания — он в раннем детстве понял, что будет художником. Родители мальчика были убежденными революционерами, и автор будущей ленинианы еще в детстве нарисовал первый портрет Ильича.

Значимым моментом биографии стал переезд в Петроград, где в 1927 году Владимир поступил в Высший художественно-технический институт (бывшую Академию художеств). Наставником юноши стал исторический живописец и портретист Василий Савинский. В качестве дипломной работы Серов представил полотно «Приезд Ленина в Петроград в 1917 году».

Школьники в музее Владимира Серова в Эммаусе

Закончив вуз в 1931-м, молодой человек пошел в аспирантуру к заслуженному деятелю искусств Исааку Бродскому и окончил обучение в 1934 году выпускной работой “Сибирские партизаны”.

Он трижды ходил к Ильичу

Говорят, что до Ленина Иван Афанасьевич лично ходил поговорить о реформах с председателем Совета министров Петром Столыпиным и председателем Временного правительства Александром Керенским. Они покивали головами, согласились с необходимостью что-то менять и на этом дело закончилось. После революции Чекунов решил продолжить крестьянское дело. С Владимиром Ильичом он встречался трижды. Последний раз 28 февраля 1921 года, когда вручил вождю протокол общего собрания граждан села Фоминки. В документе излагались соображения по взиманию мясного налога.

Дело в том, что в Фоминках разрешалось держать одну корову на пятерых едоков. Всё, что сверх, забирали продотряды. Естественно, крестьянам выращивать скот было невыгодно, кроме того, без естественных удобрений оказывались угодья. Чекунов интересовался: нельзя ли изменить положение?

Смерть

Дата смерти Владимира Серова — 19 января 1968 года. Художник скончался в Москве в возрасте 57 лет, его могила расположена на Новодевичьем кладбище. Причины смерти доподлинно не известны.

До конца жизни живописец отстаивал каноны соцреализма, чем вызывал досаду и неприятие в либеральных кругах творческой интеллигенции 60-х годов. Вместе с тем он ушел из жизни, достигнув всех мыслимых почестей и регалий. Последние 6 лет Серов занимал пост президента Академии художеств, а еще возглавлял советский Союз художников и был депутатом в Верховном Совете (высшем органе государственной власти) РСФСР.

Владимир Александрович носил почетное звание «Народный художник СССР», неоднократно награждался орденами и медалями за творческие и общегражданские заслуги и дважды представлялся к Сталинской премии.

Памяти мастера

Владимир Серов умер 19 января 1968 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. В 1980 году на его родине был открыт Мемориальный художественный дом-музей Владимира Александровича Серова, являющийся филиалом Тверской областной картинной галереи.

В годы свой учёбы и потом, уже будучи известным художником, Владимир Александрович часто приезжал в Эммаус, подолгу там жил и работал. В музее экспонируется автопортрет художника, написанный им в блокадном Ленинграде, личный ящик с красками, портреты матери, жены и дочери, этюды к некоторым картинам.

В Москве на доме, где он жил (наб. Тараса Шевченко, дом 1/2), установлена мемориальная доска.

Биография Ильи Репина

Родился Илья в Чугуеве (поблизости Харькова) 24 июля 1844 года. Обучение живописи в биографии Репина началось уже в тринадцатилетнем возрасте.
А в 1863 году он переехал в Петербург, чтобы учиться в Академии Художеств. Во время обучения там прекрасно проявил себя, получив две золотых медали за свои картины.

В 1870 году отправился путешествовать по Волге, выполняя тем временем этюды и наброски. Там же зародилась идея полотна «Бурлаки на Волге». Затем художник переехал в Витебскую губернию, приобрел там имение.


Автопортрет, 1878. (wikipedia.org)

Художественная деятельность тех времен в биографии Ильи Репина чрезвычайно плодотворна. Кроме написания картин, он в Академии Художеств руководил мастерской.

Путешествия Репина по Европе повлияли на стиль художника. В 1874 году Репин стал членом товарищества передвижников, на выставках которых представлял свои работы.

1893 год в биографии Репина обозначен вхождением в Петербургскую Академию Художеств в качестве полноправного члена.
Поселок, в котором жил Репин, после Октябрьской революции очутился в составе Финляндии. Там же Репин скончался в 1930 году.

Динамичные акценты

Непревзойденный русский неоклассик Валентин Серов — художник с большой буквы, ведь его работы построены на характере человека, который перед ним сидит. Портреты в период революционной деятельности значительно отличаются от тех работ, которые он писал под конец 19 века.

Писатель Максим Горький предстал перед ним в очень строгом виде и в темной одежде, которая не могла не остановить на себе взгляд. Весь портрет пронизан духом революции, и от него прямо веет дух бунта и переворота. Для того чтобы передать этот необычный образ, Серов обращается к новым техникам и строит нетипичную композицию. Он отказывается от излишних деталей интерьера и ставит светлый фон.

Реальный прототип

  Думается, всем интересно будет узнать имена ходоков, изображённых на картине Владимиром Серовым. Имя одного – старика с окладистой седой бородой, известно. Это реальный человек – Иван Афанасьевич Чекунов. Именно он принёс славу своему селу Фоминки Гороховецкого районе Владимирской области, побывав у Ленина. Но прославился он не только благодаря картине и своим встречам с вождём.

  Начнём с того, что село Фоминки часто сильно страдали от пожаров. Порой половина деревни сгорала в огне. Вот и надумал Иван Афанасьевич с братом Алексеем основать добровольную пожарную дружину. В ней насчитывалось до 400 дружинников. Она стала не только первой, но и лучшей в губернии. Довольно скоро жители села забыли о пожарах, а о самой дружине в 1899 году написали в журнале «Пожарное дело».

   В том же году в Фоминках появилось каменное пожарное депо с вышкой, которое стоит там по сей день.

Ходоки у Ленина

Мастеру удалось показать разговор настолько реально, что зрителю порой кажется, что слышно о чём герои столь задушевно беседуют. Словно потайное окошечко в кабинет вождя приоткрылось! Без сомнения, говорят о необходимой деревне помощи, о том как следует развивать хозяйство…

Эх, так и хочется воскликнуть, этих бы ходоков да в сегодняшний день к нашим высоким чиновникам. Путь расскажут как нелегко засевать поля да собирать урожай!

Что же до главы государства, то он прежде всего видится заботливым покровителем для таких простых, далёких от государственных дел людей. Ему действительно интересно чем живёт деревня и какие у мужиков чаяния.

«Ходоки у Ленина» кисти Владимира Серова в своё время считалась хрестоматийной работой

Некоторые работы художника Владимира Серова, настоящая фамилия которого Раппопорт, в своё время считались хрестоматийными. Прежде всего речь идёт о некогда известной всем советским школьникам картине «Ходоки у Ленина».

    Картина «Ходоки у Ленина» была написана в 1950 году. Именно за неё Владимир Серов, которого искусствоведы считают одним из лучших и неоднозначных представителей соцреализма, получил Государственную премию.

  На небольшом холсте художник смог разместить сразу четыре фигуры — самого вождя мирового пролетариата и трёх крестьян.

  Мужики в меховых полушубках, по всей видимости, второпях не нашедшие время снять их, за маленьким столом в одном из кабинетов Смольного разговаривают с Лениным.

   Сам Владимир Ильич в строгом черном костюме, держит ручку и блокнот, куда делает пометки. Говорит самый старший из крестьян — седобородый старик. Его речь сопровождается жестами, остальные молчат и смотрят на вождя. В их глазах легко читается надежда. Они не сомневаются, нужды деревни будут услышаны и мудрый Ильич решит все проблемы.

Творческий революционер

Пешков Алексей Максимович (настоящее имя Горького) родился 28 марта 1868 года в городе Нижний Новгород в семье военного. Мать была из мещанского рода, рано овдовела, так как отец Максим Савватеевич умер от холеры. Эта потеря очень впечатлила маленького Алешу, ведь они были самыми близкими людьми и проводили вместе много времени. Поэтому через время, уже в подростковом возрасте, Алексей Пешков взял себе псевдоним — Максим Горький — в честь своего отца.

Спустя некоторое время матушка также ушла из жизни из-за продолжительной болезни.

В 11 лет юный писатель остался совсем один, работал посудомойщиком, пекарем и так далее.

К конце 80-х годов 19 века Пешков Алексей Максимович поступил в Казанский университет, где он впервые познакомился с марксистской литературой, там же начал писать пропагандистские материалы.

В 1892 публикует своё первое произведение «Макар Чудра» и, вернувшись в свой родной Нижний Новгород, начинает сотрудничать с местными изданиями, где и продвигает свои творения. С 1917 года он ведет активную политическую и революционную деятельность, выступает в защиту старой интеллигенции, осуждает методы большевиков.

Вскоре Горький серьезно заболевает, по приказу Ленина его отправляют на лечение за границу. Спустя 10 лет, а именно к 1932 году, он возвращается в СССР, после чего продолжает публиковаться. Его произведения посвящены революционным действиям и Первой мировой войне.

Перед смертью выходит последний роман Максима Горького «Жизнь Клима Самгина». Спустя некоторое время он умирает.

Личная жизнь

С портрета жены художника на зрителя смотрит брюнетка с вдумчивым взглядом глубоко посаженных карих глаз. Это Генриетта Григорьевна Серова. Картины, посвященные супруге, Владимир Александрович писал в 1960-е годы. Они нежны, чувственны и разительно не похожи на громкие полотна социально-политической направленности.

Супруга живописца — автор монографий по творчеству Василия Савинского и Николая Касаткина. Она родила мужу детей — Ярослава и Марию.

Музей в Эммаусе хранит страницы альбома, где Серов вел живописную летопись жизни дочери. Здесь скетчи и наброски девочки с первых лет: сначала она у материнской груди, потом делает первые шаги, затем держит ложку и гладит собаку. Эти бытовые зарисовки излучают нежность, лиризм и открывают художника как глубоко любящего отца и мужа, личная жизнь которого была скрыта от посторонних глаз.

До сих пор стоит вопрос, был ли у живописца, воспевавшего дело революции, конъюнктурный мотив, или тот хранил верность партии по зову сердца. Известно только, что его старший брат Николай подвергся репрессиям в 1939 году, и Серову с семьей даже пришлось скрываться в дедовом доме в Эммаусе.

Художник любил рисовать плакаты

    Помимо Ленина Серов любил рисовать плакаты. Среди самых известных работ «Овладевай техникой, будь в первых рядах строителей социализма» (1934), «Все силы на борьбу за высокий урожай!» (1930-е), «Заменим!» (1941).

  В годы Великой Отечественной войны Владимир Серов возглавил Ленинградский союз художников и стал одним из активистов «Боевого карандаша». В него входили художники, выпускавшие агитационные, политические плакаты и сатирические рисунки. Особенно популярными были плакаты, высмеивающие фашистов.

  Один из плакатов художника «Били, бьем и будем бить!» уже 26 июня 1941 года был расклеен на улицах Ленинграда. Не менее известными стали плакаты «Защитим город Ленина» и «Мы отстояли Ленинград. Мы восстановим его!».

    К сожалению, лениниана, которой Серов так гордился, оставила в тени другого художника – талантливого пейзажиста, портретиста, графика, иллюстратора и рисовальщика.

    Рассматривая изображения вождя, разом забывались его иллюстрации к поэме Николая Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», роману «Война и мир» Льва Толстого, сказкам Петра Ершова, книгам Александра Пушкина… А в конце 50-х он создал прекрасную серию цветных иллюстраций к «Слову о полку Игореве». Именно эти работы Серова сегодня безумно востребованы среди коллекционеров. Многие произведения художника хранятся в Третьяковской галерее, Русском музее, Историческом музее и региональных коллекциях.

Каким на самом деле был художник Владимир Серов, рисовавший Ленина

Советский художник Владимир Серов и его картина «Ходоки у Ленина», 1950

РИА «Новости»/Владимир Серов

Владимир Серов, настоящая фамилия которого Раппопорт, был успешным советским художником. Имел множество регалий — две Сталинские премии, ордена, звание Народного, членство в Академии художеств СССР, пост президента всесоюзной Академии художеств.

Он родился в Эммаусе, недалеко от Твери, в 1910 году в семье учителей и доме деда-священника Ильи Успенского. С детства знал, что станет художником. «Мучительный для многих выбор профессии был определен мною очень рано, — вспоминал Серов, — и иной мечты, кроме мечты стать художником, у меня не было». Первым его учителем стал Савелий Шлейфер, участник знаменитых выставок «Бубнового валета» и «Голубой розы» — первая группа объединяла лучших авангардистов своего времени, вторая — символистов.

Позднее Серов учился в ленинградском Институте пролетарских изобразительных искусств, по окончании которого поступил в аспирантуру Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина.

«Зимний взят», 1954

Ленина и революции в его жизни было много. Даже слишком. Первый портрет вождя будущий художник, сын родителей-революционеров, нарисовал в 5 лет.

Этой теме Серов оставался верен всю жизнь — лениниана сделала его знаменитым, номенклатурным и востребованным. «Приезд Ленина в Петроград в 1917 году» (дипломная работа, написанная к 20-летию советской власти, 1937), «Ходоки у Ленина» (1950), «В. И. Ленин провозглашает Советскую власть» (1947), «Зимний взят» (1954), «Выступление В. И. Ленина на II Всероссийском съезде Советов» (1955), «В Смольном» (1957), «Декрет о земле» (1957), «Вести из деревни» (1959), «Похороны В. И. Ленина» (1962-1964), эскиз «Ленин в разливе» (1967) — большинство жанровых картин Серова так или иначе связаны с историей, «вождем мирового пролетариата» и революцией.

Некоторые из работ — например, хрестоматийные «Ходоки у Ленина» — в свое время попали во все школьные учебники. Правда, сами школьники об этом вспоминать не любят.

«Если внимательно посмотреть все, что я создал за свою жизнь, было во всем этом то, что меня постоянно волновало, – это наш народ в больших событиях, в борьбе», — говорил о своем творчестве художник.

«Верные долгу и чести», 1941

Во время войны Серов возглавил Ленинградский союз художников и стал одним из активистов «Боевого карандаша» — в это объединение входили художники, выпускавшие агитационные, политические плакаты и сатирические рисунки. Особенно популярными были плакаты, высмеивающие фашистов.

Среди самых знаменитых плакатных работ Серова — «Овладевай техникой, будь в первых рядах строителей социализма» (1934); «Все силы на борьбу за высокий урожай!» (1930-е), «Заменим!» (1941); «Защитим город Ленина» (1941); «Мы отстояли Ленинград. Мы восстановим его!» (1944). А его плакат «Били, бьем и будем бить!» 26 июня 1941 года был расклеен на улицах Ленинграда.

Не менее яростно позднее сражался Серов с коллегами — став президентом Академии художеств, он громил и критиковал художников-шестидесятников, чей стиль не соответствовал нормам официальной пропаганды.

«Сватов напоили, а сами полегли за землю Русскую. Иллюстрация к «Слову о полке Игореве» , 1957-1962

Лениниана затмила и оставила в тени другого Серова — талантливого пейзажиста, портретиста, графика, иллюстратора и рисовальщика. Серов иллюстрировал поэму Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», «Войну и мир» Толстого, сказки Ершова, книги Пушкина, Горького и многих других писателей. В конце 50-х художник создал очень интересную серию цветных иллюстраций к «Слову о полку Игореве».

Именно неофициальные работы открывают Серова с новой стороны и востребованы сейчас среди коллекционеров.

Необычная техника нанесения красок

Смотря на это изображение писателя, можно увидеть не только то, что он стремится показать свою правоту, но и можно разглядеть ряд каких-то гуманистических и философских размышлений.

Валентин Серов — художник, который смог передать эти сложные моменты через призму живописи, используя обычное панно и краски. Портрет очень прост, и творец в основном использовал беглые штрихи, не обращаясь при этом к излишним оттенкам в цветовых «секциях».

Силуэт писателя изображен довольно-таки крупно, и создается впечатление «необъятности» фигуры для холста, и кажется, что вот-вот он перейдет за пределы картины.

Успешный советский художник

    Владимир Серов в советские времена время считался успешным советским художником. Он имел множество регалий — две Сталинские премии, ордена, звание Народного, членство в Академии художеств СССР, пост президента всесоюзной Академии художеств….

  Будущий мастер в 1910 году родился в старинном городке Эммаусе под Тверью, в семье учителей. Он уже в детстве знал, что станет художником. Позже он напишет: «Мучительный для многих выбор профессии был определён мною очень рано и иной мечты, кроме мечты стать художником, у меня не было».

  Его первым учителем станет участник знаменитых выставок «Бубнового валета» и «Голубой розы» Савелий Шлейфер. Первая группа в своё время объединила авангардистов, вторая — символистов.

  Потом будет учёба в ленинградском Институте пролетарских изобразительных искусств, где учился у Исаака Бродского, и аспирантура Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина…

Записка к Семашко

    По легенде, Ильич хитро прищурился и сказал: «А вы изложите, батенька, свои мысли в газете «Беднота». Иван Афанасьевич в ответ промолвил: «Я и рад бы, да потерял в дорожной сутолоке очки. А на рынке купил очень плохие».

 Тогда Ленин написал записку наркому здравоохранения Семашко: «Николай Александрович! У меня сидит тов. Иван Афанасьевич Чекунов, очень интересный трудовой крестьянин, по-своему пропагандирующий основы коммунизма. Он потерял очки, заплатил за дрянь 15000 р. Нельзя ли помочь ему достать хорошие очки? Очень прошу помочь и попросить секретаря Вашего сообщить мне, удалось ли. Ваш Ленин»… Копия этого письма выставлена в Музее Ленина.

   Но этот разговор всё же не прошёл для Чекунова бесследно и не закончился только выдачей хороших очков. Ленин выдвинул его членом коллегии Наркомзема, где он участвовал в разборе крестьянских дел и заседаниях Госплана. Несколько позже публиковал статьи о переустройстве села для газет «Беднота», «Красная газета», «Правда», «Известия». В последние годы своей жизни заведовал отделом писем в «Крестьянской газете» и сам принимал сельских ходоков из российских губерний.

   Ну а что же сегодня с сельским хозяйством в Фоминках, первое упоминание о которых относится к 1678 году? Нынче оно в упадке… Зато церковь построили. В 2011 стараниями настоятеля Свято-Троице-Никольского монастыря игумена Илии Иванова в Фоминках был возведён новый деревянный храм Казанской иконы Божией Матери.

Наталья Швец

Репродукция картину Владимира Серова «Ходоки у Ленина»

Предыдущая публикация из серии «Сто шедевров живописи» — ««Эстафета по кольцу „Б“» укрепила репутацию Александра Дейнеки как интерпретатора спортивной темы»

Интересные факты из жизни художника

Илья Репин создавал поистине реалистичные полотна, которые до сих пор являются золотым фондом картинных галерей. Репина называют мистическим художником.

Известно, что из-за постоянных переутомлений у знаменитого живописца начала болеть, а потом и вовсе отказала правая рука. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Мистики связывают эти два факта из биографии художника с тем, что написанная им картина была проклята. Мол, Репин отразил в картине несуществующее историческое событие, и из-за этого был проклят. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой.

Другой мистический факт, связанный с этой картиной, произошел с иконописцем Абрамом Балашовым. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Между тем, когда эту картину выставили в Третьяковской галерее многие из зрителей начинали рыдать, других картина вводила в ступор, а с некоторыми и вовсе случались истерические припадки. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей.

Все натурщики Репина после написания полотна умирали. Многие из них — не своей смертью. Так, «жертвами» художника стали Мусоргский, Писемский, Пирогов, актер Мерси д’Аржанто. Федор Тютчев скончался сразу, как только Репин начал писать его портрет. Между тем, даже абсолютно здоровые мужчины умирали после того, как побывали натурщиками для картины «Бурлаки на Волге».

Стоит отметить, что картины Репина повлияли на общеполитические события в стране. Так, после того, как художник в 1903 году написал картину «Торжественное заседание Государственного совета», чиновники, которые были изображены на полотне, погибли во время первой русской революции 1905-го года. А как только Илья Ефимович написал портрет премьер-министра Столыпина, натурщика застрелили в Киеве.

Еще один мистический случай, который повлиял на здоровье художника произошел с ним в родном городе Чугуеве. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Натурщиком для портрета выступил дальний родственник Репина, Иван Радов, мастер золотых дел. Этот мужчина слыл в городе колдуном. После того, как Илья Ефимович написал портрет Радова, он, не старый еще и вполне здоровый мужчина, заболел. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», — жаловался Репин друзьям, — «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды».

Примерным семьянином Илья Репин не был никогда. Он не просто увлекался противоположным полом, а служил ему.

Главным стимулом к созданию одной из самых знаменитых картин художника «Иван Грозный и его сын Иван» стало посещение им одного из боёв корриды во время пребывания в Испании. Пребывая под большим впечатлением, Репин в своём дневнике написал по этому поводу: «Кровь, убийства и живая смерть очень влекут к себе. Вернувшись домой, я в первую очередь примусь за кровавую сцену».

Жена живописца была вегетарианкой, поэтому кормила его всевозможными травяными наварами, в связи с чем все гости Репиных всегда привозили с собой что-нибудь мясное и съедали его, закрывшись в своей комнате.

Однажды живописец познакомился с молодым врачом, который сообщил ему большой пользе сна на открытом воздухе. Начиная с того времени, вся семья спала на улице, а сам Илья Репин отдавал предпочтения сну на открытом воздухе даже в лютые морозы, правда под навесом из стекла.

Перед самой смертью врачи запретили Илье Ефимовичу рисовать больше двух часов в сутки, однако жить без живописи он просто не мог, поэтому друзья прятали принадлежности художника. Однако это не останавливало Репина, который мог выхватить из пепельницы окурок, рисовать на всём подряд, окунув его в чернила.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: