Картины хусепе де рибера

Живопись испании / музей прадо / библиотека (книги, учебники и журналы) / мой путеводитель

Хусепе де РИБЕРА — вся жизнь

Родился 12 января 1591 в Хативе близ Валенсии, учился у Франсиско Рибальты. В 1613 уехал в Италию и с 1616 до самой смерти в июле 1652 жил в Неаполе, работая по заказам местного духовенства и мадридского двора.

Большинство его произведений хранятся в музее Прадо и в неаполитанских церквях (в частности, в соборе св. Януария).

Как и все его современники, Рибера писал мучеников и святых. Вырази­тельны, драматичны сцены страданий апостола Андрея, Варфоломея, знаменитый цикл картин, посвященных пустыннику Иерониму. Художнику принадлежат и прекрасные полотнана мифологические темы («Венера и Адонис», «Аполлон и Марсий», «Силен»), нежные, поэтичные образы женщин (прелестнасвятая Инесса, моделью которой, по всей вероятности, послужила дочь Риберы: волна пушистых, спадающих на плечи волоснаписана так, что ощущаешь их мяг­кость…).

Свои модели Рибера искал в толпе на площадях Неаполя. Рыбаки, кресть­яне, нищие стали моделями для его знаменитой серии«Философы древно­сти». Диоген, Сократ, Анаксагор, Ге­раклит и Демокрит — загорелые лица, грубая, обветренная кожа;такие же «простонародные» святые. Одним из лучших испанских жанровых портре­тов справедливо считают картину Риберы«Хромоножка», изображающую нищего подростка. Современников и потомков поражало мастерство Риберы в передаче натуры.Неаполи­танский художник начала XVIII века Паоло ди Маттейса писал: «Он достигает обмана зрения, тщательно выписывая всепастозной краской и за­кругляя мазки так, как закругляются сами мускулы, в чем ему невозможно подражать, что нельзя сделатьлучше и что кажется чудом…» Впечатление осязаемости, тщательность живописной передачи лиц поразительны. И хотя персонажиРиберы чаще всего неподвижны, кажется, что ощущаешь их дыхание, чувствуешь, как пульсирует в их жилах кровь.Сурово-реалистическое, мужественное искусство этого великого испанца открывает золотой век испанской живописи.

Венера и Адонис, фрагмент: Венера

Троица

Бражник

Венера и Адонис

Св. Иероним 2

Кающаяся Мария Магдалина фрагмент

Сивилла

Св. Агнесса в темнице и ангел, одевающий ее полотном

Св. Бруно

Кающаяся Магдалина

Пророк Илия

Портрет рыцаря ордена Сантьяго

Портрет иезуита-миссионера

Пьета

Св. Христофор с младенцем Иисусом

Мистическое обручение св. Екатерины Александрийской

Св. Франциск Ассизский

Преображение Марии Магдалины

Св. Себастьян

Св. Рох

Св. Иероним 4

Св. Франциск Ассизский и ангел с водой

Мистическое обручение св. Екатерины Александрийской, фрагмент

Моисей

Кающийся св. Иероним

Распятие

Крещение Христа

Архимед

Дионис

Аполлон и Марсий 2»

Апостол Андрей

Сон Иакова

Пьяный Силен, фрагмент

Причастие святых апостолов

Работа

Чувство вкуса

В его более раннем стиле, основанном иногда на Караваджо, а иногда на совершенно разных методах Корреджопрослеживается учение испанских и венецианских мастеров. Наряду с массивными преобладающими тенями он с самого начала сохранил большую силу местного колорита. Его формы, хотя и обычные, а иногда и грубые, правильные; Впечатление от его работ мрачное и поразительное. Он восхищался предметами ужаса. В начале 1630-х его стиль изменился от резких контрастов тьмы и света к более рассеянному и золотому освещению, что можно увидеть на Косолапость 1642 г.

Сальватор Роза и Лука Джордано были его самыми выдающимися последователями, которые, возможно, были его учениками; другие были также Джованни До, фламандский художник Хендрик де Сомер (известный в Италии как «Энрико Фиамминго»), Микеланджело Фраканцани, и Аниелло Фальконе, который был первым значительным художником-баталистом.

Христос среди врачей, c. 1613

Среди основных работ Риберы можно назвать Святой Януарий Выходя из печи в соборе Неаполя; то Снятие с креста в Чертозе, Неаполь; то Поклонение пастырей (поздняя работа; 1650 г.) в Лувр; то Мученичество святого Варфоломея в Museu Nacional d’Art de Catalunya, Барселона; и Пьета в ризнице Сан-Мартино, Неаполь. Его мифологические сюжеты часто столь же жестокие, как и его мученики: например, Аполлон и Марсий, с версиями в Брюсселе и Неаполе, или Титйос в Прадо. В Прадо владеет пятьдесят шестью картинами и шестью другими, приписываемыми Рибере, наряду с одиннадцатью рисунками, такими как Сон Иакова (1639); Лувр содержат четыре его картины и семь рисунков; то Национальная галерея, Лондон, три; Настоящая Академия изящных искусств Сан-Фернандо владеет красивым ансамблем из пяти картин, в том числе Успение Марии Магдалины из Эль-Эскориал, рано Ecce Homo или же Глава Иоанна Крестителя. Он выполнил несколько прекрасных мужских портретов и автопортрет. Святой Иероним пишет в Прадо ему приписал Джанни Папи, Караваджо эксперт. Он был важным гравер, самый значительный испанский гравер до Гойя, выпустив около сорока эстампов, почти все в 1620-х годах. В Мученичество святого Филиппа (1639; часто описывается как Святой Варфоломей, замученный таким же образом, но теперь признанный святым Филиппом) находится в Прадо, Мадрид.

Описание картины Хусепе де Риберы «Хромоножка»

Рибера – итальянский художник родом из Испании, творивший в реалистическом жанре графику и живопись. Излюбленной его темой были религиозные сюжеты и портреты современников. «Хромоножка» – написанное художником полотно в 1642 г.

Изображена на нем фигура маленького мальчика – нищего и калеки. Изуродованная босая правая ступня будто нарочно выставлена напоказ. Костюм мальчишки старый, местами подранный. В руке он держит листик попрошайки с мольбой о помощи. А на лице сияет искренняя детская улыбка.

Непростая судьба у него, но мальчуган, кажется, не знает об этом. Столько жизнерадостности в выражении его лица, столько чистоты и света! С такой же большой любовью ко всему живому писал этот портрет испано-итальянский живописец. Хромой мальчуган смотрит с холста в глаза зрителям, прямо в душу, надеясь, что в ответ получит такой же взгляд.

Фоном для персонажа полотна Рибера изобразил пейзаж: низкий горизонт заросших дикими травами холмов и затянутое белыми облаками небо. Фигура мальчика написана так, как писали знатных господ: взгляд персонажа направлен сверху вниз. Этот прием дарит картине некую торжественность, монументальность.

Мальчик, наверное, знает, что пишущий художник увековечивает его образ почти навечно. Поэтому он так счастлив и горд собой. Мастер передал нам неуловимую внутреннюю красоту ребенку, его духовную стойкость, душевную гармонию и нравственную чистоту. Персонаж странный, несовершенный физической формой, но такой идеальный в своем выражении, настоящий как сама жизнь.

Работа принадлежит к позднему периоду творчества живописца. До конца жизни художественный дар Риберы цвел яркими содержательными шедеврами, раскрывая новые бутоны – грани богатой, народной души самобытного мастера кисти.

Теперь «Хромоножка» дарит свою обаятельную улыбку посетителям парижского Лувра.

Биография Караваджо

Караваджо (настоящее имя — Микеланджело Меризи) родился в Милане 29 сентября 1571 года в семье архитектора. В пятилетнем возрасте от эпидемии чумы умер отец мальчика. Это печальное событие заставило мать уехать из столицы герцогства и поселиться с детьми в небольшом городке Караваджо. Название этого населенного пункта впоследствии стало знаменитым прозвищем художника.

В 1584 году Караваджо начал обучение живописи в мастерской Симоне Петерцано (Simone Peterzano) — одного из многочисленных учеников Тициана (Tiziano). В то время в Италии господствующим стилем искусства был маньеризм, а реалистическое направление только зарождалось.

Молодой Караваджо успевал совмещать учебу со скандалами и драками. После очередной стычки его даже обвинили в убийстве, что стало причиной поспешного бегства живописца в Рим в 1591 году. В течение первых двух лет пребывания в вечном городе мастер еле сводил концы с концами, не имел собственного жилья, но не терял надежды на лучшее будущее.

Будучи бунтарем по своей натуре, Караваджо сознательно бросает вызов традиционным стилям искусства того времени — маньеризму и академизму. Он начинает писать картины в реалистическом жанре, на которых изображает простых людей (музыкантов, уличных торговцев, мальчишек и даже цыганок).

Несмотря на вздорный характер у художника появляется влиятельный покровитель — кардинал Франческо дель Монте (Francesco del Monte). Караваджо поселяется на загородной вилле мецената и в течение 6 последующих лет ведет вполне обеспеченную жизнь.

Создание нескольких новаторских картин на библейскую тематику приносит художнику громкую славу. Он получает ряд заказов от церкви и выполняет их в новаторской манере. Многие авторские произведения духовенство принимает в штыки и живописцу приходится переделывать работу.

Занятие живописью не помешало Караваджо вести разгульный образ жизни. Во время одной из потасовок он убил человека и был объявлен вне закона. Художник вынужден бежать из Рима сначала в Неаполь, а затем на Мальту. Он много работает и создает новые шедевры, но постоянно конфликтует с людьми. В результате очередного инцидента живописей попадает в тюрьму, откуда ему вскоре удается бежать.

Преследуемый мальтийскими властями Караваджо часто переезжает из одного города в другой. Он побывал в Мессине, Палермо и Неаполе, где чудом избежал смерти после покушения. Влиятельные покровители Караваджо ходатайствуют перед Папой римским о помиловании художника. Но внезапно 18 июля 1610 года живописец умирает при таинственных обстоятельствах.

Творчество Караваджо оказало огромное влияние не только на итальянскую, но и на европейскую живопись. Во многих странах после смерти мастера появились его последователи — караваджисты, а в наши дни картины гения украшают экспозиции лучших музеев мира.

Дальнейшее чтение [ править ]

  • Браун, Джонатан. (1973). Джузепе де Рибера: гравюры и рисунки; Художественный музей, Принстон, октябрь-ноябрь 1973 года . Принстон, Нью-Джерси: Принстонский университет. OCLC 781367 стандартная работа над его гравюрами и рисунками. 
  • Санчес, Альфонсо Э. Перес (1992). Джузепе де Рибера, 1591–1652 гг . Метрополитен-музей . ISBN 9780870996474.
  • Уильямсон, Марк А. «Картины мученичества Джузепе де Рибера: катарсис и трансформация»; Докторская диссертация, Бингемтонский университет, Бингемтон, Нью-Йорк, 2000 г. (доступно на сайте myspace.com/markwilliamson13732) (ссылка не работает)

Более поздняя жизнь

Около 1644 года его дочь вышла замуж за испанского дворянина из администрации, который вскоре умер. С 1644 года Рибера, похоже, серьезно заболел, что значительно снизило его трудоспособность, хотя его мастерская продолжала производить работы под его руководством. В 1647–1648 годах, во время восстания Масаниелло против испанского владычества, он чувствовал себя вынужденным на несколько месяцев взять свою семью с собой в убежище во дворце вице-короля. В 1651 году он продал большой дом, которым владел много лет, и, когда он умер 2 сентября 1652 года, он испытывал серьезные финансовые затруднения.

Ранняя жизнь [ править ]

Мученичество святого Андрея , 1628 г.

Рибера родился в Хативе , недалеко от Валенсии , Испания , и был вторым сыном Симона Риберы и его первой жены Маргариты Кучо. Он крестился 17 февраля 1591 года. Его отец был сапожником или сапожником, возможно, в крупных размерах. Его родители хотели, чтобы он сделал литературную или ученую карьеру, но он пренебрегал этими занятиями и, как говорят, учился у испанского художника Франсиско Рибальта в Валенсии, хотя никаких доказательств этой связи не существует. Стремясь изучать искусство в Италии, он отправился в Рим через Парму , где рисовалСвятой Мартин и нищий , ныне потерянный, для церкви Сан-Просперо в 1611 году. Согласно одному источнику, кардинал заметил, как он рисует фрески на фасаде римского дворца, и разместил его. Римские художники дали ему прозвище «Lo Spagnoletto».

Фигурные этюды

Его ранние биографы обычно причисляют его к последователям Караваджо . Сохранилось очень мало документов, относящихся к его ранним годам, ученые размышляют о точном времени и маршруте, которым он прибыл в Италию. Рибера начал жить в Риме не позднее 1612 года, и документально подтверждено, что он присоединился к Академии Святого Луки к 1613 году. Он жил какое-то время на Виа Маргутта и почти наверняка был связан с другими Караваджисти, которые стекались в Рим в то время. время, такие как Геррит ван Хонтхорст и Хендрик тер Бругген , среди других художников Утрехта, работавших в Риме к 1615 году. В 1616 году Рибера переехал в Неаполь, чтобы избежать его кредиторов (по словам Джулио Манчини , который описал его как живущего не по средствам, несмотря на высокий доход). В ноябре 1616 года Рибера женился на Катерине Аццолино, дочери сицилийского неаполитанского художника Джованни Бернардино Аццолино , чьи связи в неаполитанском художественном мире помогли Рибере на раннем этапе стать крупной фигурой, чье присутствие оказало долгосрочное влияние. об искусстве города.

Святая Инесса

«Святая Инесса» , хранящаяся в картинной галерее Дрездена, по праву считается одной из лучших картин позднего Хосе Риберы.

«Святая Инесса» Х. де Риберы: детали сюжета

Житие этой святой весьма необычно. Инесса была юной и прекрасной римлянкой, дочерью богатых родителей. Втайне от семьи она приняла христианство. За это девушка была приговорена к обезглавливанию. Её мучители оказались изобретательными: по их замыслу, до места казни Инесса должна была прошествовать обнажённой. Она шла сквозь возбуждённую толпу, снедаемая тысячами жадных глаз. Спотыкалась, когда её подталкивали похотливые руки стражников. Однако Бог, за веру в которого Инесса шла на плаху, всё же услышал моление избавить её если не от смерти, то хотя бы от позора. Мгновенно отросшие волосы и белый покров, спущенный ангелом с неба, скрыли её наготу от беснующейся толпы.

«Святая Инесса» Х. де Риберы: замысел и композиция

Интересно, что на картине не находится места римскому плебсу, хотя динамичные многофигурные композиции (например, толпа, с жестоким удовольствием распинающая святого Варфоломея) хорошо удавались Рибере. Очевидно, здесь имеет место приём вовлечения: все глазеющие на Инессу должны размещаться на том же месте и смотреть на святую под тем же углом, что и зрители картины. Зритель, таким образом, из пассивного соглядатая превращается в невольного соучастника всего того, что происходит с Инессой.

По-видимому, Риберу в данном случае интересуют не противопоставление христианской святой – грешному миру, а лишь глубина внутреннего состояния самой Инессы

Ему важно передать её наивность, её детскую трогательность. Для достижения этой цели Рибера делает фон размытым и максимально условным, а саму фигуру Инессы, напротив, выписывает очень тщательно. Мы можем видеть следующие детали: отдельные пушистые пряди её волос, серебрящиеся у глаз слезинки, пронизанные розовым светом тонкие пальцы

Все они написаны с озязаемой вещественностью

Мы можем видеть следующие детали: отдельные пушистые пряди её волос, серебрящиеся у глаз слезинки, пронизанные розовым светом тонкие пальцы. Все они написаны с озязаемой вещественностью.

«Святая Инесса» Х. де Риберы: особенности колорита

Одно из главных достоинств «Святой Инессы» – её колорит. Она создана в то время, когда Рибера отказался от резких светотеневых контрастов, а палитра его картин стала более светлой и уравновешенной.

Здесь есть некоторый парадокс: многие картины художника (и «Святая Инесса» в особенности) кажутся едва ли не монохромными, заставляя вспомнить о пресловутой «испанской мрачности», при этом Рибера считается одним из лучших колористов своего времени. В чем здесь дело? Вероятно, в «пятидесяти оттенках серого» в творчестве Риберы. Невероятное богатство тонов и рефлексов, для каждого из которых даже нет отдельного названия – разнообразных невнятно-коричневых, серебристо-бежевых, серо-розовых и буровато-зелёных – заставляет знатоков восхищаться великолепной и мощной тональной живописью Риберы.

Источник

Примечания и ссылки

Заметки

  1. Кроме того, Теофиль Готье называет его «Рибейра» в своем стихотворении, начинающемся со слов: «Есть сердца, влюбленные в печальную любовь уродливых …» (цитируется, среди прочего, Робертом Сабатье в его « Истории французской поэзии — 19 век». поэзия , Том 2, Альбин Мишель, 1977, с. 261.

Рекомендации

  1. Augé JL, Рибера или сущность реальности , искусство набор п о  159, стр.  2-20
  2. , стр.  60.
  3. (Es) в музее Бильбао.
  4. (in) , о Музее Виктории.
  5. (это) , на Polo museale Fiorentino .
  6. * (в) , о музее Гетти .
  7. (es) , по мотивам цереры
  8. (es) , по мотивам цереры .
  9. (Es) , музей Прадо .
  10. (in) на Museo Nacional Thyssen-Bornemisza (по состоянию на 28 марта 2020 г. )
  11. Оже ДЛ, Рибера и античная, новое прочтение , арт набор п о  159, стр.  34-43
  12. (es) , на Базе Цереры
  13. (это) , на галерее Боргезе.
  14. (in) в Кливлендском художественном музее .
  15. (Es) , в музее Прадо
  16. (Es) в музее Прадо
  17. (in) на Метрополитен-музей
  18. Ож ДЛ, Рибера, контролируемый эффект травления , художественный набор п ø  159, стр.  60-63
  19. Под редакцией Эммануэль Брюжероль, Портреты в коллекциях Школы изящных искусств, Блокноты 36, Издания изящных искусств в Париже, 2016 г., стр. 36-38, кат. 9

Хосе де Рибера Магдалена Вентура с мужем и сыном: Описание произведения

Вице-короли Неаполя, при дворе которых Хосе Рибера работал много лет, имели вкус ко всему диковинному и необычному, чтобы не сказать уродливому. В их коллекции живописи и скульптуры находилось место карликам и гигантам, животным о нескольких головах или ногах и прочим природным аномалиям. Всё это отражает жгучий интерес эпохи барокко ко всему, серьёзно отличающемуся от нормы. И Магдалена Вентура, ничем, помимо злосчастной бороды, не примечательная женщина из итальянского города Абруцци, получила известность именно на волне этого интереса.

Покровитель Риберы, неаполитанский вице-король герцог Алькала, по легенде, привел всё семейство в мастерскую художника, чтобы тот смог запечатлеть ошибку природы.

Согласно подписи, выбитой на каменных скрижалях в правой части холста, лет до 37-ми Вентура была обычной женщиной, имевшей мужа Феличе де Амиче (это именно он, угнетённый семейным несчастьем, изображен на втором плане картины) и троих сыновей. После же случилось невероятное: у Магдалены начала расти борода и меняться внешность. Не известно, чем объясняли это в XVII столетии, задолго до открытия половых гормонов, – возможно, происками дьявола. В ХХ веке, естественно, Вентуре диагностировали грубое гормональное нарушение, в результате которого она уподобилась мужчине. Удивительно при этом, что, судя по наличию на картине ребёнка и лактирующей груди, это не лишило её репродуктивной функции. Но возможно ли такое?

Современные испанские искусствоведы, проведя многочисленные консультации со светилами медицины, пришли к заключению, что с учетом фактора возраста (на картине Магдалене около 52-х лет) и вирилизации («омужествления» в результате воздействия андрогенов) родить этого младенца женщина никак не могла. Согласно их предположению, Рибера принял решение написать и младенца, не найдя других, более убедительных средств показать, что переда нами все-таки женщина, а не мужчина.

Наследие

Санта-Сесилия , 1647 г. ( ок. ), Считается одним из самых красивых рисунков за всю его творческую деятельность. Музей Прадо, Кабинет рисунков и гравюр .

Рибера — одна из главных фигур в живописи не только Испании, но и Европы семнадцатого века, и, в некотором смысле, одна из самых влиятельных, поскольку его формы и модели распространились по Италии, Центральной Европе и Нидерландам . Рембрандта , оставивший большой след в Испании.

Но особые обстоятельства того, что он был иностранцем в Италии, заставили его воспринимать его как человека, выходящего за рамки его традиций и его вкусов. По прибытии в Италию новинка Caravaggesque достигла своего пика , находясь в напряжении с романо-болонским обновлением, которое возродило классицистический вкус. По этой причине он принял тенебризм , который дали фламандцы и голландцы, присутствовавшие в Риме, но он не переставал видеть и усваивать что-то из прекрасных форм мира классицизма.

Автопортрет Хосе де Рибера , гравюра из Гамлета Винстенли (1729 г.).

Лорд Байрон сказал о Рибере, что он рисовал кровью святых из-за его интенсивности в линии, из-за его разорванной анатомии и из-за резкости некоторых предметов. Но Рибера не груб и не примитивен; Он завершает свое обучение, обогащаясь другими произведениями итальянской культуры, которые вскоре становятся ему знакомы. Прежде всего, изучение великой живописи эпохи Возрождения . В образовании Риберы есть еще один элемент, который отдаляет его от испанских художников: это изучение классической античности, как это делали европейские мастера эпохи Возрождения и барокко . Увлекается мифологическими сюжетами (хотя таких заказов у ​​него было не так много) и изучает скульптуру Древней Римской Империи .. Его исключительные качества рисовальщика и мастерство в анатомии также отличали его от испанских художников того времени, в основном ограниченных религиозной клиентурой и моральными проблемами.

Из его работ мы видим, что Рибера не собирается быть художником с одним регистром, но что его язык будет с удивительной точностью придерживаться каждого из произошедших событий. Преодолевая первоначальную мрачность, он вернется к интенсивным контрастам света и тени, когда этого требуют определенные проблемы или иконография.

Памятник Рибере в его родной Ятиве.

Мы можем сказать, что он необыкновенный творец, поскольку он обладает способностью создавать пульсирующие образы истинной страсти на службе религиозного возвышения, которое является не только испанским, но и всей католической и средиземноморской контрреформацией ; его красочное мастерство, в котором собрано все чувственное богатство Венеции и Фландрии, и в то же время он способен согласовывать самые изысканные диапазоны, основанные на самой собранной лирике; и его неиссякаемая способность «изобретателя» гуманистических типов, которые с одинаковой серьезностью придают суровую реальность древним святым и философам, делают его одним из пиков своего столетия.

За последние тридцать лет были проведены исследования, благодаря которым возникли новые выставки, которые проводились в 1992 году в Неаполе, Мадриде и Нью-Йорке . Этому предшествовала публикация в серии Clasici dell´Arte., из почти полного каталога приписываемых ему картин. Благодаря этому огромный объем работ стал доступен каждому, что позволило нам приблизиться к изучению этого великого художника и преодолеть предрассудки, искажавшие его оценку. Уже в 2011 году выставка в Мадриде и Неаполе запечатлела последние открытия о художнике: его начальный этап в Италии. Более тридцати неподписанных масляных картин были идентифицированы как его, что демонстрирует его не по годам развитое мастерство и помещает его в число первых распространителей тенебризма Караваджо.

Внешние ссылки [ править ]

.mw-parser-output .navbar{display:inline;font-size:88%;font-weight:normal}.mw-parser-output .navbar-collapse{float:left;text-align:left}.mw-parser-output .navbar-boxtext{word-spacing:0}.mw-parser-output .navbar ul{display:inline-block;white-space:nowrap;line-height:inherit}.mw-parser-output .navbar-brackets::before{margin-right:-0.125em;content:»»}.mw-parser-output .navbar li{word-spacing:-0.125em}.mw-parser-output .navbar-mini abbr{font-variant:small-caps;border-bottom:none;text-decoration:none;cursor:inherit}.mw-parser-output .navbar-ct-full{font-size:114%;margin:0 7em}.mw-parser-output .navbar-ct-mini{font-size:114%;margin:0 4em}.mw-parser-output .infobox .navbar{font-size:100%}.mw-parser-output .navbox .navbar{display:block;font-size:100%}.mw-parser-output .navbox-title .navbar{float:left;text-align:left;margin-right:0.5em}vтеХусепе де Рибера
Картины
  • Аллегории пяти чувств (начало 1600-х годов)
  • Свержение Христа (начало 1600-х)
  • Святой Андрей (начало 1600-х)
  • Святые Петр и Павел (ок. 1616)
  • Святой Иероним и ангел правосудия (1626)
  • Пьяный Силен (1626)
  • Мученичество святого Андрея (1628)
  • Демокрит (1630)
  • Мученичество святого Варфоломея (1630–1640)
  • Магдалена Вентура с мужем и сыном (1631)
  • Иксион (1632)
  • Титий (1632)
  • Пьета (1633)
  • Мученичество святого Варфоломея (1634 г.)
  • Женщины-гладиаторы (1636)
  • Аристотель (1637)
  • Аполлон и Марсий (1637)
  • Исаак и Иаков (1637)
  • Пьета (1637)
  • Сон Иакова (1639)
  • Мученичество святого Филиппа (1639 г.)
  • Святой Петр в покаянии (ок. 1630-е гг.)
  • Святая Мария Египетская (1641 г.)
  • Косолапость (1642)
  • Крещение Христа (1643 г.)
  • Мученичество святого Варфоломея (1644 г.)
  • Святой Януарий выходит невредимым из печи (1646)
  • Поклонение пастухов (ок. 1650 г.)
vтеКараваджисти
  • Микеланджело Меризи да Караваджо
  • Художники в биографиях Джованни Бальоне
  • Барокко
  • Кьяроскуро
  • Тенебризм
  • Картины, приписываемые Караваджо
Голландский Caravaggisti
  • Дирк ван Бабурен
  • Ян ван Бийлерт
  • Паулюс Бор
  • Андриес Оба
  • Хендрик Блумарт
  • Ян Герриц ван Бронкхорст
  • Хендрик тер Бругген
  • Воутер Крабет II
  • Жерар ван Хонтхорст
  • Матиас Стом
Фламандский Караваджисти
  • Фламандская живопись в стиле барокко
  • Адам де Костер
  • Николя Ренье
  • Теодор Ромбоутс
  • Джерард Сегерс
Французский Караваджисти
  • Трофим фанатик
  • Валентин де Булонь
  • Жорж де ла Тур
  • Жан Леклерк
  • Николя Турнье
  • Клод Виньон
  • Симон Вуэ
Итальянский Caravaggisti
  • Джованни Бальоне
  • Марко Антонио Бассетти
  • Орацио Борджианни
  • Баттистелло Караччиоло
  • Чекко дель Караваджо
  • Бернардо Каваллино
  • Бартоломео Кавароцци
  • Доменико Фетти
  • Паоло Доменико Финолья
  • Джованни Антонио Галли
  • Артемизия Джентилески
  • Орацио Джентилески
  • Джованни Франческо Герриери
  • Оттавио Леони
  • Бартоломео Манфреди
  • Марио Миннити
  • Пьетро Паолино
  • Маттиа Прети
  • Орацио Риминальди
  • Карло Сарачени
  • Бартоломео Щедони
  • Джованни Серодин
  • Карло Селлитто
  • Леонелло Спада
  • Massimo Stanzione
  • Джузеппе Вермиглио
Испанский Caravaggisti
  • Бартоломе Эстебан Мурильо
  • Франсиско Рибальта
  • Хуан Рибалта
  • Франсиско де Сурбаран
похожие темы
Рембрандт
Геррит Доу
Питер Пауль Рубенс
Диего Веласкес
Авторитетный контроль
  • AAG :
  • АГСА : ,
  • BNE :
  • BNF :
  • CANTIC :
  • GND :
  • ISNI :
  • KulturNav :
  • LCCN :
  • NGV :
  • NKC :
  • NLA :
  • НЛП :
  • NTA :
  • PLWABN :
  • РКД :
  • SELIBR :
  • SNAC :
  • SUDOC :
  • Тепапа :
  • Trove :
  • УЛАН :
  • VcBA :
  • VIAF :

Хусепе Рибера “Бородатая женщина”. Аллегория или портрет?

Хосе де (Хусепе) Рибера. Магдалена Вентура с мужем и сыном. 1631 г. Госпиталь Табера в Толедо, Испания.

Впервые картину с бородатой женщиной Риберы я увидела в сериале “Молодой Папа”. Герои фильма время от времени останавливаются у этого полотна. Молча ее разглядывают. Но особо не удивляются. Видимо потому что знают ее историю.

Если же вы видите ее впервые, удивление вы однозначно испытаете. Ещё бы. Мы видим то ли мужчину с грудью. То ли женщину с бородой.

Всматриваясь, понимаешь, что это все-таки женщина. Ведь на ней женское платье. Да и грудь весьма красноречива.

Так что это? Какая-то аллегория художника? Или все-таки портрет реальных людей?

История Магдалены Вентура

Магдалена Вентура когда-то вышла замуж. Ее муж – рядом с ней на картине. Родила троих сыновей. Однако в 37 лет случился гормональный сбой. Возможно, вызванный ранней менопаузой.

На лице и теле появились волосы. К 50 годам появились характерные для мужчин залысины.

Как-то на улице родного города Абруццо ее увидел придворный неаполитанского герцога. И практически вынудил супругов (возможно, за плату) отправиться к герцогу. Тот обожал всякие природные аномалии. Поэтому женщину с бородой оценил. Поселил супругов у себя на вилле. И заказал их портрет Рибере.

Рибера писал картину три года. Скорее всего, именно так Магдалена и ее муж выглядели. Однако грудь вряд ли реалистична. Такой она изображена художником для пущей эффектности. Уж слишком она высоко расположена. Да и чересчур округлая. Что вряд ли возможно у трижды рожавшей женщины 52 лет.

На руках женщина держит младенца. Вряд ли это ее ребёнок. Скорее всего, своих сыновей она родила до гормонального сбоя в 37 лет. А дитя у груди – лишь возможность сделать аномалию более наглядной.

Обратите внимание на лица позирующих. Они растеряны и даже печальны… Можно предположить, что у герцога они чувствовали себя неуютно. Кому же понравится несколько лет провести вне дома. Причём в качестве объекта для насмешек

Причём в качестве объекта для насмешек.

Мода на аномалии

Так зачем герцогу понадобилась подобная картина? Дело в том, что в 17 веке была мода на всякого рода аномалии. Картину повесили во дворце герцога. Где ее могли лицезреть многочисленные гости. Вот такое своеобразное увеселение.

Темой природных аномалий интересовались и другие художники. Так, Диего Веласкес создал целую галерею карликов, которые работали шутами при дворе короля.

Диего Веласкес. Дон Себастьян де Морра. 1645 г. Музей Прадо, Мадрид. Wikiart.org

Да что далеко ходить. Даже на самой знаменитой картине Веласкеса “Менины” мы видим карлицу. Рядом с принцессой. Чтобы ещё больше подчеркнуть ее красоту и высочайшее происхождение.

Диего Веласкес. Менины. 1656 г. Музей Прадо, Мадрид

Любопытные детали картины

Ещё вы наверняка обратили внимание на большой камень рядом с героями картины. На нем по-латыни написано о том, кто изображён. Как удивительно, что у женщины такая борода

Кто художник и кто заказчик

Как удивительно, что у женщины такая борода. Кто художник и кто заказчик.

Также на камне лежит веретено. Так подчёркивается, что перед нами все-таки женщина. Которая по-прежнему занимается женскими делами.

Рибера был последователем Караваджо. Поэтому его картина с бородатой женщиной выполнена в технике тенебросо. Когда персонажи освящены неярким светом. А вокруг темнота. Фигуры лепятся из света и тени. Что придает им больше объёма и выразительности.

Почему “Бородатая женщина” Риберы мелькает в сериале “Молодой Папа”?

Если вы смотрели сериал “Молодой Папа”, то наверняка задумывались, зачем там показывают эту картину?

Может быть, дело в позиции Пия XIII по отношению к гомосексуалистам?

Сначала Папа ужесточает критерии для приёма в священники. Чтобы ими становились только мужчины с традиционной ориентацией. Но однажды он узнает, что кардинал Гутьеррес, его друг и личный помощник, является гомосексуалистом.

Магдалена Вентура сначала может вызвать отторжение. Но потом смотришь в её глаза. И понимаешь, что эта женщина несчастна. В своём своеобразии она не виновата. Поэтому нет повода испытывать к ней неприязнь.

Хосе де (Хусепе) Рибера. Магдалена Вентура с мужем и сыном (фрагмент). 1631 г. Госпиталь Табера в Толедо, Испания. Wtfarthistory.com

Оксана Копенкина

Неаполитанский период [ править ]

Бородатая , 1631 г.

Неаполитанское королевство тогда была частью испанской империи и управлялась череды испанского Viceroys. Рибера переехал в Неаполь на постоянное место жительства в середине 1616 года. Его испанское гражданство связывало его с небольшим испанским правящим классом в городе, а также с фламандским торговым сообществом с другой испанской территории, в которое входили важные коллекционеры и торговцы Изобразительное искусство. Рибера начал подписывать свою работу как «Jusepe de Ribera, español» («Jusepe de Ribera, испанец»)

Ему удалось быстро привлечь внимание вице-короля, Педро Телес-Хирона, 3-го герцога Осуны , также недавно прибывшего, который дал ему ряд крупных поручений, которые показали влияние Гвидо Рени .

Период после того, как Осуна был отозван в 1620 году, кажется трудным. Немногие картины сохранились с 1620 по 1626 год; но это был период, когда было создано большинство его лучших гравюр

По крайней мере частично, это была попытка привлечь внимание более широкой аудитории, чем Неаполь. Его карьера началась в конце 1620-х годов, и впоследствии он стал ведущим художником Неаполя. Он получил Орден Христа Португалии от Папы Урбана VIII в 1626 году

Он получил Орден Христа Португалии от Папы Урбана VIII в 1626 году

Глава Св. Иоанна Крестителя , 1644 г. Реальная академия изящных искусств Сан-Фернандо , Мадрид.

Хотя Рибера так и не вернулся в Испанию, многие из его картин были вывезены обратно членами испанского правящего класса, например, герцогом Осуна, а его офорты были привезены в Испанию торговцами. Его влияние можно увидеть у Веласкеса , Мурильо и большинства других испанских художников того периода.

Его изображали как эгоистично защищающего свое процветание, и он считается главой так называемой Неаполитанской клики , его пособниками были греческий художник Белисарио Коренцио и неаполитанец Джамбаттиста Караччоло .

Говорят, что эта группа стремилась монополизировать неаполитанские художественные комиссии, используя интриги, саботаж незавершенной работы и даже личные угрозы насилием, чтобы отпугнуть внешних конкурентов, таких как Аннибале Карраччи , Кавалер д’Арпино , Рени и Доменикино . Все они были приглашены на работу в Неаполь, но сочли это место негостеприимным. Клика прекратилась после смерти Доменикино в 1641 году.

Среди учеников де Риберы были фламандский художник Хендрик де Сомер , Франческо Фраканцано , Лука Джордано и Бартоломео Пассанте . За ним последовал Джузеппе Марулло и оказал влияние на художников Агостино Бельтрано , Паоло Доменико Финольо , Джованни Рикка и Пьетро Новелли .

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Метолит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: