Греков митрофан борисовичпсевдонимы, автонимы и варианты написания: мартыщенко, митрофан, павлович 1882–1934

Средневековый иконописец эпохи Возрождения

Имя Феофана Грека стоит в первом ряду древнерусских иконописцев, его выдающийся талант признавали уже современники, именуя «философом зело хитрым», то есть весьма искусным. Он производил огромное впечатление не только своими работами, но и как яркая личность.

К сожалению, даты жизни художника неизвестны. Предположительно они приходятся на 1340–1410 гг. Из Византийской империи Феофан прибыл на Русь уже сложившимся мастером. Об этом мы узнаем из письма Епифания Премудрого, древнерусского писателя и ученика преподобного Сергия Радонежского, к Кириллу, архимандриту Тверского Спасо-Афанасьевского монастыря. Епифаний сообщает, что Феофан расписал сорок церквей в Константинополе, Галате (пригород Константинополя), Кафе (город в Крыму, современная Феодосия) и других городах. На Руси, как пишет Епифаний, Грек работал в Великом Новгороде, Нижнем Новгороде, Переславле-Залесском, Коломне и Москве.

Удивительна не только манера Феофана Грека (о которой речь пойдет ниже), но и сама его личность. Фрески и иконы дают представление о нем как выдающемся художнике и представителе исихазма. Но, как отмечает Епифаний Премудрый, византийский мастер был незаурядной личностью, он свободно рисовал, невзирая на образцы, проповедовал с лесов, остроумно отвечал на вопросы людей, толпами приходивших в собор, где он писал фрески. Епифаний описывает Грека, как мы бы описывали мастеров Возрождения. Но, видимо, таким и был Феофан, византийский мастер, оставивший свой яркий след в древнерусском искусстве.

Фольклорная живопись в картинах В. Васнецова и Е. Поленовой

Историю можно выражать по-разному, в том числе в виде былин и сказаний. Казалось бы, они относятся к вымыслу, но те же знаменитые богатыри жили на Руси в разное время на самом деле, а каждое сказание очень точно выражало их дух и силу. Виктор Михайлович Васнецов стал одним из первых художников, который не побоялся представить обществу свое художественное видение русских героев. Как и другим первопроходцам, ему приходилось сталкиваться с недоумением и неприятием при обращении к былинам вместо изображения реальных персонажей. Но он поставил перед собой колоссальную задачу — передать физическую и духовную мощь русского народа.

Как и Иванов, Васнецов рисовал свою знаменитую картину «Богатыри» более двадцати лет. Это было крайне трудно, ведь ему пришлось глубоко проникнуться бытом русского народа, много изучать, много искать и еще больше экспериментировать на холстах. И такая долгая напряженная работа себя оправдала, так как зрители испытывали потрясение при виде картины, а сегодня она украшает многие заведения, обсуждается на школьных уроках и продолжает волновать умы людей от мала до велика.

В. Васнецов. «Богатыри». 1881–1898 гг.

Собирательный образ русского народа ярко продемонстрирован в картинах «Витязь на распутье», «Аленушка», «Иван-царевич на Сером Волке» и многих других. Много внимания художник уделил и религиозной тематике, рассуждая над темами рая и ада, смерти, страшного суда, добра и зла. В этом направлении интересны монументальные работы «Радость праведных о Господе», «Крещение Руси», «Положение во гроб» и другие.

В. Васнецов. «Крещение Руси». 1890 г.

Огромная увлеченность Васнецова народным творчеством повлияла и на русскую художницу Елену Поленову. Хотя она не училась у Васнецова, но, по ее словам, набиралась у него понимания русского народного духа. Чем больше она знакомилась с народным искусством и национальным складом жизни, тем активнее хотела проявлять себя в этой сфере. Она участвовала в организации музеев и мастерских, в которых обучала ребят русским ремеслам и создавала эскизы для прикладного искусства.

Е. Поленова. «Князь Борис перед убиением». 1896.

Проводя много времени с детьми, художница обратила внимание, с каким интересом они листают зарубежные книжки с яркими картинками. Тогда Поленова загорелась идеей создать такие же красочные детские книги у себя на родине

Причем дело было не столько в наличии иллюстраций, сколько в том, чтобы они тонко передавали особенности древнерусского склада. Она стала одной из первых в России художниц, которые иллюстрировали детскую литературу.

