Русская живопись. Художник Щедрин Сильвестр Феодосиевич. Биография. Картины
Получил известность как художник-пейзажист. Сын известного скульптора Феодосия Щедрина и племянник пейзажиста Семена Щедрина. Учился в Академии художеств. В качестве пенсионера совершенствовал художественное мастерство в Италии. Как все русские художники его времени, был подвержен влиянию Академизма. Просмотреть картины Щедрина
Биография и творческая деятельность
Художник Сильвестр Феодосиевич Щедрин известен как пейзажист. Родился в Петербурге 2 (13) февраля 1791 года. Сын известного скульптора Феодосия Федоровича Щедрина и племянник пейзажиста Семена Федоровича Щедрина. Духовное развитие Сильвестра происходило в атмосфере художественных интересов, с детских лет будущий художник интересовался коллекциями Эрмитажа; это предопределило выбор жизненного пути. В 1800 году он поступил в Академию художеств в Петербурге. За время двенадцатилетнего пребывания в Академии его главными преподавателями были М.М. Иванов, а затем Ф.Я. Алексеев. За картину «Вид с Петровского острова в Петербурге», написанную в 1811 году, Щедрин получил Большую золотую медаль, что дало ему право на пенсионерскую поездку в Европу.
Но из-за сложной военно-политической обстановки в Европе этого времени художнику удалось осуществить эту поездку лишь через несколько лет. В 1818 году Щедрин прибыл в Италию, в Рим. В эти годы здесь жили Кипренский, Брюллов и многие другие известные русские художники, встречавшиеся, в частности, на музыкальных вечерах Зинаиды Волконской. В Италии Сильвестр Феодосиевич много работал. Первое время в работах художника преобладало влияние академизма. В своих пейзажах Щедрин по классицистической традиции изображал прославленные античные памятники и исторические места. Характерной является, например, картина «Вид Колизея», написанная в 1822 году. Однако далее творчество художника приобретает все большую простоту и непосредственность в выборе сюжетов и в передаче природы и городских видов. Картина «Новый Рим. Замок святого Ангела», написанная в двух вариантах (1824 и 1825 гг.) произвела на современников огромное впечатление. Среди работ Щедрина было немало видов в окрестностях Рима. Из этих картин выше всего живописец ценил «Озеро Альбано» (не позднее 1825).
Когда срок пребывания в качестве пенсионера подошел к концу, Щедрин не уехал из Италии. Художник переселился в оживленный Неаполь. Выбор нового места пребывания был не случаен — характер города соответствовал его творческим устремлениям. «Живу на набережной Санта Лючия, на самом лучшем месте из целого Неаполя», — сообщал он в письме. Так полюбившуюся набережную, как и другие виды города, Сильвестр Феодосиевич писал много раз при дневном и лунном освещении. В летнее время Щедрин работал в Сорренто. За время пребывания в Неаполе и Сорренто художник создал ряд замечательных морских пейзажей: «Вид Неаполя. Санта Лючия», «Вид Сорренто близ Неаполя», «Рыбаки у берега», «Большая гавань в Сорренто», «Малая гавань в Сорренто» (последние два в нескольких вариантах), «На острове Капри». Пейзажи, написанные художником в конце 1820-х годов с видами Сорренто, его гаваней, имеются в Третьяковской галерее и Русском музее. Здесь же писались и некоторые его «Террасы» и «Веранды». Бывал Щедрин и в Амальфи. В 1827-28 годах художник писал виды Капри. Живописец продолжал много работать несмотря на развивающуюся тяжелую болезнь печени. 1820-е годы заполнены неустанным трудом; широкая известность Щедрина доставляла ему много заказов. Однако силы художника слабели, и работу приходилось прерывать на многие месяцы. Умер Щедрин 27 октября (8 ноября) 1830 года в Сорренто.
Еще о Щедрине: Пейзажная живопись Сильвестра Феодосиевича Щедрина
Terrace on the Sea Shore. Capuccini near Sorrento
Oil on canvas. 47,5 x 60
Sylvester Schedrin employs here the motif of a “landscape interior”, formed by the greenery of the trees and permeated with light and air. The location of the terrace, with its distinctive architecture, was established thanks to drawings made by unknown nineteenth century amateur artists. Among the drawings were found sketches of that same terrace, with an inscription testifying that they portrayed the settlement of Capuccino near Sorrento. Schedrin particularly enjoyed painting Naples’s colourful poor. In his searches for figures typical of Italy, the artist also depicted monks and a Catholic priest.
It was probably about him that Shchedrin wrote from Sorrento to brother in Russia, telling that the priest refused to take payment for posing and only agreed to serve a mass for the repose of the soul of his father.
The location of the terrace with its characteristic architecture was possible to set by the drawings made by an unknown 19th century amateur artist. Among them were sketches of this terrace with the inscription that they showed the village of Capuccini near Sorrento. In Shchedrin’s heritage, there are several paintings called «Verandas» or «Terraces». The images were similar to each other in composition and enjoyed great success, and the artist was asked to paint them again and again.
Schedrin Sylvester Feodosiyevich
Щедрин Сильвестр Феодосиевич Картины биография Shedrin Silvestr
Щедрин Сильвестр Феодосиевич — русский живописец, выдающийся художник-пейзажист, мастер романтических видов. Родился в 1791 году в семье
знаменитого скульптора Феодосия Федоровича Щедрина, брата известного художника Семена Щедрина.
Сильвестр Щедрин с детства был определен в Воспитательное училище при Академии художеств. Мальчик блестяще учился пейзажной живописи, в Академии
был учеником своего дяди, Семена Федоровича Щедрина, а затем обучался живописи в классе Михаила Матвеевича Иванова.
В 1808 году Сильвестр Щедрин получил за свои успехи в рисовании с натуры малую серебряную медаль и в 1809 году за живопись — малую золотую медаль.
Окончил академический курс в 1812 году с большой золотой медалью, полученной за картину, написанную по академической программе «Приморский город, или селение вдали, а на первом плане стадо
рогатого скота» (другое название картины — «Вид с Петровского острова на Тучков мост и на Васильевский остров в Петербурге») и правом пенсионерской поездки в Италию.
По политическим обстоятельствам (в связи с наполеоновским вторжением 1812 года и последующей войной),
художник смог выехать в Италию только в 1818 году. С этого времени вся творческая деятельность живописца будет связана с Италией. Первоначально поселившись у поэта Константина
Батюшкова, Сильвестр Щедрин буквально влюбился в Неаполь и его окрестности.
Художник писал неаполитанскую природу непосредственно на натуре, все более и
более обращаясь от свойственной русским пейзажистам того периода манерности к прямой, верной и прочувствованной передаче действительности, в
особенности эффектов моря и воздуха при солнечном и лунном освещении. Своими картинами, полными поэтического настроения, с отлично нарисованными
фигурами, Щедрин приобрел большую известность не только у своих соотечественников, но и у иностранцев,
даже пресыщенные итальянцы желали приобрести пейзажи русского живописца.
Из многочисленных произведений этого художника особенного внимания заслуживают: «Вид Амальфи близ Неаполя»,
«Водопад в Тиволи близ Рима», «Терраса на берегу моря в Капуччини близ Сорренто», «Вид Колизея в Риме» (все в Государственном Русском музее в
Санкт-Петербурге) и «Вид на мост и на Замок святого Ангела из Трастевере в Риме«, «Малая гавань в Сорренто близ Неаполя», «Грот Матроманио на Капри»,
«Большая гавань на острове Капри», «Лунная ночь в Неаполе» (все в Государственной Третьяковской галере в Москве), «Грот в Сорренто с видом на Везувий» (Таганрогская картинная галерея),
«Вид на Неаполь с дороги в Позилиппо» (Рязанский художественный музей).
Прожив долгие годы в Италии и став представителем европейской
культуры, Щедрин остался русским художником. Картины мастера романтического пейзажа с нетерпением ожидали русские коллекционеры живописи. Хотя Щедрин так и не отправил
в Россию свои произведения на звание академика, в 1827 году он стал почетным профессором Академии художеств, правда Королевской Неаполитанской
академии. Сильвестру Щедрину не суждено было преподавать в петербургской Академии художеств, однако его произведения во многом сформировали новое
поколение русских пейзажистов, искавших дорогу к подлинной, живой натуре.
Щедрин Сильвестр Феодосиевич умер в 1830 году в неполные сорок лет от тяжелой болезни, похоронен в Сорренто.
Terrace on the Sea Shore. Capuccini near Sorrento
Oil on canvas. 47,5 x 60
Sylvester Schedrin employs here the motif of a “landscape interior”, formed by the greenery of the trees and permeated with light and air. The location of the terrace, with its distinctive architecture, was established thanks to drawings made by unknown nineteenth century amateur artists. Among the drawings were found sketches of that same terrace, with an inscription testifying that they portrayed the settlement of Capuccino near Sorrento. Schedrin particularly enjoyed painting Naples’s colourful poor. In his searches for figures typical of Italy, the artist also depicted monks and a Catholic priest.
It was probably about him that Shchedrin wrote from Sorrento to brother in Russia, telling that the priest refused to take payment for posing and only agreed to serve a mass for the repose of the soul of his father.
The location of the terrace with its characteristic architecture was possible to set by the drawings made by an unknown 19th century amateur artist. Among them were sketches of this terrace with the inscription that they showed the village of Capuccini near Sorrento. In Shchedrin’s heritage, there are several paintings called «Verandas» or «Terraces». The images were similar to each other in composition and enjoyed great success, and the artist was asked to paint them again and again.
Schedrin Sylvester Feodosiyevich
Италия
В 27 лет Щедрин попадает в Рим. Вначале он поселился у поэта Константина Батюшкова. После строгого холодного Петербурга с вечными дождями солнечная итальянская природа показалась художнику земным раем. Он работает исключительно с натуры, что для того времени было революционным ходом. Художник не просто пишет, он наслаждается живописными видами зеленых долин и лазурного моря. Ему отлично удается передавать эффекты освещения, атмосферу и воздух. Настоящим певцом итальянской природы становится Сильвестр Щедрин. Картины художника хотят приобрести не только русские, но и искушенные местные коллекционеры.
После Рима Щедрин отправился в Неаполь. Однако там назревали революционные волнения и оставаться было небезопасно. Живописец вновь поселился в Риме. В 1823 году он создал свою самую известную картину – «Новый Рим. Замок святого Ангела». В том же году истекал срок пенсии Академии художеств, пришло время возвращаться на родину. Но работы Щедрина пользовались таким успехом в Италии, что он решил задержаться здесь. Вновь художник переселяется в Неаполь. В городе он проводит зимы, а в теплое время путешествует по маленьким приморским городам, делая натурные зарисовки.
Неизвестно, планировал ли Щедрин вернуться в Россию. Из переписки видно, что судьба Родины и отечественного искусства сильно волновала его, хотя и оставлять Италию он не спешил. Так или иначе, возвратиться ему было не суждено. Художника подкосила тяжелая болезнь, от которой не помогли ни дорогостоящее лечение на курортах, ни шарлатанские снадобья. Сильвестр Феодосиевич Щедрин умер в возрасте 39 лет, в ноябре 1830 года.
Щедрин С.Ф. «Большая гавань на острове Капри»
Зал 8.
Большую часть работ Сильвестра Щедрина составляют пейзажи Италии. В этих работах нет драм и конфликтов, они полны гармонии, солнца и света. Картина «Большая гавань на острове Капри» написана Сильвестром Щедриным в 1827-1828 годах, в период расцвета творческих сил художника. На полотне отображена уникальная красота южной природы и необычайно правдиво показаны сцены быта простых итальянцев.
Общий фон картины выполнен в холодных цветах. Щедрин не любил бурное море, называл его неопрятным и всегда предпочитал спокойную и тихую водную гладь.
На картине «Большая гавань на острове Капри» мы видим лазурное, слегка взволнованное море с серебристой каемкой волн. На солнце море голубовато-зеленое, а в тени его поверхность жемчужно-серая.
Лодки и парусники слегка покачиваются на водной глади.
Люди на картине Щедрина изображены не схематично, они тщательно выписаны — это дети и взрослые, рыбаки и торговки. Все они заняты своим делом.
Женщины присели отдохнуть, кто-то решил перекусить, рыбаки приводят в порядок сети. Люди не просто оживляют природный ландшафт, они органически объединены с природой.
Эту картину можно назвать олицетворением гармонии природных стихий – неба, моря и человеческого бытия.
О сильвестре щедрине
Природа наделила Сильвестра Щедрина ярким и незаурядным талантом. Во время учебы в Петербургской Академии художеств за блестяще выполненные работы он был награжден многими наградами, в том числе Большой золотой медалью.
Первые работа художника были посвящены городским пейзажам Петербурга. Во время пенсионерской поездки в Италию первоначально он писал пейзажи городов — Рима и Неаполя. В 1825-1827 годах в творчестве Сильвестра Щедрина стали преобладать природные пейзажи, а излюбленным мотивом художника становится спокойное море и голубое небо, гавани и бухты, гроты и террасы.
Сильвестр Щедрин умер в Сорренто, не дожив три месяца до своего 40-летия. Из 108 известных работ художника 47 – пейзажи этого удивительно красивого места.
Творчество художника
Ранние картины Щедрина, написанные до отъезда в Италию, отвечают всем канонам классицизма. Но даже в них просматривается его индивидуальный взгляд на искусство и природу, которая весь его творческий путь была главным объектом. Ярким примером того периода служит картина «Вид на Петербург с Петровского острова». В Италии он постепенно освобождается от навязанных академических традиций. Почти фотографическая передача действительности, в то же время не лишенная романтической составляющей, принесли ему невероятный успех. Подавляющее число его работ носит пейзажный характер. Их можно условно разделить на две группы:
- Виды примечательных мест
- Морские виды
Композиция пейзажей Щедрина, как правило, подчинена такому закону — главное место на полотне занимает удивительно реалистично переданный им фон, в котором читается его восхищение пышной природой, морской стихией или величественными зданиями. Но его пейзажи непременно оживляют и действующие лица — жители страны. Их присутствие не просто намечено. Художник прорисовывает точными мазками повседневную жизнь. Мы видим их лица, одежду, действие и даже настроение запечатленных на картине людей.
Его произведения насыщены эмоциональностью жизни. Все это прекрасно передают картины «Лунная ночь в Неаполе», «Веранда, обвитая виноградом», «Терраса на берегу моря» и другие полотна, которых больше двух сотен. Новаторские воплощения пейзажей Щедриным повлияли не только на русскую, но и итальянскую школу живописи.
Сильвестр Щедрин одна из звезд в плеяде русских деятелей искусств. Его отец был известный скульптором, а дядя — пейзажист. Мотив «Замок святого Ангела» был запечатлен художником по-разному 8 раз, что создало знаменитую серию картин.
Щедрина можно назвать «непризнанным на родине гением», но лишь по той причине, что его картины моментально расходились по богатейшим домам Европы и в Россию попадала лишь малая часть его шедевров. Похоронен Сильвестр Щедрин в иезуитской церкви. Но это не означает, что он перешел в католичество. Этот факт — признание и популярность русского художника у населения Италии.
биография, творчество, картины и личная жизнь художника.
Имя Семена Федоровича Щедрина ассоциируется в первую очередь с зарождением пейзажа в отечественном изобразительном искусстве. Впитав традиции классической школы, этот художник заложил основы русской пейзажной живописи.
Щедрин был в авангарде армии художников-пейзажистов. Его работам присуща необычайная декоративность и академизм. Ими обязательно украшали дворцовые интерьеры.
Как легок и крылат его пейзаж!В тумане — даль, чудес архитектурыДворец — свод тайн, красот и вернисаж,как каменная роза, он фактурен!Но больше все ж поют здесь небеса!Орел небесный, лебедь или ангел,к виденью в сини столь прикован взгляд —благословенье Божье, видно, с нами!Серебряное озеро блестити отражает гатчинские парки,пронзителен и легок колорит,пророчит утро день чудесный жаркий!
В те годы изображение природы только начинает выделяться в отдельный жанр. Нельзя сказать, что до Щедрина пейзаж отсутствовал в России. В искусствоведческой литературе встречаются имена Зубова и Махаева, работавших в технике гравюры. Их произведения именуют «видами», самое известное из них — «Панорама Петербурга». А вот уже в живописной технике впервые пейзаж появляется у Семена Щедрина. В нем еще прослеживаются черты «видов» Петровской эпохи, но и проявляется стилистика европейского декоративного пейзажа.
Художник родился в 1745 году. Обучался гравированию, орнаментальной скульптуре и «ландшафтному художеству» в только открывшейся Императорской академии. За успешную учебу его премируют заграничной поездкой.
Стажировка в Париже, затем в Риме, изучение голландской и фламандской живописи XVII века, знакомство с Дидро и его реалистическими идеями постепенно формируют Щедрина как мастера-пейзажиста, умеющего увидеть и отразить красоту повседневной действительности. Все больше и больше автор пишет с натуры.
Важно отметить, что во время пребывания в Италии творчество Щедрина, обогатившись традициями античной культуры и царившего там классицизма, в общем и целом сохранило основы, заложенные обучением в Академии. К сожалению, живописные работы этого времени не дошли до нас, а на сохранившихся рисунках «Альбано» (1770, Третьяковская галерея), «Водопад в Тиволи» (1773, Русский музей) одновременно с декоративностью присутствует уже динамика
К сожалению, живописные работы этого времени не дошли до нас, а на сохранившихся рисунках «Альбано» (1770, Третьяковская галерея), «Водопад в Тиволи» (1773, Русский музей) одновременно с декоративностью присутствует уже динамика.
В 1776 году, вернувшись в Петербург, Щедрин возглавляет класс ландшафтной живописи в Академии, работает в качестве придворного художника Екатерины II, реставрирует произведения из собрания Эрмитажа и пишет виды пригородных дворцов и парков. Позже художник получит должность адъюнкт-ректора Академии художеств. Система пейзажа, разработанная Семеном Федоровичем, станет общепризнанной и ляжет в основу творчества многих пейзажистов первой половины XIX века.
Историки искусства называют этот период вершиной его творчества. Это подтверждают серии видов Павловского, Гатчинского и Петергофского парков, виды Каменного острова и декоративные панно для Михайловского дворца в Петербурге. Отличительной особенностью этих картин можно назвать их панорамность.
Небольшие по формату пейзажи мастера выполнены достаточно условно, декоративная трактовка природы позволяет однозначно определить период создания этих произведений. Композиция этих работ напоминает театральное действо на сцене: есть центральный мотив, чаще всего условно вписывающийся в треугольник; все элементы расположены симметрично, а объемы деревьев по бокам напоминают кулисы. Это особенно характерно для классицизма.
Однако главным в творчестве Семена Щедрина является мотив лирического переживания и прочувствованности природы, что впоследствии ляжет в основу романтического пейзажа, знакомого нам по картинам Васильева, Левитана и других выдающихся русских живописцев. Но в истории искусств Щедрин, бесспорно, останется первым, кто обратился к изображению своей национальной, русской действительности и стал первой вехой на пути отечественной пейзажной живописи.
Семён Щедрин. «Пейзаж в Царскосельском парке с видом на ферму»
Семен Щедрин. «Вид острова Большого пруда в Царскосельских садах». 1777г
Читать онлайн «Государственная Третьяковская галерея» — RuLit — Страница 12
Художник хотел, главным образом, донести до зрителя, что смертный приговор был подписан не венценосным палачом, а раненным в самое сердце родителем, который принял решение в интересах государства.
Иван Константинович Айвазовский (1817–1900). Радуга 1873. Холст, масло. 102×132
Творчество крупнейшего русского мариниста И. К. Айвазовского подчинено эстетике романтизма. На его полотнах часто бушуют штормы, ветры, поднимаются бури, влекущие корабли к гибели. Непостоянная, вечно изменчивая, подвижная морская стихия не только подсказывала художнику эффектные сюжеты, но давала ему возможность с необычайным мастерством передавать сложные рефлексы света, проникающие в толщу воды и отраженные на ее поверхности.
Мотив радуги — один из излюбленных в искусстве романтизма. Радуга, вставшая над штормовым морем, — весьма завораживающее зрелище, особенно когда под ее дугой уходит под воду корабль, будучи не в силах противостоять разбушевавшимся волнам. Высокий вал скрыл горизонт, и люди, спасающиеся с корабля, борются со стихией. Здесь радуга является не просто редким природным явлением, в изображении которого художник может продемонстрировать свое мастерство живописца. Она становится символом грядущего спасения этих несчастных, их последней надеждой, она словно библейский символ прощения человечества.
Сильвестр Феодосиевич Щедрин (1791–1830). Веранда, обвитая виноградом 1828. Холст, масло. 42,5×60,8
С. Ф. Щедрин — один из первых русских живописцев, обратившихся к возможностям пленэра, определив тем самым художественные поиски мастеров будущих поколений. Окончив Императорскую академию по классу пейзажа с золотой медалью, в 1818 он отправился в пенсионерскую поездку за границу совершенствовать свое мастерство. Некоторое время Сильвестр Феодосиевич жил и работал в Риме, где исполнял заказы путешествующих русских аристократов, а в 1825 переехал в Неаполь и остался там навсегда. В окрестностях этого города он написал пейзажи, которые принесли ему не только известность, но и славу.
Италию Щедрин, как и все художники-романтики этого периода, воспринимал страной вечного лета, солнца и счастья. Мастера всегда интересовали проблемы света и передачи особенностей состояния воздуха, он стремился максимально реалистично показать всю красоту итальянской природы, поэтому главными героями его полотен были именно свет и воздух.
Одной из любимых тем Щедрина стал полуденный отдых (сиеста). На полотне «Веранда, обвитая виноградом» живописец изобразил маленький уютный мир — полную прохлады веранду и залитый южным солнцем залив. В тени виноградных лоз, увивших крыши, уютно расположились итальянцы, укрывшиеся здесь от полуденного зноя.
Алексей Кондратьевич Саврасов (1830–1897). Грачи прилетели 1871. Холст, масло. 48,5×62
Одному из родоначальников русского реалистического пейзажа, А. К. Саврасову удавалось в обыденных городских и деревенских мотивах и сюжетах увидеть и передать необыкновенную поэтическую красоту. Картина «Грачи прилетели» была представлена на Первой передвижной художественной выставке в 1 871 и ознаменовала собой начало нового этапа в развитии русской пейзажной школы, рождение лирического пейзажа.
Под пасмурным и промозглым небом окраины глухого провинциального городка чувствуются душа и боль русского человека. На чуть потемневшем, но все еще белом снегу лежат легкие тени берез, а на бугре у забора заметен розовато-золотистый отсвет от солнца, которое, очевидно, клонится к закату. Мягкая, тонко проработанная лаконичная колористическая гамма, в которой в пределах одного цвета незаметно меняются холодные и теплые тона, почти осязаемо точно передает состояние природы, только что разбуженной от долгого зимнего сна легким дуновением теплого ветра. В этой работе художник не только проявил высокое мастерство в поэтическом выражении обыденного мотива, но и достиг удивительного состояния единства русской природы и народного настроения.
И. Н. Крамской, описывая свои впечатления об этой выставке, говорил, что все пейзажи, представленные на ней, — «это вода, деревья, даже воздух, а душа есть только в „Грачах“ Саврасова».
Федор Александрович Васильев (1850–1873). Мокрый луг 1872. Холст, масло. 70×114
Пейзаж написан в Ялте, но не с натуры, а по воспоминаниям. По словам Крамского, увидевшего полотно, все в авторе эмоциональных, нередко драматичных пейзажей «говорило о художнике, необыкновенно чутком к шуму и музыке природы» и способном не только передавать увиденное, но и улавливать «общий смысл предметов, их разговор между собой и их действительное значение в духовной жизни человека».