«Чесменский бой», Айвазовский
Год написания: 1848Размер: 193 × 183 смМестонахождение: Картинная галерея им. И. К. Айвазовского, Феодосия
Вариант 1 — Кратко
9 предложений/ 102 слова
Батальное полотно Ивана Айвазовского «Чесменский бой» посвящено одному из главных сражений русско-турецкой войны, состоявшемуся в 1770 году. На картине художник изображает самый разгар битвы.
Спереди и по центру видны статные русские корабли. К одному из них — флагману «Три иерарха» направляется шлюпка с боеприпасами. В глубине бухты полыхают подбитые снарядами турецкие суда. Пламя, которым объяты корабли, высокими столпами поднимается прямо в небо, а густой серый дым перемешивается с пеленой грозных туч. Среди облаков над морем призрачно светит луна.
Всюду в воде видны корабельные осколки, а также упавшие за борт люди. Особенно выделяются фигуры нескольких турецких солдат, пытающихся спастись, схватившись за обломок мачты.
Вариант 2 — Подробно
20 предложений/ 244 слова
«Чесменский бой» Ивана Айвазовского — это батальное полотно, посвящённое одному из главных сражений русско-турецкой войны, состоявшемуся в Эгейском море. Битва продлилась целых три дня (с 5 по 7 июля 1770 года) и закончилась победой русский войск.
На картине изображён решающий момент сражения, когда перевес сил уже находится на стороне российского флота. Поэтому в глубине бухты можно заметить горящие турецкие корабли. Их корпуса разрушены взрывами и объяты ярким пламенем, которое поднимается к небесам. В воздухе кружат осколки, а по воде плывут обломки деревянных мачт.
Чёрный дым от горящих судов перемешивается с седой пеленой облаков, ещё больше разгоняя в зрителе ощущение тревоги. Сквозь небольшой просвет среди туч над морем бледно светит луна, озаряя своим зеленоватым блеском тёмные воды.
В центре полотна изображены несколько русских судов. Их статные силуэты грациозно возвышаются над волнами. Белые паруса одной из шхун торжественно подняты.
На переднем плане справа можно увидеть часть флагмана российского флота, носящего название «Три иерарха». В его сторону движется шлюпка с боеприпасами. Слева довольно крупно изображены потерпевшие кораблекрушение турецкие солдаты, которые пытаются выжить, хватаясь за плывущие по воде обломки мачты. Эти люди выглядят очень напуганными. Они беспомощно протягивают к небу свои смуглые руки.
Полотно написано в тёмных красках ночи, поэтому и люди, и корабли кажутся на нём объятыми полутьмой. Лишь только яркое зарево пожаров нарушает общий колорит, придавая картине динамичность. Несмотря на тревожность изображаемых событий, в этой работе Айвазовского отчётливо заметны торжественные нотки. Художник гордится непобедимостью российского флота, восхищается силой и стойкостью соотечественников, ведущих нелёгкую борьбу с неприятелем.
см. также:Все сочинения-описания картин
Иван Константинович Айвазовский Среди волн: Описание произведения
Внук Айвазовского Константин Арцеулов рассказывал, что первоначальный вариант предполагал еще и лодку с потерпевшими кораблекрушение. На контрасте с заполнившей огромный холст бушующей стихией, она казалась игрушечной: «Обратившись к моему отцу, корабельному инженеру, «поэту корабельных форм», как его иногда называли, Иван Константинович спросил его мнение. Выразив свое восхищение морем, отец добавил: не понятно только, почему эта скорлупа с людьми держится на поверхности?». По воспоминаниям внука, художник ужасно рассердился и, ни слова не говоря, повернулся и вышел вон. А на следующий день домочадцы обнаружили, что на картине лодки нет.
Эту картину Айвазовский ни разу не вывозил из Феодосии, хотя после ее написания (в весьма уже преклонном возрасте) устраивал выставки в Москве, Лондоне и Петербурге. Вместе с другими его работами «Среди волн» была завещана Феодосии.
Смертоносная волна
В 1844 Айвазовский попал в шторм в Бискайском заливе. Российские газеты уже начали писать о смерти художника, но поврежденное судно все-таки вернулось в порт. Ощущение зарождающейся бури, буйства стихии надолго запомнилось художнику и вдохновило его на написание самой известной картины. В 1850 Айвазовский закончил полотно «Девятый Вал». Эта картина в начале 1898 года была передана в основанный Александром III Русский Музей, где и хранится до сих пор.
Иван Айвазовский. «Девятый вал», 1850 год
Иван Айвазовский. «Буря» 1857 год
Иван Айвазовский. «Зимний обоз в пути» 1857 год
Иван Айвазовский. «Чумаки в Малороссии» 1850-1860 годы
Сюжет
Сюжет картины Айвазовского Волна довольно драматичен. Бушующая стихия поглотила небольшой парусный корабль. На гребне волны виден лишь верх мачты. Матросы с затонувшего корабля перебрались в маленькую шлюпку, и пытаются спастись. Несколько человек упали за борт, а оставшиеся люди пытаются вытащить товарищей из яростной пучины. Трое моряков держатся за мачту, стремительно уходящую под воду.
Жестокое море безжалостно расправляется с людьми, однако, они все же борются до конца, надеясь на чудо.Если внимательно рассмотреть картину, то в нижней части можно увидеть корову, барахтающуюся на волнах. Откуда взялось животное в открытом море? Скорее всего неподалеку находится берег, с которого волна смыла неторопливую корову. Вдобавок, этим незаметным образом Айвазовский дает надежду на спасение тонущим морякам. Закончится шторм, и они смогут доплыть до земли, так как она находится рядом.
Муза и хранительница очага
Постепенно Айвазовский окончательно освоился в статусе всемирно известного художника: много писал, путешествовал, общался со знаменитыми людьми. Не хватало только семейного счастья в доме.
Лишь в 1882 Иван Константинович женился на вдове феодосийского купца Анне Бурназян, которая была на 40 лет его моложе. Юлия Грейвс болезненно восприняла второй брак Айвазовского. Несмотря на то, что они уже пять лет были в официальном разводе, англичанка с детьми ежемесячно получала содержание от бывшего супруга. Тем не менее сколько бы ни писала Грейвс во все инстанции о незаконности этого брака, он был заключен.
Иван Айвазовский. «Портрет жены художника Анны Бурназян», 1882 год.
«Вчера я ездил в Шах-мамай, именье Айвазовского, за 25 верст от Феодосии. Именье роскошное, несколько сказочное; такие имения, вероятно, можно видеть в Персии. Сам Айвазовский, бодрый старик лет 75, представляет из себя помесь добродушного армяшки с заевшимся архиереем; полон собственного достоинства, руки имеет мягкие и подает их по-генеральски. Недалек, но натура сложная и достойная внимания. В себе одном он совмещает и генерала, и архиерея, и художника, и армянина, и наивного деда, и Отелло. Женат на молодой и красивой женщине, которую держит в ежах. Знаком с султанами, шахами и эмирами. Писал вместе с Глинкой «Руслана и Людмилу». Был приятелем Пушкина, но Пушкина не читал. В своей жизни он не прочел ни одной книги. Когда ему предлагают читать, он говорит: «Зачем мне читать, если у меня есть свои мнения?» Я у него пробыл целый день и обедал. Обед длинный, тягучий, с бесконечными тостами».
Иван Айвазовский. Автопортрет
Иван Айвазовский. «Корабли на Феодосийском рейде. Чествование Айвазовского по случаю его восьмидесятилетия»., 1897 год
Умер художник в 1900, его похоронили в Феодосии, во дворе небольшой армянской церкви. Анна после смерти мужа осталась жить затворницей в Крымском имении художника, а в 1903 установила памятное надгробие на могиле мужа. «Рожденный смертным, оставил после себя бессмертную память», — гласила надпись на древнеармянском языке.
Картина Айвазовского Среди волн. 1898 г. Ivan Aivazovsky Among the Waves
Картина Айвазовского «Среди волн» была задумана и исполнена маринистом в 1898 году, и стала, по мнению многих искусствоведов, вершиной в его творчестве. В этой произведении 81-летний творец отходит от своего обычного стиля: на полотне нет ни кораблей, ни обломков, ни персонажей. Только море.
Но, несмотря на отклонение от полюбившихся шаблонов, публика воспринимает этот шедевр. Более того, ему заказывают еще несколько пейзажей крымского побережья. Всего за два года до собственной смерти творец смог превзойти самого себя, создав настоящий феномен, который навсегда останется в истории изобразительного искусства. Теперь его по-настоящему ценят.
Рассматривая картину, действительно проникаешься ею. Кажется, что мощный поток воды прямо сейчас вырвется на свободу и захлестнет тебя. Здесь нет ничего, кроме моря: грозного, устрашающего, неудержимого, и такого прекрасного. Бездонная синева морской глубины, вздымающиеся гребни волн, и надвигается грозовое небо создают ощущение обреченности. Достаточно дать шторму хотя бы шанс, и он поглотит тебя, унесет с собой, и ты уже не вернешься обратно. На даже здесь есть место робкому лучу света, который с трудом пробивается сквозь тучи.
После недолгих размышлений становится понятно, что автор изобразил не просто бушующую грозовую стихию моря. В луче света он изображает надежду. Слабую надежду на счастливое будущее, которая теплится среди бушующих огромных волн нашей жизни.
Похоже, даже сам художник понимал: это живописное творение значительно выше всех других его работ, что ранее создавались им. Не обращая внимания на свои частые выставки живописных картин в Столице и в Москве, и даже за границей, он даже не думает перевозить полотно из любимой Феодосии. И на самом деле, картина Айвазовского «Среди волн» стала замечательным завершением творческого наследия, которое художник оставил потомкам.
Вкупе с другими работами, «Среди волн» художник исключительно завещал оставить своему любимому городу. Ее и сейчас можно увидеть в Феодосийской художественной галерее
Среди волн
1898г, холст, масло, 284×429 см
Феодосийская картинная галерея им. И.К.Айвазовского
В 1898 году Айвазовский написал картину «Среди волн», которая стала вершиной его творчества.
Художник изобразил бушующую стихию — грозовое небо и бурное море, покрытое волнами, как бы кипящими в столкновении одна с другой.
Он отказался от обычных в своих картинах деталей в виде обломков мачт и гибнущих кораблей, затерявшихся в безбрежном морском просторе. Он знал много способов драматизировать сюжеты своих картин, но не прибег ни к одному из них, работая над этим произведением. «Среди волн» как бы продолжает раскрывать во времени содержание картины «Черное море»: если в одном случае изображено взволнованное море, в другом — уже бушующее, в момент наивысшего грозного состояния морской стихии.
Мастерство картины «Среди волн» — плод долгого и упорного труда всей жизни художника. Работа над ней протекала у него быстро и легко. Послушная руке художника кисть лепила именно ту форму, какую хотел художник, и клала краску на холст так, как это подсказывал ему опыт мастерства и чутье большого художника, не исправлявшего раз положенного мазка. Видимо, сам Айвазовский сознавал, что картина «Среди волн» значительно выше по исполнению всех предшествующих работ последних лет. Несмотря на то, что после ее создания он еще два года работал, устраивал выставки своих произведений в Москве, Лондоне и Петербурге, эту картину он не вывозил из Феодосии, завещал вместе с другими произведениями, находившимися в его картинной галерее, родному городу Феодосии.
Но картина «Среди волн» не исчерпала творческих возможностей Айвазовского. В последущее время им было создано еще несколько картин, прекрасных по исполнению и содержанию. В 1898 году, на восемьдесят первом году жизни, Айвазовский создает самое эмоциональное и величественное полотно «Среди волн».
Это плод долгого неустанного труда и поисков всей жизни мастера. Оно написано, как и большинство его произведений, свободным импровизационным методом. Картина полна движения и экспрессии. Только большой художник мог так поразительно легко, буквально на одном дыхании, изобразить на полотне кипящий, движущийся и пенящийся водоворот волн. Живописная палитра состоит из серовато-голубовато-зеленоватого цвета с тончайшими оттенками и нюансами. Луч солнца, проходящий по диагонали холста, усиливает цветовой строй настолько, что узкая полоса грозового неба не нарушает общего мажорного колорита. Мастерски прописанная белоснежная невесомая кружевная пена придает полотну особое состояние радости и приподнятости чувств. В душе художник до последних дней жизни оставался романтиком. Это полотно можно отнести к феноменальному явлению в изобразительном искусстве.
Автор
Иван Константинович Айвазовский, получивший при рождении имя Ованес Геворкович Айвазян, родился летом 1817 г., в г. Феодосия, в купеческой семье. Свой творческий путь Айвазовский начал с обучения в феодосийском училище, потом закончил гимназию Симферополя. Благодаря покровительству градоначальника Казначеева юный художник был зачислен в 1833 г. в петербургскую Академию художеств. В столице Айвазовский знакомится с Брюлловым, Кукольником и Глинкой, проникается идеями романтизма, которые воплощает в своих ранних картинах. Его учителями в разные годы были мастер пейзажа Воробьев, маринист из Франции Таннер, баталист Зауервейд.
После досрочного выпуска из Академии за особые успехи, в 1838 г. Айвазовский уезжает в рабочую поездку по Крыму, через два года – отправляется в путешествие по европейским странам. Художник посещает Италию, Францию, Англию, его картины удостаиваются похвал знаменитых европейских критиков и высоких наград. В 1844 г. Айвазовский вернулся на Родину, где получил место при Главном морском штабе. Через год художник оседает в Феодосии, купив там поместье. Айвазовский выставляется в Санкт-Петербурге, Париже, Италии и США, преподает в Академии художеств. Живописец продолжает писать картины и в преклонные годы. Одна из известнейших его работ – «Среди волн» была написана в возрасте 81 года. Скончался Айвазовский в родной Феодосии, в 1900 г.
История полотна
Картина «Пушкин на берегу Черного моря» написана в 1887 г. – дату ее создания Айвазовский приурочил к 50-летию смерти поэта. Жанр произведения – историческая живопись. С Александром Сергеевичем художник познакомился в 1836 г. в Санкт-Петербурге, во время выставки Академии художеств. Айвазовский был представлен прославленному писателю, как золотой медалист и выдающийся ученик Академии.
Полотно «Пушкин на берегу Черного моря» Айвазовский сразу после написания отдал в дар Академии художеств, в которой выучился и одно время работал преподавателем. В свою очередь, руководство Академии после смерти автора распродало его коллекцию, в том числе и холст «Пушкин на берегу Черного моря» в Париж. В конце концов полотно было продано в г. Николаев, и отправилось в музей им. В.В. Верещагина. Там картина хранится и сегодня. После Великой Отечественной войны обнаружилось, что полотно «Пушкин на берегу Черного моря» значительно пострадало. Восстановление картины заняло больше полувека, занимались им реставраторы Невкрытый и Титов.
Продуктивность: Айвазовский мог написать картину по памяти и за два часа
Живопись была главной страстью и главным смыслом для Айвазовского. Он всегда чувствовал себя счастливым, когда находился в творческом состоянии. И всегда был вдохновленным – без поиска отдельных источников. В письмах Айвазовский часто упоминал, что именно сейчас работает над лучшей картиной. И так повторялось раз за разом. Ему настолько нравилось писать, что он брал паузы только, когда физически не мог этого делать – чаще всего на кораблях (из-за тряски).
Литератор Василий Кривенко наблюдал за работой Айвазовского: «По легкости, видимой непринужденности движения руки, по довольному выражению лица, можно смело сказать, что такой труд – истинное наслаждение».
Коротко о живописце
Родился Иван Константинович Айвазовский в Феодосии в 1817 году 29 июля. Семья художника была небогатой. Отец – Константин Айвазян был купцом, выходцем из Армении. Талант к рисованию проявился у Ивана с юных лет. Он учился в Симферопольской гимназии, а затем, в 1833 г. был принят на обучение за государственный счет в Академию художеств в Санкт-Петербурге.
В 1844 году маринист стал живописцем при Главном морском штабе России.В 1845 г. Айвазовский уехал в Крым, и обосновался в Феодосии. Это был его родной и любимый город, в котором он прожил до кончины.Искусством И.К.Айвазовский занимался до конца своих дней, постоянно находясь в поисках новых идей и форм для отображения красоты морской стихии. Картина Волна была написана пейзажистом за 2 года до смерти.Скончался И.К. Айвазовский 2 мая 1900 года в Феодосии.
Описание и особенности картины
Композиция «Пушкин на берегу Черного моря» изображает морское скалистое побережье на закате. У самой воды, на каменистом склоне полулежит поэт и смотрит на воду. Одной рукой он подпирает голову, в другой – держит шляпу. Неподалеку сумрачной тенью лежит сброшенный плащ, или сюртук. На заднем плане полотна «Пушкин на берегу Черного моря» виднеются величественные скалы. В верхней центральной части картины виднеется восходящая, еще полупрозрачная луна. Оригинальный масштаб холста «Пушкин на берегу Черного моря» — 212×314, форма полотна – горизонтально ориентированный прямоугольник. Картина написана маслом на холсте. В нижнем правом углу Айвазовский оставил свою подпись. Цветовая палитра
Полотно «Пушкин на берегу Черного моря» написано скорее в естественной, приглушенной гамме оттенков. На картине много полупрозрачных тонов и почти нет ярких пятен. Единственным выделяющимся акцентом в композиции Айвазовский сделал фигуру поэта. Пушкин на берегу Черного моря отображен выразительно за счет контраста темно-серого и белого в костюме и ярко освещенного, несмотря на закатный туман, лица. Последнее – единственный нереалистичный момент композиции «Пушкин на берегу Черного моря». Такому ярком освещению взяться неоткуда, поскольку на фигуру не падают лучи солнца, практически заслоняемые скалами. Для картины «Пушкин на берегу Черного моря» Айвазовский использовал следующие цветовые оттенки:
- Бледно-оранжевый.
- Темно-серый.
- Красно-коричневый.
- Белый.
- Зеленовато-серый.
- Бледно-голубой.
- Желтый.
- Бледно-синий.
Небо на картине переливается из прозрачно-голубого в нежно-оранжевый и розоватый оттенки. Вода на холсте «Пушкин на берегу Черного моря» серовато-голубая, волны накатывают медленно и спокойно. Скалы на горизонте Айвазовский изобразил в красновато-коричневый оттенках, очертания их окутаны сгущающимся вечерним туманом. Все оттенки пейзажа в композиции «Пушкин на берегу Черного моря» — легкие, полупрозрачные, отражающие естественный облик и игру заходящего солнца в закатный час.
Сюжет картины
«Пушкин на берегу Черного моря» — это не фантазия автора картины. Поэт в молодости бывал на Кавказе и неоднократно любовался с побережья величественными южными волнами – как в Крыму, так и в Арзруме. Айвазовский прекрасно знал об этом от общих знакомых. Сюжет картины «Пушкин на берегу Черного моря» прост и походит на романтическую идиллию. Здесь только поэт, морские волны, закатное небо и скалы на горизонте.
Оба они – классик живописи Иван Константинович, и классик литературы Александр Сергеевич – любили и восхищались морской стихией. Второго привлекала в ней романтика, ощущение бесконечного простора и свободы. Неудивительно, что именно композиция «Пушкин на берегу Черного моря» показывает Александра Сергеевича умиротворенным и даже счастливым – в гармонии со спокойным, притихшим морским пейзажем и романтичным закатом.
Контекст
Произведение «Пушкин на берегу Черного моря» отражает один из самых романтичных и ярких моментов биографии поэта. Во время путешествия на Кавказ он был молод, полон надежд и энергии, любил путешествовать и узнавать новые места. По сравнению с другими полотнами, посвященными классику, в работе «Пушкин на берегу Черного моря» Айвазовский снизил драматический накал композиции до минимума. Эта картина насыщенна романтикой и грезами. Герой весел и мечтателен, ничто еще не предвещает трагической развязки – несмотря на то, что полотно «Пушкин на берегу Черного моря» Айвазовский приурочивал именно к годовщине смерти поэта.
Лаконичная, упрощенная композиция подчеркивает гармонию пейзажа и портрета. Картина «Пушкин на берегу Черного моря» изображает поэта наслаждающимся тишиной и покоем, погруженным в счастливые мысли и мечты – это видно по выражению лица. Это путешествие классик совершил в 1820-1824 гг. – в пору юности и преобладания в его творчестве романтических настроений. Айвазовский же держался на позициях романтизма почти всю свою творческую жизнь – отчасти поэтому он выбрал для полотна «Пушкин на берегу Черного моря» именно такой сюжет. Однако, в большей степени момент в пушкинской биографии для картины был выбран потому, что Айвазовский лучше всего знал и больше любил именно эти, родные для него места.
Волна. 1889
Айвазовский И.К. Холст, масло304 x 505
Русский музей
Аннотация
Грандиозный холст «Волна» – яркий образец позднего творчества Айвазовского. Любопытно, что в момент создания картины художнику было уже 72 года. Изображая бурное движение волн, живописец любуется циклопической мощью природы и как будто сравнивает с ней тщету человеческих усилий: низко нависли над волнами тяжелые свинцовые тучи, пучина вот-вот поглотит разбитый корабль, нет надежды и у пытающихся спастись моряков. Колорит картины холоден и мрачен. Живописец отходит здесь от ранней романтической яркости палитры и приближается к реалистическому решению.
Что еще он писал, кроме моря. И как в юности показывал картины Пушкину
Больше половины работ Айвазовского – это морские пейзажи. Поэтому он считается главным художником-маринистом. Но еще в карьере больше тысячи полотен, где моря нет. Это изображения гор и степей, батальные сцены, полотна по мотивам библейских сюжетов, памятники архитектуры, зимние пейзажи.
И даже портреты – хотя писал он их редко и чаще всего для близких друзей. И еще около десяти автопортретов. И частые изображения Александра Пушкина.
Они познакомились в 1836 году – Айвазовскому было 17, а Пушкин погибнет через четыре месяца. Пушкин вместе с женой приехали на выставку, где были две работы Айвазовского: «Облака с Ораниенбаумского берега моря» и «Группа чухонцев».
Сочинение по картине Айвазовского “Среди волн”
В творчестве Ивана Константиновича Айвазовского особое место занимала тема моря. Он никогда не скрывал своей любви к морскому пейзажу. А его вдохновение было неиссякаемым, и сегодня мы имеем возможность любоваться многими его картинами, посвященными морю.
Полотно “Среди волн” написано в 1898 году, когда художнику было уже за 80 лет. Однако оно считается апогеем творчества Айвазовского. “Среди волн” можно считать продолжением сюжета, начатого в картине “Черное море”. Однако на полотне уже не просто разбушевавшееся море, а настоящая стихия на воде.
Айвазовский изобразил шторм на море, бушующие волны, а над ними грозное грозовое небо. Подгоняемые стихийным ветром, волны вздымаются и яростно накатываются одна на другую, образуя зловещую пену, готовую поглотить все, что попадется ей на пути.
Ветер сгущает штормовые, тяжелые тучи над морем и вот-вот из них обрушится сокрушительный ливень, который добавит грозы в бушующую стихию. Ни одной живой души нет на картине. Даже птицы боятся летать в такую погоду…
Над морем низкое, черное небо, справа оно даже сливается с морем и совершенно не видно линии горизонта, будто шторм моря и гроза неба хотят объединиться в одну свирепую стихию. Однако слева пробивается лучик солнца, он напоминает о чем-то хорошем и светлом и символизирует, что каким бы свирепым не было сейчас море, вскоре наступит спокойствие и все закончится.
На картине нет привычных для штормового морского пейзажа элементов. Здесь нет кораблей, как бумажных, колыхающихся на море, обломков мачт, испуганных людей, борющихся со стихией. Однако от этого пейзаж не менее грозен и грандиозен. Айвазовский также не использовал множества красок, картина исполнена в черно-бело-синем цвете, но пейзаж не кажется скучным, однообразным, в нем видна экспрессия, от него исходит энергия.
Море Айвазовского сильное и манящее, своей грозностью оно призывает к подвигам, свершениям. Буря эмоций и чувств, которые раскрывает море в человеке, показывает его суть, все настоящее, что в нем есть.
Картина Ивана Константиновича Айвазовского Волна: описание, анализ картины
Мощь и красота стихии
Центральным «персонажем» картины Айвазовского «Волна» является море. Безмятежность бирюзовой глади сменилась ревущими валами, чьи размеры ужасают: это видно по останкам корабля, который с минуты на минуту уйдет на дно, сдавшись в неравной борьбе. Из пучины торчит лишь верхушка мачт с истрепанным сигнальным флагом на одной из них и тремя членами команды, тщетно пытающимися спастись от гнева Посейдона, на другой. От тонущего парусника с трудом удаляется шлюпка, до отказа набитая людьми. Присмотревшись, можно увидеть, что сидящие в ней моряки вытаскивают из морского плена нескольких несчастных. Надвигающаяся волна грозит поглотить и тонущий корабль, и шлюпку, и моряков, из последних сил цепляющихся за огромный обломок судна — картина Айвазовского повествует нам о том, что у разгулявшейся стихии нет жалости, и попавшим в эпицентр шторма остается лишь уповать на чудо.
Чтобы передать масштабы трагедии, художник выбрал холст размерами 505 х 304 см. Это огромное полотно делает происходящее настолько реальным, что уже через минуту зритель может ощутить себя одним из персонажей картины Айвазовского «Волна», а особо впечатлительные — почувствовать дыхание холодного и соленого ветра. Убедиться в этом можно, посетив Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге — именно здесь и находится картина, которая считается одной из лучших марин кисти Айвазовского.