В конце девятнадцатого века создать красочные иллюстрации было непросто из-за ограниченных возможностей полиграфии. Для получения удовлетворительного качества печати художнице приходилось упрощать как рисунки, так и колористические решения. Ее картины на тему фольклора не относятся к монументальным в привычном понимании этого слова, тем не менее, ее работа стала большим вкладом в дальнейшее развитие книжной иллюстрации в России, а также помогла не одному поколению детей изучать русские сказки. Среди ее работ назовем иллюстрации к сказкам «Белая уточка», «Война грибов», «Сивка-бурка», «Волк и лиса» и прочие. Из других работ отметим картины «Иконописная мастерская XVI века», «Князь Борис перед убиением» и другие.

Е. Поленова. Иллюстрация к сказке «Белая уточка». 1889 г.

Мы рассмотрели ряд русских художников, которые внесли большой вклад в развитие исторической живописи

Однако этот список намного больше, так как немало русских мастеров уделяли внимание русской истории. Мы предлагаем вам самостоятельно познакомиться с исторической живописью И

Акимова, Г. Угрюмова, А. Егорова, В. Поленова, П. Филонова, И. Глазунова, А. Певзнера и многих других русских художников разных веков.

Военная служба и война

  В 1912 году Грекова призывают на действительную военную службу, в Атаманский полк, расквартированный в Петербурге.  Ему удалось добиться разрешения заниматься живописью в казарме и завершить заказанную ранее картину «Атака на кирасир». Работа имеет колоссальный успех на выставке в Академии художеств, а сам мастер получает заказы на батальные полотна для офицерских собраний гвардейских полков.

   После окончания действительной службы в 1913 году и до начала Первой мировой войны он написал пять больших «баталий»: «Атака французской батареи гвардейской пехотой при Бородино. 26 августа 1812 года», «Лейб-гвардейский Павловский полк в сражении под Фридляндом. 1807 год», «Атака лейб-гвардейского Кирасирского ея величества полка на французскую батарею под Кульмом. 18 августа 1813 года», «Атака шведов ярославскими драгунами», «Атака лейб-гвардейского Гренадерского полка на турецкие позиции под горным Дубняком».

   Когда начинается Первая мировая, его призывают на фронт и зачисляют писарем в 19-ю особую казачью сотню, несшую фельдъегерскую службу при Ставке Верховного главнокомандующего в Могилёве. Греков не расстаётся с карандашом и бумагой и постоянно рисует этюды из фронтовой жизни. Если позволяет обстановка, то даже акварели пишет. В рисунках и акварелях художника того времени запечатлён нелёгкий окопный и походный быт русских солдат. Есть воспоминания, что в то время художник написал несколько картин, но их местонахождение не выяснено.

    Весной 1917 после тяжёлого ранения Греков попадает в Новочеркасск и оказывается в самом центре гражданской войны на юге России. Его материальное положение было очень тяжёлым. Галки и вороны, на которых он вынужден был охотиться, долгое время оставались единственной пищей. Но при этом Митрофан Греков продолжает  писать…

Отрывки из книги А.П.Боголюбова “Записки моряка – художника”[править]

«1861 год: На Каспии:…По пути к Баку чертил разные берега… Наконец, мы пристали к бакинской пристани.

Город Баку очень мне понравился. Тут стоит дивная башня древняя на берегу моря и, конечно, легендарная. Говорят, что какая-то красавица царица с неё угораздила в море. Теперь башня уже стоит на суше, ибо уровень воды понизился. Здесь есть красивый базар, хотя и небольшой, мечети, и вообще колорит востока чувствуется вполне. Но что тут всего драгоценнее, это ханский дворец с его изразчатою древнею входною аркой. Плохо его берегут и сильно грабят. Я сам стащил изразец, в чём чистосердечно каюсь. Но ведь он в Радищевском музее, а потому хотя бы и более украсть следовало для такого почтенного дела.

Нефть в то время текла обильно здесь. Поехали мы на Кокоревскне заводы и в молельню Будды, где служили индусы перед неугасимым огнём. По-моему, это всё-таки канальи, ибо видя чиновных людей, служа молебен по-своему, упоминали и царское имя, а как другие говорят бывалые, это делают только тогда, когда знают, что получат за это на водку. Тип этих фанатиков замечательный, сухой, высокий, бронзовый. Возвращаясь вечером или ночью домой в Баку, по дороге я видел чудную картину. Было тихо. Пастух согнал своё стадо в кучу и, пробуравив дыры в песке, зажёг природный газ, который 8-ю высокими столбами служил оградой и освещением и охраной баранов.

На 5-й день стояния в Баку Ивашинцов получил донесение, что в 60 милях от Баку и 25 от берега явился вулканический остров. Феномены эти не новы в Каспийском море, и мне довелось его видеть.

Приблизились мы к острову в половине 6-го вечера, тотчас съехали с парохода, запасшись необходимыми инструментами для его осмотра. Вокруг новорождённого плавала нефть. Сперва островками, а у окраины была сплошная. Погода стояла тихая. Штиль. На поверхности воды макушка острова белелась издали, но когда приблизились, то громадная стая птиц всех величин поднялась и начала крутить в воздухе. Причиною такого обилия был горячий грунт вулканической грязи, который успел затвердеть. Не желая подвергать людей и себя риску, Ивашинцов записал данные, которые выкладывались по мере надобности, чтоб по ним ходить судам. Температура земли была высокая, кажется, доходила до 60 градусов, окружность извержения была верста 5 саженей, высоты 1/2 сажени. В середине был слышен гул, внутри, когда приложишь ухо. Обмерили его кругом, а также глубину конуса, оказалось, что он был очень крутой и глубина около основания была 45 саженей. Выйдя из района плавающей нефти, мы её зажгли и с парохода долго любовались этим эффектом горящего моря, которое огненными пятнами окружало остров, над которым кружились стаи птиц.

Отсюда мы направились в Астробадский залив к островам Орлов и Потёмкин. Тут стояла каспийская флотилия под командой капитана 1-го ранга Рудакова, состоявшая из 3-х шхун плохого свойства. Видел я гору острова, горела она при закате солнца розово-огненной пирамидой, хоть от берега было миль на 80. Хребет горы, конечно, не был виден. Такого эффекта я ещё никогда не видел!..»

Фотоальбомправить

  1. Замечание Е.П.: Я работал на адаптации Мултани под ресторан в начале 80-х. Караван сарай 2-х этажный. Остатки 1-го этажа — большой сводчатый зал, который до реставрации был частично засыпан, там сейчас главный зал ресторана. При входе в Мултани слева лестница в 2 пролета ведущая в зал. Это сводчатое помещение было предназначено в караван-сарае для содержания скота/вьючных животных. Вдоль сводчатых стен были кованные кольца зацементированные в кладку для парковки животных.

    В начале XX столетия был построен дом, выходящий фасадом на улицу следующую за Зевина, не помню названия. При строительстве дома, караван-сарай был разрушен точно пополам подпорной стеной на 2 этажа. Был утерян еще один сводчатый зал для хранения товаров на 1-ом этаже и внутренний объем с айванами на 2-м этаже.Заметьте памятник XV века, но дом для нувориша нефтянного бума был важнее…Со стороны ДБ в торце здания был вход и лестница, ведущая на 1-й этаж, да и со двора дома в подпорной стене был вход.

    Бухарский каравансарай тоже 2-х этажный. Первый этаж под культурным слоем. Отметка пола базарной площади и должна быть отметкой 1-го этажа караван-сараев.

Другие работы А.П. Боголюбова можно увидеть Здесь и ЗДЕСЬ

«Трубачи» должны были завершить экспозицию

   Осенью 1924 года Митрофан Греков написал сразу две картины — свою знаменитую «Тачанку», которой сам дал название «Пулемётам продвинуться вперёд!» и «Бой за Ростов под Большими Салами». И вновь успех. Хотя мастер понимает, расслабляться ещё рановато.

   К 15-й годовщине рождения Первой Конной в выставочном зале на Кузнецком мосту открывается персональная выставка художника. Однако Греков остаётся недовольным. В представленной экспозиции только две новые работы «У штаба» и «Тачанка. Выезд на позиции» да фрагмент диорамы «Оборона Царицына». По его мнению, этого недостаточно и он вновь начинает работать.

  Несколько позже он пишет «Бой у Карпово-Обрывской слободы», «Пленный», «Сталин и Ворошилов в окопах под Царицыном», «На пути к Царицыну» и другие. По задумке мастера завершением темы должны были стать  «Трубачи»…

Зрелые годы Грекова

Настоящая всенародная слава пришла к мастеру после посмертной выставки, где было представлено более 300 работ. Сейчас многие его картины выставляются в Третьяковке, Русском музее и доме-музее Грекова в Новочеркасске.

Если вам интересна военная тема в искусстве, то на сайте Very Important Lot вы наверняка найдете работы, достойные вашей коллекции. На аукционах регулярно выставляются заслуживающие внимания работы знаменитых и менее известных авторов.

Даты жизни: 3 июня 1882 — 27 ноября 1934 Место рождения: хутор Шарпаевка, Область Войска Донского Старший урядник Донского казачьего войска. Один из основоположников советской батальной живописи.

Родился на хуторе Шарпаевка (ныне Ростовская область) в семье казачьего офицера Мартыщенко. Ещё в раннем детстве будущий художник-баталист проникся красотой донских степей. Его отец был большим любителем истории казачества, истории родного Дона. Он выписывал иллюстративные издания по военной истории России, в семье имелась неплохая библиотека. Эта любовь к прошлому своего Отечества передалась сыну. Сказалось на судьбе Мартыщенко-младшего и то, что он ещё в детстве познакомился с творчеством прославившегося в конце XIX столетия русского художника-баталиста Н. Н. Каразина, немало занимавшегося иллюстрированием книг и альманахов. Будущий знаменитый советский баталист 1920–1930-х годов очень рано проявил свою склонность к живописи. Отец постарался дать ему хорошее образование. После окончания церковно-приходской школы и училища в станице Каменской Митрофан Мартыщенко в 1898 году поступает в Одесское художественное училище. Ему повезло в том, что он учился у известного русского художника К. К. Костанди, от которого почерпнул очень многое. Учился юный донской казак азам живописи прилежно и уже по своим первым училищным работам заметно выделялся среди других учащихся. В 1902 году Совет Одесского общества изящных искусств присудил ему стипендию имени Судновского.

В отряд к Будённому

Трубачи Первой конной армии

Красноармейская тачанка

Знаменосец и трубач

Греков активно занимался общественной деятельностью. В 1925 году он вступает в Ассоциацию художников революционной России (АХРР) и организует её филиал в Новочеркасске. Он становится постоянным участником художественных выставок в Москве и других городах Советского Союза, получая много доброжелательных отзывов. Живописец не жалел себя в работе. Увлечённый созданием панорамы боёв за Перекоп в 1920 году, Митрофан Борисович поздней осенью 1934 года выехал в Крым для написания этюдов. Там он заболел и в ноябре месяце умер в Севастополе, где и был похоронен. Созданная им студия военных художников-баталистов в 1935 году была организационно оформлена. Ей было присвоено имя основателя студии. Художественное наследие донского казака М. Б. Грекова бережно хранится в Государственной Третьяковской галерее, музее политической истории революции и Центральном музее Вооружённых сил в Москве, в Ростовском областном краеведческом музее и в филиале Новочеркасского музея истории донского казачества — Доме-музее М. Б. Грекова. В Советском Союзе в 1966–1991 годах за лучшие живописные произведения на военно-патриотическую тему ежегодно ко Дню Победы, то есть к 9 мая, присуждались одна золотая и три серебряные медали имени М. Б. Грекова. Казака-донца, прославившего своими талантливыми творениями советскую школу батальной живописи.

Шишов, А.В. 100 великих казаков / А.В. Шишов.- М.: Вече, 2007.- С.417-421.- (100 великих)

ПРОТИВОРЕЧИВАЯ БИОГРАФИЯ

ЮНЫЙ ТАЛАНТ

МУЗА

ХУДОЖНИК В АРМИИ

ЖИЗНЬ В НОВОЧЕРКАССКЕ

ХУДОЖНИК ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ

Взятие Ростова

МОСКОВСКИЙ ХУДОЖНИК

НЕЛЕПАЯ СМЕРТЬ

Митрофан Павлович Мартыщенко известный в основном под именем Митрофан Борисович Греков (3 июня 1882, х.Шарпаевка, Яновская волость, Донецкий округ, Область Войска Донского — 27 ноября 1934, Севастополь) — советский художник-баталист русского казачьего происхождения.

Историческая живопись в картинах В. Сурикова и И. Репина

Настоящим виртуозом русской исторической живописи по праву считается Василий Иванович Суриков. Даже далекий от искусства человек наверняка вспомнит его картины о Суворове, Боярыне Морозове или о стрелецкой казни. Это масштабные полотна, которые никого не оставят равнодушными. Интересно то, что многие из них художник создавал не по недавним событиям, а по тому, что было в далеком прошлом. Так, сюжет картины «Утро стрелецкой казни» художнику пришел внезапно, когда он гулял по улицам Москвы и вдруг со всей явственностью увидел в воображении казнь стрельцов. Но на картине это был не просто вымышленный эпизод, так как долгие годы художник изучал историю и кропотливо подбирал нужные ему образы и атрибуты. Сам же образ казни настолько пронзил его, что он многие дни с облегчением просыпался по утрам после ночных кошмаров о казненных. Аналогичным образом он создавал и другие свои картины, которые превратились в целые летописи.

В. Суриков. «Утро стрелецкой казни». 1881 г.

Работы Сурикова пользовались большим успехом. Так, знаменитая картина «Боярыня Морозова» относится к числу первых русских холстов, на которых художнику удалось так полно передать русскую историю. Его работы широко обсуждали в обществе, а именитые персоны даже называли самые высокие цены, чтобы заполучить шедевры в свои коллекции. Например, император Николай II перекупил за 40 тысяч рублей картину «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем», которая должна была за 30 тысяч рублей перейти в коллекцию Павла Третьякова. Это были огромные для своего времени деньги, которые многим другим художникам и не снились.

В. Суриков. «Боярыня Морозова». 1884–1887 гг.

Обращался к прошлому в своей живописи и знаменитый художник Илья Ефимович Репин. Его полотна были не менее драматичны, чем у Сурикова, и поднимали острые социальные вопросы. Мало кого оставила равнодушным его известная картина «Бурлаки на Волге» и тем более холст об убийстве Иваном Грозным его сына. Первая картина просто шокировала общество, которое буквально забросало художника противоречивыми отзывами от критики до полного восторга. Вторая работа продолжает потрясать общество и сегодня — до такой степени глубоко художник передал душевный разлад в описанном сюжете. Сам художник писал картину об Иване Грозном в больших муках, неоднократно бросал ее, и, вероятно, эта выстраданная боль и позволила ему так тонко передать все чувства на полотне. Этот сюжет до сих пор воспроизводится в кино, театрах, студиях восковых фигур и на других площадках искусства.

И. Репин. Картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». 1885 г.

Репина особенно волновали сильные личности, которые оставили глубокий след в обществе. Это могли быть известные писатели, композиторы, царские особы или простые люди, которые показали свой сильный характер. Так, непокоренной волевой женщиной предстает перед нами царевна Софья — сестра и опекун Петра I. Гордость и самобытность прослеживается и в образе простой русской девушки в картине «Садко». Пока заморские красавицы пытаются вскружить голову видному жениху драгоценностями и богатыми нарядами, скромная русская девушка стоит в отдалении

Она понимает ценность своей души и не пытается привлечь внимание мишурой.

И. Репин. «Царевна Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре» (неполное название). 1879 г.

Его знаменитые картины представляют собой сложнейшие клубки эмоций многих персонажей. Так, эмоционально многогранна картина «Крестный ход в Курской губернии» или не менее знаменитый холст «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Именно эти эмоции многофигурных композиций так захватывают зрителей и заставляют часами рассматривать картину и удивляться ей.

И. Репин. Картина «Запорожцы». 1878–1891 гг.

Батальная живопись в картинах А. Боголюбова и В. Верещагина

Особый интерес в жанре исторической живописи представляют баталии, которые особенно мастерки получались у Алексея Боголюбова и Василия Верещагина. Алексей Петрович Боголюбов служил на флоте и был художником Главного морского штаба Российской империи. Значительные успехи в Императорской Академии художеств и большая увлеченность морскими сюжетами помогли ему создать внушительную серию картин по истории русского флота. К каждой новой работе Боголюбов подходил очень серьезно, долгие годы изучая исторические документы каждого боя, внимательно осматривая корабли и не упуская ни одной значительной детали. Соблюдая историческую достоверность, художник сумел создать целую морскую летопись, повествуя зрителям о подвигах русского флота. Не зря его картины в жанре батально-исторической живописи относятся к числу лучших во второй половине XIX века. Среди них «Синопский бой 18 ноября 1853 года», «Гангутский бой», «Гренгамское сражение» и другие.

А. Боголюбов. «Синопский бой 18 ноября 1853 года». 1860 г.

Если Боголюбов служил на флоте и писал о морских баталиях, то Василий Васильевич Верещагин участвовал в сухопутных сражениях. Он принимал участие в ряде войн и даже погиб в одной из них в возрасте 61 года. Войны оставили глубокий след в его жизни, и потому именно этот мотив часто звучал в его работах. Имея талант к живописи и получив образование в Академии художеств Петербурга, художник создал много интересных с точки зрения истории картин. Это многочисленные работы, посвященные русско-турецкой войне 1877—1878 годов, Палестинской серии (1883—1885), испано-американской войне 1898 года, а также Отечественной войне 1812 года.

Баталии Верещагина — это отнюдь не картины о лихих воинах, которых запечатлели в пылу битвы. Это горькая правда об ужасах войны в таких известных работах, как «Апофеоз войны», «В покоренной Москве», «Смертельно раненный» и многих других холстах. Это летопись поможет потомкам понимать, какова расплата за любую войну.

В. Верещагин. В покоренной Москве. 1898 г.

Историю можно изучать не только по военным работам Василия Верещагина, но и по его многочисленным картинам о разных народах мира. Путешествуя по всему миру, художник глубоко проникся бытом людей самых разных стран и регионов мира. Примером таких картин служат работы «Мулла Рахим и мулла Керим по дороге на базар ссорятся», «Прогулка в лодке», «Двери Тимура (Тамерлана)» и другие.

В. Верещагин. «Двери Тимура (Тамерлана)». 1872 г.

Николай Самокиш «Подвиг солдат Раевского под Салтановкой» (1912)

Столетний юбилей «Грозы двенадцатого года» стал прекрасным поводом для нового обращения к теме Отечественной войны для многих русских живописцев. Среди них был и Николай Самокиш, не только известный баталист, но и прекрасный иллюстратор. Одна из его работ в этой области — оформление шедевра русской книжной графики, четырёхтомного издания «Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси» (1896−1910).
Обучение батальной живописи он начинал в Петербурге у Богдана Виллевальде, затем совершенствовался в Париже под руководством значительного французского баталиста Эдуарда Детайля.

Николай Самокиш «Подвиг солдат Раевского под Салтановкой». (Музей-панорама «Бородинская битва»)

Публика смотрела глазами Самокиша на события Русской-японской войны — его рисунки с Дальнего Востока печатались в газетах, составили альбом «Война 1904—1905. Из дневника художника», а несколько живописных работ были размещены в Военной галерее Зимнего дворца. Начало Первой мировой Самокиш встречал уже руководителем батального класса Академии художеств и в этом качестве решился на небывалый эксперимент — вывез своих учеников на фронт на практику, итогом которой стали более 400 художественных работ.
К столетию Отечественной войны Самокиш создал серию рисунков с эпизодами военной кампании 1812 г., которая публиковалась в иллюстрированном еженедельнике «Нива» на протяжении юбилейного года. Но самой значительной стала его живописная работа «Подвиг солдат Раевского под Салтановкой».
Это случилось в начале войны, в июле 1812 г., у деревни неподалёку от Могилёва. Когда 2-я армия Багратиона, двигавшаяся на соединение с 1-й армией Барклая де Толли, подошла к Днепру для переправы, выяснилось, что город и мост через реку заняты французами. На оборонительные позиции неприятеля был брошен 7-й пехотный корпус генерал-лейтенанта Николая Раевского. Он возглавил лобовую атаку Смоленского пехотного полка, как это изображено на картине Самокиша, вместе со своими юными сыновьями — 16-летним прапорщиком Александром и 11-летним портупей-юнкером Николаем.
Бой под Салтановкой длился около 10 часов. Противники в итоге остались на исходных позициях. Французы понесли большие потери, чем корпус Раевского, и ожидали новой атаки на следующий день. Между тем основная масса русских войск, а затем и корпус Раевского, форсировали Днепр и через некоторое время армии Багратиона и де Толли благополучно соединились.
История с Раевским и его сыновьями прогремела на всю Россию. Вот как бой под Салтановкой был описан спустя несколько дней в газете «Северная почта»:
«Пред одним бывшим в сию войну сражением, когда Генерал-Лейтенант Раевский готовился атаковать неприятеля, то будучи уверен, сколько личный пример Начальника одушевляет подчиненных ему воинов, вышел он пред колонну, не только сам, но поставил подле себя и двух юных сыновей своих, и закричал: — «Вперед, ребята, за Царя и за отечество! Я и дети мои, коих приношу в жертву, откроем вам путь». — Чувство геройской любви к отечеству в сём почтенном воине должно быть весьма сильно, когда оно и самый глас нежной любви родительской заставило умолкнуть».
Вскоре был выпущен патриотический лубок с изображением генерала, его геройство было воспето во множестве стихов того времени. Пожалуй, самые известные строки Раевским посвятил Жуковский:
Раевский, слава наших дней,
Хвала! Перед рядами
Он первый грудь против мечей
С отважными сынами.
Позднее этот случай упомянул и Лев Толстой в романе «Война и мир», противопоставив оценки одного офицера и Пети Ростова. Первый назвал бой под Салтановкой «Фермопилами русских», второй же поставил под сомнение целесообразность такого риска — «ежели Раевский и вывел своих сыновей, то это ни на кого не могло подействовать, кроме как человек на десять, которые были около самого его».
Однако для большей части современников эпизод с генералом и его сыновьями был одним из самых памятных событий той войны. Он оставался таковым и для следующего поколения, поэтому обращение к этой теме Самокиша сто лет спустя не было случайным.
Что в этой истории правда, а что — вымысел пропагандистов того времени, сегодня утверждать сложно. Её главный герой оставил об участии своих сыновей в том бою противоречивые воспоминания, поэтому после смерти Раевского-старшего их подвиг обычно называют легендой.

Особенности исторического жанра

Исторический жанр в искусстве существует как самостоятельно, так и переплетаясь с другими. Смешанными видами являются:

  1. историко-бытовой жанр;
  2. историко-мифологический;
  3. портретно-исторический;
  4. исторический пейзаж;
  5. батальное искусство.

При этом в исторический жанр в живописи включают также и его разновидности, в том числе и религиозные сюжеты. Библейские события из Ветхого и Нового завета также отображают многие важные эпизоды человеческой истории, поэтому провести четкую черту, которая разграничивает эти виды искусства достаточно сложно.

История также переплетается и с аллегорией. Древнеримские и древнегреческие божества часто отожествляются с правителями, известными личностями.

Тициан. Вакх и Ариадна.

Среди произведений исторической направленности следует отметить следующие:

  • картины, росписи, фрески, рельефы;
  • скульптуру (монументальную, станковую);
  • литературные произведения (стихи, поэмы, романы, рассказы и пр.);
  • книжные миниатюры.

Мастерская Грекова — центр художников-баталистов

   Высокая оценка творчества Митрофана Борисовича Грекова, внёсшего большой вклад в искусство социалистического реализма, была дана в специальном приказе Народного комиссариата обороны СССР, опубликованном 30 ноября 1934 года в газете «Правда»: «Будучи живым свидетелем ожесточенной классовой борьбы рабочих и крестьян с южной контрреволюцией, Греков в своих прекрасных полотнах запечатлел незабываемые бои гражданской войны и по праву занял выдающееся место в советской батальной живописи»…

     Приказ среди других мероприятий, отмечающих заслуги Митрофана Грекова, предусматривал создание изомастерской самодеятельного красноармейского искусства. На основе этой мастерской впоследствии сформировалась студия военных художников имени М. Б. Грекова, ставшая центром деятельности художников-баталистов.

       Умер Митрофан Греков в 1934 году, не успев закончить свое главное произведение — панораму «Перекоп».

          Наталья Швец

Репродукция картины «Трубачи Первой Конной»

Публикация по теме: «Заморские гости — картина, котору. Николай II приобрёл для Царкосельского дворца»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: