«Богатырь»
Одним из примеров борьбы старого и нового в живописи является появление в 1899 г. двух картин – «Богатыри» Васнецова и «Богатырь» Врубеля. Работа Васнецова – откровенная дань веку уходящему, с его иллюстративностью и прямолинейной композицией. Совсем иначе смотрится «Богатырь» Врубеля. Он новаторский, необычный и — снова непонятый. Дягилев отказывается взять картину на свою международную выставку картин.
По воспоминаниям Е.Ге, внешность богатыря художник «позаимствовал» у своего тестя. Врубель не раз говорил, что мужская красота сильней всего проявляется в старости. Его богатырь слишком громоздкий, написан в несколько наивной сказочной манере. Но, за такой подачей ощущается стихийная мощь.
Михаил Врубель приглашает зрителя в особый мир, где пластические формы перетекают одна в другую, создавая целостное впечатление. Его богатырь, как считал сам художник, более былинный, чем у Васнецова. Картина стала продолжением целого цикла работ, написанных под впечатлением сказочных опер Римского-Корсакова. Но и она не полностью удовлетворила тягу живописца к сюжетам, связанным с «русским сказочным родом». И летом 1899г. появляется его знаменитый «Пан».
Картины Куинджи
Самая известная картина Куинджи в Русском музее — это «Лунная ночь на Днепре».
Ради этого шедевра сам художник долго организовывал моновыставку: следил, чтобы правильно подобрали помещение и освещение полотна. Это была первая выставка одной картины в Петербурге, которая собрала аншлаг.
Картина была показана в темной комнате, но краски буквально светились. Пейзажи Куинджи нередко строились на контрасте света и тени, в первую очередь он считался гениальным колористом.
Некоторые утверждали, что он связан с «нечистыми силами». Другие – что краски ему готовит его друг Д. Менделеев. Третьи обвиняли его в скрытной подсветке картин, которая с годами должна исчезнуть.
Картину купил великий князь Константин Константинович – родственник царя и известный меценат. Узнав от Тургенева о необычной картине, которую скоро должен был закончить Куинджи, он отправился посмотреть на нее. Раз в неделю художник открывал свою мастерскую на два часа для посетителей, и как раз в один из таких дней туда заглянул молодой князь. Одет он был скромно — Куинджи подумал, что перед ним обычный морской офицер.
Когда Константин спросил про стоимость, как обычно прямой Куинджи ответил: «Да зачем вам? Ведь всё равно не купите: она дорогая». На повторный вопрос художник задрал цену на 5000 рублей (большие деньги по тем временам), и с удивлением услышал о согласии ее купить. Только потом ему рассказали, что за высокий гость к нему заходил.
«Лунная ночь на Днепре» не дошла до современного зрителя в первозданном виде – она потемнела от воды и сырости на яхте у великого князя. Но очарование таинственного лунного света все равно чувствуется в этом шедевре.
Сразу после выставки, имеющей шумный успех, художник неожиданно перестал появляться на публике.
«Радуга» — это первая работа после двадцатилетнего перерыва, которую Куинджи показал публике. Шедевр художника писался пять лет и не менее известен, чем «Лунная ночь…» Здесь в полной мере видна тяга живописца к нестандартным цветовым решениям и световым эффектам. Очень необычно нестандартное изображение радуги: она не семицветная, а больше похожа на вспышку света. Эта картина обязательна к просмотру для тех, кто хочет в полной мере понять талант мастера.
в Чебоксарском музее есть еще один вариант картины радуга, исполненный Куинджи в меньшем размере.
Несколько советов для комфортного посещения
Прежде всего по поводу очередей. Они бывают и часто, предугадать заранее сложно. Если какая-то знаменитая выставка, то очередь легко может быть часа на полтора.
Я советую приходить до 11.00. И имейте ввиду — в Русский музей есть 2 входа, если с одной стороны очередь, то с другой вполне может быть свободно.
Экскурсии для всех желающих проходят 2 раза в день — в 13 и 15 часов, стоят 450 рублей за взрослого и 200 за школьника/студента/пенсионера.
Иногда на экскурсии приходит слишком много людей и сотрудники вводят списки предварительной записи. Я советую перед посещением позвонить по телефону +7 (812) 595-42-48 и уточнить — нужно ли записываться. И на всякий случай напомню — вы идете на экскурсию в Михайловский дворец (Михайловский замок — это другой корпус)
Внизу настоящие лабирины и есть 6 разных гардеробов, если в первых мест нет, то ищите во остальных
Большинство знаменитых картин постоянно ездит по выставкам, поэтому будьте готовы, что вы увидите не все. Я не смог увидеть Девятый вал, Черный квадрат Малевича и несколько других.
Рядом с каждой картиной висит описание в виде QR кода, но он не работает, Есть еще аудиогиды за 300 рублей, но по отзывам там ничего интересного, лучше попробуйте попасть на экскурсию.
Многие пишут об ужасном состоянии музея и плохом освещении — это чистая правда. Рассмотреть картины в коридорах невозможно, все засвечено. Но в главных залах с этим проблем нет.
Не стоит забывать, что Русский музей это старинное историческое здание, поэтому не стоит ждать комфортных условий при его посещении, но богатые экспозиции и редкие шедевры мастеров стоят того, чтобы потерпеть некоторые неудобства.
Картины Малевича
Музей обладает уникальной по своей величине коллекцией работ знаменитого Казимира Малевича: в собрании более 100 картин живописью и 40 – графикой.
«Голова крестьянина» — эскиз к утерянному большому полотну «Крестьянские похороны», написанный в оригинальной манере супрематизм. Своим стилем картина отдаленно напоминает икону, но написанную в очень примитивной манере. Также в музее хранится большое полотно «Скачет красная конница» — единственная признанная в Советском союзе абстрактная работа Малевича.
Никто не знает точных дат никаких картин Малевича, так как художник-провокатор намеренно неправильно их датировал.
В корпусе Бенуа среди коллекции Казимира Малевича хранится скандально-известный «Черный квадрат» — один из четырех написанных. Шедевр одновременно выражает идею, что современное искусство больше не требует изображения предметов («нуль форм» или «ничто») и символизирует икону нового времени – пустоту, без бога (на выставке картина висела в красном углу). «Черный квадрат», хранящийся в русском музе, — второй по счету из написанных. Первый, с которого делались авторские копии остальных, находится в Третьяковской галерее. Вариант в Русском музее готовился для выставки в Венеции и отличается от первого квадрата размерами и пропорциями.
Картины Айвазовского
Невозможно пройти мимо полотен знаменитого художника-мариниста. Английский живописец Уильям Тернер, преклоняясь перед его талантом, посвятил ему стихотворение.
Его «Девятый вал» известен во всем мире; это первое, что приходит на ум при упоминании Ивана Айвазовского. Сам царь Николай I приобрел картину для своей коллекции.
Интересно то, что, ранее живописец никогда не переделывал небо на своих картинах, но в «Девятом вале» оно буквально было переписано заново. В итоге Айвазовский смог добиться невероятного эффекта в изображении пробивающегося сквозь тучи солнца.
В 2005 году на аукционе картина была оценена в 1,704 млн $.
Еще шедевр, хранящийся в Русском музее и написанный незадолго до смерти живописца – «Волна». Это полотно считается наравне с «Девятым валом» одним из сильнейших у Айвазовского.
Когда мы были в Русском музее «девятый вал» был убран, а вместо него висела «Волна»
https://www.instagram.com/p/Bxcc7oJAGJC/?utm_source=ig_web_options_share_sheet
«Богатырь», Врубель
Год написания: 1898Размер: 321,5 × 222 смМестонахождение: Русский музей, Санкт-Петербург
Вариант 1 — Кратко
9 предложений/ 102 слова
Картина Михаила Врубеля «Богатырь» была написана художником в лучших традициях фольклорного жанра. На полотне изображён благородный русский воин в шлеме и доспехах, с густой рыжей бородой и оружием в руках. Мужчина сидит верхом на своём верном буром скакуне.
Образ богатыря собирателен и лишён индивидуальных черт, поэтому лицо его прописано грубыми быстрыми мазками. Фигуры мужчины и его лошади выглядят громадными на фоне окружающего их лесного пейзажа. Таким образом художник подчёркивает исполинскую силу и истинную мощь настоящего русского богатыря.
На переднем плане среди еловых ветвей изображены шпионящие за героем совы. Позади виднеются миниатюрные берёзки и другие лиственные деревья. Небо окрашено в багряные закатные цвета.
Вариант 2 — Подробно
16 предложений/ 214 слов
Картина «Богатырь» была создана Михаилом Врубелем на одном дыхании. Всего за несколько недель, практически без предварительных набросков.
На полотне изображён могучий мужчина, настоящий исполин — русский богатырь. Изначально живописец планировал нарисовать Илью Муромца и назвать работу его именем, но затем намеренно лишил своего героя каких-либо индивидуальных черт, сделав его образ собирательным.
Поэтому зрителю видна лишь густая рыжая борода богатыря, да смутное грозное выражение на его лице, прописанном грубыми быстрыми мазками. Тело героя защищают тяжёлые доспехи, голову — высокий остроконечный шлем. За плечами мужчины виднеется лук, на поясе блестит рукоятка меча.
Как и положено фольклорному герою, богатырь сидит верхом на своём верном скакуне. Габариты лошади столь же громадны, сколь размеры её хозяина. В целом на полотне нарушена перспектива, в результате чего фигуры богатыря и его коня кажутся чрезмерно большими на фоне всего остального пейзажа. Это придаёт картине сказочный облик.
Лес, окружающий героев, также наполнен удивительными элементами. На переднем плане среди еловых ветвей изображены грозные совы — известные спутники тёмных сил, призванные шпионить за положительными героями. Вдали виднеются алые проблески закатного неба, окрашивающие растущие у линии горизонта деревья в тревожные кроваво-красные оттенки.
Изначально полотно «Богатырь» имело симметричную прямоугольную форму, но затем первый обладатель картины подрезал её вверху углом с двух сторон, чтобы вставить в готическую раму. В таком виде работа Врубеля и дошла до современного зрителя.
см. также:Все сочинения-описания картин
Врубель Михаил Александрович (1856 — 1910)
Говорят, что портрет-картина «Царевна-Лебедь» написана на сюжет «Сказки о царе Салтане» Пушкина, а моделью для написания портрета служила жена Врубеля Надежда Забела-Врубель. Однако, никаких прямых связей со сценической трактовкой «Царя Салтана» в картине нет, и сама царевна даже не похожа на Н.И. Забелу — совсем другое лицо. Вероятнее всего, Врубель придумал лик Царевны, в котором отдаленно отразились и слились черты и его жены, и дочери когда-то любимой им женщины, а может быть, и еще чьи-то.
Конечно, Врубель писал не просто портрет. Не живую женщину из плоти и крови писал художник, а фантастическое существо, для которого морская пучина — дом родной. Красота врубелевской Царевны-Лебеди рождена морской стихией, она как-бы соткана из закатных лучей, игры волн, блеска камней, шума прибоя. На ее неживом лице игра цветов — от иссиня-черного моря до розово-багряной зари — подобна переливу тонов на фарфоре. Только глаза живут на этом лице, и в них безмерная грусть. Шелестят под ветром крылья, сверкают дорогие каменья в ее головном уборе, затягивает, манит прощальный взгляд. В этом взгляде тоска по земному облику, по земной любви и радости.
Конечно, это не пушкинская «Царевна-Лебедь», и не из оперы Римского-Корсакова. Там она дневная, светлая. Царевич Гвидон спасает ее от злого коршуна и женится на ней, и все устраивается к общему счастью. На картине Врубеля загадочная птица с ликом девы едва ли станет женой человека, и благополучия не обещает ее томный прощальный взор, ее жест руки, предостерегающий, призывающий к молчанию. Царевна не приближается, она уплывает во тьму.
Настроение картины тревожно-печальное. Так написано трепещуще-перламутовое, с отблесками заходящего солнца оперение Лебеди, что мы слышим этот шелест, этот трепет, слышим холодные ровные удары прибоя о берег, усиливающие ощущение безнадежности и грусти. Еще миг — и потухнет полоска зари, исчезнет красота царевны, только взмахнет крыльями большая белая птица и скроется в волнах…
Картину «Царевна-Лебедь» особенно любил А.Блок. Репродукция с нее всегда висела в его кабинете в Шахматове. Ею навеяно большое стихотворение с подзаголовком «Врубелю». Стихи не иллюстрируют картину Врубеля, они навеяны различными ассоциациями, возникшими от картины…
Дали слепы, дни безгневны,Сомкнуты устаВ непробудном сне царевны,Синева пуста…
Будут вёсны в вечной сменеИ падений гнет.Вихрь, исполненный видений, -Голубиный лет…
Что мгновенные бессилья?Время — легкий дым…Мы опять расплещем крылья,Снова отлетим!
И опять в безумной сменеРассекая твердь,Встретим новый вихрь видений,Встретим жизнь и смерть!
«Пан» 1899
На картине представлен мифический герой Пан. Согласно античной легенде, козлоногий бог лесов и полей полюбивший прекрасную нимфу, бросается за ней в погоню. От страха нимфа превращается в тростник. Пан делает из этого тростника свирель и с тех пор наигрывает на ней нежную мелодию.
Картина Врубеля как бы передает содержание этой красивой сказки. Пан подобен лукавому лешему. Его вид совсем не вызывает страха. Одной рукой он сжимает флейту, другой рукой опирается на свое мохнатое колено. Загнутые черные рога на лысине, седые кудрявые волосы, длинная борода, белые брови и усы, козлиные ноги с шлейфом из пуха… Он подобен старому пню, заросшему мхом. Пан согнулся от старости и устал от жизни. Художник изобразил старика на фоне ночного пейзажа с уплывающей за горизонт луной. Лукавые голубые глаза Пана напоминают чистую воду лесного ручья. Врубелю удалось воплотить в своем сказочном герое дух природы, сделать его ее неотъемлемой частью.
Рекомендации родителям:
Расскажите ребенку древнегреческую историю о рождении первой флейты.
Однажды лесной бог Пан полюбил прекрасную нимфу Сирингу. Деве не нравился козлоногий бог с веселым нравом и страшным ликом. Она решила от него бежать, но Пан почти настиг ее, и Сиринга попросила реку спрятать ее. Река превратила прекрасную деву в тростник. Несчастный Пан от обиды срезал стебель тростника и смастерил из него многоствольную флейту. До сих пор в лесах Греции слышен печальный звук этой флейты, похожий на плач ребенка.
Обратите внимание ребенка на то, что в Греции флейта названа именем нимфы — Сирингой, в России этот музыкальный инструмент называется свирелью. Познакомив сына (дочь) с судьбой героя античного мира, попросите ребенка описать картину
Познакомив сына (дочь) с судьбой героя античного мира, попросите ребенка описать картину.
Картина «Принцесса Греза»
Сюжет картины взят из драмы французского писателя Эдмона Ростана. Согласно легенде, трубадур Жоффруа Рюдель, очарованный рассказами видевших ее пилигримов, влюбляется в принцессу Мелиссинду и живет мечтой о встрече с ней… Перед смертью поэт отправляется в далекое плавание, чтобы наяву увидеть свою грезу. Рыцарь умирает счастливым, так как его мечта сбылась — он увидел свою прекрасную Мелиссинду.
Трубадур Рюдель показан в драме как рыцарь духа. Рыцарство Рюделя сродни одержимости высокой мечтой, стремлению к идеалу. Всегда считалось, что рыцарь должен быть воином, обладающим необыкновенной силой. Писатель Ростан представляет своего героя сильным духом, не телом. Рюдель обессилен, но его любовь жива и реальна.
М. Горький в одной из своих статей написал о пьесе Ростана:
В России премьера пьесы «Принцесса Греза» состоялась в 1896 году. В том же году С. И. Мамонтов сделал заказ декоративных панно для Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде. Врубель создает сказочные панно: «Микула Селянинович» и «Принцесса Греза». Эти работы были отвергнуты Академией художеств и приобретены С. И. Мамонтовым. Вскоре Мамонтов выставляет панно в построенном для них новом павильоне. Высота полотна «Принцесса Греза» -7,5 метра, длина — 14 метров.
На картине изображен рыцарь Жоффруа Рюдель, играющий на арфе. Он зовет свою Грезу, перебирая струны музыкального инструмента. В безжизненном взгляде героя видна надежда на встречу с принцессой его Мечты, Мелисиндой. Мелисинда прилетает к нему как видение божественной Красоты в прозрачном жемчужно-розовом платье, с распушенными длинными волосами. Принцесса смотрит с небес на мечтающего Рюделя, держа в руке лилию, как знак чистой возвышенной любви. В последний момент жизни рыцарь счастлив – он видит свою возлюбленную.
Художник трактует сюжет легенды о любви в духе символизма. Для умирающего принца Рюделя жизнь на земле является временным пристанищем и встреча с Мелисиндой невозможна, но их сердца соединяются благодаря волшебной музыке любви.
Рекомендации родителям:
Предложите ребенку прочитать драму Ростана «Принцесса Греза» и рассказать об одном из главных героев – рыцаре Рюделе. Рассмотрите картину Врубеля и сравните оба произведения. Во время обсуждения задайте следующие вопросы:
- Почему Рюдель отправился на поиски принцессы?
- Что с ним случилось во время путешествия?
- Как призывал Рюдель свою возлюбленную? (Он перебирал струны арфы, играя нежную музыку)
- Каким образом явилась к нему Мелисинда? (Она прилетела к нему как видение).
- Какой цветок держала в руке Греза? Что он означает?
- Почему Рюделя назвали рыцарем?
Не забудьте сделать вывод: Врубель изобразил в картине свое представление о чистой и возвышенной любви. У этой истории любви нет счастливого продолжения. «Принцесса Греза» — сказка для взрослых, а такие сказки часто имеют печальный конец.
«Пан»
Свою картину художник назвал «Сатир». Облик этого сказочного существа полностью соответствует герою рассказа Анатоля Франса из книги «Колодезь св. Клары». Девизом в работе Врубеля могла бы стать фраза из рассказа Франса: « Ум мой лишен покровов, как и тело». Она и легли в основу этого странного образа, созданного художником на стыке столетий.
Сатир помещен живописцем в типичный русский пейзаж, написанный с натуры в Орловской губернии. Да и герой картины получился у него вполне русский. Он даже немного похож на «Богатыря» пытливым взглядом голубых глаз, коренастым мощным телом и грубыми узловатыми пальцами рук. Эту работу можно отнести к тем немногим врубелевским полотнам, где нет второго плана. Пан написан таким, каким он предстал в воображении художника. И он получился, несмотря на всю фантастичность, вполне земным и почти реальным.
Описание картины Михаила Врубеля «Богатырь» Картины художников
Первоначально картина называлась «Илья Муромец», написана М.А. Врубелем невероятно быстро, в течение пары недель, практически без предварительных эскизов и набросков. По форме картина была обычным традиционным прямоугольником. Заостренную сверху в виде огромного, тяжелого треугольного копья форму, она получила позже. В целом в картине нашли отражения самые монументальные и смелые замыслы художника.
Писать своего «Богатыря» Врубель начал с головы лошади, для которой искал нужный ракурс поворота. Настоящая русская ломовая под стать своему седоку, то ли под его грузом просела и копытами ушла в землю, то ли она вырастает из недр матушки-земли, питаясь ее силами, воплощая ее мощь. Где-то далеко внизу, не дотягиваясь до колен, растут сосны и ели, темным фоном, причудливо
изгибаясь, виднеется на втором плане заколдованный лес.
Огромной глыбой, словно массивная великан-гора, очерчена фигура русского богатыря, составляющая единое целое с телом коня и далее – с лесами, полями, землей и небом. Традиционная для русских богатырей одежда, узнаваемая нами, органично смотрится в сочетании красок, тонов, линий общего фона картины. В облике богатырском органично сконцентрирована сила и мощь земли и народа, исполненные величавого спокойствия и мудрости.
Черты лица не выписаны под конкретного героя одной из былин, имеют общие, обобщенные очертания, носят скорее символический, нежели индивидуальный характер. Картина в целом поражает титанической фантастичностью, чудовищной мощью и монументальностью. Гиперболичность выражена в самом подходе к воплощению богатырского начала, в одухотворенности природы и народного творческого духа. Сам автор назвал свое произведение музыкой цельного человека, которая звучит гимном родине.
Прислал: Никитина Алла . 2017-10-08 21:35:21
Картины Филонова
Ценители современных течений в искусстве смогут познакомиться поближе с неоднозначным творчеством советского художника-авангардиста Павла Филонова.
Русский музей владеет такими его картинами как «Крестьянская семья» и «Формула весны».
На настоящий момент его картины стоят миллионы долларов, хотя сам художник умер нищим от голода в блокадном Ленинграде. В СССР не провели ни одной его выставки: единственная, запланированная Русским музеем в 1929 году сорвалась по идеологическим причинам.
Всю жизнь Филонов писал «в стол», его шедевры люди смогли увидеть только после перестройки.
Картины Семирадского
Генрих Семирадский – талантливый живописец конца 19 века – один из классиков академической живописи. В основе его творчества – библейские, античные и исторические сюжеты.
«Фрина на празднике Посейдона» — шедевр, принесший ему мировую известность. Ради написания картины художник ездил в Грецию, чтобы окунуться в атмосферу юга и античности.
Полотно поражает своими гигантскими размерами. Картина стала самым популярным экспонатом, и сразу после выставки была выкуплена за 30000 рублей императором Александром III и размещена в коллекции музея. Сам Семирадский за заслуги в искусстве был принят в ряды членов Академии художеств.
Личная жизнь
Первым серьезным увлечением Врубеля оказалась жена Прахова Эмилия Львовна. Как утверждают биографы, именно ее лицо изображено на написанной после возвращения из Венеции иконе «Богоматерь c Младенцем». Порочную тягу к супруге своего покровителя Михаилу удалось побороть.
Следующая амурная заинтересованность переросла в свадьбу. С первой и единственной женой Надеждой Ивановной Забелой художника познакомил московский друг Савва Мамонтов. На момент знакомства художника знал лишь узкий круг ценителей живописи, а Надежда уже была примадонной Частной русской оперы. Певица своими голосом и красотой вдохновила Врубеля на написание картины «Гензель и Гретель», на которой он изобразил Надежду вместе с ее подругой Татьяной Любатович.
Примечательно, что между артисткой и мастером был заключен негласный договор, в котором говорилось, что, если работа удастся, Надя без пререканий выйдет за Михаила замуж. Произведение удалось. Свадебное торжество проходило в Женеве. Супруге Врубель в буквальном смысле поклонялся. Брак казался ему счастливым завершением многолетних скитаний в поисках самого себя. Вдобавок к обретенному душевному покою творец получил и уверенность в будущем. В сентябре 1901 года у Михаила и Надежды родился маленький Савва, но эта радость была омрачена врожденным пороком мальчика – заячьей губой.
Врубель усмотрел в этом «испорченную кровь» и «роковую наследственность» и с той поры стал задумчив и рассеян. Это состояние души отвратило его от всех творческих замыслов и вернуло к образу демона. Через два месяца после рождения сына он начал картину «Демон поверженный». Работа над ней продолжалась год, прервавшись лишь на короткое время преподавания стилизации студентам Строгановского училища. Но надолго уйти от «Демона» Врубель не сумел.
Картину он писал как одержимый, порой по 20 часов в сутки, поддерживая себя вином. Лицо демона он менял, даже когда картина уже попала на выставку «Мира искусства». Исключительная степень ответственности, которую он взвалил на свои плечи, разрушила и без того зыбкое психологическое равновесие художника. Живописец погрузился в тяжелое депрессивное состояние. Он считал себя преступником, достойным наказания за то, что позволил себе писать и Христа, и демона.
Смерть
В апреле 1902 года Врубеля положили в московскую клинику. Врачи диагностировали у мастера неизлечимое психическое заболевание. В марте 1903-го произошла ремиссия, и художника выписали, правда, как оказалось, ненадолго. В мае этого же года умер сын Врубеля, и уже в сентябре Михаил вновь попал в клинику. Страшные недели забытья и бреда сменялись часами сравнительного успокоения – и тогда он рисовал, правда, по требованию врачей только с натуры, ничего фантастического.
Неизлечимая, с годами прогрессирующая болезнь в 1906 году стала причиной потери Врубелем зрения. Последние четыре года Михаил Александрович провел в кромешной темноте в петербургской больнице для душевнобольных.
Художник физически страдал от того, что у него больше не было возможности созерцать жизнь, движение которой он не так давно имел возможность запечатлевать своей волшебной кистью. Врубель не пытался покончить с собой, но, подолгу стоя в морозные дни под открытой форточкой, умышленно приближал неизбежный конец. Михаил Александрович умер от воспаления легких 1 апреля 1910 года. Вдохновенную речь на похоронах, проходивших на Новодевичьем кладбище, произнес , назвав художника «вестником иных миров».
В 1913 году рядом с Врубелем похоронили пережившую мужа на три года Надежду Ивановну.
Картины Верещагина
Любителям истории и описаний военных сражений стоит увидеть знаменитые картины мастера-баталиста – В.В. Верещагина. Сам художник непосредственно участвовал в военных действиях в Средней Азии, служил во время русско-турецкой и русско-японской войны. В основном все его картины являются неким прямым репортажем с места событий, показывая быт и ужасы войны. Такова картина «Шипка-Шейново ( Скобелев под Шипкой)», где Верещагин переносит на холст свои впечатления от знаменитого завершающего сражения в русско-турецкой войне.
Помимо известного шедевра, Русский музей владеет редким полотном, на котором художник не изображает батальные действия. «У дверей мечети» — картина из турецкого периода мастера, рисующая экзотический быт восточной страны.
Bogatyr
Oil on canvas. 321.5 x 222 (rectangle with triangular top)
Mikhail Vrubel was drawn to the mystery, primordial purity and spirituality of the bylina — a traditional Russian heroic poem. The ancient hero in his decorative attire and his trusty horse are inseparable from their environment — a morose forest closely guarding its secrets.This sensation was possibly even stronger before the first owner, Malich, decided to change the original square format of the picture. The canvas was cut on three sides and inserted into a Gothic frame with an angular top. The artist wrote to his sister in January 1899: “The work is almost finished. I am so delighted by it that I want to risk showing it at the Academy exhibition — if it is accepted. After all, I am an attested decadent. This, however, is a misunderstanding; I believe that my new work will set the record straight.” Mikhail Vrubel’s panel was highly rated by the famous Russian composer Nikolai Rimsky- Korsakov.
Vrubel Mikhail Alexandrovich
Картины Репина
Главный шедевр Репина «Бурлаки на Волге» также хранят стены Русского музея. Интересно, что главный шедевр был написан художником в молодом возрасте: ему еще не было 30 лет.
Лица персонажей реалистичны и достоверны, так как мастер лично был знаком с каждым из изображенных работников-бурлаков и подолгу вел с ними беседы. Это помогло ему отразить на холсте своеобразный и самобытный характер каждого персонажа.
Репин написал несколько вариантов полотна, причем зритель видит второй вариант, написанный поверх первого. А рядом с шедевром в зале находится эскиз с композицией под совершенно другим углом зрения.
Илья Репин знаменит и другими своими картинами. Например, в музее находится полотно «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», которое еще раз подтверждает мастерство мастера в создании индивидуальных, характерных портретов.
Картина признана исторически недостоверной, но имела шумный успех и была выкуплена императором Александром III.
Особого внимания заслуживает самая масштабная работа художника: «Торжественное заседание Государственного совета».
Этот панорамный шедевр был выполнен Репиным в рамках правительственного заказа в честь столетнего юбилея со дня учреждения совета.
На картине изображен 81 человек. Под монументальное полотно и предшествующим ему шестьюдесятью портретам государственных деятелей выделен отдельный зал с естественной подсветкой – окном в потолке. Каждое из лиц на огромном холсте узнаваемо, а масштабы и реалистичность композиции позволяют зрителю окунуться в эпоху начала 20 века и создают эффект присутствия на этом знаменательном событии.
Лекция «Михаил Врубель. «Богатырь» — Виртуальный Pусский музей
13 февраля в 15.00 в Центральной районной библиотеке им. В.Г. Белинского в рамках проекта «Русский музей: виртуальный филиал» состоялась встреча, посвященная одному из шедевров замечательного русского художника Михаила Врубеля – его картине «Богатырь».
Михаил Александрович Врубель — один из известнейших художников XIX—XX веков. Русский фольклор, привлекающий своей цельностью мировосприятия, занимал очень большое место в его творчестве. Здесь он находил опору своей вечно мятущейся душе и показывал свое видение и представление данного мира. Одним из самых смелых и монументальных произведений автора является его картина «Богатырь».
Могучий титан недвижимо восседает на чудовищно огромном коне на фоне фантастического вечернего леса. И всадник, и конь как будто возникают из причудливого узорочья деревьев, освещенных последними лучами заходящего солнца. Ноги коня, кажется, вырастают прямо из земли рядом с маленькими пышными елочками, на которых сидят мудрые птицы. Невольно возникает мысль, что силу богатырю дает сама природа, сама матушка-Земля.Лошадь изображена очень сильной и могущественной. Ее копыта погрузли в земле, и создается впечатление, будто бы она появляется из недр земли. Но когда смотришь на массивную фигуру богатыря, то кажется, что это под силой его веса она погрузла в землю. На богатыре надеты защитные латы. За спиной виднеются лук и стрелы. Весь его образ очень смелый и боевой.
Автору удалось создать монументальный эпический образ богатыря как порождения могучих сил природы. Его фигура занимает всю поверхность холста: «Чуть повыше леса стоячего, чуть пониже облака ходячего».
Своеобразная колористика присуща всем картинам знаменитого художника Врубеля. Не стало исключением и его творение «Богатырь». Так усложнить цветовую палитру, воплотить на холсте совершенно неведомые до того сочетания может очень редкий талант.
Вы только взгляните на былинного богатыря, на его мощь и могучую силу. Всем понятно, что это не какой-то абстрактный герой, а известный всем Илья Муромец. Кстати, картина первоначально так и называлась. Но, желая придать произведению масштабность, подчеркнуть, что сила русская не в одном Илюше, что богата великая Русь такими богатырями, автор отредактировал название. Это нисколько не уменьшило могучей силы, которая исходит от картины.
Таким образом, автор подчеркнул, что мощь великой державы не в одном молодце-удальце. Богатыри русские, рожденные на славной земле, питаются ее водами, берут силы от великой Природы. Художник проник в самую суть мировоззрения славян, воспринимавших себя в единстве со всеми формами одухотворяемой ими природы, а живописные приемы, найденные автором, также адекватны монументальному строю русских былин.Н.Г. Гарин-Михайловский был поражен «страшно мощной и в то же время инертной фигурой с детски голубыми глазами, меньше всего сознающими эту свою силу и так поразительно выражающими ее». Картину, вызвавшую сильное неприятие многих современников, называют теперь шедевром живописца наряду с «Паном», «Царевной-Лебедью» и другими работами.
«Сирень» и «Царевна-Лебедь»
В 1900г. Михаил Врубель написан еще две известные картины, между которыми существует несомненная связь. И в «Сирени», и в «Царевне-Лебеди» центром композиции становится женское лицо, окруженное таинством мира цвета. В первой картине сюжет полностью растворен в образе. Здесь – стихия живописи, которая из разрозненных мазков создает то тяжелые грозди сирени, а то, вдруг, какой-то рассыпающийся узор. На этом построен главный эффект картины, это главное, а не девичье лицо, которое вполне может принадлежать дриаде – жительнице сиреневых зарослей. Исследователи творчества Михаила Врубеля считают, что в цветовой гамме «Сирени» уже пробиваются отблески колористики «Демона поверженного».
В отличие от «Сирени», «Царевна-Лебедь» кажется не видением, а воссозданием изображения живого человека. Однако в этом и заключается главный «нерв» картины. Образ царевны, вроде бы вполне сотканный из крови и плоти, погружает зрителя в пленительную, но немного жуткую сказку, далекую от светлой поэзии А.С.Пушкина.
«Царевна-Лебедь» Врубеля рождается из свободных легких мазков, которыми написаны и крылья, и хрупкие плечи, и почти детское отрешенное лицо. Оно далеко от канонов русской женской красоты. Откуда эти призрачные оттенки, огромные печальные глаза и страдальчески искривленные губы? В облике Царевны-Лебеди прочитывается явное сходство с чертами Демона, который по-прежнему живет в воображении художника.
Врубель М.А. Портрет С.И. Мамонтова. 1897. Холст, масло. 187х142,5. ГТГ. | Портрет С.И. Мамонтова (1897 г.) | Врубель М.А. Дама в лиловом. Портрет Н.И. Забелы-Врубель. 1904-1905. Холст, масло. 160х130. ГРМ |
Описание картины Михаила Врубеля «Богатырь»
Картина Богатырь раньше называлась по-другому. Когда работа была выполнена в первый раз, то Врубель назвал ее Илья Муромец. Тогда художник написал ее без рабочих набросков. Напоминала она обычный прямоугольник, а сверху над ним было острое копье. В принципе, как следствие, картина получила массовое признание, а задачи и цели художника были решены. Кстати, писать свою картину художник начал с головы коня, которая была выверена до миллиметра. Эта лошадь получилась грациозной, мощной и ломовой, такая, какая нужна была этому богатырю. Видно, что копыта лошади от груза усели в землю. А может быть этим автор работы хотел сказать, что лошадь, как символ земли, которая питается силой и мощью из самых недр. Вдалеке растут красивые сосны, величественно возвышаясь над всем мирским. На ум сразу приходит сказочный лес, такой же таинственный и могучий.
Фигура богатыря изображена очень доходчиво и массивно. Врубель сделал так, чтобы тело коня и богатыря были одним целом. Одежда, которая видна на богатыре, написана в русском классическом стиле, то есть все мы ее прекрасно знаем и понимаем. Даже тона и оттенки на ней смотрятся очень гармонично, как бы заменяя друг друга. Художник постарался сделать образ богатыря таким, чтобы было ясно, весь русский народ окутан мощью и мудростью. Символ богатыря это скорее индивидуальный характер, нежели общие очертания всех богатырей. В данной работе присутствует фантазия художника и искрометная монументальность. Есть место и для гиперболичности, духовности творческого начала. Врубель придал этой картине родной и народный смысл, это настоящая музыка, которая переходит в гимн. Написав эту картину, художник осмысленно соединяет русскую душу с народным творчеством. Возникает ощущение цельности и сопричастности. Лучшего патриотического образа и не создать.