Заграница
Женившись в 1862 году на Елене Шейнс, художник в декабре того же года вместе с супругой отправляется в поездку по Европе. Дольше всего Перовы задержались в Париже. Здесь живописца также больше всего интересует жизнь народа, теперь французского. Интересные типажи детей и взрослых и необычные для русского глаза уличные сценки становятся предметом живописи художника. Написав ряд полотен за два года пребывания здесь, художник чувствует настоящую ностальгию. Он обращается в Академию, чтобы согласовать досрочный приезд домой. Получив разрешение, устремляется в Москву – здесь он проживёт все оставшиеся годы.
Учёба в провинции
В Арзамасе прошли годы учёбы Василия. В период 1843-1846 гг. он учился в уездном училище, живя при нём под присмотром учителя. В это время мальчика уже влекло к рисованию – когда-то он видел, как работает художник, приглашённый отцом, и это очень впечатлило ребёнка. Теперь он, выкраивая время для любимого занятия, много рисует. Отец, прислушавшись к сыну, в 1846 году отдаёт его в художественную школу Арзамаса, которая была первой в России школой живописи, открытой в провинции – плата за учёбу здесь была невелика, а профессия при наличии таланта была уважаемой и доходной. Основатель школы, её руководитель, педагог А.В. Ступин наличие дарования у старательного «Васеньки» заметил с первых уроков, а усердие и трудолюбие самого ученика позволили ему раньше других перейти от карандаша к масляным краскам. Заниматься мешала только зависть некоторых одноклассников к успехам и таланту Перова. У него не было желания тратиться на конфликты и, не окончив школу, в 1849 году он уехал к родителям.
Картина «Сцена на могиле», Перов
Однако Павел Третьяков приобрел картину для своей галереи. В нем и в целом во всем его творчестве отражена судьба русского народа. Особенно трогательными получились картины, на которых изображены бедные дети. Спасибо за Перова. После долгих уговоров она согласилась. Жизнь состоит из таких моментов, которые просто иногда невозможно никак передать. Герои работы образуют своеобразную скульптурную группу намогиле.
(1868). Все сюжеты для своих произведений Перов брал из жизни, наблюдая ее со всех сторон. Одиноко стоит в центре комнаты сама молодая девушка. Любовь к анекдоту сохраняется у Перова и позже (картина «Приезд гувернантки в купеческий дом», 1866, Третьяковская галерея, Москва).
Перов за свою жизнь побывал во многих странах, но больше всего его привлекла Франция, ставшая позже для него вторым домом. Живопись этого художника – это жизнь и быт обычных крестьян, купцов. В последнем получил серебряную медаль за этюд головы мальчика. Так, в своей работе «Чаепитие в Мытищах, близ Москвы» художник затронул остросоциальную тему отношения сытого попа и нищего старика с мальчиком. Портрет Ф. М. Достоевского кисти Перова (1872, там же) считается лучшим живописным изображением писателя.
Описание картины Василия Перова «Сцена на могиле»
Одним изсамых известных портретов стало полотно сФедором Достоевским. Тяжело придется бедной девушке в этой сытой, но бездушной семье. 18-летним юношей поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Нанем изображен сытый ленивый священник заполуденным чаем идвое истощенных нищих, которых прогоняет отстола прислуга. На темном фоне рельефно выделяется бледное лицо Достоевского. Запокупку «бездуховного» полотна ему грозило неодобрение Священного Синода, аПерову— ссылкой вСоловецкий монастырь.
П. Погодин», оба — 1872 все — Третьяковская галерея). Вэтот период онписал полотна сосценками изжизни русской провинции— «Птицелов», «Охотники напривале», «Ботаник»— ипортреты. Первоначально учился живописи в школе Ступина в Арзамасе. Однако художника мнение критиков несмущало ив1862 году оннаписал следующее социальное полотно «Чаепитие вМытищах». Многие критики до сих пор склоняются к тому, что тематика холста была взята из одноименного произведения Тургенева «Отцы и дети».
Полотно «Старики-родители на могиле сына» выполнено в традиционном стиле русского реализма. Вдокументах ончислился как Васильев— пофамилии крестного.
Картина была написана. Старик же выглядит более стойким, но всё же показывается его невыносимая горечь, как бы старательно она не была спрятана. Василий Перов родился в1834 году всибирском городе Тобольске. Все самое прекрасное и необыкновенное в обычной, повседневной жизни.
Список картин Василия Григорьевича Перова
Полотно «Старики-родители на могиле сына» выполнено в традиционном стиле русского реализма. Здравствуйте. Многие критики до сих пор склоняются к тому, что тематика холста была взята из одноименного произведения Тургенева «Отцы и дети». Как известно, Перов запечатлел этого мальчика на своей картине (в середине) и через некоторое время мальчик умер. Ее строгий, скромный костюм контрастирует с безвкусной обстановкой комнаты. Персонажи Перова, — в том числе крестьянин «Фомушка-сыч» (1868) или купец И. С. Камынин (1872 оба — там же), полны особой внутренней значительности вне зависимости от своего социального и культурного статуса яркая индивидуальность порой сочетается в них с беспрецедентной (для русской портретной традиции тех лет) напряженностью духовной жизни иногда на грани мучительного трагизма (как в портрете Ф. М. Достоевского).
Ученики мастеровые везут воду» (1866 обе — там же) крестьянские похороны в первом случае и эпизод из жизни обездоленных детей-подмастерьев во втором предстают уже не просто социальной сатирой, но драмой об «униженных и оскорбленных», по смыслу своему общечеловеческой. Таковым стало его полотно «Последний кабак у заставы». Однажды у Тверской заставы он увидел усталых пешеходов – старушку с мальчиком. Н. Островский», 1871 «В. И это все мы переживаем каждый раз, даже не задумываясь насколько это величественно. Именно здесь он открыл весь свой талант художника бытовой живописи.
В 1861 году по окончании училища получил золотую медаль. Женщина ссутулилась, спряталась за своего мужа от всего внешнего мира, чтобы скрыть всю свою печаль. Перов тяготился заграничной жизнью истрастно желал вернуться домой. Иначе может быть уже слишком поздно.
Наследие
Работы Перова по большей части принадлежат российским музеям, в основном Третьяковской галерее, немало их в Государственном Русском музее, но есть и в Саратове, Рязани, Чебоксарах, Самаре и других городах.
Наиболее известны полотна:
- «Приезд гувернантки в купеческий дом» (1866);
- «Тройка» (1866);
- «Последний кабак у заставы» (1868);
- «Сцена у железной дороги» (1868);
- «Портрет В.В. Безсонова» (1869);
- «Портрет А.Ф. Писемского» (1869);
- «Птицелов» (1870);
- «Охотники на привале» (1871);
- «Портрет А.Н. Островского» (1871);
- «Портрет В.И. Даля» (1872);
- «Портрет Ф.М. Достоевского» (1872);
- «Голубятник» (1874);
- «Плач Ярославны» (1881).
Историческая правда – главное достоинство бессмертных произведений великого Перова.
Василий Дмитриевич Поленов 1844-1927
Краткая биография художника Сурикова Василия Ивановича
Биография художника Тропинина и его «счастливое дарование»
Москва и уверенные шаги к славе
Проведя несколько лет дома, в течение которых Василий Перов не оставлял кисть, и написал ряд прекрасных и пронзительных полотен («Нищий, просящий милостыню» и других), молодой художник в 1852 году едет в Москву. С лёгкостью поступив в училище живописи, вскоре столкнулся с материальными трудностями, из-за которых чуть было не оставил учёбу. Поддержал талантливого ученика Е.Я. Васильев, преподаватель, который дал Перову кров и заботу до окончания им училища.
Обучение в целом велось классическими методами, направленными на соблюдение традиций, сообразных со ступинской школой. В этой манере Перов написал портрет своего брата, за который в 1856 году в Императорской академии художеств начинающий художник получил малую серебряную медаль. Талант молодого живописца побуждал его смелее вносить в свои работы новаторские идеи, и за работу «Приезд станового на следствие» Перов кроме большой серебряной медали получил первую известность, лестные отзывы критиков и восторги публики. Картину приобрёл русский купец и коллекционер Г.И. Хлудов.
С этого времени художник увлекается трагическими сюжетами из жизни народа, эта тема будет волновать Перова долгие годы. Не все работы удовлетворяли самого живописца. К примеру, ему не нравилась «Сцена на могиле» (1859), созданием которой руководил Е.Я. Васильев. По мнению Перова, она выглядела неправдоподобно.
Следующий год принёс художнику малую золотую медаль – «Первым чином» (1860) Перов показал себя как искусный сатирик, расширив свои возможности и интересы. Эта награда открыла ему путь к большой золотой медали, за которой он отправился в Санкт-Петербург.
Петербург
В 1861 году художник на суд жюри представил две картины: «Проповедь в селе» принесла ему большую золотую медаль и поездку за границу, «Сельский крестный ход на Пасхе» – и восторги, и непонимание одновременно. Причиной разноголосицы публики стала подмеченная Перовым правда жизни, которой многие испугались. Картину впоследствии купил П.М. Третьяков.
Окончив училище, Перов в 1862 году представил публике ещё одну остросоциальную картину: обрюзгший самодовольный монах, склонный к чревоугодничеству, в «Чаепитии в Мытищах» противопоставлен инвалиду войны, жизнь которого полна мук и лишений, и только оборванный мальчик-поводырь надёжный его товарищ.
Родина, тема трагизма
В Москве Перовы остановились у Ф.Ф. Резанова, дяди Елены. И началась размеренная жизнь, в которой главным было искусство. Сразу после приезда в Россию, с 1865 года, Перов приступил к исполнению своего заграничного замысла – начал большое полотно на тему жизни монастыря, которое впоследствии писал всю жизнь. Живописец следил за художественными конкурсами и принимал в них участие. За «Проводы покойника» Василий Перов в 1865 году получил первую премию, критики картину назвали великой, так тронула сердца пронзительная сцена на ней. Начался период наиболее пристального взгляда художника на драму, преследующую русский народ. Изображение Перовым детей внутри этой драмы, имя которой нищета, унижение, безысходность, особенно острое.
В 1866 году художник был удостоен звания академика. В 1867-м пять работ живописца экспонировались на Всемирной выставке в Париже и были оценены по достоинству. В том же году на академической выставке среди прочих картин Василия Григорьевича Перова «Утопленница» выделилась особо.
Перов с передвижниками
В 1869 году Василий Григорьевич с энтузиазмом ухватился за идею Мясоедова создать Товарищество передвижных выставок и взялся за его московскую часть. Административной работой Товарищества Перов занимался в течение следующих семи лет.
На показах передвижников особой популярностью пользовались сюжеты на житейские и бытовые темы, близкие большей части зрителей и потенциальных покупателей. Так, на 1-й в истории выставке ТПХВ были показаны «Рыболов» и «», которые позже отправились на Всемирную выставку, а также некоторые портреты.
В 1871 году Перов начинает преподавательскую деятельность в МУЖВЗ.
Происхождение
Родился в Тобольске в начале января 1834 года (точная дата не известна, возможно, 2-е или 4-е число). Отец барон Криденер, губернский прокурор, женился на матери Василия после рождения сына (это был его второй брак), поэтому ребёнок считался незаконнорожденным и не мог носить фамилию отца и наследовать баронский титул. В документах первое время мальчик упоминался как «Васильев» (Василием звали крёстного). Перовым он стал с лёгкой руки дьячка, который учил мальчика грамоте, за старание и прилежание на уроках письма, где перо было главным инструментом.
Василию было несколько лет, когда отец оставил службу (дружил с декабристами, за что и был уволен). Семья в поисках доходного места некоторое время колесила по России, побывав в Архангельске, под Дерптом, в Самарской губернии. В 1842 году отец устроился управляющим в имение помещика в Нижегородской губернии.